Конспект Урок обучения грамоте 1 класс (1-4). Гласные буквы, обозначающие один звук

Урок обучения грамоте 1 класс (1-4). Гласные буквы,
обозначающие один звук

  Тип урока: Изучение нового материала  Тема: Гласные буквы, обозначающие один звук.  Цель:  1. Познакомить с группой гласных, которые обозначают один звук, рассмотреть роль букв в словах. 2. Развивать речевую и мыслительную деятельность учащихся. 3. Воспитывать мировоззренческую направленность активности на уроке через предложенные задания.
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель начинает урок со стихотворения и использует его только для организации внимания.  Звенит веселый колокольчик. Игрушки все свои оставь, Нам нужно дружно поздороваться. И у столов красиво встать.
II. Актуализация опорных знании.
На доске слова: Речь, предложение, устная, математика, письменная, слово, звук, буква. У: Что видим на доске? Д: Слова. У: Что можете предложить выполнить с этими словами? Д: 1. Прочитать (читают). 2. Выделить лишнее слово (Думаю, есть лишнее слово - математика, так как все понятия из обучения грамоте, а математика не подходит.)  3. Можно слова поставить в определенном порядке (Дети называют, учитель ставит карточки). Д: Для общения человек использует речь. Речь бывает письменная и устная. Речь состоит из предложений. Предложения состоят из слов. Слова на письме обозначаем буквами. В устной речи мы слышим звуки. На доске появляется схема:
РЕЧЬ

ПИСЬМЕННАЯ
УСТНАЯ 

ПРЕДЛОЖЕНИЕ

СЛОВО

БУКВА 
ЗВУК

III. Восприятие, осмысление нового материала.
У: Сегодня на урок я хотела принести для вас подарок, но с моим подарком случилась беда. Посмотрите: Д: Нужно эти знаки дописать. У: Что это был за подарок? Дети рассуждают. Ответы бывают разные: правильные и неточные, но приходят к выводу: Это буквы. У: Как их можно использовать на уроке? Д: Придумать слова с этими буквами. Разделить буквы на группы. Назвать звуки, которые они обозначают (называют).  У: Чем отличается буква от звука? Д: Звук - слышим и произносим, букву - видим и пишем. У: Сколько звуков мы услышим если назовем букву?
А(а)
у(у)
ы(ы)

И(и)
э(э)
о(о)


Д: Мы услышим один звук. У: Какие это звуки? Д: Гласные. У: Докажите. Какую особенность мы подметили у этих гласных? Дети называют особенности гласных звуков. Эти гласные дают один гласный звук. У: Давайте назовем еще раз группу этих гласных. Д: и, у, э, ы, о, у.  Вывод: Что их объединяет? У: Я считаю, что есть один лишний звук. По какому признаку я определила? На слух приводят примеры и определяют, почему лишний И. Если дети затрудняются, учитель помогает сам.
IV. Закрепление изученного.
На доске печатный текст, подготовленные дети читают хором с учителем. Много с буквами хлопот Уж такой они народ. Но когда с умом, толково, Их поставить в четкий ряд, Превратятся буквы в слово И с тобой заговорят. У: Что заметили? Есть ли в данном стихотворении буквы о которых мы говорили? Попробуйте их найти в первых двух строчках. Один ученик у доски подчеркивает гласные, все остальные печатают их в тетрадях или выкладывают в разрезных азбуках. Проверяют:  Много с буквами хлопот. Уж такой они народ.  У: Почему автор говорит, что с буквами много хлопот? Дети рассуждают. У: Для чего же нам нужны буквы? А как об этом сказал автор стихотворения?  Д: Буквы, встав в ряд образовывают слова.  У: Что произойдет, если гласные буквы в словах исчезнут? В тексте, где подчеркивали гласные, они теперь исчезли.  Мн г  с б кв м  хл п т  ж т к й   н  н р д.  Вывод: Без гласных нет слов. У: Послушайте, какая история произошла в лесу. Но мне нужна ваша помощь. Вы готовы мне помочь? Учитель рассказывает историю. Дети - участники: читают полученные слова, могут озвучивать героев, показывать, как они двигаются.  История: Однажды аист выступал на соревнованиях и получил в награду медаль, на которой было написано одно слово: ПОБЕДА. Устал аист, прилег на полянке и уснул. В это время прибежал на полянку ежик. Видит, буквы стоят. Понравилась ежику первая буква. Славные ворота получаются. Взвалил на спину и понес. Откуда ни возьмись медведь. Хмурый, злой. Ревет, ничего не понять, что случилось. "Нет у меня ..." - ревет медведь. Хорошо, буквы помогли. Прочитали и поняли, чего нет у медведя: ОБЕДА. "Верно!" - говорит медведь. Бочка у меня развалилась. А вот и обруч для неё. Прихватил букву О и унес. Вдруг зайка выскочил. Взглянул на слово и замер. Что же он увидел? БЕДА - Ой, где беда! Налетел на букву Б, стукнул её, она и укатилась в кусты. От такого шума и аист проснулся. Посмотрел на слово и увидел: ЕДА. Вкусное слово, решил подкрепиться. Взял букву Е, нацепил на палочку и как вилочкой стал червячков в траве искать. У: Понравилась ли вам история? Давайте прочитаем, что скажут буквы? ДА. У: Чему учит нас эта история? Д: Буквы играют большую роль. Нельзя их пропускать, убирать, так как изменится слово. У: Какое слово в нашей истории начиналось с гласной буквы? ОБЕДА (На усмотрение учителя. Можно предложить самим составить новые слова из других слов.) Работа с учебником с 20 У: Что же произойдет, если изменить одну только гласную? Как буква меняет предмет? У: С чего начать выполнять задание? Д: Назвать предмет и вставить пропущенную букву. У: Сравни предметы в одном прямоугольнике. Д: Две буквы С Т одинаковые и в конце слова буква Л. Отмечаются буквами в середине О У. И получили два разных предмета стол и стул. Далее работа идет по аналогии с другими парами слов. Вывод: У: Как называются вписанные тобой буквы. Д: Гласные (О, У, И, Ы) У: Что мы узнали об этих гласных? Д: Они дают один звук (Дети могут называть все изученные признаки гласных) Прочитай: с 20 (Азбука)
Картинка
Буква
Буква
Картинка

лампочка
Л
М
Морковки

Это репродуктивное задание предлагаю провести, как творческое. Дети должны увидеть закономерность и продолжить ряд (предмет, буква, с которой начинается название предмета и наоборот). Дети могут использовать другие буквы в том числе и не изученные на уроке, можно использовать группу гласных, которым был посвящен урок.