Конспект Урок обучения грамоте 1 класс (1-4). Гласные буквы, обозначающие один звук
Урок обучения грамоте 1 класс (1-4). Гласные буквы,
обозначающие один звук
Тип урока: Изучение нового материала Тема: Гласные буквы, обозначающие один звук. Цель: 1. Познакомить с группой гласных, которые обозначают один звук, рассмотреть роль букв в словах.2. Развивать речевую и мыслительную деятельность учащихся.3. Воспитывать мировоззренческую направленность активности на уроке через предложенные задания.
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель начинает урок со стихотворения и использует его только для организациивнимания. Звенит веселый колокольчик.Игрушки все свои оставь,Нам нужно дружно поздороваться.И у столов красиво встать.
II. Актуализация опорных знании.
На доске слова: Речь, предложение, устная, математика, письменная, слово, звук, буква.У: Что видим на доске?Д: Слова.У: Что можете предложить выполнить с этими словами?Д: 1. Прочитать (читают).2. Выделить лишнее слово (Думаю, есть лишнее слово - математика, так как все понятия из обучения грамоте, а математика не подходит.) 3. Можно слова поставить в определенном порядке (Дети называют, учитель ставит карточки).Д: Для общения человек использует речь. Речь бывает письменная и устная. Речь состоит из предложений. Предложения состоят из слов. Слова на письме обозначаем буквами. В устной речи мы слышим звуки. На доске появляется схема:
РЕЧЬ
ПИСЬМЕННАЯ
УСТНАЯ
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
СЛОВО
БУКВА
ЗВУК
III. Восприятие, осмысление нового материала.
У: Сегодня на урок я хотела принести для вас подарок, но с моим подарком случилась беда. Посмотрите:Д: Нужно эти знаки дописать.У: Что это был за подарок?Дети рассуждают. Ответы бывают разные: правильные и неточные, но приходят квыводу: Это буквы.У: Как их можно использовать на уроке?Д: Придумать слова с этими буквами. Разделить буквы на группы. Назвать звуки,которые они обозначают (называют). У: Чем отличается буква от звука?Д: Звук - слышим и произносим, букву - видим и пишем.У: Сколько звуков мы услышим если назовем букву?
А(а)
у(у)
ы(ы)
И(и)
э(э)
о(о)
Д: Мы услышим один звук.У: Какие это звуки?Д: Гласные.У: Докажите. Какую особенность мы подметили у этих гласных?Дети называют особенности гласных звуков. Эти гласные дают один гласныйзвук.У: Давайте назовем еще раз группу этих гласных.Д: и, у, э, ы, о, у. Вывод: Что их объединяет?У: Я считаю, что есть один лишний звук. По какому признаку я определила?На слух приводят примеры и определяют, почему лишний И. Если детизатрудняются, учитель помогает сам.
IV. Закрепление изученного.
На доске печатный текст, подготовленные дети читают хором с учителем.Много с буквами хлопотУж такой они народ.Но когда с умом, толково,Их поставить в четкий ряд,Превратятся буквы в словоИ с тобой заговорят.У: Что заметили? Есть ли в данном стихотворении буквы о которых мы говорили?Попробуйте их найти в первых двух строчках.Один ученик у доски подчеркивает гласные, все остальные печатают их втетрадях или выкладывают в разрезных азбуках.Проверяют: Много с буквами хлопот.Уж такой они народ. У: Почему автор говорит, что с буквами много хлопот?Дети рассуждают.У: Для чего же нам нужны буквы? А как об этом сказал автор стихотворения? Д: Буквы, встав в ряд образовывают слова. У: Что произойдет, если гласные буквы в словах исчезнут? В тексте, где подчеркивали гласные, они теперь исчезли. Мн г с б кв м хл п т ж т к й н н р д. Вывод: Без гласных нет слов.У: Послушайте, какая история произошла в лесу. Но мне нужна ваша помощь. Вы готовы мне помочь?Учитель рассказывает историю. Дети - участники: читают полученные слова, могут озвучивать героев, показывать, как они двигаются. История:Однажды аист выступал на соревнованиях и получил в награду медаль, на которой было написано одно слово: ПОБЕДА. Устал аист, прилег на полянке и уснул. В это время прибежал на полянку ежик. Видит, буквы стоят. Понравилась ежику первая буква. Славные ворота получаются. Взвалил на спину и понес. Откуда ни возьмись медведь. Хмурый, злой. Ревет, ничего не понять, что случилось. "Нет у меня ..." - ревет медведь. Хорошо, буквы помогли. Прочитали и поняли, чего нет у медведя: ОБЕДА. "Верно!" - говорит медведь. Бочка у меня развалилась. А вот и обруч для неё. Прихватил букву О и унес. Вдруг зайка выскочил. Взглянул на слово и замер. Что же он увидел? БЕДА - Ой, где беда!Налетел на букву Б, стукнул её, она и укатилась в кусты. От такого шума и аист проснулся. Посмотрел на слово и увидел: ЕДА. Вкусное слово, решил подкрепиться. Взял букву Е, нацепил на палочку и как вилочкой стал червячков в траве искать.У: Понравилась ли вам история? Давайте прочитаем, что скажут буквы? ДА. У: Чему учит нас эта история?Д: Буквы играют большую роль. Нельзя их пропускать, убирать, так какизменится слово.У: Какое слово в нашей истории начиналось с гласной буквы? ОБЕДА (Наусмотрение учителя. Можно предложить самим составить новые слова из другихслов.)Работа с учебником с 20У: Что же произойдет, если изменить одну только гласную? Как буква меняетпредмет?У: С чего начать выполнять задание?Д: Назвать предмет и вставить пропущенную букву.У: Сравни предметы в одном прямоугольнике.Д: Две буквы С Т одинаковые и в конце слова буква Л. Отмечаются буквами всередине О У. И получили два разных предмета стол и стул.Далее работа идет по аналогии с другими парами слов.Вывод:У: Как называются вписанные тобой буквы.Д: Гласные (О, У, И, Ы)У: Что мы узнали об этих гласных?Д: Они дают один звук (Дети могут называть все изученные признаки гласных)Прочитай: с 20 (Азбука)
Картинка
Буква
Буква
Картинка
лампочка
Л
М
Морковки
Это репродуктивное задание предлагаю провести, как творческое. Дети должны увидеть закономерность и продолжить ряд (предмет, буква, с которой начинается название предмета и наоборот). Дети могут использовать другие буквы в том числе и не изученные на уроке, можно использовать группу гласных, которым был посвящен урок.