Разработка урока по стихотворению Сергея Есенина Берёза


Калчанай Сайзана Байыр-ооловна,
учитель русского языка и литературы
МБУ Ийской СОШ
Урок открытия новых знаний
Тема: Сергей Есенин «Берёза».
I.Орг. момент.Цель: познакомить детей со стихотворением; показать значение художественного мастерства поэта, его использование различных изобразительно-выразительных средств; развивать навыки анализа текста, выразительного чтения; пополнять словарный запас учеников.
Задачи:
Образовательная – формировать полноту, осознанность, системность, гибкость, глубину, оперативность, прочность знаний; совершенствовать речевые навыки: умение вести беседу.Развивающая – формировать интерес к предмету; формировать мотивацию к дальнейшему изучению литературы; учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, обобщать и систематизировать; развивать память, внимание;
Воспитательная – воспитывать культуру общения; любовь к жизни и к природе, развивать эстетический вкус.
Методы и педагогические технологии: объяснительно-иллюстративный метод (рассказ с элементами беседы, демонстрация слайдов, аудио и видео фрагментов); проблемный метод, исследовательский.
Оборудование: учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений ( авт.-сост. М.В.Черкезова и др.),толковые словари, прослушивание аудиозаписи стихотворения, слайды для мультимедийной презентации, звуки природы.
Формировать УУД:
- Личностные УУД: познавательный интерес способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
- Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; развивать устную и письменную речь, оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
- Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; сравнивать, находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.
Планируемые результаты:
– предметные – создание условия для знакомства с очередным стихотворением поэта, научить выявлять смысл стихотворения, сопоставлять различные понятия, приемы анализа литературного произведения; сопоставление.
– метапредметные – создание условия для формирования коммуникативной и культуроведческой компетенций через понимание темы, идеи и проблемы текста, подбор аргументации для подтверждения собственной позиции, выделение причинно-следственных связей в устных и письменных высказываниях; научить самостоятельно организовывать деятельность, работая с разными источниками информации; межпредметная связь с русский языком, биологией и музыкой.
– личностные – формирование духовно-нравственных качеств личности, воспитывать заложенные автором в литературных произведениях позитивное отношение к жизни и любовь к природе.
II. Актуализация знаний. 1 слайд в сопровождении с музыкой (Звучит фоновая музыка для чтения стихотворения)
1. Беседа эмоцоанально-оценочного характера.
-посмотрите ребята внимательно на экран, что там изображено, какие картины?
-как вы думаете, какое это время года?
- Что вы услышали в музыке?
- Что почувствовали?
- Что представили?
2. Выделение темы, идеи стихотворения.
- Как вы думаете, о каком времени года пойдёт на уроке разговор?
-Чувствуете ли вы наступление зимы?
- Какие зимние месяцы вы знаете?
- Что несёт каждый месяц? какой, обычно, становится погода зимой?
3. Обращение к названию стихотворения, выделение голосом ключевого слова.
- Какова, по-вашему, будет тема стихотворения?
Сегодня мы будем говорить о зиме, о тех явлениях природы, что связаны с её приходом, будем учиться видеть те красочные средства, которые помогают поэтам рассказывать, как красива наша природа.
Форма урока: урок открытия новых знаний.
Оборудование: экран, проектор, презентация, раздаточный материал.
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учеников Теоретическое обоснование
1.Организационный
момент.(0,5 мин.)
Приветствие. Проверка готовности к уроку, наличие необходимых принадлежностей.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке литературы мы будем слушателями, художниками, исследователями.

Самопроверка.
Воспитание культуры учебного труда, дисциплины.
Цель: Организация внимания. Быстрое включение учащихся в деловой ритм.
Положительный эмоциональный настрой детей на серьёзную, вдумчивую работу в доброже-
лательной обстановке.
Мотивация на рабочий ритм.
2. Проверка
домашнего
задания.
(3 мин.) 2.1 Речевая разминка.
(1 слайд)
-Давайте , перед началом урока проведём речевую разминку.
- Для чего проводим речевую разминку?
-Прочитайте скороговорку 3 раза, каждый раз быстрее, чем предыдущий:
На горе Арарат растет крупный красный виноград?
Четыре черненьких чертенка чертили чернилами чертеж! Научиться правильно и чётко говорить.
Дети читают хором.
Цель: Совершенствование звуковой культуры речи: развитие чёткой дикции, для отработки правильной артикуляции гласных и согласных.

3. Актуализация
знаний.
(5 мин.)
-73025204216000
4.Тема и цель урока.
Мотивация: для
чего?
(2 мин.) -Мы поговорим сегодня о личности и творчестве одного из замечательных и любимых читателями поэтов 20 века, певца природы и родной земли. О ком именно, вы сейчас сами отгадаете по его описанию.
( Молодой, со светлыми слегка кудрявыми волосами , элегантный и подтянутый .Он взирает на нас спокойным, романтичным взглядом. Кажется, будто бы поэт задумался над новыми стихами).Кто это, ребята?
- Если вы сомневаетесь в своём ответе, то можете посоветоваться тихонечко с соседом.
( 2 слайд – -Портрет С.А.Есенина)
-Молодцы, ребята. Сегодня мы познакомимся с одним из стихотворений С. А. Есенина.
( 3 слайд- Изображение зимней берёзы с загадкой.).
В белом сарафане
Стояла на поляне.
Летели синицы
Сели на косицы.
-Какое дерево изображено на слайде?
Берёза-самое красивое дерево наших лесов. Она прекрасна во все времена: зимой, осенью, весной, летом. Её воспевали художники, поэты в своих произведениях. Девушки водили вокруг неё хороводы и пели песни. Но это не только красивое дерево, оно приносит огромную пользу людям.
-А кто нам может рассказать где и как мы используем берёзу??
-Как вы думаете, а какая тема урока у нас сегодня будет? Сформулируйте тему урока.
Запись на слайде: С.А.Есенин «Берёза».
(3 слайд Тема: )-А какую цель можно поставить к уроку?
-Что вы должны знать и уметь по теме урока?
Ответы учащихся.
(4 слайд)
-Молодцы! На уроке мы должны
Знать:
содержание стихотворения «Берёза»;
правила выразительного чтения.
Уметь:
выразительно читать стихотворение;
отвечать на вопросы;
рисовать словесные картины;
работать самостоятельно и в группах.
Сергей Александрович Есенин.
Берёза.
Древесина, сок, почки, дёготь, веники, дрова, береста.
Самоосмысление.

С.Есенин: «Берёза».
Научиться выразительно читать, находить в стихотворении красивые слова. Узнать, почему Есенин написал это стихотворение.
Чтобы уметь красиво и правильно говорить самим и чтобы приятно было слушать другим.
Читают хорошо читающие дети. Цель: Обеспечение стимулирова -ния и мотивации, актуализация опорных знаний и умений.
Создание проблемной ситуации
активизирует детей на восприятие нового материала, развивает творческое мышление.
Метод стимулирования и мотивации.
Операционный компонент УД (развитие операций логического мышления: анализа, сравнения, синтеза, обобщения).
Регулирующий компонент УД (развитие самооценки и самоконтроля на основе взаимооценки и взаимоконтроля, развитие итогового самоконтроля. Красивая мелодия развивает эстетический вкус. Межпредметная связь приобщает к искусству.
Стихотворная форма создаёт благоприятный фон, а так же несёт заряд занимательности.
Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятель- ности на основе опорных знаний.
Словесный и наглядный методы обучения.
ИКТ активизирует внимание учащихся, усиливает их мотивацию, развивает познавательные процессы, мышление, внимание, воображение.
Метод наблюдения и анализа произведений.
Метод стимулирования интереса к учению.
Цель: Обеспечение мотивации. Организовать и направить к цели учебно-позновательную деятель- ность учащихся.
Межпредметная связь.
Мотивационный компонент УД.
Развитие познавательной мотивации через эмоционально-социальную мотивацию.
Постановка перед учащимися проблемной ситуации.
Операционный компонент УД.
Развитие у учащихся умения ставить цель и планировать свою деятельность.
Метод – беседа.
Беседа способствует активизации умственной работы учащихся, поддержанию внимания, интереса к теме урока.
Понимание учащимися практической значимости изучаемого материала.
Операционный компонент УД:
чёткая постановка перед учащимися учебной проблемы.
Формируется умение выделять и удерживать те учебные задачи, которые необходимо решить на уроке.
Регулирующий компонент УД.
Отработка планирующего самоконтроля (умение планировать свою деятельность).
5. Усвоение новых знаний и способов действий.
(10 мин.) 5.1 Погружение в урок.
- На дворе выпал снег, наступает зима. Сделайте глубокий вдох и на выдохе произнесите «зима». А теперь представьте, что на вашу ладонь упала снежинка. Глубоко вдохните и на выдохе сдуйте её с ладони.
5.2 Визуализация. Первичное чтение учителем.
-Стихотворение Есенина «Берёза» мне очень понравилось своей красотой. Хочу, чтобы и вы почувствовали то же самое.
- Сейчас я буду читать стихотворение, а вы закройте глазки, можете лечь на парту и постарайтесь представить себе картину, описанную автором в стихотворении.
(Учитель читает стихотворение под музыку)
5.3. Обмен впечатлениями.
- Скажите, какой увидел берёзу поэт? Поделитесь своими мыслями.

- Какое настроение хотел передать нам Есенин?
Выберите ответы. Обоснуйте свой выбор.
( 5 слайд с ответами)
- Какие картины возникли в вашем воображении после прочтения этого стихотворения?
- Какие краски вы бы использовали, чтобы передать на картине это настроение?
5.4 Самостоятельное чтение стихотворения.
- На партах у вас лежат тексты стихотворения.
- Вспомним правила выразительного чтения.
(6 слайд)
читайте медленно. Помните: ни один художник не рисует картину со скоростью машины;
после каждой строчки надо делать короткую паузу, независимо от того, есть ли в конце строки знак препинания;
постарайтесь прочитать так, чтобы передать настроение автора и одновременно выразить свои чувства.
- Читаем в полголоса и отмечаем непонятные слова и выражения.
5.5 Физкультминутка. (7 слайд)
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали,
Покружились, повертелись
И за парты все уселись.
Чтение стихотворения по музыку учителем.
Белой, красивой, покрытой снегом.
Настроение радости, изумления, восторга.
Дети рисуют словесные картины.
Белую, голубую, светло-коричневую.
Дети слушают.
Дети читают самостоятельно и работают с карандашом.
Дети выполняют физкультминутку совместно с учителем.
Цель: Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий.
Мотивационный компонент УД:
создать соответствующую эмоциональную атмосферу.
Принцип целенаправленности.
Обеспечить эмоциональность восприятия, интерес к изучаемому произведению.
Снятие мышечного напряжения, утомления.
Эмоциональное восприятие художественного произведения.
Активные действия учащихся, максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий.
Операционный компонент УД:
развитие логического мышления (анализа, сравнения, синтеза, обобщения); умение делать выводы и заключения.
Операционный компонент УД (развитие логического мышления, умение делать выводы и заключения).
Учить детей представлять в своём воображении картины природы.
Развитие коммуникативной культуры учащихся, умение слушать друг друга.
Принцип внимательного отношения к тексту.
Формирование навыка самостоятельного чтения.
Самостоятельная деятельность учащихся, выполняет важную воспитательную функцию: приучает учащихся к сам. работе без учителя, выполнению заданий без побуждения и контроля и идет отработка способа действия (совершенствуется навык выразительного чтения.
Снятие мышечного напряжения, переутомления, поднятие эмоционального тонуса.
6. Закрепление
знаний и способов
действий.
(10 мин.)
6.1 Работа по развитию речи.
- Какие непонятные слова вам встретились?
(8 Слайд )-Кайма- отличающаяся по цвету или рисунку полоса по краю ткани, иделия.
Бахрома- тесьма, один из краев которой снабжен сплошным рядом мягких, свободно свисающих волокон, шнурков или других подвесок.
-Кисти- украшение в виде стянутого вверху и расходящегося книзу пучка ниток, шнурков.
6.2 Анализ лирического стихотворения.
- Как вы считаете, с какой целью автор написал это стихотворение?
- Выберете ответы.
(9 слайд)
чтобы сообщить о том, что берёза покрылась снегом;
чтобы передать свою радость;
чтобы привлечь внимание к красоте природы;
чтобы вызвать взаимное сопереживание.
6.3 Работа над литературоведческими понятиями.
(Слайд 10-Текст стихотворения)
-Из скольких строф состоит стихотворение?
- Чем привлекла внимание поэта берёза?
- С чем сравнивает поэт снег?
-Как называется такой приём?
- Во второй строфе поэт использует красивую метафору «распустились кисти белой бахромой». Снег как бы появляется постепенно, будто распускается цветок.
-В третьей строфе Есенин говорит о берёзе, как о живой русской девушке: «И стоит берёза».
-Как называется такой прием, когда одушевляются неживые предметы и явления.
.
- А теперь обратите внимание на словосочетание: «в золотом огне». Оно помогает представить золотое ожерелье снежинок, которые переливаются на заре.
- Как называется этот приём?
- Вся картина природы, созданная поэтом, представляется как живая, благодаря верно подобранным словам.
Дети сначала сами пытаются объяснить значение непонятных слов и выражений, а затем видят объяснение слов по словарю Ожегова.
Самоосмысление.
Дети выбирают ответы.
Из четырёх.
Своей необыкновенной красотой.
С серебром.
Сравнением.
Олицетворение.
Эпитет.
Эпитеты делают нашу речь более яркой, точной, красочной, выразительной.
Цель: Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий. Глубокое понимание текста через практическую деятельность.
Постановка проблем, активизация познавательной деятельности учащихся.
Операционный и регулирующий компонент УД (развитие логического мышления, развитие контроля и самоконтроля, обратная связь).
Расширение кругозора.
Обогащение словарного запаса.
Развитие зрительно - слухового восприятия.
Создание проблемной ситуации:
углубить восприятие произве-дения, освоение идеи произве-дения.
Операционный компонент УД.
Выработка умений оперировать ранее полученными знаниями.
Формируется умение анализи-ровать поэтический текст, умение видеть образные языковые средства художественной выразительности.
Создание нестандартных ситуаций при использовании знаний.
Операционный компонент УД :развитие логического мышления (анализ, синтез, сравнение, обобщение), умение делать выводы и заключения.
Форма работы - беседа.
7. Обобщение
изученного
материала.
(7 мин). 7.1 Осмысление. Выводы.
- Итак, какие приёмы использует поэт, чтобы мы смогли представить картину: почувствовать, увидеть, услышать?
7.2. Индивидуальное задание.
- Ребята, я вам сейчас раздам карточки, на которых напечатано стихотворение. Но в каждой строчке отсутствует последнее слово. Попытайтесь вспомнить и воспроизвести эти слова. ( Приложение № 1.)
-А теперь я предлагаю вам, составить своё стихотворение о берёзе-синквейн.
(11 Слайд-СИНКВЕЙН)
1 строка- одно существительное, выражающее главную тему синквейна.
2 строка-два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка- три глагола, описывающие действие в рамках темы.
4 строка- фраза, несущая определённый смысл.
5 строка-заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом)
Эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения.
Работают самостоятельно.
Самостоятельная работа детей.
Чтение 1-2 работ.
Цель: Обеспечить более глубокое целостное восприятие произведения.
Операционный компонент УД.
Умение сделать логические выводы.
Принцип целостности.
Организация самостоятельной работы школьников, формирование у учащихся навыков самообразования
Принцип внимательного отношения к тексту.
Развитие образного мышления.
8. Домашнее задание.
(1 мин.)
9. Подведение
итогов.
(2.5 мин.)
10. Рефлексия .
(2 мин.)
(12 слайд)
(Дети выбирают)
Выучить наизусть стихотворение Есенина «Берёза»;
Нарисовать картины, которые возникли в вашем воображении;
Написать сочинение-миниатюру на тему «Зима».
Что на вас произвело большее впечатление?
Какие задания вам показались наиболее интересными?
Для чего нужна такая работа со стихотворением?
Пригодятся ли вам знания этого урока в дальнейшей жизни?

На карточках учащиеся оценивают свою работу на уроке по 5-балльной системе и сдают учителю
Дети выбирают, записывают в дневник.
Самоосмысление.
Ответы детей.
Цель: Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей.
Дифференцированный подход к домашнему заданию. Принцип учёта потребности ребёнка.
Цель: Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.
Операционный компонент УД.
Создаю ситуацию успеха. Подведение итогов помогает учащимся глубже осознать своё продвижение вперёд, осмыслить свои достижения и проблемы.