Конспект выступления на педсовете по теме Проблемы при переходе на ФГОС второго поколения начального общего образования
Проблемы при переходе на ФГОС второго поколения начального общего образования
«Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь
детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает
делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое
появляется в его жизни постепенно и
не ошеломляет лавиной впечатлений».
В.А. Сухомлинский
Настоящий период времени характеризуется «бурными » интересными нововведениями в области образовательной политики.
С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения Российской Федерации перешли на Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения.
При переходе к ФГОС нового поколения в начальной школе мы, конечно, столкнулись с множеством проблем. Их можно разделить на три группы: общие, системные, личностные.
Общие.
Общие проблемы заключаются в неготовности нас, педагогов к :- планированию и организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС;(на1. 06.11 не было материально-технического обеспечения УМК Школа 21 века т.е не имели ни программу, ни учебников – составляли сами, используя литературу из интернета, учебники старого образца (содержание которых сильно отличалось от учебников по новым стандартам), обращались за консультацией к педагогам с пилотных площадок (МБОУ СОШ №10,33)). Особенную трудность у нас вызвали составление календарно-тематического планирования по литературе, (уроки слушания), не было хрестоматий , тексты искали в интернете, хрестоматии в продаже появились в ноябре, приобрели только для себя.
- синхронизации действий со всеми участниками образовательного процесса при введении ФГОС;(все предметники должны работать по данному УМК)
- изменениям в профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС;(не было курсовой подготовки по УМК школа 21 века), не знали даже содержания учебников, например, в первом классе давалась таблица умножения и деления.
- выявлению социального заказа с целью формирования комфортной развивающей образовательной среды;(трудности в отслеживании метапредметных результатов, и на данный момент не выработаны критерии отслеживаний)
Системные проблемы .Вытекают из неготовности педагога к реализации ФГОС с позиции выполнения его требований ( трех «Т» ) к результатам, структуре программы, к условиям образовательного процесса.
Проблемы педагога в части реализации требований ФГОС к результатам освоения ООП:
- недостаточность опыта проектной и исследовательской деятельности;
- слабое развитие индивидуального подхода в образовательной деятельности;
- неготовность к переходу на новую систему оценивания результатов образовательных достижений учеников (контрольно-оценочная деятельность остается полем деятельности лишь педагога, учащиеся не стали субъектами контрольно-оценочной деятельности, которая является важным компонентом учебной деятельности (у современных детей повышенная самооценка));
Проблемы педагогов в части реализации требований ФГОС к структуре ООП:
- сложности при формировании и реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания школьников;
- сложности в организации внеурочной деятельности (учителями и родителями отмечено, что внеурочная деятельность в том виде, как она сейчас организована, приводит к большой утомляемости, ухудшению здоровья детей и учителя). В конце года дети отказывались посещать внеурочные занятия, мероприятия. Родители, ограждая своих чад от перегрузки, под любым предлогом оставляли их дома . Высказывания родителей: «Больше времени уделить математике и чтению…»; «У моего ребенка есть еще и такие важные моменты, как занятия с логопедом. А на это тоже нужно дополнительное время, которого не хватает…»; «Мало времени на отдых, на прогулки на свежем воздухе») Проблемы неготовности к условиям реализации ООП:
- недостаточное обеспечение материально-технической базы ОУ в соответствии с требованиями ФГОС (согласно требованиям СанПин в классах должна быть с конторками мебель; библиотечный фонд для начальных классов нужно расширять; каждый кабинет необходимо подключить к локальной сети и сети интернет, доступ к небезопасным сайтам должен быть ограничен фильтрами безопасности; интерактивные доска должна работать по назначению, хотелось бы оснащенности электронными образовательными ресурсами по всем учебным предметам учебного плана УМК школа 21 века, а не школа России) (лит-ра: расходятся тексты);
- недостаток квалифицированных специалистов смежных отраслей (педагога-психолога, врача ЛФК, логопеда-дефектолога)
- согласно требованиям нового ФГОС в школе должны быть зоны отдыха, игровая зона, комната психологической разгрузки для учителя и учащихся, актовый зал, зал для занятия ритмикой и ЛФК)
Личностные проблемы (связанные с особенностями личности педагога).
- психологическая, связанная с традиционным подходом к профессии, а не осознанием себя как учителя «нового типа»; с неприятием идеологии ФГОС, консервативным мышлением в силу возраста или профессиональной усталости и др.;
- дидактическая, обусловленная недостаточным уровнем теоретико-методологической подготовки в части изменений в технологии организации образовательного процесса, типологии уроков, организации проектной и исследовательской деятельности в рамках как аудиторной, так и неаудиторной занятости;
Эти проблемы возникли не потому, что учитель не хочет перестроиться, а потому, что ТРУДНО перестроиться.
Учителя нашей школы не обучались на курсах, посвященных переходу начальной школы к ФГОС второго поколения, а просто прослушали обзорный блок различных УМК, содержательная линия не была построена до конца . В 3 классе рус яз – изучение разряда прилагательных, склонение словосочетаний во множ. Числе: во 2 классе рус. яз – способы образования слов, убегающие суффиксы – очень много взято материала из среднего звена, а ученики нач. школы часто не готовы к этому.Теперь можно сказать, что переподготовка учителей должна быть системной. Хотелось бы, чтобы была проведена курсовая подготовка по всему комплексу вопросов, связанных с введением ФГОС. («Формирование и диагностика УУД»; «Контрольно-оценочная деятельность»; «Планирование и реализация, мониторинг внеурочной деятельности»; «Целеполагание и контроль результатов матапредметных и предметных» и т. д), а не семинары.
Пути решения проблем
Необходимо четко наладить методическое сопровождение введения ФГОС :- организовать деятельность рабочих групп по созданию и доработке ООП;
- проводить анализ модельных заданий, оценивающих метапредметные умения учащихся;
- организовать работу по мониторингу формирования УУД;
- отслеживать занятость учащихся во внеурочной деятельности;
- может быть, создать микрогруппы по проблемам:
* организация накопительной системы оценки,
* разработка заданий, направленных на формирование УУД,
* организация работы по внедрению методик и технологий, способных реализовать идею целостного развития личности в образовательной деятельности;
- организовать психологическое сопровождение в начальной школе:
* организация психолого-педагогической диагностики и ее анализ,
* вести индивидуальную работу по устранению психологических проблем учащихся ,* получать консультации психолога для коррекции работы в целях повышения эффективности урока (формирование мотивации, рекомендации по развитию психических процессов – внимания, мышления, памяти младших школьников ) и т. д.