1-ый Международный конкурсе учителей «Мой инновационный урок» при Центре обучения и развития г. Астаны
ЭССЕ
1-ый Международный конкурсе учителей «Мой инновационный урок» при Центре обучения и развития г. Астаны, издано в электронном сборнике «Инновационный урок» и размещено на сайте ЦОиР.
Мой инновационный урок
Юрина Ирина Владимировна
Коммунальное государственное учреждение
«Общеобразовательная средняя школа № 31 города Темиртау»
Легко следовать правильно за тем, кто идёт впереди.
Ян Амос Коменский.
Годы обучения в школе – это период человеческой жизни, специально отведенный для усвоения основ научного, этического, эстетического и других видов опыта человечества. Судьба ребенка во многом зависит от того, что он усвоит и как усвоит. У каждого человека был, есть и будет свой первый учитель. Многие годы работы учителем начальных классов заставили меня убедиться в том, что любой ребенок, приходя в школу, хочет хорошо учиться. Поэтому перед учителем стоит трудная задача – поддержать интерес к школе, не дать ребенку разочароваться и обмануться в своих ожиданиях. Желание учиться не пропадет только при условии, если ученик добивается успехов в учебе, а учитель хочет и сумеет ему в этом помочь.
Долгие годы в системе образования господствовала модель традиционного обучения. В последние годы создаются новые концепции в образовании, значительно изменились педагогические принципы обучения, требования к современному уроку. Учителю необходимо ориентироваться в море самых разнообразных технологий обучения, чтобы построить свою концепцию и технологию урока, нужную детям именно того класса, в котором он работает. Внедрение в педагогику новых технологий оказывает влияние и на учителя, стимулирует его к повышению уровня своей педагогической деятельности.
Современный урок невозможно представить без внедрения инновационных технологий. Современному учителю не позавидуешь. На сегодня в арсенале педагога насчитывается более ста технологий. Каждый месяц газеты и журналы публикуют все новые и новые предложения. Как же во всем многообразии инновационных технологий разобраться учителю?
Обилие предлагаемых технологий следует рассматривать как банк данных, как накопительную систему, способную расширить представление учителя о безграничных возможностях обучения детей. Сегодня любой учитель может воспользоваться этой информацией как источником расширения своих педагогических возможностей. При необходимости из этого банка данных учитель всегда может «вынуть» нужный метод, прием, совет или подход, способные обогатить его собственную педагогическую систему. Но учителю сегодня как никогда необходимо быть бдительным к тому, какие технологии или технологические приемы совмещаются между собой, то есть поддерживают, развивают, закрепляют достигнутые ранее успехи, а какие сдерживают. Ни одна технология, даже самая успешная, не может считаться таковой, если она ухудшает детскую нравственность и физическое здоровье. Это должно быть непреложным законом отношения учителя к выбору технологии урока.
Применение новых информационных технологий в традиционном начальном образовании с использованием элементов компьютерных технологий дает возможность творчески работающему учителю расширить спектр способов предъявления учебной информации, позволяет осуществлять гибкое управление учебным процессом.
Все современные технологии обучения в качестве важного компонента содержат применение элементов информационных технологий. В тематическое планирование включается перечень электронных учебных материалов, имеющихся в школе и соответствующих изучаемым темам курса. В нашей школе все кабинеты начальных классов оснащены компьютерами. При планировании урока применяется иллюстративный материал, тренировочные или контрольные задания на различных этапах урока в соответствии с дидактическими целями. Применение элементов компьютерных технологий индивидуализирует и дифференцирует учебный процесс.
Компьютер можно использовать на всех этапах процесса обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле.
Учитель всё чаще пробует себя в качестве «творца». Готовит авторские уроки - мультимедийные презентации, тестеры, информационно-дидактические игры. И первые успехи в их разработке, как правило, вызывают, чуть ли не детский восторг. Использование современных технологий помогает достичь высоких результатов в преподавании своего предмета.
Безусловно, использование компьютера и др. технических средств обучения возможно применять только при условии соблюдения гигиенических норм и требований к ним.
Проблемное обучение может протекать с различной степенью познавательной активности ученика. Определение этой степени имеет важное значение для управления процессом формирования познавательной самостоятельности школьников.
Задача учителя заключается в том, чтобы в организации проблемного учения добиться высокой степени самостоятельности ученика при высоком уровне проблемности, научить ученика самостоятельно решать сложные проблемы.
Перевод учащихся с первого на более высокий уровень является результатом проблемного обучения и одновременно процессом управления их учебно-познавательной деятельностью.
На своих уроках русского языка и литературы стараюсь использовать межпредметные связи в формировании функциональной грамотности учащихся.
Важнейшую роль в повышении качества преподавания русского языка и литературы играет эффективное использование современных приемов и методов обучения. Главное внимание учителя должно быть сосредоточенно на формировании орфографической и пунктуационной грамотности учащихся и их речевом развитии, а также на прочном усвоении тех знаний, которые являются основой для применения правил правописания и овладения речевыми навыками.
Навыки - это автоматизированные компоненты сознательной деятельности, вырабатывающиеся в процессе ее выполнения.
Навыки формируются на базе умений. Умения, в свою очередь, связаны с усвоением знаний и их применением на письме.
Как один из ведущих учебных предметов общеобразовательной школы, литература связана с целым рядом других учебных дисциплин. Вооружая школьника широкими познаниями мира и человека, литературы вступает во взаимодействие с историей, изобразительным искусством, музыкой. Установление взаимосвязей литературы этими учебными предметами не только обогащает и углубляет литературные знания школьников, но и благотворно сказывается на формировании грамотности учащихся.
Наиболее естественно осуществляю связь литературы и русского языка. У этих предметов есть немало общего. Взаимодействие русского языка и литературы, как учебных предметов, округляет два основных направления в реализации на ограниченных взаимосвязях. Эта работа над стилем литературного произведения и развития речи школьников, невозможно без чуткого понимания изобразительных, выразительных средств языка.
Произведение художественной литературы всегда отражают конкретные особенности исторической эпохи, в которую они были созданы. Это определяет многосторонние связи литературы с курсом истории. Привлечение исторического материла в процессе работы, позволяет школьнику показать орфографические навыки и умения.
Использую на уроках произведения изобразительного искусства, которые отражают те вечные вопросы, которые волновали и художников слова. Обращение к знаниям учащихся, полученным на уроках-беседах по изобразительному искусству, и к их практическим умениям помогает в решении задач.
Ознакомление с программой по музыке дает возможность наиболее целесообразно включить музыку в уроки изучения биографии писателя и разборе литературных текстов. Традиционным в методике преподавания литературы стало использование звукозаписей в ходе анализа литературных произведений, преимущественно стихотворных, получивших музыкальную интерпретацию в песне, романса. Не менее важен текстуальный анализ тех фрагментов литературного произведения, которые проникновению запечатлели музыку и отношение к ней литературных героев.
Планируя использование межпредметных связей, выбираю для себя следующие направления: закрепление и дальнейшее совершенствование стилистических знаний и умений школьников на материале художественного текста, обучение различным жанрам устных и письменных высказываний, углубленное знакомство с выразительно-изобразительными средствами русского языка.
Используя межпредметные связи литературы и русского языка, специально включаю в систему анализа произведений стилистические упражнения, которые одновременно преследуют цель содействия речевому развитию школьников и углублению восприятия литературного материала.
Постоянно учитывая на уроках литературы стилистические знания и умения учащихся, успешнее развиваю их связную монологическую речь, помогаю лучше подготовиться к разного рода выступлениям.
В качестве примера хочу проанализировать урок литературы в 4 классе по теме «Внутренний мир героя в рассказе А.П. Чехова «Детвора»».
Для того чтобы активизировать учащихся на работу используется презентация, ставится проблемный вопрос «Что такое игра?». На данном этапе развиваются мыслительные операции сравнение, классификация, обобщение. Проработали толковый словарь Ожегова, выделили виды игр (детские, подвижные, азартные, спортивные) Проанализировали вопросы:
Что развивает игра? (внимание, память, умение общаться)
Что может раскрыться во время игры? (характер, внутренний мир) Поставлены основные задачи урока:
продолжить работу над созданием образов (портретов) главных героев;
развивать умение анализировать произведение, находить нужную информацию, т.е. работать с источником информации;
показать, как через игру можно раскрыть внутренний мир героев, т.к. именно в игре каждый ребёнок проявляет свою истинную натуру. Ребята с заданием справились отлично, создана ситуация успеха, которая позволила построить дальнейшую работу над темой.
При выборочном чтении и осмыслении того, как автор описывает обстановку и знакомит с участниками событий, создана ситуация затруднения, дети обозначили проблему: Почему Чехов указывает, что Андрей кухаркин сын? (они одного положения, он другого, видно это немаловажный факт для понимания характера героев). Началась исследовательская работа. Коллективный поиск решения позволил построить учебное взаимодействие диалога; проявить творческие способности детей, прийти к выводу, чем игра, описанная автором, привлекает её участников? (играют на деньги).
Работа в группах помогла стимулировать проявление детьми инициативы и самостоятельности; создать ситуацию успеха. Каждая группа должна попробовать рассказать о каждом участнике этой игры. Для этого, первое необходимо вытянуть карточку с именем героя, затем заполнить таблицу (имя героя, основные детали портрета, какие черты характера и внешности выделяет автор?), найти в тексте описание каждого ребёнка. Приступаем к представлению каждого героя. (Дети зачитывают, что у них получилось).
Возникает новая проблема, каким образом в игре раскрываются характеры всех героев?
После обсуждения в группах, каждый из учеников хотел рассказать свою точку зрения (В игре проявляются строгие законы жизни, которые отлично усвоили герои рассказа. Игра, оказывается так же жестока, как и жизнь.) Ребята смогли выделить, что Чехов поделился своими размышлениями о детях, которые порой очень напоминают взрослых людей. Выделили необычную концовку этого произведения (равенство всех детей, заснули, забыв обо всём).
На этапе рефлексии дети выразили эмоции по поводу получения нового знания и удовлетворенность от решения вопросов, задаваемых ранее. Мне удалось реализовать замысел урока, достичь поставленной мною цели и решить задачи урока. Достоинство урока в разнообразии форм и методов работы и в том, что, несмотря на разные уровни развития детей, все дети усвоили тему хорошо.
При выполнении домашнего задания была проведена творческая работа. Каждый постарался написать сочинение «Этот герой мне нравится», попробовали описать одного из героев рассказа, А.П. Чехова. Передав особенности его внешнего вида, характера, манеры поведения, а мы при чтении постарались догадаться кто это, а потом воссоздадим фрагмент этой игры.
На своих уроках я стараюсь быть с учениками на равных, помня, что каждый мой неправильный шаг, случайно сказанное слово впитываются неокрепшими душами моих воспитанников и, как учитель, не мыслю себя без постоянного совершенствования, так как должна быть образцом для своих учеников. Я согласна с заповедью: учитель учит детей до тех пор, пока сам учится. Радуюсь, когда ребята с интересом идут ко мне на урок, но для меня важно и то, что я иду на урок с удовольствием и жду встречи с учениками.
Я делаю все для того, чтобы помочь ученику познать себя, самоопределиться и по возможности самореализоваться, получив возможность раскрыть свои способности, ученики становятся уверенные в себе и в дальнейшем с интересом и увлечением относятся к учебным занятиям.
Вся наша жизнь - это школа и дом. Сегодня, оглядываясь в прошлое, как бы подводя итоги своей педагогической деятельности, с удовлетворением могу назвать себя счастливой. Да, было все: и удачи, и неудачи. Но не жалею, что выбрала себе такую дорогу в жизни.
И закончить свои размышления я хочу мудрой мыслью «Свеча ничего не потеряет, если от её пламени зажечь другую свечу»
15