Урок по русскому языку в 6 классе на тему Имя существительное. (Повторение изученного в 5 классе)


Филиал Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Сосновская средняя школа №2 «Крутецкая основная школа»
Технологическая карта урока по русскому языку 6 класс
Составила: учитель русского языка и литературы
I квалификационной категории
 Волкова Наталья Геннадьевна
с. Крутые,
2016г.
Тема урока: Имя существительное. ( Повторение изученного в 5 классе)
Класс: 6
Предмет: русский язык
Вид урока: урок актуализации знаний и умений.
Цели урока:
личностные: мотивация к учению и изучению русского языка, обеспечивать значимость решения учебных задач, связывая их с реальными жизненными ценностями и ситуациями, развитие познавательных интересов, учебных мотивов, формирование адекватного понимания причин успеха, формирование самоуважения и самопонимания.
метапредметные:
регулятивные: соотносить правильность выполнения действия с требованиями конкретной задачи, формировать действия целеполагания, контроля, коррекции, оценки.
познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебного материала, устанавливать причинно-следственные связи.
коммуникативные: планировать учебное сотрудничество, осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, слушать одноклассников, приходить к общему решению в совместной деятельности, выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений
предметные: обобщить и систематизировать знания о существительном как части речи (уметь определять общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическую роль); повторить орфограммы, связанные с правописанием существительных;
Оборудование: карточки с заданиями и текстом, презентация, видеофрагмент спектакля Д.И. Фонвизина «Недоросль», онлайн-тест на компьютере, смайлики настроения.
Технологическая карта урока:
Этап урока, время Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения Цель этапа Деятельность учителя Осуществляемая деятельность учащихся Формируемые умения (универсальные учебные действия ученика)
I. ОргмоментСлово учителя. Приветствие. Организация положительного самоопределения учеников к деятельности на уроке. - Посмотрите, пожалуйста, друг на друга и улыбнитесь. Вы рады видеть друг друга, я рада видеть вас всех. А когда мы все вместе, все у нас получится. Садитесь, пожалуйста.
Ученики смотрят друг на друга, улыбаются. Создается атмосфера доброжелательности и творческой активности.
Л: внимание, уважение к окружающим, эмоциональный настрой на урок.
II. Мотивационная (самоопределение) к учебной деятельности
1.Беседа с классом.
Просмотр видеофрагмента спектакля Д.И. Фонвизина «Недоросль». Включение учащихся в деятельность на лично-значимом уровне - Урок у нас сегодня необычный, мы видим у нас много гостей, и начало его тоже будет необычным, мы понаблюдаем за литературным героем.
 Герой комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль», которую вам ещё предстоит изучать, не отличался ни умом, ни сообразительностью. Послушайте, как Митрофанушка рассказывал, чему он научился. Подумайте как данный отрывок связан с темой нашего урока.
(отрывок видео спектакля)
Правдин. Это грамматика. Что же вы в ней знаете?
Митрофан.  Много.  Существительна  да  прилагательна.
Правдин. Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?
Митрофан. Дверь! Котора дверь?
Правдин. Котора дверь! Вот эта.
Митрофан. Эта? Прилагательна.
Правдин. Почему же?
Митрофан. Потому что она приложена к своему месту. Вот у чулана шеста неделя дверь ещё не навешена: так та покамест существительна.
Правдин. Так поэтому у тебя слово «дурак» прилагательное, потому что прилагается к глупому человеку?
Митрофан. И ведомо.
Среди вас, конечно же, нет таких Митрофанушек.  Смотрят видеофрагмент. Прогнозируют тему урока. Л:мотивация, смыслообразование;
П: моделирование, построение логической цепи рассуждений; Р:коррекция, волевая саморегуляция; К: планирование учебного
сотрудничества с учителем и сверстниками
2.Объявление темы и целей урока
Включение учащихся в деятельность на лично-значимом уровне Кто догадался, какова тема нашего урока сегодня? Да, вы правы, запишите число, классная работа и тему: «Имя существительное».
- Кто поможет мне объяснить цель нашего урока? (Вспомнить все, что знаем об имени существительном).
Формулируют тему урока.
Записывают число, классная работа и тему урока в тетрадях.
Формулируют цель урока.
Отвечают на вопросы,
строят понятные для
партнера высказывания; в сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают вывод П: формулирование проблемы; Р: целеполагание; К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
III.Актуализация
и пробное учебное действие Заполнение денотатного графа по имени существительному Повторение изученного материала. Выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. Сейчас мы вспомним все, что знаем об имени существительном, и составим его коллективный портрет. Объединить все данные об имени существительном нам поможет денотатный граф (на каждой парте лист с пустым графом)
У вас на партах листы с каркасом нашего графа. В «голову» графа мы впишем главное понятие сегодняшнего урока. Какое? (Имя существительное).
Подберите глаголы, которые помогут нам вспомнить признаки существительного как часть речи. (Глаголы: обозначает, отвечает, изменяется, имеет постоянные признаки)
Впишите данные глаголы в прямоугольники на графе.
В овалы впишите основные понятия, связанные с данными глаголами.

Самопроверка по учебнику.
Заполненный денотатный граф на слайде. Ученики пытаются вспомнить все, что знают об имени существимтельном как части речи.
Пытаются формулировать ответ.
Отвечают на вопросы.
Заполняют денотатный граф (работа в парах). Производят самопроверку графа по учебнику. П: анализ, синтез, моделирование, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации, построение логической цепи рассуждений, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий ;
Р: контроль, коррекция;
К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение устанавливать и поддерживать контакт с собеседником, инициативно вести диалог, быстро реагировать на реплики собеседника.
IV. Закрепление первичных знаний. 1.Тренировочное упражнение
(один учащийся работает у доски по карточке, другие работают в тетрадях) Повторение изученного материала. Выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. Задание: используя денотатный граф, выпишите имена существительные
Красоваться, красивый, красота, красиво; грубить, грубость, грубый, грубо; подобреть, доброта, добрый; ослабеть, слабо, слабый, слабость;
плавать, плавательный, плавучий, плавание, заплыв; радоваться, радость, радостный, радостно; поместить, помещение, вместительный; настоять, настоятельный, настоятельно, стоянка.Выбирают способ, на котором будет основано решение учебной задачи. Выписывают имена существительные со слайда презентации в тетради, один учащийся работает у доски.
Взаимопроверка.
П: умение структурировать знания, Р: коррекция; К: умение правильно и осознанно строить высказывание, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации
2.Тренировочное упражнение (один учащийся работает на компьютере с интерактивным тестом, другие работают в тетрадях)
Словарная работа. Повторение изученного материала. Выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. Формулирование правила.
Распределите данные слова на два столбика
Нарицательные имена существительные Собственные имена существительные
Экзамен, девятиклассники, класс, рентген, руководитель, Маргарита, Борисовна, ученик, рубашка, букет, ландыши, Рентген, Трубин, листья, Иван, «Хрустальные звоны». - Проверим выполнение задания.
- Сравним свою работу и работу одноклассника на слайде. Найдём ошибки.
(Учащийся, работающий на компьютере, формулирует правило, которым руководствовался при выполнении задания)
-Кто был внимателен, тот заметил, что одно слово написано дважды: в первом случае с большой буквы, во втором – с маленькой. Почему? (Собственные имена существительные иногда переходят в нарицательные) Рентген – ученый, рентген – просвечивание рентгеновскими лучами.Фиксируют результаты своей деятельности в соответствии с поставленными задачами, оценивают свою деятельность и деятельность товарищей.
Вспоминают морфологические признаки имен существительных: постоянные: собственное или нарицательное, одушевленное или неодушевленное.
Исправляют ошибки.
Взаимопроверка. Формулирование правила.
Отвечают на вопросы. П: анализ, синтез, моделирование, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации, построение логической цепи рассуждений, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий ;
Р: контроль, коррекция;
К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
V. Творческая практическая деятельность Мини-сочинение.
Работа с текстом. Индивидуальная творческая работа по составлению текста с заданными словами. Анализ авторского текста. Исключив два слова рентген, составьте небольшой текст.
На самом деле эти слова были взяты из рассказа нашего земляка павловского писателя Ивана Трубина, из его сборника рассказов «Хрустальные звоны». Давайте прочитаем исходный текст (читает один учащийся).
Иван Трубин «Хрустальные звоны».
Первый день экзаменов. Девятиклассники уже толпятся у дверей класса, волнуются. Волнуется и классный руководитель Маргарита Борисовна. И в который раз считает, все ли пришли. Учитель переживает, потому что нет Саши, ведь он никогда не опаздывал.
Но вот и он в белой рубашке и с букетом свежих ландышей. Вбежал по лестнице и сразу к классному руководителю: «Это Вам, Маргарита Борисовна!»- «Спасибо, дорогой. Где ты их только нашёл?»- «В заплатинском овраге. Там они первыми распустились...»
Я видел тот букет первых ландышей: Маргарита Борисовна нежно прижимала его к груди…
- Как бы вы озаглавили этот текст? (Ландыши)
-Назовите тему и основную мысль текста. (Отношения учеников и учителей. Школа. Экзамены.)- Какое качество ученика описывается в тексте?
(Доброта, умение быть благодарным. Большой плюс человеку, который может доставить радость другому).Правильно ли поступил Саша?
(Нет. Нужно правильно расставлять приоритеты.
Нужно было во время придти на экзамен и не подводить учителя.
Защита родной природы, охрана цветов из красной книги)Составляют мини-текст с заданными словами. Зачитывают 1-2 сочинения.
Отвечают на вопросы. Анализируют текст. П: структурировать знания и творчески их применять; Р: коррекция; К: умение правильно и осознанно строить высказывание.
VI. Физкультминутка Физкультминутка Снять статическое напряжение А сейчас мы немного отдохнём, не забывая про объект нашего изучения, проведём лингвистическую физкультминутку. Я буду называть слова: если вы услышите одушевлённое существительное, хлопайте в ладоши над головой; если неодушевлённое – поднимите ноги над полом.
Дичь, речка, зрелище, кот, дочь, бег, ручка, земля, ученик, медведь, облако, сердце, волк, избушка, песок, ночь, человек, конь, тишь, дрожь, камыш.Посмотрите налево, посмотрите направо, посмотрите на меня, посмотрите на наших гостей.
Спасибо. Наша разминка закончена. Выполняют физические упражнения в соответствии с заданием. VII. Самостоятельная индивидуальная работа. 1.Игра «Белая ворона»

Систематизация знаний о морфологических признаках имени существительных
Организует фиксацию нового знания в памяти учащихся, анализ учебной деятельности учащимися, оценивание учащимися своей деятельности на уроке, фиксация затруднений как направление для работы на следующих уроках.
- Объясните, по каким морфологическим признакам объединены существительные и что можно исключить?
а) О смелост..., о храброст..., о неустрашимост..., о трусост... .Общее: это существительные женского рода, 3 склонения, предложного падежа.
Тема – качества человека. Исключить – трусость – антоним, все остальные – синонимы.
б) Листья, девятиклассники, капельки, брюки.
Общее: все во множественном числе.
Исключить: брюки – употребляется только во множественном числе; девятиклассники – одушевленное существительное.
в) Ландыш..., печ..., ноч..., доч... .Общее: существительные с шипящей на конце.
Исключить: ландыш – существительное 2 склонения, мужского рода; печь – может быть существительным и глаголом.
- С какой целью мы выполняли данное задание?
(Чтобы вспомнить морфологические признаки существительных) Фиксируют результаты своей деятельности в соответствии с поставленными задачами, оценивают свою деятельность и деятельность товарищей. Взаимопроверка, исправляют ошибки.
Вспоминают морфологические признаки имен существительных: постоянные: одушевленное или неодушевленное, род, склонение;
непостоянные: падеж, число П: анализ, синтез, моделирование, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации, построение логической цепи рассуждений, формулирование задания, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий ; Р: контроль, коррекция; К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение устанавливать и поддерживать контакт с собеседником, инициативно вести диалог, быстро реагировать на реплики собеседника
2.Работа на карточках (двое учащихся по-очереди работают у доски, другие самостоятельно в тетрадях по карточкам, проверка по слайду презентации) Определение синтаксической роли. А какова синтаксическая роль имен существительных в предложении?
Россия – моя Родина.
За границей я часто думаю о России.
Давайте проверим наш граф, составленный в начале урока, всё ли у нас внесено в него о чём мы сейчас говорили. (дописываем синтаксическую роль существительных: сказуемое, подлежащее, дополнение, обстоятельство)
Мы с вами повторили основные признаки имени существительного, дома вы продолжите повторение. Формулируют правило: в предложениях имена существительные могут быть подлежащими, сказуемыми, дополнениями, обстоятельствами. VIII. Домашнее задание Домашнее задание по выбору.
1.Упражнение 247 страница 133. Задание упражнения направлено на повторение орфограммы: «Гласные в окончаниях существительных», в этом вам поможет таблица на стр. 131.
2.Кто желает, может составить карточки-задания по любому морфологическому признаку имени существительного. VIII. Рефлексия учебной деятельности Заключительная беседа по вопросам; монологические высказывания Осознание своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и класса Организует фиксацию нового знания в памяти учащихся, анализ учебной деятельности учащимися, оценивание учащимися своей деятельности на уроке, фиксацию затруднений как направление для работы на следующих уроках.
- Что было темой нашего урока?
- Что вы повторили и что узнали для себя нового на уроке?
(Некоторые существительные имеют только форму множественного числа;
собственные имена существительные могут переходить в нарицательные;
существительное в предложении может выступать в роли сказуемого)
- Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и присоедините её на коллективное классное фото настроений. Фиксируют результаты своей деятельности в соответствии с поставленными задачами, оценивают свою деятельность и деятельность товарищей
Определяют свое эмоциональное состояние на уроке; заполняют дневники достижений (оценочная карта) П: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; Л: самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности; К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, использование критериев для обоснования своего суждения. Р: оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению).
1.Задание: используя денотатный граф, выпишите имена существительные
Красоваться, красивый, красота, красиво; грубить, грубость, грубый, грубо; подобреть, доброта, добрый; ослабеть, слабо, слабый, слабость;
плавать, плавательный, плавучий, плавание, заплыв; радоваться, радость, радостный, радостно; поместить, помещение, вместительный; настоять, настоятельный, настоятельно, стоянка.1.Задание: используя денотатный граф, выпишите имена существительные
Красоваться, красивый, красота, красиво; грубить, грубость, грубый, грубо; подобреть, доброта, добрый; ослабеть, слабо, слабый, слабость;
плавать, плавательный, плавучий, плавание, заплыв; радоваться, радость, радостный, радостно; поместить, помещение, вместительный; настоять, настоятельный, настоятельно, стоянка.1.Задание: используя денотатный граф, выпишите имена существительные
Красоваться, красивый, красота, красиво; грубить, грубость, грубый, грубо; подобреть, доброта, добрый; ослабеть, слабо, слабый, слабость;
плавать, плавательный, плавучий, плавание, заплыв; радоваться, радость, радостный, радостно; поместить, помещение, вместительный; настоять, настоятельный, настоятельно, стоянка.1.Задание: используя денотатный граф, выпишите имена существительные
Красоваться, красивый, красота, красиво; грубить, грубость, грубый, грубо; подобреть, доброта, добрый; ослабеть, слабо, слабый, слабость;
плавать, плавательный, плавучий, плавание, заплыв; радоваться, радость, радостный, радостно; поместить, помещение, вместительный; настоять, настоятельный, настоятельно, стоянка.1.Задание: используя денотатный граф, выпишите имена существительные
Красоваться, красивый, красота, красиво; грубить, грубость, грубый, грубо; подобреть, доброта, добрый; ослабеть, слабо, слабый, слабость;
плавать, плавательный, плавучий, плавание, заплыв; радоваться, радость, радостный, радостно; поместить, помещение, вместительный; настоять, настоятельный, настоятельно, стоянка.1.Задание: используя денотатный граф, выпишите имена существительные
Красоваться, красивый, красота, красиво; грубить, грубость, грубый, грубо; подобреть, доброта, добрый; ослабеть, слабо, слабый, слабость;
плавать, плавательный, плавучий, плавание, заплыв; радоваться, радость, радостный, радостно; поместить, помещение, вместительный; настоять, настоятельный, настоятельно, стоянка.2.Распределите данные слова на два столбика
Нарицательные имена существительные Собственные имена существительные
Экзамен, девятиклассники, класс, рентген, руководитель, Маргарита, Борисовна, ученик, рубашка, букет, ландыши, Рентген, Трубин, листья, Иван, «Хрустальные звоны».2.Распределите данные слова на два столбика
Нарицательные имена существительные Собственные имена существительные
Экзамен, девятиклассники, класс, рентген, руководитель, Маргарита, Борисовна, ученик, рубашка, букет, ландыши, Рентген, Трубин, листья, Иван, «Хрустальные звоны».2.Распределите данные слова на два столбика
Нарицательные имена существительные Собственные имена существительные
Экзамен, девятиклассники, класс, рентген, руководитель, Маргарита, Борисовна, ученик, рубашка, букет, ландыши, Рентген, Трубин, листья, Иван, «Хрустальные звоны».2.Распределите данные слова на два столбика
Нарицательные имена существительные Собственные имена существительные
Экзамен, девятиклассники, класс, рентген, руководитель, Маргарита, Борисовна, ученик, рубашка, букет, ландыши, Рентген, Трубин, листья, Иван, «Хрустальные звоны».Иван Трубин «Хрустальные звоны».
Первый день экзаменов. Девятиклассники уже толпятся у дверей класса, волнуются. Волнуется и классный руководитель Маргарита Борисовна. И в который раз считает, все ли пришли. Учитель переживает, потому что нет Саши, ведь он никогда не опаздывал.
Но вот и он в белой рубашке и с букетом свежих ландышей. Вбежал по лестнице и сразу к классному руководителю: «Это Вам, Маргарита Борисовна!»- «Спасибо, дорогой. Где ты их только нашёл?»- «В заплатинском овраге. Там они первыми распустились...»
Я видел тот букет первых ландышей: Маргарита Борисовна нежно прижимала его к груди… Иван Трубин «Хрустальные звоны».
Первый день экзаменов. Девятиклассники уже толпятся у дверей класса, волнуются. Волнуется и классный руководитель Маргарита Борисовна. И в который раз считает, все ли пришли. Учитель переживает, потому что нет Саши, ведь он никогда не опаздывал.
Но вот и он в белой рубашке и с букетом свежих ландышей. Вбежал по лестнице и сразу к классному руководителю: «Это Вам, Маргарита Борисовна!»- «Спасибо, дорогой. Где ты их только нашёл?»- «В заплатинском овраге. Там они первыми распустились...»
Я видел тот букет первых ландышей: Маргарита Борисовна нежно прижимала его к груди…
3.Объясните, по каким морфологическим признакам объединены существительные и что можно исключить?
а) О смелост..., о храброст..., о неустрашимост..., о трусост... .3.Объясните, по каким морфологическим признакам объединены существительные и что можно исключить?
б) Листья, девятиклассники, капельки, брюки.
3.Объясните, по каким морфологическим признакам объединены существительные и что можно исключить?
в) Ландыш..., печ..., ноч..., доч... .3.Объясните, по каким морфологическим признакам объединены существительные и что можно исключить?
б) Листья, девятиклассники, капельки, брюки.
3.Объясните, по каким морфологическим признакам объединены существительные и что можно исключить?
а) О смелост..., о храброст..., о неустрашимост..., о трусост... .3.Объясните, по каким морфологическим признакам объединены существительные и что можно исключить?
в) Ландыш..., печ..., ноч..., доч... .Иван Трубин «Хрустальные звоны».
Первый день экзаменов. Девятиклассники уже толпятся у дверей класса, волнуются. Волнуется и классный руководитель Маргарита Борисовна. И в который раз считает, все ли пришли. Учитель переживает, потому что нет Саши, ведь он никогда не опаздывал.
Но вот и он в белой рубашке и с букетом свежих ландышей. Вбежал по лестнице и сразу к классному руководителю: «Это Вам, Маргарита Борисовна!»- «Спасибо, дорогой. Где ты их только нашёл?»- «В заплатинском овраге. Там они первыми распустились...»
Я видел тот букет первых ландышей: Маргарита Борисовна нежно прижимала его к груди…
Иван Трубин «Хрустальные звоны».
Первый день экзаменов. Девятиклассники уже толпятся у дверей класса, волнуются. Волнуется и классный руководитель Маргарита Борисовна. И в который раз считает, все ли пришли. Учитель переживает, потому что нет Саши, ведь он никогда не опаздывал.
Но вот и он в белой рубашке и с букетом свежих ландышей. Вбежал по лестнице и сразу к классному руководителю: «Это Вам, Маргарита Борисовна!»- «Спасибо, дорогой. Где ты их только нашёл?»- «В заплатинском овраге. Там они первыми распустились...»
Я видел тот букет первых ландышей: Маргарита Борисовна нежно прижимала его к груди…
4. А какова синтаксическая роль имен существительных в предложении?
Россия моя Родина.
4. А какова синтаксическая роль имен существительных в предложении?
За границей я часто думаю о России.
4. А какова синтаксическая роль имен существительных в предложении?
Россия моя Родина.
За границей я часто думаю о России.
4. А какова синтаксическая роль имен существительных в предложении?
Россия моя Родина.
За границей я часто думаю о России.