Практико-значимая работа Мастерство устного выступления учителя


Практико – значимая работа на тему
«Мастерство устного выступления учителя»
Автор: Тимакова И.Л.Содержание.
Введение.
Глава 1. Культура речи.
Понятие об ораторском искусстве.
Требования к оратору.
Основные правила риторики.
Публичная речь учителя.
1.5.Этапы подготовки речи
1.6.Качество речи учителя
Глава 2. Учитель – актер.
2.1. Система К.С. Станиславского в применении к мастерству учителя.
2.2. Компоненты артистизма педагога.
2.3. Уровни артистизма педагога.
2.4. Периоды работы над уроком.
2.5. Что предполагает педагогическая режиссура.
Заключение.
Список литературы
Введение
Люди, умеющие красиво и артистично выступать перед публикой, всегда приковывали моё внимание. Среди учителей в школе, где я училась, была одна, которая и стала для меня эталоном на все времена. Это учитель русского языка и литературы Козлова Галина Ивановна. Так как она умела доносить до нас мысли - умно, иронично, эмоционально - не мог никто. В институте моим любимым преподавателем, на чьи лекции я всегда ходила с удовольствием, стал профессор Виктор Михайлович Андреев, декан исторического факультета. И сейчас, спустя много лет, я помню своих Учителей и стараюсь на своих уроках использовать те же приемы, которыми когда-то пользовались они.
Яркое и страстное слово во все времена, как свидетельствует история развития человеческого общества, оказывало большое влияние на людей, их взгляды и убеждения, дела и поступки. Человек, произносящий речь, приковывает внимание окружающих. Высказывая то или иное суждение, оратор воздействует на слушателей. Оратор - центральная фигура публичного выступления. Лицо, профессионально занимающееся искусством красноречия.
Человек, обладающий риторическими навыками и умениями, чувствует себя уверенно в самых различных ситуациях бытового, социального, делового и профессионального общения. Умение уверенно выступать перед другими людьми, убеждать в своей точке зрения - обязательный навык для каждого, кто хочет добиться успеха в XXI веке. К сожалению, этому специально не учат ни в школе, ни в других учебных заведениях. Анализируя выступления окружающих нас людей можно заметить, что большинство из них, как правило, читают текст по бумажке, затягивают свои выступления, волнуются, в то время как аудитория инертна и пассивна. Нередко мы встречаемся с таким явлением, когда оратор просто докладывает содержание своего выступления, просто информирует аудиторию, не разъясняя информацию, не выявляя своей позиции, взглядов, оценок, отношения, не пытаясь достичь поставленной цели.
Публичное выступление (ораторская речь) - это особая форма речевой деятельности, нацеленная на информирование и оказание желаемого воздействия (убеждения, воодушевления, внушения и т.д.) на слушателей в условиях непосредственного общения. Чтобы стать хорошим оратором необходимо много работать над собой, своей речью, жестами и мимикой.
Сегодня очень остро стоит вопрос об эффективности коммуникации и мастерстве публичного выступления. В последние годы огромное распространение получили профессии, где главным условием успеха является коммуникабельность человека - умение грамотно общаться с аудиторией. И одной из них является профессия - учитель.
Обучая, учитель по сути дела занимается коммуникацией, используя её различные формы и методы. И хотя публичное выступление обычно предусматривает меньшее количество прямого взаимодействия с аудиторией, его целью, как и целью обучения, является обмен информацией с аудиторией и ее усвоение. Коммуникация выполняет две основные функции: коммуникативную, включающую обмен информацией, интерактивную, предусматривающую организацию взаимодействия. Следовательно, учитель должен знать, как правильно выполнять эти функции, ведь умение хорошо выступать на публике заставит аудиторию слушать и в полной мере воспринимать информацию.
Специфика учительской профессии заключается в постоянном деятельном контакте с другими людьми. Работа учителя направлена на формирование личности ученика, выработку определенных правил поведения, интеллектуальное развитие. Преподаватель должен обладать не только психологическими, специальными знаниями, но также и навыками профессионального общения. Речь учителя – основное орудие педагогического воздействия и одновременно образец для учащихся. Но немаловажное значение имеют и актерские способности учителя. Вот об этих двух составляющих мастерства устного выступления учителя и поговорим.
Глава 1. Культура речи.
1.1 Понятие об ораторском искусстве.
Термин "ораторское искусство" античного происхождения (от лат. oratoria). Его синонимами являются греческое слово риторика (от греч. rhetorike) и русское красноречие. Выражение «ораторское искусство» также имеет несколько значений. Под ораторским искусством, прежде всего, понимается высокая степень мастерства публичного выступления, качественная характеристика ораторской речи, искусное владение живым словом. Ораторское искусство - это искусство построения и публичного произнесения речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию.
1.2. Требования к оратору.
Для формирования профессионального мастерства учителя он должен владеть приемами ораторского искусства. Пятьдесят лет назад известный специалист по ораторскому мастерству Е. Адамов сформулировал шесть требований к оратору, которые он образно назвал «шесть Э», а именно: эрудиция, энергия, эмоциональность, экспрессивность, этика, эстетика.
1. Эрудиция
Это важнейшее качество оратора. В наше динамичное время нам приходится иметь дело с самыми разнообразными вопросами, поэтому актуальным является старое правило: надо знать немного о многом и много о немногом.
Что значит «много о немногом»? Это знание оратора о предмете его речи. А «немного о многом»? Это общекультурный уровень. Существует три измерители эрудиции: глубина (проникновение к истокам знаний по специальности); широта (охват смежных отраслей знания);достоверность (соответствие знаний последним данным науки).Ни одна ораторская школа, ни один институт не помогут тому, кто имеет узкий кругозор и поверхностные знания.
2. Энергия
Вещание должно быть энергичным, упругим. Вялый, неэнергичный оратор исключается из аудитории.
3. Эмоциональность
Это способность не только информировать, убеждать, а зажигать слушателей, заставлять их переживать то, о чем говорится. Люди не только слушают речь, но и видят и чувствуют ее. Слова, которые не вызывают образов, утомляют. Эмоции говорящего влияют на публику.
Для передачи различных эмоциональных значений женщины широко используют различные интонационные средства. У мужчин палитра интонационных красок беднее и более бледная. Их эмоциональное оружие, в большинстве, помещается в лексике и грамматике.
4. Экспрессивность
Суть этого требования заключается в выразительности речи, его образности, умелом использовании стилистических и риторических средств (поговорок, пословиц, афоризмов, цитат, стихотворных строк, мысли известного человека).
5. Этика
Простота и ответственность, естественность и доброжелательное отношение к слушателям, коммуникабельность - все эти качества проявляются по-разному, в зависимости от индивидуальности оратора, они должны стать заслоном от высокомерия и неуважительного отношения к слушателям. В чем же может проявиться неуважение? В опоздании, недоброжелательном отношении к репликам и вопросам, в игнорировании интересов и запросов слушателей.
6. Эстетика
Это почти самый сложный вопрос ораторского искусства - выступать не только содержательно, интересно, но и красиво, эстетически привлекательно. Нужен артистизм оратору? Возможно, в том виде, в котором он необходим для актера, оратору не нужен. Однако элементы артистизма могут быть полезными. Какие именно? То, что К.С. Станиславский называл «внутренним видением» того материала, который оратор собирается преподавать. Важно работать над голосом и дикцией. Говорят, что хорошая дикция - это вежливость актера. Но и оратора также.
Учитывая, что каждый ритор, тем более оратор, имеет свое неповторимое психологическое лицо, можно сказать, что существует несколько типов ораторов. Как справедливо подчеркнул В.Г. Белинский: «Один оратор господствует над толпой силой своего бурного вдохновения, второй - осторожной грацией изложения, третий - преимущественно иронией, насмешкой, остроумием, четвертый - последовательностью и ясностью изложения и др.»
 1.3. Основные правила риторики.
Для успешного публичного выступления необходимо соблюдать три основных правила риторики:   
1. Говори не лозунгами, а тезисами.
Лозунг – краткая, хорошо запоминающаяся речь, не требующая доказательства.
Тезис – фраза, заключающая в себе мысль, которая требует доказательства или опровержения. Необходимо так строить свое выступление, чтобы оно состояло из тезисов и аргументов.
Современная педагогика рассматривает такие технологии в обучении, как проблемное обучение, деятельностный подход в обучении. Всякое обучение основам наук в то же время является обучением и соответствующим умственным действиям. Важно не давать определенный набор информации, а вооружить учащихся определенным подходом, принципами и научить вырабатывать способ действия самостоятельно. Начальным этапом для достижения этой цели будет умение аргументировать свое суждение.  
 
2. План и эпистема.
Овладение ораторским мастерством начинается с обучения составлению плана речи. При этом акцентируется внимание на обязательность введения, в котором необходимо мотивировать выбор темы выступления. Понятие «мотивация» известно каждому педагогу.
Эпистема – высший тип достоверного, абсолютного знания. Известно, что на сегодняшний день объем информации увеличивается в два раза каждые два-три года. Следовательно, надо быть очень внимательными к информации, которую мы сообщаем. Особенно это касается учителей.
 
3. Формула Цицерона.
Древний римский оратор Марк Туллий Цицерон произнес однажды фразу, которая впоследствии стала  одним из основных правил риторики:
 
«Оратор есть тот,
кто любой вопрос
изложит со знанием дела,
стройно и изящно,
с достоинством при исполнении…».
 
Рассмотрим данное высказывание одновременно и как риторическую формулу, и как рекомендации педагогу. Для этого выделим в этом правиле четыре компонента:
 
«…любой вопрос…» - по тематике выступления (оратору надо быть готовым ответить на дополнительные вопросы по теме выступления, как и учителю – по теме урока, которую он изложил).
«…изложит со знанием дела…» (оратору необходимо владеть мастерством публичного выступления, учителю – методами и приемами обучения).
«…стройно и изящно…» (содержание и форма выступления или обучения). 
«…с достоинством при исполнении…» (оратору необходимо учитывать этическую сторону выступления – быть вежливым, приветливым, тактичным по отношению к аудитории; учителю  - по отношению к своим ученикам).
Таким образом, если заменить в формуле Цицерона первое слово на «Учитель», мы получим высказывание о том, кого мы можем назвать настоящим педагогом.
 1.4. Публичная речь учителя.
Профессор Л.И. Скворцов дает определение, согласно которому “Культура речи” – это “владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребления и т.д.), а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи”.
В русском языке для совершенствования культуры речи решающее значение имеет овладение нормами литературного языка. Разновидности нормы выделяются в соответствии с формами речи и уровнями языковой системы: орфоэпические (произношения), акцентологические (ударения) – нормы устной речи; орфографические и пунктуационные – нормы письменной речи; лексические (словоупотребления), словообразовательные и синтаксические, вместе именуемые грамматическими, проявляющиеся в устной и письменной речи; и стилистические. Соблюдение норм литературного языка – это обязательно для речи учителя.
Сама публичная речь учителя служит передаче информации слушателям. Кроме того в ней всегда присутствует дидактическая направленность, т.е. одновременно с передачей информации решаются задачи обучения. Это выдвигает особые требования к отбору, способам организации и изложения информации, т.е. к содержанию и формам педагогической речи. Речь учителя служит образцом, который воспринимает ребенок и по которому он учится строить свою речь. При этом следует помнить, что для ученика речь учителя зачастую является единственным образцом литературной нормы и правильного представления речи вообще. В силу этого особое внимание следует обратить на форму педагогической речи, ее нормативный характер, делать доступной не только для восприятия, но в известной мере и для подражания.
1.5.Этапы подготовки речи
Для успешности своих выступлений учитель подготавливает свою речь поэтапно.
1 этап. Знакомство с предметом предстоящего выступления и формировка темы. На данном этапе осуществляется переход от общей установки к знакомству с проблемой и отбору информации. Углубленное изучение того или иного вопроса позволяет формулировать тему предстоящего выступления.
2 этап. Формулировка цели выступление и сопоставление плана. После знакомства с необходимым материалом, следует переходить к определению своей позиции и формулировке цели высказывания. На основе глубокого освоения предмета предстоящей речи и сформулированной цели готовится план, который должен логически развивать основные положения выступления. Схема рассуждения: тезис – доказательство – вывод.
3 этап. Формирование текста выступления. Здесь продолжается процесс отбора информации, доказательств, примеров, иллюстраций, раскрывающих основные положения плана. Существуют различные точки зрения по поводу предварительного написания текста. Исходить надо из конкретных условий: уровня подготовки и опыта учителя, сложности материала в основе выступления, степени его освоения, ситуация общения и специфики аудитории. Следует учитывать, что любое выступление должно содержать достаточно яркие и убедительные примеры, иллюстрирующие анализируемые вопросы, с соблюдением правил цитирования.
4 этап. Работа над речевой стороной выступления. Опираясь на знания русского языка, на этом этапе следует выбирать языковые средства, наиболее полно соответствующие теме, цели и конкретной ситуации общения. Такая работа предполагает строгое следование нормам русского языка. Новые и непонятные слова следует проверить по словарю и уяснить их лексическое значение.
5 этап. Редактирование и запоминание выступления. Начинается обработка по двум направлениям:
1) проверка содержательно – композиционной стороны (глубина информации, полнота, логичность, убедительность);
2) оценивается не только соответствие речи нормам литературного языка, но основным коммуникативным качествам.
Написанный текст должен быть сжат до основных моментов, которые могут быть представлены в виде тезисов. Такой развернутый план помогает говорящему запомнить композицию своего выступления, последовательность развития мыслей. Запоминание также облегчается и предварительной психологической подготовкой.
6 этап. Психологическая подготовка. После того как выступление сформировано, целесообразно провести репетицию, которая поможет проверить подготовленный материал, провести хронометраж, внести необходимые уточнения и исправления, выбрать нужные интонации.
7 этап. Сохранение информации (архив, библиография). Культура умственного труда предполагает определенные правила работы с источниками информации и собранным материалом. У каждого работника умственного труда есть рабочий архив. Обычно он включает личную библиографическую картотеку и различного рода выписки.
1.6.Качество речи учителя
Одной из составляющих культуры речи является и качество голоса учителя. Голос – важнейший элемент техники речи. Для учителя он является основным средством труда. К голосу учителя предъявляется ряд требований, которые определяются условием педагогического общения и задачами, решаемыми в профессиональной деятельности.
Голос не должен вызывать неприятных ощущений у слушателей, а должен обладать благозвучностью.
Учителю необходимо изменять характеристики своего голоса с учетом ситуации общения.
Преподаватель должен уметь управлять своим голосом в общении с аудиторией, направлять его, “отдавать” слушателям, говорить не для себя, а для учеников, т.е. голос должен обладать полетностью.
Голос, – как уже было сказано, – основное орудие педагогического воздействия, поэтому с его помощью учитель должен уметь внушить ученику определенные требования и добиться их выполнения.
Учителю постоянно приходится выдерживать значительные нагрузки на речевой аппарат, поэтому его голос обязан быть достаточно выносливым.
Исходя из данных требований, можно сказать, что важнейшим профессиональными качествами голоса учителя являются благозвучность, гибкость, полетность, выносливость. Развитие всех качеств голоса представляет собой комплексный процесс, который называется постановкой голоса.
Дикция – четкое и ясное произнесение звуков речи. Хорошая дикция обеспечивается строгим соблюдением артикуляционных характеристик звуков.
Дикция является одним из обязательных элементов техники речи, особенно важна для учителя, поскольку его речь является образцом. Кроме того, без дикции просто невозможна нормальная коммуникация. Нечеткая артикуляция приводит к неявной речи и затрудняет понимание слушателями говорящего. Работа над дикцией учителя заключается в изучении артикуляционных характеристик звуков и тренировочных упражнениях, позволяющих выработать хорошую дикцию. (Скороговорки, упражнения для губ)
Речь педагога должна быть обязательно наполнена эмоциональным и интеллектуальным содержанием, которое можно назвать выразительностью. Она является таким же обязательным элементом, как, например, техничность, дикция. Это обусловлено спецификой устной речи, в которой особое значение приобретают интонация, жесты, мимика условие контакта собеседников и т.д.
Глава 2. Учитель – актер.
2.1. Система К.С. Станиславского в применении к мастерству учителя.
Профессия педагога имеет много общего с профессиями актера и режиссера. И актер, и педагог, воздействуя на чувства и разум зрителей (воспитанников), обращаются к памяти, мысли и воле слушателя. Заразительность, убедительность, артистизм педагога и актера обеспечивают ему успех. Как актер в процессе репетиций, так и педагог на уроке обладают способностью яркого эмоционально-волевого воздействия на зрителей (воспитанников). Педагог осуществляет логику образовательного процесса, а режиссер - выстраивает драматургическую логику будущего спектакля, обуславливая тем самым и коллективное взаимодействие и сотворчество.
Педагогическую деятельность следует отождествлять с театром одного актера. Поэтому для педагога важно осознать принципы театрального действия, ее законы. При этом может хорошо послужить система К.С. Станиславского, которая рассматривает органическую природу театрального творчества через природу человека-творца, актера. В ней впервые решается вопрос сознательного овладения подсознательным, произвольным процессом творчества, проявлением таланта личности в деятельности. Система К.С. Станиславского - наука не только об актерском творчестве, но и о том, как, опираясь на объективные законы, лелеять, развивать, обогащать разные способности, и не только сценические. Тот, кто работает на педагогической ниве, сталкивается с тем, что в теории педагогики нет раздела, посвященного развитию практических умений на подсознательном уровне. В какой-то мере этому может помочь театральная педагогика. Однако своеобразно, благодаря постоянному тренингу. Способности на уровне подсознания формируются постоянной напряженной работой. Что такое педагогический талант? Таких определений достаточно в историко-философских, педагогических, этико-эстетических исследованиях. Однако в данном случае нас больше интересует проекция определения таланта в театральной педагогике на педагогическую деятельность. В определении таланта должно окончательно определяться и сходство актерского и педагогического искусства.
2.2. Компоненты артистизма педагога.
В.И. Немировича-Данченко писал: «Искусство актера сложное до чрезвычайности, и данные, с помощью которых актер овладевает зрителями, разносторонни: заразительность, личное обаяние, правильность интуиции, дикция, пластичность, красота жеста, способность к характерности, труд, любовь к делу, вкус и т.п.» Искусство педагога сродни искусству актера.Психолог В.А. Бахвалов определяет следующие компоненты артистизма педагога:
Эрудиция. Для детей педагог - открыватель мира. Эту роль он может выполнить лишь в том случае, если является высокообразованным человеком, дающим себе труд постоянно черпать из науки, искусства и действительности. Педагог-артист живет любознательностью, познанием «тайн», удивлением, чувством нового, сомнением. Эрудиция необходима ему до чрезвычайности.
Обаяние - способность овладевать вниманием, чувствами, умом, воображением, волей другого. Необходим синтез обаяния и духовности. Именно в ней проявляется внутренняя красота человека, его самобытность, соучастие в жизни окружающих, мудрость реакции на действительность.
Самобытность. У педагога яркое определенное «Я». Являясь неординарной и самобытной личностью, он всегда находит верные психологические и методические решения различных педагогических ситуаций. Включая их в содержание урока, дает личностную оценку излагаемым событиям.
Импровизация. Общение с воспитанниками - творчество. Педагог-артист всегда импровизатор. Ибо импровизация это артистическое и режиссерское мастерство педагога.
Образность речи. Образная речь строга, научна, увлекательна, свободная от учебно-канцелярских оборотов, искажений литературного языка. Эта речь эмоциональна и индивидуальна. Главная выразительная сторона голоса – интонация. На образность речи учителя особенно влияет приятно звучащий голос, его мелодичность, многообразие в нем характерных красок и богатых оттенков. Во всем этом проявляется и выражается весь духовный мир педагога, его душевность, самобытность и артистизм.
Пластика. Педагог - артист умеет, и «ступить», и «молвить». Он наделен личностной, персональной запоминаемостью, пластикой поведения. Пластика - это язык телодвижений, его выразительность и умение им владеть.
Педагогу, как и актёру, должны быть присущи многие творческие особенности: вдохновение, эмоциональность, способность перевоплощаться. Педагогический процесс, как и драматургия, требует планирования с учётом особенностей тех людей, которые в нём участвуют, и их влияния друг на друга. Это помогает педагогу заранее предвидеть результаты своего воздействия на учеников и даже заранее планировать различные ситуации, требующие от воспитанников проявления тех или иных личностных качеств, знаний и опыта.
Педагог, обладающий высоким уровнем артистизма, способен к органическому существованию в условиях педагогического процесса. Он стремится к нестандартным решениям через образные ассоциации, умеет выстраивать свое поведение в определенных ситуациях,  ответственно относится к своим воспитательным функциям, авторитетен среди детей и родителей; применяет разумные требования к организации обучения и воспитания, умеет анализировать образовательную ситуацию, способен принимать обоснованные решения, предвидеть их социальные последствия; владеет глубокими и разносторонними знаниями по предмету. Также умеет самостоятельно выбирать и разрабатывать оригинальные технологии и индивидуальные программы обучения. Высоко артистичный педагог вызывает у детей интерес к учению, творчески подходит к обучению и воспитанию, обладает индивидуальным стилем работы.
Итак, артистизм - это личностное качество педагога, которому присущи эстетические черты стиля жизни и деятельности. Это черты людей, творчески насыщенных и любящих свою профессию. Творческий характер педагогической деятельности, является важнейшей ее объективной характеристикой. Она обусловлена тем, что многообразие педагогических ситуаций, их неоднозначность требуют вариативных подходов к анализу и решению вытекающих из них задач.
2.3. Уровни артистизма педагога.
Ученые выделяют следующие уровни артистизма педагога:
- высокий уровень - высший уровень профессионально-этической культуры. Характеризует педагога, обладающего необходимыми личностными качествами, работающего профессионально, ищущего творческие пути решения новых педагогических задач, обладающего чувством целого, гармонии, энергией, инициативностью, творческой наблюдательностью, фантазией и воображением, чувством ритма, пространства и времени; 
-средний уровень - достаточный, приспособительный уровень артистизма. В своей деятельности такой педагог опирается на знания и умения, добивается определенных результатов в обучении и воспитании. Но в творческом поиске практически не участвует, удовлетворяется достигнутым уровнем креативности; 
-низкий уровень. Педагог не обладает необходимым набором профессионально-личностных качеств. В своей работе он не имеет достаточной базы профессиональных знаний и умений, не ведет творческих поисков, не испытывает потребности в творческом росте, получает невысокие результаты в обучении и воспитании.
2.4. Периоды работы над уроком.
Автор учебного пособия «Педагогический артистизм» О.С. Булатова отмечает, что работа над занятием (уроком) и ролью происходит в трех периодах:
-репетиционный - у актера, доурочный - у учителя. Это период, когда в воображении, в мыслях, в ощущениях деятеля создается образ. Образ героя - у актера, образ урока - у педагога; 
-технический период, когда разумно, расчетливо выверяется материал и подчиняется собственному творческому заказу деятеля. Закрепляется, "обкатывается" на репетициях роль актера, у педагога "репетируется" урок, уточняется его замысел, фиксируется его ход, составляется план; -период воплощения творческого замысла.
2.5. Что предполагает педагогическая режиссура.
О.С. Булатова пишет, что педагогическая режиссура предполагает: прогнозирование возможных результатов обучения; выделение и правильное формулирование сверхзадачи урока; педагогически целесообразное структурно-композиционное построение урока; рациональное распределение времени между этапами занятия; умение мысленно поставить себя в позицию воспитанника; ориентировку в изменяющихся условиях и перестройку деятельности в зависимости от них; примерное представление эмоциональной "кривой". Однако, педагог в гораздо более высокой степени, чем артист, должен воздействовать на свою аудиторию, содействовать формированию мировоззрения своих подопечных, дать им научную картину мира, пробудить чувство прекрасного, чувство порядочности и справедливости, сделать грамотными и заставить поверить в себя, в свои слова. При этом в отличие от актёра, он вынужден работать в режиме обратной связи: ему постоянно задают разнообразные вопросы, в том числе коварные, и все они требуют исчерпывающих и убедительных ответов. Настоящий педагог, Педагог с большой буквы - это личность, рождающая, формирующая другие личности (в идеале - совместно с семьёй). Для этого ему необходимо не только внимание и уважение со стороны его воспитанников, но и со стороны всего общества.
Артистизму нельзя обучить. Но можно научиться понимать его проявления, осознавать и по достоинству оценивать его значимость в педагогическом процессе. Можно развить некоторые качества личности (образное мышление, наблюдательность, воображение, эстетику речи, пластическую культуру), напрямую связанные с артистизмом. Творчески одаренный человек может - если захочет - раскрыть, а затем усовершенствовать свои природные данные.
Заключение
Перед учителем стоит серьезная задача: он обязан за чередой тревог и волнений разглядеть личность будущего человека, которого он создает, прежде всего, при помощи нашего языка. Язык учителя должен быть для учащихся эталоном. С помощью этого сильнейшего оружия и точнейшего инструмента учитель развивает историческую память народа, приобщает к богатствам многонациональной культуры тех, для кого эта культура воспринимается, прежде всего, через воздействующее слово.
В теории педагогики и практике школьного и вузовского образования нашей страны сложилось так, что никого ни школьников, ни студентов - не учат специально речевой деятельности и не занимаются формированием навыка публичного выступления. Принято считать, что говорить человек умеет еще до поступления в школу, а там при изучении всех предметов остается лишь подправлять, совершенствовать его умение говорить, постепенно доводить его речь до литературно правильной.
Таким образом, в нашем образовании речевое умение и навык публичного выступления, как умение человека оформлять в словах и предложениях собственную мысль, представлять ее другим в форме своего мнения или суждения, не является результатом специального обучения. Поэтому мастерство речи и умение публичного выступления приходит к человеку, если вообще приходит, в основном стихийно, бессистемно, случайно, отрывочно и, главное, не к каждому.
Но немаловажной составляющей труда педагога является актерская составляющая. Педагогическое искусство зачастую называют театром одного актера. Поэтому использование средств театральной педагогики открывает большие возможности для развития артистизма, а владение элементами актерского и режиссерского мастерства является необходимым средством профессиональной деятельности педагога.
Список литературы
1.Андриади И. П. Основы педагогического мастерства. М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 160с.
2.Булатова О.С. Педагогический артистизм: учеб. пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 240с.
3.Бахвалов В.А. Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества. М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. – 144с.
4.Станиславский К.С. Работа актера над собой. М.: Художественная литература, 1938. – 576 с.
5.Якушева С.Д. Основы педагогического мастерства: учебник. 4-е изд., испр. и доп. М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 256с.