Конспект открытого урока краеведения в 5 классе


МКОУ СОШ п.Индустриальный
Екатериновского района Саратовской области

Конспект открытого урока краеведения в 5 классе

Урок–исследование с элементами проектной деятельности

Учитель: Артищева Юлия Анатольевна

Тема: Екатериновский район в зеркале топонимики
Цели урока:
Образовательная:
привлечь внимание учеников к истории родного края
помочь учащимся «открыть» закономерности происхождения географических названий территорий Екатериновского района и исследовать возможности изменения топонимики нашего края в будущем.
научить использовать информационные ресурсы, собирать и структурировать информацию
Развивающая цель:
формировать умение видеть и формулировать проблему, выдвигать гипотезу;
стимулировать интерес школьников к изучению прошлого и настоящего своего края путем поиска связей между географическими условиями местности, историей, языком народа и отражением их в географических названиях;
развивать творческие способности и воображение

Воспитательная
выработка навыка взаимодействия в группе;
воспитание любви к родному краю.

Не зная края своего, всего ты мира не узнаешь.

Учитель: Здравствуйте, ребята! «Кто ходит в гости по утрам, тот поступает мудро», - кажется так совершенно справедливо утверждал герой известного всем мультфильма. И хотя сейчас далеко уже не утро, я должна сказать, что я очень люблю ходить в гости, особенно к таким замечательным мальчишкам и девчонкам, как вы. Ну и как положено гостям, я пришла к вам не с пустыми руками. В этой корзине – абсолютно уникальные, просто волшебные вещи. Мне так не терпится вам их показать!
Но для начала давайте познакомимся. Меня зовут Юлия Анатольевна. Ваши имена я вижу на бейджиках. И у меня такое ощущение, что мы с вами уже давно знакомы. А у вас? Замечательно! Ну тогда самое время заглянуть в нашу волшебную корзину и познакомить вас с первой волшебной вещью. Вот она. Вы думаете, у меня в руке простой клубок ниток? А вот и нет. Это волшебный клубочек. Тот самый, который в русских сказках дорогу указывает. Куда же поведёт он сегодня нас?
А поведёт он нас в загадочную страну Топонимику. Вы слышали о такой?
Слово «топонимика» произошло от сложения двух греческих слов («topos» - место и «onoma» – имя) и исследует географические названия. Взгляните на географическую карту (глобус) Она вся испещрена названиями стран, морей, островов, рек, озёр, городов. Родной посёлок, улица, на которой ты живёшь,- всё имеет свои имена, т. е. топонимы.
А как вы думаете, кто же эти имена придумал? Конечно же люди. Верите ли вы в то, что название рек, озер, городов или селений давалось «просто так», стихийно? Конечно же, нет. Люди вкладывали в это определённый смысл. Значит, объяснить можно любое, даже самое сложное и, на первый взгляд, даже непонятное, название? По-моему, это очень интересно. Ведь за каждым словом наверняка стоят удивительные истории, часто легенды и предания, а иногда и просто курьёзы.
Сегодня нам представится уникальная возможность побывать в прошлом, настоящем и будущем. И помогут нам в этом названия населённых пунктов нашего района. Ведь мы с вами – его жители. А значит, должны знать его историю, людей, чьи имена прославили наш край, хранить и преумножать его культуру и традиции, чтобы не быть Иванами, не помнящими родства. Я обещаю вам увлекательнейшую экскурсию, массу впечатлений и удивительных открытий. Но и вы не должны быть просто зрителями. Я предлагаю вам сегодня роль исследователей и первооткрывателей. Мы будем с вами выявлять закономерности происхождения названий населённых пунктов нашего района и создавать проект его будущего. Работа будет гораздо интереснее, если мы организуем её в группах. Группы заняли свои места. У нас получилось 3 команды. И самое время познакомиться с капитанами команд. Представьтесь. Капитаны распределяют роли всех остальных членов команд, учитывая конечно. И их желание. У всех на столах есть памятки, в которых изложены ваши обязанности. Познакомьтесь с ними. Всё ли понятно? Ну тогда я желаю каждой из команд чёткой, дружной и слаженной работы. А для этого нам нужно запомнить несколько простых правил: (на слайде и на столах.)
Правило 1. Поощряй участие каждого в обсуждении.
Правило 2. Выслушай мнение каждого, даже если ты не согласен с ним.
Правило 3. Критикуй идеи, а не человека.
Правило 4. Помни, что ты имеешь право на ошибку.

А) организатор(лидер)
Б) таймер – следит за временем.
В)секретарь – записывает идеи
Г) генераторы идей – вырабатывают идеи
Д) оформители – оформляют проект
Е) Докладчики – определяет лидер.

Я с вашего позволения отведу себе роль консультанта и буду оказывать помощь всем группам.
Результатом нашей совместной деятельности должен стать проект под названием
« Будущее Екатериновского района, отражённое в названиях населённых пунктов»
Задачи ясны всем? Тогда мы начинаем.
(Сопровождается музыкой и слайдами) -
- Каждый человек своего рода первооткрыватель. Он идет к старым, как мир, истинам своим путем. И каждый человек, вступая в жизнь, открывает для себя великое слово -Родина. Но в начале пути у каждого из нас есть своя, малая Родина. Это родной край со своим особым обликом, со своей – пусть самой скромной и непритязательной – красотой предстает человеку в детстве и остается с ним на всю жизнь.
Мы с вами, ребята, живём в поистине живописном и благодатном крае, крае, где сердце наполняется радостью от спелой пшеницы, шептания и пляски пушистых колосков, где золотятся подсолнухи, где соловьи поют по-особенному, а хрустальная вода родника так и просится тебе в ладони. Разве можно не полюбить эту землю? Но просто любить её мало. Эту хрупкую красоту нужно оберегать, передавая её в наследство последующим поколениям, а вместе с ней и её историческую самобытность.
Екатериновская земля хранит много загадок. Попробуем разгадать одну из них.
Взгляните на карту Саратовской области. Екатериновский район расположен в пределах Донской равнины и частично – Приволжской возвышенности. По территории района протекают реки Сердоба , Еланка, Альшанка, Бакурка, Аркадак, Аткара, и Белгаза.
Свыше 100 деревень, сёл и посёлков входит сейчас в состав Екатериновского района. Многие населённые пункты имеют 2-х. 3-х – вековую историю, многие уже исчезли с лица земли, стираются в памяти  людской их названия. Трудно сказать, когда появились здесь первые жители. Но археологические находки и памятники культуры свидетельствуют о том, что территорию района в разное время заселяли кочевые скотоводческие племена, славяне, кипчаки-половцы, татаро-монголы. Произошло смешение культур и языков, и это естественно, нашло своё отражение в современной топонимике, чему мы будем сегодня свидетелями. Но всему своё время. А сейчас нам предстоит выполнить первое задание:

определить закономерности (или принципы) образования топонимов, и составить кластер. Кластером мы будем называть графическую схему. Итак, разминка для всех групп. Готовность ответа группы сигнализирует капитан команды сигнальной карточкой.

1. Как вы думаете, что лежит в основе названий следующих населённых пунктов Екатериновского района?
А)с.Андреевка? –/ конкретное имя или фамилия человека, основателя села, путешественника, историческая личность./. Вы абсолютно правы. Андреевка была образована..
Б) с.Кручи? – / характерный признак данной местности/ И опять вы абсолютно верно определили
В)пос. Прудовое –/ водный объект/ По- моему . было нетрудно догадаться.

Е)с. Переезд -/ конкретные исторические события/ - и здесь опять в точку.
Г) пос. Юбилейный - /увековечивание памяти лиц или событий/
Д) Иной принцип (социотопонимы). К ним мы отнесём топонимы, которые не попали в перечисленные группы. Здесь могут оказаться самые неожиданные топонимы: связанные с языковыми особенностями, с родом занятий местных жителей, с названиями животных и птиц, с типом растительности и другие.
Посмотрели ещё раз на наш кластер, запомнили все закономерности. Запомнили? Тогда
Задание 2. Попробуйте распределить населённые пункты Екатериновского района по принципу происхождения их наименования. У вас 3 минуты.( Готовность команд – капитан). Таймеры нам говорят, что наше время истекло. Итак, сравним свои результаты.
К какому выводу мы можем прийти? В какой колонке оказалось больше всего топонимов?
Задание 3.А теперь попробуем выстроить рейтинг названных топонимов. Распределите данные принципы наименований по убывающей от самых распространённых до редких по лестнице.
Посмотрим, так ли это. (Сверка с образцом). У кого были ошибки? Почему? Были невнимательны? Вы просто молодцы

4. Вы знаете, в основе названий некоторых населённых пунктов лежит несколько версий и удивительных преданий. Одно их них – название села Бакуры. Предлагаю познакомиться с этими версиями. Первую версию нам поведает 1 группа.(зачитывают) , 2, 3.4 – учитель. Все они изложены в книге «Благодатный край хлеборобов», автором которой является наш земляк, бывший редактор газеты «Слава труду» Анатолий Иванович Елин. В ней вы найдёте немало интересного и о других населённых пунктах нашего района.

5. А Сейчас я предлагаю вам самим побывать в роли писателей и сочинить предание,. легенду и сказку о об одном из населённых пунктов нашего района, о селе Упоровка. Образцы выполнения заданий – у вас на столе. Прошу очень внимательно изучить его.Всё ли понятно?
- Сравним с существующей версией.- на слаиде. Вот так. Сколько фантазии у нашего народа!

6. Топонимика- не застывшая наука. Она постоянно развивается. Череда новых исторических событий, развитие языка, появление новых слов, традиций находят отражение и в топонимике. Учитывая этот факт, вы должны придумать названия населённых пунктов будущего. Чьи имена известных жителей района вы хотели бы увековечить в названии, может, близких вам людей, любимых учителей. А может, эти названия будут связаны с новыми словами, появившимися в языке, новыми понятиями
( Подсказка: я знаю,что в вашей школе жил и работал удивительно талантливый человек, художник. Кто это? Вспомните. Это Сергей Михайлович Тарасов .Разве он не достоин занять почётное место на этой карте? Тарасовка, Сизовка,. А разве автор книги «Благодатный край хлеборобов» Анатолий Иванович Елин ? Елинка, Информ- деревня,
Новорусовка,
Итак, наше время истекает. И слово предоставляется 1 группе. Наклеивают кружочки. Вписывают названия. Спасибо
Вот такое замечательное будущее ожидает нас и наших детей. И в наших силах это будущее сделать счастливым и безоблачным. Надо только очень любить свою землю.
Пришло время подвести результаты урока. Насколько урок показался вам интересным?
(Поднимают сигнальные карточки) красный – отлично. Синий хорошо, зелёный- могло быть и лучше.
Как бы вы оценили свою работу в группе? Была ли ваша команда слаженной?
А Может, кто-то хочет высказаться? Наш клубочек нам поможет в этом. Что нового узнал? Чему научился? Было ли трудно? Ну без этого наверно бы, не было и познания. Этот путь тернист.
Ну а я всем вам сегодня ставлю за урок только5! И предлагаю сфотографироваться на память.