Данная презентация была разработана к семинару учителей географии при переходе на ФГОС и рассказывает об особенностях организации урока по стандартам второго поколения


Требования к современному уроку Руководитель МО учителей географии Кислова Г.М. Урок- это «клеточка» педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке. Н.М. Скаткин Определение урокаУрок- динамическая и вариативная форма организации обученияУрок- система взаимодействия учителя и ученика, направленная на достижение гарантированного педагогического результатаУрок- основная форма организации учебного процесса, т.к. на уроке могут быть решены все задачи по развитию личности Урок- элементарная структурообразовательная единица образовательного процесса. Значит в уроке присутствуют все компоненты этого процесса «Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра» Джон Дьюи Современный уровень развития науки, техникиразвития производстваПсихолого- педагогическая характеристикасовременного подросткаТребования ФГОС ОООНовые требования к уроку Современному обществу требуются:образованные, нравственно-воспитанные люди, способные самостоятельно анализировать свои действия и способные самостоятельно принимать решения и т.д. Ученик- центр дидактической системы, субъект учения Субъект- носитель мышления и деятельности, способный самостоятельно ставить задачи и решать ихСовременный урок- урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, её активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования её нравственной основы Структура учебной деятельности (Эльконин- Давыдов) Учебная цель Учебная задачаУчебные действия и операции Действие контроляОбучение деятельности- учить ребёнка работать самостоятельно Урок на основе деятельностного подходаМотивацияУчебная задачаУчебные действияУчебная цель (ставится вместе с детьми)1-я задача2-я задача3-я задачаКонтроль и самоконтроль Современный эффективный урок- занятость всех учеников класса продуктивной учебной деятельностью, обучение их самостоятельному добыванию знаний и привитие навыков самостоятельной работы, формирование базовых компетенций Структура современного урока1. Организационно-мотивационный этап Актуализация знаний Открытие нового знания (Изучение нового материала)4. Практическая работа (закрепление)5. Рефлексия 1 этап урока- организационно-мотивационныйНа данном этапе урока учитель использует различные формы контакта с учащимисяпсихологический настрой учащихся;обеспечение нормальной обстановки на уроке.Психологический настрой - эмоциональное состояние класса, в котором отражаются личные и деловые взаимоотношения членов ученического коллектива, определяемые их ценностями, моральными нормами и интересами. 1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.Цель: Основной целью этапа мотивации (самоопределения) к учебной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.Для реализации этой цели необходимо: создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»); актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»); установить тематические рамки учебной деятельности («могу»). 2 этап- процесс работы с содержанием:решение познавательных задач в процессе приобретения учебных действий3этап- Рефлексивно-оценочный:соотнесение результатов собственной и коллективной деятельности с целями и задачами, поставленными в начале урока. {3B4B98B0-60AC-42C2-AFA5-B58CD77FA1E5}Традиционный урокУрок по ФГОСОбязательное планирование урока,с выделением конкретных этаповПроектирование- написание«сценария» деятельности всех субъектов учебного процессаМеняется сама форма урока Целеполагание урока{3B4B98B0-60AC-42C2-AFA5-B58CD77FA1E5}Традиционный урок урок по ФГОС1.Овладение системой прочных знаний, умений и навыков (ЗУН)1.Новая парадигма : отражает то, как учитель видит конечный результат, каковы итоги изучения темы и каков вклад в развитие школьника2. В результате ученик должен знать:ПонятиеОпределение сторон горизонтаНоменклатуру и т.д.2 После изучения ученик должен: Перечислять не менее 3 общих черт и различий глобуса и картыОпределять направления на объекты с помощью компасаНазывать и показывать на карте отдельные горные системы, вершины, определять их среднюю и максимальную высотукомпетентности Цели и задачи урока могут отражать следующее: Какое понятие (факт, связь, правило, закономерность) будет усвоено.Как будет раскрыто это понятие. Какие его основные признакиКакими действиями будут овладевать учащиеся (проектирование, моделирование, наблюдение, выдвижение гипотезы) Какие действия школьники будут совершенствовать в процессе урокаКакие выводы, обобщения научатся делать школьники Определение содержания урока:{3B4B98B0-60AC-42C2-AFA5-B58CD77FA1E5} Базовое теоретическое деятельностноеОсваивается материал на уровне долговременной памятиНа уровне формирования УУДОвладевая опорными знаниями, усваивая актуальное, человек всегда может развернуть их применительно к поставленной задаче. В.П. Симонов Предъявление знанийуменияУмения и универсальные действия- операциональная часть знаний Отношение к деятельностиМыслительные операции (набор действий)Знания о действиях и их алгоритм ! Новые знания- продукт деятельности ученика Определение деятельностного содержания урока{3B4B98B0-60AC-42C2-AFA5-B58CD77FA1E5}Тема урокаТип урокаБазовое содержаниеУУДТребования к подготовке учащихсяВиды контроляПланетар-ные формы рельефаОткры-тие нового знанияПроисхож-дение материков и впадин океанаАнализ схемы, иллюстриру-ющей образование материковой и океанической ЗКОбъяснять по картам закономерности размещения форм рельефаНаходить и анализировать информацию.Приводить примерыТекущий Выбор технологии обучения (Как добиться результата?)Технология- от греческого слова techne- искусство, мастерство Современный урок-это форма технологической организации учебной деятельности.Каждый новый урок должен быть построен с учетом принципа деятельности Применение различных форм контроля , диагностики результативностиОрганизация взаимодействия (коллективная, парная, групповая формы работыОсмысление результатов деятельности на урокеОрганизация самостоятельной деятельности при решении проблемных и творческих заданийОрганизация работы с УМК- как источником информацииЧеткое построение перед уч-ся цели и задачСоздание мотивационной установки деятельностиЧеткое видение деятельности ученика (проектир. урока)Признаки технологичной организации урока Учитель Типы уроков по ФГОС1-Открытие нового знания-Комбинированные, лекции, экскурсии, исследовательской деятельности, учебный и трудовой практикум Имеют цель: формировать уменияреализации новых способов действия; расширение понятийнойбазы за счет включения в неё новыхэлементов 2-Урок закрепления знанийпрактикумы, экскурсия, собеседование, консультации, лабораторные работыИмеют цель: выработать умения по применению знаний, закрепить теоретические знания и проверить правильность суждений на практике 3-Урок комплексного применения знанийУроки- практикумы, лабораторная работа, семинар и т.д.Имеют цель- выработка умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях 4-Обобщение и систематизация знанийУроки-семинары, конференции, круглый столИмеют цель -обобщение единичных знаний и преобразование их в систему 5-Уроки контроля и коррекции знаний Уроки контрольных работ, самостоятельных , смотра знаний , зачет, коллоквиум и т.д. Имеют цель -определение уровня овладения умениями и навыками и определение корректирующих , исправляющих действий Как подготовить современный урокМоделируя урок необходимо придерживаться следующих правил: Конкретно определить тему, цели, тип урока и его место в учебной программеОтобрать учебный материал (содержание, объем, установить связь с ранее изученным, дополнительный материал для дифференцированной работы и домашнее задание) Выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения в данном классе, разнообразные виды деятельности учащихся и учителя на всех этапах урокаОпределить формы контроля за учебной деятельностью школьниковПродумать темп урока, т.е. рассчитать время на каждый его этапПродумать форму подведения итогов урокаПродумать содержание, объем и форму домашнего задания Карта обеспеченности урока{3B4B98B0-60AC-42C2-AFA5-B58CD77FA1E5}Раздел ,(УЭ)Материально-техническое оснащениеучительученикивремяИспользуемые бумажные источникиИспользуе-мые электронные ресурсыИспользуе-мые бумажные источникиИспользуе-мые электронные ресурсы Дидактическая структура урока отображается в плане-конспекте урока и технологической карте.Технологическая карта –это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание предмета.Использование ТК позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (УУД) в соответствии с требованиями ФГОС Понятие «Технологическая карта» пришло из промышленности. Это технологическая документация, содержащая описание процесса изготовления продукции. Т.К. в дидактическом контексте представляет проект учебного процесса, в котором дано описание от цели до результата с использованием инновационной технологии работы с информациейШаблон Т.К. можно скачать из электронной системы «Образование» Технологическая карта урока с дидактической структурой урока{3B4B98B0-60AC-42C2-AFA5-B58CD77FA1E5}Дидактическая структура урокаДеятельность учителяДеятельность ученикаЗадания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению планируемых результатов Планируемые результатыпредметныеУУДОрг.моментПроверка Д/ЗОсвоение новых знанийЗакрепление и коррекцияКонтрольРефлексия Технологическая карта с методической структурой урока{3B4B98B0-60AC-42C2-AFA5-B58CD77FA1E5}Дидактическая структура урока Методическая структура урокаПризнаки решения дидактических задачМетоды обученияФорма деятельнос-тиМетодичес-кие приемы и их содержаниеСредства обученияСпособы организации деятельнос-тиОрг.МоментАктуализация знанийОткрытие нового знанияЗакрепление и коррекцияПодведение итоговДомашнее задание Технологическая карта урока по системе «Школа 2100»{3B4B98B0-60AC-42C2-AFA5-B58CD77FA1E5}Этапы урокДеятельность учителяДеятельность обучающихсяОрганизационныйЛ- личностные УУДР- Регулятивные УУДАктуализации знанийК- Коммуникативные УУД П- познавательные УУДЦелеполагание (постановка учебной проблемыФормулирование проблемы. ПланированиеОткрытие нового знанияФизминуткаПрименение нового знанияРефлексия учебной деятельностиДомашнее задание Технологии, применяемые в системно-деятельностном подходе Проблемно-диалогическое обучение Смысловое чтение Групповая и коллективная форма работы Модульная технология Памятка для учителей по самоанализу урока Представить характеристику классаУказать УМК, предметную область, тип и тему урока, место в тематическом планировании))Перечислить темы и задачи урока (проекта)Объяснить принципы отбора содержания. Указать виды заданий и упражнений. Проанализировать соответствует ли теме, целям и задачам проекта, на какие УУД направленыОписание использования активных, интерактивных методов и приемов обучения.Пояснить, были ли представлены различные виды активного обучения(познавательность, социальность)Описать формы организации деятельности обучающихся Описать особенности использования образовательных технологий (ТРИЗ, проблемное обучение) 9. Проанализировать, учитывались ли при организации учебного процесса, принцип безоценочного обучения 10. Описать позиции роли обучающихся, позиции и стиль общения11. Прокомментировать наличие предметно-развивающей и информационной среды12. Указать, была ли обеспечена ситуация свободы выбора обучающимся, партнерства, источников информации, видов деятельности13. Указать, использовалось ли индивидуальное, дифференцированное обучение14. Указать, была ли обратная связь с детьми на основе вербальной реакции15.Описать стиль подведения итогов урока (академический или личностно и эмоционально ориентированный) Творческих успехов вам в работе!!!!