Тема : Людская доброта и отзывчивость в рассказе К.Г.Паустовского «Заячьи лапы»


Тема : Людская доброта и отзывчивость в рассказе К.Г.Паустовского «Заячьи лапы»
Цели :
Обучающая : учить работать с текстом: отвечать на поставленные вопросы, находить заданные эпизоды, совершенствовать умения давать характеристику персонажу, обогащать словарный запас учащихся; : формировать умение анализировать художественное произведение
развивающая: развитие мыслительно - речевой деятельности обучающихся, умений анализировать, обобщать, логически верно излагать свои мысли;
воспитательная: воспитание умения сотрудничать, работать в команде, воспитывать интерес к изучению произведений К.Г.Паустовского;
Формирование личностных УУД: взаимопомощь, ответственность; желание и умение ответить на вопрос, понимание значения тех или иных знаний.
Формирование регулятивных УУД: целеполагание, саморегуляция, планирование, самооценка как способность осознать то, что уже усвоено, и то, что ещё нужно усвоить, способность осознать уровень усвоения.
Формирование коммуникативных УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Формирование познавательных УУД: исследование, поиск и отбор необходимой информации, ее структурирование; моделирование изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.
Оснащение урока: проектор, экран, ноутбук, презентация, листы бумаги А4, фломастеры, веселая музыка, раздаточный материал для обучающих структур ФИНК – РАЙТ – РАУНД РОБИН, модель Фрейера, смайлики ,мэнэдж мэт.
Задачи:
развивать у учащихся критическое мышление;
воспитывать у детей чувства переживания, сострадания, доброты и милосердия.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент. Добрый день, ребята. У нас сегодня присутствуют на уроке гости. Поприветствуйте своих партнеров по лицу «кулачками», а партнёров по плечу дайте «пять». Садитесь.
2. Актуализация знаний. Стадия «Вызов».
- Дома вы прочитали рассказ К.Г. Паустовского “Заячьи лапы”. Какие эпизоды рассказа вызвали у вас интерес? Что удивило вас, что заставило задуматься? Поделитесь своими впечатлениями.
(ученики делятся своими впечатлениями)
- Выделите главную проблему (связь человека и природы, отношение людей друг к другу, людская доброта и отзывчивость)
Чтобы определиться с темой урока Вам необходимо отгадать небольшую головоломку .Оно бывает у тебя, когда все хорошо. Когда вдруг вышло солнце, и дождик весь прошел. Часто ты делаешь его людям, и они делают его тебе. Оно у тебя есть в душе, но не найти его нигде. 
Правильно , мы с вами поговорим о доброте .
Что же такое «доброта»? Сейчас , используя структуру
3 .ФИНК – РАЙТ – РАУНД РОБИН постараемся ответить на этот вопрос .(слайд …)
Think-Writed- Round-Robin - подумай –запиши – обсуди в команде .Вы , ребята , должны обсудить в команде . Участник под номером один записывает ответы участников . Участник под номером 2 , говорит партнеру по плечу ( свой предполагаемый ответ) , участник под номером 3 , партнер по лицу говорит (свой ответ ) , участник под номером 4, партнеру по лицу ( говорит свой ответ ) . На каждого участника отводится 20 сек.
Давайте заглянем в «Толковый словарь» Ожегова и проверим правильно ли мы ответили на данный вопрос. (у детей на столах словарь Ожегова, в котором они ищут определение):
«Доброта – отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям и животным»
4. Кластер .А теперь Вы должны будете составить кластер , в качестве ключевого слово возьмите понятие «добро», а составляющие сферы добра можете выделить из высказывания Лихачева .( 3 сферы)
Человек должен жить в сфере добра,
эта сфера добра создастся им самим.
Она создаётся из его добрых дел,
добрых чувств, памяти на добро.

Добро


Чувство
Дела
Память

Любовь

Забота

Сострадание

Соучастие

Милосердие

Помощь

Отзывчивость

5.ФИЗИЧЕСКАЯ ЗАРЯДКА
6. Стадия «Осмысление»
Работа по группам:
Начертите систему образов произведения в виде схемы, составьте словесный портрет героев, используя понятия, которые мы вынесли в кластер;
Проверка работы групп. После того как схема образов произведения будет составлена, начинаем вспоминать поступки героев, выяснять их причины и обобщать всё, что мы знаем, составляя рассказ-характеристику каждого, особенно главных героев рассказа.
Примерная схема образов произведения:


Забота, помощь, Забота, помощь,
Ваня Малявин МалявинДед Ларион
Заяц
Отзывчивость отзывчивость


Кричит, но Доброта,
Бабка АнисьяАптекарь
помогает найти доктора душевность

Понимание, помощь,
сострадание, милосердие Равнодушен к людям и животным
Ветеринар
Доктор Карл Петрович

Дед Ларион:
отзывчивый;
робкий;
добрый;
заботится о зайце.
Ваня Малявин:
упорный;
заботливый;
старательный;
шустрый;
очень добрый;
отзывчивый.
Бабка Анисья:
любопытная;
жалостливая;
душевная;
Добрая.
Ветеринар:
злой;
невоспитанный;
равнодушный;
жестокий;
грубый
Аптекарь:
нервный;
сердитый;
раздражённый, но добрый;
помогает найти доктора.
Доктор Карл Петрович:
интеллигентный;
образованный;
строгий;
добрый;
помогает вылечить зайца;
проявляет сострадание и милосердие.
7. Вопросы учителя: приём «Толстый и тонкий вопросы».
- О чём же этот рассказ? О зайце ли он?
(О людской доброте и отзывчивости, о способности человека откликаться на чужую боль. Больной заяц - в центре событий, а каждый персонаж проходит проверку на доброту и человечность. Добрых и отзывчивых людей в рассказе гораздо больше, чем плохих. Благодаря им зайца спасают! )
- Почему дед Ларион с внуком принимают такое участие в судьбе больного зайца?
- Предположите, что было бы с дедом Ларионом, если бы он застрелил зайца.
- Согласны ли вы с мнением, что лесной пожар – это стихийное бедствие? Подтвердите свои слова текстом.
(“Ветер перешел в ураган. Огонь гнало по земле с неслыханной скоростью. По словам деда, даже поезд не мог бы уйти от такого огня... Смерть настигала деда, хватала его за плечи...”)- Какие качества героев рассказа проявились при пожаре?
(Доброта одних и равнодушие других)
- Природа не всегда бывает спокойной, мирной, располагающей к любованию ею. В этом рассказе природа - страшное стихийное бедствие, которое трудно остановить. Лесной пожар уничтожает растения, портит почву, угрожает жизни животных и даже людей. Вот почему очень важно осторожно обращаться в лесу с огнем.
- Объясните, почему писатель нарушил последовательность событий в рассказе?
(Автор хотел, чтобы читатели представили себя на месте рассказчика, который сам до последнего момента не понимает причины такой необычной заботы деда о больном зайце. Автор заставляет читателя испытать чувства недоумения, удивления, затем понимания и откровения).- Как автор относится к людям, о которых он рассказывает?
(Автор небезразличен к участникам истории, о которой он повествует: осуждает поведение ветеринара, разделяет жалость бабки Анисьи к Ване и зайчонку).
- Что понял рассказчик, заметив рваное ухо зайца?
( До пожара дед Ларион хотел застрелить именно этого зайца с рваным ухом, который потом вывел его из огня. Человек хотел нанести зло природе, но природа не помнит зла, она готова прийти на помощь человеку, если только её не уничтожать. Рассказчик вслед за дедом ощутил ответственность за те поступки, которые человек совершает по отношению к природе, ответственность за всё живое на Земле, понял, что спасение и жизнь человека зависит от того, как мы сейчас будем относиться к природе).8. Как вы поняли рассказ К.Г.Паустовского «Заячьи лапы» мы проверим, используя структуру сингапурской методики , модель Фрейера.
Резерв
работа с пословицами. Выберете из списка пословицы и поговорки, относящиеся к теме урока.
Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.
Час в добре пробудешь - все горе забудешь.
Жалость - со слезами, а доброта - с мозолями.
Доброму и сухарь на здоровье, а злому и мясное не впрок.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.
Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
Ни один огонек не пропадет даром, когда вокруг тьма.
Доброе слово доходит до сердца.
Нет друга, так ищи; а нашёл, так береги. 
Маленькое дело лучше большого безделья.
Всякий хлопочет - себе добра хочет.
Не гони коня кнутом, а гони овсом.
Все любят добро, да не всех любит оно.
Учись доброму, так худое на ум не пойдет.
Хороший друг без зова приходит. 
Кто помогает людям, у того и свои желания сбываются.
Не суди по силе рук, а суди по силе сердца.
Терпенье и труд все перетрут.
Красота до вечера, а доброта навек.
Лучше не дари, да после не кори.
Давай хлеб каждому, но не у каждого ешь хлеб.

9. Стадия «Рефлексия».
Кто хотел бы быть похожим на ветеринара , прикрепите к доске грустного смайлика , а кто хочет стать таким как Ваня , дед Ларион , доктор Корш , прикрепите веселого смайлика.
- Известны ли вам случаи, когда животные помогали людям? Приведите примеры.
Возвращению к высказыванию
Человек должен жить в сфере добра,
эта сфера добра создастся им самим.
Она создаётся из его добрых дел,
добрых чувств, памяти на добро.
Д.Лихачев
Спешите делать добрые дела !10. Домашнее задание:
уровень .Сочинение – миниатюру на тему «Кому я симпатизирую в рассказе К.Г.Паустовского «Заячьи лапы»».
уровень. Составить план рассказа.
уровень. Нарисовать иллюстрацию к одному из изученных в 5-м классе произведений Паустовского.