Разработка урока по литературе Борьба добра и зла в сказке К.Г. Паустовского «Теплый хлеб».


Тема: “Борьба добра и зла в сказке К.Г. Паустовского «Теплый хлеб».
Цель деятельности учителя: на примере сказки «Тёплый хлеб» К.Г. Паустовского показать учащимся, что счастье человека в доброте, добрых поступках, взаимной выручке.
Планируемые результаты изучения темы:
Предметные умения: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику герою, аргументированно формулировать своё отношение к прочитанному.
Метапредметные УУД:
Личностные: учащийся умеет нравственно – этически оценивать прочитанное.
Регулятивные: планирует необходимые действия, действует по плану.
Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в группе с учётом конкретных учебно – познавательных задач.
Тип урока:  урок с включением морально-этической проблемы.Оборудование урока: экран, проектор, ноутбук, дерево добра, тест, распечатка с текстом произведения, фломастеры, карандаши, краски, листы формата А 4.
Методы и приёмы обучения:
Репродуктивный метод. Приём: слово учителя.
Метод творческого чтения. Приёмы: комментированное чтение; проблемный диалог, активизирующий впечатление от прочитанного и услышанного текста, чтение по ролям.
Эвристический метод. Приёмы: подбор материала из художественного текста для ответа на заданные вопросы.
Ход урока
1.      Орг. момент.
- Добрый день, ребята! Рада вас приветствовать! Я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь мне и друг другу.
2.      Мотивация.
- Для того, чтобы настроиться на урок, прослушайте, пожалуйста одну притчу.
Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:
— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.
Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:
— А какой волк в конце побеждает?
Старик улыбнулся и ответил:
— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
- Как вы поняли, о чем эта притча?
- Используя ваш опыт и притчу, предположите, что такое зло? Кто является основным носителем зла? От кого оно исходит? (От людей).
- Подберите антоним к слову зло. (Добро)
- Что такое добро?
- В каких поступках может выражаться добро?
- Ребята, у вас было домашнее задание: нарисовать в группе рисунки, иллюстрирующие добро и зло, продемонстрируйте, пожалуйста, что у вас получилось.
(Дети комментируют рисунки: почему изобразили так и использовали такие цвета)
3. Формулировка темы урока.
- А теперь давайте подумаем, о чём мы будем говорить сегодня на уроке. И на примере какого литературного произведения. (Ответы детей).
Итак тема нашего урока: «Борьба добра и зла в сказке К.Г. Паустовского «Теплый хлеб».
4. Постановка цели и задач:
- В каких текстах художественной литературы, уже  известных вам, можно проследить борьбу добра и зла, света и тьмы («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Спящая царевна», «Иван-крестьянский сын» и т.д.)
- Каждый герой совершает трудный путь по преодолению зла.
- Давайте поставим учебную задачу на данный урок.
(Проследить трудный путь главного героя Фильки от зла к добру)
5. Изучение материала.
- Как вы думаете, какого волка проще вскормить: который представляет добро или зло? (Предположу ответ, что зло вскормить проще)
- Вы прочли сказку «Теплый хлеб».
- Проверим ваши первичные знания. На выполнение тестового задания я даю вам 2 минуты. (Самопроверка)
Тест
Выберите один из вариантов ответа в предложенных заданиях.
1) Почему конь остался в деревне?
А) Его ранили.
Б) Так захотел Панкрат.
В) Конь не захотел идти дальше.
2) Какая кличка была у Фильки?
А) «Ничего не знаю».
Б)  «Да ну тебя!».
В)  «Все вы умные».
3) Какую историю рассказала бабушка Фильке?
А) О том, как она обидела когда-то солдата.
Б) О том, как мужик из деревни обидел старого солдата.
В) О том, как закончилась война.
4) Что случилось, когда Филька бросил коню хлеб в снег?
А) Началась метель.
Б) Было наводнение.      
В) Случилось землетрясение.
5) Как Филька искупал свою вину?
А) Он не хотел меняться.
Б) Накормил всех.
В) Рубил лед с ребятами у мельницы.
6) Причиной лютого мороза столетней давности бабка Фильки считала:
А) злобу людскую
Б) ненависть народную
В) грубость человеческую
7) Как Филька помирился с конем?
А) Попросил у него прощения.
Б) Он принес ему свежего хлеба с солью.
В) Он покормил его морковкой.
Ключ: 1А, 2Б, 3Б, 4А, 5В, 6А,  7Б.
- Ну а теперь предлагаю нам с вами пройти по пути к добру, по пути преодоления зла отдельным человеком, героем сказки-притчи «Теплый хлеб», Фильки.
- Знаете ли вы, каково полное имя Фильки? Ведь такая форма употребляется только в простонародной речи. (Филипп)
Известно ли вам, что имя Филипп произошло от греческого «любящий лошадей»?
Предположите, с какой целью Паустовский в своей сказке именно этим именем называет героя? (Он заранее предполагал хороший финал)
А теперь давайте с вами составим «кластер» (работа в парах)
Характеристика Фильки
В начале сказки В конце сказки
У вас в конвертах лежат разные качества человека, вам необходимо выбрать те, которые характеризуют Фильку в начале сказки.
- Итак, каким вы видите мальчика в начале сказки? Что о нем говорит автор? (ответы детей)
- Уточните свой ответ на вопрос: «Почему Фильку прозвали «Ну тебя»?»(Это формула его жизни. Он никого не любит, хочет отмахнуться ото всех.)- Какой нехороший поступок совершает Филька? (Пересказ эпизода)
- Как вы можете оценить его поступок?
- Осознает ли мальчик, что поступил плохо?
Предлагаю прочитать центральный эпизод сказки.
«…И вот после этого злорадного окрика и случились в Бережках те удивительные дела…»
- Случайно ли сразу после бесчеловечного поступка главного героя завыл ветер?
Что слышит мальчик в завывании ветра? 
- Автор называет окрик «злорадным». Обратите внимание на морфемный состав слова. Каково значение этих морфем? (В этом слове два корня. Получается, что герой радовался совершенному злу). - Так какого же волка кормит Филька? Вспоминайте притчу. Предположите, а был ли у Фильки выбор? (Он мог поступить, как все, не отказав коню)
- Когда Филька понял, что совершил дурной поступок?
Не тогда, когда обидел раненого коня, а позже, когда заплакал над рассказом бабки. (Пересказ бабкиной притчи)
- От чего умер герой этой притчи? (Он умер от охлаждения сердца). Его сердце замерзло и покрылось плесенью, как и тот хлеб, который он бросил раненому бойцу.
- Представим, что мы не знаем финала сказки. Что побеждает в конце любой сказки? Конечно, добро всегда побеждает зло.
Физкультминутка.
Потрудились – отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать,
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
- Каждый из нас совершает не только добрые поступки. Но, совершив плохой, человек переосмысливает сделанное, сожалеет, переживает, раскаивается.
Давайте прочитаем эпизод со слов: «Ночью он слез с печи…»
- Каков был путь Фильки до мельницы?
А теперь давайте прочитаем диалог Панкрата и Фильки по ролям. (Чтение)
- Кто помогает Фильке исправить зло, которое он совершил?
 - Не только люди помогли Фильке осознать свою вину, но и природа со своими законами показала, какой поступок совершил мальчик. Природа все время меняется. А как она меняется? (В начале сказки говорится: «Зима в этот год стояла теплая». Когда Филька обидел коня, «засвистел пронзительный ветер», поднялась метель. Когда метель затихла, «колючий мороз пошел по деревне».Люди начали долбить лед около мельницы, и к полудню задул «ровный и теплый ветер». «С каждым часом становилось все теплее». Так менялась погода на протяжении происходящих в сказке событий.)Вывод: природа – это тоже образ. За злые поступки она «мстит» по-своему, сердится на людей и радуется вместе с ними.
- Как отношение Панкрата и других героев произведения к Фильке помогло ему исправить себя?
Заполните вторую часть кластера. - Каким мы видим Фильку в конце произведения? Зачитайте, что у вас получилось.
- Почему в конце сказки Филька не произносит фразу «Да ну тебя!»?
- Почему конь простил Фильку?
(Он подобрел, его сердце теперь наполнилось любовью к ближним и благодарностью к тем, кто уже простил его, поэтому простил его и конь.) - Как Филька просил прощение у коня?
Активизация опорных знаний по теории литературы, работа над понятием «эпитет», определение лексического значения слова «теплый»- Подумаем, почему Константин Георгиевич назвал сказку «Теплый хлеб».Работа над лексическим значением слова «теплый». На экране несколько лексических значений данного слова, найдите значение, которое подходит к названию сказки.
Нагретый, дающий или содержащий тепло.
Не знающий морозов, южный.
Хорошо защищающий тело от холода.
Имеющий отопление.
Отличающийся внутренней теплотой, согревающий душу, ласковый, приветливый- Итак, в чем смысл названия сказки?
Эту сказку Паустовский называет «Теплый хлеб» не случайно. Теплый – значит добрый, сделанный с любовью. Именно это хочет подчеркнуть Паустовский в названии своей сказки. Хлеб, согретый теплотой растаявшего сердца Фильки, - это своего рода искупление вины мальчика.
- Какой волк все же победил в Фильке? Сложен ли был его путь? Какие ступени на пути своего духовного роста преодолел Филька? Давайте вместе проследим его путь. Злодеяние           осознание        раскаяние       преодоление        искупление  благодарность
6. Оценивание.
7.Итог урока. Рефлексия. Звучит песня «Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра» «Дерево добра»
Давайте создадим “Дерево добра». Плоды каких человеческих качеств вы разместите на нём?
8.      Домашнее задание.
1. Предлагаю вам написать письмо Фильке от своего лица.
2. Письменно ответить на вопрос: «О чем меня заставила задуматься сказка К . Паустовского «Теплый хлеб».
9.      Обобщение.
Так что же в вашем понимании есть добро, а что зло?
Чему научил вас урок? Что мы должны?
Мы должны научиться испытывать чувство сострадания, сочувствия и сопереживания, любить и уважать людей, уметь отвечать за свои поступки
Cегодняшний урок – это лишь одна из веточек на стволе великого древа жизни, поэтому каждый из нас должен думать о том, как надо жить, чтобы не ранить, не обидеть человека.- Я полагаю, что произведение Паустовского никого из вас не оставило равнодушным. Впереди у вас долгая жизнь, каждый из вас войдет в нее по своей выбранной дороге, поднимаясь вверх, каждый по своей лестнице, совершая при этом, я надеюсь, только добрые дела.
Спасибо за урок!
Тест
Ф.И. ______________________________________
Выберите один из вариантов ответа в предложенных заданиях.
1) Почему конь остался в деревне?
А) Его ранили.
Б) Так захотел Панкрат.
В) Конь не захотел идти дальше.
2) Какая кличка была у Фильки?
А) «Ничего не знаю».
Б)  «Да ну тебя!».
В)  «Все вы умные».
3) Какую историю рассказала бабушка Фильке?
А) О том, как она обидела когда-то солдата.
Б) О том, как мужик из деревни обидел старого солдата.
В) О том, как закончилась война.
4) Что случилось, когда Филька бросил коню хлеб в снег?
А) Началась метель.
Б) Было наводнение.      
В) Случилось землетрясение.
5) Как Филька искупал свою вину?
А) Он не хотел меняться.
Б) Накормил всех.
В) Рубил лед с ребятами у мельницы.
6) Причиной лютого мороза столетней давности бабка Фильки считала:
А) злобу людскую
Б) ненависть народную
В) грубость человеческую
7) Как Филька помирился с конем?
А) Попросил у него прощения.
Б) Он принес ему свежего хлеба с солью.
В) Он покормил его морковкой.
Оценка:
7 б – «5» (отлично)
5-6 б – «4» (хорошо)
4 б – «3» (удовлетворительно)
3 б и менее – «2» (неудовлетворительно)
Молчаливый
Недоверчивый
Неласковый
Любимое его выражение: «Да ну тебя!»
Вредный
Злой
Равнодушный
Хороший
Добрый
Вежливый
Ласковый
Сообразительный
Отзывчивый