Сценарий урока Дорогою добра (по сказке К.Г.Паустовского Теплый хлеб)
Сценарий урока
Организационный момент
СЛАЙД 1. (на фоне музыки «Дорогою добра»)
Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости! Сегодня урок буду проводить у вас я. Меня зовут Ирина Александровна. Много слышала о вас хорошего, надеюсь, вы меня поддержите, покажите все, что вы знаете и умеете.
II. Введение
Существует такое понятие, как проблема текста. Вам понятно значение этого слова? (дети дают определение)
- Толковый словарь Сергея Ивановича Ожегова дает нам такое определение:
СЛАЙД 2. (проблема – это вопрос, требующий решения исследования)
Запишите определение.
Очень важно уметь определять проблему текста на любом уроке. Предлагаю вам научиться выявлять проблему на основе сказки.
Сказка всегда считалась выдумкой, но выдумкой полезной. Сказка и радует, и учит, и заставляет задуматься над теми «намёками», которые кроются в ней. Именно поэтому сказку называют – сокровищницей суждений и размышлений народа о разных явлениях жизни.
Назовите проблемы, которые звучат в известных вам сказках: «Репка» (проблема коллективного труда и дружбы), «Волк и козлята» (проблема жестокости), «Теремок» (жилищная проблема).
Работа в парах
У вас на столах лист с этапами урока. Обратите внимание на таблицу 1 и выполните задание: соотнесите темы и проблемы. Работаем в парах.
СЛАЙД 3.
Тема
Проблема
Тема природы
а) снижения интереса к чтению
Тема чтения
б) развития и сохранения русского языка
Тема русского языка
в) положения человека в социальной среде
Тема человека и общества
г) отношения человека к природе
- Проверим, как вы справились с заданием. (Учитель просит соединить на интерактивной доске тему и проблему, правильный ответ: 1 – Г, 2 – А, 3 – Б, 4 - В).
Хочу обратить ваше внимание на формулировку проблемы: сначала мы говорим слово Проблема (чего?) – имя существительное в родительном падеже (записать на доске).
III. Целевая установка. Мотивация урока.
СЛАЙД 4.
Итак, начнём. Тема нашего урока: «Дорогою добра» (по сказке К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб»). Эпиграфом к уроку я взяла слова из песни Ю.Энитина «Спроси у жизни строгой, какой идти дорогой», к вопросу эпиграфа мы вернёмся в конце урока.
Всегда, перед началом какого-либо дела, мы ставим перед собой цель. Какие цели мы поставим перед собою, имея в виду наши знания о проблеме текста и тему урока.
Как вы думаете, что мы будем узнавать сегодня на уроке?
СЛАЙД 5.
1. Узнаем, какие проблемы затрагивает К.Паустовский в сказке «Теплый хлеб».
2. Выясним, почему это произведение называется с «Тёплый хлеб».
3. Ответим на вопрос: «Какой дорогой пойдёт главный герой сказки».
IV. Открытие нового знания.
- Обратимся к тексту. Сейчас я прочитаю отрывок, который распечатан у вас на листочках. Ваша задача: обратите внимание на слова, которые помогают нам понять, что произошло в Бережках, подчеркните их (дети подчёркивают ключевые слова)
СЛАЙД 6 (Звук вьюги, текст на экране).
1. Чтение текста учителем:
«Ревела, обезумев, метель А к ночи небо зазеленело как лёд, звёзды примёрзли к небесному своду и колючий мороз прошёл по деревне. Никто его не видел, но каждый слышал скрип его валенок по твёрдому снегу, слышал, как мороз, озоруя, стискивал толстые брёвна в стенах и они трещали и лопались».
2. Анализ фрагмента:
СЛАЙД 7.
- Какие слова и словосочетания, помогающие услышать лютый холод, вы подчеркнули? (ревела метель; небо зазеленело, как лёд; колючий мороз прошёл по деревне; мороз стискивал толстые брёвна)
- Вы не чувствуете холод? Какое настроение становится у нас, когда мы читаем эти слова? Поднимите кружочки соответствующего цвета (предполагается, что дети подниму кружочки синего цвета).
- Почему кружки синего цвета? (холод, мороз)
3. Характеристика Фильки (работа с таблицей)
- Почему в Бережках наступил этот страшный холод? Что произошло? (Филька обидел коня, совершил страшное зло)
- Проследим, каким был Филька в начале сказки, и каким он стал в конце, и заполним таблицу.
СЛАЙД 8
- Какое прозвище у него было? (прозвище «Да ну тебя»)
- Как Филька разговаривал с бабушкой, ребятами? (грубо)
- Помогал он другим, когда его просили? (ленивый)
- Как он поступил с конём? (жестоко)
- Как дед Панкрат назвал его, когда Филька к нему обратился? («бессмысленный ты гражданин»)
- Какое у него сердце? (холодное, бесчувственное сердце)
- Вспомните, в какой сказке у героя охладело сердце, он стал злым, жестоким, грубил близким людям? (Кай из сказки Г.Х.Андерсена «Снежная королева»)
Филька
В начале сказки
В конце сказки
прозвище «Да ну тебя»
Грубый
Ленивый
Жестокий
Жадный
«бессмысленный гражданин»
с холодным сердцем
Все эти слова олицетворяют ЗЛО
- Филька совершил большое зло, хотя этого зла могло и не быть, если бы он покормил коня, то есть сделал бы добро. По какому пути шёл герой в начале сказки? (по пути зла) Значит, он выбрал путь зла. Таким образом, мы подошли к первой проблеме. Попробуем вместе сформулировать её. Проблема (чего?) нравственного выбора.
- В каком словаре мы можем найти значение слова нравственность? (в толковых)
- У вас на столах лежат словари. Найдите значение этого слова.
(Нравственность - внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек: доброта, милосердие, сострадание).
- Теперь нам понятно, почему так формулируется эта проблема.
4. Просмотр видеофрагмента (о коне) СЛАЙД 9
- Какого коня обидел Филька? (вороного, боевого, побирался)
Слова вывешены в разных углах передней стены класса на разноцветных листах разной конфигурации. Офтальмозарядка по технологии Ф.Базарного.
(Коня, который просил милостыню по дворам, который был ранен, которого пригрело всё село обидел Филька).
- Можно ли было обижать такого коня?
- Так какую проблему затрагивает в связи с этим автор?
Проблему (чего?) (Проблему гуманного (человеческого) отношения к животным, милосердия, сострадания).
- Найдите значение слова «гуманный» в словаре (уважение к человеческой личности; доброе отношение ко всему живому).
СЛАЙД 12 (может быть, убрать???)
- Есть замечательное высказывание [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] из аллегорической повести «Маленький принц»: «Мы всегда будем в ответе за тех, кого приручили».
- Как вы понимаете эти слова?
- Кроме того, что Филька ударил коня, что он ещё плохого совершил? (бросил хлеб в снег)
- Почему нельзя так поступать с хлебом? (1. хлеб – ценность, 2. послевоенное время)
- Значит из этого вытекает ещё одна проблема, связанная с хлебом. Давайте сформулируем её. (Проблема бережного отношения к хлебу)
- Когда Филька понял, что совершил зло? (когда бабка рассказала притчу о солдате)
СЛАЙД 13
- Что такое притча? (Небольшое повествовательное произведение назидательного характера, содержащее моральное поучение)
6. Пересказ притчи
- Перескажите кратко притчу о солдате. (Пересказ притчи)
- Какой сделал вывод из этого Филька? (он думал, что все умрут от холода и голода)
- К кому бабка направила мальчика за помощью? (к мельнику Панкрату, к мудрому взрослому человеку)
- Что советует Панкрат герою? (Подумать, как исправить положение).
СЛАЙД 14
- Что предпринимает Филька? (Ищет способы решения проблемы: изобретает спасение от стужи: решил собрать ребят в деревне и прорубить лед в реке, чтобы освободить воду для мельницы, жечь костры, чтобы греться)
- Кроме людей, кто ещё помог Фильке исправить положение? (сорока и летний ветер)
СЛАЙД 15 (о сороке)
- Как удалось побороть стужу? (освободили воду и пустили её на мельницу, затем намололи муки и женщины во всех дворах пекли хлеб. Потеплело от совместного труда, от совместных усилий, от взаимопонимания, от доброго отношения. В селе наступил праздник, все были счастливы).
СЛАЙД 16 (женщины пекут хлеб)
- Они победили стужу вместе, сообща, дружно. Какая проблема затрагивается? (Проблема дружбы и взаимопонимания)
- Олицетворением чего является тёплый хлеб? (теплых отношений, добра, совместного труда, достатка)
СЛАЙД 17 (каравай)
- Какие ассоциации возникают у вас со словом хлеб? Запишите на доске (дети по очереди выходят и записывают на экране слова вокруг каравая в виде лучиков: ароматный, вкусный, с хрустящей корочкой, золотистого цвета, тёплый).
- Он нас всех теперь как будто греет, как солнышко своими лучиками.
9. Физминутка.
- Устали? Отдохнем. Вы не чувствуете запаха свежего хлеба? Вот он – вкусный, ароматный (достаю хлеб из коробки). Филька отправил вам этот каравай. Встанем в круг, возьмёмся за руки и вспомним народную песню «Каравай», вместо слов «как на наши именины» будем петь «как сегодня на уроке» (водим хоровод и поём). Угоститесь караваем.
10. Выразительное чтение
- Но на этом ещё сказка не закончилась. Что ещё не сделал Филька? (не попросил прощения у коня)
СЛАЙД 18
- Прочитаем о том, как Филька помирился с конем (стр. 80-82) («Филька тащил буханку свежего хлеба закрыл глаза от удовольствия»).
- Какую ещё проблему в связи с этим поднимает автор? (Проблема осознания своей ошибки и умения попросить прощения)
11. Ролевая игра
СЛАЙД 19
- А как бы вы попросили прощения у коня? Покормите коня и попросите у него прощения (два-три ученика подходят к экрану и «кормят» коня, говоря слова прощения).
- А теперь ответьте на вопрос: «Почему сказка называется «Тёплый хлеб»? (в этом названии заключается основная мысль сказки: хлеб олицетворяет теплоту человеческих рук и души, у Фильки душа стала доброй, а сердце горячим)
11. Дополнение таблицы
- Каким мы теперь видим Фильку, после произошедших с ним событий? Дополним таблицу и сделаем вывод: СЛАЙД 20
Филька
В начале сказки
В конце сказки
прозвище «Да ну тебя»
Нет прозвища
Грубый
Дружелюбный
Ленивый
Трудолюбивый
Жестокий
Добрый
Жадный
Щедрый
«бессмысленный гражданин»
Настоящий гражданин
с холодным сердцем
С горячим сердцем
ЗЛО
ДОБРО
ВЫВОД: Да, Филька исправил свою ошибку и этим он доказал, что он сильный и мужественный человек, настоящий гражданин, у него хватило и душевных, и физических сил, чтобы исправить злое дело, которое он натворил, значит совершил ДОБРО.
- Какой дорогой пойдет по жизни Филька? (Дорогою добра – сделал свой нравственный выбор)
V. Контроль
Итак, проверим, насколько мы поняли, какие проблемы затрагивает К.Г.Паустовский в сказке «Тёплый хлеб».
Обратимся к третьей таблице. Прочитайте внимательно, зачеркните проблемы, не затронутые в сказке (индивидуальная работа):
СЛАЙД 21
Проблема добра и зла.
Проблема между одноклассниками.
Проблема гуманного отношения к животным.
Экологическая проблема.
Проблема ответственности за свои поступки.
6. Проблема прощения и примирения
7. Проблема обучения.
Проблема бережного отношения к хлебу.
Проблема детей в трудные послевоенные годы.
Проблема дружбы и взаимопонимания.
Проблема нравственного выбора.
- Прочитайте проблемы, которые поднимает К.Г.Паустовский в сказке «Тёплый хлеб».
СЛАЙД 22 (правильные ответы: 1, 3, 5, 6, 8, 9, 10, 11)
VII. Итог урока
- В начале урока мы поставили перед собой цели. Итак, давайте посмотрим, достигли мы этих целей или нет.
СЛАЙД 23
1. Узнали, какие проблемы затрагивает автор в сказке.
2. Выяснили, почему это произведение называется «Тёплый хлеб».
3. Ответили на вопрос: «Какой дорогой пойдёт главный герой сказки».
VIII. Рефлексия
- Какое открытие вы сегодня сделали на уроке?
- Где можно использовать эти знания?
- Что останется в вашей памяти на всю жизнь?
- Как оцениваете свою деятельность на уроке? (красный – отлично, жёлтый – хорошо, синий – удовлетворительно)
- Какое у вас сейчас настроение? Поднимите кружочки соответствующего цвета (предполагается, что дети подниму кружочки желтого, зелёного цветов).
У нас в классе стало теплее и светлее.
X. Домашнее задание.
СЛАЙД 24
Филька дарит вам своё пламенное сердце и просит написать ему письмо или продолжить предложение.
1. Напишите письмо Фильке.
2. Продолжите предложение: «Сказка К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб» учит»
Песня
СЛАЙД 25
Есть замечательная песня на слова Юрия Энтина «Дорогою добра», которую я, иногда, пою со своими детьми. Споём её вместе.
На экране видеофрагмент со словами песни «Дорогою добра».
Вы большие умницы, спасибо вам за работу на уроке. Желаю вам идти дорогою добра.
15