Открытый урок по сказке К.Г. Паустовского Тёплый хлеб


Тема: Нравственные уроки сказки К.Г. Паустовского «Теплый хлеб».
Цель деятельности учителя: на примере сказки «Тёплый хлеб» К.Г. Паустовского показать учащимся, что счастье человека в доброте, добрых поступках, взаимной выручке.
Планируемые результаты изучения темы:
Предметные умения: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику герою, аргументированно формулировать своё отношение к прочитанному.
Метапредметные УУД:
Личностные: учащийся умеет нравственно – этически оценивать прочитанное.
Регулятивные: планирует необходимые действия, действует по плану.
Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в группе с учётом конкретных учебно – познавательных задач.
Тип урока:  урок по закреплению знаний и способов деятельности.Оборудование урока:  учебник-хрестоматия, словари мудрых мыслей, карточки с заданиями.Методы и приёмы обучения:
Репродуктивный метод. Приём: слово учителя.
Метод творческого чтения. Приёмы: комментированное чтение; беседа, активизирующая впечатление от прочитанного и услышанного текста
Эвристический метод. Приёмы: подбор материала из художественного текста для ответа на заданные вопросы.
Ход урока
1.      Орг. момент.
- Добрый день, ребята! Рада вас приветствовать!
2.      Мотивация.
- Начать наш урок хочу с восточной притчи.(СЛАЙД 1)
Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:
— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.
Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:
— А какой волк в конце побеждает?
Старик улыбнулся и ответил:
— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
3.- Как вы поняли, о чем эта притча? Почему я именно с этих слов я начала наше общение?
- Используя ваш опыт и притчу, предположите, что такое зло? Откуда оно берет начало? Кто является основным носителем зла? От кого оно исходит? (От людей).
- Подберите антоним к слову зло. (Добро)
- Что такое добро? Нарисуйте его словесный портрет. (Добро – это солнце, свет, улыбки, тепло, хлеб) Позвольте добавить к веренице названных вами слов еще некоторые слова: добро – это радость, спокойствие.
- В каких поступках может выражаться добро?
-Как вы понимаете слово добро? Ответ учащихся: -По словарю С.И. Ожегова добро (СЛАЙД 2) – 1. Все положительное, хорошее, полезное, 2. Имущество, вещи. -Расскажите по своим рисункам, как вы понимаете и представляете слово добро. Учащиеся защищают свои рисунки, на которых изображено добро. -Какие цвета помогли вам в своих рисунках раскрыть тему добра и зла? - У добра цвета яркие: красные, розовые, голубые, зелёные, а зло всегда бывает страшным, чёрным.
Наш урока имеет подзаголовок: “В дела ты добрые вложи всё лучшее своей души”. (СЛАЙД 3)
Постановка цели и задач:
- Давайте поставим учебную задачу на данный урок. (Рассмотреть противостояние добра и зла, какие-то человеческие качества на примере сказки «Тёплый хлеб»).
- В каких текстах художественной литературы, уже  известных вам, можно проследить борьбу добра и зла, света и тьмы («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Спящая царевна», «Иван-крестьянский сын» и т.д.)
Изучение материала.
- Как вы думаете, какого волка проще вскормить: который представляет добро или зло? (Предположу ответ, что зло вскормить проще) Злой поступок не красит человека, а какое он оказывает влияние? Могу ли я сделать вывод, что, совершив злой поступок, человек «низко падает».
- Вы прочли текст сказки «Теплый хлеб». Это народная или литературная сказка? Докажите, что «Теплый хлеб» - это литературная сказка.
- Проверим ваши первичные знания. На выполнение тестового задания я даю вам 2 минуты.
Тест
Выберите один из вариантов ответа в предложенных заданиях.
1) Почему конь остался в деревне? А) Его ранили. Б) Так захотел Панкрат. В) Конь не захотел идти дальше. 2) Какая кличка была у Фильки? А) «Ничего не знаю». Б) «Да ну тебя!». В) «Все вы умные».
3) Какую историю рассказала бабушка Фильке?
А) О том, как она обидела когда-то солдата. Б) О том, как мужик из деревни обидел старого солдата. В) О том, как закончилась война.
4) Что случилось, когда Филька бросил коню хлеб в снег? А) Началась метель. Б) Было наводнение. В) Случилось землетрясение.
5) Как Филька искупал свою вину? А) Он не хотел меняться. Б) Накормил всех. В) Рубил лед с ребятами у мельницы.
6) О чем рассказывала сорока над плотиной? А) О том, что она разбудила летний ветер. Б) О том, что Филька – плохой человек. В) О том, что она самая умная.
7) Когда заработала мельница? А) Вечером. Б) Она сломалась навсегда. В) Летом, когда потеплело.
8) Как Филька помирился с конем? А) Попросил у него п Б) Он принес ему свежего хлеба с солью. В) Он покормил его морковкой.
9) О чем сказка «Теплый хлеб»? А) О том, что нужно быть добрыми, отзывчивыми. Б) О злых колдунах В) О путешествии на необитаемый остров
10) Какая пословица соответствует содержанию сказки? А) Нет ничего отважнее, чем победа над собой. Б ) Язык до Киева доведет. В) Делу – время, потехе – час.
Проверка. Ответы: 1А, 2Б, 3Б, 4А, 5В, 6А, 7А, 8Б, 9А, 10А. (СЛАЙД 4)
- Ну а теперь предлагаю нам с вами пройти по пути к добру, по пути преодоления зла отдельным человеком, героем сказки-притчи «Теплый хлеб», Фильки.
- Знаете ли вы, каково полное имя Фильки? Ведь такая форма употребляется только в простонародной речи. (Филипп)
- Известно ли вам, что Филипп произошло от греческого «любящий лошадей»?
- Предположите, с какой целью Паустовский в своей сказке именно этим именем называет героя? (Он заранее предполагал хороший финал)
6.- Уточните свой ответ на вопрос: «Почему Фильку прозвали «Ну тебя»?» (СЛАЙД 5)(Это формула его жизни. Он никого не любит, хочет отмахнуться ото всех.)- Какой нехороший поступок совершает Филька? Осознает ли мальчик, что поступил плохо?(«Да ну тебя! Дьявол!» - крикнул Филька и наотмашь ударил коня по губам».«Филька вскочил наконец в избу, припер дверь, сказал: «Да ну тебя! - и прислушался».«Да ну вас! Проклятые» - кричал он на мышей, но мыши все лезли из подпола.)- Случайно ли сразу после бесчеловечного поступка главного героя завыл ветер? Что слышит мальчик в этом завывании? - Когда Филька понял, что совершил дурной поступок?Не тогда, когда обидел раненого коня, а позже, когда заплакал над рассказом бабки.
Чтение учителем диалога бабки и Фильки -Как история, рассказанная бабкой, разъясняет причину такой лютой стужи. -Что эта история помогла понять Фильке? -Что происходит дальше? -Зачем Филька побежал к деду Панкрату? Ведь он сказал: «Да ну его Панкрата», -сказал и затих. А сам побежал. Что с ним произошло?
Чтение в лицах диалога Фильки и Панкрата.
-Что посоветовал Панкрат и что надумал Филька? (Парадокс: А если ребята скажут: «Да ну его сам виноват – пусть сам лёд и скалывает». - Что стало бы с Филькой, если бы Панкрат со всеми отмахнулся? - Подсказал ли старый мельник Фильке, что он должен делать, или мальчик принял решение сам?
- Как отношение Панкрата и других героев произведения к Фильке помогло ему понять себя?(Филька понял, что могло случиться непоправимое, если бы Панкрат и другие жители деревни отмахнулись от него. Выходит, жить по правилу «Да ну тебя!» нельзя.)- Каким мы видим Фильку в конце произведения? Найдите последнюю фразу с его любимым выражением. О каких изменениях в душе Фильки мы узнаем с помощью интонации, с которой мальчик произносит это выражение? («- Да ну его! - сказал Филька. - Пробьем мы, ребята, и такой лед!»- Почему в конце сказки Филька не произносит эту фразу?- Почему конь простил Фильку?(Дети, старики и даже сорока помогали Фильке исправить «злодейство», но первый шаг он сделал сам: добрался по страшному морозу до мельницы, где рассказал все Панкрату, изобрел спасение от стужи. Он подобрел, его сердце теперь наполнилось любовью к ближним и благодарностью к тем, кто уже простил его, поэтому простил его и конь.) 
Анализ описания природы.
 Не только люди помогли Фильке осознать свою вину, но и природа со своими законами показала, какой поступок совершил мальчик. Природа все время меняется. А как она меняется? Какими средствами это достигается? Автор дает звуковое и цветовое восприятие пейзажа в рассказе. Давайте найдем это в тексте.
Групповая работа.
1 группа – Звуки (каркали, завыл, засвистел, ломали скворечники, хлопали ставни, неслись, шурша, ревела метель, зашумела роща, со звоном разбились сосульки и т.д.).
2 группа – Цвет (черная вода, небо зазеленело, небесный свод, черные ивы, поседели от стужи, солнце всходит багряное, по седым ивам).
3 группа – Движение (таял и выпадал снег, вороны толкались, кружились льдинки, вздул снег, запорошил горло, летела мерзлая солома, мороз прошел и т.д.).
(Отрывки: 1) «Слеза скатилась… они трещали,   лопались»
                     2) «В морозные дни… с темной водой».
Вывод: природа – это тоже образ. За злые поступки она «мстит» по-своему, сердится на людей и радуется вместе с ними. Она живет своей жизнью, помогает понять человеку красоту, гармонию на Земле. Природа как волшебник. И в сказке Паустовского тоже много волшебного.
 
8. Реальное и волшебное в сказке. Групповая работа.
1 группа – Что, по-вашему, в сказке реальное?
2 группа – Что, по-вашему, сказочное?
- Как менялась погода на протяжении происходящих в сказке событий?
В начале сказки говорится: «Зима в этот год стояла теплая». Когда Филька обидел коня, «засвистел пронзительный ветер», поднялась метель. Когда метель затихла, «колючий мороз пошел по деревне».Люди начали долбить лед около мельницы, и к полудню задул «ровный и теплый ветер». «С каждым часом становилось все теплее». Так менялась погода на протяжении происходящих в сказке событий.- Какие тропы использовал автор в описании природы? (Индивидуальное задание)- Почему автор, рассказав о бессердечном поступке Фильки, рисует далее сказочный пейзаж?
 Начало метели – это отклик волшебных сил природы на поступок Фильки.- Что произошло в природе после того, как люди разбили лед? Это сказочный или реалистический пейзаж? (Индивидуальное задание)Это уже реалистичный пейзаж. Автор объединяет в произведении сказку и реальность, потому что показывает результат деяний рук человека и ответ природы на сплоченность людей.- Сделайте вывод о роли, которую играет пейзаж в сказке.
9.-Давайте подумаем, почему Константин Георгиевич назвал сказку «Теплый хлеб». (СЛАЙД 6)Работа над лексическим значением слова «теплый». На доске записано несколько лексических значений данного слова.Нагретый, дающий или содержащий тепло.Не знающий морозов, южный.Хорошо защищающий тело от холода.Имеющий отопление.Отличающийся внутренней теплотой, согревающий душу, ласковый, приветливый- В каком лексическом значении употреблено слово теплый в словосочетании теплый хлеб? - Какой троп содержит в себе название сказки? Почему автор назвал хлеб, испеченный людьми, еще и чудесным? - Итак, в чем смысл названия сказки?Эту сказку Паустовский называет «Теплый хлеб» не случайно. Теплый – значит добрый, сделанный с любовью. Именно это хочет подчеркнуть Паустовский в названии своей сказки. Хлеб, согретый теплотой растаявшего сердца Фильки, - это своего рода искупление вины мальчика.
- Автор называет окрик «злорадным». Обратите внимание на морфемный состав слова. Каково значение этих морфем? (В этом слове два корня. Получается, что герой радовался совершенному злу).
- Так какого же волка кормит Филька? Вспоминайте притчу. Предположите, а был ли у Фильки выбор? (Он мог поступить, как все, не отказав коню)
- Что стало результатом общего дела, общего труда? (Теплый хлеб, который помог примириться Фильке с конем). Почему автор называет хлеб чудесным?
 - С какой целью Филька пошел к коню? Как изменилось его лицо? ( На лице его была улыбка, но в то же время катились слезы радости).
- Какой волк все же победил в Фильке? Сложен ли был его путь? Какие ступени на пути своего духовного роста преодолел Филька? Давайте вместе проследим его путь. (СЛАЙД 7)
Злодеяние           осознание        раскаяние       преодоление        искупление  благодарность
Обобщение. НРАВСТВЕННЫЕ УРОКИ СКАЗКИ (СЛАЙД 8)
-Вопрос к ученикам: Вам бы хотелось, чтобы какие люди вас окружали?
Что для этого нужно? (САМИМ БЫТЬ ДОБРЫМ)
- Вопрос к ученикам: Как вы понимаете метафору «охлаждение сердца»?
Почему в обоих случаях из-за одного страдают все?
(Люди несут ответственность не только за себя, но и за тех,с
Кем связаны. Ваши ошибки огорчают близких, а добрые дела
Приносят радость)
(МЫ В ОТВЕТЕ ДРУГ ЗА ДРУГА)
-Вопрос к классу: Какое ключевое слово произносит бабушка? (надежда)
Какие слова дают надежду? ( дурной человек зло исправит)
Что понял Филька?
(ЗЛО НУЖНО ИСПРАВИТЬ)
-Вопрос к ученикам: Почему погода так отреагировала на поступок мальчика?
(Конь- дитя природы
( ЖИВОТНЫХ ОБИЖАТЬ НЕЛЬЗЯ)
Почему изменилась погода на теплый ветер?
(РЕБЯТА СДЕЛАЛИ ДОБРОЕ ДЕЛО)
-Вопрос к ученикам: - Почему конь простил мальчика?
- Чем слезы коня и Фильки отличаются?
- Как вы думаете, ребята, тяжело прощать, а просить прощение?
( Камень упал с души, все рады)
(НЕ БОЙСЯ ПРОСИТЬ ПРОЩЕНИЕ И ПРОЩАТЬ)
- Я полагаю, что произведение Паустовского никого из вас не оставило равнодушным. Впереди у вас долгая жизнь, каждый из вас войдет в нее по своей выбранной дороге, поднимаясь вверх, каждый по своей лестнице, совершая при этом, я надеюсь, только добрые дела. Пусть одними из  ваших путеводителей станут высказывания великих людей. Откройте, пожалуйста, конверты, лежащие у вас на столах. Прочтем некоторые высказывания. (СЛАЙД 9)
1)  Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе.
Лев Николаевич Толстой
2) Чтобы поверить в добро, надо начать его делать.
Лев Николаевич Толстой
3) Лучшее в добрых делах — это желание их утаить.
Блез Паскаль
4) Старайся всякому делать добро, а не себе одному.
Григорий Богослов
5) Ни одного дня без доброго дела!
Роберт Баден-Поуэлл6) Если можешь сделать добро ближнему, делай его сразу.
Древний Египет, неизвестный автор
7) Чем человек умнее и добрее, тем он больше замечает добра в людях.
Блез Паскаль
 
Итог урока. Рефлексия.
Евгений Евтушенко писал: (СЛАЙД 10)
Берегите эти земли, эти воды,Даже малую былиночку любя,Берегите всех зверей внутри природы,Убивайте лишь зверей внутри себя.
Вот мы и подвели итог пути от зла к добру на примере сказки-притчи «Теплый хлеб». Если вы столкнетесь с проблемой выбора, вспомните об этих конвертах, прочтите высказывания вновь.
 
11.      Домашнее задание (СЛАЙД 11)
Письменный ответ на вопрос: «О чем меня заставила задуматься сказка К . Паустовского «Теплый хлеб».
Звучит песня «Дорогою добра» (СЛАЙД 12) Дети рисуют «Цветок добра»