Открытый урок по русскому языку во 2 классе по теме «Проект-Рифма»
Открытый урок
по русскому языку
во 2 классе
по теме «Рифма»
Учитель: Гейдебрехт Е.А.
2015 г
Технологическая карта урока русского языка во 2 классе
Тема урока: Урок-проект «Рифма».
Цель: сформировать представление о рифме.
Задачи:
-познакомить с понятием рифма
-научить подбирать рифмы к словам
- развивать речь учащихся; обогащать речь учащихся; обогащать словарный запас
-воспитывать уважение к друзьям, коллективизм.
Планируемые результаты:
Регулятивные: нацеливаться на успешную деятельность, дополнять высказанные мнения по существу полученного задания, принимать и сохранять учебную цель и задачу, дополнять высказанные мнения, уметь слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять учебную задачу и цель, устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.
Коммуникативные: аргументировать свою позицию, проявлять активность в решении познавательной задачи, аргументировать свою позицию, проявлять активности в коллективной деятельности и внимание к суждениям товарищей, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности.
Познавательные: осуществлять поиск и выделять необходимую информацию, обсуждать проблемные вопросы, анализировать результаты исследования, обосновывать выбор.
Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание, применять правила делового сотрудничества, оценивать собственную и коллективную деятельность, формировать наличие мотивации к творческому труду, работе на результат.
Этапы урока Деятельность педагога Деятельность учащихся Формирование УУД
1.Мотивация
к учебной
деятельности
Цель:включение в
учебную деятельность
на личностно значимом уровне - Сегодня необычный день. Сегодня у нас уроке присутствуют гости. Давайте улыбнемся друг другу и успокоимся. Посмотрите в окно, какая хорошая погода, какое сегоднязамечательное утро!
Самоконтроль готовности.
Реакция на учителя, внимание.
Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание.
Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность.
2.Актуализация знаний
Цель: готовность мышления и осознание потребности
к построению нового
способа действия
-Красоте зимнего дня посвящено стихотворение известного русского поэта А.С.Пушкина «Зимнее утро». Давайте его послушаем.(аудиозапись)
- Понравилось вам стихотворение?
-Как автору удалось передать красоту зимнего утра?
- Чем отличается стихотворение от других жанров литературы?
– Что обязательно есть в любом стихотворении?
- Вы догадались, какая тема нашего урока? (рифма)
- Давайте определим,какие цели мы поставим перед собой на уроке?
(слайд)
Умение сформулировать тему по возникшим вопросам.
Принятие целей и готовность к работе.
- Используя красивые словосочетания,
- Записывается в стихотворной форме, есть рифма.
- Рифма.
- Рифма.
- Дать определение рифмы.
Научиться находить рифмы.
Научиться подбирать рифмы.
Учиться сочинять стихи по рифмам.
Составить словарик рифм.
Иллюстрировать рифмы.
Коммуникативные: проявление активности в решении познавательной задачи, аргументировать свою позицию.
Познавательные: осуществлять поиск и выделять необходимую информацию, обсуждать проблемные вопросы анализировать результаты исследования.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять высказанные мнения.
3. Выявление места и причины затруднения
Цель: выявление и
фиксация места и причины затруднения.
4.Первичное
закрепление
во внешней речи
Цель:Применение
нового знания в типовыхзаданиях- Что такое рифма?
- Давайте послушаем, как на эту тему рассуждают герои известной сказки Николая Носова Незнайка и Цветик.
«Однажды Незнайка пришел к Цветику и сказал:- Слушай, Цветик, научи меня сочинять стихи. Я тоже хочу быть поэтом.- А ты знаешь, что такое рифма?- Рифма? Нет, не знаю.- Рифма - это созвучие концов стихотворных строк.
, объяснил Цветик.
- Например: утка - шутка, коржик - моржик. Понял?- Понял.- Ну, скажи рифму на слово "палка".- Селедка, - ответил Незнайка.- Какая же это рифма: палка - селедка?
Никакой рифмы нет в этих словах.- Почему нет? Они ведь оканчиваются одинаково.- Этого мало, - сказал Цветик. - Надо, чтобы слова были похожи, так чтобы получалось складно: палка - галка, печка – свечка.- Понял, понял! - закричал Незнайка. - Палка - галка, печка - свечка, книжка - шишка! Вот здорово!»
- А вы, ребята, поняли, что такое рифма?
- Попробуйте дать определение.
– Что же такое рифма?
-А вы согласны с Цветиком?
- Где можно проверит наши предположения?
- Откройте учебник.с. 8 прочитаем еще раз, что такое рифма.
- Давайте попробуем найти рифмы в упр. 1, прочитаем стихотворение. О какой игре говорится? Найдите слова, которые в нем рифмуются.
-А теперь будем искать рифму не в стихах, а в скороговорках. Упр. 2 – прочитайте задание и ответьте на вопрос.
- Есть ли рифмующиеся слова в этих скороговорках? Зачитайте эти слова.
Слушание. Самостоятельное чтение, слежение.
Первичная эмоциональная реакция на текст
Проверка предположений о содержании и героях текста
- Рифма – созвучие концов стихотворных строк.
- В учебнике.
Дети читают определение.
- Игра рифма.
- Кочка, бочка, точка.
- Строчка, сорочка, листочка.
- Тучки, овечки, речки. Течёт, печёт.
Речка, печка.
Познавательные: выделять существенную информацию, классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку)
Регулятивные: уметь слушать в соответствии с целевой установкой
Физкультминутка Показываем движениями
. Мы хлопаем в ладоши, хлоп, хлопхлопки над головойМы топаем ногами, топ, топвысоко поднимаем колениКачаем головойголовой вперед назад подвигатьМы руки поднимаем, мы руки опускаемруки поднять, опуститьМы низко приседаем и прямо мы встаемприсесть и подпрыгнутьРуки вниз, на бочок.Разжимаем- в кулачокРуки вверх и в кулачокРазжимаем на бочокНа носочки поднимайсяПриседай и выпрямляйсяНоги вместе. ноги врозь
- Какие рифмы вы услышали во время физминутки? (самый внимательный) - Топ, хлоп. Кулачек, бочок. Поднимайся, выпрямляйся.
Коммуникативные: проявление активности в коллективной деятельности.
6 Самостоятельная работа
Цель: самопроверка
умения применять
новое знание в типовых условиях - Продолжаем работу. Ребята вы пробовали сами сочинять стихи? Трудно ли сочинять стихи?
- Сегодня мы выполним творческий проект, в результате которого мы создадим книгу стихов нашего класса.
- Приступаем к работе.
( раздать задание)
- Нам необходимо разделиться на группы.
- Каждая группа получила задание.
- Давайте прочитаем задания
1. Сочини стихи на заданные рифмы
2. Продолжи стихотворение3. Подбери как можно больше рифм.
4 ПРОИЛЛЮСТРИРОВАТЬ РИФМУ – что это значит?
- Работу красиво оформляете на листах (заранее приготовлены)
- Время на выполнение проекта 15 минут. По завершению работы каждая группа представляет свой проект.
-Все работы представлены на доске. Оцените, ребята, какой проект вам кажется ярче и оригинальнее. ( голосование )
- Итак, слово для защиты своего проекта предоставляется первой группе.
Работают в группах, выполняют и обсуждают задания, работу оформляют на карточках.
- Да.
Отчитываются назначенные капитаном за каждое задание, сравнивают ответы групп, дополняют, делают вывод, какой группе удалось справиться с заданием полностью.
- К каждому заданию подобрать рисунки.
Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности.Личностные: применять правила делового сотрудничества.
Подведение итогов, рефлексия - Итак, подведем итог урока. Чему мы сегодня научились?
- Чем интересен или необычен был для вас урок?
- Какие способности вы в себе открыли на уроке?
- Оцените свою работу в группе.
Раздаётся лист самооценивания.
-
- Хорошо, затруднений не было.
- Интересно, испытывал небольшие трудности
- тяжело, испытывал много затруднений, надо закрепить эту тему.
Оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности (лист самооценивания)
Личностные: оценивать собственную и коллективную деятельность.
Познавательные: выделять необходимую информацию, обосновывать выбор.
Домашнее задание
(по выбору) - У. стр9 №3,6
Подбери рифмующиеся слова и закончи стихотворение. Составить словарик собственных рифм. учитывается желание детей. Личностные: формировать наличие мотивации к творческому труду, работе на результат.
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Дать
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
определение
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
рифмы.
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Научиться
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
находить
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
рифмы.
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
Научиться
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
подбирать
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
рифмы.
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
Учиться
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
сочинять стихи
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
по рифмам.
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Составить
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
словарик рифм.
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Иллюстрирова…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
ть рифмы.
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………