Презентация педагогического проекта «Формирование патриотической компетенции через создание учебных проектов на уроках истории и во внеурочной деятельности по предмету при переходе на образовательные стандарты ФГОС второго поколения»
кафедра истории и социально-политического образования педагогический проект «Формирование патриотической компетенции через создание учебных проектов на уроках истории и во внеурочной деятельности по предмету при переходе на образовательные стандарты ФГОС второго поколения»учитель истории и обществознания МОУ ООШ с. Воецкое МО «Барышский район Пономаренко С.И. Гипотеза От чего зависит результативность работы школы? Каким образом сделать школы более привлекательной для учащихся и их родителей? Как определяется качество образования, и что должно включать в себя качественное образование? Как образовательная организация, испытывая недостаток ресурсов, может интегрировать в школьные программы новые требования ФГОС второго поколения, образовательный и культурно-исторический стандарты, которые предполагают наличие гибких учебных планов, обучение и переквалификацию преподавателей, постоянное обновление учебно-методического комплекса, обеспечение доступа к новым информационным и коммуникационным технологиям. Сформированы ли у учащихся школы сегодня учебные компетенции и стоит ли их формировать?Допустим, что у учащихся не сформированы основные учебные компетенции и какими методами их следует формировать на уроках истории и во внеурочной деятельности ... Актуальность В числе важнейших проблем воспитания серьёзную озабоченность вызывают вопросы духовного, нравственного и патриотического воспитания учащихся, поскольку это затрагивает как судьбы подрастающего поколения, так и судьбу России в целом. Предмет исследованияучебная и внеучебная деятельность учащихся по историиусловия и особенности формирования ключевых компетенций на уроках истории и во внеурочной деятельности Цель исследования Определение ступеней и педагогических условий формирования патриотической компетенции учащихся через создание учебных проектов на уроках истории и во внеурочной деятельности по предмету при переходе на образовательные стандарты ФГОС второго поколения в основной общеобразовательной школе при формировании ключевых компетенций учащихся. Дидактические цели приобретение навыков самостоятельной работы с большим объемом информации: публикации, воспоминания, учебная литература, ресурсы Интернет; выработка умения увидеть проблему и наметить пути её решения; развитие самостоятельной познавательной деятельности, аналитического и критического мышления.формирование компетентности в сфере самостоятельной поисковой и проектной деятельности. Объект исследования теоретический и практический анализ процесса формирования патриотической компетенции через создание учебных проектов на уроках истории и во внеурочной деятельности. Задачи исследования изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме;выявить совокупность факторов направленных на осуществление целенаправленной и систематической работы по формированию широкого круга компетентностей учащихся – социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной; обосновать необходимость внедрения в учебный процесс аспектов и направлений формирования патриотической компетенции учащихся, учитывающих индивидуальные и возрастные особенности учащихся; проанализировать системные аспекты формирования патриотической компетенции учащихся через создание учебных проектов на уроках истории и во внеурочной деятельности; провести анализ эффективности проектной деятельности на уроках истории и обществознания;изучить роль и место метода проектов в современной модели исторического и обществоведческого образования. Методы исследования теоретический анализ литературных источников;сравнительный и структурный анализ; педагогический эксперимент; метод диагностирования; формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию;формирование ключевых компетенций учащихся на уроках истории и обществознания;статистические и аналитические методы обработки результатов исследования. Исследование данной учебно-воспитательной проблемы проводилось в три этапа Первый этап (2010-2011 гг.) - поисково-исследовательский - связан с изучением и анализом предметной и психолого-педагогической литературы по проблеме, конкретизацией содержания темы педагогического проекта «Формирование патриотической компетенции учащихся через создание учебных проектов на уроках истории и во внеурочной деятельности», определением объекта, предмета, задач, методологии и методов исследования, проведением констатирующей части исследования, в ходе которого выявлены исходные уровни патриотической компетенции учащихся История с. Головцево В давние времена наше село называлось Покровка. Покровка называлась так потому, что церковь в селе была построена на «Покров». В этом селе проживало не более 25 хозяйств. Эти хозяйства были привезены помещиками из других мест. Через наше село шла большая дорога, по которой проходили купеческие обозы. По рассказам старожилов, здесь были разбойники, которые жили недалеко от села в долах и оврагах. Разбойники были обедневшие крестьяне. Они нападали на купеческие обозы, купцов убивали, а их товары забирали себе. Обычно на купцов нападали в том месте, где дорога была узкая-это место называлось Часовня. Вскоре в этом месте стало много черепов или голов убитых купцов. Вот от слова голов наше село получило название Головцево. Это уже впоследствии, когда Покровка сгорела, и люди переселились со старого места на новое, находившееся недалеко от старого села. Купцы, которые проезжали через Часовню, приходили в Головцевскую церковь и там молились за то, что благополучно проехали через это место. История села Головцево Первые русские поселения появились в Поволжье в 10-12 веках, что подтверждается упоминанием данного факта в арабских источниках (ибн Фадлан). Эти поселения были разрозненны, несистемны и существенного влияния на политику и экономику края не оказывали. С падением Казанского (1552г.) и Астраханского (1556г.) ханств Поволжье приобретает важное стратегическое значение для внутренней и внешней политики и экономики (по волге шли караваны из Индии, Китая, Персии, Средней Азии). Русская колонизация, начавшаяся с низовьев Оки, охватила и районы Поволжья. С 14 века русские прочно укрепились в этих краях, вплоть до впадения в Волгу реки Суры. Для охраны юго-восточных рубежей России строятся укрепленные поселения, разросшиеся в первые русские города края: Алатырь (1552), Чебоксары (1556), Самара, Уфа (1586), Царицын (1589), Саратов (1590).С постройкой Симбирска в 1648 году начинается планомерное строительство военных линий в крае. В 1648г. Симбирск соединен оборонительной линией Сура-Барыш –Урень-Карсун-Атемар-Саранск-Ломов-Тамбов.Для строительства и обороны военных поселений сюда направлялись стрельцы и дети боярские с крестьянами со всех уголков России: началось массовое переселение с правом на получение земель в осваиваемом крае. Наши поселения относятся к Сызрано-Пензенской военной линии, строительство которой закончено в 1683 году. Отсюда можно вывести дату строительства сел отрезка военной линии Барыш – Красная Поляна, через Жадовку, Воецкое, Головцево. В заселении принимали участие служилые люди, беглые (их в основном приписывали себе монастыри), дети боярские с крестьянами, пленные «немцы»-литовцы, поляки; селились здесь украинцы, белорусы и представители других народов.Все они привнесли в эти места и свои обычаи, обряды, культуру, особенности языковых диалектов России (в каждом из сел выделяется свой диалект), традиции питания, методы и способы ведения хозяйства, культуру земледелия, строительства.Описанная в исторических источниках история происхождения села Головцево относится ко времени освоения края и создания военных поселений по засечным чертам. Этой датой условно можно считать 1683 год. Историческая справка: с. Головцево (Богоявленское) при р. БарышеХрам деревянный, построен прихожанами в 1869 году. Престолов в нем два: главный (холодн.) в честь Богоявления Господня, а в придел (тепл.) в честь Покрова Пресвятые Богородицы. Церковной земли:1 дес. 669 кв. саж. усадебной и 36 дес. пахотной. Причт состоит из священника и псаломщика. Дома у Причт общественные, на церковной земле. Жалованья от казны: священнику 300 руб., псаломщику 100 руб. Прихожан - крестьян: в с. Головцеве (н. р.) в 56 дв. 171 м. и 178 ж.; в дер. Комаровке (при р. Барыше, в 1 вер.; н. р.) в 31 двор. 90 м. и 101 ж.: в дер. Топорнинских Выселках (н. р.) в 26 двор. 20 м. и 80 ж.; в дер. Лидиевских Выселках (н. р.) в 57 двор. 167 м. и 179 ж.; в дер. Обуховке (Обуховский Выселок, при р. Барыше, в 4 вер.; н. р.) в 36 двор. 75 м. и 78 ж.; в приходе статских и военных в 7 двор. 46 м. и 58 ж.; всего в 213 двор. 569 м. и 674 ж. Церк.-приход. попечительство существует с 1896 г. Школа в селе земская, существует с 1874 г. Ближайшия села: Красная Поляна в 8 в. и Тимошкино в 7 в. Расстояние от Симбирска 257 вер., от Сызрани 127 вер., от Головцевского (в с. Тимошкине) волостн. правлен. 7 вер. Почтов. адрес - с. Новая Бекшанка (22 вер.). Второй этап (2011-2014гг.) опытно-экспериментальный. На втором этапе проводился педагогический эксперимент: осуществлялось моделирование и реализация педагогических условий, способствующих формированию патриотической компетенции учащихся, в том числе и через создание учебных проектов на уроках истории и во внеурочной деятельности, дорабатывалась и апробировалась система формирования общеучебных компетенций школьников. Анализ ключевых противоречий позволяет сделать вывод о необходимости создания и апробации в школе системы работы, которая позволит эффективно формировать интеллектуальные умения учащихся, лежащие в основе научного мышления, через организацию исследовательской деятельности на уроках и во внеурочное время и, в конечном итоге, обеспечит выход на уровень формирования ключевых компетенций выпускника. Современный образовательный процесс ставит перед учителем новые задачи, от решения которых будет зависеть степень развития образования в целом. Одной из важнейших областей исторического образования, формирующих изменение содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования, служит патриотическая составляющая воспитания – образовательная технология двойного назначения, поскольку всеми доступными формами вооружает юного гражданина важнейшими морально-психологическими качествами, необходимыми как будущему защитнику Родины, так и достойному гражданину страны. А.С. Пушкин «Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество, или иметь другую историю, кроме истории наших предков». В российской педагогике опыт воспитания активной гражданской жизненной позиции велик и многогранен. К этой проблеме подходили такие великие педагоги как К.Д. Ушинский, А.С Макаренко и другие. Они считали, что нравственная основа личности гражданина составляет чувства национального самосознания человека, его любовь к Родине.Учитель сегодня должен уметь использовать новые технологии, конструировать новые педагогические ситуации, создавать новые формы творческих заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов, как результатов усвоения новых знаний. Третий этап (2014г.) заключительно-обобщающий. На данном этапе подведены промежуточные итоги учебно-воспитательной деятельности пр истории и во внеурочной деятельности, проанализированы, систематизированы и обобщены полученные результаты, сформулированы основные теоретические выводы и практические рекомендации, завершено литературное оформление работы. Апробация педагогического проекта проводилась на основе учебно-воспитательного процесса МОУ ООШ с. Головцево и МОУ ООШ с. Воецкое МО «Барышский район» и во внеурочной деятельности, участии в процессе исследования формирования патриотической компетенции через создание учебных проектов на уроках истории и во внеурочной деятельности по предмету при переходе на образовательные стандарты ФГОС второго поколения в основной общеобразовательной школе учащихся МОУ ООШ с. Головцево и МОУ ООШ с. Воецкое (2010-2014гг.) посредством проведения различных форм урочно - проектной деятельности. Основы теории и практики проектной и исследовательской деятельности учащихся Анализ ключевых противоречий позволяет сделать вывод о необходимости создания и апробации в школе системы работы, которая позволит эффективно формировать интеллектуальные умения учащихся, лежащие в основе научного мышления, через организацию исследовательской деятельности на уроках и во внеурочное время и, в конечном итоге, обеспечит выход на уровень формирования ключевых компетенций выпускника. «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, тои в жизни он всегда будет только подражать, копировать».Л. Н. Толстой Одной из важнейших областей исторического образования, формирующих изменение содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования, служит патриотическая составляющая воспитания – образовательная технология двойного назначения, поскольку всеми доступными формами вооружает юного гражданина важнейшими морально-психологическими качествами, необходимыми как будущему защитнику Родины, так и достойному гражданину страны. Формирование патриотической компетенции Патриотическое воспитание невозможно реализовать через отдельную учебную дисциплину. Это – целостная система, охватывающая все сферы деятельности образовательной организации, как учебные, так и внеучебные, и предполагающая использование, в первую очередь, практико-ориентированных и интерактивных методов обучения. Учитель, опираясь на традиционные формы урока и базовый учебник истории, должен не только давать информацию и предлагать интерпретации, но и побуждать школьников самостоятельно рассуждать, анализировать исторические тексты, делать выводы и т. д. Кроме того, современный учебник должен стимулировать учащихся к получению исторических знаний из других источников, а учитель – способствовать овладению учениками исследовательскими приемами, развитию их критического мышления, обучая анализу текстов, способам поиска и отбора информации, сопоставлению разных точек зрения, различению фактов и их интерпретаций. Задача формирования исследовательской компетентности в настоящее время остро поставлена как перед педагогической наукой, так и перед практикой образования. В связи с необходимостью подготовки нового поколения молодых специалистов, способных решать быстро и качественно сложные задачи, не по шаблону, а творчески рассматривать решаемую задачу, проявляя профессионализм и конкурентоспособность. Одной из форм научного подхода к формированию у учащихся научного подхода к образовательной системе школы в целом и научно-исторического образования, в частности является компаративное исследование. Использование краеведческого материала на уроках и во внеурочной деятельности, как одно из средств формирования патриотической компетенции через создание учебных проектов на уроках истории и во внеурочной деятельности по предмету Учебный проект требует минимальных ресурсов, дает возможность проявить самостоятельность и организаторские способности учащихся с разным уровнем подготовки, является одним из средств образовательно – воспитательной деятельности школы. Кроме того, проект может быть реализован в любом образовательном учреждении, где имеется потенциал для создания социально значимых патриотических проектов. Основными путями решения профессиональных проблем должно стать создание условий для формирования у учащихся патриотической компетенции, что находит свое выражение в:формировании патриотических и гражданских чувств у учащихся через изучение героических страниц истории Отечества;изучении истории страны через историю своей семьи;изучении истории родного края через уроки истории по курсу «Историческое краеведение»;наполнении задач по предмету «История» патриотическим содержанием. Для развития научно-теоретических и предметно-практических навыков учащихся на базе кабинета истории в школе сформирован краеведческий музей с экспозициями по направлениям:история государственных символов России;ветераны и участники Великой Отечественной войны;православная икона, старинная церковная и светская книга;история в фотографиях;история культуры и быта крестьян;ремесло (плотницкое, столярное, кузнечное, ткацкое, рукоделье, плетение, гончарное и др.);история денег и денежного обращения в России и Ульяновской области;археология (найдено достаточно большое количество окаменелостей-костных фрагментов животных, морских обитателей); Для развития практических навыков учащихся на базе кабинета истории организована работа творческого объединения «Искатель». В рамках его работы проводятся лектории, акции, посвященные дням воинской славы, памятным датам истории страны, Ульяновской области, края. Данная направленность работы проводится в условиях реализации образовательных стандартов второго поколения, в ходе которого разработан ряд предметных базовых и элективных курсов, которые реализуются за счет часов школьного компонента и во внеурочной деятельности, предусматривают индивидуальную, групповую, коллективную деятельность учащихся через информационную, исследовательскую, проектную, дискуссионную деятельность по предмету. Реализуемые проекты, поддерживающие преподавание учебного предмета «История», базируются на знаниях и умениях учащихся, полученных при изучении базового предмета, обеспечивают развитие навыков и действий, позволяющих учащимся решать практические задачи, принимать осознанное участие в социальных акциях, создавать и публично представлять ученические проекты по истории и вспомогательным историческим дисциплинам, призваны расширить, обобщить и систематизировать полученные базовые знания, раскрыть новые содержательные аспекты предмета путем постановки проблем. Программы, представляющие, по содержанию и задачам, педагогические проекты, рассчитаны на различный контингент учащихся:курс «Государственные символы России и Ульяновской области», обеспечивает компетентностный подход к содержанию образования и решает проблемы гражданственно – патриотического образования и воспитания. Курс предлагается для изучения учащимися 5-9 класса, рассчитан на 17 часов. курс «По страницам истории родного края», подготовлен в качестве лекционного, для учащихся 1-9 классов. Участниками создания данных проектов стали учащиеся 5-9 классов. Получение практических навыков с опорой на возможности современного мультимедийного оборудования и интернет технологий позволил расширить возможности усвоения предмета и степень участия учащихся в создании и реализации учебных проектов и во внеучебной деятельности, расширяет возможности усвоения историко-культурного наследия предков на основе краеведческих материалов, помогает ученикам лучше постигать родную историю, воспитывать уважение к прошлому, патриотизм. Учащиеся выполняют проекты различной степени значимости, в том числе, по поиску имен участников Великой Отечественной войны, погибших на фронте, или пропавших без вести, не отраженных в списках сельских советов. Общим для всех проектов являются практическая направленность и социальная значимость, патриотическая направленность деятельности участников учебных проектов по предмету.В рамках внеурочной деятельности в кабинете истории постоянно проводится тематический лекторий по направлениям экспозиций краеведческого музея для учащихся школы, учащихся школ района, которые приезжают для ознакомления с особенностями истории и культуры края, что обеспечивает компетентностный подход к содержанию образования и решает проблемы культурно-исторической и гражданской идентичности, формированию целостной системы патриотического образования и воспитания. Оснащение кабинета мультимедийным оборудованием расширило возможности реализации творческой направленности учебной деятельности, позволило более результативно работать с учащимися по различным направлениям и формам проектной деятельности по истории. Изучение учебного курса «Историческое краеведение», с опорой на новые методики и технологии преподавания, помогает ученикам лучше постигать родную историю, воспитывать уважение к прошлому, патриотизм.Краеведение создает благоприятные условия для организации различных заданий творческого характера, применения в учебной деятельности разнообразных элементов поиска и исследования, широкого использования местных источников. Использование краеведческого материала в процессе обучения способствует обострению внимания учащихся к фактам и явлениям окружающей действительности, помогает выработке у них самостоятельного творческого мышления, умений, навыков практического применения полученных знаний, помогает учащимся осмыслить процесс исторического развития, а в результате – понять проблемы современности, выработать собственную гражданскую позицию. Важным этапом работы учителя истории на уроке и во внеурочной деятельности должна стать рефлексия – осмысление вновь усвоенного знания, оценка пройденного до него пути, обсуждение допущенных ошибок, самооценка учащимися проделанной ими работы, формулирование необходимых выводов как теоретического характера – по сути решенной проблемы, так и практической направленности, связанных с методами достижения необходимого знания. Также рефлексия позволяет учащимся поставить новую проблему, вытекающую из уже решенной. Рефлексия является важной частью развития личностных качеств учащегося, в том числе – патриотизма, и гражданственности, осмысления себя, своей деятельности, своего отношения к историческим событиям, в процессе которого происходит присвоение опыта, формулирование выводов, постижение новых смыслов. Поэтому этап рефлексии на уроке является одним из самых важных и сложных, предполагающих и доверие к своим ощущениям, и, главное – доверие к учителю. При изучении материала по истории родного края созданы такие условия, при которых возникает активная познавательная (оценочная, эмоциональная) деятельность учащихся, а это возможно при соблюдении следующих требований:Отбор личностно значимых для учащихся объектов, позволяющих раскрыть многогранность наследия на доступном для учащихся уровне.Подбор содержания темы урока с учетом специфики структуры знаний: увидел объект - «приобрел» знания о нем (или из него), актуализировал повседневные знания о нем - оценил объект - применил знания в другой ситуации (в творческих заданиях). Что такое исследовательская деятельность? исследовательская деятельность – это такой вид деятельности, для которой характерно самостоятельное творчество, в ходе которого вырабатывается собственная концепция поднимаемой проблемы.Исследовательская деятельность реализует творческий потенциал учащихся.Исследовательская деятельность обеспечивает выход на формирование ключевых компетентностей ученика. Проектная деятельность Проектная деятельность учащихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности. Анализ исследований по содержанию и организации проектной и исследовательской деятельностей позволяет сделать структурное обобщение этих видов учебной деятельности в проектно-исследовательскую, так как их объединение оптимизирует формирование проектно-исследовательской компетенции. Проектно-исследовательская компетенция - это совокупность физических знаний в определенной области, знаний о структуре проектной и исследовательской деятельности, наличие проектных и исследовательских умений (решать проблемы на основе выдвижения и обоснования гипотез, ставить цель деятельности, планировать деятельность, осуществлять сбор и анализ необходимой информации, выполнять эксперимент, представлять результаты исследования), наличие способности применять эти знания и умения в конкретной деятельности. Проектно-исследовательская компетентность Проектно-исследовательская компетентность учащихся определяется как интегральное качество личности, выражающееся в готовности и способности к самостоятельной деятельности по решению исследовательских задач и творческому преобразованию действительности на основе совокупности личностно-осмысленных знаний, умений, навыков, ценностных отношений: Структура проектно-исследовательской компетентности мотивационный компонент: наличие системы мотивов, лежащих в основе отношения к проектно–исследовательской деятельности;когнитивный компонент:владение системой знаний об исследовательской деятельности;мотивационный компонент: наличие системы мотивов, лежащих в основе отношения к проектно–исследовательской деятельности;ценностно-смысловой компонент: отношение к процессу, содержанию и результату исследовательской компетентности; деятельностный компонент:опыт использования знаний как системы общих интеллектуальных и исследовательских умений и навыков;эмоционально-волевой компонент:эмоционально- волевая регуляция процесса и результата проявления исследовательской компетентности. В содержании исследовательской компетентности выделяются следующие компетенции: целеполагание - ставить цель и организовывать ее достижение, уметь пояснить свою цель;планирование – составить предполагаемый план, анализ, рефлексию, самооценку своей исследовательской деятельности; анализ и синтез – от частного к общему и от общего к частному (задавать вопросы к фактам, отыскивать причины причинно-следственные связи явлений, событий, фактов);владеть навыками работы с различными источниками информации, самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения исследовательских задач информацию, ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное; ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы; выбирать условия проведения наблюдения или опыта; выбирать необходимые приборы и оборудование, владеть измерительными навыками, работать с инструкциями; использовать элементы вероятностных и статистических методов познания; описывать результаты, формулировать выводы;выступать устно и письменно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации, мультимедийное оборудование). В числе учебных проектов по истории, над которыми работали учащиеся, можно назвать:«Портретная галерея русских императоров».«Портретная галерея полководцев 1812 года».«Полководцы России в 13-18 вв.».«Полководцы Великой Отечественной войны».«Герои Великой Отечественной войны».«Я - гражданин России».«Достопримечательности Симбирска (Ульяновска)».«Песни в военных шинелях».«Письмо с фронта».«Государственные символы России».«Столыпин П.А. и реформы в Симбирской губернии». «История моей семьи».«Письмо с фронта».«История одной фотографии».«История в фотографиях». «Истоки рек Сура и Барыш» и многие другие. Проект «мой дом». Порог Через порог входят и выходят из дома. Предки понимали, что это не только граница между домом и улицей, но и между внешним пространством и пространством родовым, в котором пребывает семья. Поэтому порог упрашивали, чтобы людей, которые переступают его с лихими помыслами, он заставлял спотыкаться и оставлять все плохое вне дома.Кроме этого, порог также является границей между миром живых и мертвых (под порог раньше закапывали прах предков, старейших в доме, чтобы те охраняли род). По этой причине долго стоять на пороге (или в воротах, по тому же принципу) запрещалось беременным женщинам.Через порог никогда не выметали мусор, чтобы не вымести кого-то из семьи. Нельзя его переступать одной ногой обутой, а второй босой – иначе не женишься или не выйдешь замуж. Также через порог не передавали никаких вещей и не подавали руку. Некоторые из этих примет мы помним и сегодня. Использование элементов исследовательской деятельности на уроках: Творческие домашние заданияНаписание рефератовПодготовка сообщенийСоставление схем, кроссвордов, вопросовРабота с историческими источникамиПоиск ответов на вопросы интервью , социологический опрос , анкетирование;работа с ветеранами;сбор материала для школьного музея;создание банка данных исторической и обществоведческой литературы;подготовка наглядного материала;тематические вечера;конкурсы рефератов по исторической тематикеучастие в военно-патриотических чтениях Этапы подготовки исторического исследования тема актуальностьцель задачи методы исследования поиск источников информации источники литература Этапы работы: 1) Информационный – определения общего направления работы;2) Плановый – определение конкретной цели, структуры, формы работы;3) поисковый – сбор и анализ информации, работа с источниками;4) обобщающий – структурирование информации, систематизация данных, выводы;Этап защиты работы – итоговое представление работы, демонстрация приобретённых знаний и умений. (Презентация)