РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА элективного курса «География Воркуты»

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОДСКОГО ОКРУГА « ВОРКУТА»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 35
С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ» г. Воркуты



РЕКОМЕНДОВАНО УТВЕРЖДЕНО
На заседании ШМО Директор МОУ «СОШ № 35
с углубленным изучением
Протокол №______ отдельных предметов»
____________2014 __________________Ю.А.Рябцева
«_____»________________2014 г.



РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

элективного курса
«География Воркуты»
основного общего образования

Срок реализации: один год (9 класс)







Составитель: Г.В.Пижамова





Воркута 2014



Пояснительная записка
Рабочая учебная программа составлена на основе Государственного образовательного стандарта начального, основного общего, среднего общего образования в Республике Коми. Национально – Региональный компонент. История. География. Сыктывкар. 2002г. При составлении программы использовалось научно-популярное издание Воркута-город на угле , город в Арктике, под общей редакцией д.б.н. М.В.Гецен,Сыктывкар,2004. Создание данной программы продиктовано отсутствием аналогов программ по географии Воркуты.
Программа может быть использована в качестве элективного курса, направленного на развитие интересов учащихся в определенной области знаний, их углубленного изучения географии своей малой родины в условиях профильной подготовки.
Курс способствует поддержанию интереса к предмету, воспитанию любви к родному краю, уважению к людям труда.
Преподавание курса рассчитано на учащихся 9 классов в количестве 34 часов.
Цели и задачи программы

Расширить знания учащихся по географии своего города.
Формировать знания учащихся об особенностях природы, хозяйства, населения, об антропогенном воздействии человека на природу.
Способствовать развитию географического мышления, применению в работе картографического, статистического методов.
Совершенствовать экономические и экологические знания учащихся.
Формы занятий

На занятиях используются такие формы, как лекции, семинары, практикумы и другие. Результатами УД учащихся является выполнение работ: защита проектов, подготовка докладов, сообщений, выступлений на семинарах и подготовка исследовательских работ.
Практические результаты обучения

В течение 34 учебных часов учащиеся должны изучить и знать географию своего города:
- местоположение на карте Республики Коми
- природные условия, их хозяйственная оценка
- природные ресурсы и их использование
- новые районы освоения месторождений полезных ископаемых
- население и трудовые ресурсы
- ведущие отрасли экономики
- территориально-производственные связи
- проблемы и перспективы развития

Должны уметь:
- определять по картам ЭГП города
- давать хозяйственную оценку природным условиям и ресурсам
- составлять картосхемы территориальной структуры хозяйства, внешних экономико-географических связей


Проверка знаний
Осуществляется с помощью выполнения реферативных, практических работ, решения тестов, составления характеристик.









Тематический план


п/п
Наименование тем
Количество часов



всего часов
теория
практика

1
Тема 1. Воркута на карте Республики Коми. Природные особенности Воркутинского района.

13
9
4

2
Тема 2. Население и трудовые ресурсы.
7
5
2

3
Тема 3. Экономика города.
12
9
3

4
Тема 4. Заключение
2
2


ИТОГО:
34
25
9
















Содержание программы

Тема 1. Воркута на карте Республики Коми. Природные особенности Воркутинского района (13 часов).
Воркута на карте Республики Коми. Географические особенности города. Влияние ГП на природу и хозяйственное развитие города. Природные условия, их хозяйственная оценка. Природные ресурсы, их использование. Основные месторождения полезных минеральных ресурсов. Проблемы охраны природы.
Практические работы: 1. Определение по картам ГП территории; 2. Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов; 3. Характеристика Печорского угольного бассейна; 4. Выделение крупнейших ПК на основе карт различной тематики.
Тема 2. Население и трудовые ресурсы (7 часов).
Численность, воспроизводство населения. Демографическая обстановка. Миграция. Особенности расселения населения. Трудовые ресурсы, экономически активное население.
Практические работы: 1. Определение по картам плотности и особенности размещения населения; 2. Анализ статистических данных населения Воркуты.
Тема 3. Экономика города (12 часов).
Отраслевой состав экономики: ТЭК. Машиностроение. Легкая и пищевая промышленности. Инфраструктурный комплекс. Сельское хозяйство. Проблемы перспективы развития экономики города.
Практические работы: 1. Составление характеристики отрасли промышленности (по выбору); 2. Составление картосхемы территориальной структуры хозяйства; 3. Составление картосхемы внешних экономико-географических связей территории с использованием данных производственной экскурсии.
Тема 4. Заключение (2 часа).
Воркута – импактный район. Экологические, социально-экономические и другие проблемы города. Пути решения проблем.
Календарно-тематическое планирование


урока
Дата
Тема урока
П/р

Тема 1. Воркута на карте Республики Коми. Природные особенности Воркутинского района (13 часов).


1

Географическое положение и его влияние на природу и хозяйственное развитие.


2

ЭГП, ГПП, эколого-географическое положение Воркуты и района.


3

Природные условия, их хозяйственная оценка.


4

Практическая работа №1 «Определение по картам ГП территории».
1

5

Природные ресурсы.


6

Практическая работа №2 «Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов».
2

7

ПУ, ПР, их использование.


8

Новые районы освоения месторождения полезных ископаемых.


9

Практическая №3 «Характеристика Печорского угольного бассейна».
3

10

ПК территории Воркутинского района.


11

Экологическая обстановка. Проблемы охраны природы.


12

Практическая работа №4 «Выделение крупнейших ПК на основе карт различной тематики».
4

13

Итоговый контроль по теме: «Воркута на карте РК. Природные особенности Воркутинского района».


Тема 2. Население и трудовые ресурсы (7 часов).


14

Численность, воспроизводство населения. Демографическая обстановка.


15

Миграции населения.


16

Особенности расселения населения.


17

Практическая работа №5 «Определение по картам плотности и особенности размещения населения».
5

18

Трудовые ресурсы, экономически активное население.


19

Практическая работа №6 «Анализ статистических данных населения Воркуты».
6

20

Итоговый контроль по теме: «Население и трудовые ресурсы».


Тема 3. Экономика города (12 часов).


21

Отраслевой состав экономики.


22

ТЭК: угольная промышленность, энергетика.


23

Машиностроение.


24

Легкая промышленность.


25

Пищевая промышленность.


26

Практическая работа №7 «Составление характеристики отрасли промышленности (по выбору)».
7

27

Сельское хозяйство.


28

Практическая работа №8 «Составление картосхемы территориальной структуры хозяйства».
8

29

Инфраструктурный комплекс.


30

Проблемы перспективы развития экономики города.


31

Практическая работа №9 «Составление картосхемы внешних экономико-географических связей территории с использованием данных производствен-ной экскурсии».
9

32

Итоговый контроль по теме: «Экономика города».


Тема 4. Заключение (2 часа).


33

Воркута – импактный район.


34

Экологические, социально-экономичес-кие и другие проблемы города. Пути решения проблем.


ИТОГО:
34 часов
9













Используемая литература для педагога

Альбом «Воркутауголь». Сыктывкар, 2005.
Атлас Республики Коми. Москва, 2001.
А.П. Обедков. Республика Коми. Прошлое. Настоящее. Перспективы.
Сыктывкар: КГПИ,1998.
Воркута – город на угле, город в Арктике. Сыктывкар, 2011.

Национально – региональный компонент. История. География, Сыктывкар, 2002.

Республика Коми. Краткий справочник .Сыктывкар,2000.

Республика Коми: природные ресурсы и производительные силы. Сыктывкар, 1999.
Человек на Севере: условия и качества жизни. Сыктывкар, 1999.
Угольная сокровищница Севера. Сборник документов и материалов. Сыктывкар, 1984.
Чернов Г.А. Из истории открытия Печорского угольного бассейна. Сыктывкар, 1989.













Используемая литература для учащихся

Альбом «Воркутауголь». Сыктывкар, 2005
Атлас Республики Коми. Москва, 2001
Воркута – город на угле, город в Арктике. Сыктывкар, 2011
Республика Коми: природные ресурсы и производительные силы. Сыктывкар, 1999
Человек на Севере: условия и качества жизни. Сыктывкар, 1999
Угольная сокровищница Севера. Сборник документов и материалов. Сыктывкар, 1984
Чернов Г.А. Из истории открытия Печорского угольного бассейна. Сыктывкар, 1989



















Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 35 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Воркуты


РАССМОТРЕНА
школьным методическим объединением
учителей естественного- научного цикла
Протокол № ___

от «___» __________ 2014
УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ «СОШ № 35 с УИОП»
г. Воркуты
______________ Ю.А. Рябцева

«___» _____________ 2014



Рабочая программа элективного курса
«География Воркуты»
основного общего образования

срок реализации программы: 1 год


Программа составлена на основе
Государственного образовательного стандарта начального, основного общего, среднего общего образования в Республике Коми. Национально-Региональный компонент. История.География.Сыктывкар.2002 г.




Составитель:
Пижамова Г.В., учитель географии



Воркута
2014

13 EMBED Word.Document.12 \s 1415
Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 5 Заголовок 6 Заголовок 7 Заголовок 8 Заголовок 915