РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА элективного курса «География Воркуты»
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОДСКОГО ОКРУГА « ВОРКУТА»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 35
С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ» г. Воркуты
РЕКОМЕНДОВАНО УТВЕРЖДЕНО
На заседании ШМО Директор МОУ «СОШ № 35
с углубленным изучением
Протокол №______ отдельных предметов»
____________2014 __________________Ю.А.Рябцева
«_____»________________2014 г.
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
элективного курса
«География Воркуты»
основного общего образования
Срок реализации: один год (9 класс)
Составитель: Г.В.Пижамова
Воркута 2014
Пояснительная записка
Рабочая учебная программа составлена на основе Государственного образовательного стандарта начального, основного общего, среднего общего образования в Республике Коми. Национально – Региональный компонент. История. География. Сыктывкар. 2002г. При составлении программы использовалось научно-популярное издание Воркута-город на угле , город в Арктике, под общей редакцией д.б.н. М.В.Гецен,Сыктывкар,2004. Создание данной программы продиктовано отсутствием аналогов программ по географии Воркуты.
Программа может быть использована в качестве элективного курса, направленного на развитие интересов учащихся в определенной области знаний, их углубленного изучения географии своей малой родины в условиях профильной подготовки.
Курс способствует поддержанию интереса к предмету, воспитанию любви к родному краю, уважению к людям труда.
Преподавание курса рассчитано на учащихся 9 классов в количестве 34 часов.
Цели и задачи программы
Расширить знания учащихся по географии своего города.
Формировать знания учащихся об особенностях природы, хозяйства, населения, об антропогенном воздействии человека на природу.
Способствовать развитию географического мышления, применению в работе картографического, статистического методов.
Совершенствовать экономические и экологические знания учащихся.
Формы занятий
На занятиях используются такие формы, как лекции, семинары, практикумы и другие. Результатами УД учащихся является выполнение работ: защита проектов, подготовка докладов, сообщений, выступлений на семинарах и подготовка исследовательских работ.
Практические результаты обучения
В течение 34 учебных часов учащиеся должны изучить и знать географию своего города:
- местоположение на карте Республики Коми
- природные условия, их хозяйственная оценка
- природные ресурсы и их использование
- новые районы освоения месторождений полезных ископаемых
- население и трудовые ресурсы
- ведущие отрасли экономики
- территориально-производственные связи
- проблемы и перспективы развития
Должны уметь:
- определять по картам ЭГП города
- давать хозяйственную оценку природным условиям и ресурсам
- составлять картосхемы территориальной структуры хозяйства, внешних экономико-географических связей
Проверка знаний
Осуществляется с помощью выполнения реферативных, практических работ, решения тестов, составления характеристик.
Тематический план
№
п/п
Наименование тем
Количество часов
всего часов
теория
практика
1
Тема 1. Воркута на карте Республики Коми. Природные особенности Воркутинского района.
13
9
4
2
Тема 2. Население и трудовые ресурсы.
7
5
2
3
Тема 3. Экономика города.
12
9
3
4
Тема 4. Заключение
2
2
ИТОГО:
34
25
9
Содержание программы
Тема 1. Воркута на карте Республики Коми. Природные особенности Воркутинского района (13 часов).
Воркута на карте Республики Коми. Географические особенности города. Влияние ГП на природу и хозяйственное развитие города. Природные условия, их хозяйственная оценка. Природные ресурсы, их использование. Основные месторождения полезных минеральных ресурсов. Проблемы охраны природы.
Практические работы: 1. Определение по картам ГП территории; 2. Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов; 3. Характеристика Печорского угольного бассейна; 4. Выделение крупнейших ПК на основе карт различной тематики.
Тема 2. Население и трудовые ресурсы (7 часов).
Численность, воспроизводство населения. Демографическая обстановка. Миграция. Особенности расселения населения. Трудовые ресурсы, экономически активное население.
Практические работы: 1. Определение по картам плотности и особенности размещения населения; 2. Анализ статистических данных населения Воркуты.
Тема 3. Экономика города (12 часов).
Отраслевой состав экономики: ТЭК. Машиностроение. Легкая и пищевая промышленности. Инфраструктурный комплекс. Сельское хозяйство. Проблемы перспективы развития экономики города.
Практические работы: 1. Составление характеристики отрасли промышленности (по выбору); 2. Составление картосхемы территориальной структуры хозяйства; 3. Составление картосхемы внешних экономико-географических связей территории с использованием данных производственной экскурсии.
Тема 4. Заключение (2 часа).
Воркута – импактный район. Экологические, социально-экономические и другие проблемы города. Пути решения проблем.
Календарно-тематическое планирование
№
урока
Дата
Тема урока
П/р
Тема 1. Воркута на карте Республики Коми. Природные особенности Воркутинского района (13 часов).
1
Географическое положение и его влияние на природу и хозяйственное развитие.
2
ЭГП, ГПП, эколого-географическое положение Воркуты и района.
3
Природные условия, их хозяйственная оценка.
4
Практическая работа №1 «Определение по картам ГП территории».
1
5
Природные ресурсы.
6
Практическая работа №2 «Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов».
2
7
ПУ, ПР, их использование.
8
Новые районы освоения месторождения полезных ископаемых.
9
Практическая №3 «Характеристика Печорского угольного бассейна».
3
10
ПК территории Воркутинского района.
11
Экологическая обстановка. Проблемы охраны природы.
12
Практическая работа №4 «Выделение крупнейших ПК на основе карт различной тематики».
4
13
Итоговый контроль по теме: «Воркута на карте РК. Природные особенности Воркутинского района».
Тема 2. Население и трудовые ресурсы (7 часов).
14
Численность, воспроизводство населения. Демографическая обстановка.
15
Миграции населения.
16
Особенности расселения населения.
17
Практическая работа №5 «Определение по картам плотности и особенности размещения населения».
5
18
Трудовые ресурсы, экономически активное население.
19
Практическая работа №6 «Анализ статистических данных населения Воркуты».
6
20
Итоговый контроль по теме: «Население и трудовые ресурсы».
Тема 3. Экономика города (12 часов).
21
Отраслевой состав экономики.
22
ТЭК: угольная промышленность, энергетика.
23
Машиностроение.
24
Легкая промышленность.
25
Пищевая промышленность.
26
Практическая работа №7 «Составление характеристики отрасли промышленности (по выбору)».
7
27
Сельское хозяйство.
28
Практическая работа №8 «Составление картосхемы территориальной структуры хозяйства».
8
29
Инфраструктурный комплекс.
30
Проблемы перспективы развития экономики города.
31
Практическая работа №9 «Составление картосхемы внешних экономико-географических связей территории с использованием данных производствен-ной экскурсии».
9
32
Итоговый контроль по теме: «Экономика города».
Тема 4. Заключение (2 часа).
33
Воркута – импактный район.
34
Экологические, социально-экономичес-кие и другие проблемы города. Пути решения проблем.
ИТОГО:
34 часов
9
Используемая литература для педагога
Альбом «Воркутауголь». Сыктывкар, 2005.
Атлас Республики Коми. Москва, 2001.
А.П. Обедков. Республика Коми. Прошлое. Настоящее. Перспективы.
Сыктывкар: КГПИ,1998.
Воркута – город на угле, город в Арктике. Сыктывкар, 2011.
Национально – региональный компонент. История. География, Сыктывкар, 2002.
Республика Коми. Краткий справочник .Сыктывкар,2000.
Республика Коми: природные ресурсы и производительные силы. Сыктывкар, 1999.
Человек на Севере: условия и качества жизни. Сыктывкар, 1999.
Угольная сокровищница Севера. Сборник документов и материалов. Сыктывкар, 1984.
Чернов Г.А. Из истории открытия Печорского угольного бассейна. Сыктывкар, 1989.
Используемая литература для учащихся
Альбом «Воркутауголь». Сыктывкар, 2005
Атлас Республики Коми. Москва, 2001
Воркута – город на угле, город в Арктике. Сыктывкар, 2011
Республика Коми: природные ресурсы и производительные силы. Сыктывкар, 1999
Человек на Севере: условия и качества жизни. Сыктывкар, 1999
Угольная сокровищница Севера. Сборник документов и материалов. Сыктывкар, 1984
Чернов Г.А. Из истории открытия Печорского угольного бассейна. Сыктывкар, 1989
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 35 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Воркуты
РАССМОТРЕНА
школьным методическим объединением
учителей естественного- научного цикла
Протокол № ___
от «___» __________ 2014
УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ «СОШ № 35 с УИОП»
г. Воркуты
______________ Ю.А. Рябцева
«___» _____________ 2014
Рабочая программа элективного курса
«География Воркуты»
основного общего образования
срок реализации программы: 1 год
Программа составлена на основе
Государственного образовательного стандарта начального, основного общего, среднего общего образования в Республике Коми. Национально-Региональный компонент. История.География.Сыктывкар.2002 г.
Составитель:
Пижамова Г.В., учитель географии
Воркута
2014
13 EMBED Word.Document.12 \s 1415
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 4Заголовок 5Заголовок 6Заголовок 7Заголовок 8Заголовок 915