Программа элективного курса по обществознанию Основы государства и права (10 класс)

Пояснительная записка.

Данная программа предназначена для 10 классов. Курс «Основы государства и права» не является альтернативой существующим федеральным программам по «Обществознанию», а представляет собой модульный курс для углубленного изучения правовых вопросов. Программа предназначена для подготовки обучающихся к выбору профиля для обучения в Вузах.
Изучение курса должно восстановить прерванную преемственность среднего и высшего образования. В настоящий момент фактически во все вузы при поступлении на юридические, экономические факультеты сдается вступительный экзамен по обществознанию, на котором от абитуриентов требуется объем знаний, значительно превышающий рамки обычной школьной программы. Это затрудняет подготовку к вступительным экзаменам для тех, кто желает получить экономическое и юридическое образование.
Создание правового государства, укрепление демократических основ государственной и общественной жизни осложнено объективными и субъективными трудностями. Среди них одной из наиболее значительных является недостаточно сформированная правовая культура у граждан России, общественно-политическая пассивность людей. Низкой остается активность граждан в ходе избирательных кампаний. Все это свидетельствует об актуальности целенаправленного формирования правового сознания подрастающего поколения.
Одним из значимых признаков правовой культуры является готовность лично участвовать в политической жизни, управлении страной в качестве избирателя или политического деятеля того или иного уровня. Достаточный уровень правовой культуры позволяет гражданину увидеть за формальными процедурами выдвижения кандидатов, прохождения их по цепочке выборов, реальные масштабы народного представительства.
Особое значение подготовки обучающихся к сознательной и активной деятельности в качестве избирателей обусловливает необходимость включения в учебный план в 10 классе элективного курса «Основы государства и права».
В условиях средней школы данный элективный курс углубляет, расширяет и дополняет знания, полученные на уроках обществознания. Независимо от избранного профиля (базовый или углубленный) выпускник школы должен достичь определенного уровня компетентности в сфере гражданско-общественной деятельности и межличностных отношений (поступать в соответствии с нравственными и правовыми нормами, грамотно взаимодействовать с государством и важнейшими институтами гражданского общества).
Курс рассчитан на 18 часов 1 час в неделю.
Цель курса: содействие правовому воспитанию обучающихся, формированию активной гражданской позиции, расширение и углубление знаний обучающихся об основных правах и обязанностях граждан РФ. Курс предполагает сочетание теоретических занятий и практико-ориентированной деятельности.
Задачи курса:
развитие личности в период ранней юности, ее политической и правовой культуры;
воспитание активной жизненной и гражданской позиции, толерантности, ответственности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям;
- освоение знаний по избирательному праву, их обобщение, систематизация, расширение и углубление;
- формирование опыта применения полученных знаний в области гражданско-правовой деятельности;

При изучении данного элективного курса используются активные методы обучения - самостоятельная практическая работа с текстами нормативно-правовых актов, беседы, дискуссии, интерактивные лекции, тестовый контроль, подготовка докладов и сообщений. Предусматривается проведение дискуссий, конференции, ролевой игры, посещение учащимися избирательных участков в период избирательных кампаний.
Программа курса нацелена на формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков:
учебно-организационных: умение намечать учебную задачу, ее конечную цель; прогнозировать результат работы; работать в группе; осуществлять самоконтроль, самооценку, взаимоконтроль, взаимооценку.
учебно-интеллектуальных: определять понятия; анализировать; классифицировать, сравнивать; обобщать; делать выводы.
информационно-коммуникативных: умение работать с письменными и устными источниками информации - уплотнять информацию и переводить из одной знаковой системой в другую; создавать тексты различных видов; взаимодействовать в различных формах монолога, диалога
В результате изучения элективного курса обучающиеся должны знать: основные термины (демократия, выборы, закон, избирательная система, мажоритарная и пропорциональная избирательные системы, активное избирательное право, пассивное избирательное право, ценз, мандат, референдум).
Уметь: сравнивать мажоритарную и пропорциональную избирательные системы, активное и пассивное избирательное право. Объяснять политическую роль избирателя, какие нормы права используются при проведении выборов. Приводить примеры участия граждан в политической жизни общества. Подбирать из СМИ материалы о выборах (предстоящих или состоявшихся), о проблемах возникших при их проведении, высказывать свою точку зрения.
Основные критерии отбора материала:
1) востребованность в повседневных ситуациях;
2) способность содействовать усвоению основных базовых идей курса (государство, право, демократия, правовое государство, права человека, правовая культура, правонарушение и преступление и др.);
3) соответствие материалов курса программе вступительных экзаменов на юридические и экономические факультеты вузов;
4) обеспеченность включенных в программу тем и вопросов нормативно-правовым материалом и литературой для подготовки учителя и организации самостоятельной работы учащихся;
5) соответствие материала уровню подготовки учителя и познавательным возможностям, знаниям, умениям и навыкам учащихся;
6) возможность использования при изучении материала активных форм и методов учебной деятельности.
Предлагаемая программа не соотносится напрямую с каким-либо учебником, предоставляя учителю возможность выбора. В то же время она ориентирована на учебные пособия А.В. Клименко, А.Л. Чичерина, В.О. Мушинского, А.Ф. Никитинат,а также учебное пособие «Основы гражданского образования».

Содержание тем курса.
Введение. Роль и задачи курса. (1ч.)
Знакомство со структурой, целями элективного курса, методическим обеспечением, распределение опережающих творческих заданий (сообщений, докладов, презентаций и т.п.),определение тем проектов.
Тема 1. Понятие государства и его признаки.(4ч.)Подходы к пониманию государства Теория происхождения государства. Сущность и функции государства.
Тема 2. Особенности политической системы РФ.(3ч.)
Политико-правовой режим. Форма правления. Форма государственного устройства. Государственный аппарат. Проблемы формирования гражданского общества и правового государства. Особенности формирования политической элиты. Роль партий и движений в современной России. Формы государства. Форма правления. Монархическая форма правления и ее виды. Республика и ее виды.Политический режим. Демократия и ее формы. Народовластие в РФ. Законодательство о референдуме в России. Система выборов в РФ. Антидемократические режимы: авторитарный и тоталитарный. Форма государственного устройства: федерация, конфедерация и унитарное государство. Национально-государственное устройство России: исторический обзор. Национально-государственное устройство РФ на современном этапе. Проблемы федерации.
Тема 3.Правовое государство.(2ч.)
Гражданское общество-основа правового государство. Признаки правового государства. Структура Конституции РФ.Правовое государство и гражданское общество. Отличительные признаки правового государства. Принцип разделения властей. Верховенство права и закона. Гарантии прав и свобод человека. Материальные, политические и юридические гарантии прав и свобод человека. Роль судебной власти в правовом государстве. Работа с документами: Конституцией РФ, Законом «Об основных гарантиях избирательных прав граждан». Решение правовых задач.
Тема 4. Правовой статус человека.(3ч.)
Основные права человека и гражданина. Гражданство, порядок приобретения гражданства. Понятие выборов и их место в демократическом государстве. Функции выборов в условиях демократии. Выборы в тоталитарных, авторитарных и переходных обществах. Конституционные права и свободы человека и гражданина. Конституционные обязанности человека и гражданина. Приоритет прав и свобод. Нарушения прав человека. Основы правового статуса личности. Личные права и свободы граждан. Гражданство РФ, порядок его получения. Политические права и свободы граждан. Социально-экономические права и свободы. Принципы классификации различных частей права. Различие между частным и публичным правом. Назначение частного и публичного права. Структура правовой нормы. Краткая характеристика отраслей права.
Тема 5. Типы избирательных систем. Избирательная система РФ.(3ч.)
Что такое избирательная система? Принципы избирательной системы. Мажоритарная избирательная система. Пропорциональная избирательная система. Смешанная система. Избирательная система РФ. Подготовка выборов. Выдвижение кандидатов. Агитационная кампания. Голосование. Подведение итогов выборов. Понятие референдума. История референдума. Виды референдумов. Порядок проведения референдума. Референдумы в России. Форма работы: практическая работа с текстами Конституции РФ, Федерального конституционного закона «О референдуме»
Тема 6. Правосудие и правоохранительные органы.(1ч.)
Защита прав человека в государстве. Судебная система. Высший, конституционный, арбитражный суды. Мировые суды. Порядок осуществления правосудия. Система правоохранительных органов внутренних дел. Прокуратура а и её деятельность.
Итоговое повторение.(1ч.) Заключение. Проведение конференции (защита проектов)


Список литературы для учителя:

1. Алексеев С.С. Государство и право. М.-1996.
2. Алексеев С.С. Право, законы, правосудие, юриспруденция в жизни людей / Для учащихся 9-11-х классов. М.-1998.
3. Азаркин Н., Левченко В., Мартышин О. История политических учений. Вып. 1. М.- 1994.
4. Азаров А., Болотина Т. Права человека. М.- 1995.
5. Алексеев С. Государство и право. Начальный курс. М.- 1996.
6. Аристотель. Сочинения. 4 тома. М.- 1984.
7. Введение в политологию. М.-1995.
8. Гаджиев К. Политическая наука. М.- 1995.
9. Головатенко А. Из истории права: Задания для старшеклассников. – История-1997- № 32, 33.
10. Давлетшина Н. и др. Демократия: государство и общество. М.- 1999.
11. Иванов Р. и др. Основы Российского государства и права. Омск- 1995.
12. История политических и правовых учений: учебник для вузов/ Под ред. В. Нерсесянца. М.-1995.
18. Ищенко В. Изучаем Конституцию Российской Федерации: Учебно-методическое пособие. Чебоксары-1997.
19.Никитин А.Ф. Основы государства и права. Учебник для 10-11 кл.М.-2002.

Список литературы для обучающихся:

1. Певцова Е.А. Основы правовой культуры 2 часть .
2 Клименко С., Чичерин А. Основы государства и права. М.-1996.
3. Комментарий к Конституции РФ/ Общ. ред. Ю. Кудрявцева. М.-1996.
4. Конституция РФ: Научно-практический комментарий/ Под. ред. Б. Топорнина. М.-1997.
5.Конституция РФ: Энциклопедический словарь. М.- 1997.
6. Малышева Н. Тесты по основам государства и права. М.- 1996.
7.Марченко М. Теория государства и права. М.-1996.
8.Мухаев Р. Политология. Пособие. М.- 1997.
9.Мушинский В. Основы правоведения. М., 1995.
10. Никитин А., Суворова Н. Политика и право. М.- 1995.
11.Никитин А. Конституционное право. Конституция РФ. М.-1995.
12.Никитин А. 200 вопросов и ответов по основам государства и права: Учебное пособие. М., 1997.
13.Основы государства и права. Хрестоматия/ Сост. Н. Ильютченко. М., 1998.




КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



Тема урока
Количество часов
Дата по плану
Дата по факту
Содержание деятельности обучающихся
Формы контроля
Примечания

1
Вводное занятие

1
10а 19.01
10б 20.01
10в 16.01

Постановка целей и задач изучения курса. Определение ключевых понятий.
Устный опрос
Подобрать дополнительную литературу для работы над проектом, выбрать тему.


Тема 1.
Понятие государства и его признаки.


4






2
Понятие государство и его признаки
1
10а 26.01
10б 27.01
10в 23.01


Определяют и раскрывают признаки государства, используя различные источники информации.
Устный опрос
Готовят презентации

3
Теория происхождения государства
1
10а 02.02
10б 03.02
10в 30.01


Знакомятся с различными теориями происхождения государства. Анализируют и сравнивают информацию.
Заполняют таблицу
Готовят
сообщения

4
Сущность и функции государства
1
10а 09.02
10б 10.02
10в 06.02


Определяют, характеризуют и иллюстрируют примерами функции современного государства.
Дискуссия
Готовят презентации

5
Обобщающее занятие по теме «Понятие государства и его признаки»

1
10а 16.02
10б 17.02
10в 13.02


Систематизируют и обобщают материал по изученной теме.
Показывают знание понятий.
Решение практических заданий



Тема 2.
Особенности политической
системы РФ
3






6
Формы государства
1
10а 23.02
10б 24.02
10в 20.02

Определяют и характеризуют формы государства. Представляют информацию в виде схем.
Устный опрос, составляют схемы
Готовятся к предзащите тем проектов

7
Государственная власть в РФ, ветви власти, органы управления и их функции.
1
10а 02.03
10б 03.03
10в 27.02

Работают с источником - текстом Конституции РФ. Оформляют информацию в виде схем с пояснениями.
Устный опрос, составляют схемы
Готовят презентации

8
Обобщающее занятие по теме «Особенности политической системы РФ».
1
10а 09.03
10б 10.03
10в 06.03

Систематизируют и обобщают материал по изученной теме.
Показывают знание понятий.
Решение
практических
заданий



Тема 3. Правовое государство.

2






9
Правовое государство и его сущность.
1
10а 16.03
10б 17.03
10в 13.03

Определяют признаки (принципы) правового государства, дают им характеристику, иллюстрируют примерами.
Дискуссия
Готовят презентации

10
Конституция РФ -основной закон страны.
1
10а 30.03
10б 31.03
10в 20.03

Работают с источником - текстом Конституции РФ. Определяют иерархию нормативно-правовых актов РФ.
Устный опрос
Используют Интернет, сайт «Консультант плюс онлайн»


Тема 4.
Правовой статус человека.
3






11
Гражданство как правовая категория
1
10а 06.04
10б 07.04
10в 03.04

Работают с источником - текстом Конституции РФ, ФЗ «О гражданстве»
Устный опрос
Используют Интернет, сайт «Консультант плюс онлайн»


12
Правовой статус человека в РФ.
1
10а 13.04
10б 14.04
10в 10.04

Работают с источниками - текстом Конституции РФ, Всеобщей декларации прав и свобод человека, Конвенции о правах ребенка.
Решение
практических
заданий
Используют Интернет, сайт «Консультант плюс онлайн»


13
Обобщающее занятие по теме «Правовой статус человека».
1
10а 20.04
10б 21.04
10в 17.04

Систематизируют и обобщают материал по изученной теме.
Показывают знание понятий.
Решение
практических
заданий
Предзащита проектов


Тема 5.
Типы избирательных систем.
3






14
Избирательные системы и их виды.
1
10а 27.04
10б 28.04
10в 24.04

Определяют и характеризуют три вида избирательных систем: мажоритарную ,пропорциональную и смешанную. Анализируют и сравнивают.
Устный опрос, составляют схему
Готовят презентации

15-16.
Избирательная система РФ. Выборы в РФ.
2
10а 04.-11.05
10б 05.-12.05
10в 08.-15.05

Работают с источником - текстом Конституции РФ, ФЗ «О выборах» Иллюстрируют примерами.
Устный опрос
Используют Интернет, сайт «Консультант плюс онлайн»


Тема 6.
Правосудие и правоохранительные органы
1






17
Правоохранительные органы РФ. Защита прав человека в государстве.
1
10а 18.05
10б 19.05
10в 22.05

Работают с источником - текстом Конституции РФ, ФЗ «О правоохранительных органах»
Устный опрос


18
Обобщающее занятие по курсу. Конференция (защита проектов)
1
10а 25 .05
10б 26.05
10в 29.05

Систематизируют, обобщают, представляют материал по теме проекта. Показывают знание понятий, умение использовать их в своем выступлении.
Защита проектов





«Рассмотрено»
Руководитель МО естественно-научного
цикла
 _____________________ Т.С.Тюлькова
Протокол №1 от «___»____________2014г.
«Согласовано»
Заместитель директора
по УВР
__________________ В.А.Коротченко
«___»__________________2014г.
«Утверждено»
Директор
МАОУ СОШ №63 города Тюмени
 _________________ Е.И.Трифонова
«___»_____________________2014г.



Программа элективного курса "Основы государства и права".
для 10 классов
на 2014 – 2015 учебный год


Учитель: Забоева Л. П., 1 квалификационная категория






Тюмень-2014
Заголовок 1 Заголовок 215