Программа по математике Занимательная математика для детей-инофонов
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
г. Иркутска средняя общеобразовательная школа № 9
Программа
по внеурочной деятельности
«Занимательная математика для детей - инофонов»
Срок реализации:
1 год
Возраст детей:
10-12 лет
Составила:
Петрова Ирина Владимировна
учитель математики
высшая квалификационная категория
г. Иркутск – 2013 г.
I. Пояснительная записка
Учащиеся - инофоны – это учащиеся, чьи семьи недавно мигрировали. Учащиеся - инофоны владеют иными фоновыми знаниями, русским же языком они владеют лишь на пороговом уровне, на так называемом бытовом уровне. При этом такие ученики часто не понимают значения многих употребляемых ими слов, т.к. дома родители в основном общаются со своими детьми на родном языке. В школе же учащиеся - инофоны вынуждены общаться с учителями, с одноклассниками только на русском языке. Преодоление языкового барьера создает для таких учащихся определенные трудности.
При обучении математике желательно включать в урок занимательные игры, которые оживляют урок, делают его более интересным и разнообразным. Учебная задача, поставленная перед учащимися в игровой форме, становится для них более понятной, а словесный материал легче и быстрее запоминается. Закрепление старых и приобретение новых навыков и умений в игровой форме также происходит более активно. В процессе игры дети усваивают новую математическую терминологию, тренируются в произношении и закреплении в речи определённых слов, словосочетаний, целых предложений.
В работе по обучению детей – инофонов математике нужно чаще использовать коллективную форму работы. Достоинство этой формы работы состоит в том, что она значительно увеличивает объём речевой деятельности на уроках: ведь хоровые ответы помогают преодолеть боязнь допустить ошибку, а это самое главное в работе с такими учениками. Эта работа удобна для разыгрывания предлагаемых речевых ситуаций, которые побуждают их спросить или сказать что-либо на русском языке. Они помогли создать у детей запас наиболее употребительных русских слов и фраз для использования их в разговорной речи.
Работа в парах позволяет исправлять речевые ошибки учеников путём составления диалога по заданной ситуации. Ребята оказывают друг другу помощь в правильном и чётком произношении неродной речи.
При обучении математики активно используются правила-инструкции, разъясняющие закономерности математического языка и помогающие формировать языковую компетенцию школьников.
У детей-мигрантов есть одна особенность, которую необходимо обязательно учитывать учителю: закономерности математической терминологии они воспринимают через призму родного и переносят явления родного языка в русскую речь, что часто и приводит к ошибкам. Такой перенос называется интерференцией. Задача учителя – преодолеть влияние родного языка, предупредить интерференционные ошибки в русской речи. Все упражнения по предупреждению и снятию интерференции можно подразделить на
упражнения на снятие интерференции на разных уровнях языковой системы. Это упражнения на наблюдение и анализ отобранных языковых явлений, вызывающих наибольшие трудности, упражнения на тренировку (имитативные, подстановочные, вопросно-ответные, трансформационные, упражнения по образцу и т.п.), упражнения на перевод.
упражнения на снятие интерференции в речи, то есть репродуктивные упражнения (пересказ, пересказ с элементами трансформации), репродуктивно-продуктивные (составление диалогов, коротких текстов по образцам), продуктивные (ситуативные, коммуникативные).
Таким образом, цель обучения математики детей мигрантов изучение живой речи для успешной социализации учащихся. Основными задачами преподавания математики являются предупреждение ошибок в математической терминологии русской речи, овладение основными нормами математического языка, приоритет поликультурного образования.
Среди методов, используемых при обучении математики детей инофонов, можно выделить объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный), репродуктивный, частично-поисковый и исследовательский. Для объяснительно-иллюстративного метода обучения характерны такие приемы, как сообщение учителем фактов, чтение учащимися материала учебника или дополнительной литературы по математике, сопоставление фактов русского и родного языков, разбор готовой инструкции, коллективное составление схем, решение задач и примеров по образцу и др.
Для репродуктивного метода важна система воспроизведения и повторения способа действия по заданиям учителя. Частично-поисковый метод предполагает разнообразие вопросов и заданий поискового характера на определенных этапах обучения.
Программа внеурочной деятельности «Занимательная математика для детей - инофонов» относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.
Актуальность программы определена тем, что дети - инофоны должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности, внимание и память, не быть отстающими по предмету.
Научность заключается в том, что математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить у всех детей, в том числе и у детей - инофонов, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о математики, углубить полученные знания. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание занятий представляет собой введение в мир математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.
Специфическая форма организации позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, входящими в рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Дети получают профессиональные навыки, которые способствуют дальнейшей социально-бытовой и профессионально-трудовой адаптации в обществе. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Образовательная деятельность осуществляется по общеобразовательным программам дополнительного образования в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья и стандартами второго поколения (ФГОС).
Основания для разработки
Закон РФ «Об Образовании» от 10 июля 1992 г. №3266-1 (с изменениями и дополнениями от 24 декабря 1993 г., 13 января 1996 г., 16 ноября 1997 г., 20 июля, 7 августа, 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 13 февраля, 21 марта, 25 июня, 25 июля, 24 декабря 2002 г., 10 января, 7 июля, 8, 23 декабря 2003 г., 5 марта, 30 июня, 20 июля, 22 августа, 29 декабря 2004 г., 9 мая, 18, 21 июля, 31 декабря 2005 г., 16 марта, 6 июля, 3 ноября, 5, 28, 29 декабря 2006 г., 6 января, 5, 9 февраля, 20 апреля, 26, 30 июня, 21 июля, 18, 24 октября, 1 декабря 2007 г., 28 февраля, 24 апреля, 23 июля, 27 октября, 25 декабря 2008 г., 10, 13 февраля, 3 июня, 17 июля 2009 г.);
Требования Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования к структуре основной образовательной программы (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «6» октября 2009 г. № 373);
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 26 ноября 2010г. №1241г. Москва «О внесении изменений в ФГОС, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.09г. №373»;
Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», (Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г. N 19993);
Письмо Министерства образования РФ от 2.04.2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ.
Методические рекомендации о расширении деятельности детских и молодежных объединений в ОУ (Письмо Минобразования России от 11.02.2000 г. № 101/28-16).
Устав МБОУ г. Иркутска СОШ № 9;
Правила внутреннего распорядка МБОУ г. Иркутска СОШ № 9;
Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в ОУ
Новизна данной программы определена тем, что она направлена на работу только с детьми – инофонами, т.е. на тех учащихся, которые не только плохо говорят на русском языке, но и не понимают его.
Отличительными особенностями являются:
- Определение видов организации деятельности учащихся-инофонов, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы.
- В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
Цель обучения математики детей-инофонов изучение живой речи для успешной социализации учащихся.
Основными задачами преподавания математики являются
- предупреждение ошибок в математической терминологии русской речи;
- овладение основными нормами математического языка;
- приоритет поликультурного образования;
- расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
-уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
Условия реализации программы
Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий:
конкретное планирование деятельности
кадровое обеспечение программы
методическое обеспечение программы
педагогические условия
материально-техническое обеспечение
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы
Содержание программы соответствует познавательным возможностям школьников 10-12 лет и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Формы и методы организации деятельности воспитанников ориентированы на их индивидуальные и возрастные особенности. Важную роль в комплектовании группы играет некоторая разница в возрасте детей, так как образовательный процесс протекает более благоприятно, поскольку старшие подростки с готовностью выступают в роли наставников. Младшие воспитанники подтягиваются к уровню работ, к стилю поведения старших. Так же желательно в группы включать детей мигрантов, которые хорошо говорят как на своем родном языке, так и на русском языке.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы внеурочной деятельности
Дополнительная образовательная программа «Занимательная математика для детей - инофонов» рассчитана на один год обучения, на 34 учебных часа.
Ожидаемые результаты реализации Программы и способы их проверки
Развитие личности.
В сфере личностных универсальных учебных действий у детей –инофонов будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение.
Для оценки формирования и развития личностных характеристик детей - инофонов (ценности, интересы, склонности, уровень притязаний, положение ребенка в группе, деловые качества) используется
простое наблюдение,
проведение математических конкурсов и игр,
опросники.
Самообразование и самоорганизация
В сфере регулятивных универсальных учебных действий дети - инофоны овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения коррекции целесообразно использовать следующие формы контроля:
занятия-конкурсы на повторение практических умений,
занятия на повторение и обобщение (после прохождения основных разделов программы),
самопрезентация (просмотр работ с их одновременной защитой ребенком),
участие в математических играх и конкурсах различного уровня.
Кроме того, необходимо систематическое наблюдение за детьми - инофонами в течение учебного года, включающее:
результативность и самостоятельную деятельность ребенка,
активность,
аккуратность,
творческий подход к занятиям,
степень самостоятельности в их решении и выполнении и т.д.
Исследовательская культура
В сфере познавательных универсальных учебных действий дети - инофоны научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений:
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
- выделять существенные признаки предметов;
- сравнивать между собой предметы, явления;
- обобщать, делать несложные выводы;
- классифицировать явления, предметы;
- определять последовательность событий;
- судить о противоположных явлениях;
- давать определения тем или иным понятиям;
- выявлять функциональные отношения между понятиями;
- выявлять закономерности и проводить аналогии.
- создавать условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей - инофонов в целом и каждого ребенка в отдельности, принимая во внимание особенности их развития.
- осуществлять принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении учащихся с разными образовательными возможностями.
Проверка результатов проходит в форме:
игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.),
собеседования (индивидуальное и групповое),
опросников,
тестирования,
проведения самостоятельных работ репродуктивного характера и др.
Культура общения
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий дети - инофоны приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.
Системность
Программа строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).
Практическая направленность
Содержание занятий направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и районных олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
Обеспечение мотивации
Во-первых, развитие интереса к математике как науке, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках, в-третьих понимание математики, как предмета в целом, в четвертых, устранить чувство боязни при ответах на поставленные вопросы
Реалистичность
С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за 34 занятия.
Формы и режим занятий
Занятия учебных групп проводятся: 1 занятие в неделю по 40 минут.
Основными формами образовательного процесса являются:
практико-ориентированные учебные занятия;
творческие мастерские;
тематические конкурсы, игры.
На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:
- индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);
- фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);
- групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы);
- коллективная (выполнение работы для подготовки к играм, конкурсам).
Основные виды деятельности учащихся:
-решение занимательных и логических задач;
-оформление математических газет;
-участие в математических конкурсах и играх;
-знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
-самостоятельная работа;
-работа в парах и в мини-группах;
-творческие работы.
Формы подведения итогов реализации Программы
Итоговый контроль осуществляется в формах:
- тестирование;
- практические работы;
- творческие работы учащихся;
- контрольные задания.
Содержательный контроль и оценка результатов детей - инофонов предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.
Результаты проверки фиксируются в записях учителя и отражаются в индивидуальном образовательном маршруте.
Учебно-тематический план
№ п/п
Наименование тем курса
Всего ча
сов
Виды деятельности
Форма контроля
1
Вводное занятие
Значение математики в жизни человека
1
Определение интересов, склонностей учащихся.
2
Удивительный мир чисел. Как люди научились считать.
1
выполнение заданий презентации «Удивительный мир чисел. Как люди научились считать.»
Игра - соревнование
«Веселый счёт»
3
Интересные приемы устного счёта.
1
устный счёт
математический диктант
4
Решение занимательных задач в стихах.
1
работа в группах: решение задач
тестирование
5
Волшебная линейка
1
выполнение заданий презентации «Волшебная линейка»
тестирование
6
Учимся отгадывать ребусы.
1
составление математических ребусов
конкурс на лучший математический ребус
7
Решение ребусов и логических задач.
2
работа в группах: решение задач;
самостоятельная работа
взаимный контроль
8
Числа-великаны. Коллективный счёт.
Веселый счет.
1
работа в группах: решение задач
проверочный тест;
Игра «Что происходит?»
9
Танграм: древняя китайская головоломка.
1
работа в группах: решение задач;
самостоятельная работа
взаимный контроль
10
Игры с кубиками.
1
работа с алгоритмом,
самостоятельная работа
взаимный контроль
11
ЛЕГО- конструкторы.
1
работа в группах
конкурс на лучшую конструкцию
12
Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.
1
составление схем, диаграмм
тестирование
13
Загадки- смекалки.
1
составление загадок, требующих математического решения
конкурс на лучшую загадку-смекалку
14
«Спичечный» конструктор
1
построение конструкции по заданному образцу
конкурс на лучшую конструкцию
15
Обратные задачи.
1
работа в группах «Найди пару»
познавательная игра «Где твоя пара?»
16
Аппликация из геометрических фигур.
1
самостоятельная работа; работа в парах
конкурс на лучшую аппликацию
17
Оригами
2
самостоятельная работа; работа в парах
конкурс на лучшую поделку
18
Задачи с изменением вопроса.
1
инсценирования задач
конкурс на лучшее инсценирование математической задачи
19
Практикум «Подумай и реши».
1
работа в группах
взаимный контроль
20
«Газета любознательных».
1
проектная деятельность
конкурс на лучшую математическую газету
21
Решение нестандартных задач.
1
решение задач на установление причинно-следственных отношений
тестирование
22
Решение задач – шуток.
1
решение математических загадок, требующих от обучающихся логических рассуждений
взаимный контроль
23
Весёлая геометрия
2
решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
тестирование
24
Игра «Работа над ошибками»
1
работа над ошибками в задачах
тестирование
25
Кодирование информации. Шифры.
1
составление знаковых систем
взаимный контроль
26
Решение логических задач.
1
схематическое изображение задач
тестирование
27
Игра «У кого какая цифра»
1
творческая работа
тестирование
28
Знакомьтесь: Архимед!
1
работа с энциклопедиями и справочной литературой
создание на бумаге эскизов слайдов будущей презентации
29
Задачи с многовариантными решениями.
1
работа над созданием проблемных ситуаций, требующих математического решения
взаимный контроль
30
Знакомьтесь: Пифагор!
1
работа с информацией презентации: «Знакомьтесь: Пифагор!»
викторина
31
Круглый стол «Подведем итоги»
1
коллективная работа по составлению отчёта о проделанной работе
анкетирование
Содержание программы
1.Вводное занятие. Значение математики в жизни человека - 1 час
Знакомство с основными разделами математики. Первоначальное знакомство с изучаемым материалом. Определение интересов, склонностей учащихся.
2. Удивительный мир чисел. Как люди научились считать - 1час
Знакомство с материалом из истории развития математики. Решение занимательных заданий, связанных со счётом предметов, выполнение заданий презентации «Удивительный мир чисел. Как люди научились считать». Игра - соревнование
«Веселый счёт»
3. Интересные приемы устного счёта - 1час
Знакомство с интересными приёмами устного счёта, применение рациональных способов решения математических выражений.
4. Решение занимательных задач в стихах – 1час
Решение занимательных задач в стихах по теме «Арифметические действия с натуральными числами»
5. Волшебная линейка – 1час
Шкала линейки. Сведения из истории математики: история возникновения линейки. Выполнение заданий презентации «Волшебная линейка».
6. Учимся отгадывать ребусы.- 1час
Знакомство с математическими ребусами, решение логических конструкций.
7. Решение ребусов и логических задач – 2 часа
Решение математических ребусов. Знакомство с простейшими умозаключениями на математическом уровне
8. Числа-великаны. Коллективный счёт. Веселый счет – 1час
Выполнение арифметических действий с числами. Игра «Что происходит?»
9. Танграм: древняя китайская головоломка – 1 час
Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление картинки, представленной в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы.
10. Игры с кубиками – 1 час
Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). Взаимный контроль.
11. ЛЕГО- конструкторы – 1 час
Знакомство с деталями конструктора, схемами-инструкциями и алгоритмами построения конструкций. Выполнение постройки по собственному замыслу
12. Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными – 1 час
Анализ и решение задач, самостоятельное изменение вопроса и решение составленных задач.
13. Загадки- смекалки – 1 час
Решение математических загадок, требующих от учащихся логических рассуждений.
14. «Спичечный» конструктор – 1час
Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условием. Проверка выполненной работы.
15. Обратные задачи - 1 час
Решение обратных задач, используя круговую схему. Познавательная игра «Где твоя пара?»
16. Аппликация из геометрических фигур - 1 час
Знакомство с геометрическими фигурами, составление из геометрических фигур смысловые картинки.
17. Оригами – 2 часа
Знакомство с техников оригами. Складывание простых фигур.
18. Задачи с изменением вопроса. – 1 час
Анализ и решение задач, самостоятельное изменение вопроса и решение составленных задач.
19. Практикум «Подумай и реши» - 1 час
Решение математических задач, требующих от обучающихся логических рассуждений.
20. «Газета любознательных». –1 час
Создание проектов. Самостоятельный поиск информации для газеты, оформление газеты.
21. Решение нестандартных задач. – 1 час
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
22. Решение задач – шуток – 1 час
Решение математических задач, требующих от обучающихся логических рассуждений.
23. Весёлая геометрия – 2 часа
Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
24. Игра «Работа над ошибками» - 1 час
Работа над ошибками в задачах, математических примерах.
25. Кодирование информации. Шифры – 1 час
С помощью способов кодирования информации зашифровывать различные послания.
26. Решение логических задач – 1 час
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
27. Игра «У кого какая цифра». – 1 час
Закрепление знаний нумерации чисел, действий с числами.
28. Знакомьтесь: Архимед!- 1 час
Исторические сведения:
- кто такой Архимед
- открытия Архимеда
- вклад в науку
29. Задачи с многовариантными решениями – 1час
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
30. Знакомьтесь: Пифагор! – 1 час
Работа с информацией презентации: «Знакомьтесь: Пифагор!» Работа с энциклопедиями и справочной литературой. Исторические сведения:
- кто такой Пифагор
- открытия Пифагор
- вклад в науку
27. Учимся комбинировать элементы знаковых систем - 1 час
Работа по сравнению абстрактных и конкретных объектов.
28. Круглый стол «Подведем итоги» – 1 час
Систематизация знаний по изученным разделам.
Методическое обеспечение программы
Результат реализации программы «Занимательная математика для детей - инофонов» во многом зависит от подготовки помещения, материально-технического оснащения и учебного оборудования.
Помещение для занятий должно быть светлым, сухим, теплым и по объему и размерам полезной площади соответствовать числу занимающихся воспитанников.
Оборудование: столы; стулья; компьютер; проектор; учебная литература; энциклопедии.
Размещение учебного оборудования должно соответствовать требованиям и нормам СаНПина и правилам техники безопасности работы. Особое внимание следует уделить рабочему месту учащегося.
На рабочих местах в кабинете для занятий должны быть обеспечены уровни искусственной освещенности люминесцентными лампами.
Инструменты и приспособления: тетради, авторучки, линейки, карандаши, ножницы, ватман, цветная бумага, клей.
Список литературы
1.Агаркова Н. В. Нескучная математика. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 20072.Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,19963.Белякова О. И. Занятия математического кружка. 5 – 6 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.
4.Васильева И. «Графические диктанты. Нарисуй по клеточкам», Москва, 2010
5. Докучаева Н.Н. «Головоломки своими руками», Санкт Петербург, 19976.Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002.
7. Надеждина В. «Книга танграм. 1000+1 фигура», Минск , 20078.Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002
9. Сахаров И. П. Аменицын Н. Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 1995
10.Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004
11. интернет
ПРИЛОЖЕНИЕ
Задания на развитие внимания
К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей - инофонов, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения.
Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух - трехходовые задачи.
Задания, развивающие память
В подобранные задачи включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, дети - инофоны учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные учебные термины и определения. Вместе с тем у детей - инофонов увеличивается объем зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.
Задания на развитие и совершенствование воображения
Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера:
- дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного до какого-либо изображения;
- выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
- вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);
- выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
- выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;
- складывание из бумаги фигурок с помощью науки «Оригами»;
- изготовление аппликаций из геометрических фигур;
- складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.
Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и числограммы (предмет изображен с помощью чисел).
Задания, развивающие мышление
Приоритетным направлением обучения у детей – инофонов является развитие мышления. С этой целью подобраны задачи и приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети - инофоны учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).
В конце каждого занятия ученики получают домашнее задание. В зависимости от сложности изучаемой темы домашние задания носит индивидуальный характер. Проверка домашнего задания оценивается с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика.
15