Разработка урока Даль — наш знаменитый земляк
Владимир Иванович Даль – наш знаменитый земляк
Цель: знакомство учащихся с жизнью и творчеством Владимира Ивановича Даля, его разносторонними интересами и достижениями путём привлечения учащихся к коллективной деятельности, развивая логическое и образное мышление, память, смекалку, познавательные интересы, творческие способности методом демонстрации позитивных индивидуальных качеств личности.
Задачи:
познакомить учащихся с творчеством В.И. Даля;
анализировать пословицы, определить их значение в речи;
прививать любовь к русскому языку, фольклору и литературному творчеству В.И. Даля;
воспитывать гордость за успехи земляка.
Ожидаемые результаты:
узнать интересные факты жизни и творчества Владимира Даля;
уметь интерпретировать смысл пословиц;
оценить роль пословиц, загадок, сказок в жизни человека;
научиться бережно относиться к слову.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование, оформление:
портрет В.И. Даля;
портреты современников В.И. Даля;
иллюстрации к пословицам;
декорации к сказке;
опорная схема-конспект;
карточки с заданиями.
Ход урока:
I. Духовно-эстетический этап
1. Выразительное чтение наизусть стихотворения Вячеслава Лобая "Великий человек"
Уже прошло немало лет,
И мысли уплывают вдаль.
Когда-то жил на свете человек
С великим именем – Владимир Даль.
Учёный, академик, врач, языковед.
В его толковом русском словаре
Не трудно отыскать на всё ответ.
Простое слово превращал он без сомненья
В крылатое живое выраженье,
Боготворил любовь к родному краю,
Учил оценивать поступки и дела.
Спасибо скажем все за это Далю,
Его наука каждому нужна.
II.Установочно-мотивационный этап
1. Актуализация опорных знаний
Когда вы слышите имя Владимир Иванович Даль, о чём думаете в первую очередь?
2. Постановка целей и задач урока
III. Содержательно-поисковый этап
III.1. "Не слыть, а быть" (девиз жизни В.И. Даля)
1. Ознакомление учащихся с биографией В.И. Даля. Выступление отдельных учеников с заранее подготовленными сообщениями
Слово учителя: Едва ли найдётся человек, жизнь которого была бы настолько разнообразна в своей деятельности, как жизнь Владимира Ивановича Даля, и замечательно, что всюду, где только не трудился этот человек, везде он оставил памятные следы.
В.И. Даль родился в 1801 году в Лугани (ныне Луганск) в семье врача из Дании. От родителей передалась будущему лексикографу верность избранному делу, уважительное, доброе отношение к простым людям, любовь к русскому языку и русской культуре.
Первый ученик: Одно из первых в своей жизни путешествий Даль совершил из Николаева, где его отец служил старшим лекарем Черноморского флота, в Петербург. Пятнадцатилетний Владимир поступил в Кронштадте в Морской кадетский корпус. А через несколько лет в числе 12 лучших выпускников в учебное плаванье к берегам Дании и Швеции отправляются гардемарины, среди которых и Владимир Даль. Мичман Даль обладал солидным багажом знаний в области математики, физики, астрономии, географии, языков. Морская служба обогатила Даля общением со многими людьми - выходцами из разных уголков России. Их речь, слова, обороты, пословицы и поговорки, сказки и загадки привлекли внимание Даля. Всю жизнь каждый день, будет он собирать, записывать эти материалы.
Второй ученик: Интересы Даля поражают нас разносторонностью. Он окончил Дерптский университет, стал хирургом. Принимал участие в русско-турецкой войне, в тяжёлых условиях оперировал, лечил людей.
После войны Даля переводят в Польшу. Во время переправы через Вислу он отличается как смелый офицер, и как инженер, построив переправу из бочек и досок.
Даль увлекается археологией, был автором учебников по ботанике и зоологии, изучал речь людей разных профессий, быт, обряды, устное народное творчество жителей России.
Ещё при жизни он приобрёл популярность как литератор, писавший рассказы, повести, романы, сказки под псевдонимом Казак Луганский. Уникальной является его книга "Пословицы русского народа".
Оренбург и Хива, Москва и Санкт-Петербург, Нижний Новгород и юг Украины – места, где жил, творил Даль, где долго помнили люди о талантливом медике, учёном-этнографе, о скромном отзывчивом человеке.
Дружеские отношения связывали его с выдающимися современниками – А.Пушкиным, Н. Гоголем, В. Жуковским, Т. Шевченко, П. Нахимовым, Н.Пироговым, В.Перовым.
Третий ученик: Главным делом, которому Даль отдал более полувека и которое превратило его жизнь в подвиг, было создание четырёхтомного "Толкового словаря живого великорусского языка". Даль сохранил для нас множество самобытных слов, дал им точное толкование, подобрал меткие примеры, в том числе пословицы и поговорки. По количеству слов (свыше 200 000) словарь Даля непревзойдён и поныне. За статьями словаря – живой мир, яркий, разнообразный.
Читая словарь, мы отправляемся в увлекательное путешествие по России: видим, как пашут и сеют, растят и убирают хлеб, заходим в крестьянские избы, садимся за стол отведать национальные русские блюда, приготовленные в печи, играем в старинные русские игры, узнаём народные приметы, слышим живую речь наших предков... Перед нами энциклопедия русской народной жизни.
2. Викторина, посвящённая жизни и творчеству В.И. Даля
Слово учителя: Я надеюсь, что все вы внимательно слушали сообщения одноклассников о жизни и творчестве В.И. Даля. А теперь мы проверим, насколько вы были внимательны. Предлагаю вам небольшую викторину.
Викторина, посвящённая жизни и творчеству В.И. Даля
1. В.И. Даль родился в 1801 году в семье...
А. писателя;
Б. врача;
В. военного.
2. Одно из первых в своей жизни путешествий В.И. Даль совершил из...
А. Одессы;
Б. Севастополя;
В. Николаева.
3. Какую профессию освоил В.И. Даль по окончанию Дерптского университета?
А. врач;
Б. учитель;
В. художник.
4. Чем отличился Даль при переправе через Вислу?
А. оперировал в тяжёлых условиях;
Б. построил переправу из бочек и досок;
В. был автором учебников по ботанике и зоологии.
5. Даль проявлял особый интерес к...
А. археологии;
Б. устному народному творчеству;
В. инженерному делу.
6. Под каким псевдонимом вышли в свет его сборники рассказов, повестей и сказок?
А. Собиратель слов;
Б. Казак Ворошиловградский;
В. Казак Луганский.
7. В.И. Даль поддерживал дружеские отношения с ...
А. М.Ю. Лермонтовым;
Б. Л.Н. Толстым;
В. А.С.Пушкиным.
8. Главным делом В.И. Даля было ...
А. создание "Толкового словаря живого великорусского языка";
Б. карьера морского офицера;
В. медицинская практика.
9. Словарь Даля включал в себя свыше ...
А. 350 000 слов;
Б. 200 000 слов;
В. 500 000 слов.
10. Как называют "Толковый словарь живого великорусского языка"?
А. энциклопедия русского языка;
Б. энциклопедия юного филолога;
В. энциклопедия русской народной жизни.
Разминка "Потрудились – отдохнём"
Потрудились – отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
III.2. Красна речь пословицей
1. Вступительное слово
Учитель: Крылатые выражения, пословицы и поговорки издавна сложились в родной речи, они делают наш язык метким, гибким, красочным. В них отразилась людская мудрость.
В.И. Даль записал 30130 пословиц. Мало брал из сборников, больше слушал речь крестьян, солдат, жителей разных уголков России. Даль объяснял: свод пословиц – это свод народной мудрости, народного опыта, здорового ума, это общее достояние, как радость и горе.
Вот такие пословицы о пословицах читаем в сборнике "Пословицы русского народа":
Пословица недаром молвится.
Пословица – всем делам помощница.
Добрая пословица не в бровь, а прямо в глаз.
Старая пословица век не сломится.
2. Конкурсы на знание пословиц, собранных В.И. Далем
Учитель: На предыдущих уроках языка и литературы мы уже успели познакомиться с пословицами. Я полагаю, пришло время проверить знание этих пословиц.
Задание 1. На доске висят три иллюстрации к пословицам, ученики должны отгадать, какая пословица соответствует той или иной иллюстрации.
Слово не воробей – вылетит не поймаешь.
Любишь кататься –
· люби и саночки возить.
Трус своей тени боится.
Задание 2. Учащиеся получают карточки, в которых даны начало и окончание пословиц, нужно правильно восстановить все пословицы.
1. Кто в радости живёт, того и кручина неймёт.
2. Шутку любишь над Фомой, так люби и над собой.
3. Кто хочет много знать, тому надо мало спать.
4. Красна птица пеньем, а человек уменьем.
5. В умной беседе быть - ума прикупить.
6. Новых друзей наживай, а старых не теряй.
1. Кто в радости живёт, тому надо мало спать.
2. Шутку любишь над Фомой, а человек уменьем.
3. Кто хочет много знать, того и кручина неймёт.
4. Красна птица пеньем, а старых не теряй.
5. В умной беседе быть – так люби и над собой.
6. Новых друзей наживай, ума прикупить.
3. Многообразие загадок русского народа
Ученик: Любил Владимир Иванович и русские загадки. Сколько собрал он их – крестьянских, солдатских, морских, детских:
Как по мосту, по мосточку
Шла девица-семилетка,
За девицей – молодец:
Стой, девица-семилетка,
Загадаю три загадки,
Ты изволь же отгадать их:
А что растёт без кореньев?
А что цветёт без алого цвету?
А что шумит без буйного ветру?
(Растёт камень без кореньев.
Цветёт сосна без алого цвету.
Шумит вода без буйного ветру.)
А теперь вы попробуйте дать ответы на загадки Даля.
Маленький, кругленький, а за хвост не поднять. (Клубок).
Сестра к брату в гости идёт, а он от неё прячется. (Ночь и день).
Вся дорожка обсыпана горошком. (Звёзды на небе).
Два братца в воду глядятся, век не сойдутся. (Речные берега).
У тебя есть, у меня есть, у рыбы в море, у дуба в поле. (Тень).
Вот и подошло к концу знакомство с пословицами и загадками русского народа, но рассказали мы вам лишь о малой части огромного труда, проделанного В.И. Далем по собиранию пословиц, поговорок, загадок.
Далю близки были пушкинские слова: "А что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!.."
III.3. Сказочник Владимир Даль
1. Сказки, вышедшие из-под пера В.И. Даля
Ученик: В сборнике Даля "Пословицы русского народа" читаем: "Вот вам сказка гладка, смекай, у кого есть догадка. Из сказки слово не выкидывается. Не дочитав сказки, не кидай указки".
Даль написал много сказок для детей: "Девочка Снегурочка", "О дятле", "Ворона", "У тебя у самого свой ум", "Журавль и цапля".
2. Инсценировка сказки В.И. Даля "Журавль и цапля"
Автор: Летала сова – веселая голова; вот она летела, летела да и села, головой повертела, по сторонам посмотрела, снялась и опять полетела; летала, летала да села, головой повертела, по сторонам посмотрела, а глаза у нее как плошки, не видят ни крошки!
Это не сказка, это присказка, а сказка впереди.
Стоит журавль один в поле, по сторонам все поглядывает, головушку поглаживает.
Журавль: Надо-де мне хозяйством обзавестись, гнездо свить да хозяюшку добыть.
Автор: Вот свил он гнездо вплоть у болота, а в болоте, в кочкарнике, сидит долгоносая-долгоносая цапля, сидит, на журавля поглядывает да про себя посмеивается.
Цапля: Ведь уродился же неуклюжий какой!
Автор: Тем временем надумался журавль.
Журавль: Дай посватаю цаплю, она в наш род пошла: и клюв наш, и на ногах высока.
Автор: Вот и пошел он нетореной дорожкой по болоту: тяп да тяп ногами, насилу до цаплиной кочки дошел.
Журавль: А дома ли сударушка-цапля?
Цапля: Здесь она. Что надо?
Журавль: Иди за меня замуж.
Цапля: Как не так, пойду я за тебя, за долговязого: на тебе и платье короткое, и сам ты пешком гуляешь, скупо живешь, меня на гнезде с голоду уморишь!
Автор: Слова эти показались журавлю обидными. Молча он повернул да и пошел домой: тяп да тяп, тяп да тяп. Цапля, сидючи дома, пораздумалась.
Цапля: А что ж, и вправду, для чего я ему отказала, нешто мне лучше жить одной? Он хорошего роду, зовут его щегольком, ходит с хохолком; пойду к нему доброе слово перемолвить.
Автор: Пошла цапля, а путь по болоту не близок, пришла и говорит.
Цапля: Журавль, я иду за тебя!
Журавль: Нет, цапля, уж я раздумал, не хочу на тебе жениться. Иди туда, откуда пришла!
Автор: Стыдно стало цапле, закрылась она крылышком и пошла к своей кочке, а журавль, глядя за нею, пожалел, что отказал. Приходит и говорит.
Журавль: Ну, так уж быть, цапля, я беру тебя за себя.
Автор: А цапля сидит сердитая-пресердитая и говорить с журавлем не хочет.
Журавль: Слышь, сударыня-цапля, я беру тебя за себя.
Цапля: Ты берешь, да я не иду.
Автор: Нечего делать, пошел опять журавль домой. Уселся журавль в траве и глядеть не хочет в ту сторону, где цапля живет. А та опять передумала. Вот и пошла опять ковылять по болоту.
Цапля: Журонька, послушай-ка, так и быть, я иду за тебя!
Журавль: Нейдет Федора за Егора, а и пошла бы Федора за Егора, да Егор не берет.
Автор: Сказав такие слова, журавль отвернулся. Цапля ушла.
Вот так-то и по сию пору ходят они друг за дружкой; дорожку проторили, а пива не сварили.
IV. Оценочно-смысловой этап
Слово учителя: Сегодня мы говорили о жизни и творчестве В.И. Даля, о том, каким интересным и сильным человеком он был и как много успел сделать за свою жизнь.
1) В каких сферах деятельности проявил себя Владимир Даль?
2) Дайте определение пословицы.
3) В какой книге собраны пословицы русского народа?
4) Почему толковый словарь Даля называют "Сокровищницей русского слова"?
5) Объясните смысл пословицы "Не дочитав сказки, не кидай указки".
V. Системно-обобщающий этап
Выставление оценок
VI. Контрольно-рефлексивный этап
Интерактивный приём "Микрофон"
Продолжите фразу: "Я сегодня узнал...", "Мне сегодня удалось...", "Интересным было..."
Ученица нашей школы Настя Мороз написала такие строки о В.И. Дале:
Я – лишь я, я не меч, не медаль,
И вокруг всё изучено дважды,
Но хочу быть такой же, как Даль,
Я хочу быть такой же отважной,
Я хочу так же край свой любить,
Я хочу этой силы незримой,
Чтоб, как Даль, и писать, и творить,
Духом быть неисчерпанно сильной,
Чтоб меня полюбил милый край,
Чтоб в быту я была многоликой.
Я хочу быть такой же, как Даль,
Я хочу быть такой же великой
VII. Домашнее задание
Напишите сочинение-миниатюру на тему "Владимир Иванович Даль – наш знаменитый земляк".
ЗАДАНИЯ
1. Викторина, посвящённая жизни и творчеству В.И. Даля
1. В.И. Даль родился в 1801 году в семье...
А. писателя;
Б. врача;
В. военного.
2. Одно из первых в своей жизни путешествий В.И. Даль совершил из...
А. Одессы;
Б. Севастополя;
В. Николаева.
3. Какую профессию освоил В.И. Даль по окончанию Дерптского университета?
А. врач;
Б. учитель;
В. художник.
4. Чем отличился Даль при переправе через Вислу?
А. оперировал в тяжёлых условиях;
Б. построил переправу из бочек и досок;
В. был автором учебников по ботанике и зоологии.
5. Даль проявлял особый интерес к...
А. археологии;
Б. устному народному творчеству;
В. инженерному делу.
6. Под каким псевдонимом вышли в свет его сборники рассказов, повестей и сказок?
А. Собиратель слов;
Б. Казак Ворошиловградский;
В. Казак Луганский.
7. В.И. Даль поддерживал дружеские отношения с ...
А. М.Ю. Лермонтовым;
Б. Л.Н. Толстым;
В. А.С.Пушкиным.
8. Главным делом В.И. Даля было ...
А. создание "Толкового словаря живого великорусского языка";
Б. карьера морского офицера;
В. медицинская практика.
9. Словарь Даля включал в себя свыше ...
А. 350 000 слов;
Б. 200 000 слов;
В. 500 000 слов.
10. Как называют "Толковый словарь живого великорусского языка"?
А. энциклопедия русского языка;
Б. энциклопедия юного филолога;
В. энциклопедия русской народной жизни.
2. Правильно восстановите все пословицы
1. Кто в радости живёт, тому надо мало спать.
2. Шутку любишь над Фомой, а человек уменьем.
3. Кто хочет много знать, того и кручина неймёт.
4. Красна птица пеньем, а старых не теряй.
5. В умной беседе быть – так люби и над собой.
6. Новых друзей наживай, ума прикупить.
3. Домашнее задание.
Напишите сочинение-миниатюру на тему "Владимир Иванович Даль – наш знаменитый земляк" по предлагаемому плану:
1. "Не слыть, а быть".
2. Красна речь пословицей.
3. Сокровищница русского слова.
4. Сказочник Владимир Даль.
Заголовок 115