Экскурсия в природу «Осенний парк»
Специальная (коррекционная) школа
для учащихся с лёгкой умственной отсталостью (СКШ)
4 класс
Экскурсия тема: «Осенний парк»
Цели экскурсии:
На основе наблюдений углубить и расширить представления учащихся о сезонных изменениях в природе,
Коррекция мышления на основе упражнений в классификации, зрительного восприятия через сравнение цветовой окраски, активизация речевой деятельности;
Воспитание экологической культуры, укрепление физического здоровья
Оборудование:
Блокноты, карандаши, папки для сбора природного материал, стихи об осени, флажки.
Ход экскурсии:
Педагог определяет место для экскурсии в парке, время проведения экскурсии конец сентября начало октября.
Предварительная беседа в классе
- Ребята откройте свои блокноты для записей на экскурсиях, и ответьте на вопрос:
- Что такое предметы живой природы, предметы неживой природы и природные явления?
(в блокнотах есть таблица детям 4 гр. можно зачитать ответ на вопрос)
предметы живой природы Деревья, кустарники, травы, насекомые, птицы, собаки, мыши, грибы...
предметы неживой природы Камни разной величины, почва, песок, глина, холмы, ручей, облака, воздух, солнце, небо, вода в ручье и лужах...природные явления Течение воды в ручье, дуновение ветра, пение птиц, жужжание насекомых, колыхание листьев и веток, движение облаков, сияние солнца, по лет птиц...
- Что можно использовать для изготовления поделок предметы живой или неживой природы?
-Посмотрите, какие поделки изготовили ученики старших классов из собранного природного материала (демонстрация поделок).
-Как нужно собирать необходимый материал? (Собирать в ограниченном количестве и только тот, который может пригодиться в работе)
-Молодцы! Вы всё рассказали правильно.
-Для того чтобы собирание материала проходило быстро и организованно нужно разделиться на группы. Каждой группе даём очень важные задания по сбору природного материала
1 группа собирает листья красных и оранжевых оттенков
2 группа собирает листья зелёных и желтых оттенков
-И для всех общее задание – это понаблюдать, какие изменения произошли в природе с приходом осени, и запомнить то, что вам покажется самым интересным.
-А, сейчас уточните, какие правила нужно соблюдать, когда идём по дороге. (Ответы)
-Ребята, а сейчас мы с вами отправимся на экскурсию в парк. Итак, в путь.
Словарная работа с новыми словами проводится в течение беседы.
II. Экскурсия
Бродит осень по дорогам,
Ищет осень, где присесть,
Чтобы с грустью и тревогой
О себе оставить весть...
Вот к нам и заглянула вечная странница – осень, давайте посмотрим, какие весточки она нам оставила.
-Подумайте, кто нас сейчас в парке будет встречать? (деревья, кустарники, травянистые растения, и самые поздние цветы, которые провожают лето)
-Мы с вами пришли в гости к хозяевам парка, а кто знает как нужно вести себя в гостях? (ответы детей (использование запрещающих и предупреждающих лесных знаков)).
•Нельзя разжигать костер в лесу пожароопасное время, необходимо тщательно проверить перед уходом место, где горел костёр, хорошо ли он потушен.
•Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком.
•Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников. Пусть красивые растения, деревья остаются в природе.
•В природе, особенно в лесу, нужно стараться ходить по тропинкам, чтобы растения не погибли от вытаптывания.
- Правильно, молодцы, ребята! Вы не только назвали правила поведения в природе, но и сумели их объяснить.
Давайте поздороваемся с хозяевами леса, пожелаем тепла, уюта и красоты. Встаньте в круг и улыбнитесь хозяевам парка, я думаю, мы с вами сможем почувствовать, как они тоже нам улыбаются в ответ. (Дети встают в круг, улыбаются солнцу, небу, деревьям, друг другу.)
- Ребята, как вам кажется, рад парк тому, что мы пришли?
-Как вы себя чувствуете, какое у вас сейчас настроение? (ответы)
- Если вам хорошо, то и парк вам рад, приходите в парк, как к другу, берегите его красоту. Послушайте, как тихо в парке, шуршат падающие листья, шумит ветерок в ветвях, голоса птиц тоже слышны.
-А чем пахнет в парке?
Сейчас в парке хозяйничает осень и запах здесь особый. (педагог сравнивает аромат осеннего парка с летним и весенним) Пахнет опавшими листьями, дождевой влагой. Ребята воздух в парке чистый, он содержит полезные вещества, которые губительно действуют на болезнетворные микробы. Чистым воздухом полезно дышать для здоровья.
Дыхательная гимнастика
- Давайте, выполним дыхательные упражнения. (дети становятся в круг, педагог сообщает о том, что полезнее дышать через нос, особенно если погода прохладная, так как воздух согревается в носиках, прежде, чем попадает в легкие;
Ребята, полюбуйтесь осенними красками.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
И. Бунин
- Попробуйте сосчитать, сколько цветов и оттенков вы видите на листьях деревьев и кустарников?
Обратите внимание, что листья разных деревьев отличаются по цвету. На берёзе и липе листья желтые, на клене и рябине – красные с оттенком, (незнакомое название дерева повторяется, и новое слово вводится в активный словарь)
- А зеленые листья, на каких кустарниках? (дети должны понаблюдать и ответить)
Правильно, эти кусты ребята называются сирень и акация. (незнакомое название дерева повторяется и новое слово вводится в активный словарь)
- Посмотрите, а тополя уже совсем голые, они давно сбросили свои листочки, и мы их можем увидеть под ногами, (педагог обращает внимание детей на то, что листья тополя истлели и высохли, так как они упали с деревьев давно) (по незнакомому слову истлели проводиться словарная работа и новое слово вводится в активный словарь). - Кто из вас знает и может рассказать, как меняется цвет листвы? (ответы)
Действительно это очень сложное явление природы и о нём подробно мы поговорим в классе.
У каждого растения свой цвет осенних листьев, а каким он будет – тусклым или ярким зависит от погоды. Самые яркие цвета бывают, когда долго холодно, сухо и солнечно.
Сбор природного материала
-Вот мы идем с вами по яркому мягкому ковру.
-Приглядитесь, каких листьев больше всего среди опавших? (ответы)
Давайте соберём самые красивые по окраске, по форме листочки для поделок.
(Уточнить у руководителей групп задания, и напомнить правила сбора природного материала)
-А почему бывает листопад? (ответы)
Любой, даже самый маленький листик на дереве испаряет воду. А когда наступают холода, вода в земле замерзает. Листьям не хватает влаги, они засыхают и опадают. А если бы этого не происходило, тогда засыхали бы сами деревья и кустарники.
А представьте, как бы ломались ветки с листьями, если бы зимой на них падал снег. Так дерево, сбрасывая листву, защищает себя от повреждений.
Кроме того, листопад защищает организм деревьев от вредных веществ. Ученые установили, что в листьях осенью их больше, чем весной или летом.. Они удаляются из дерева вместе с опавшей листвой, и оно засыпает до весны. Ведь вы тоже умываешься перед сном?
-Что происходит осенью с травянистыми растениями? (ответы)
Многие травы уже пожелтели и пожухли, некоторые из них просто пожелтели. (словарная работа со словом пожухли и новое слово пожухли вводиться в активный словарь)
Подвижная игра «Послушные листья»
- Ребята, а сейчас поиграем (педагог читает стихотворение)
Падают, падают листья.
В нашем саду листопад,
Жёлтые. Красные листья
По ветру вьются. Летят..(В руках педагога лёгкий шарф, машет им над головами детей)
- Я - ветер, вы - листья. Ветер спит, и листья уснули. Подул ветер и погнал листья, листья закружились, (дети двигаются в разных направлениях)
- Стих ветер, листья отдыхают (дети останавливаются и отдыхают) (игра повторяется 3-4 раза)
Вот мы и закончилась наша экскурсия, и мы подошли к выходу из парка.
-Посмотрите друг на друга, какие вы румяные, счастливые. Почему?
Потому, что пребывание на свежем воздухе укрепляет здоровье, улучшает самочувствие человека, делает его сильным и красивым. Помните об этом, больше проводите времени на свежем воздухе и не забывайте о секретах здоровья, о которых мы сегодня говорили. Но мы уходим не с пустыми руками, парк нам подарил природный материал. Из которого мы будем делать различные поделки.
Листья золотые падают, летят,
Листья золотые усыпают сад.
Много на дорожках листьев золотых,
Мы букет хороший соберём из них.
Мы букет поставим посреди стола.
Осень золотая в гости к нам пришла.
III. Обобщающая беседа в классе
- За какими предметами или природными явлениями мы с вами сегодня наблюдали? (ответы)
Верно, мы наблюдали за предметами живой природы.
Ответьте на вопрос, который был задан в начале нашей экскурсии
-Какие изменения произошли в природе с приходом осени?
- Как называется природное явление, когда опадают листья?
-Что же случается с травянистыми растениями, когда про них говорят, трава уже пожухла?
- Что вам больше всего понравилось во время экскурсии?
- Ребята, мы можем сказать осени спасибо? А, за что? (ответы)
(разбор собранного природного материала)