Экскурсия в осенний парк
Экскурсия в осенний парк
Группа «Радуга»
Педагог дополнительного образования:
Ключагина Т.В.
Программное содержание: обобщить и систематизировать знания детей об осени; показать, что природа прекрасна во все времена года и в ней не происходит случайно, объясняя, почему важно, чтобы вокруг было много зеленых насаждений; учить ориентироваться по плану экологической тропы.
Словарная работа: листопад
Предварительная работа: наблюдения, заучивание и чтение стихов, песен, чтение рассказов, рассматривание картин, беседы.
Ход занятия:
Воспитатель: Нам прислали письмо
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, кто нам прислал письмо: «Здравствуйте, ребята! Это я – Дядюшка Ау, я хочу пригласить вас погулять вместе со мной. Чтобы найти меня, вы должны посмотреть на план экологической тропы и найти, где я вас жду. Жду вас в парке. Дядюшка Ау».
Ребята, давайте посмотрим, где ждет нас Дядюшка Ау.
Дети ищут.
-Молодцы, нашли! Идем искать?
Дети: Да.
Дети входят в парк.
Воспитатель: Вы были в парке летом?
Дети: Да
Воспитатель: А как вы думаете, какое сейчас время года?
Дети: Осень.
Воспитатель: Правильно, осень. Я хочу прогуляться с вами в осеннем парке. Вы согласны?
Дети: Да
Воспитатель: А как вы думаете, чем отличается парк от леса? Хотите посмотреть и узнать что-то новое?
Дети: Да
Воспитатель: Тогда идем в парк.
Воспитатель: Посмотрите, как все изменилось в парке. Ребята, что вы заметили?
Дети: Растения завяли, трава пожухла, листья поменяли цвет.
Воспитатель: Правильно, здесь побывала осень и устроила листопад. Укрыла землю ковром, принесла с собой холод.
Воспитатель: Ребята, вы знаете, почему листья желтеют и опадают?
Дети: Сбрасывая листья, деревья готовятся к зиме.
Воспитатель: Давайте вспомним, что нужно растению, дереву, чтобы оно хорошо росло и зеленело?
Дети: Тепло, вода и свет.
Воспитатель: А сейчас хватает света и тепла?
Дети: Нет.
Воспитатель: Вот поэтому деревья и сбрасывают свои листочки и готовятся к зиме, ведь зимой они расти не будут.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, опавшие листья нужны растениям?
Дети: Конечно нужны.
Воспитатель: Опавшие листья, как теплая перина, будут защищать корни от морозов, траву. Земля под опавшими листьями глубоко не промерзнет, что очень важно для различных обитателей почвы, которые рыхлят землю и делают ее плодородной. А весной опавшие листья, перегнив под дождем, удобрят почву и дадут деревьям питание, а также полезные вещества для роста.
Листопад, листопад,Листья падают, летят.Листья жёлтые кружатся,И на землю все ложатся.
-Ребята, давайте мы с вами пройдем по парковой тропинке и послушаем, как шуршат листья.
Дети ходят.
-Интересно? Красиво? Что мы слышим?
Дети: Листья шуршат, шелестят.
Воспитатель: Давайте вместе скажем: шелестят, шуршат.
Воспитатель: Ребята, как называются деревья, которые здесь растут? Назовите.
Дети: тополь, берёза, черёмуха
Воспитатель: Как вы узнали их?
Дети: по листьям.
Воспитатель: Найдите листик тополя (берёзы, рябины)
Дети находят и приносят
Воспитатель: Ребята, а вы мне покажите эти деревья?
Воспитатель: покажем и расскажем все, что знаем. Пойдемте, посмотрим на дерево. Ребята, посмотрите внимательно, какие части есть у этого дерева?
Дети: Корень, ствол, крона, состоящая из веток.
Воспитатель: А что располагается на ветках?
Дети: Листья.
Воспитатель: Давайте рассмотрим их. Из чего состоят листья?
Дети: Из черешка и листиков, к нему прикрепленных.
Воспитатель: Ребята, сколько же всего листочков? Я не умею считать, помогите мне.
Дети считают.
Воспитатель: Молодцы, и я вместе с вами научился считать.
Воспитатель: Ребята, приложите ладонь к нижней части листа и посмотрите, какие листочки по размеру?
Дети: маленькие.
Воспитатель: Какие они по форме?
Дети: Овальные
Воспитатель: Ребята, а вы заметили еще что-нибудь на этом дереве, кроме листьев?
Дети: метелочки
Воспитатель: Правильно, посмотрите, какие метелочки висят, как украшения.
Воспитатель: А что это такое?
Дети: Это семена
Воспитатель: Они поспевают осенью. Посмотрите, сколько семян на метелочке?
Дети рассматривают.
Дети: По листьям
Воспитатель: Что есть у этого дерева?
Дети: веточки, листочки.
Воспитатель: какие по цвету листья?
Дети: темно зеленые и желтые.
Воспитатель: Приложите лист к ладони, какой он?
Дети: крупный, похож на пальцы с заостренными верхушками, пронизанный многочисленными жилками разной толщины.
Воспитатель: ребята, давайте сравним листочки. Чем они отличаются?
Дети: видом и размером.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, чем еще различаются эти деревья?
Дети: Они различаются
Воспитатель: Ребята, прислонитесь к стволу дерева, что вы ощущаете?
Дети: тепло
Воспитатель: Понюхайте кору дерева, чем она пахнет?
Дети: Деревом, лесом
Дядюшка Ау: Ребята, а как вы думаете, есть ли у деревьев полезные свойства?
Дети да
Воспитатель: Действительно, листья очень полезны, используют их в лечебных целях. Настой или отвар листьев снимает воспаление, снижает температуру, заживляет раны.
Дядюшка Ау: Ребята, я хочу поиграть с вами в интересную игру. Называется игра «Такой листок, лети ко мне». Возьмите каждый по листочку, слушайте внимательно и смотрите, у кого будет листочек летите ко мне. Звучит музыка и дети, держа листочки, разбегаются и говорят слова:
Мы листочки, мы листочки
Мы осенние листочки,
Мы на веточках сидели.
Ветер дунул – полетели.
Мы летали, мы летали.
А потом летать устали!
Перестал дуть ветерок –
Мы присели все в кружок.
Дети бегают помахивая листочками. Дети останавливаются, и Воспитатель: «У кого такой же листок – летите ко мне!»
Воспитатель: Молодцы, все справились. Ребята, воздух бывает чистым и свежим там, где растет много друзей. Как вы думаете, что мы с вами можем сделать, чтобы воздух был чистым и свежим.
Дети: посадить деревья
Воспитатель: Согласен, нужно посадить саженец и за ним ухаживать.
Воспитатель: Ребята, а кто из вас видел, как сажают саженцы? У нас здесь лежат предметы. Какие предметы вы видите?
Дети: Лопата, кастрюля, ведро, машина, веревка, чашка, лейка.
Воспитатель: выберите картинки то, что необходимо для посадки деревьев.
Воспитатель: Молодцы! Что сначала мы будем делать? Как вы думаете?
Дети: выкопаем ямку.
Воспитатель: Верно, ребята, выкопаем для него ямку и посадим. Мы с вами выкопали ямку, что будем делать дальше? Опрос детей
Воспитатель:
Пришла пора –
Опустели леса:
Листья опадают.
Птицы улетают. (Осень.)
Во время экскурсии им предлагается понаблюдать за погодой.
1. Какая сегодня погода?
2. Какое небо?
3. Какое солнце?
4. Сравните сентябрьские дни с летними.
Воспитатель: Ребята, где мы с вами сегодня побывали? Что нового узнали?
Дети: в парке
Воспитатель: понравилась вам прогулка?
Дети: Да!
Воспитатель: До свидания, Дядюшка Ау. Ребята, а с вами мы наберём листьев и в группе сделаем коллективную аппликацию.