Программа летнего школьного лагеря Парк развлечений

Управление образование города Кунгура
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 13



СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Начальник лагеря «Родничок» Директор МБОУ СОШ №13
___________И.В.Зуева __________Н.Г.Шихова



Летний оздоровительный лагерь
с дневным пребыванием детей «Родничок».
Модифицированная программа «Парк развлечений».


Сроки реализации программы:
июнь 2014 года: лагерная смена, 18 дней


Авторы программы:
начальник лагеря,
учитель начальных классов
Ирина Вячеславовна Зуева



Кунгур – 2014 г.

Оглавление
1. Паспорт программы.стр.3
2. Пояснительная запискастр.4
3. Педагогическая идея программыстр.7
4. Краткая характеристика участников программы.стр.9
5. Целевой блок программы..стр.10
6. Критерии и способы оценки качества реализации программы.стр.13
7. Содержание и средства реализации программы.стр.15
7.1. Логика развития содержания по этапам...стр.15
7.2. Формы и методы работыстр.18
7.3. План реализации программы летнего оздоровительного лагеря «Родничок».стр.19
7.4. Схема управления программой..стр.24
7.5. Модель игрового взаимодействия. Система мотивации и стимулирования участников стр.25
8. Кадровое обеспечение программыстр.28
9. Информационно-методическое обеспечение программы...стр.30
10. Материально-техническое обеспечение программы.стр.32
11. Список литературы, использованной при разработке программы и необходимой в ходе ее реализации...стр.33
Приложениястр. 34


1. Паспорт программы

1
Полное название программы
Программа летнего оздоровительного лагеря
с дневным пребыванием детей на базе МБОУ средняя общеобразовательная школа №13 г. Кунгура «Парк развлечений»

2
Цель программы
Организация отдыха и оздоровления учащихся школы в летний период

3
Сроки реализации программы
I смена, июнь 2014 год


4

Название организации

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №13

5
Почтовый адрес организации
617474, Пермский край, город Кунгур, ул. Кирова, дом 33а

6
Телефон
E-mail
8 (34271)34454
gvardija13@rambler.ru

7
Ф.И.О. руководителя
организации

Шихова Наталья Григорьевна

8
Участники программы
младшие школьники, подростки


2. Пояснительная записка
Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого и физического потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры родного города.
Лагерь с дневным пребыванием – это новый образ жизни детей, новый режим с его особым задором. Это жизнь в новом коллективе, это, наконец, новая природосообразная деятельность. Ведь не зря в известной песне О. Митяева поется: «Лето – это маленькая жизнь!», а значит, прожить ее нужно так, чтобы всем: и детям и тем, кто будет организовывать отдых, было очень здорово. Это время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия накопившегося за год напряжения, восполнения израсходованных сил, восстановления здоровья. Это период свободного общения детей.
Актуальность летнего периода для оздоровления и воспитания детей, удовлетворения детских интересов и расширения кругозора невозможно переоценить. Проблемы организации летнего оздоровительного отдыха вытекают из объективных противоречий:
- между потребностью семьи и государства иметь здоровое, сильное подрастающее поколение и неудовлетворительным состоянием здоровья современных детей;
- педагогической заботой, контролем и желанием детей иметь свободу, заниматься саморазвитием, самостоятельным творчеством.
Лагерь размещается на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения СОШ № 13. В основу организации закладываются здоровьесберегающие технологии, реализующиеся в игровой форме.
Содержание деятельности лагеря должно быть направлено на разрешение этих противоречий. Программа деятельности летнего лагеря универсальна, так как может использоваться для работы с детьми из различных социальных групп, разного возраста, уровня развития и состояния здоровья. Новизна программы прослеживается в широком приобщении детей к разнообразному социальному опыту (экскурсии, выставки, концерты, соревнования и т.п.), созданию в лагере стиля отношений сотрудничества, содружества, сотворчества, участие детей в управлении летним лагерем.
Эффективное управление в современном лагере – это главная основа его существования и непременное условие развития.
Для обеспечения преемственности в работе лагеря от каникул к каникулам необходима постоянная управленческая деятельность. Система управления ЛОП «Родничок» включает в себя три уровня: стратегическое управление, организационно-методическое управление, практическое управление.
Программа включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, образования, воспитания в условиях лагеря.
Понятийный аппарат программы:
Природосообразная деятельность. Здоровьезатратность школьного образования, выявляемая во всех возрастных группах, чаще всего объясняется информационной перегрузкой и переутомлением. Установлено, что хронический стресс резко тормозит развитие мозга ребенка. Противоречит природосообразным законам обучения и обучение статичных школьников, поэтому программа направлена на физическое развитие детей.
Личность – общественная сущность человека, совокупность его социальных качеств и свойств, которые он вырабатывает у себя самостоятельно.
Развитие – направленное, закономерное изменение; в результате развития возникает новое качество.
Индивидуальность – неповторимое своеобразие какого-либо явления, человека; противоположность общего, типичного.
Творчество – это процесс, в результате которого может быть создан продукт. Творчество идет от самого человека, изнутри и является выражением всего нашего существования.
«Парк развлечений» - название программы, основанной на том, что детям любого возраста хочется побывать в парке, отдохнуть, посетить аттракционы.
Аттракцион – название дня в лагере, в который дети посещают тот или иной аттракцион.
Абонемент на посещения «Парка развлечений» - карточка, которая выдается каждому ребенку на открытии Парка, где он в конце дня отмечает свое эмоциональное настроение после посещение аттракциона.
Мороженое – изображение рожка мороженого дается отряду за 1 место по итогам дня или мероприятия.
Мороженщик– абстрактный герой, размещенный в виде рисунка в уголке лагеря, с холодильником для мороженого, на изображение которого помещаются «рожки мороженого».
Пустой вафельный стаканчик – штрафной балл, дающий возможность подсчитывать серьезные замечания, полученные отрядами за период игры, которые могут повлиять на результат участия отряда в игре.
Гид – воспитатель отряда.
3. Педагогическая идея программы
Основная педагогическая идея программы ЛОП «Родничок» - представление возможностей для раскрытия творческих способностей ребенка, создание условий для самореализации потенциала детей и подростков в результате совместной деятельности. Программа ориентирована на работу в разновозрастном детском коллективе и представляет собой одну смену.
Находясь в лагере дневного пребывания, дети ежедневно включаются в оздоровительный процесс, для которого характерны: упорядоченный ритм жизни, режим питания, закаливание, поддержка мышечного и эмоционального тонуса. Результатом осуществления оздоровительного направления является формирование потребности в здоровом образе жизни.
Условия участия в программе: добровольность, взаимопонимание, должностная субординация.
Принципы программы:
Программа летнего оздоровительного лагеря «Родничок» опирается на следующие принципы:
1. Принцип гуманизации отношений: построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребенку, родителям, сотрудникам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса.
2. Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности: результатом деятельности воспитательного характера в ЛОП «Родничок» является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.
3. Принцип демократичности: участие всех детей в программе развития творческих способностей.
4. Принцип дифференциации воспитания: дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает:
- отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;
- создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);
- взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня, смены;
- активное участие детей во всех видах деятельности.
5. Принцип творческой индивидуальности: творческая индивидуальность – это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.
4. Краткая характеристика участников программы
Участниками программы являются воспитанники и сотрудники лагеря. Воспитанниками лагеря являются учащиеся МБОУ средней общеобразовательной школы №13 в возрасте 7 – 15 лет в количестве 63 человек. Среди воспитанников лагеря распределяются обязанности командиров отрядов, дежурных по отряду, ответственных за чистоту в отрядной комнате, сохранность игрушек и спортивного инвентаря. Воспитанники получают двухразовое питание, пользуются возможностью оплаченного частично культурного досуга, посещением музеев и др. согласно смете. Среди сотрудников лагеря вводятся должности: начальник лагеря, воспитатели, физкультурные работники - тренера, МОП, фельдшер, работники столовой.

5. Целевой блок программы
Цель программы:
Сохранение, укрепление здоровья, развитие и совершенствование творческого и духовного потенциала.
Задачи программы:
Способствовать формированию интереса к физической культуре и спорту, потребности в укреплении собственного здоровья.
Создать условия для оптимального двигательного самовыражения и самореализации детей.
Прививать потребность в культурном общении.
Помогать сплочению детей в игровой и коллективной деятельности, оптимизировать жизненные интересы, творчество детей.
Развить любознательность, пробудить и привить интерес к истории родного края его традициям и культуре.
Сроки реализации программы: июнь 2014 года: лагерная смена,
18 дней.
Ожидаемые результаты работы лагеря:
Организационный период смены.
1. Решение организационно-хозяйственных вопросов. Приём детей в лагерь. Изучение законов и традиций лагеря. Предъявление Единых Педагогических Требований по режиму и дисциплине.
2. Адаптация детей к условиям лагеря. Первичный срез эмоционального состояния через анкетирование. Ежедневная диагностика настроения. Выявление интересов и предрасположенностей детей. Формирование отрядного коллектива.
3. Введение в программу «Парк развлечений». Ролевое погружение. Участие детей в выборах командиров, выдумывание своих символов, оформление уголков, выбор песен. Запуск программы. Торжественное открытие лагеря.
4. Анализ организационного периода для детей, отрядов, педагогов.
Предполагаемый результат:
- общее представление о смене, определение творческих планов отрядов;
- формирование коллектива отрядов;
- выявление лидеров, включение их в работу по развитию игрового сюжета программы;
- выбор видов деятельности «домов»;
-при необходимости коррекция деятельности и оказание методической помощи воспитателям (по итогам анализа организационного периода).
Основной период смены.
1. Реализация программы «Парк развлечений» через идею взаимодействия и дружбы отрядов. Введение игровых моментов программы (городские праздники, тематические дни).
2. Проведение спортивно-оздоровительных мероприятий, творческих конкурсов, интеллектуальных и ролевых игр.
3. Создание условий для самореализации детей в системе пришкольного лагеря с учётом их интересов.
Предполагаемый результат:
- создание доброжелательной комфортной атмосферы для каждого ребёнка;
- раскрытие и развитие творческих способностей.
Заключительный период смены.
1. Завершение работы программы «Парк развлечений». Подведение итогов смены. Закрытие смены.
2. Итоговое анкетирование, диагностика и анализ смены детьми.
3. Решение организационно-хозяйственных вопросов по окончании смены.
Предполагаемый результат:
- формирование самооценки, навыков самоанализа у детей и воспитателей;
- настрой на применение полученных знаний в жизни.
Предполагаемый результат по итогам смены:
- укрепление здоровья детей;
- развитие у школьников интереса к занятиям физкультурой и спортом; - расширение социального опыта;
- формирование коммуникативных умений, основы правильного поведения, общения, культуры, досуга;
- формирование осознанного отношения к себе, как к части окружающего мира, родного края;
- знакомство детей с разнообразными интеллектуальными, спортивными, подвижными играми.




6. Критерии и способы оценки качества реализации программы.
Для того чтобы программа заработала, нужно создать такие условия, чтобы каждый участник процесса (взрослые и дети) нашел свое место, с удовольствием относился к обязанностям и поручениям, а также с радостью участвовал в предложенных мероприятиях. Для выполнения этих условиях разработаны следующие критерии эффективности:
Постановка реальных целей и планирование результатов программы.
Соответствие содержания мероприятий уровню подготовки и развития детей.
Заинтересованность педагогов и детей в реализации программы, благоприятный психологический климат.
Удовлетворенность детей и взрослых предложенными формами работы.
Творческое сотрудничество взрослых и детей.
Данные критерии можно отследить через:
- поведение ребенка,
- умение взаимодействовать с другими членами временного детского коллектива,
- отношение ребенка к себе и окружающим,
- эмоциональное состояние ребенка.
Для эффективного анализа реализации программы использованы методики отслеживания эмоционального состояния детей и воспитателей:
по итогам дня на «Абонементах для посещения Парка развлечений», появляется цветограмма - эмоциональное и психологическое состояние детей
диагностика физического состояния детей (измерение роста, веса на начало и конец смены)
диагностика эмоционального и психологического состояния детей на начало и конец смены (см. приложение 2).

Для наибольшей эффективности оценки качества реализации программы, необходимо учитывать факторы риска и возможность их предупреждения.
ВОЗМОЖНЫЕ ФАКТОРЫ РИСКА
МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ

Факторы окружающей среды: плохая погода, дождь;

Заменить мероприятием без выхода на улицу

жара, палящее солнце.
Защита головы от солнечного удара, питьевой режим. Не позволять длительное время, находится на открытом солнце

Клещевая опасность

Не планировать походов и выездов в лес.

Нежелание принимать участие в мероприятиях
Организовать индивидуальную работу с ребенком, беседа воспитателя, помощь психолога школы.

Нарушение правил дорожного движения
Беседы, лекции, практические занятия по предупреждению и профилактике ДТП.

Травмы и ушибы.
Предупреждение и профилактика.
Иметь средство для дезинфекции ссадин и ран, порезов.
Помощь медицинского работника.

Несоблюдение режима дня.
Разъяснительные беседы о необходимости соблюдения режима дня.

Кишечные инфекции.
Постоянное мытьё рук перед едой и после посещения туалета.
Беседы медицинского работника по теме.

Отсутствие воды.

Запас питьевой воды, два комплекта чистой посуды.

Терроризм.
Профилактическая работа по предупреждению несчастных случаев.

7. Содержание и средства реализации программы
7.1. Логика развития содержания по этапам
«Родничок» - лагерь дневного пребывания, реализующий программу «Парк развлечений», включающую в себя этапы реализации программы:
1.Подготовительный (май) включает:
-подбор кадров;
-проведение стажерской площадки для педагогов, вожатых, работников лагеря;
-подготовка методических материалов;
-подготовка материально-технической базы.
Перечень мероприятий программы предусматривает решение конкретных задач, взаимосвязанных и скоординированных по времени, включая материально-техническое, методическое, кадровое и организационное обеспечение.
Планируется проведение комплекса мероприятий по созданию благоприятных условий для укрепления здоровья и организации досуга детей лагеря.
Предусматривается развитие и поддержка коллектива педагогов, занимающихся организацией летнего отдыха оздоровления детей.
Предусматриваются мероприятия по организации подготовки кадров, обеспечивающих организацию летнего отдыха и оздоровления детей, созданию «методической копилки».
В это время приводится в порядок территория лагеря и документация, ведётся оформление лагеря, а также решаются вопросы подготовки сотрудников. В подготовительный период воспитатели:
знакомятся с правилами внутреннего распорядка, требованиями к работе, традициями лагеря. По решению начальника лагеря распределяются по отрядам, составляют примерный план работы отряда на смену, учитывая возрастные особенности детей
подготавливают материалы, которые могут пригодиться в течение смены (вырезки из журналов, открытки, сборники с играми, песнями и сценариями, книжки со сказками, воздушные шарики и т.д.) принимают участие в благоустройстве лагеря.
Лагерная смена условно делится на три периода: организационный, основной и заключительный.
2. Организационный включает:
-формирование отрядов;
-знакомство с режимом работы лагеря и правилами;
-оформление уголков отрядов
- анкетирование.
Организационный этап длится первые 3 дня. В этот период происходит знакомство детей между собой, с воспитателями и лагерем, адаптация к новым условиям жизни (режим дня, бытовые условия и т.д.), определение ролей, которые дети будут выполнять в коллективе («командир», «ответственный за дежурство», «оформитель» и т.д.). Организационный период - это очень трудное время для детей. В первые дни ставятся несколько задач: познакомиться с отрядом (запомнить каждого ребенка по имени, узнать некоторые их личностные особенности, выявить интересы); перезнакомить детей между собой, рассказать о правилах и традициях лагеря, составить законы жизни отряда; создать уютную атмосферу (красиво оформить отряды); дать возможность проявить себя в мероприятиях различной направленности, сплотить отряд (проводить игры, направленные на сплочение, выбрать отрядную символику - название, девиз, песня, эмблема, создать отрядный уголок); включить детей в деятельность, раскрыть перед ними перспективы этой деятельности (составить вместе с детьми план смены); создать эмоциональный настрой на яркую, интересную будущую совместную жизнь (с первого дня проводить с детьми веселые, интересные, неожиданные мероприятия и игры).
3. Основной (13 дней) заключается в разных видах деятельности:
- образовательная деятельность в рамках лагеря «Родничок» предусматривает воспитательные мероприятия, связанные с изучением традиций и истории родного края, общечеловеческих культурных ценностей.
Образовательная деятельность также предусматривает знакомство с миром движения, звуков, красок, ощущений на основе развития навыков рисования, аппликации, изготовления поделок из различных материалов.
- оздоровительная деятельность способствует формированию культуры физического здоровья, интереса к спорту, мотивирует детей на заботу о своем здоровье и активный отдых. Для успешной реализации данного блока необходимо оборудование детской площадки, присутствие учителя по физической культуре. Физические нагрузки, свежий воздух, знакомство с красивыми уголками природы, проведение оздоровительных и различных спортивно-развлекательных мероприятий способствует созданию положительного физиологического и психологического фона.
- культурно-досуговая деятельность состоит из общелагерных и отрядных мероприятий (творческие конкурсы рисунков, стихов, частушек; изготовление плакатов; театрализованные игровые программы и т. д.), а также посещение выставок и театров города.
Получение новых знаний при подготовке к мероприятиям различной направленности (викторинам, конкурсам и т. п.) приводит к обогащению мировоззрения ребенка, что, в свою очередь, сказывается на изменении личностного поведения каждого члена коллектива.
- методическая работа с воспитателями, вожатыми.
Основной этап характеризуется своей стабильностью: внедрение программы организации отдыха и оздоровления детей и подростков.
Ребята привыкают к требованиям, к режиму дня, к жизни в коллективе. Отряд входит в определенный ритм: подготовка мероприятия, проведение, снова подготовка.
В основной период задачами становятся формирование коллектива и развитие в нем самоуправления. Это достигается путем объединения ребят вокруг какой-либо деятельности, проведения КТД (коллективных творческих дел), передачи некоторых полномочий ребятам - лидерам.
4. Заключительный этап включает:
-закрытие смены (последний день смены);
-сбор отчетного материала, анкетирования;
-анализ реализации программы и выработка рекомендаций;
-выпуск фотодневника.
Заключительный этап начинается за три дня до конца смены. Это время подготовки к закрытию, подведения итогов и самых ярких, запоминающихся событий. А также другие важные дела: сдача книг в библиотеку, спортивного инвентаря – физкультурному работнику и хозяйственного инвентаря завхозу; проведение генеральной уборки помещений.
7.2. Формы и методы работы
Индивидуальные и коллективные формы работы в лагере осуществляются с использованием традиционных методов (беседа, наблюдение, поручение, конкурсы рисунков, плакатов, праздники, экскурсии, интеллектуальные игры, спортивные соревнования); методики коллективно-творческих дел. Одним из важнейших средств и методов организации воспитательного пространства является создание органов детского самоуправления-самостоятельности в проявлении инициативы, принятии решения и его самореализации.
Основными методами организации деятельности являются:
Метод игры (игры отбираются воспитателями в соответствии с поставленной целью);
Методы театрализации (реализуется через костюмирование, обряды, ритуалы);
Методы состязательности (распространяется на все сферы творческой деятельности);
Метод коллективной творческой деятельности (КТД).
Психологические услуги предоставляются в следующих формах:
Проведение воспитательно-профилактической работы с детьми в целях предотвращения или устранения негативных психологических факторов, ухудшающих их психическое здоровье;
Беседы с детьми по налаживанию и поддерживанию их межличностных взаимоотношений.
7.3. План реализации программы летнего оздоровительного лагеря «Родничок»
Программа «Парк развлечений»
Дата
Мероприятия

Понедельник
02.06.14
Аттракцион
«Добро пожаловать в парк развлечений»
8.30. Прием детей.
9.00. Зарядка. Утренняя линейка: сообщение плана на день.
9.15. Завтрак.
10.00. Игровая программа «Парк развлечений открывает двери». Знакомство с правилами «Парка развлечений». Инструктаж по ПДД « Как безопасно дойти до Парка?»
12.00. Оздоровительные процедуры.
13.00. Обед.
14.00. Свободное время.
14.30. Заключительная линейка: подведение итогов.

Вторник
03.06.14
Аттракцион
«Экологические тропинки»
8.30. Прием детей.
9.00. Зарядка. Утренняя линейка: сообщение плана на день.
9.15. Завтрак.
10.00. Игра-путешествие «Экологические тропинки» (по отрядам)
Спортивная игра «Круговая лапта»
12.00. Оздоровительные процедуры.
13.00. Обед.
14.00. Свободное время.
14.30. Заключительная линейка: подведение итогов.

Среда
04.06.14
Аттракцион
«В кругу друзей»
8.30. Прием детей.
9.00. Зарядка. Утренняя линейка: сообщение плана на день.
9.15. Завтрак.
10.00. Открытие лагеря «Праздник мороженого».
12.00. Оздоровительные процедуры.
13.00. Обед.
14.00. Свободное время.
14.30. Заключительная линейка: подведение итогов.

Четверг
05.06.14
Аттракцион
«Очумелые ручки»
8.30. Прием детей.
9.00. Зарядка. Утренняя линейка: сообщение плана на день.
9.15. Завтрак.
10.00. Городское мероприятие «Праздник-открытие».
Изготовление поделок из бросового материала.
12.00. Оздоровительные процедуры.
13.00. Обед.
14.00. Свободное время.
14.30. Заключительная линейка: подведение итогов.


Пятница
06.06.14
Аттракцион
«Веселый перелет»
8.30. Прием детей.
9.00. Зарядка. Утренняя линейка: сообщение плана на день.
9.15. Завтрак.
10.00. Игровая программа «Веселый перелет» (организаторы ДДТ г. Кунгур)
«Смешарики в Парке развлечений» - просмотр мультфильмов по ПДД и поведения на железной дороге. Конкурс рисунков по ПДД и поведения на ж\д.
12.00. Оздоровительные процедуры.
13.00. Обед.
14.00. Свободное время.
14.30. Заключительная линейка: подведение итогов.

Суббота
07.06.14
Аттракцион
«Хоровод друзей»
8.30. Прием детей.
9.00. Зарядка. Утренняя линейка: сообщение плана на день.
9.15. Завтрак.
10.00. Игровая программа «Троица».
Спортивная игра.
12.00. Оздоровительные процедуры.
13.00. Обед.
14.00. Свободное время.
14.30. Заключительная линейка: подведение итогов.

Понедельник
09.06.14
Аттракцион
«По кочкам, по кочкам »
8.30. Прием детей.
9.00. Зарядка. Утренняя линейка: сообщение плана на день.
9.15. Завтрак.
10.00. Выезд отдыхающих на театрально-познавательную программу ко Дню защиты окружающей среды «Как две сестрицы Землица и Водица Кикимору уму-разуму учили».
12.00. Оздоровительные процедуры.
13.00. Обед.
14.00. Свободное время.
14.30. Заключительная линейка: подведение итогов.

Вторник
10.06.14
Аттракцион
«Во саду ли, в огороде...»
8.30. Прием детей.
9.00. Зарядка. Утренняя линейка: сообщение плана на день.
9.15. Завтрак.
10.00. Игровая программа «Яблочное шоу».
Спортивно-развлекательная игра «Зеленая пятка».
12.00. Оздоровительные процедуры.
13.00. Обед.
14.00. Свободное время.
14.30. Заключительная линейка: подведение итогов.
* Начало акции «Культурный человек»



Среда
11.06.14
Аттракцион «Ветерок»
8.30. Прием детей.
9.00. Зарядка. Утренняя линейка: сообщение плана на день.
9.15. Завтрак.
10.00. Городская игровая программа «Эко-вест».
Творческая мастерская «Изготовление вертушек».
12.00. Оздоровительные процедуры.
13.00. Обед.
14.00. Свободное время.
14.30. Заключительная линейка: подведение итогов.
* Акция «Культурный человек»

Пятница
13.06.14
Аттракцион
«Рекорды»
8.30. Прием детей.
9.00. Зарядка. Утренняя линейка: сообщение плана на день.
9.15. Завтрак.
10.00. Игровая программа «Легенда - 13»
«Высоко горит костер» - беседа по правилам пожарной безопасности.
12.00. Оздоровительные процедуры.
13.00. Обед.
14.00. Свободное время.
14.30. Заключительная линейка: подведение итогов.
* Акция «Культурный человек»

Суббота
14.06.14
Аттракцион
«Мозговой штурм»
8.30. Прием детей.
9.00. Зарядка. Утренняя линейка: сообщение плана на день.
9.15. Завтрак.
10.00. Интеллектуальная игра «Мозговой штурм»
12.00. Оздоровительные процедуры.
13.00. Обед.
14.00. Свободное время.
14.30. Заключительная линейка: подведение итогов.
* Акция «Культурный человек»

Понедельник
16.06.14
Аттракцион
«Колесо истории»
8.30. Прием детей.
9.00. Зарядка. Утренняя линейка: сообщение плана на день.
9.15. Завтрак.
10.00. Выезд отдыхающих в музеи г.Кунгура «Музей купечества» и «Краеведческий музей»
12.00. Оздоровительные процедуры.
13.00. Обед.
14.00. Свободное время.
14.30. Заключительная линейка: подведение итогов.
* Акция «Культурный человек»





Вторник
17.06.14
Аттракцион
«Следопыт»
8.30. Прием детей.
9.00. Зарядка. Утренняя линейка: сообщение плана на день.
9.15. Завтрак.
10.00. Развлекательная игра «12 записок»
Городские спортивные соревнования «Юный пожарный»
12.00. Оздоровительные процедуры.
13.00. Обед.
14.00. Свободное время.
14.30. Заключительная линейка: подведение итогов.
* Акция «Культурный человек»

Среда
18.06.14
Аттракцион
«Большие гонки»
8.30. Прием детей.
9.00. Зарядка. Утренняя линейка: сообщение плана на день.
9.15. Завтрак.
10.00. Спортивная игра «Зарница».
Беседа по антитеррористической защищенности.
12.00. Оздоровительные процедуры.
13.00. Обед.
14.00. Свободное время.
14.30. Заключительная линейка: подведение итогов.
* Акция «Культурный человек»

Четверг
19.06.14
Аттракцион
«Нарцисс»
8.30. Прием детей.
9.00. Зарядка. Утренняя линейка: сообщение плана на день.
9.15. Завтрак.
10.00. Развлекательная игра «Мисс и мистер лето».
12.00. Оздоровительные процедуры.
13.00. Обед.
14.00. Свободное время.
14.30. Заключительная линейка: подведение итогов.
* Акция «Культурный человек»

Пятница
20.06.14
Аттракцион
«Мастерская художника»
8.30. Прием детей.
9.00. Зарядка. Утренняя линейка: сообщение плана на день.
9.15. Завтрак.
10.00. Художественный конкурс: рисунки на асфальте: «Вот оно, какое наше лето!»
12.00. Оздоровительные процедуры.
13.00. Обед.
14.00. Свободное время.
14.30. Заключительная линейка: подведение итогов.
* Подведение итогов акции «Культурный человек»





Суббота
21.06.14
Аттракцион
«Аквапарк»
8.30. Прием детей.
9.00. Зарядка. Утренняя линейка: сообщение плана на день.
9.15. Завтрак.
10.00. Развлекательная игра «В гостях у Нептуна».
Беседа о правилах поведения на воде.
12.00. Оздоровительные процедуры.
13.00. Обед.
14.00. Свободное время.
14.30. Заключительная линейка: подведение итогов.

Понедельник
23.06.14
Аттракцион
«До новых встреч!»
8.30. Прием детей.
9.00. Зарядка. Утренняя линейка: сообщение плана на день.
9.15. Завтрак.
10.00. Закрытие лагеря
12.00. Оздоровительные процедуры.
13.00. Обед.
14.00. Свободное время.
14.30. Заключительная линейка: подведение итогов.





7.4. Схема управления программой
Участниками данной программы являются дети в возрасте от 7 до 15 лет различных социальных групп (дети из благополучных семей, дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации).
Для организации работы по реализации программы смены:
-проводятся ежедневные планерки воспитателей и вожатых;
-проводятся анкетирование и тестирование воспитанников на различных этапах смены («Абонемент»);
-оказывается методическая и консультативная помощь педагогам;
-сотрудники обеспечиваются методической литературой, инструментарием по проведению тематических мероприятий;
-проводятся инструктажи с педагогами по охране жизни здоровья; мероприятий по профилактике детского травматизма.
В основе воспитательной системы – активный подход к реализации детского самоуправления в форме совета командиров (обеспечивает порядок и жизнедеятельность лагеря) и инициативных групп (временные объединения для подготовки и проведения отдельных дел, тематических дней). Основным по значимости в лагере является совет командиров.
Обязанности командира отряда:
-посещать сбор совета командиров и доводить до отряда всю информацию, полученную на совете;
-планировать совместно с вожатыми работу своего отряда;
-следить за выполнением режимных моментов;
-отвечать за одно из направлений работы.
7.5. Модель игрового взаимодействия. Система мотивации и стимулирования участников программы.
В сфере воспитания коллективно - трудовая деятельность и коллективно-творческие дела уже на протяжении десятилетий занимают свое особое место. Эта технология, прекрасно учитывающая психологию детского и подросткового возраста, действительно, способна творить чудеса. У каждого, кто участвует в ней, пробуждается творческий потенциал, возникают самые добрые чувства к своим товарищам
Дело – это событие, любые какие-либо действия, которые несут в себе заботу об окружающих людях, о коллективе, друг о друге.
Коллективное дело – событие (набор действий), осуществляемых посредством совместных усилий всех членов коллектива – воспитанников и воспитателей.
Коллективно-творческое дело (КТД) - событие, либо набор действий, предполагающий непрерывный поиск лучших решений, жизненно-важных задач и задумывается, планируется и реализуется и оценивается сообща.
Грамотно организованный отдых - это хорошее настроение, здоровье, новые друзья. Это раскрытие своего творческого потенциала и заряд бодрости на длительное время. Очень важной стороной отдыха является познавательная сторона. Ведь ничто не остаётся в нашей памяти так надолго, как самые яркие и увлекательные моменты из отдыха.
Для того чтобы помочь детям правильно организовать свой отдых была разработана коллективно-творческая игра «Парк развлечений». Тематика игры обыгрывает идею посещения необычного «Парка развлечений», в котором 18 различных аттракционов – дней. Каждый день Парк открывает новый аттракцион и приглашает детей поучаствовать в мероприятиях.
Совместная прогулка и участие в аттракционах Парка означает форму организации смены, основанную на признании ценностей равенства, свободы, справедливости.
Сюжетно-ролевая игра как форма жизнедеятельности даёт большие возможности для формирования позитивной направленности личности ребёнка. В течение всей игры, участники и организаторы, программы живут согласно уже сложившимся законам и традициям лагеря.
Участники смены объединяются в отряды, сами решают, как будут жить в них. Названия отрядов, традиции, символику выдумывают сами дети.
Отряд в отдельности имеют свое название, эмблему, отрядную песню ровно, как и весь лагерь. Каждый день жизни лагеря проходит под определённым девизом и эмоциональным настроем. Участники игры, вместе с Мороженщиками, в течение дня могут проявить себя в ходе испытаний и приключений и заработать от начальника Парка «рожок мороженого» в зависимости от результата участия в мероприятиях (отряд – победитель). К концу смены отряд, набравший большее количество «рожков мороженого» становится победителем всей игры. Серьезные замечания в ходе игры отмечаются «пустым вафельным стаканчиком» и при подсчете результата по ходу всей игры могут повлиять на результативность деятельности отряда.
Основным механизмом реализации общелагерной деятельности являются тематические дни, в которые проводится ряд мероприятий в рамках тематики смены и дня.
В конце каждого дня ребята отмечают свое настроение на Абонементе для посещения (Серый –аттракцион не смог поднять настроения, любые другие цвета радуги – настроение отличное) Воспитатели учитывают эти итоги в своей работе.
В течение смены проводится диагностика, которая направлена на выявление степени удовлетворённости детьми от пребывания в лагере.
Качество дела (дня) определяется по двум критериям:
Оценка качества дела педагогами.
Оценка дела детьми.
Параметры для оценки педагогов:
Организация работы.
Содержательная насыщенность.
Эмоциональность.
Включённость детей.
Качество.
Параметры для оценки детей:
Важно.
Интересно.
Дружно.
Полезно.
Впервые.
Если дело по всем параметрам прошло на «отлично» - красный цвет;
Если один или два параметра требуют более тщательного подхода к делу – зелёный;
Если по большинству параметров требуется доработка или более тщательная подготовка – тёмно-синий.
В конце смены наглядно видно насколько плодотворной была работа педагогического состава лагеря и над чем необходимо работать. Это поможет указать на состояние психологического климата в течение смены (как комфортно было детям), их настроение и впечатления будут зрительно представлены на карте путешествия.
В течение смены ведётся работа по выявлению различных способностей и интересов ребят, изучаются их личностные особенности. Когда отмечаются достижения отдельных детей, они получают сувениры.




8. Кадровое обеспечение программы
Система подготовки педагогических кадров для работы в лагере:
Одной из основных задач организационного и методического обеспечения деятельности программы является профессиональная подготовка специалистов.
Педагогический коллектив представлен педагогами МБОУ СОШ №13 имеющими опыт работы с детьми в летних оздоровительных лагерях дневного пребывания.
Для проведения спортивных мероприятий, мониторинга состояния здоровья привлекается учитель физической культуры и фельдшер городской детской поликлиники. В мае для педагогов - воспитателей проводится круглый стол «Организация летнего отдыха детей в условиях лагеря дневного пребывания».

Кадровое обеспечение программы:
Начальник лагеря
8 воспитателей
2 физкультурных работника
Тренер ДЮСШ «Лидер»
Фельдшер
Младший обслуживающий персонал
Подбор начальника лагеря, воспитателей, проводит администрация школы.
Начальник лагеря определяет функциональные обязанности персонала, руководит всей работой лагеря и несет ответственность за состояние воспитательной, хозяйственной и финансовой работы, соблюдение распорядка дня, трудового законодательства, обеспечение здоровья и жизни воспитанников, планирует, организует и контролирует все направления деятельности лагеря, отвечает за качество и эффективность.
Медицинский работник осуществляет периодический контроль за санитарным состоянием лагеря, проведение спортивных мероприятий, мониторинга здоровья.
Воспитатели организуют воспитательную работу, отвечают за жизнь и безопасность ее участников.
Обязанности обслуживающего персонала определяются начальником лагеря.
Начальник, воспитатели и обслуживающий персонал отвечают за соблюдение правил техники безопасности, выполнение мероприятий по охране жизни и здоровья воспитанников во время участия в соревнованиях, массовых праздниках и других мероприятиях.
9.Информационно-методическое обеспечение программы
Наличие программы лагеря, планов работы отрядов, плана-сетки.
Должностные инструкции всех участников процесса.
Проведение установочного семинара для всех работающих в течение лагерной смены.
Подбор методических разработок в соответствии с планом работы.
Проведение ежедневных планёрок.
Разработка системы отслеживания результатов и подведения итогов

Кадровое обеспечение
Используемая литература

Начальник лагеря
Афанасьев С. П., Тимонин А. И., Что делать с детьми в загородном лагере. М.. Изд-во “Новая школа”. 1994.
Е.И. Гончарова, Е.В.Савченко, О.Е. Жиренко. Школьный летний лагерь. – М.: , 2004г.
Поляков С.Д., Петренко Е.Л., Мамонова Л.А. Программирование воспитательного процесса.- Ульяновск: УИПКПРО, 2003.
Педагогика каникул. // Народное образование №3, 2002.
Е.И. Гончарова, Е.В.Савченко, О.Е. Жиренко. Школьный летний лагерь. – М.: , 2004г.

Воспитатель














Журнал «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития»
Журнал «Начальная школа»
Сценарии классных часов. М.: Центр «Педагогический поиск», 2002.
Ж. Л. Истомина. «Здоровое питание – отличное настроение».
Строгонова Л.В. Классные часы, беседы для младших школьников и подростков. – М.: Педагогическое общество Росии, 2007
Максимцева Т.А., Кузьмина О.В. Воспитываем гражданина – М.: Глобус, 2007
Степанова М.С. Школьные праздники. Выпуск 1. – Изд-во И.С.Возякова, 1999
Ищук В.В., Нагибина М.И. Домашние праздники. Ярославль. Академия холдинг, 2000
Гармония мыслей и дел. Кунгур, ЦДТ, 2001
Лето открывает тайны. Кунгур, ДДТ «Дар», 2007

Физкультурный работник
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Мягкая обложка (2007)
К здоровью через движение. Рекомендации. Развивающие игры. Комплексы упражнений
Физическая культура. Физкультурно-оздоровительная работа в школе Серия: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Издательство: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], 2006 г. Мягкая обложка, 184 стр.
О. А. Степанова,Игра и оздоровительная работа в начальной школе Физкультура для учащихся специальных медицинских групп. 1-11 классы Серия: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Издательство: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], 2007г.

10. Материально-техническое обеспечение программы
Для эффективной работы коллектив лагеря предусмотрел:
1.      Выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий.
2.      Материалы для оформления и творчества детей.
3.      Наличие канцелярских принадлежностей.
4.      Аудиоматериалы и видеотехника.
5.      Призы и награды для стимулирования.
Материально-техническая база МБОУ СОШ №13 для эффективной реализации программы ЛДП «Родничок»
название
описание

Спортивная площадка
Футбольная, баскетбольная. Спортивный стадион с полосой препятствий.

Спортивный зал.
Наличие разнообразного спортивного инвентаря: скакалки, обручи, мячи, кегли. Теннис, бадминтон.

Медицинский кабинет
Приёмное отделение. Процедурное помещение: средства оказания первой доврачебной помощи.

Отрядные комнаты (3 шт.)
Настольные игры: шашки, хоккей, футбол, различные игры для детей, книги, раскраски.

Комната лагерных мероприятий
Мультимедиа аппаратура, стулья для размещения детей.

Столовая
Столы, стулья. Столовые принадлежности.


11. Список литературы
Афанасьев С. П., Тимонин А. И., Что делать с детьми в загородном лагере. М.. Изд-во “Новая школа”. 1994.
Жиренко О. Е. Мир праздников, шоу, викторин, - М.: «5» за знания, 2008 г.
Лобачёва С.И., Великородная В.А. Загородный летний лагерь.– М.: ВАКО, 2008 г.
Роткина Т. С., Курзова О. А., Нестеренко А. В. Уроки добра и милосердия, - О.: «Детство», 2007 г.
Соколова Н. В. Лето, каникулы – путь к успеху: сборник программ и игр для детей и подростков в условиях детского оздоровительного лагеря, - О.: «Детство», 2009 г.
Титов С.В. Здравствуй, лето! - Волгоград, Учитель, 2007 г.
Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. М., 2009 г.















Приложение 1

Режим работы ЛОП «Родничок»:

8.30 – 9.00 - сбор детей, зарядка
Всем привет! Пора, пора!
Вас приветствуют, друзья!
Тут же по порядку
Все ребята на зарядку!
9.00 – 9.15 – утренняя зарядка, линейка
Все ребята собрались?
На линейку становись!
9.15 - 10.00 – завтрак
Всем за стол! Узнать пора,
Чем побалуют повара.
10.00 – 12.00 – работа по плану отрядов, общественно-полезный труд, культурно-массовые мероприятия.
-Кто кудакто в поход,
Кто в цветник, на огород
Мы же в лес идём все вместе,
Ничего нет интересней
-Загорай и закаляйся,
В быстрой речке искупайся
-Раз пришёл весёлый час,
То играют все у нас!
12.00 – 13.00 – оздоровительные процедуры
Сейчас горло полоскать,
Стопы ног развивать,
Позвоночник укреплять,
Фито-чай попивать.
13.00-14.00 - обед.
За столом серьёзный вид,
Приналяжем и покажем,
Наш ребячий аппетит!
14.00–14.30 – свободное время, лагерные мероприятия
Не грустят в семействе нашем:
Мы поём, играем, пляшем
Все занятия хороши
Всё сумеем сделать мы!
14.30 - уход домой.
До свиданья всем! Пока!
Завтра встретимся, друзья

Приложение 2
Диагностики, применяемые в организационном периоде
Анкета 1
Дорогие ребята!
Просим вас ответить на предложенные вопросы нашей анкеты.
Меня зовут (Ф. И. О.)_________________________________
Мне нравится, когда меня называют (указать)____________________
Какой Я (написать прилагательные, которые меня характеризуют) _________________________
Дома в свободное время я увлекаюсь: танцами, литературой, прикладным творчеством, музыкой, пением, спортом, театром, туризмом, рисованием, журналистикой, свой вариант________________
Мои ожидания от смены (отметить выбранные варианты).
а) получить новые знания о
б) лучше понять и узнать себя;
в) познакомиться с новыми людьми;
г) беспечно провести время;
д) попробовать себя в самостоятельной жизни;
е) что-то ещё (указать)
Я хожу в лагерь, чтобы (продолжи фразу)
В своих сверстниках я ценю больше всего (отметь 3 наиболее важных для тебя качества). Честность, взаимоуважение, решительность, взаимопомощь, чувство юмора, общительность, интеллект, внешние данные, сильный характер, аккуратность, достоинство, благородство поступков, инициативность, целеустремленность, ответственность.

Анкета 2
Диагностика психоэмоциональной комфортности на начало смены:
Хотел ли ты посещать лагерь?
Ты когда-нибудь отдыхал в лагере?
Легко ли ты находишь друзей?
Ты общительный человек?
Легко ли ты переносишь суету, шум, детский гам?
Ты человек организованный?
Можешь ли ты попросить о помощи в сложной ситуации?
Умеешь ли ты подчиниться решению коллектива, воспитателей?
Можешь ли ты сам, без посторонней помощи найти себе дело по душе?
У тебя чаще бывает хорошее настроение?
Любишь ли ты придумывать дела, праздники, принимать в них участие?
Любишь ли ты спорт?
Уверен ли ты, что твоя жизнь в лагере пройдет весело и интересно?



Диагностики, применяемые в основной период
Анкета 1
Методика отслеживания эмоционального состояния ребёнка
Пожалуйста, не спеши, остановись, подумай, ответь, как прожит день.
Что повлияло на твоё настроение сегодня:
состояние здоровья,
отношения с вожатым,
отношение с ребятами в отряде,
погода,
скука в отряде,
усталость,
слухи, конфликты, сплетни в отряде,
тоска по дому,
очень личное.
Анкета 2
Дорогие ребята!
Просим вас ответить на предложенные вопросы нашей анкеты. Помните о том, что здесь нет хороших и плохих, правильных и неправильных вопросов.
1. Как ты считаешь, создаётся ли в отряде:
условия для эмоционального, психологического комфорта, творческую атмосферу,
атмосферу понимания, добра, взаимопомощи.
2. Как часто тебе хотелось бы участвовать в общелагерных и отрядных мероприятиях?
Часто,
иногда,
никогда.
3. Как часто тебе это удавалось?
Часто,
иногда,
никогда.
4. Как часто воспитатель ругает, наказывает тебя?
Часто,
иногда,
никогда.
5. Что ты при этом чувствуешь?
Страх,
обиду,
неловкость,
желание исправить ошибку,
злость, раздражение,
разочарование,
ненависть,
сожаление о сделанном.
6. Интересно ли тебе общаться со своими воспитателями?
Чаще да,
иногда,
чаще нет.
7. Уважает ли тебя твой воспитатель?
Да,
не знаю,
нет.
8. Какие качества твоего воспитателя наиболее тебе нравятся (чему бы ты хотел научиться у него)? Спасибо!

Диагностики, используемые в итоговом периоде
Анкета 1
Диагностика психоэмоциональной комфортности ребёнка
(на конец смены)
Время, проведённое в лагере, я бы оценил...
У меня в лагере было чаще хорошее настроение...
В отряде у меня появились новые друзья ...
Я хотел бы посещать лагерь в следующем году ...
Мне кажется, воспитатель уважает, ценит меня:
а) да,
б) нет,
в) не знаю.
6. Воспитатели наказывали меня
а) часто,
б) иногда,
в) никогда.
Самым трудным для меня в лагере было ...
За время, проведенное в лагере, я стал (научился, изменился) ...
9. Больше всего в моих воспитателей мне нравится, я бы хотел этому научиться у них ...
Больше всего за смену мне понравилось, запомнилось ...
В конце смены, я хотел бы сказать ...
Приложение 3

Заповеди воспитателя
Не ругай детей утром - солнце покажется им серым.
Не ругай детей днём - небо покажется им хмурым.
Не ругай детей на ночь - луна покажется им чёрной. Вообще не ругай!
Критикуй детей не с удовольствием, а с болью. Страдания калечат психику ребёнка.
Ставь себя на место счастливого и, особенно, несчастного ребёнка.
Учти: запрет - прежде всего признак твоей слабости, а не силы.
Старайся как можно чаще говорить «можно».
Добрый воспитатель - это не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не способен делать зло.
Работая с детьми, чаще вспоминай себя в детстве, так легче будет их понять.
Ребёнок в борьбе с несправедливостью чаще получает раны сердца, чем взрослый, он слабее.
Люби ребёнка таким, каков он есть.
Каждый ребёнок изначально талантлив.
Выводи себя и детей на оптимистические рубежи, старайся мыслить позитивно.
Усталость - первый враг педагогического таланта.
Достигай успехов в том, что ты любишь, и научи этому своих воспитанников.
Общение с ребёнком строй на позиции трёх «П»: «понимание» - смотрю на окружающий мир глазами ребёнка; « принятие» - я люблю тебя такого, какой ты есть; «признание» - ты мой партнёр, включаю тебя в свою взрослую жизнь.










Приложение 4
Клятва воспитанников лагеря

Клянемся быть добрыми и дружными. Клянемся!
Клянемся быть веселыми и задорными. Клянемся!
Клянемся быть помощниками старших. Клянемся!
Клянемся делать по утрам зарядку и заниматься спортом. Клянемся!
Клянемся не вешать нос, не лениться, не плакать, не стонать,
не жаловаться на трудности и скуку.
Клянемся! Клянемся! Клянемся!

Приложение 5
анкета к акции «Культурный человек»
1.Что такое культура?
2. Назовите качества, которыми должен обладать культурный человек.
3. Считаете ли вы себя культурным человеком? Почему?
4.Модно ли сегодня быть культурным человеком? Почему?
5. культурный человек сегодня. Какой он?











Приложение 6
Уголок – схема «Парка развлечений»











13PAGE 15


13PAGE 142615









Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 8 Заголовок 915