Туган тел к?нен? багышланган ?д?би кич?




21 нче февраль – халыкара туган тел к™не
Тел диг‰н д‰рья бар,
Д‰рья т™бенд‰ м‰рG‰н бар.
Белг‰нн‰р чумып алыр,
Белм‰г‰н карап калыр.
Н‰кый Ис‰нб‰т
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бесмертный – речь.
И.А.Бунин
Татар теле – туган тел,
БезнеS газиз булган тел
€ти-‰ни, ‰би-бабай
Безне с™я торган тел.
Ш‰йхи Маннур

1ведущий: Х‰ерле к™н димен барчагызга,
Кояшлы к™н телим г™лл‰рг‰,
С™йкемлелек телим яшь кызларга
€ батырлык сезг‰ - егетл‰рг‰!
2ведущий: Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы собрались не случайно. По решению ЮНЕСКО именно 21 февраля - Международный день родного языка . Сегодня большой праздник. И в этом зале собрались представители разных национальностей, чтобы воспеть свой родной язык – великий, необъятный, «живой, как жизнь».
1ведущий: 21 февраль – Халыкара туган тел к™не. Д™ньяда 7000 г‰ якын тел бар. ШуларныS 83е киS таралган. € 383 тел б™тенл‰й юкка чыгарга м™мкин. М‰с‰л‰н Силец Дини теленд‰ 1 кеше, Африка урманнарында яш‰_че ючи кабил‰се теленд‰ 5 кеше ген‰ с™йл‰ш‰.
2ведущий: Один из постулатов древности гласит: «Врата мудрости никогда не бывают закрытыми». Изучая родной язык, (а у нас в республике, это государственные языки –русский, татарский, а для других национальностей – это чувашский, марийский, мордовский и другие языки), вам, возможно, удастся чуть пошире распахнуть эту таинственную дверь мудрости
Сегодня все наречия планеты
Идут единой поступью под марш,
Неся в себе культуру милой речи,
И уникальность среди равных масс.
Родной язык - богатое наследство,
Пришедшее из глубины веков.
Ты отражаешь мысли человека,
Ты помогаешь выразить любовь,
Ты создаешь из букв стихотворенья.
Храня в запасах сотни тысяч слов,
Спустившееся к нам благословенье –
Родной язык, проникший в нашу кровь.

1ведущий Татар теле –ЮНЕСКО тарафыннан б™тенд™нья халыкара аралашу теле дип саналган 14 телнеS берсе. Бу – туган телебез бел‰н горурланырлык м™kим фактор.
Алып баручы: туган тел. j‰ркем ™чен д‰ газиз с_з бу. Ч™нки иS кадерле, берн‰рс‰ бел‰н д‰ алыштырылмый торган “‰ни”, “‰ти”,”‰би”, “бабай” с_зл‰рен башлап туган телд‰ ‰йт‰без. Туган _ск‰н ил-GирнеS якынлыгын, ВатанныS газизлеген без туган тел ярд‰менд‰ тойганбыз. Шагыйрьл‰ребезнеS матур-матур шигырьл‰рен ятлап, ‰ле д‰ куанабыз, рухланабыз. (ученица 1б класса Насретдинова Г™лназ стих “Туган тел”)
2 ведущий: Великий татарский поэт Габдулла Тукай понимал, как необходимо для татарского народа приобщение к русской мировой культуре, сближение его с другими народами и их языками.
Нам издавна другом был русский народ.
И разве конец этой дружбе придет?
Да, мы родились и растем в вышину.
Нанизаны словно на нитку одну.
1ведущий Татар халкы элек-элект‰н Gырга, моSга гына т_гел, биюл‰рг‰ д‰ бик оста халык була.
БиюченеS ит‰кл‰ре
Бии, бии кыскара
Биюче‰ с_з ‰йтм‰гез
Бии-бии остара. (татарский танец)
2ведущий Родные языки множества наций , проживающих у нас в Татарстане «Нанизаны словно на нитку одну». Их цель одна – передать мудрость, накопленную веками – своим потомкам.
СТИХ на чувашском языке(звучит мелодия)
1ведущий Туган Gирем – Идел буе,
j‰ркемнеS бар туган иле
Туган Gирем кебек назлы,
Fырдай моSлы татар теле. (ученица 1б класса Валеева Аделина)
2ведущий: Наш родной язык как хлебосольный хозяин радушно распахивает двери перед языками других национальностей, обогащаясь в свою очередь словами и выражениями. Ничто на свете не связано с человеком так прочно как язык. Нет на свете лучше средства общения. Чем лучше ты владеешь родным языком, а также другими языками, тем больше у тебя права называться человеком.
1ведущий j‰р халыкныS туган теле – аныS м‰д‰нияте, тарихи к™згесе. ШуSа да телебез сафлыгы, матурлыгы, аk‰Sлелеге ™чен барыбызга да армый-талмый к™р‰шерг‰, эшл‰рг‰ кир‰к.
2 ведущий Говоря каждый на своем родном языке, гражданин мира привносит в него что –то свое, собственное, но всегда нужное и полезное.
1-й ученик. Прекрасные мастера слова М. В. Ломоносов, Н.В.Гоголь, Н.М.Карамзин, М. Горький высоко ценили русский язык. А.С.Пушкин писал: «Как материал словесности, язык славяно-русский имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими»
2- ученик Язда уйнап-уйнап _ск‰н,
F‰йд‰ буйлап-буйлап _ск‰н,
К™зд‰ уйлап-уйлап _ск‰н
Туган телем канымдадыр! Ш‰_к‰т Галиев
3-й ученик. Достоинствами русского языка восхищался К.Г.Паустовский: «С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, спектральный блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, красок, образов и мыслей - сложных и простых, - для которых не нашлось бы в нашем языке четкого выражения»
4-ученик Минем телем-
МеS‰рл‰г‰н ишл‰ре к_к,
Тыйнак тел ул. Р.Ф‰йзуллин
5-й ученик. В своем прекрасном стихотворении в прозе «Русский язык» И. С. Тургенев называет язык «великим, могучим, правдивым и свободным» (читается это стихотворение).
6-й ученик. Асыл с_зл‰реSне, туган телем,
Биреп торчы миSа азга гына.
Б™тенл‰йг‰ т_гел – вакытлыча,
Тик Gит‰рлек гомер азагыма. Р.МиSнуллин
7-й ученик. Замечательный писатель А. Н. Толстой, восторгаясь богатством языка, писал: «Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный как песня над колыбелью Настанет время (и оно не за горами), когда русский язык начнут изучать по всем меридианам земного шара». В наши дни сбылось предвидение писателя: русский язык стал одним из широко известных мировых языков.
3-й ученик.
Если хочешь судьбу переспорить,
Если ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре
Выучи русский язык!
Он твой наставник великий, могучий,
Он переводчик, он проводник.
Если штурмуешь познания кручи
Выучи русский язык!
1 ведущий Потрогать, увидеть язык нельзя. Но однако, он все-таки есть! Исчезнет он- и мы попросту перестанем понимать друг друга. Язык- это слово, а слова, положенные на музыку становятся песней (ученица 7 б класса Рафикова Альфия)
2 ведущий У каждого из народов нашего края есть свои замечательные танцы, они связаны с его культурой и бытом, Танцы- воплощение души народа, его национальных традиций. РУССКИЙ ТАНЕЦ
1 ведущий: Родной язык. Он впитан с молоком.
Звучит как музыка, нам сердце услаждая
В международный день родного языка
На языке родном тебе мы пожелаем:
Люби язык, храни на день и на века!
Не забывай мелодию родного языка.



2 часть
- А сейчас, дорогие ребята, уважаемые гости, мы проведем турнир «Люби и знай родной язык!» У нас определились (участвуют) две команды. Так давайте же покажем, что мы знаем, любим, относимся бережно к родному языку, а еще – умеем работать в команде.
Итак, первый конкурс (тур)
Ведущий. «Жемчужины родного языка» Эпиграфом к этой странице мы взяли слова М.Горького: «В простоте слова – самая великая мудрость. Пословицы всегда кратки, а ума и чувства в них на целые книги»
У каждого народа о родном языке созданы пословицы, поговорки.
Ведущий: Задание: предлагается начало пословицы, а вы должны продолжить.
Что написано пером- не вырубишь топором.
Слово не воробей: вылетит- не поймаешь.
Живое слово дороже мёртвой буквы.
Лучше ногой запнуться, чем языком.
Язык до Киева доведёт.
Хорошо говоришь, да было бы что слушать.
Язык мой- враг мой: прежде ума ( наперёд ума) глаголет.
Языком не торопись, а делом не ленись.
Много говорено, да мало сказано.
Авыз к_рке – тел, ... (тел к_рке с_з.)
БауныS озыны, ... (с_знеS кыскасы яхшы)
€йтк‰н с_з - ... (аткан ук)
Яхшы с_з – Gан азыгы, ... (яман с_з – баш казыгы)
КартларныS с_зен ... (янчыкка Gый)
С™йдерг‰н д‰ тел, ... (к™йдерг‰н д‰ тел)
Авыздагы с_зг‰ син хуGа, ... (авыздан чыккач Gил хуGа)
2 конкурс (тур) Ведущий: Следующее задание будет посложнее.
- Найди пару
Беречь как зеницу ока.
Бездонная бочка.
Волосы встают дыбом.
Взорваться как порох.
Отвечать головой.
Бросать слова на ветер.
Гнаться за двумя зайцами.
Впитать с молоком матери.
Краем уха.
Как гром среди ясного неба.
Искры посыпались из глаз.
Зуд в языке.
Замыкаться в своей скорлупе.
Закинуть удочку.
Закрывать глаза.
Драть шкуру.
Дурной глаз.
Длинный язык.
Держать камень за пазухой.
Взять под свое крылышко.
К_зд‰н утлар к_рен_
Аяз к™нне яшен суккандай
Теле кычыта
Т™псез мичк‰
К_з карасы кебек саклау
С_зне Gилг‰ ташлау
К_керт кебек кабыну
Ч‰чл‰ре _р‰ тора
Канат астына алу
Ана с™те бел‰н керг‰н
Ике куян артыннан куу
БашыS бел‰н Gавап бир_
Куенда таш й™рт_
Озын телле
Тиресен тунау
Яман к_з
К_з йому
Кармак салып карау
^з кабыгына кереп бикл‰н_
Колак читем бел‰н

   3 конкурс (тур) О красоте и богатстве языка высказывались многие мудрецы, государственные деятели, писатели. А знаете ли вы? (УГАДАЙТЕ цитату)
1) И туган тел, и матур тел, ‰тк‰м-‰нк‰мнеS теле (Г.Тукай)
2) И минем Gандай кадерлем
И Gылы, тере телем! (Х.Туфан)
3) Татарча да яхшы бел,
Русча да яхшы бел,
Икесе д‰ безнеS ™чен
Бик кир‰кле, затлы тел. (Ш‰йхи Маннур)
4 конкурс  «Занимательно о русском языке»
          Русский язык- это не сухая наука, хотя и серьёзная. Однако и о серьёзном можно говорить с элементами шутки, занимательности. Предлагаем вам различные загадки, которые продемонстрируют вам, как богат, выразителен и интересен русский язык.
   Отгадайте шуточные загадки:
Что стоит посредине земли? ( буква «м»)
Что находится в начале книги? ( Буква «к»)
Что мы слышим в начале урока? ( Букву «у»)
В каком слове буква «я» находится 7 раз? («семья)
В каком слове 40 гласных? (сорока)
Какие два местоимения мешают движению транспорта? (я-мы)
Какие три местоимения самые чистые? (вы-мы-ты)
Какой корень в слове «вынуть» (нет корня)
А теперь предлагаем отгадать метаграммы. Метаграмма – это загадка, в которой из загаданного слова путём замены одной буквы другой получается новое слово.
Меня в сказке вы отыщите,
Я в сказке Пушкина герой.
Но Л на Н лишь замените,-
Сибирской стану я рекой. ( Елисей – Енисей)
Когда я с Т, на мне плывут.
Когда я с Д, меня сорвут. ( Плот – плод)
С К я в школе на стене,
Горы, реки есть на мне,
С П – от вас не утаю-
Тоже в школе я стою. ( Карта- парта)
А сейчас попробуйте отгадать шарады. Шарада – это загадка, в которой загаданное слово делится на несколько составных частей, каждая из которых представляет собой отдельное слово.
На первом стоит часовой
Второе в лесу зеленеет.
На целое, только стемнеет,
Ты ляжешь – и кончен твой день трудовой. (Пост- ель)
Первое –нота, второе – тоже,
А целое- на горох похоже. (фа- соль)
Первый слог – китайский напиток,
Второй – название буквы,
А целое – птица.( Чай-ка)
Теперь сыграем в такую игру: я буду показывать вам слово, записанное на табличке, а вы прибавьте к каждому слову слева по одной букве, чтобы получилось новое слово, например: Анна –ванна.
Рот ( крот)
Ель (мель)
Вал (овал)
Игры ( тигры)
Лён ( клён)
Ров( кров)
Том(атом)
Лень( олень)
Рубка ( трубка)
Кол (укол)
Ведущий. Итог.
Надеемся, что сегодняшняя встреча с «великим и могучим» русским языком подтолкнёт нас к серьёзному изучению родного языка, чтобы в наших «умелых руках» он был в «состоянии совершать чудеса».






15