Итоговая контрольная работа по РУССКОМУ ЯЗЫКУ в форме ЕГЭ для учащихся 10 класса


Итоговая контрольная работа
по РУССКОМУ ЯЗЫКУ в форме ЕГЭ
для учащихся 10 класса
Инструкция по выполнению работы
Работа по русскому языку состоит из Часть 1,содержащей 24 задания.
Среднее время выполнения одного задания 1-2 минуты. Ориентировочное время выполнения контрольной работы – 45минут.
Ответами к заданиям 1–24 являются цифра (число), слово (несколько слов), словосочетание или последовательность цифр (чисел). Ответ запишите в поле ответа на бланке работы.
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Желаем успеха!
Итоговая контрольная работа по русскому языку в форме ЕГЭ, 10 класс
Вариант 1
Ответами к заданиям 1–24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
Прочитайте текст и выполните задания 1–3.
(1)Со​хра​не​ние куль​тур​ной среды — за​да​ча не менее важ​ная, чем со​хра​не​ние окру​жа​ю​щей при​ро​ды. (2)Утра​ты в при​ро​де до из​вест​ных пре​де​лов вос​ста​но​ви​мы, в от​ли​чие от по​терь куль​тур​ных. (3)<...> со​вре​мен​ные учёные (ар​хео​ло​ги, ис​то​ри​ки, эт​но​гра​фы, фи​ло​со​фы, пи​са​те​ли, линг​ви​сты и др.) го​во​рят о том, что за​щи​та и со​хра​не​ние куль​тур​ных осо​бен​но​стей на​ро​дов и наций ста​но​вят​ся клю​че​вым мо​мен​том че​ло​ве​че​ско​го про​грес​са и са​мо​вы​ра​же​ния.
1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?
1) Со​хра​не​ние окру​жа​ю​щей среды — за​да​ча не менее важ​ная, чем со​хра​не​ние куль​ту​ры на​ро​дов и наций.
2) Клю​че​вым мо​мен​том че​ло​ве​че​ско​го про​грес​са и са​мо​вы​ра​же​ния ста​но​вит​ся за​щи​та и со​хра​не​ние куль​тур​ной спе​ци​фи​ки на​ро​дов и наций.
3) Ар​хео​ло​ги, ис​то​ри​ки, эт​но​гра​фы, фи​ло​со​фы, пи​са​те​ли и линг​ви​сты изу​ча​ют куль​тур​ные осо​бен​но​сти на​ро​дов и наций.
4) Учёные счи​та​ют, что со​хра​не​ние куль​тур​ной спе​ци​фи​ки на​ро​дов и наций и её за​щи​та –это клю​че​вой мо​мент че​ло​ве​че​ско​го про​грес​са и са​мо​вы​ра​же​ния.
5) По мне​нию со​вре​мен​ных учёных, утра​ты в при​ро​де до из​вест​ных пре​де​лов вос​ста​но​ви​мы, в от​ли​чие от по​терь куль​тур​ных.
2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово.
Од​на​ко
По​это​му
На​при​мер,
На​о​бо​рот
В то же время
3. Про​чи​тай​те фраг​мент сло​вар​ной ста​тьи, в ко​то​рой при​во​дят​ся зна​че​ния слова СРЕДА. Опре​де​ли​те зна​че​ние, в ко​то​ром это слово упо​треб​ле​но в пер​вом (1) пред​ло​же​нии тек​ста. Вы​пи​ши​те цифру, со​от​вет​ству​ю​щую этому зна​че​нию в при​ведённом фраг​мен​те сло​вар​ной ста​тьи.
 СРЕДА́, -ы, вин.среду, мн. среды, сред, сре​дам, жен.
1. Ве​ще​ство, за​пол​ня​ю​щее про​стран​ство, а также тела, окру​жа​ю​щие что-н. Воз​душ​ная с. Пи​та​тель​ная с. (жид​кая или твёрдая смесь ве​ществ, на к-рой вы​ра​щи​ва​ют​ся мик​ро​ор​га​низ​мы; также перен.: усло​вия, бла​го​при​ят​ные для су​ще​ство​ва​ния, по​рож​де​ния чего-н.).
2. ед. Окру​же​ние, со​во​куп​ность при​род​ных усло​вий, в к-рых про​те​ка​ет де​я​тель​ность че​ло​ве​че​ско​го об​ще​ства, ор​га​низ​мов. Гео​гра​фи​че​ская с. Охра​на окру​жа​ю​щей среды.
3. ед. Окру​жа​ю​щие со​ци​аль​но-бы​то​вые усло​вия, об​ста​нов​ка, а также со​во​куп​ность людей, свя​зан​ных общ​но​стью этих усло​вий. Со​ци​аль​ная с. Из ра​бо​чей среды. В нашей среде. С. заела кого-н. (о не​воз​мож​но​сти расти, раз​ви​вать​ся из-за не​бла​го​при​ят​но​го окру​же​ния; устар. и шутл.).
4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
крАны
некролОг
экспЕрт
тортОв
Отрочество
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
Мотылёк сейчас только вспомнил, что у него в кармане всего тридцать копеек, а плата за АБОНЕМЕНТ в месяц с залогом превышала эту сумму ровно в семь раз.
"До востребования" означало, что АДРЕСАТ сам должен получить письмо на почтамте.
Он [Мурзик] прыгал в темноту, ляскал зубами и отскакивал - воевал с НЕПРИГЛЯДНОЙ октябрьской ночью.
Мы должны быть БЛАГОДАРНЫМИ сыновьями нашей великой матери — Древней Руси.
Под сводами нового храма, выстроенного лет пять назад, в БУДНИЙ день и в час, свободный от службы, искали утешения всего несколько человек.
6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
спелых АБРИКОСОВ
ШЕСТЬЮСТАМИ учебниками
ЧУДЕСНЕЙШИМ образом
здоровые ДЁСНА
МОКЛА под дождём
7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) ошибка в построении
предложения с причастным оборотом 1).Никто из тех, кто играл в школьной волейбольной команде,
не стал профессиональным спортсменом.
Б) ошибка в построении
сложноподчиненного предложения 2). Дорога привела нас к деревеньке, поразившей всех
своим заброшенным видом.
В) нарушение в построении предложения
с несогласованным приложением 3). На уроке литературы мы рассуждали, что в своих рассказах
А.П. Чехов по-новому покахал тип «маленького» человека.
Г) неправильное построение предложения
с деепричастным оборотом 4).Осенью колосья пшеницы ждут того часа, отяжелевшие от созревших зёрен, когда появятся в поле комбайны.
Д) неправильное употребление
падежной формы существительного с предлогом 5). Изучая растения средней полосы, используется озеленение участков.
6). Грибники вышли на поляну, где росла одинокая ёлочка, окружённая хороводом маслят.
7). О пьесе «Вишнёвом саде» А.П. Чехов писал, что у него вышла не драма, а комедия.
8). Согласно правил вводные слова выделяются на письме запятыми.
9). Я спрсил нашего провожатого, кто здесь ловит соболей.
8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
огл..шение
б..ланс
р..спублика
к..талог
приск..кать
9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
пр..свистывать, пр..мудрый
в..кружить, бе..корыстный
о..гадать, пре..усмотреть
пр..клеить, пр..неприятный
о..ключить, по..пустить
10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
расстра…ваться
овлад..вать
завистл..вый
заканч..вать
доверч..вый
11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
постел..шь
движ..мый
уменьш..нный
подкол…шь
обид…вший
12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Во всем его облике Иван не видел теперь ни тени былой враждебности, немец был прост, деятелен, по каким-то признакам в нем чувствовался открытый, (не)злой человек.
«Успокойте друга», - сказал он, (не)изменяя голоса и тоном, в котором из-за приличия и участия просвечивало равнодушие и даже насмешка.
У него глаза потухли, и в них (не)сверкали отблески вечернего солнца.
Мне вовсе (не)интересно схватить насморк.
Сам (не)знающий покоя, человек с осатанелым упорством стремится подчинить, заарканить природу.
13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Я тебя (НЕ)ВСТРЕВОЖУ (НИ)ЧУТЬ.
Соседка заметила (ВО)ВСЁМ КАКОЙ(ТО) беспорядок.
Доброта для души ТО(ЖЕ), что здоровье для тела, ТАК(ЖЕ) жиз​ненно необходима.
Когда (НА)ВСТРЕЧУ гостям вышел старик, я (ТОТ)ЧАС узнал его.
(ОТ)ТОГО незнакомого и страшного зверя, который внезапно появился на поляне, надо было срочно спрятаться, ЧТО(БЫ) не попасться ему в лапы.
14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Над дет​ской кро​ват​кой висел тка(1)ый ков​рик, на ко​то​ром огне(2)ая лиса во​ло​чи​ла в зубах рас​тре​па(3)ого бе​ло​го пе​ту​ха, уно​си​ла его куда-то за синие лесы, за вы​со​кие горы.
15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) Все сёстры Головина доили коров и ходили за курами и пряли необыкновенную пряжу.
2) Часто маленький Шопен брал несколько придуманных им же аккордов или короткую мелодию и терзал их изменял.
3) В деревне все сельские мальчишки ни свет ни заря отправлялись рыбачить на Волгу.
4) Гости не видели ни разорванной тетради ни дрожи рук ни слёз маленького Шопена.
5) Дома не сиделось и мы решили проведать наших старых знакомых.
16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Ип​по​лит Мат​ве​е​вич (1) то​мясь сты​дом (2) стоял под ака​ци​ей и (3) не глядя на гу​ля​ю​щих (4) твер​дил три за​учен​ные фразы.
17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Уди​ви​тель​но при​ят​ным за​ня​ти​ем (1) пом​нит​ся (2) было для меня ле​жать на спине в лесу и гля​деть вверх. Тогда небо (3) ка​за​лось (4) без​дон​ным морем, рас​сти​лав​шим​ся перед гла​за​ми.
18. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(ы), на месте которой(ых) в предложениях должны стоять запятые.
Боль​шие (1) свет​лые зда​ния (2) окна ко​то​рых (3) от​ра​жа​ли пер​вые сол​неч​ные лучи (4) бе​жа​ли по обе сто​ро​ны до​ро​ги.
19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.
Не бы​ва​ет скуч​но в лесу (1) и (2) если вы взгрустнёте (3) по​вни​ма​тель​нее взгля​ни​те на самую обык​но​вен​ную берёзу (4) ко​то​рая встре​тит​ся на вашем пути.
Прочитайте текст и выполните задания 20–24.
(1)В 1969 году в во​ро​неж​ской «Ком​му​не» я про​чи​тал за​мет​ку «За​жи​во по​гребённый» о че​ло​ве​ке, ко​то​рый в сорок вто​ром году де​зер​ти​ро​вал из армии и в те​че​ние два​дца​ти лет укры​вал​ся на чер​да​ке. (2)Он не​дав​но спу​стил​ся на землю и на​звал своё имя. (3)Тон​ких Ни​ко​лай. (4)Слу​чай не​ве​ро​ят​ный. (5)Как жур​на​лист, я не​мед​лен​но вы​ехал в Во​ро​неж​скую об​ласть...
(6)Село Битюг-Матрёновка. (7)Хата на краю села. (8)Дверь от​кры​ла жен​щи​на лет се​ми​де​ся​ти. (9)Хо​зяй​ка не рада гостю, но голос ис​ка​тель​ный.
–(10)Сей​час по​зо​ву Ни​ко​лая...
(11)Ни​ко​лай, как потом ока​за​лось, пер​вым уви​дел гостя – и сразу в сарай.
(12) Лю​бо​му че​ло​ве​ку в его по​ло​же​нии вся​кий раз​го​вор не​при​я​тен и тя​го​стен.
(13) Но гость сидит на ска​мей​ке, до​стал си​га​ре​ты, за​ку​рить пред​ла​га​ет – надо под​дер​жи​вать раз​го​вор.
(14)Слово за сло​вом я узнаю тра​ге​дию че​ло​ве​ка-труса.
(15)В сорок вто​ром, когда по​лы​хал Во​ро​неж, когда немцы рва​ну​лись к Волге, с хол​що​вы​ми сум​ка​ми за пле​ча​ми из Битюг-Матрёновки в Ли​пецк шла груп​па ребят.
(16)Парни спе​ши​ли к месту, где люди по​лу​ча​ли вин​тов​ки, потом са​ди​лись в теп​луш​ки и от​прав​ля​лись к Волге. (17)Каж​дый по​ни​мал, что ждёт его, но от стра​ха руки толь​ко креп​че сжи​ма​ли вин​тов​ку.
(18)А он ис​пу​гал​ся и бро​сил дру​зей, глу​хи​ми до​ро​га​ми пошёл назад, к дому.
(19) В под​сол​ну​хах до​ждал​ся по​лу​но​чи и, ози​ра​ясь, по​сту​чал в хату у Би​тю​га.
–(20)Мама, от​крой...
(21)Мать сжала его в объ​я​ти​ях.
–(22) Сынок... (23)Живой, здо​ро​вый. (24)Ни​ко​му не отдам... (25)Один раз живём...
(26)Так на​ча​лись страш​ные два​дцать лет жизни на чер​да​ке возле печ​ной трубы.
(27)Семь тысяч дней, по​хо​жих как близ​не​цы. (28)На​пе​речёт из​вест​ные звуки: это мать доит ко​ро​ву, это сест​ра по​ве​си​ла на стен​ку порт​фель, это скребётся мышь, это чер​вяк точит стро​пи​ла... (29)При каж​дом не​зна​ко​мом звуке че​ло​век у трубы вздра​ги​вал, сжи​мал​ся в комок.
(30)Летом, в тёмные часы между зо​ря​ми, че​ло​век спус​кал​ся к земле. (31)Ози​ра​ясь, он об​хо​дил во​круг хаты, тро​гал ру​ка​ми под​сол​ну​хи, при​кла​ды​вал ла​до​ни к осты​ва​ю​щим после днев​ной жары тык​вам. (32)Уснув​шие куз​не​чи​ки ша​ра​ха​лись из-под ног. (33)Че​ло​век думал: «Это они меня бо​ят​ся… (34)Часто думал: спу​щусь к людям, рас​ска​жу всё. (35)Бо​ял​ся. (36)Уже не кары за тру​сость бо​ял​ся – бо​ял​ся жизни. (37)Я за​ви​до​вал тем ре​бя​там, ко​то​рые не вер​ну​лись. (38)Я думал: им хо​ро​шо, лежат спо​кой​но, им носят цветы, их пом​нят. (39)А я... (40)Зачем?.. (41)Много раз тро​гал ру​ка​ми верёвку. (42)Ми​ну​та, и всё. (43)Кому я нужен? (44)Но жутко – живём один раз...»
(45)Так через два​дцать лет ого​ро​да​ми к сель​со​ве​ту прошёл ни​ко​му не зна​ко​мый че​ло​век, на​звал себя… (46)Вот и вся тра​ги​че​ская и жал​кая судь​ба де​зер​ти​ра, про​ме​няв​ше​го живую жизнь на бес​ко​неч​ные годы стра​ха. (47)Он живёт те​перь среди нас, сам за​ра​ба​ты​ва​ет свой хлеб. (48)Он устаёт на ра​бо​те, из​бе​га​ет людей. (49)Спит он по-преж​не​му на чер​да​ке. (50)«Никак не при​вык​ну к избе...» (51)Ве​че​ра​ми, перед тем как по​лезть на чер​дак, долго стоит во дворе, про​во​жа​ет закат.
(52)Тру​сость в тяж​кий для Ро​ди​ны час тре​бу​ет на​ка​за​ния. (53)Но у кого под​ня​лась бы сей​час рука на этого жал​ко​го, ссох​ше​го​ся, с по​тух​ши​ми от стра​да​ния гла​за​ми че​ло​ве​ка, пе​ре​жив​ше​го семь тысяч дней стра​ха, на​ка​зав​ше​го себя сверх вся​кой меры! (54)Этот че​ло​век и те​перь го​во​рит: «Живём один раз». (55)Но он по​ни​ма​ет, как бес​по​щад​ны для него эти слова. (56)Два​дцать зо​ло​тых лет зачёрк​ну​то в жизни. (57)Да и те​перь что за жизнь? (58)Не вся​кий подаёт руку. (59)А когда идёт по селу, ост​рый слух ловит шёпот:
–(60)Де​зер​тир...
(61)Пре​зре​ние людей – самое тяж​кое на​ка​за​ние для че​ло​ве​ка. (62)А живём один раз...
 (по В.М. Пес​ко​ву*) *Ва​си​лий Ми​хай​ло​вич Пес​ков (род.в 1930 году) − рус​ский со​вет​ский пи​са​тель, жур​на​лист, пу​те​ше​ствен​ник и те​ле​ве​ду​щий.
20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Де​зер​тир, живя возле печ​ной трубы, бо​ял​ся каж​до​го но​во​го звука.
2) Од​но​сель​ча​не про​сти​ли Ни​ко​лаю его тру​сость.
3) Мать с ра​до​стью встре​ти​ла сбе​жав​ше​го из армии сына.
4) Ни​ко​лай ве​че​ра​ми любит про​во​жать закат, стоя во дворе.
5) В течение двадцати лет Николай Тонких ни разу не пожалел о своём поступке, потому что сохранил самое главное - жизнь.
21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) В пред​ло​же​ни​ях 15-16 пред​став​ле​но по​вест​во​ва​ние.
2) Пред​ло​же​ние 12 объ​яс​ня​ет при​чи​ну того, о чём го​во​рит​ся в пред​ло​же​нии 11.
3) В пред​ло​же​ни​ях 30-31 пред​став​ле​но рас​суж​де​ние.
4) В пред​ло​же​нии 53 со​дер​жит​ся опи​са​тель​ный фраг​мент.
5) В предложениях 61-62 представлено повествование.
22. Из предложений 53-55 выпишите фразеологизм.
23. Среди пред​ло​же​ний 52-62 най​ди​те такое, ко​то​рое со​еди​ня​ет​ся с преды​ду​щим при по​мо​щи союза, лич​но​го ме​сто​име​ния и ука​за​тель​но​го ме​сто​име​ния. На​пи​ши​те номер этого пред​ло​же​ния.
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20–23. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру. Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
24. Рас​ска​зы​вая о слож​ной, про​ти​во​ре​чи​вой судь​бе де​зер​ти​ра, В.М. Пес​ков ис​поль​зу​ет раз​лич​ные син​так​си​че​ские сред​ства. Среди них особо сле​ду​ет от​ме​тить _______ (пред​ло​же​ния 13, 18, 31), ко​то​рые де​ла​ют по​вест​во​ва​ние более ди​на​мич​ным, а также_________(пред​ло​же​ния 35, 39, 40, 42), по​мо​га​ю​щие пе​ре​дать ду​шев​ное вол​не​ние и ско​ван​ность пер​со​на​жа. Лек​си​ка тек​ста про​ста и не​за​мыс​ло​ва​та, как скуд​ная со​бы​ти​я​ми жизнь глав​но​го героя. Ощу​ще​ние од​но​об​ра​зия, бо​лез​нен​ной мо​но​тон​но​сти по​мо​га​ют пе​ре​дать мно​го​чис​лен​ные __________ («думал» в пред​ло​же​ни​ях 33, 34, 38; «бо​ял​ся» в пред​ло​же​ни​ях 35, 36). В свою оче​редь, уме​лое ис​поль​зо​ва​ние ав​то​ром тро​пов, в част​но​сти __________ («жал​кая судь​ба» в пред​ло​же​нии 46, «тяж​кий час» в пред​ло​же​нии 52), до​бав​ля​ет ко​ло​ри​та, ожив​ля​ет по​вест​во​ва​ние.
Спи​сок тер​ми​нов:
1) не​пол​ные пред​ло​же​ния
2) эпи​тет(-ы)
3) пар​цел​ля​ция
4) ги​пер​бо​ла(-ы)
5) ри​то​ри​че​ские во​про​сы
6) ряды од​но​род​ных чле​нов
7) срав​не​ние(-я)
8) ри​то​ри​че​ские вос​кли​ца​ния
9) лек​си​че​ские по​вто​ры
Не забудьте перенести все ответы в БЛАНК ОТВЕТОВ в соответствии с инструкцией по выполнению работы.
Итоговая контрольная работа по русскому языку в форме ЕГЭ , 10 класс
Вариант 2
Ответами к заданиям 1–24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
Прочитайте текст и выполните задания 1–3.
(1)Грун​то​вые хра​ни​ли​ща жид​ких ра​дио​ак​тив​ных про​дук​тов и места за​хо​ро​не​ния твёрдых от​хо​дов могут быть ис​точ​ни​ка​ми за​гряз​не​ния грун​тов, грун​то​вых и под​зем​ных (глу​бин​ных) вод. (2)<...> для пре​ду​пре​жде​ния и пре​дот​вра​ще​ния опас​ных ра​дио​ак​тив​ных за​гряз​не​ний про​во​дит​ся кон​троль за дви​же​ни​ем грун​то​вых вод от пунк​тов за​хо​ро​не​ния до вы​хо​да грун​то​вых вод к по​верх​ност​но​му во​до​и​сточ​ни​ку. (3)Этот кон​троль осу​ществ​ля​ет​ся с по​мо​щью спе​ци​аль​ных карт дви​же​ния грун​то​вых вод и воз​мож​ной ми​гра​ции за​гряз​не​ний.
1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?
1) Кон​троль за рас​про​стра​не​ни​ем ра​дио​ак​тив​ных про​дук​тов в грун​то​вом по​то​ке про​во​дит​ся в на​блю​да​тель​ных сква​жи​нах, глу​би​на и рас​по​ло​же​ние ко​то​рых за​ви​сят от на​зна​че​ния со​ору​же​ний, гид​ро​гео​ло​ги​че​ских усло​вий и ха​рак​те​ри​стик грун​тов.
2)Кон​троль за дви​же​ни​ем грун​то​вых вод от пунк​тов за​хо​ро​не​ния ра​дио​ак​тив​ных от​хо​дов до вы​хо​да к по​верх​ност​но​му во​до​и​сточ​ни​ку, осу​ществ​ля​е​мый при по​мо​щи спе​ци​аль​ных карт, поз​во​ля​ет из​бе​жать опас​ных ра​дио​ак​тив​ных за​гряз​не​ний.
3) Во из​бе​жа​ние опас​ных ра​дио​ак​тив​ных за​гряз​не​ний с по​мо​щью спе​ци​аль​ных карт осу​ществ​ля​ет​ся кон​троль за дви​же​ни​ем грун​то​вых вод от пунк​тов за​хо​ро​не​ния ра​дио​ак​тив​ных от​хо​дов до вы​хо​да к по​верх​ност​но​му во​до​и​сточ​ни​ку.
4) Жид​кие и твёрдые ра​дио​ак​тив​ные от​хо​ды яв​ля​ют​ся ис​точ​ни​ка​ми за​гряз​не​ния грун​тов, грун​то​вых и под​зем​ных (глу​бин​ных) вод.
5) На​прав​ле​ние дви​же​ния и ско​рость грун​то​вых и под​зем​ных (глу​бин​ных) вод тре​бу​ет жёстко​го кон​тро​ля, по​это​му не​об​хо​ди​мо со​зда​вать спе​ци​аль​ные гид​ро​гео​ло​ги​че​ские карты раз​ных рай​о​нов Рос​сии.
2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово.
Од​на​ко
По​это​му
На​при​мер,
На​о​бо​рот
В то же время
3. Про​чи​тай​те фраг​мент сло​вар​ной ста​тьи, в ко​то​рой при​во​дят​ся зна​че​ния слова ВЫХОД. Опре​де​ли​те зна​че​ние, в ко​то​ром это слово упо​треб​ле​но во вто​ром (2) пред​ло​же​нии тек​ста. Вы​пи​ши​те цифру, со​от​вет​ству​ю​щую этому зна​че​нию в при​ведённом фраг​мен​те сло​вар​ной ста​тьи.
 ВЫ́ХОД, -а, муж.
1. см. выйти.
2. По​яв​ле​ние на сцене дей​ству​ю​ще​го лица. Ваш в.! (на​по​ми​на​ние актёру, на​хо​дя​ще​му​ся за сце​ной).
3. Место, где вы​хо​дят, а также место, где что-н. вы​сту​па​ет на​ру​жу, вы​пус​ка​ет​ся, вы​те​ка​ет. Сто​ять у вы​хо​да. За​пас​ный в. В. ал​ма​зо​нос​ной труб​ки.
4. Спо​соб раз​ре​шить труд​ность, выйти из за​труд​не​ния. В. из по​ло​же​ния.
5. Ко​ли​че​ство про​из​ведённого про​дук​та (спец.). Норма вы​хо​да. Вы​со​кий в. шер​сти у овец.
4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
обеспЕчение
сорИт
дозвонИмся
крАлась
дОговор
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
Вера только тогда согласилась ехать домой, когда удостоверилась, что дёрн около кустов совершенно нельзя ОТЛИЧИТЬ от травы, покрывавшей всю седловинку.
Птица же - создание очень умное, наблюдательное; она чрезвычайно ПАМЯТЛИВА и признательна за всякую доброту.
Человека можно искалечить, но искусство всё ПЕРЕТЕРПИТ и всё победит.
И прошло с тех пор целых шесть лет, протекло, как песок в корабельных ПЕСЧАНЫХ часах.
Огонь-ребята и все, как на ПОДБОР, отличники.
6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
вместе с ДЕТЬМИ
НАИЛУЧШИЙ снимок
много АПЕЛЬСИН
ИСКОМЫЙ ответ
пара ЧУЛОК
7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) ошибка в построении
предложения с причастным оборотом 1).На предсказания метеорологов как ориентируются городская хозяйственная, так и медицинская службы.
Б) ошибка в построении
предложения с олднородными членами 2). Те, кто не раз помогали писателю в трудные годы, навсегда останутся в его памяти как самые светлые и добрые люди.
В) нарушение в построении предложения
с несогласованным приложением 3). С одной стороны к форуму примыкало здание государственного архива, которое стояло на сводчатых подземных этажах.
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым 4). Одно из чудес на Курильской гряде, привлекающих туристов со всего света, связано с вулканами.
Д) ошибка в построении
сложноподчиненного предложения 5). Мне хотелось бы заметить о том, что мудрость понимается по-разному.
6). Одной из острых глобальных экологических проблем является изменение климата на Земле, которое происходит в результате так называемого парникового эффекта.
7). Белые кувшинки дремали и едва покачивались на убаюкивающей зыби огромного озера.
8).Сюжет поэмы «Мёртвых душ» был подсказан Н. Гоголю А.С. Пушкиным.
9). По окончании института наши выпускники могут расчитывать на трудоустройство в профильных компаниях.
8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
в..новатый
пост..лить
ф..нера
соч..тание
пл..вчиха
9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
о…брасывать, по..держать
и…коренить, ра…бросать
под…тожить, вз…мать
пр..градить, пр…усадебный
об…ехать, раз…ём
10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
незатейл…вый
вздраг…вать
магни..вый
доверч…вый
раскашл..лся
11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква А.
(они) затащ…т
(они) посе…т
стел…щийся
бре…щийся
встреч…нный
12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
«Скажите, Нечаев, — (не)подымая головы, сказала Зоя. — Где вы взяли этот альбом?»
А вы, Давлатян, совсем (не)боитесь умереть?
Такой представилась Францу столица,-- призрачно-окрашенной, расплывчатой, словно бескостной, ничуть (не)похожей на его грубую провинциальную мечту.
Однажды он слышал даже, как покойный прадед нынешних графов выехал на середину острова и (не)истово ругался.
На околице пылало несколько исковерканных осколками автомашин, (не)успевших уйти в укрытие.
13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО.
(ИЗ)ДАЛЕКА, всё КАК(БЫ) пригибая на своём пути, покатился гром.
Цветущая сирень распространяла (ВО)КРУГ свой (НЕ)ПОВТОРИМЫЙ аромат.
Мы так часто ищем смысл жизни, забывая о близких людях, (ПО)ЭТОМУ ТАК(ЖЕ), как и смысла в жизни, не находим взаимопо​нимания.
Бывают любимые женщины, чьи глаза воздействуют на нас не (В)ПРЯМУЮ, а позже, КАК(ТО) неожиданно.
Отец ТАК(ЖЕ) страстно, как и все его друзья, болел за свою футбольную команду. Его сын ТО(ЖЕ) был азартным болельщиком.
14. Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н.
Мы видим, что в костя(1)ых конь​ках, найде(2)ых ар​хео​ло​га​ми на се​ве​ре Ев​ро​пы, про​де​ла(3)ы от​вер​стия для кожа(4)ых тесёмок.
15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) Ролевое чтение или инсценировка фрагментов из изучаемых произведений особенно нравились нашему классу.
2) В синтаксическом строе двух поэтических текстов мы можем найти как сходства так и различия.
3) Молодые великаны-сосны устремлены в голубое небо и от этого ещё шире кажутся просторы золотой нивы.
4) Мишка принёс и букет цветов и конфеты и торт.
5) Люди в толпе начали доставать мелочь из карманов и сумок и бросать их в шляпу фокусника.
16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Степ​ной воз​дух (1) на​пол​нен​ный ты​ся​чью раз​ных пти​чьих сви​стов (2) был жар​ким, а в вы​со​ком небе не​по​движ​но сто​я​ли яст​ре​бы (3) рас​пла​став свои кры​лья ( 4) и не​по​движ​но устре​мив глаза свои в траву...
17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Ино​гда Ивану Пет​ро​ви​чу Ар​гу​но​ву (1) всё-таки (2) уда​ва​лось це​ли​ком от​дать​ся вдох​но​ве​нию. В такой ра​дост​ный час (3) на​вер​ное (4) и со​здал он порт​рет не​из​вест​ной мо​ло​дой жен​щи​ны в празд​нич​ном кре​стьян​ском пла​тье.
18. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(ы), на месте которой(ых) в предложениях должны стоять запятые.
Для по​ни​ма​ния ва​ше​го кон​спек​та (1) не​об​хо​ди​мо иметь перед гла​за​ми ту книгу (2) по по​во​ду (3) ко​то​рой (4) сде​ла​ны за​мет​ки.
19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.
Прямо над го​ло​вой вспых​ну​ла за​поз​да​лая мол​ния (1) и (2) пока она све​ти​ла (3) я уви​дел (4) как мер​ца​ет какая-то белая точка на бе​ре​гу.
Прочитайте текст и выполните задания 20–24.
(1)Для меня ясно одно: глав​ные участ​ни​ки ис​то​рии — это Люди и Время. (2)Не за​бы​вать Время — это зна​чит не за​бы​вать Людей, не за​бы​вать Людей — это зна​чит не за​бы​вать Время.
 (3)Ко​ли​че​ство ди​ви​зий, участ​во​вав​ших в том или ином сра​же​нии, со скру​пулёзной точ​но​стью под​счи​ты​ва​ют ис​то​ри​ки. (4)Од​на​ко они не смо​гут под​слу​шать раз​го​вор в окопе перед тан​ко​вой ата​кой, уви​деть стра​да​ние и слёзы в гла​зах во​сем​на​дца​ти​лет​ней де​вуш​ки-сан​ин​струк​то​ра, уми​ра​ю​щей в по​лу​тьме по​лу​раз​ру​шен​но​го блин​да​жа, во​круг ко​то​ро​го гудят про​рвав​ши​е​ся не​мец​кие танки, ощу​тить треск пулемётной оче​ре​ди, уби​ва​ю​щей жизнь.
 (5)Нам было тогда по два​дцать лет. (6)Мы меч​та​ли вер​нуть​ся в тот сол​неч​ный до​во​ен​ный мир, где солн​це ка​за​лось нам празд​нич​ным солн​цем, вста​ю​щим над землёй изо дня в день по своей не​пре​лож​ной за​ко​но​мер​но​сти; трава была тра​вой, пред​на​зна​чен​ной для того, чтобы расти; фо​на​ри — для того, чтобы осве​щать сухой ап​рель​ский тро​туар, ве​чер​нюю толпу гу​ля​ю​щих, в ко​то​рой идёшь и ты, во​сем​на​дца​ти​лет​ний, за​го​ре​лый, силь​ный. (7)Все ливни ве​се​ло про​хо​ди​ли над твоей го​ло​вой, и ты был озор​но рад блес​ку мол​ний и пу​шеч​ным рас​ка​там грома; все улыб​ки в том вре​ме​ни пред​на​зна​ча​лись тебе, все смер​ти и слёзы были чу​жи​ми... (8)Весь мир, про​зрач​но-лу​че​зар​ный, лежал у твоих ног ран​ним го​лу​бым ап​ре​лем, обо​гре​вая доб​ро​той, ра​до​стью, ожи​да​ни​ем любви. (9)Там, по​за​ди, не было оже​сточённой не​при​ми​ри​мо​сти, везде была раз​ли​та зе​ле​но​ва​то-свет​лая ак​ва​рель в воз​ду​хе; и не было жёстких чёрных кра​сок. (10)3а дол​гие че​ты​ре года войны, чув​ствуя близ сво​е​го плеча ог​нен​ное ды​ха​ние смер​ти, молча про​хо​дя мимо све​жих бу​гор​ков с над​пи​ся​ми хи​ми​че​ским ка​ран​да​шом на до​щеч​ках, мы не утра​ти​ли в себе преж​ний мир юно​сти, но мы по​взрос​ле​ли на два​дцать лет и, мни​лось, про​жи​ли их так по​дроб​но, так на​сы​щен​но, что этих лет хва​ти​ло бы на жизнь двум по​ко​ле​ни​ям.
 (11)Мы узна​ли, что мир и про​чен, и зыбок. (12)Мы узна​ли, что солн​це может не взой​ти утром, по​то​му что его блеск, его тепло спо​соб​на уни​что​жить бомбёжка, когда го​ри​зонт тонет в чёрно-баг​ро​вой за​ве​се дыма. (13)Порой мы не​на​ви​де​ли солн​це — оно обе​ща​ло лётную по​го​ду и, зна​чит, ко​ся​ки пи​ки​ру​ю​щих на тран​шеи «юн​кер​сов». (14)Мы узна​ли, что солн​це может лас​ко​во со​гре​вать не толь​ко летом, но и в же​сто​чай​шие ян​вар​ские мо​ро​зы, вме​сте с тем рав​но​душ​но и бес​по​щад​но об​на​жать своим све​том во всех де​та​лях не​дав​нюю кар​ти​ну боя, раз​во​ро​чен​ные пря​мы​ми по​па​да​ни​я​ми ору​дия, тела уби​тых, ко​то​рых ты ми​ну​ту назад на​зы​вал по имени. (15)Мы узна​ва​ли мир вме​сте с че​ло​ве​че​ским му​же​ством и стра​да​ни​я​ми.
 (16)Время уже тро​ну​ло па​мять: по​туск​не​ли де​та​ли, по​лу​за​бы​ты лица по​гиб​ших, не так остро ощу​ти​мы в вос​по​ми​на​ни​ях за​па​хи раз​во​ро​чен​ных сна​ря​да​ми око​пов, ты не при​ги​ба​ешь​ся ин​стинк​тив​но на улице при отдалённом звуке от​бой​но​го мо​лот​ка, на​по​ми​на​ю​щем бой круп​но​ка​ли​бер​но​го пу​ле​ме​та. (17)При вспыш​ках празд​нич​ных ракет над кры​ша​ми домов не рвётся из горла не​воль​ный крик: «Ло​жись!» (18)Уже при​выч​но не вы​ис​ки​ва​ешь взгля​дом место на углу, возле ап​те​ки или уни​вер​ма​га (место для ог​не​вой по​зи​ции с ши​ро​ким сек​то​ром об​стре​ла), а слу​чай​но услы​шан​ный в су​мер​ках крик ре​бен​ка не вы​зы​ва​ет в па​мя​ти чёрные кон​ту​ры раз​би​тых де​ре​вень, печ​ную гарь ды​мя​щих​ся раз​ва​лин, обуг​лен​ные сады, плач в тем​но​те.
 (19)Дол​го​ждан​ный мир (мы шли к нему че​ты​ре года) проч​но вошёл в со​зна​ние — мир с блес​ком утрен​не​го солн​ца на мо​сто​вых, с ше​ле​стом пе​ре​пол​нен​ных по ве​че​рам трол​лей​бу​сов и уют​ной на рас​све​те вознёй го​лу​бей на кар​ни​зах. 20) И все же в тёмные осен​ние ночи под глухо буль​ка​ю​щий звук где-то по не​бес​ным эта​жам ле​та​ю​ще​го са​мо​ле​та ино​гда снят​ся не​спо​кой​ные сны, и ты, при​слу​ши​ва​ясь в ти​ши​не к уда​ля​ю​ще​му​ся шо​ро​ху про​мчав​ше​го​ся мимо окон позд​не​го такси, по​ра​жа​ешь​ся без​мол​вию и му​чи​тель​но вспо​ми​на​ешь сон, и всё вдруг при​ближённо и отчётливо воз​ни​ка​ет перед гла​за​ми, как будто было вчера.
(По Ю. Бон​да​ре​ву*)
 *Юрий Ва​си​лье​вич Бон​да​рев (род.в 1924 г.) — рус​ский пи​са​тель, про​за​ик, автор ро​ма​нов, по​ве​стей и рас​ска​зов. Участ​ник Ве​ли​кой Оте​че​ствен​ной войны.
20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Война длилась долгие четыре года.
2) Во время войны солдаты сохранили в себе прежний мир юности, но приобрели колоссальный опыт нелёгкой военной жизни.
3) Рассказчик вспоминает, что во время войны они были уверены в том, что солнце всегда взойдет и обогреет всех своим ласковым блеском.
4) Война – это человеческое мужество и страдания.
5) После войны прошло много лет, и бывшие фронтовики уже никогда не вспоминают то далёкое, страшное время.
21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) В пред​ло​же​ни​ях 1-2 пред​став​ле​но по​вест​во​ва​ние.
2) Пред​ло​же​ние 17 объ​яс​ня​ет при​чи​ну того, о чём го​во​рит​ся в пред​ло​же​нии 16.
3) В пред​ло​же​ни​ях 6-7 пред​став​ле​но рас​суж​де​ние.
4) В пред​ло​же​нии 19 со​дер​жит​ся опи​са​тель​ный фраг​мент.
5) В предложениях 11-12 представлено рассуждение.
22. Из предложений 11-12 выпишите антонимы (антонимическую пару).
23. Среди пред​ло​же​ний 1-6 най​ди​те такое, ко​то​рое со​еди​ня​ет​ся с преды​ду​щим при по​мо​щи союза и лич​но​го ме​сто​име​ния. На​пи​ши​те номер этого пред​ло​же​ния.
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20–23. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру. Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, 
без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
24. «Вспо​ми​ная про​шед​шую войну и своё «во​ен​ное» по​ко​ле​ние, Юрий Бон​да​рев ис​поль​зу​ет такой приём, как _______ (на​при​мер, «Мы узна​ли, что...» в пред​ло​же​нии 11, 12, 14). По​ка​зы​вая до​во​ен​ное ми​ро​ощу​ще​ние мо​ло​дых людей, пи​са​тель ис​поль​зу​ет такие тропы, как _______ («все улыб​ки в том вре​ме​ни пред​на​зна​ча​лись тебе» в пред​ло​же​нии 7), _______ («мир, про​зрач​но-лу​че​зар​ный» в пред​ло​же​нии 8). А такой приём, как _______ (пред​ло​же​ние 10) по​мо​га​ет ав​то​ру ярко и ла​ко​нич​но рас​ска​зать о дра​ма​тич​ной судь​бе во​ен​но​го по​ко​ле​ния».
 
Спи​сок тер​ми​нов:
1) ана​фо​ра
2) не​пол​ные пред​ло​же​ния
3) про​ти​во​по​став​ле​ние.
4) вос​кли​ца​тель​ные пред​ло​же​ния
5) ги​пер​бо​ла
6) эпи​тет
7) диа​лек​тизм
8) ри​то​ри​че​ский во​прос
9) пар​цел​ля​ция
Не забудьте перенести все ответы в БЛАНК ОТВЕТОВ в соответствии с инструкцией по выполнению работы.
Ключи к заданиям итоговой контрольной работыпо русскому языку 10 класс
№ задания вариант 1 вариант 2
1.​  24 23
2.​  поэтому поэтому
3.​  3 3
4.​  тортов договор
5.​  непроглядной песочных
6.​  дёсны апельсинов
7.​  43758 41825
8.​  оглашение виноватый
9.​  вскружитьбескорыстный объехатьразъём
10.​  овладевать магниевый
11.​  движимый затащат
12.​  незлой неистово
13.​  навстречутотчас вокругнеповторимый
14.​  23 134
15.​  25 23
16.​  1234 123
17.​  12 34
18.​  24 2
19.​  1234 1234
20.​  134 124
21.​  124 345
22.​  подняласьрука прочензыбок
23.​  55 4
24.​  6192 1563
Шкала перевода баллов в отметку
«5» - 31 – 33 балла
«4» - 25 – 30 баллов
«3» - 18 – 24 балла
«2» - 17 и менее баллов
7. Распределение заданий контрольной работы по элементам содержания
В таблице 1 дана информация о структуре, общем числе и типах заданий в вариантах контрольной работы по русскому языку для учащихся 10-х классов.
Таблица 1
Обозначение
задания
в работе Проверяемые
элементы содержания Максимальный
балл за
выполнение задания
1 Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров 2
2 Средства связи предложений в тексте 1
3 Лексическое значение слова 1
4 Орфоэпические нормы (постановка ударения) 1
5 Лексические нормы (употребление слова в соответствии с точным лексическим значением и требованием лексическойсочетаемости) 1
6 Морфологические нормы (образование форм слова) 1
7 Синтаксические нормы Нормы согласования Нормы управления 5
8 Правописание корней 1
9 Правописание приставок 1
10 Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-) 1
11 Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий 1
12 Правописание НЕ и НИ 1
13 Слитное, дефисное, раздельное написание слов 1
14 Правописание -Н- и -НН-в различных частях речи 1
15 Знаки препинания в простом осложнённом предложении(с однородными членами)
Пунктуация в сложносочинённом предложении и простом предложении с однородными членами 2
16 Знаки препинания в предложениях с обособленными членами (определениями, обстоятельствами, приложениями, дополнениями) 1
17 Знаки препинания в предложениях со словамии конструкциями, грамматически не связанными с членамипредложения 1
18 Знаки препинанияв сложноподчинённомпредложении 1
19 Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи 1
20 Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста 1
21 Функционально-смысловые типы речи 1
22 Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению 1
23 Средства связи предложений в тексте 1
24 Речь. Языковые средства выразительности 4
Максимальное количество баллов за всю к/р 33 балла 8. Перечень требований к уровню подготовки, проверяемому на контрольной работе по русскому языку
Таблица 2
Код
требования Умения, проверяемые на контрольной работе
Уровень стандарта среднего (полного)
образования по русскому языку
1 Различные виды анализа 1.1. Проводить различные виды анализа языковых единиц, языковых явлений и фактов Базовый
Профильный
1.2. Осуществлять речевой самоконтроль;
оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач Базовый
Профильный
1.3. Разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковых норм Профильный
1.4. Проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов Базовый
Профильный
1.5. Объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского и других народов Профильный
2 Чтение 2.1. Использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в
зависимости от коммуникативной задачи Базовый
Профильный
2.2. Извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации Базовый
Профильный
2.3. Владеть основными приёмами информационной переработки письменного текста Базовый
Профильный
В ячейке таблицы, описывающей содержание государственного образовательного стандарта профильного уровня, указываются только те элементы, которые не дублируются в стандартах основного общего образования и базового уровня среднего образования.