Статья на тему Использование проектной методики при обучении иностранному языку


Использование проектной методики
при обучении иностранному языку
Л.З. ХаматгалиеваГосударственное автономное профессиональное образовательное учреждение "Чистопольский многопрофильный колледж",
г. Чистополь, ул. К. Маркса, д. 78
e-mail: li_81@list.ruАннотация. Статья посвящена описанию метода проектов при изучении иностранного языка, который заключается в переносе акцента с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся, требующую для своего оформления владения определенными языковыми средствами. Данный метод обеспечивает личностно-ориентированное воспитание, дает возможность изучать практику жизни средствами иностранного языка в реальном информационном пространстве.
Ключевые слова: проект, метод проектов, обучение иностранному языку
Use of a Design Technique at Training to a Foreign Language
L.Z. KhamatgalievaState Autonomous Vocatioral Educational Institution
"Chistopol Multidisciplinary College", Chistopol,78 K.Marks Str.
e-mail: li_81@list.ruAbstract. Article is devoted the description of a method of projects at learning of foreign language which consists in carrying over of accent from a various kind of exercises on the active cogitative activity of pupils demanding for the registration possession by certain language means. We understand a complex training method which gives the chance to pupils to show in dependence in planning, the organization and control of the activity as a method of projects. The given method provides the lichnostno-focused education, gives the chance to study practice of life by foreign language means in real information field.
Keywords: project, method of projects, training to a foreign language
Работа учителя иностранного языка в условиях современного образования предполагает развитие творческих способностей учащихся путем поиска эффективных приемов и методов преподавания. Особенно актуальной проблема творчества обучающихся стала в настоящее время – в период модернизации российского образования.
Основополагающая идея школы – это поиск путей развития личности в процессе гуманизации образования, а цель воспитания - формирование потребности обучающихся в самовоспитании, самовыражении, то есть научить их учиться, общаться, дать профессиональные навыки.
Основной задачей работы учителя иностранного языка является формирование положительной мотивации в процессе изучения, в условиях реализации инновационного подхода в обучении, обеспечивающего перевод учебно-познавательной деятельности школьников на продуктивно-творческий уровень.
Современный учащийся - это личность, которой всѐ интересно. Ему хочется знать об истории, культуре других стран, он много путешествует по страницам Интернета, общается со сверстниками и стремится быть всесторонне развитым. Получая широкий доступ к интересующей его информации, обучающийся расширяет свой кругозор.
Возникает новая для образования проблема: подготовить человека, умеющего находить и извлекать необходимую ему информацию в условиях ее обилия, усваивать ее в виде новых знаний. Методисты называют этот процесс формированием информационной компетенции. При этом, необходимо так организовать обучение, чтобы выявлять имеющиеся у обучающегося знания, чтобы добавлять, обобщать и структурировать учебный материал.
Роль учителя в настоящий момент состоит не в том, чтобы учить обучающегося запоминать и воспроизводить знания, а, скорее, как их применять на практике. Для этого и необходимы задания на практическое использование уже имеющихся знаний. Они призваны способствовать развитию, росту творческих интересов и способностей каждого ребенка, стимулированию его самостоятельной учебной деятельности.
Одной из таких технологий и является метод учебного проекта. Метод проектов зародился во второй половине XIX века в США и основывался на теоретических концепциях «прагматической педагогики». Основоположником его был американский философ-идеалист Джон Дьюи (1859-1952). Согласно его воззрениям, истинным и ценным является только то, что полезно людям, что дает практический результат и направлено на благо всего общества. По его мнению, условиями успешности обучения являются: проблематика учебного материала; активность ребенка; связь обучения с жизнью ребенка, игрой, трудом.
Важно помнить, что в основе каждого проекта лежит проблема. Нет проблемы - нет деятельности. Проблема проекта создает мотив деятельности, направленной на ее решение. А целью проектной деятельности становится поиск способов решения проблемы, при этом, задача проекта формулируется как задача достижения цели в определенных условиях.
Таким образом, учебный проект с точки зрения учителя — это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. решать проблемы через задачи, вытекающие из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.
С точки зрения обучающегося, учебный проект — это возможность делать что-то интересное самостоятельно или в группе, где можно проявить себя, опираясь на свои знания, при этом результат – проект - интересен для самого обучающегося.
Метод проектов мы используем со студентами при завершении изучения темы, так как структура УМК, разделенного на параграфы, предполагает завершающий урок посвятить подготовке разного рода проектов. Обучающиеся работают по схеме:
- проблема (тема)
- проектирование (план)
- поиск информации
- продукт (предварительный вариант)
- презентация, которую они представляют для защиты.
Следует отметить, что данная работа по подготовке проекта претерпела за это время ряд изменений. Поначалу студенты выполняли рукописные варианты, творчески оформляя их картинками, рисунками и т.д., так что названия «творческие работы» к ним подходило даже больше. Затем в школе и дома начали появляться компьютеры, что позволило обучающимся создавать уже печатные версии по своим темам. А когда доступ в Интернет стал нормой жизни, они начали пробовать себя в создании компьютерных презентаций по пройденному материалу. Так технический прогресс, компьютеризация способствовали повышению качества подготовки таких работ, которые мы сейчас называем проектами или презентациями.
Что касается урока английского языка, то с помощью проектной методики здесь можно достичь сразу нескольких целей – расширить словарный запас детей, закрепить изученный лексико-грамматический материал, создать на уроке атмосферу праздника и дать возможность обучающимся выразить себя посредством иностранного языка.
Овладение иностранным языком в процессе проектной работы доставляет студентам истинную радость познания, приобщения к новой культуре. Метод учебного проекта позволяет учителю иностранного языка реализовать не только образовательные задачи, но и воспитательные. Все это, в конечном счете, призвано способствовать пониманию значения изучения иностранного языка в современном мире, формированию активной гражданской позиции учащихся и максимального развития индивидуальных способностей и талантов каждого.