Программа внеурочной деятельности (спецкурс) по географии Земля — наш общий дом

Муниципальное казенное образовательное учреждение
Базарносызганская СОШ №1







Программа внеурочного спецкурса по географии
«Земля – наш общий дом»

Программа рассчитана на учащихся в возрасте 11 – 15 лет
Срок реализации – 5 лет
Год написания программы - 2014



Автор программы: учитель биологии и географии
высшей квалификационной категории
МКОУ Базарносызганская СОШ №1

Пояснительная записка
Программа  внеурочной деятельности для 5 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых и методических документов:
Закон РФ «Об образовании в РФ»
Письмо Минобрнауки России от 12.05 2011г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС общего образования».
Письмо Минобрнауки России от 11.12. 2006г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
А также за основу написания программы взят сборник «Формирование УУД в основной школе: от действия к мысли» издательство, М.: «Просвещение», 2010 год пособие для учителя под редакцией А.Г. Асмолова.
«Организация внеурочной деятельности в школе в условиях ФГОС второго поколения», Ульяновск УИПКПРО, 2013 год Е.Л. Петренко.
Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи вооружить учащегося знаниями - на другую -формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.
Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности.
Однако узкие временные рамки урока не позволяют в полной мере использовать потенциал исследовательской деятельности для развития учащихся в школе. В этой связи большое значение имеет вариативная часть стандартов третьего поколения, которая дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования.
В настоящее время в системе мер по охране окружающей среды природоохранное воспитание, и формирование экологического мировоззрения приобретают особое значение. Актуальность экологического образования вызвана настоящей экологической обстановкой в нашем регионе и на планете в целом. Из источников информации известно, что экологическая обстановка постепенно ухудшается из-за того, что большинство людей нарушают законы природы; не знают основных источников ухудшения экологической обстановки в своем регионе, и только незначительная часть населения систематически осознанно участвует в практической деятельности по охране природы. Поэтому экологическое образование предполагает педагогически целенаправленное воздействия на учащихся, в процессе которого они усваивают научные основы проблем взаимодействия общества и природы, овладевают знаниями и практическими умениями, навыками по оптимизации воздействия на окружающую среду в различных видах деятельности.
      В экологическом образовании и воспитании выделяется важное значение экологическому краеведению. Так как оно поможет учащимся реально познать природу своего края, выявить взаимосвязи с ней населения в прошлом и настоящем, определить местные экологические проблемы, осуществить поиск и практическую реализацию доступных для ребят путей их решения. Данное направление имеет две взаимосвязанные стороны – познание и преобразование природы родного края. Именно такой подход позволит реализовать программу спецкурса, которая рассчитана на учащихся с 5 по 9 классы.
     Занятия в спецкурсе помогут учащимся систематизировать базовые знания по географии, биологии, овладеть экологической культурой, природоохранной грамотностью, познать краеведческий материал.

Цель и задачи.
 
      Цель программы: способствовать развитию у детей убежденности в необходимости изучения и охраны природы своего края; формирование экологического понятия о целостности природных комплексов родного края, их динамики и путях рационального использования.
      Задачи:
-         усвоение научных знаний о природе, которые могут быть использованы для охраны и приумножения ее богатства;
-         овладение нормами правильного поведения в природной сфере;
-         развитие потребности общения с природой.
-         формирование у детей некоторых интеллектуальных умений (анализ и оценка фактов экологического характера, установление причинно – следственных зависимостей, формулировка выводов);
-         активизация деятельности по улучшению природной и преобразованной среды.
     Данный курс поможет учащимся овладеть базовым биологическим образованием, экологической культурой, природоохранной грамотностью, более полно познать свой край.
      Программа занятий в кружке придерживается основных методологических направлений современной науки. В ее сторону положены теоретические, лабораторные, практические работы, наблюдения в природе, работа с научно-популярной литературой, определениями, справочниками, составления отчетов, подготовка докладов, проведение исследований и экскурсий.
      Но главный принцип программы - экскурсионно-практический, так как экология – это наука, в которой главное место занимают наблюдения и эксперименты в природе.
      Основным содержанием экскурсий, походов первого года обучения являются наблюдения и выполнение практических исследований в природе, а также природоохранная деятельность и пропаганда охраны природы. При проведении экскурсии следует:
-         обратить внимание на памятники природы своего края;
-         показать примеры рационального и нерационального природопользования;
-         обучать навыкам поведения в природе.

Для практических исследований следующего периода обучения
- проводить наблюдения лучше на постоянных пробных площадках и изучать объекты живой природы на учебной экологической тропе. Такая работа позволит поставить многолетний эксперимент в природе.
     И в последний год занятий проводятся исследования экологической обстановки своего края, которые помогут учащимся на основе выводов предложить свои методы по охране окружающей среды.
Межпредметные связи:

с уроками русского языка: грамотное оформление текстов исследовательских работ;
с уроками географии и биологии: поиск необходимой информации по изучаемым темам;
с уроками информатики: изготовление различных презентаций, роликов, публикаций, видеороликов.
Личностные и метапредметные результаты

результаты
формируемые умения
средства формирования

личностные
формировании у детей мотивации к обучению, оказание помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

организация на занятии
парно-групповой работы

Метапредметные результаты

регулятивные
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

преобразовывать практическую задачу в познавательную;


проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

познавательные
умения учиться: приобретение навыков решения творческих задач и навыков поиска, анализа и интерпретации информации.
добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
- основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета

коммуникативные
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
умение координировать свои усилия с усилиями других.
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
задавать вопросы;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;
с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия



      Результатом работы спецкурса являются знания географических, биологических, экологических, экономических особенностей своего края;
1-й год обучения – явления живой и неживой природы, многообразие растений и животных, условия их жизни в нашем крае; место и роль человека в природе; меры по охране природы.
2-й год обучения – строение и жизнедеятельность растений, взаимосвязь растений с другими организмами в природных сообществах; охраняемые растения своей местности, мероприятия по их охране.
3-й год обучения – основные виды животных своей местности, их особенности; охраняемые животные своей местности; законы об охране животного мира.
4-й год обучения – особенности строения органов, систем органов; об отрицательном воздействии на организм вредных привычек и загрязнение окружающей среды; правила гигиены; приемы оказания первой до врачебной помощи при несчастных случаях.
5-й год обучения – особенности антропогенного воздействия на природу и его последствия.
      Умения: проводить описание природных территориальных комплексов родного края; устанавливать причинные связи в природе и в связи с деятельностью человека; овладевать навыками полевых наблюдений и обработка результатов наблюдений; поставить эксперимент или опыт в природе и провести его анализ, овладение лекторской, пропагандистской работой по охране природы, овладение правилами поведения в природе.








Учебно - тематический план

«Чем встретить новое столетье?
Решает каждый для себя:
Хрустально чистого водою,
Веселым пением скворца,
Полями с утренней росою,
Орлом, смотрящим в небеса».

Первый год обучения
№ п/п
Тема
Кол-во часов
Форма проведения

1.
Геологическое прошлое и настоящее нашего края
2
Лекция

2.
Физико - географическая характеристика местности р.п. Базарный Сызган
2
Практическая работа

3.
Времена года.
2
Лекция

4.
Природа родного края.
4
Лекции, экскурсии

5.
Животный и растительный мир местности. Конкурс рисунков.
3
Выставка рисунков

6.
Природные комплексы.
2
 

7.
Охраняемые природные территории. Выставка рисунков «Охрана природы».
2
Выставка рисунков

8.
Базарносызганский охотничий заказник
6
Экскурсия

9.
«Марш парков»
4
Практическая работа

10.
«Мы чистим мир» облагораживание родников в долине р. Сызганки
3
Практическая работа

12.
Поход по местной экологической тропе. Летние задания. Итоги.
5
Поход


1 час в неделю – 35 часов.













«Давай пройдемся медленно по лугу
И «здравствуй» скажем, каждому цветку.
Я должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А, чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать».
 
Второй год обучения
№ п/п
Тема
 Введение
Кол-во часов
Форма проведения

1.
Бактерии. Водоросли. Лишайники. Грибы. Растительный мир планеты.
1
Лекция

2.
Представители флоры в нашем крае.
1
Лекция

3.
Ра
·знообразие лишайников в нашем крае
1
Практическая работа

4.
Жизнь водорослей в местном пруду
1
Практическая работа

5.
Знакомство с многообразием грибов
1
Поход за грибами в лес с родителями

6.
Представители высших растений
1
Практическая работа гербарием местных растений


Всего
6



    Морфология
8
 

7
Вегетативные органы растений.
1
Лекция

8
Корни. Корневые системы. Видоизменения корней.
1
Практическая работа с гербарием

9
Побег. Видоизменения побегов. Составление альбома растений с видоизмененными побегами, растущими  в нашей местности.
1
Практическая работа

10
Почки и листья. Оформление альбома рисунков листьев растений, растущих на территории поселка
    1
Практическая работа

11
Генеративные органы растений. Мир цветов нашей местности
1


12
Знакомство с определителями растений флоры Ульяновской области. Работа с гербарием.
1
Практическая работа

13
Особенности растений местных водоемов и увлажненных мест
1
 

14.
Разнообразие растений местных водоемов
1
Практическая работа

Жизнь растений зимой.
 
7
 

15
Процессы жизнедеятельности растений в зимний период.
 
 

16.
Жизнь хвойных деревьев и кустарников нашей местности.
1
Заочная экскурсия в хвойный лес.

17
Приспособление почек и молодых побегов к перенесению зимних холодов. Как определить деревья и кустарники в безлистном состоянии в школьном парке.
 
2
Экскурсия-практикум в школьном парке

18
Заготовка черенков плодовых деревьев и кустарников в домашнем саду, наблюдение за распусканием почек. Оформление дневника наблюдений. Итоги по теме.
 
4
Фенологические наблюдения

Сорные растения нашей местности.
 
4
 

19
Происхождение, места распространения, приспособление к жизни рядом с культурными растениями. «Знакомство с сорной растительностью в поле, по обочинам дорог, по лесным тропинкам».
 
 
 



2
Заочная экскурсия. Работа с гербарием.
 

20
Экологические проекты «Своевременные безвредные методы борьбы с сорной растительностью в сельском хозяйстве, на огороде. Использование таких растений в медицине».
2
Практическая работа

Весенние явления в жизни растений нашего края.
7
 

21
Начало сокодвижения у деревьев, набухание почек, цветение деревьев.
3
Фенологические наблюдения

22
Раннецветущие травянистые растения нашего края. Их охрана
2
Праздник цветов

23.
Составление альбома рисунков и фотографий растений во время цветения.
2
Практическая работа

Хозяйственно-ценные растения местной флоры.
4
 

24
Пищевые, лекарственные, ядовитые растения, их польза и вред, декоративные растения, используемые в озеленении.
2
 

25
Правила сбора лекарственных трав местности. Сбор лекарственного сырья в конце весны, начала лета.
2
Практическая работа

Охрана растений в нашем крае.
33
 

26
Красная книга флоры России.
5
 

27
Растения нашего района. Красная книга растений Ульяновской области. Составление альбома.
6
Практическое занятие

28
Определение охраняемых растений на местности.
5
Экологическая тропа

29
Составление экологических проектов по охране растений нашей местности.
3
Практическое занятие

30
Выращивание рассады томатов, огурцов, декоративных растений в школьной теплице. Закладка летних опытов. Теория
7
Лекционные занятия

31
Выращивание рассады томатов, огурцов, декоративных растений в школьной теплице. Закладка летних опытов. Практика
7
Практические занятия

                            2 часа в неделю. Всего 70 часов

«Не разрушать родной природы,
Не загрязнять бы небеса,
Не отнимать у братьев меньших
Морской простор, поля, леса».

Третий год обучения
 
№ п/п
Тема
Кол-во часов
Форма проведения

1.
Что общего и в чем различие растений и животных.
1
Лекция

2.
Животные-обитатели нашего края. Виды животных, обитающие на территории Базарносызганского охотничьего заказника
1
Лекция

3.
«Наблюдение за животными осенью» Итоги по теме.
3
Экскурсия

Беспозвоночные.
1
 

4.
Простейшие. Кишечнополостные. Обитатели местных водоемов их значение для человека.
1
Лекция

Черви.
6
 

5.
Ресничные черви. Черви-паразиты. Как сохранить свое здоровье.
1
Лекция

6.
«Дождевые черви и плодородие почв».
1
Лекция

7.
Наблюдение за поведением дождевого червя. Их значение, охрана. Итоги по теме.
4
 

Моллюски.
3
 

8.
Наземные улитки. Моллюски, обитающие в местных водоемах. Их значение и охрана.
1
Оформление альбома

9.
Проект искусственного водоема и его обитателей. Итоги по теме
2
Практическая работа.

Членистоногие.
7
 

10.
Раки в водоемах
1
Лекция

11.
Паукообразные, обитатели нашего края. Их значение и охрана.
1
Оформление альбома.

12.
Наблюдение за поведением паука-крестовика.
1
Практическая работа (из летних наблюдений)

13.
Насекомые нашего края. Их значение, охрана.
1
Конкурс рисунков

14.
Урок-игра «Не топчите бабочек ногами».
1
Урок-игра

15.
Проект муравейника. Итоги по теме.
2
Практическая работа

Позвоночные. Рыбы.
5
 

16.
Представители костных рыб в местной реке.
1
Заочная экскурсия

17.
«Берегите, охраняйте, увеличивайте рыбные запасы».
1
Устный журнал

18.
Устройство аквариума с карасями из местного пруда. Итоги по теме.
3
Практическая работа

Земноводные.
5
 

19.
В воде и на суше – жизнь земноводных в нашей местности.
1
Лекция

20.
«Тритона под охрану». Урок-игра.
1
Урок-игра

21.
«Царевна-лягушка». Урок-игра.
1
Урок-игра.

22.
Составление альбома о земноводных нашего края, их значение для человека и в природе, охрана редких видов. Итоги по теме.
2
Практическое занятие

Пресмыкающиеся.
2
 

23.
Ящерицы, змеи на лугу, в лесу.
1
Лекция

24.
«Если встретили гадюку». Первая помощь при укусе гадюки. Итоги по теме.
1
Просмотр фильма, летние наблюдения

Птицы.
16
 

25.
Мир пернатых в нашем крае.
1
 

26.
Наблюдение за птицами. Подкормка птиц на площадке.
2
Практическая работа

27.
«День птиц».
5
Праздник

28.
Задание из Союза Охраны Птиц России, «Музея природы».
6
Практические задания

29.
Редкие виды птицы нашего края. Составление альбома. Итоги по теме.
2
Практическое занятие

Млекопитающие.
17
 

30
Калейдоскоп о зверях нашей местности.
2
Творческие работы учащихся

31.
Бегуны и прыгуны в нашем лесу. Жизнь ежа.
2
Семинар

32.
Удивительный мир крылатого зверька летучей мыши.
1
 

33.
Звери строители – бобр. Выхухоль в нашем крае.
2
Лекция

34.
Жизнь лося.
1
Лекция

35.
Значение грызунов. Вся информация о крысах.
1
Лекция

36.
Наши домашние животные. Праздник рыжего кота.
2
Урок-игра

37.
Наблюдение за животными в лесу по их следам. Экскурсия.
3
Практическое занятие. Экскурсия

38.
Составление альбома «Возьмем под охрану редкие виды животного мира Ульяновской области». Итоги по теме.
3
Практическая работа

39.
Поход по местной экологической тропе.
3
Поход

40.
Конференция с защитой работ «Смотр знаний по курсу «Животный мир области».
 1
 

41.
Практические занятия по охране животных, огораживание муравейников, площадки для подкормки птиц и т.д.
2
 

 
2 часа в неделю. Всего 70 часа



«Здоровое тело-продукт
здравого рассудка» (Б. Шоу)
Четвертый год обучения.
№ п/п
Тема
Кол–во часов
Форма проведения

Введение
1
 

1.
Как сохранить свое здоровье? Составление экологического проекта «Формула молодости».
1
Практическое занятие

Органы чувств. ВНД. Нервная система. Строение и физиология.
2
 

2.
Шум в нашей деревне. Тест на определение остроты слуха.
1
Практические занятия

3.
Игра «Зачем человеку нос». Итоги по теме.
1
 

Опора и движение.
2
 

4.
Опорно-двигательная система. Как определить плоскостопие? Меры профилактики.
1
Домашние практические занятия. Консультации у врача.

5.
Первая медицинская помощь при вывихе, растяжении, переломе. Итоги по теме.
1
Практическая работа

Кровь. Кровообращение.
4
 

6.
Система кровообращения. Как измерить давление? Пульс.
1
Практическое занятие

7.
Иммунитет. Иммунодефицит. «СПИД-чума XX в.».
2
Фильм

8.
Первая помощь при кровотечениях. Итоги по теме.
1
Практическая работа

Дыхание.
4
 

9.
Система дыхания.
1
 

10.
«Курить - здоровью вредить». Вечер.
2
Вечер

11.
Как сделать искусственное дыхание. Итоги по теме.
1
Практическая работа

Пищеварение.
3
 

12.
Система пищеварения. Режим питания школьника.
1
 

13.
О чем расскажет этикетка товара Е-?
1
Практическая работа

14.
Ядовитые и полезные грибы в нашей местности. Первая помощь при отравлениях. Итоги по теме.
1
 

Кожа.
2
 

15.
Покровы тела. Закаливание организма.
1
 

16.
Гигиена и косметика. Составление рецептов экологически чистых косметических средств, на основе лекарственных трав нашей местности. Итоги по теме.
1
Практическое занятие

Железы внутренней секреции.
2
 

17.
Железы в организме человека.
1
 

18.
Щитовидная железа. Дефицит йода у жителей Владимирской области. Итоги по теме.
1
 

Размножение и индивидуальное развитие.
4
 

19.
Система размножения.
1
 

20.
Гигиена девушек, юношей. Психологические основы взаимоотношения полов.
1
Беседа фельдшера по группам

21.
Взаимодействие человека с окружающей средой.
1
Лекция

22.
Роль антропогенных факторов в изменение окружающей среды непосредственно в районе школы. Итоги по теме.
1
Экскурсия в парк

Декады здоровья
10
 

23.
Праздник чаепития «За чашкой фиточая». Правила сбора лекарственных трав.
2
 

24.
Спортивные игры
8
Игры на воздухе

 
1 час в неделю. Итого 35 часов.
 

«В конце концов, жизнь – это отношения
между организмом и внешней средой» (К. Бернар)


Пятый год обучения.
№ п/п
Тема
Кол-во часов
Форма проведения

1.
Основные формы организации жизни. Экологические факторы.
1
 

2.
Среда и организм.
1
 

3.
Экологические системы. Экосистемы в нашей местности. Популяции.
2
Экскурсия

4.
Биоценозы.
2
 

5.
Экологический проект «Биоценозы нашей местности».
2
Практическая работа

6.
Экологический подход к охране редких видов и мест их обитания.
2
Составление и реализация экологических проектов

7.
Общая информация о международных экологических акциях.
2
Лекция

8.
Составление экологических проектов по экологическим акциям, проводимым в школе.
6
Практическая работа

9.
Особенности охраны природы в нашей местности
3
Составление и реализация экологических проектов

10.
Практическая работа: «Анализ воды из водопровода и родника Майоров».
3
Практическая работа т/б

11.
«Анализ воды в местном пруду, реке
3
Практическая работа т/б

12.
«Автомобиль в деревне: проблемы и поиски решения». Анкетирование для владельцев автомобилей.
3
Практическая работа т/б

13.
Собеседование по результатам работ
2
 

Итоги.
 
 

14.
Конференция в школе с приглашением учителей естественных наук
«Смотр знаний по исследованию воды и воздуха в нашей местности»
1
Конференция

15.
Выставка творческих работ по составлению экологических проектов.
2
Выставка в кабинете биологии


1 час в неделю. Итого: 35 часов.

Формы оценки результативности обучения:
составление и защита экологических проектов, других творческих работ на основе наблюдений, эксперимента,
-         оформление альбомов по итогам занятий,
-         участие в конкурсах
-         конкурсы, викторины, выставки, конференции,
-         тестирование.




Список литературы
1.     Е.Л. Петренко. Организация внеурочной деятельности в школе в условиях ФГОС второго поколения, УИПК ПРО, 2013 год
2.     Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли, под редакцией А.Г. Асмолова М.: Просвещение, 2010 год
3.     Храмова Е.В., Фенологические наблюдения и погода своей местности , Ульяновск, 2008г
4.           Экологическое краеведение, учебное пособие, Алеев Ф.Т., Золотухин В.В., Ленгесова Н.А., Михеев В.А., Ульяновск 2008 год















№ п/п
Тема
Кол-во часов
Часы аудиторных занятий
Часы внеаудиторных занятий
Дата проведения

1.
Геологическое прошлое и настоящее нашего края
2
2




2.
Физико - географическая характеристика местности р.п. Базарный Сызган
2
1
1



3.
Времена года.
2
1
1



4.
Природа родного края.
4
2
2



5.
Животный и растительный мир местности. Конкурс рисунков.
3
2
1



6.
Природные комплексы.
2
1
1



7.
Охраняемые природные территории. Выставка рисунков «Охрана природы».
2
2




8.
Базарносызганский охотничий заказник
6
5
1



9.
«Марш парков»
4
2
2



10.
«Мы чистим мир» облагораживание родников в долине р. Сызганки
3
1
2



12.
Поход по местной экологической тропе. Летние задания. Итоги.
5
1
4




Итого:
35
20
15














15