Программа внеурочной деятельности (спецкурс) по географии Земля — наш общий дом
Муниципальное казенное образовательное учреждение
Базарносызганская СОШ №1
Программа внеурочного спецкурса по географии
«Земля – наш общий дом»
Программа рассчитана на учащихся в возрасте 11 – 15 лет
Срок реализации – 5 лет
Год написания программы - 2014
Автор программы: учитель биологии и географии
высшей квалификационной категории
МКОУ Базарносызганская СОШ №1
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности для 5 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых и методических документов:
Закон РФ «Об образовании в РФ»
Письмо Минобрнауки России от 12.05 2011г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС общего образования».
Письмо Минобрнауки России от 11.12. 2006г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
А также за основу написания программы взят сборник «Формирование УУД в основной школе: от действия к мысли» издательство, М.: «Просвещение», 2010 год пособие для учителя под редакцией А.Г. Асмолова.
«Организация внеурочной деятельности в школе в условиях ФГОС второго поколения», Ульяновск УИПКПРО, 2013 год Е.Л. Петренко.
Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи вооружить учащегося знаниями - на другую -формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.
Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности.
Однако узкие временные рамки урока не позволяют в полной мере использовать потенциал исследовательской деятельности для развития учащихся в школе. В этой связи большое значение имеет вариативная часть стандартов третьего поколения, которая дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования.
В настоящее время в системе мер по охране окружающей среды природоохранное воспитание, и формирование экологического мировоззрения приобретают особое значение. Актуальность экологического образования вызвана настоящей экологической обстановкой в нашем регионе и на планете в целом. Из источников информации известно, что экологическая обстановка постепенно ухудшается из-за того, что большинство людей нарушают законы природы; не знают основных источников ухудшения экологической обстановки в своем регионе, и только незначительная часть населения систематически осознанно участвует в практической деятельности по охране природы. Поэтому экологическое образование предполагает педагогически целенаправленное воздействия на учащихся, в процессе которого они усваивают научные основы проблем взаимодействия общества и природы, овладевают знаниями и практическими умениями, навыками по оптимизации воздействия на окружающую среду в различных видах деятельности.
В экологическом образовании и воспитании выделяется важное значение экологическому краеведению. Так как оно поможет учащимся реально познать природу своего края, выявить взаимосвязи с ней населения в прошлом и настоящем, определить местные экологические проблемы, осуществить поиск и практическую реализацию доступных для ребят путей их решения. Данное направление имеет две взаимосвязанные стороны – познание и преобразование природы родного края. Именно такой подход позволит реализовать программу спецкурса, которая рассчитана на учащихся с 5 по 9 классы.
Занятия в спецкурсе помогут учащимся систематизировать базовые знания по географии, биологии, овладеть экологической культурой, природоохранной грамотностью, познать краеведческий материал.
Цель и задачи.
Цель программы: способствовать развитию у детей убежденности в необходимости изучения и охраны природы своего края; формирование экологического понятия о целостности природных комплексов родного края, их динамики и путях рационального использования.
Задачи:
- усвоение научных знаний о природе, которые могут быть использованы для охраны и приумножения ее богатства;
- овладение нормами правильного поведения в природной сфере;
- развитие потребности общения с природой.
- формирование у детей некоторых интеллектуальных умений (анализ и оценка фактов экологического характера, установление причинно – следственных зависимостей, формулировка выводов);
- активизация деятельности по улучшению природной и преобразованной среды.
Данный курс поможет учащимся овладеть базовым биологическим образованием, экологической культурой, природоохранной грамотностью, более полно познать свой край.
Программа занятий в кружке придерживается основных методологических направлений современной науки. В ее сторону положены теоретические, лабораторные, практические работы, наблюдения в природе, работа с научно-популярной литературой, определениями, справочниками, составления отчетов, подготовка докладов, проведение исследований и экскурсий.
Но главный принцип программы - экскурсионно-практический, так как экология – это наука, в которой главное место занимают наблюдения и эксперименты в природе.
Основным содержанием экскурсий, походов первого года обучения являются наблюдения и выполнение практических исследований в природе, а также природоохранная деятельность и пропаганда охраны природы. При проведении экскурсии следует:
- обратить внимание на памятники природы своего края;
- показать примеры рационального и нерационального природопользования;
- обучать навыкам поведения в природе.
Для практических исследований следующего периода обучения
- проводить наблюдения лучше на постоянных пробных площадках и изучать объекты живой природы на учебной экологической тропе. Такая работа позволит поставить многолетний эксперимент в природе.
И в последний год занятий проводятся исследования экологической обстановки своего края, которые помогут учащимся на основе выводов предложить свои методы по охране окружающей среды.
Межпредметные связи:
с уроками русского языка: грамотное оформление текстов исследовательских работ;
с уроками географии и биологии: поиск необходимой информации по изучаемым темам;
с уроками информатики: изготовление различных презентаций, роликов, публикаций, видеороликов.
Личностные и метапредметные результаты
результаты
формируемые умения
средства формирования
личностные
формировании у детей мотивации к обучению, оказание помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
организация на занятии
парно-групповой работы
Метапредметные результаты
регулятивные
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве
познавательные
умения учиться: приобретение навыков решения творческих задач и навыков поиска, анализа и интерпретации информации.
добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
- основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета
коммуникативные
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
умение координировать свои усилия с усилиями других.
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
задавать вопросы;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;
с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия
Результатом работы спецкурса являются знания географических, биологических, экологических, экономических особенностей своего края;
1-й год обучения – явления живой и неживой природы, многообразие растений и животных, условия их жизни в нашем крае; место и роль человека в природе; меры по охране природы.
2-й год обучения – строение и жизнедеятельность растений, взаимосвязь растений с другими организмами в природных сообществах; охраняемые растения своей местности, мероприятия по их охране.
3-й год обучения – основные виды животных своей местности, их особенности; охраняемые животные своей местности; законы об охране животного мира.
4-й год обучения – особенности строения органов, систем органов; об отрицательном воздействии на организм вредных привычек и загрязнение окружающей среды; правила гигиены; приемы оказания первой до врачебной помощи при несчастных случаях.
5-й год обучения – особенности антропогенного воздействия на природу и его последствия.
Умения: проводить описание природных территориальных комплексов родного края; устанавливать причинные связи в природе и в связи с деятельностью человека; овладевать навыками полевых наблюдений и обработка результатов наблюдений; поставить эксперимент или опыт в природе и провести его анализ, овладение лекторской, пропагандистской работой по охране природы, овладение правилами поведения в природе.
Учебно - тематический план
«Чем встретить новое столетье?
Решает каждый для себя:
Хрустально чистого водою,
Веселым пением скворца,
Полями с утренней росою,
Орлом, смотрящим в небеса».
Первый год обучения
№ п/п
Тема
Кол-во часов
Форма проведения
1.
Геологическое прошлое и настоящее нашего края
2
Лекция
2.
Физико - географическая характеристика местности р.п. Базарный Сызган
2
Практическая работа
3.
Времена года.
2
Лекция
4.
Природа родного края.
4
Лекции, экскурсии
5.
Животный и растительный мир местности. Конкурс рисунков.
3
Выставка рисунков
6.
Природные комплексы.
2
7.
Охраняемые природные территории. Выставка рисунков «Охрана природы».
2
Выставка рисунков
8.
Базарносызганский охотничий заказник
6
Экскурсия
9.
«Марш парков»
4
Практическая работа
10.
«Мы чистим мир» облагораживание родников в долине р. Сызганки
3
Практическая работа
12.
Поход по местной экологической тропе. Летние задания. Итоги.
5
Поход
1 час в неделю – 35 часов.
«Давай пройдемся медленно по лугу
И «здравствуй» скажем, каждому цветку.
Я должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А, чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать».
Второй год обучения
№ п/п
Тема
Введение
Кол-во часов
Форма проведения
1.
Бактерии. Водоросли. Лишайники. Грибы. Растительный мир планеты.
1
Лекция
2.
Представители флоры в нашем крае.
1
Лекция
3.
Ра
·знообразие лишайников в нашем крае
1
Практическая работа
4.
Жизнь водорослей в местном пруду
1
Практическая работа
5.
Знакомство с многообразием грибов
1
Поход за грибами в лес с родителями
6.
Представители высших растений
1
Практическая работа гербарием местных растений
Всего
6
Морфология
8
7
Вегетативные органы растений.
1
Лекция
8
Корни. Корневые системы. Видоизменения корней.
1
Практическая работа с гербарием
9
Побег. Видоизменения побегов. Составление альбома растений с видоизмененными побегами, растущими в нашей местности.
1
Практическая работа
10
Почки и листья. Оформление альбома рисунков листьев растений, растущих на территории поселка
1
Практическая работа
11
Генеративные органы растений. Мир цветов нашей местности
1
12
Знакомство с определителями растений флоры Ульяновской области. Работа с гербарием.
1
Практическая работа
13
Особенности растений местных водоемов и увлажненных мест
1
14.
Разнообразие растений местных водоемов
1
Практическая работа
Жизнь растений зимой.
7
15
Процессы жизнедеятельности растений в зимний период.
16.
Жизнь хвойных деревьев и кустарников нашей местности.
1
Заочная экскурсия в хвойный лес.
17
Приспособление почек и молодых побегов к перенесению зимних холодов. Как определить деревья и кустарники в безлистном состоянии в школьном парке.
2
Экскурсия-практикум в школьном парке
18
Заготовка черенков плодовых деревьев и кустарников в домашнем саду, наблюдение за распусканием почек. Оформление дневника наблюдений. Итоги по теме.
4
Фенологические наблюдения
Сорные растения нашей местности.
4
19
Происхождение, места распространения, приспособление к жизни рядом с культурными растениями. «Знакомство с сорной растительностью в поле, по обочинам дорог, по лесным тропинкам».
2
Заочная экскурсия. Работа с гербарием.
20
Экологические проекты «Своевременные безвредные методы борьбы с сорной растительностью в сельском хозяйстве, на огороде. Использование таких растений в медицине».
2
Практическая работа
Весенние явления в жизни растений нашего края.
7
21
Начало сокодвижения у деревьев, набухание почек, цветение деревьев.
3
Фенологические наблюдения
22
Раннецветущие травянистые растения нашего края. Их охрана
2
Праздник цветов
23.
Составление альбома рисунков и фотографий растений во время цветения.
2
Практическая работа
Хозяйственно-ценные растения местной флоры.
4
24
Пищевые, лекарственные, ядовитые растения, их польза и вред, декоративные растения, используемые в озеленении.
2
25
Правила сбора лекарственных трав местности. Сбор лекарственного сырья в конце весны, начала лета.
2
Практическая работа
Охрана растений в нашем крае.
33
26
Красная книга флоры России.
5
27
Растения нашего района. Красная книга растений Ульяновской области. Составление альбома.
6
Практическое занятие
28
Определение охраняемых растений на местности.
5
Экологическая тропа
29
Составление экологических проектов по охране растений нашей местности.
3
Практическое занятие
30
Выращивание рассады томатов, огурцов, декоративных растений в школьной теплице. Закладка летних опытов. Теория
7
Лекционные занятия
31
Выращивание рассады томатов, огурцов, декоративных растений в школьной теплице. Закладка летних опытов. Практика
7
Практические занятия
2 часа в неделю. Всего 70 часов
«Не разрушать родной природы,
Не загрязнять бы небеса,
Не отнимать у братьев меньших
Морской простор, поля, леса».
Третий год обучения
№ п/п
Тема
Кол-во часов
Форма проведения
1.
Что общего и в чем различие растений и животных.
1
Лекция
2.
Животные-обитатели нашего края. Виды животных, обитающие на территории Базарносызганского охотничьего заказника
1
Лекция
3.
«Наблюдение за животными осенью» Итоги по теме.
3
Экскурсия
Беспозвоночные.
1
4.
Простейшие. Кишечнополостные. Обитатели местных водоемов их значение для человека.
1
Лекция
Черви.
6
5.
Ресничные черви. Черви-паразиты. Как сохранить свое здоровье.
1
Лекция
6.
«Дождевые черви и плодородие почв».
1
Лекция
7.
Наблюдение за поведением дождевого червя. Их значение, охрана. Итоги по теме.
4
Моллюски.
3
8.
Наземные улитки. Моллюски, обитающие в местных водоемах. Их значение и охрана.
1
Оформление альбома
9.
Проект искусственного водоема и его обитателей. Итоги по теме
2
Практическая работа.
Членистоногие.
7
10.
Раки в водоемах
1
Лекция
11.
Паукообразные, обитатели нашего края. Их значение и охрана.
1
Оформление альбома.
12.
Наблюдение за поведением паука-крестовика.
1
Практическая работа (из летних наблюдений)
13.
Насекомые нашего края. Их значение, охрана.
1
Конкурс рисунков
14.
Урок-игра «Не топчите бабочек ногами».
1
Урок-игра
15.
Проект муравейника. Итоги по теме.
2
Практическая работа
Позвоночные. Рыбы.
5
16.
Представители костных рыб в местной реке.
1
Заочная экскурсия
17.
«Берегите, охраняйте, увеличивайте рыбные запасы».
1
Устный журнал
18.
Устройство аквариума с карасями из местного пруда. Итоги по теме.
3
Практическая работа
Земноводные.
5
19.
В воде и на суше – жизнь земноводных в нашей местности.
1
Лекция
20.
«Тритона под охрану». Урок-игра.
1
Урок-игра
21.
«Царевна-лягушка». Урок-игра.
1
Урок-игра.
22.
Составление альбома о земноводных нашего края, их значение для человека и в природе, охрана редких видов. Итоги по теме.
2
Практическое занятие
Пресмыкающиеся.
2
23.
Ящерицы, змеи на лугу, в лесу.
1
Лекция
24.
«Если встретили гадюку». Первая помощь при укусе гадюки. Итоги по теме.
1
Просмотр фильма, летние наблюдения
Птицы.
16
25.
Мир пернатых в нашем крае.
1
26.
Наблюдение за птицами. Подкормка птиц на площадке.
2
Практическая работа
27.
«День птиц».
5
Праздник
28.
Задание из Союза Охраны Птиц России, «Музея природы».
6
Практические задания
29.
Редкие виды птицы нашего края. Составление альбома. Итоги по теме.
2
Практическое занятие
Млекопитающие.
17
30
Калейдоскоп о зверях нашей местности.
2
Творческие работы учащихся
31.
Бегуны и прыгуны в нашем лесу. Жизнь ежа.
2
Семинар
32.
Удивительный мир крылатого зверька летучей мыши.
1
33.
Звери строители – бобр. Выхухоль в нашем крае.
2
Лекция
34.
Жизнь лося.
1
Лекция
35.
Значение грызунов. Вся информация о крысах.
1
Лекция
36.
Наши домашние животные. Праздник рыжего кота.
2
Урок-игра
37.
Наблюдение за животными в лесу по их следам. Экскурсия.
3
Практическое занятие. Экскурсия
38.
Составление альбома «Возьмем под охрану редкие виды животного мира Ульяновской области». Итоги по теме.
3
Практическая работа
39.
Поход по местной экологической тропе.
3
Поход
40.
Конференция с защитой работ «Смотр знаний по курсу «Животный мир области».
1
41.
Практические занятия по охране животных, огораживание муравейников, площадки для подкормки птиц и т.д.
2
2 часа в неделю. Всего 70 часа
«Здоровое тело-продукт
здравого рассудка» (Б. Шоу)
Четвертый год обучения.
№ п/п
Тема
Кол–во часов
Форма проведения
Введение
1
1.
Как сохранить свое здоровье? Составление экологического проекта «Формула молодости».
1
Практическое занятие
Органы чувств. ВНД. Нервная система. Строение и физиология.
2
2.
Шум в нашей деревне. Тест на определение остроты слуха.
1
Практические занятия
3.
Игра «Зачем человеку нос». Итоги по теме.
1
Опора и движение.
2
4.
Опорно-двигательная система. Как определить плоскостопие? Меры профилактики.
1
Домашние практические занятия. Консультации у врача.
5.
Первая медицинская помощь при вывихе, растяжении, переломе. Итоги по теме.
1
Практическая работа
Кровь. Кровообращение.
4
6.
Система кровообращения. Как измерить давление? Пульс.
1
Практическое занятие
7.
Иммунитет. Иммунодефицит. «СПИД-чума XX в.».
2
Фильм
8.
Первая помощь при кровотечениях. Итоги по теме.
1
Практическая работа
Дыхание.
4
9.
Система дыхания.
1
10.
«Курить - здоровью вредить». Вечер.
2
Вечер
11.
Как сделать искусственное дыхание. Итоги по теме.
1
Практическая работа
Пищеварение.
3
12.
Система пищеварения. Режим питания школьника.
1
13.
О чем расскажет этикетка товара Е-?
1
Практическая работа
14.
Ядовитые и полезные грибы в нашей местности. Первая помощь при отравлениях. Итоги по теме.
1
Кожа.
2
15.
Покровы тела. Закаливание организма.
1
16.
Гигиена и косметика. Составление рецептов экологически чистых косметических средств, на основе лекарственных трав нашей местности. Итоги по теме.
1
Практическое занятие
Железы внутренней секреции.
2
17.
Железы в организме человека.
1
18.
Щитовидная железа. Дефицит йода у жителей Владимирской области. Итоги по теме.
1
Размножение и индивидуальное развитие.
4
19.
Система размножения.
1
20.
Гигиена девушек, юношей. Психологические основы взаимоотношения полов.
1
Беседа фельдшера по группам
21.
Взаимодействие человека с окружающей средой.
1
Лекция
22.
Роль антропогенных факторов в изменение окружающей среды непосредственно в районе школы. Итоги по теме.
1
Экскурсия в парк
Декады здоровья
10
23.
Праздник чаепития «За чашкой фиточая». Правила сбора лекарственных трав.
2
24.
Спортивные игры
8
Игры на воздухе
1 час в неделю. Итого 35 часов.
«В конце концов, жизнь – это отношения
между организмом и внешней средой» (К. Бернар)
Пятый год обучения.
№ п/п
Тема
Кол-во часов
Форма проведения
1.
Основные формы организации жизни. Экологические факторы.
1
2.
Среда и организм.
1
3.
Экологические системы. Экосистемы в нашей местности. Популяции.
2
Экскурсия
4.
Биоценозы.
2
5.
Экологический проект «Биоценозы нашей местности».
2
Практическая работа
6.
Экологический подход к охране редких видов и мест их обитания.
2
Составление и реализация экологических проектов
7.
Общая информация о международных экологических акциях.
2
Лекция
8.
Составление экологических проектов по экологическим акциям, проводимым в школе.
6
Практическая работа
9.
Особенности охраны природы в нашей местности
3
Составление и реализация экологических проектов
10.
Практическая работа: «Анализ воды из водопровода и родника Майоров».
3
Практическая работа т/б
11.
«Анализ воды в местном пруду, реке
3
Практическая работа т/б
12.
«Автомобиль в деревне: проблемы и поиски решения». Анкетирование для владельцев автомобилей.
3
Практическая работа т/б
13.
Собеседование по результатам работ
2
Итоги.
14.
Конференция в школе с приглашением учителей естественных наук
«Смотр знаний по исследованию воды и воздуха в нашей местности»
1
Конференция
15.
Выставка творческих работ по составлению экологических проектов.
2
Выставка в кабинете биологии
1 час в неделю. Итого: 35 часов.
Формы оценки результативности обучения:
составление и защита экологических проектов, других творческих работ на основе наблюдений, эксперимента,
- оформление альбомов по итогам занятий,
- участие в конкурсах
- конкурсы, викторины, выставки, конференции,
- тестирование.
Список литературы
1. Е.Л. Петренко. Организация внеурочной деятельности в школе в условиях ФГОС второго поколения, УИПК ПРО, 2013 год
2. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли, под редакцией А.Г. Асмолова М.: Просвещение, 2010 год
3. Храмова Е.В., Фенологические наблюдения и погода своей местности , Ульяновск, 2008г
4. Экологическое краеведение, учебное пособие, Алеев Ф.Т., Золотухин В.В., Ленгесова Н.А., Михеев В.А., Ульяновск 2008 год
№ п/п
Тема
Кол-во часов
Часы аудиторных занятий
Часы внеаудиторных занятий
Дата проведения
1.
Геологическое прошлое и настоящее нашего края
2
2
2.
Физико - географическая характеристика местности р.п. Базарный Сызган
2
1
1
3.
Времена года.
2
1
1
4.
Природа родного края.
4
2
2
5.
Животный и растительный мир местности. Конкурс рисунков.
3
2
1
6.
Природные комплексы.
2
1
1
7.
Охраняемые природные территории. Выставка рисунков «Охрана природы».
2
2
8.
Базарносызганский охотничий заказник
6
5
1
9.
«Марш парков»
4
2
2
10.
«Мы чистим мир» облагораживание родников в долине р. Сызганки
3
1
2
12.
Поход по местной экологической тропе. Летние задания. Итоги.
5
1
4
Итого:
35
20
15
15