Тема конференции «Современные образовательные технологии для подготовки компетентного специалиста» Тема выступления «Реализация личностно-ориентированного подхода в процессе преподавания истории»
Тема выступления «Реализация личностно-ориентированного подхода в процессе преподавания истории» Преподаватель историиШарайкина Елена Викторовна
На современном этапе экономического, политического и социального развития Российской Федерации, стране все больше требуются квалифицированные специалисты, качество подготовки которых остается актуальной проблемой современного профессионального образования.
На подготовку таких специалистов направлена и политика нашего государства по введению нового поколения федеральных государственных образовательных стандартов (далее ФГОС). Постоянно изменяющиеся требования работодателей, вызванные появлением новых производственных технологий, требуют изменения содержания обучения в средних профессиональных заведениях
В современном образовательном пространстве возникла необходимость подготовки профессионально компетентных, социально активных и конкурентоспособных специалистов, способных к адекватному профессиональному самоопределению и саморазвитию, готовых обеспечить обществу устойчивое, безопасное и успешное развитие.
«Компетентный» в своем деле человек ( от лат. Competent - соответствующий, способный) - человек, имеющий право по своим знаниям и полномочиям делать и решать что-либо, судить о чем-либо.Понятие «компетентный» означает знающий, авторитетный в какой-нибудь области; обладающий компетенцией. «Компетенция» обозначает сферу приложения знаний, умений и навыков человека. Под компетентностью мы понимаем способность применения своих личных возможностей в процессе профессиональной деятельности, готовность к исполнению своей профессиональной роли. При этом следует особо подчеркнуть, что речь идет о деятельности в реальных постоянно изменяющихся условиях.
Изменения, произошедшие в последнее десятилетие в нашем обществе, включая и систему образования, открыли новые возможности в педагогической деятельности. Использование современных образовательных технологий в практике обучения является обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся. Современную жизнь уже довольно сложно представить без использования вычислительной техники.
Современное преподавание истории и обществознания – это соединение фактов мышления и самостоятельности – качествами столь ценными в технологиях развивающего обучения. Основные методические инновации связаны с применением активных или, как их ещё называют, интерактивных методов обучения, позволяющих взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком).
ИКТ способны стимулировать познавательный интерес к истории, придать учебной работе проблемный, творческий характер, во многом способствовать обновлению содержательной стороны предметов, индивидуализировать процесс обучаемости и развивать самостоятельную деятельность школьников. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит в этот процесс свой особый индивидуальный вклад, что идёт обмен знаниями, идеями, способами деятельности.
Использование компьютера на уроке является сферой оптимизации труда учителя, способствует повышению интереса учащихся к предметам, расширяет возможности использования различных наглядных пособий, развивает навыки учащихся в работе с компьютером, даёт возможность разнообразить форму урока, возрастает возможность организовать проектную деятельность учащихся и т.д.
Особого внимания заслуживает работа учащихся с таблицами и схемами. Такая работа способствует развитию активного самостоятельного мышления. Материал в таблицах группируется по вертикальным, горизонтальным графам (или колонкам). В помещенных в учебниках таблицах содержится самый разнообразный материал: рисунки, репродукции картин и т.д. Нацеливая учеников на изучение этих таблиц, учитель ставит перед собой цель: с помощью таблиц помочь ученикам понять тему. Схемы и таблицы являются средствами выделения главного, они «запирают» информацию в замкнутое пространство. При составлении схем и таблиц ученик совершает логические операции: анализ, синтез, сравнение, умение преобразовать и обобщить исторический материал, привести его в систему и графически изобразить.
Ниже приведены различные формы уроков, на которых можно применить информационные технологии: Заполните систематизирующую таблицу «Сословный строй в России» Заполняется по тексту параграфа 7 [2]; . {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}СословияПравовое положениеИмущественное положение
Составьте хронологическую таблицу«Великие географические открытия XY – XYII вв.»Заполняется по тексту параграфа 42 [1]; {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Даты путешествияОткрытиеИмя первооткрывателяСтрана, снарядившая экспедицию
Дайте характеристику идейного содержания западников и славянофилов, систематизируя свои знания в таблице «Западники и славянофилы»:Заполняется по тексту параграфа 10 [2] и т.д.{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}ЗападникиСлавянофилыОбщее во взглядах на судьбу РоссииРазличное во взглядах на судьбу России
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА Цель: развить у учащихся анализа бумажного потока информации с последующей. Задачи: На основании текста составить конспект по правилам конспектирования. Главная задача в этом случае - обеспечить равномерную загруженность учащихся.После организационного момента начинается второй этап. Результаты работы на каждом этапе желательно фиксировать в тетради в виде ответов на поставленные учителем вопросы, заполненных таблиц или схем, которые представлены в учебнике.
ЛЕКЦИЯЦель: развить у учащихся умение анализа устного и электронного потока информации. Задачи: На основании лекции составить конспект по правилам конспектирования. Специфической целью проведения такого урока и является формирование исторических знаний, воспитание гражданской позиции и развитие исторического мышления учащихся на основе индивидуального подхода к каждому ученику. Достоинством данного вида учебной деятельности является возможность работать в удобном для ученика темпе.
Таким образом, различные виды технологий способствуют развитию познавательных и творческих интересов у учащихся. Однако внедрение современных образовательных и информационных технологий не означает, что они полностью заменят традиционную методику преподавания, а будут являться ее составной частью. Ведь педагогическая технология — это совокупность методов, методических приемов, форм организации учебной деятельности, основывающихся на теории обучения и обеспечивающих планируемые результаты.Именно сегодня для успешного проведения современного урока необходимо осмыслить по-новому собственную позицию, понять, зачем и для чего необходимы изменения, и, прежде всего, измениться самому.
Спасибо за внимание!