Урок-конференция «Земля — наш дом родной»
Математика
Дата «___»_______ ____ г Класс 3- «__»
(2 четверть)
Урок 5
Тема урока: Доли и дроби (числитель и знаменатель)
Цели урока:
1.
познакомить с понятием доли; закрепить изученный материал.
2.
Закреплять мышление, речь, внимание.
3.
Воспитывать познавательную активность, умение работать в коллективе, умение оценивать себя и одноклассников
Тип урока: урок открытия новых знаний;
Оборудование, наглядность, ТСО: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Этапы и структура урока.
1
Организационный момент. Эмоциональный настрой. Мотивация.
(Знайка в поварском колпаке и тортом в руках.)
На Знайке повара колпак,
Одел его не просто так.
Ему задачу надо трудную решить
Как этот торт на дольки поделить.
(Чистописание)
2
Актуализация знаний
Проверка домашнего задания
Для устного выполнения можно предложить упражнение №7
для совершенствования вычислительных навыков.
Найдите закономерность в двух первых прямоугольниках. Как связаны между собой числа? Вместо вопросительных знаков впишите нужные числа.
№ 1 - устно
Математический диктант.
а) Вычислите сумму чисел 31 и 34;
б) Увеличьте число 92 на 8;
в) Найдите сумму, если первое слагаемое 72, второе 18;
г) Уменьшите число 76 на 32;
д) Вычислите разность чисел 50 и 32;
е) Сколько нужно добавить к 27, чтобы получить 60?
ж) Сколько нужно отнять от 60, чтобы получить 37?
з) Вычислите разность чисел 90 и 57;
и) Вычислите, сколько будет 100 без 62?
к) Вычислите сумму чисел 18, 32 и 30.
3
Объяснение нового материала
(Практическая работа в группах. На столах модель торта, ножницы, полоски цветной бумаги).
1. Поможем Знайке задачу решить. Будем торт на дольки делить.
а) Разрежем на две равные части (разрезают, учитель тоже выполняет вместе с детьми).
- Как разрезали? (Пополам.)
- Как сказать по-другому? (На две равные части.) Проверьте, части у вас равные (проверяют, наложив часть на часть). Можно сказать, что половина торта - это одна вторая доля торта. 1 /2.
б) Сейчас разрежем торт на 4 равные части.
- Кто догадался, как это сделать? (Каждую половину поделить пополам.)
Молодцы! Сделайте.
- Мы получили (учитель держит в руках 1/4 часть торта) какую долю торта? (Четвертую.)
в) (На доске половина торта (рисунки) - 1/2; четвертая часть - 1/4; восьмая часть 1/8.)
Число под чертой говорит, что торт разделили на части, а над чертой - сколько таких частей взяли.
Говорят так: одна вторая - 1/2, одна четвертая - 1/4.
г) За столом сидят 6 ребят.
- На сколько равных долек разделите торт? (На шесть.)
- Сколько кусочков получит каждый? (Один.)
- Как сказать по-другому? (Одну шестую торта.)
А если мы с вами каждую четвертую часть разделим пополам.
- Сколько получится долек? (Делят, считают.) (Восемь.)
- Какая это часть тортика? (Учитель показывает 1/8.) (Одна восьмая.)
- Что вы можете сказать о частях, на которые мы делили? (Учитель обращает внимание детей на доску.) (Они разные по величине.)
- Какая часть самая большая? (1/2.)
- Какая часть самая маленькая? (1/8.)
- Какой сделали вывод? (Чем больше равных частей надо получить, тем части меньше по размеру.)
Молодцы!
2. Продолжим нашу работу. (Все полоски равной длины).
а) Разделите красную полоску на две равные части, пополам.
- Получили... (1/2.)
б) Синюю на четыре равные части.
- Получили... (1/4.)
в) Зеленую на три равные части.
- Получили... (1/3.)
- Какая доля больше, одна третья или половина? (Половина.)
- Одна третья или одна четвертая (проверяют накладыванием). (Одна третья.)
II вариант объяснения материала
1. Знакомство с долями.
Учитель берет целое яблоко и разрезает его на 2 равные части. Дети комментируют: «Яблоко разрезали пополам, т. е. на 2 равные части».
Учитель объясняет, что каждая часть яблока - это половина или по-другому можно сказать - одна вторая часть яблока, т. к. было две части.
Далее учитель разрезает яблоко на 4 равные части. Дети комментируют: «Берем одну такую частичку - теперь она уже будет - одна четвертая часть, т. к. яблоко разделено на 4 равные части».
2. Дети работают с раздаточным материалом (это могут быть разноцветные полоски.)
С помощью перегибания разделите полоску на 2 равные части.
Сколько половин в целой полоске? Следующую полоску разделите на 4 равные части.
Сколько в целом четвертых долей? Сравните половину и одну четвертую.
Сколько четверых долей в половине?
Физкультминутка
4
Первичное закрепление
Для первичного закрепления выполнить практическую работу с квадратом. Дети сгибанием делят квадрат пополам. И закрашивают одну вторую часть. Затем второй квадрат из бумаги делят на 4 части и закрашивают одну четвертую часть. Упражнение №4 выполняется под руководством учителя.
Физкультминутка
6.
Самостоятельная работа.
Решение задачи (упражнение №6) можно предложить для самостоятельного решения с последующей проверкой. Затем дети составляют по выражению задачу, аналогичную решенной, и решают ее под руководством учителя.
В магазине продавались компьютерные диски: 8 дисков с детскими играми, дисков с мультфильмами в 6 раз больше, чем с играми, а дисков с фильмами было на 9 больше, чем дисков с играми и мультфильмами вместе взятыми. Сколько дисков с фильмами было в магазине?
1) 8 6 = 48 (д.) – с мультф.
2) 8 + 48 = 56 (д.) – всего
3) 56 + 9 = 65 (д) – с фильмами
7
Повторение
Работа в тетради на печатной основе может быть выполнена самостоятельно.
Логическое задание №9 выполняется под руководством учителя. Рассуждения нужно начать с того, что если все надписи неправильные, значит, в третьей коробке лежит фломастер, в первой - ручки, а во второй - карандаши. Важно показать ребятам, с чего нужно начинать строить цепочку рассуждения.
8
Рефлексия
Домашнее задание.
№ 8
13PAGE 15
13PAGE 14115
Заголовок 1Заголовок 2тђЗаголовок 3Заголовок 4Заголовок 515