Конференция Земля — наш дом родной (урок по чтению в 3 классе, УМК Школа России)


-584835-32004000
0150495«Земля – наш дом родной»
урок – конференция по чтению
(обобщение по разделу «Люби живое»)
3 класс
«Земля – наш дом родной»
урок – конференция по чтению
(обобщение по разделу «Люби живое»)
3 класс

Цели:
повторение и обобщение знаний по теме «Люби живое».
Задачи:
проверка полученных знаний при изучении раздела;
развитие умений ориентироваться в изученных произведениях и анализировать их;
развитие умение выступать перед аудиторией;
развитие творческих способностей, речи, памяти, мышления;
воспитание любви к живому.

Планируемые результаты:
Учащиеся будут учиться отвечать на поставленные вопросы по теме раздела, выступать перед аудиторией, работать самостоятельно.
Оборудование:
Название отделов (карточки)
Бейджики для корреспондентов.
Карточки с характеристикой зайца.
Карточки с текстом.
Выставка книг.
Презентация «Земля – наш дом родной»
Видеокадры об охоте птицы рыболов – скопа.
Предварительная работа: учащиеся готовят выступления к конференции, находят дополнительную информацию о животных.
Ход урока
Слайд 1
Звучит музыка «Космическая», учитель читает легенду.
Сценическая завязка
По одной восточной легенде, однажды боги решили сотворить мир. Они создали звезды, луну, моря, горы, цветы, облака. Затем создали человека. И, наконец, создали истину. Задумались боги: куда спрятать истину, чтобы человек ее сразу не нашел. Им хотелось, чтобы он искал ее подольше. «Давайте спрячем ее на самой высокой горной вершине», – сказал один. «Давайте спрячем ее на самой далекой звезде», – сказал другой. «Давайте спрячем ее во мраке морских глубин». Наконец, самый древний и мудрый бог сказал: «Нет, мы спрячем ее в душе человека. Он будет искать истину по всей Вселенной, не подозревая, что носит ее в себе».
- Так что же вам сегодня предстоит найти на уроке?
-А истину мы будем искать на конференции, в форме которой пройдет наш урок. Тема - «Земля – наш дом родной».
- Какую истину нам предстоит выяснить? (Варианты ответов детей)
Слайд 2
- Давайте вспомним, что такое конференция?
- Конференция – собрание, совещание групп лиц, отдельных лиц, организации для обсуждения определённых тем или вопросов
Открытие конференции (Звучит Гимн России)
Слайд 3
- Наша конференция считается открытой. Вернёмся к её теме.
«Земля - наш дом родной»
- Почему так говорят?
- Земля - самая прекрасная планета во всей Вселенной - наш дом. Как вы думаете, а кто может считать Землю своим домом? (Люди, животные, растения).
- Человек в ней хозяин. Но мы не одни на нашей планете, с нами братья наши меньшие: птицы, рыбы, звери. Мы в ответе и за эту красоту, и за братьев наших меньших.
- Какова же будет цель нашей конференции? (Обсудите это в группе)
- Познакомиться с жизнью животных, их повадками, отношениями между людьми и «братьями нашими меньшими».
- А помогут нам сделать авторы литературных произведений, которые вы прочитали по теме «Люби живое» и ваши активная работа, внимание, умение слушать своих товарищей.
- Каждый из вас сегодня выступит в роли корреспондентов, представляющих отдел газеты «Лесная газета».
- А кто такие корреспонденты?
- Корреспондент – сотрудник газеты или журнала, радио и других органов информации, посылающих им сообщения с мест.
Слайд 4
Отдел «Вести из леса»
- Наступила долгожданная весна. Как живется нашим братьям меньшим в своем лесном доме? Наверно голодно и сыро.
- Слово предоставляется нашему корреспонденту «Вести из леса» …
Мы услышим сейчас рассказ Виталия Валентиновича Бианки «СОСУНКИ В СНЕГУ».
В поле еще снег, а у зайчих уж родятся зайчата.
Зайчата родятся зрячими, в теплых шубках. Сразу, как появятся на свет, они уже умеют бегать. Наевшись досыта материнского молока, они разбегаются и прячутся под кустами, кочками. Лежат смирнехонько, - не пищат, не балуются, хоть мать и убежала куда-то. Проходит день, другой, третий. Зайчиха по всем полям скачет, давно уже про них и забыла. А зайчатки все лежат. Бегать им нельзя: ястреб заметит или нападет на след лиса.
Вот, наконец, бежит мимо зайчиха. Нет, не мамаша - тетка какая-то чужая. Зайчата к ней: накорми нас! Ну что ж, пожалуйста, кушайте! Накормила - и дальше.
И опять зайчата под кустиками лежат. А мамаша их где-то чужих зайчат кормит.
Так уж повелось у зайчих: всех зайчат общими считать. Где бы ни повстречала зайчиха зайчат, она их накормит. Все равно, свои они ей или чужие.
Думаете, плохо зайчатам беспризорниками жить? Ничуть! Им тепло: шубка у них. А молоко у зайчих такое сладкое, густое, что зайчонок раз насосется, - потом несколько дней сыт.
А на восьмой-девятый день зайчата начнут травку зубрить.
- Что нового из этого сообщения вы узнали для себя о жизни зайцев?
- Что вы можете дополнить о жизни этого животного?
Дополнение.
Зайцы очень осторожны. Он никогда не пойдёт прямо к своей лёжке. Будет путать следы петляя. И подпрыгивает иногда выше, чем на метр, взлетая над травой, он успевает оглядеться – ведь рядом могут быть враги.
- Кто хочет дополнить выступление нашего корреспондента?
- Назовите произведение и автора, рассказавшего нам о зайце?
Слайд 5
- Иван Сергеевич Соколов - Микитов «Листопадничек»
- Почему автор так назвал своё произведение?
- Охотники называют осенних зайчат листопадничками, потому что они рождаются, когда с деревьев осыпается золотой лист.
- Дайте характеристику зайчику из произведения Ивана Сергеевича Соколова - Микитова.
Работа в группах.
Дети получают листок с характеристикой зайца.
- Докажите, что зайчик обладал этими качествами.
Смелый - убежал из родного гнезда искать журавлиные тёплые страны.
Легкомысленный - побежал, не подумав о последствиях.
Боязливый - в хатке у бобров было темно, сыро, можно было замёрзнуть, побоялся прыгать в холодную воду.
Решительный – решил научиться плавать
Беспокойный – переживал о старой матери.
- О своём тёплом гнездышке. Не давал никому покоя.
Группа отвечает:
Мы считаем….
Слайд 6
- О каких зверях ещё вы узнали из рассказа Соколова – Микитова?
- Что вы узнали о жизни бобров?
У бобров хатка в 2 этажа
Строят на речке плотину, подгрызают острыми зубами толстые деревья, ветер подует, упадет дерево в воду
Толстым хвостом громко пришлёпывают, как штукатур лопаткой.
Едят мягкие ивовые прутья
Любят чистоту и порядок.
Слайд 7
Отдел «Рыбацкий узел».
- Слово предоставляется корреспонденту отдела «Рыбацкий узел» ...
СЕМИДЫРКА
Моё выступление о странной рыбе, которая попадается в ручьях и реках по всей нашей стране, от Ленинграда до Сахалина. Узкая, длинная, - с первого взгляда примешь ее за змею. Плавников по бокам тела у нее нет - только на спине у хвоста. И когда она плывет, то извивается, как змея. А кожа у нее дряблая, без чешуи, и вместо обыкновенного рыбьего рта у нее круглая дыра воронкой - присоска. Поглядишь на эту присоску и подумаешь, что это не рыба вовсе, а громадная пиявка.
В деревнях ее зовут семидырка, потому что у нее по бокам тела, позади глаз семь дыхательных щелок.
Личинки семидырки, пескорои, похожи на вьюнов. Ребята часто ловят их для наживки на жерлицы - ставить на крупную хищную рыбу.
Бывает: присосется семидырка к большой рыбе и путешествует с ней по реке, - никак та от нее освободиться не может.
И еще рассказывают рыбаки, будто семидырка присасывается к подводным камням. Присосется и давай извиваться, дрыгать, дергать всем телом. Камень и съедет с места: очень сильная рыба. В ямку на дне, где лежал камень, семидырка мечет свою икру.
По-ученому эта удивительная рыба - пиявка называется речная минога.
На вид-то она не очень приятна, но слегка поджаренная да с уксусом - объеденье!
Дополнение (добавляют дети)
У меня есть дополнение. Я хочу рассказать об ондатре, которую тоже можно встретить у водоемов. Её родина – Северная Америка. Ондатра живёт в норах, устраиваемых в берегах водоёмов. Вход в нору скрыт под водой. Питается рогозом, камышом, тростником. Она даёт очень красивый мех.
Работа в группах
Слайд 8 -9
Задание: вставьте пропущенные слова, восстановив текст, и вы узнаете, каких животных можно встретить на водоёмах и на их побережье.
« Первыми заметили Пика большие ……………………. …………….
Они подлетели и закружились над кораблём. Они кричали от досады. Что не могут прикончить разом мышонка: боялись с лёта разбить себе клюв о твёрдую кору. Некоторые опустились на воду, и вплавь догоняли кораблик.
А со дна реки поднялась………………………… Она ждала, когда …………………….. скинут мышонка в воду. Тогда ему не миновать её страшных зубов.
(Ответ: белые чайки, щука, чайки)
Проверка: зачитывает один из группы.
-Из какого произведения этот отрывок?
Слайд 10
«Мышонок Пик» Виталий Валентинович Бианки
- Виталий Валентинович Бианки побывал в экспедициях в самых разных уголках страны и везде изучал природу. Природа и стала главным героем его произведений, которые сам писатель называл «сказки-несказки». В 1927 г впервые напечатана «Лесная газета», которая превратилась в своеобразную энциклопедию жизни леса и его обитателей. И именно оттуда вы брали информацию к нашей конференции.
(показать книгу «Лесная газета»)
- Но вернёмся к главному герою - мышонку Пику.
- Назовите эпизоды, которые вас заставили поволноваться за мышонка:
Чуть не убил мальчик.
Чуть не склевали чайки.
Чуть не поймала щука, птица рыболов-скопа, змея, жулан.
Чему научился мышонок во время своего путешествия?
Научился находить себе пищу, лазить отлично.
Слайд 11
- Посмотрите на рыболова – скопа. На нашей конференции есть возможность посмотреть видеокадры об охоте этой птицы.
Слайд 12
Отдел «Почта»
Но не только мышей преследуют опасности.
Слово предоставляется корреспонденту отдела «Почта» …
- Я хочу зачитать жалобы, которые пришли в адрес нашей редакции.
Жалоба 1
Сама знаю, что не красавица. Покажись я, многие шарахаются в сторону, а то и камнем бросят или ногой пнут. А за что? Придумали ведь, что от меня на руках бородавки бывают. Чушь какая-то. Не всем же быть красавицами! А вот польза от меня людям большая. Жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород
-1 жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород.
Если в доме завелись тараканы,
Принеси жабу - и они исчезнут.
Жалоба 2
На земном шаре, нет, пожалуй, такого существа, о котором рассказывали бы столько легенд и небылиц, как о нас. Не нравится, что темноту мы любим, что на обычных птиц и зверей не похожи. Но мы же друзья человека, а не враги. Что же нам делать? Ведь такими мы уродились. Любим висеть вниз головой. А обижают нас не заслуженно.
- Кто это? Летучие мыши поедают вредных насекомых, нектароядные летучие мыши опыляют растения, в некоторых странах мышей употребляют в пищу.
- Вспомним, в каком рассказе могла пожаловаться птица на людей?
Слайд 13
Виктор Петрович Астафьева «Капалуха», глухаркаРебята потревожили гнездо глухарки. В гнезде лежало 4 рябеньких светло - коричневых яйца.
- Как она проявляла свой материнский инстинкт?
- Своими распущенными крыльями прикрывала своих будущих птенцов, сохраняя для них тепло. Выщипала сама пух и грела голым животом
- В каких рассказах вы встретились с материнским инстинктом у животных? ( Виктор Петрович Астафьев «Капалуха», Василий Иванович Белов «Малька провинилась», «Еще про Мальку»).
- Какие заботливые мамаши. А я знаю, что одну птицу люди считают плохой матерью. Вы знаете, какая это птица?
Слайд 14
Докладчик:
- А я хотела бы выступить в защиту кукушки.
Кукушка – единственная из всех птиц, которая подкладывает яйца в чужие гнезда и никогда не выкармливает своих птенцов. А знаете, почему она это делает? Кукушка – птица насекомоядная и к тому же прожорливая. И главное – она поедает больших и мохнатых гусениц. А кукушата их есть не могут. Вот их и выкармливают другие птицы. Подкладывая яйца в другие гнезда, кукушка спасает своих птенцов от голодной смерти.
- На слайде вы видите, как камышовка кормит кукушонка.
- Изменилось ваше мнение о кукушке как о плохой матери? Почему?
(Мы очень мало знаем о наших братьях меньших. А они все такие разные, как и мы – люди)- Какой же вы можете сделать вывод?
( Прежде чем судить о поступке, надо разобраться в ситуации, узнать о животном и его жизни).
Слайд 15
Отдел «Городские новости»
Слово предоставляется корреспонденту отдела «Городские новости» …
Я – корреспондент городских новостей. И хочу прочитать вам письмо мальчика.
Какого жука я в лесу повстречал!
Он топал, как бык, и рогами качал.
И очень серьезным и грозным он был-
Я даже дорогу ему уступил.
Мне имя его неизвестно пока,
Но я не забуду лесного жука.
Я в городе в библиотеку пойду,
Жука моего по рисункам найду.
Узнаю, где водится, как он живёт,
Зачем ему крылья, и что он жуёт.
И будут страницы, как травы шуметь,
И будут, как птицы, трамваи звенеть.
Я всем расскажу про жука своего,
Как славно, что я не обидел его!
- Что хотел рассказать автор данного письма?
- Где живет мальчик? Где он встретился с жуком?
(Он отправился из своего дома в дом, где живут наши братья меньшие. Пришел в гости. Мальчик рассказал о радости, которую испытал от своей встречи с жуком).Слайд 16
7. Отдел «Угадай?»
- Во многих журналах и газетах есть занимательные странички с кроссвордами, загадками, стихами.
Слово предоставляется …
Я предлагаю вам стихотворение – загадку…
Фонарик
Агния БартоМне не скучно без огня -
Есть фонарик у меня.
На него посмотришь днем:
Ничего не видно в нем,
А посмотришь вечерком -
Он с зеленым огоньком,
Это в баночке с травой
Светлячок сидит живой.
- А кто знает, почему светится светлячок?
Справка.
Распространены они практически по всему свету, и всего их насчитывается около 2000 видов.
Все светлячки (и самцы и самки) обладают способностью испускать в темноте фосфоресцирующий свет. Более того, светятся (только чуть слабее) даже личинки, куколки и отложенные жуками яички. Орган свечения у светлячков располагается на конце брюшка. Светятся они благодаря наличию кислорода в брюшке. Их свечение является средством защиты от врагов.
Известный энтомолог Эвелин Чисман в 1932 году в своих статьях писала, что некоторые экстравагантные дамы перед вечерними праздниками украшали светлячками свои платья и даже прическу, и в темноте создавалось впечатление, что это бриллианты.
- В каком произведении вы встретились с этим интересным насекомым?
- Герой какого произведения встретился со светлячком?
Виктор Юзефович Драгунский «Он живой и светится»
- При каких обстоятельствах это произошло?
Мальчик обменял дорогую игрушку самосвал на светлячка
- Как чувствовал себя мальчик, когда увидел светлячка? (Был этому рад).
- Значит, животных можно назвать нашими друзьями.
Слайд 17
Рефлексия
- Наша конференция подходит к концу.
- Скажите, чему вас научили писатели, их произведения?
- О чём заставили задуматься?
- Что вы увидели, что вы услышали, что почувствовали на конференции?
Они научили нас видеть живое вокруг себя.
Все хотят жить!
- Земля – наш дом, и мы должны любить её, заботиться о ней и защищать её.
И таким образом вы будете спасать ваш Дом и Дом ваших братьев меньших – животных. Все мы – одна большая семья.
Слайд 18
- Вернёмся к нашей истине. Удалось ли нам доказать, что «Земля – наш дом» ?.- Наша конференция подходит к концу. Обсудите, каким будет наше решение. Продолжите фразу «Земля – наш дом» … (мы будем любить нашу Землю и заботиться о ней)
-Что это значит?
- Проголосуем за это решение.
Спасибо за плодотворную работу!