Выступление на кафедре учителей русского языка и литературы Место урока в системе жизненных приоритетов, ценностей и планов учащихся
Кузьмина Г.А.
Нижнекамск, МБОУ «Гимназия №25»
Место урока в системе жизненных приоритетов,
ценностей и планов учащихся.
(Из опыта работы)
Мы живем в трудное, но интересное и очень динамичное время. Время, которое круто изменило требования, предъявляемые жизнью к современному человеку, потребовало от каждого из нас пересмотра своих взглядов, убеждений, жизненных и профессиональных позиций. Учитель должен осуществлять подготовку молодой смены, отличающейся самостоятельностью, изобретательностью, оригинальностью мышления, творческими способностями, интеллектуальной инициативностью и другими качествами.
Урок призван выполнять функции обучения, воспитания и развития, он формирует навыки социального общения. Что необходимо делать, чтобы знания, умения были прочными?
Сегодня, когда на наших учеников (особенно по телевидению) обрушивается так много низкого и грязного о людях, человеке, особенно важно на уроках литературы показать в нем истинно высокое и прекрасное.
Образованный человек – это, прежде всего, квалифицированный, внимательный читатель, не бездумно поглощающий книги, а способный сопереживать писателю и его героям, вникать в художественное слово, ценить его красоту и незаменимость.
Неоценимую помощь в преподавании литературы оказывает искусство. Психологами установлено, что у детей всех возрастов лучше всего развито зрительное восприятие. В рисунках учащиеся выражают себя, свое восприятие мира, свое представление о нем. Иллюстрации к тексту обогащают впечатления о нем.
Сценическое искусство пробуждает яркие чувства, обогащающие и формирующие нравственный, интеллектуальный и поэтический мир учащихся; формирует способности к тому видению, без которого невозможно чтение художественной литературы.
Мы обращаемся ко всем формам детского сценического творчества, актуализируем имеющийся театральный опыт школьников, обогащаем его, внедряя как репродуктивные (сбор материалов о театре, просмотр профессиональных постановок, чтение «по ролям»), так и проблемно-поисковые методы (обсуждение игры актеров и приемов создания образа на сцене, читательская интерпретация текста и т.д.). Приучая ребят замечать детали в процессе подготовки, просмотра и обсуждения инсценировки, ценить свою зрительскую наблюдательность и пользоваться ею в работе над текстом, мы воспитываем «проницательного читателя», способного без посторонней помощи постигать художественное произведение.
На уроках литературы и на занятиях спецкурса стараюсь как можно чаще использовать в своей работе творческий потенциал эстетического центра нашей гимназии: работы ребят художественной студии, исполнение песни (в тесном сотрудничестве с учителем музыки Пшеворской С.Г., фольклорным ансамблем, театральной студией).
На уроке - размышлении о взаимоотношениях А.С. Пушкина и Н.Н. Гончаровой «Моя Мадонна - «чистейшей прелести чистейший образец»... «окунаемся» не только в прекрасный мир пушкинской поэзии, но и в не менее прекрасный мир музыки. Слушаем романсы на стихи А.С. Пушкина в исполнении Пшеворской С.Г. и самих ребят, читаем письма поэта под музыку П.Чайковского («Сентиментальный вальс».) Обращаясь к повести А.С. Пушкина «Метель», инсценируем эпизод встречи героев в значительные для них минуты жизни (признание в любви). Этот урок – размышление о человеческих чувствах, о любви. Эта тема имеет огромное значение для ребят. Они сами размышляют о любви; возможно, влюбляются впервые. В своих творческих работах ребята пишут о том, какой должна быть любовь в наши дни: «Любили во все времена, и, я думаю, будут любить всегда. Безусловно, каждый из нас мечтает о любви красивой, взаимной, приносящей радость и желание жить. Хотя каждый в это понятие вкладывает свой смысл. Некоторые считают, что красивая любовь – это красивая жизнь с материальным достатком. Я думаю, что это ошибочное представление. Ничто не заменит нежно смотрящих глаз, доброго выражения лица, нежных и ласковых слов, понимания».
Урок – концерт по творчеству Н. Рубцова («Он был поэт»...) является окном в большой мир Поэзии, без которого немыслима жизнь современного культурного человека. Поэзия Н. Рубцова настраивает душу человека на волны добра и участия к людям; помогает открыть гармонию мира, зовет к совестливости и сострадательности. В его стихах можно найти и кровную связь с природой, и любовь к истории своей Родины, и философские размышления над жизнью (на уроке звучат песни на стихи Н. Рубцова, отрывки из воспоминаний...).
Главное для словесника - вернуть обязательную для детей веру в чудесное, в торжество справедливости и добра. Сказки Г. Андерсена воспитывают у учащихся умение оценивать подлинную красоту жизни, учат любить труд, добро, справедливость и в то же время уметь разглядеть и оценить низменные человеческие пороки : ложь, злобу, лицемерие, глупость. На уроке «Здравствуй, сказочник прекрасный...» говорим о дружбе, о преданности и верности. При помощи элементов инсценирования проникаем в психологию героев Андерсена (сказка «Ель»). Ель не ценит того, что у нее есть, хочет чего-то лучшего, прекрасного, блестящего. Так порой бывает и с нами, людьми. И только потеряв все, она понимает, что имела именно то, что ей было нужно для счастья.
Уроки, посвященные устному народному творчеству, призваны дать учащимся представление о том, каким бесценным наследием одарили нас наши предки. У всякого народа песня - самое искреннее выражение души и судьбы.
На интегрированном уроке «Русские народные песни как отражение истории жизни русского народа» прививаю учащимся любовь к традициям и обычаям русского народа, вырабатываю навыки выразительного чтения и монологической речи . На уроке звучат русские народные песни в исполнении школьного фольклорного ансамбля, самих ребят ; ребята разыгрывают целый спектакль (здесь и ряженые, и скоморохи, и Петрушка...).
Все это рассчитано на зрительное восприятие и всегда вызывает эмоциональный отклик у ребят.
На уроке по страницам жизни и творчества Г. Тукая («С народом России мы песни певали...) средствами литературы, изобразительного искусства, театра, музыки воспитываю любовь к родной земле, к природе родного края, уважение к минувшему. Задолго до урока ребята получили задания: самостоятельно, используя знания по татарской литературе, помощь родителей, школьной и городских библиотек, прочитать как можно больше стихов Г. Тукая, выбрать понравившиеся, выучить наизусть; кроме того, ребятам были даны задания познакомиться с биографией поэта, выбрать отрывки из его воспоминаний. Также был выбран фрагмент для инсценировки (сказка «Шурале»), выучили песню на слова Г.Тукая. Ребята проиллюстрировали понравившиеся произведения поэта.
В ходе урока, в анализе стихов старалась подчеркнуть национальную самобытность поэзии Г. Тукая, и в то же время его интернациональную сущность, особенно связь его творчества с творчеством А.С. Пушкина.
На уроке литературы в 10 классе (в рамках семинара «Пути индивидуализации и воспитания учащихся в условия гимназии) «...Все во мне - и я во всем...» (Любовь в жизни и творчестве Ф.И. Тютчева) знакомлю учащихся с любовной поэзий Ф.И.Тютчева, приобщаю ребят к миру искусства, воспитываю эстетические чувства, любовь к русской поэзии, развиваю творческую активность учащихся в различных видах искусства: в музыке, в сценическом искусстве. На уроке звучат романсы на слова Ф. Тютчева «Весенние воды» С. Рахманинова, «Я очи знал...» Е. Кочубей, звучит музыка П. Чайковского, ребята инсценируют встречу Ф. Тютчева с Е.А. Денисьевой. И хочется верить, что разговор о поэзии Тютчева позовет человека с утонченной душой к сборнику его стихов, и он найдет в нем строки, созвучные своему настроению.
Какая власть сравнится с властью их?
Друг с другом мы через слова и звуки
Сближаемся... Блаженство, радость, муки,
Любовь, вражду - все облекаем в них...
Книги К.Г. Паустовского учат нас любить природу, Родину, искусство, человека. Жизнь К.Г. Паустовского может служить примером редкой целеустремленности, благородства и преданности своему делу.
На уроке по страницам рассказа К.Г. Паустовского «Телеграмма» («За добро плати добром!») разговор идет о самом теплом, ласковом, светлом слове на белом свете: слове «мама». Слове, при котором взрослый хмурый человек улыбнется, потому что оно несет в себе тепло - тепло материнских рук, материнского слова, материнской души.
«За добро плати добром, не будь пустельгой», - говорит Тихон Манюшке (это напутствие пожилого человека девочке: она тоже дочь.) Но это совет, предназначенный и Насте. Не будь пустым человеком - это и авторское напутствие читателям.
Все хорошее в этом мире - от доброты людской, от щедрости их сердец.
Таким образом, необходимо учителю шире практиковать активные формы занятий, придавать им большую практическую направленность, тогда урок займет достойное место в системе жизненных приоритетов, ценностей и планов учащихся.
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 315