Презентация выступления на заседании ГМО учителей физики Г.о. Балашиха. Достижение планируемых результатов обучения физике посредством заданий на установление соответствия при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ


МБОУ СОШ №7 с УИОП Г.о. Балашиха Московской области Лаборатория физического проектирования «Perpetuum mobile» Выступление на заседании ГМО учителей физики Г.о. Балашиха. Тема: Достижение планируемых результатов обучения физике посредством заданий на установление соответствия при подготовке к ОГЭ и ЕГЭАвтор – Петренко Надежда Федоровна, учитель физики высшей квалификационной категории 20.03.2017 Введение ФГОС, базирующегося на системно-деятельностном подходе, требует внесения изменений в структуру заданий, выполняемых учащимися при достижении как предметных, так и метапредметных результатов обучения. Знаниевый подход, при котором основным критерием качества является освоение учащимися системы предметных знаний, должен уступить место деятельностному подходу, при котором на первый план выходит овладение обучающимися различными видами деятельности, в том числе владение умением устанавливать соответствие элементов, представленных в 2-х множествах. Владение данным умением можно сформировать, используя в процессе обучения физике задания, при выполнении которых элементам одного множества требуется поставить в соответствие элементы другого множества. Задания на установление соответствия особенно полезны для ассоциирования физической теории со сферами ее практического применения позволяют проверить ассоциативные знания – знания о взаимосвязи определений и фактов, имен ученых и их открытий. Физической сути явлений и их названий, соотношение между различными свойствами, законами, формулами, приборами и т.д. Выполняя задания на установление соответствия, учащиеся осуществляют следующие действия:Актуализируют опорные знания, описания и предписания, способствующие установлению соответствия элементов, представленных в 2-х множествах, применяя их в новой ситуацииОсознают сущность заданияПриводят алгоритмическое или эвристическое исследованиеОсуществляют обобщение и синтез знаний в выводах, оценочных сужденияхЗакрепляют результаты мыслительной деятельности при заполнении предлагаемой для ответа схемы Анализ материалов для подготовки к ГИА по физике показал, что данный вид заданий на установление соответствия представлен: 4 уровнями сложности обработки информации, в зависимости от числа задействованных в них связей 3 типами, в зависимости от физической информации, представленной в обоих множествах. Охарактеризую УРОВНИ Пример 1. Материальная точка движется с постоянной линейной скоростью по окружности радиусом R. Как изменяются угловая скорость, центростремительное ускорение и период обращения по окружности, если линейная скорость точки увеличивается?Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:1)Увеличивается 2) уменьшается 3) не изменяется 1. Подсистемный При выполнении заданий данного уровня используются знания описания и предписания из одного раздела курса физики, одной и той же темы.{616DA210-FB5B-4158-B5E0-FEB733F419BA}Угловая скоростьЦентростремительное ускорение Период обращения по окружности    Пример 2. На покоящейся на горизонтальной поверхности тележке массой М и длиной L находится человек массой m. Человек начинает движение по тележке со скоростью v. Трением тележки о поверхность пренебречь. Установите соответствие между физическими величинами и формулами, по которым их можно рассчитать.2. Внутрисистемный.При выполнении заданий данного уровня используются знания описания и предписания 2-х или более разделов физики. ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫФОРМУЛЫАСкорость тележки относительно горизонтальной поверхности1𝑚𝑀vБПолный путь, пройденный тележкой    2𝑚𝑚+𝑀v 3𝑚𝑚+𝑀L 4𝑀𝑚+𝑀L ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫФОРМУЛЫАСкорость тележки относительно горизонтальной поверхности1БПолный путь, пройденный тележкой    234 3. МежсистемныйВыполнение заданий данного уровня проводится на основе межпредметных связей, т.е. используются знания описания и предписания из 2-х и более предметов.Пример 3. Три точечных тела движутся вдоль оси Ох по горизонтальной плоскости из точки с координатой х0 =0. Установите соответствие между графиками зависимостей скорости этих тел от времени и формулами зависимости координаты этих тел от времени. 4. СмешанныйВыполнение заданий данного уровня требует применения знаний описаний и предписаний из 2-х и более разделов физики и других предметов естественно-математического цикла.Пример 4. К кольцу, сделанному из тонкой металлической проволоки, подносят постоянный магнит таким образом, что поток магнитной индукции через плоскость кольца линейно возрастает с течением времени t. Установите соответствие между графиками и физическими величинами, зависимости которых от времени эти графики могут представлять. В каждом уровне могут быть представлены задания на установление соответствия разного типа. 1-й тип. Задания направлены на выявление характера изменения («уменьшается», «увеличивается», «не изменяется») различных физических величин при тех или иных явлениях/процессах. Такие задания позволяют проверить у учащихся владение умением устанавливать взаимосвязи определений, формул/законов, содержания и сущности явлений, а также владение умением применять знания описания и предписания, изученные ранее, в измененных условиях. Несмотря на то, что число элементов в обоих множествах всего 6, однозначного соответствия здесь установить нельзя (выбор 3-х ответов из 9 возможных). Пример 5 (внутрисистемный уровень). Тело бросили с поверхности Земли вертикально вверх. Установите соответствие между физическими величинами и их возможными изменениями при движении тела вверх, считая, что сопротивление воздуха движению тела пренебрежимо мало. Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:{21E4AEA4-8DFA-4A89-87EB-49C32662AFE0}Кинетическая энергияПотенциальная энергияПолная механическая энергия    2-й тип. Задания направлены на установление взаимосвязей особенностей протекания явления/процесса с описывающими его величинами и формулами, дающими представление о расчете данных величин. Пример 6 (межсистемный уровень). Материальная точка движется равномерно, прямолинейно и со направленно с осью координат ОХ. Установите соответствие между физическими величинами и формулами, по которым их можно рассчитать.ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫФОРМУЛЫАКоордината х тела в момент времени t1)v*t2)v0*t + 𝑎𝑡22БПуть, пройденный телом за время t3)x0 - v*t4)x0 + v*tФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫФОРМУЛЫАКоордината х тела в момент времени t1)v*t2)БПуть, пройденный телом за время t3)x0 - v*t4)x0 + v*t 3-й тип. Задания направлены на диагностирование владения учащимися умением применять знания описания и предписания о сущности физического явления/процесса и его признаков/условий протекания или на выявление знаний описаний о физических закономерностях/явлений, лежащих в основе работы приборов. Пример 7 (внутрисистемный уровень). Установите соответствие между особенностями явления и его названием.{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}ОСОБЕННОСТИ ПРОТЕКАНИЯ ЯВЛЕНИЯЯВЛЕНИЯ АСохранение скорости тела при отсутствии действия на него других тел1)Свободное падение2)Инерция БРезкое возрастание амплитуды вынужденных колебаний при совпадении частоты действия внешней силы, действующей на систему, с собственной частотой колебаний3)Резонанс 4)Автоколебания Пример 8 (внутрисистемный уровень). Установите соответствие между техническими устройствами и физическими закономерностями, лежащими в основе их действия.{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}ПРИБОРЫФИЗИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИАЖидкостный термометр1)Зависимость гидростатического давления от высоты столба жидкости2)Условие равновесия рычагаБРычажные весы3)Зависимость силы упругости от степени деформации тела4)Объемное расширение жидкостей при нагреванииВПружинный динамометр5)Изменение атмосферного давления с высотой Формируя у учащихся умения выполнять задания на установление соответствия мы - учителя должны четко представлять, для достижения каких предметных и метапредметных результатов обучения применяется то или иное задание. Я проанализирую ранее представленные задания с позиций формирования предметных и метапредметных результатов обучения и сопоставлю их с элементами кодификаторов ОГЭ и ЕГЭ.  {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}№ заданияПредметные результатыМетапредметныерезультатыЭлементы кодификатораОтветОГЭЕГЭ1Понимание смысла кинематических формул, раскрывающих связь между величинами, описывающими движение по окружностиАнализ текстовой информацииДвижение по окружностиДвижение материальной точки по окружности.Угловая и линейная скорость точки: v = ωR, ω=𝟐𝛑𝐓Центростремительное ускорение точки: a=𝐯𝟐𝐑1122Понимание смысла физических законов, раскрывающих связь механических явлений, описанных в заданииАнализ текстовой и символьной информацииРавномерное прямолинейное движение. Закон сохранение импульса.Равномерное прямолинейное движение: x(t) = x0 +v0xt vx(t) = v0xt = const  Закон изменения и сохранение импульса:Δ𝐩=∆(𝐩𝟏 +𝐩𝟐 + …)= 023{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}№ заданияПредметные результатыМетапредметныерезультатыЭлементы кодификатораОтветОГЭЕГЭ1Понимание смысла кинематических формул, раскрывающих связь между величинами, описывающими движение по окружностиАнализ текстовой информацииДвижение по окружности1122Понимание смысла физических законов, раскрывающих связь механических явлений, описанных в заданииАнализ текстовой и символьной информацииРавномерное прямолинейное движение. Закон сохранение импульса.23 {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}3Знание как связывать физические величины (скорость, координату, ускорение) на основе анализа условия задачиОсвоение приемов действий с графической и символьной информацией в нестандартных ситуацияхРавноускоренное прямолинейное движениеРавноускоренное прямолинейное движениеx(t) =x0 + v0*t + 𝐚𝐭𝟐𝟐vx(t) = v0 + axtax =𝐯−𝐯𝟎𝐭  1534Распознавание электромагнитных явлений и объяснение на основе имеющихся знаний условий протекания этих явлений Анализ текстовой и графической информацииЭлектромагнитная индукция. Опыты Фарадея.Явление электромагнитной индукции. ЭДС индукции. Самоиндукция.ЭДС самоиндукции 135Умение применять теоретические знания по физике на практике.Приобретение опыта анализа и отбора информации с использованием различных источниковЗакон сохранения механической энергииЗакон изменения и сохранения механической энергии: Емех = Екин + ЕпотВ ИСОΔ Емех= Авсех непотенц. силВ ИСО Δ Емех= 0, Если Авсех непотенц. сил = 0213{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}3Знание как связывать физические величины (скорость, координату, ускорение) на основе анализа условия задачиОсвоение приемов действий с графической и символьной информацией в нестандартных ситуацияхРавноускоренное прямолинейное движение1534Распознавание электромагнитных явлений и объяснение на основе имеющихся знаний условий протекания этих явлений Анализ текстовой и графической информацииЭлектромагнитная индукция. Опыты Фарадея.Явление электромагнитной индукции. ЭДС индукции. Самоиндукция.ЭДС самоиндукции 135Умение применять теоретические знания по физике на практике.Приобретение опыта анализа и отбора информации с использованием различных источниковЗакон сохранения механической энергииЗакон изменения и сохранения механической энергии: Емех = Екин + ЕпотВ ИСОΔ Емех= Авсех непотенц. силВ ИСО Δ Емех= 0, Если Авсех непотенц. сил = 0213 {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}6Понимание смысла физических законов, раскрывающих связь механических явлений, описанных в заданииАнализ текстовой и символьной информацииРавноускоренное прямолинейное движениеРавноускоренное прямолинейное движениеx(t) =x0 + v0*t + 𝐚𝐭𝟐𝟐vx(t) = v0 + axtax(t) =𝐯−𝐯𝟎𝐭=const417Умение применять теоретические знания о явлениях по физике на практике.Анализ текстовой информацииСвободное падение тел. Инерция. Механические колебания и волныСвободное падение.I закон Ньютона. Вынужденные колебания. Резонанс. 238Умение применять теоретические знания о явлениях по физике на практике.Анализ текстовой информацииСила упругости. Простые механизмы. Тепловое равновесие.Сила упругости. Закон Гука: Fx = - kxУсловия равновесия твердого тела в ИСО: М1 = М2Изменение агрегатных состояний вещества: испарение и конденсация, кипение жидкости.423{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}6Понимание смысла физических законов, раскрывающих связь механических явлений, описанных в заданииАнализ текстовой и символьной информацииРавноускоренное прямолинейное движение417Умение применять теоретические знания о явлениях по физике на практике.Анализ текстовой информацииСвободное падение тел. Инерция. Механические колебания и волныСвободное падение.I закон Ньютона. Вынужденные колебания. Резонанс. 238Умение применять теоретические знания о явлениях по физике на практике.Анализ текстовой информацииСила упругости. Простые механизмы. Тепловое равновесие.Сила упругости. Закон Гука: Fx = - kxУсловия равновесия твердого тела в ИСО: М1 = М2Изменение агрегатных состояний вещества: испарение и конденсация, кипение жидкости.423 Обучение учащихся умению выполнять задания на установление соответствия имеет свои особенности, обусловленные системообразующей функцией этих заданий и наличием в структуре деятельности учащихся определенных операций: Определение тем, разделов курса физики, в которых изучались представленные в задании элементы Построение умозаключений путем установления связи на основе соответствия элементов, представленных в 2-х множествах, с целью получения соотношения между условием и требованием задания, определение их достаточности Выявление на основе установления соответствия причинно-следственных связей, что востребовано не только при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ по физике и при диагностике достижений планируемых результатов, но и при обработке различной научной информации. Анализ КИМов по физике, размещенных на сайте ФИПИ, пособий, рекомендованных для подготовки учащихся к ОГЭ и ЕГЭ по физике, рекомендаций специалистов ФИПИ показывает, что доля заданий на установление соответствия элементов, представленных в 2-х множествах, значительно выросла с 2011 года. Вывод: Для результативного достижения планируемых результатов обучения физике необходимо:Формировать у учащихся умения выполнять задания на установление соответствия нужно с 1-х уроков и продолжать все годы обучения физике При подборе к учебному занятию заданий на установление соответствия учитель должен учитывать, что они бывают разного вида и типа Знакомить учащихся с различными методами выполнения заданий на установление соответствия всех видов и типов Реализация данной деятельности учителя и учащихся возможна при наличии достаточного количества заданий на установление соответствия на сайте ФИПИ или специализированного дидактического пособия, включающего различные виды и типы заданий по всем разделам курса физики, а также методику выполнения этих заданий. Источники информации и литератураШефер О.Р., Шахматова В.В. Задания на установление соответствия//Физика в школе. – 2008 - №8, стр.42 – 48.Шефер О.Р., Шахматова В.В. Сборник заданий по физике на установление соответствия: учебное пособие. – Челябинск: КрайРа, 2015.http://www.fipi.ru/https://phys-ege.sdamgia.ru/test?theme=295