Проект Сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной форм познавательной деятельности учащихся на уроках технологии с учетом ФГОС второго поколения.
Министерство образования Ульяновской области
Областное государственное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
Ульяновский институт повышения квалификации
и переподготовки работников образования
КАФЕДРА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Тема: Сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной форм познавательной деятельности учащихся на уроках технологии с учетом ФГОС второго поколения
Выполнил:
Слушатель гр. Т- 2 -2013
учителя технологии:
Караева Гульнар Ильгизовна ФИО, СОШ, район (полностью)
Муниципальное образоваельное учреждение Салмановская средняя общеобразовательная школа Ульяновский район _______
Научный руководитель:
Атаулова О.В.
зав.кафедры технологического образования, к.пед.н., доцент
Ульяновск
2013
Оглавление
Введение
Глава 1. Формы организации познавательной деятельности на уроках
История развития форм обучения. Сущность понятия "форма" организации познавательной деятельности.
1.2. Классификация форм познавательной деятельности на уроках
1.2.1. Фронтальная форма организации учебно-познавательной
деятельности
1.2.2. Индивидуальная форма организации учебно-познавательной
деятельности
1.2.3. Групповая форма учебно-познавательной деятельности
1.2.4.Индивидуализированно-групповая форма учебно-познавательной деятельности
1.3. Средства формирования познавательной деятельности учащихся
1.4. Методы по типу познавательной деятельности (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин)1.5. Учет возрастных, психолого-физиологических особенностей
учащихся 10-11 лет
1.5.1. Уровни развития учебной деятельности в подростковом возрасте
(в 5 классе) по Эльконину Д.Б.
1.6. Опыт коллег по организации форм познавательной деятельности
на уроках технологии
1.6.1. Опыт коллег по организации форм познавательной
деятельности на уроках технологии в России
1.6.2. Опыт коллег по организации форм познавательной
деятельности на уроках технологии в Ульяновском районе
Глава 2. Опыт реализации применения различных форм
познавательной деятельности на уроках технологии в 5 классе в
МОУ Салмановской СОШ
2.1. Роль и место раздела программы «Кулинария» направления
«Технология ведения дома» в технологическом образовании
школьников в 5 классе
2.2. Технологическая карта организации учебного процесса по разделу
«Кулинария» в 5 классе
2.3. План-конспект урока по теме «Блюда из круп, бобовых и
макаронных изделий» раздела «Кулинария» в 5 классе
2.4. Требования охраны труда и техники безопасности при обучении
«Кулинарии»
2.5. Методика эксперимента
Заключение
Список литературы
Введение
За последние десятилетия четко обозначилась тенденция к изменению сущности, целей и приоритетных ценностей российского общего образования. В Федеральном компоненте государственного стандарта второго поколения подчеркивается необходимость создания качественно новой личностно ориентированной развивающей модели школы. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, одним из важных критериев которого является - активная учебно-познавательная деятельность обучающихся;
В связи с этим приоритетной становится развивающая функция обучения, которая должна обеспечить становление личности школьника, раскрытие его индивидуальных возможностей. Развитие личностных качеств и способностей школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной. [1 с.3]
Широкое распространение в школе получают личностно ориентированные педагогические технологии. Уходит в прошлое практика, когда учитель работает фронтально с целым классом. Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником.
Проблемы организации работы в школе - теряется опыт коллективной работы, отдается предпочтение индивидуальному подходу. При этом индивидуальная работа включает в себя "борьбу" с педагогически запущенными детьми и создание условий для одаренных детей. Дети, не входящие в эти две категории (то есть не доставляющие беспокойства или успеха) остались вне педагогического внимания. Так быть не должно.
В настоящее время существующая в образовании тенденция рассматривает весь педагогический процесс как педагогику сотрудничества.
Учебное сотрудничество в образовательном процессе состоит из совокупности взаимодействий: учитель – ученик (ученики), ученик – ученик, общегрупповое взаимодействие учеников в коллективе. Практика обучения при внедрении различных форм работы в учебный процесс убедительно показывает, что именно вышеперечисленные формы обучения предоставляет значительные резервы для формирования познавательной мотивации, способствующей повышению эффективности обучения, самооценки и развития личности ребёнка в целом.
Поэтому тема исследования выпускной работы является сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной форм познавательной деятельности учащихся на уроках технологии с учетом ФГОС второго поколения.
Объектом исследования является учебный процесс при сочетании различных форм познавательной деятельности в пятом классе на уроках технологии модуля «Кулинария».
Цель выпускной работы заключается в исследовании различных форм познавательной деятельности в средней школе, как важнейших показателей развития личности учащегося.
Задачи выпускной работы:
провести анализ психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования;
показать свой опыт в рамках выбранной темы;
сформулировать методические рекомендации по данной теме.
Глава 1. Формы организации познавательной деятельности на уроках
1.1. История развития форм обучения. Сущность понятия "форма" организации познавательной деятельности.
В истории школы длительное время преобладало индивидуальное обучение. Ещё первобытный человек передавал свои знания об окружающем мире, свой жизненный опыт младшим в процессе повседневного общения сначала с помощью мимики и жестов, а затем, с появлением письменности, возникает потребность в обучении письму. Это обучение было индивидуальным: жрец обучал каждого ученика отдельно, кузнец или сапожник учили своих учеников-подмастерьев тоже поодиночке. Таким же образом шло обучение любому мастерству (гончарному, ювелирному, столярному и т. д.).
В последующие века в дворянских семьях у детей был свой учитель, свой гувернер, который при непосредственном общении передавал знания и умения своему подопечному.
Социально-экономические условия жизни общества оказывают существенное влияние на изменение всего учебного процесса, включая и его организаторскую структуру.
Развитие многих наук привело к потребности в большем числе образованных, грамотных специалистов. В эпоху раннего феодализма на 500 человек населения Парижа приходился только один ученик. А в 1500 году, например, в Страсбурге на 16 тысяч человек — более 300 учащихся, т.е. 1 учащийся на 53-54 человека. В связи с этим ситуация в школах изменилась: учителю уже приходилось работать не с 8-10, а 30-40 учениками и даже больше. Поэтому индивидуальная форма обучения постепенно уступает место индивидуально-групповому обучению. Теперь учитель мог обучать не одного, а сразу нескольких учащихся. Численность и состав групп были различными. Обучение, как правило, проводилось по следующей схеме: ученик учил определённый текст, а затем пересказывал учителю этот материал, отвечал на вопросы. После этого учащийся получал новое задание и отправлялся на своё место готовить очередной урок, т.е. дальше шла самостоятельная работа ученика. В это время учитель проверяет выполнение задания у следующего учащегося. Все ученики готовили обычно свои уроки не дома, а в школе, в присутствии своего учителя.
Уже в XII-XIII веках в университетах, а затем и в средних и начальных школах в практику обучения входит групповой способ. Педагог стал обучать учащихся не по - одиночке, и каждого по очереди, а сразу группами.
Постепенный распад феодализма, развитие промышленности и торговли, появление городов и мелкой буржуазии, новые географические открытия, возрождение науки и искусства во всей Европе, развитие техники - всё это требовало более образованных и грамотных специалистов, способствовало поискам новых форм в области просвещения. Групповая форма организации обучения постепенно была заменена коллективной, которая позволяла одновременно заниматься с одним учителем большому количеству учащихся.
Наиболее ранней системой организации коллективного обучения была классно-урочная система, разработанная чешским педагогом Я.А.Каменским. В классы объединялись учащиеся, которые имели одинаковый уровень подготовки. Учитель должен следить за работой всего класса и отдельных учащихся.
Школьные занятия требуют применения различных форм организации деятельности учащихся. Это помогает молодым более уверенно чувствовать себя в различных жизненных ситуациях. Поэтому учителя должны выработать у учащихся навыки индивидуального, самостоятельного, коллективного и группового труда.
Что же такое «познавательная деятельность»? Одним из постоянных сильнодействующих мотивов человеческой деятельности является интерес. Интерес можно определить как положительное оценочное отношение субъекта (ученика) к его деятельности. Познавательный интерес проявляется в эмоциональном отношении школьника к объекту познания. [3 с. З67]. Л.С. Выготский писал: «Интерес – как бы естественный двигатель детского поведения, он является верным выражением инстинктивного стремления, указанием на то, что деятельность ребенка совпадает с его органическими потребностями. … Педагогический закон гласит: прежде чем ты хочешь призвать ребенка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности…и что ребенок будет действовать сам, преподавателю же остается только руководить и направлять его деятельность».
Возникает вопрос: « Какие формы организации познавательной деятельности окажутся эффективными на уроках?»
Любая форма учебно-познавательной деятельности имеет свои преимущества и недостатки, выбор той или иной формы обусловлен рядом обстоятельств. В частности, необходимо учитывать специфику изучаемого предмета, его сложность, материал может иметь разную сложность, разную новизну. Трудный материал, обладающий большой степенью новизны на первом этапе, требует фронтальная работы, где главная роль в изложении принадлежит учителю. Подготовленность учащихся и их индивидуальные особенности, квалификация учителя- всё это влияет на выбор той или иной формы организации деятельности учащихся. Сочетание различных форм многовариантно. Оно осуществляется либо последовательно, когда одна форма следует за другой, либо параллельно, когда сочетание протекает одновременно и формы работы входят одна в другую.
Как показывает опыт и множество экспериментов, проведённых различными педагогами, сочетание форм организации деятельности следует применять, идя от сочетания простых, к более сложным, учитывая возраст учащихся, специфику предмета. Для определения оптимального варианта организации деятельности необходимо знать, как влияет конкретная форма на эффективность учебной деятельности различных групп учащихся. "Такое сочетание форм учебной работы, при котором нейтрализуются недостатки одних и обеспечивается более высокая результативность других при минимальных затратах времени, является оптимальным". (Чередов И.М. "Методика планирования школьных форм организации обучения").
"Оптимальным вариантом сочетания коллективной, групповой и индивидуальной форм работы учащихся будет тот, который в соответствии с дидактической целью и спецификой учебного материала создаёт наилучшие условия для обучения и воспитания". (Виноградова М.Д., Первин И.В. "Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников"). [4]
1.2. Классификация форм познавательной деятельности на уроках
Выделяют 3 основные формы организации учебно-познавательной деятельности на уроке: фронтальная, индивидуальная, групповая.
1.2.1. Фронтальная форма организации учебно-познавательной деятельности
Существуют различные точки зрения на определение фронтальной работы учащихся на уроке. Стрезикозин В.П., Галант Е. Я., например, считают, что "фронтальный способ организации учебной работы предусматривает одновременное выполнение учащимися под наблюдением учителя одного и того же задания". Другие (Петровский Е.И., Семёнов И.А.) считают, что фронтальной является работа, которую выполняют все учащиеся одновременно, но содержание может быть общим для всех или дифференцированным. Фронтальная работа учащихся на уроке подразумевает общую, одновременную работу со всем классом. Обращаясь к отдельному ученику, учитель учитывает весь класс, значение ответа одного ученика для всего класса. Это может быть следующее:
1) беседа;
2) обсуждение;
3) сравнение;
4) диктант и т. д.
Данная форма работы позволяет:
1) установить доверительные отношения с классом, так как ученик участвует в работе класса учащихся посредством своего рассказа, объяснения или беседы;
2) активизировать деятельность и познавательные интересы учащихся.
Фронтальная форма организации обучения требует от педагога большого умения организовать работу всего класса, терпеливо выслушивать всех учащихся, тактично корректировать их ответы и т. д.
Учащиеся непосредственно контактировать не могут. Фронтальная форма способствует сплочению коллектива, учит ребят отстаивать свою точку зрения, учит умению слушать других.
Фронтальная форма познавательной деятельности учащихся наряду с её положительными сторонами имеет ряд существенных недостатков: она не учитывает индивидуальные особенности учащихся, в результате чего ученики с более низким уровнем подготовки хуже усваивают материал, а сильные ученики не имеют возможности совершенствовать свои способности.
1.2.2. Индивидуальная форма организации учебно-познавательной деятельности
При индивидуальной работе учащиеся на основе ранее полученных устных или письменных инструкций работают каждый самостоятельно. Инструкции могут учитывать индивидуальные особенности того или иного ученика. Непосредственно контактировать с учителем и одноклассниками учащиеся при этом не могут. При необходимости за разъяснениями обращаются учителю. Индивидуальная работа учащихся на уроке подразумевает отдельную самостоятельную работу учащегося, подобранную в соответствии с уровнем его подготовки. Это может быть следующее:
1) работа по карточкам;
2) работа с картой;
3) работа у доски;
4) заполнение таблиц;
5) написание рефератов, докладов;
6) работа с учебниками и т. д.
Данная форма организации деятельности учащихся может быть применена на любом этапе урока, например, ее целесообразно использовать:
1) для закрепления полученных знаний;
2) для обобщения и повторения пройденного материала;
3) при самостоятельном изучении нового материала и т. д.
Однако у индивидуальной работы есть серьезный недостаток: способствуя воспитанию самостоятельности учащихся, она несколько ограничивает их общение между собой, стремление передавать свои знания одноклассникам.
1.2.3. Групповая форма учебно-познавательной деятельности
При групповой форме работы происходит непосредственное общение между учащимися, их совместная деятельность. С учителем постоянного контакта нет. Руководит процессом работы в группе звеньевой. До начала работы учитель даёт устные и письменные инструкции. Групповая форма работы в классе предусматривает следующее:
1) деление класса на группы, которые получают либо одинаковое, либо дифференцированное задание и выполняют его совместно;
2) количественный состав групп зависит прежде всего от величины класса (примерно от трех до шести человек);
3) при этом члены группы должны выбираться учителем таким образом, чтобы в каждой находились ученики разного уровня подготовки. Это увеличивает возможную помощь слабым учащимся.
В групповой работе получают возможность реализовать свои способности самые робкие ученики, которые не могут отвечать при всем классе. Групповая форма имеет и свои недостатки:
1) учитель должен иметь высокий уровень педагогического мастерства, чтобы организовать групповое обучение;
2) существуют трудности в комплектовании групп, так как в классе не всегда есть достаточное количество сильных учеников, которые могут быть лидерами группы.
Важно учитывать уровень успеваемости, различную информированность, разную трудоспособность ребят, взаимоотношения в классе. От того, как учитель справится с проблемами, связанными с организацией групповой формы деятельности, зависит успешность урока.
1.2.4.Индивидуализированно-групповая форма учебно-познавательной деятельности
Эта форма является дополнительной. Благодаря ей учитель имеет возможность на отдельных этапах урока специально заниматься с 1-2 учениками, не отрывая класс от работы по выполнению общего задания. Эта форма способствует предупреждению отставания слабых и создаёт лучшие условия для развития и повышения своего уровня знаний одарённых школьников. Эта форма организации познавательной деятельности учащихся на уроке может применяться при изучении нового материала, при проверке выполнения домашнего задания, при контроле знаний. Организация индивидуализированно-групповой работы требует высокого мастерства учителя, который должен уметь распределять внимание, использовать разнообразный дидактический материал, работая с отдельными учениками, преподаватель не должен выпускать из вида всех учащихся класса, всё, что происходит на уроке, должно быть в поле его зрения.
Форма организации учебной деятельности учащихся на уроке важна для более эффективного проведения урока.
Необходимо отметить, что по отдельности каждую из трех форм организации учебной деятельности учащихся применять не рекомендуется. Только сочетание этих форм – групповой, фронтальной и индивидуальной – приносит ожидаемые положительные результаты. Это сочетание определяется учителем в зависимости от решаемых учебно-воспитательных задач на уроке, от учебного предмета, специфики содержания, его объема и т. п.
948690219710Формы познавательной деятельности
00Формы познавательной деятельности
765810673100
2716530533400045859705334002984505334000
-49403020193000442341020193000201549020193000
-3619506985Фронтальная
00Фронтальная
4585970108585Групповая
00Групповая
2086610108585Индивидуальная я
00Индивидуальная я
4484370297815Коммуникативные
0Коммуникативные
437261019621501893570297815Личностные
Регулятивные
00Личностные
Регулятивные
18224501962150
-4330702819400
-31115097155Формирование УУД
(универсальные учебные действия)
00Формирование УУД
(универсальные учебные действия)
1.3. Средства формирования познавательной деятельности учащихся
Учитель может обучать своих учеников, влияя на них непосредственно: прежде всего, с помощью устного слова и средств, которые дополняют, усиливают словесную речь (мимика, жесты, интонация и т. д.). При непосредственном обучении ученик и учитель видят друг друга, слышат.
Люди могут общаться и опосредованно, когда друг друга они не слышат, а может быть, даже в этот момент не видят, когда личное непосредственное воздействие друг на друга отсутствует.
Основным средством в этом случае является письменное слово и то, что может его заменить (таблицы, графики, стереозаписи и т. д.), но необходимо, чтобы то, что писал, чертил один человек, было понятно, доступно и воспринято другим человеком.
Среди многообразия путей и средств, выработанных практикой для формирования устойчивых познавательных интересов, выделяют:
увлеченное преподавание;
новизна учебного материала;
связь знаний с судьбами людей, их открывших;
показ практического применения знаний в связи с жизненными планами и ориентациями школьников;
чередование форм и методов обучения;
обучение с компьютерной поддержкой;
применение мультимедиа-систем;
использование интерактивных компьютерных средств;
взаимообучение (в парах, микрогруппах) и т.д.
1.4. Методы по типу познавательной деятельности (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин)
Тип познавательной деятельности – это уровень самостоятельности (напряженности) познавательной деятельности, которого достигают учащиеся, работая по предложенной учителем схеме обучения. Выделяют следующие методы:
объяснительно-иллюстративный;
репродуктивный;
частично-поисковый;
исследовательский.
Если познавательная деятельность, организованная учителем, приводит лишь к запоминанию готовых знаний и последующему их безошибочному воспроизведению, которое может быть и неосознанным, то здесь имеет место достаточно низкий уровень мыслительной активности и соответствующий ему репродуктивный метод обучения. При более высоком уровне напряженности мышления учащихся, когда знания добываются в результате их собственного творческого познавательного труда, имеет место эвристический или еще более высокий-исследовательский метод обучения. [4 c.475]
1.5. Учет возрастных, психолого-физиологических особенностей учащихся 10-11 лет
Развитие детей происходит одновременно во многих видах деятельности и общения. Когда мы говорим о ведущей деятельности или о ведущем виде общения, об их значении для развития ребенка в тот или иной период его жизни, то это не означает, что только данные виды общения и деятельности фактически ведут за собой развитие. Правильнее было бы говорить о системе взаимосвязанных видов ведущих деятельностей и форм общения. Если расположить различные виды деятельности и общения детей по группам в той последовательности, в которой они чаще всего становятся ведущими в процессе возрастного развития детей, то получится следующий ряд :1. Эмоционально-непосредственное общение—общение ребенка со взрослыми людьми, осуществляемое вне совместной предметной деятельности в период времени от рождения до одного года.
2. Предметно-манипулятивная деятельность — деятельность ребенка раннего возраста от года до трех лет с разнообразными игрушками и окружающими предметами не в полном соответствии с их социально-культурным назначением и без активного взаимодействия со взрослыми.
3. Сюжетно-ролевая игра—сочетание игровой деятельности с общением, имитирующее определенную социальную ситуацию и характерные для нее формы ролевого поведения участников. Свойственна для детей дошкольного возраста от трех до шести-семи лет.
4. Учебно-познавательная деятельность — сочетание учебной деятельности и межличностного общения, доминирующее в младшем школьном возрасте в пределах от шести-семи до десяти-одиннадцати лет.
5. Профессионально-личностное общение — сочетание общения на личные темы и совместной групповой деятельности по интересам, служащее средством подготовки детей к будущей профессиональной работе в подростковом возрасте, от десяти-одиннадцати до четырнадцати-пятнадцати лет.
6. Морально-личностное общение — общение на интимно-личностные темы в старшем школьном возрасте, от четырнадцати-пятнадцати до шестнадцати-семнадцати лет.
Заметим, что утверждение подобной возрастной последовательности смены ведущих видов деятельности и общения не означает, что при переходе ребенка на более высокую ступень развития прежние виды общения и деятельности, характерные для него, полностью исчезают и на смену им приходят совершенно новые. Это означает лишь то, что к уже сформировавшимся ранее видам деятельности и общения добавляются новые и одновременно происходит возрастная качественная перестройка каждого вида деятельности и общения. Кроме того, с возрастом на первый план выходят одни, а на второй план отодвигаются другие виды общения и деятельности, так что меняется их иерархия в качестве ведущих. Процесс, о котором идет речь, имеет системный характер. [2. С.22] 1.5.1. Уровни развития учебной деятельности в подростковом возрасте (5 классе) по Эльконину Д.Б.
Наш материал показывает большое разнообразие в уровнях развития учебной деятельности пятиклассников: от наиболее высокого, при котором совершенно самостоятельно не только выполняются домашние задания, но и осваивается новый учебный материал и даже новые области знаний, через ряд промежуточных форм, где самостоятельная учебная деятельность ограничивается только подготовкой учебных заданий или лишь эпизодически выходит за пределы школьного материала, до наиболее низкого уровня, когда отсутствуют элементарные умения самостоятельной работы даже при подготовке домашних заданий.
Как свидетельствуют факты, об уровне развития учебной деятельности нельзя судить на основе работы ребенка в пределах только школьного материала. В ряде случаев именно в занятиях, выходящих за пределы школьных заданий и учебных предметов, у некоторых учащихся мы обнаруживали высокий уровень развития учебной деятельности.
В нашем материале ясно выступает зависимость между уровнем сформированности учебной деятельности и интересами: учащиеся, у которых до V класса и в V классе возникли активные познавательные интересы, обнаруживают в усвоении школьных знаний и особенно в сфере привлекательных для них занятий более высокий уровень учебной деятельности по сравнению с одноклассниками, у которых такие интересы не сложились. Среди учащихся нашего V класса было лишь несколько человек с ясно выраженными активными и относительно устойчивыми интересами, сформировавшимися или до перехода в V класс, или в V классе. Однако приходится констатировать, что формирование таких интересов происходило вне школы.
Вместе с тем есть основания утверждать, что дети, вступающие в подростковый период, сензитивны к возникновению у них познавательных интересов. Во-первых, у некоторых детей, вовсе не исключительных по своим способностям, такие интересы возникают, а во-вторых, именно в этот период появляется новое отношение к учению, в котором на первое место начинает выдвигаться стремление приобрести глубокие знания. Поэтому отсутствие у большинства изучавших нами учащихся активных интересов нельзя считать их возрастной особенностью. Это связано с какими-то недостатками в организации и содержании учебной работы в начальных классах школы и в V классе.
Аналогичное заключение мы вынуждены сделать и в отношении уровня сформированности учебной деятельности. Если подойти к нашему материалу со стороны среднестатистических величин, то следовало бы констатировать, что у большинства изученных нами пятиклассников уровень сформированности учебной деятельности относительно низкий и, следовательно, это и есть возрастная особенность детей этого периода развития. В действительности все обстоит не так. Особенно следует подчеркнуть, что речь идет не об уровне учебной деятельности при самостоятельной подготовке учебных заданий, а о более высокой и развитой ее форме - о самостоятельном углублении и приобретении новых знаний за пределами школьной программы. Есть основания полагать, что именно в начале подросткового возраста дети сензитивны к переходу в учебной деятельности на новый, более высокий уровень, когда для подростка раскрывается смысл учебной деятельности как деятельности по самообразованию и самосовершенствованию. Это, видимо, и есть возрастная особенность данного периода.
Изменения, происходящие в учебной деятельности на протяжении V класса, не ограничиваются только уровнем ее сформированности и не могут быть правильно поняты вне выяснения более общего вопроса об изменении у подростков-пятиклассников отношения к учению. Так, среди наших испытуемых обращал на себя внимание один учащийся, у которого при высоком уровне учебной деятельности, несомненных способностях, начитанности и широком кругозоре уже с IV класса появилось равнодушное отношение к учению в школе, к отдельным предметам. Между успехами в школьных занятиях в V классе и интеллектуальными возможностями у него было явное расхождение: интеллектуальные возможности высокие, а школьные успехи низкие. Таким образом, безразличное отношение подростков к школьному учению может сосуществовать с существенным сдвигом в отношении к знаниям - стремлением к приобретению настоящих, глубоких знаний.
В процессе обучения в V классе в отношении к учению происходят сдвиги. Сущность подобных сдвигов заключается в возникновении нового отношения к настоящим глубоким знаниям, в стремлении знать и уметь по-настоящему. Наблюдающееся одновременно несколько пренебрежительное отношение к оценкам и отличникам указывает подчас лишь на взрослость, усвоенную из самых разнообразных источников и иногда подкрепляемую неправильно складывающимися отношениями с учителями.
Таким образом, наше предположение, что в V классе возникает возможность перехода к новой, более высокой форме учебной деятельности, в которой для учащихся раскрывается ее смысл как деятельности по самообразованию и самосовершенствованию, подтверждается и со стороны отношения к учению: на первый план начинает выдвигаться стремление к овладению глубокими, настоящими знаниями, хотя бы в какой-либо ограниченной области. Переход от младшего школьного возраста к подростковому есть одновременно переход к иной, более высокой форме учебной деятельности и новому отношению к учению, приобретающему именно в этот период личностный смысл. [8. С.286]1.6.Опыт коллег по организации форм познавательной деятельности на уроках технологии
1.6.1. Опыт коллег по организации форм познавательной деятельности на уроках технологии в России
Паринова Ирина Владимировна
Урок - это сложное педагогическое явление. С одной стороны, это организованная учебно-познавательная деятельность учащихся, с другой - управление этой деятельностью учителем. Обучение на уроках технологии в школе носит в основном практический характер. Большая часть времени отводиться на самостоятельную учебно-трудовую деятельность. И моя главная задача как учителя - стимулировать познавательную деятельность учащихся. Одной из форм познавательной деятельности является коллективная или групповая. На своих уроках технологии я применяю несколько видов коллективной деятельности: фронтальная, бригадно-звеньевая и групповая форма работы над проектом.
При фронтальной форме организации работы все учащиеся выполняют одинаковые учебно-трудовые задания. Инструктирование учащихся (вводное, текущее, заключительное) и контроль над их работой я осуществляю одновременно для всех. Эта форма работы используется мной в начальный период освоения рабочих приёмов и трудовых операций. Такую форму организации деятельности учащихся я использую, к примеру, в 5-6 классах при изучении свойств волокон, освоении приёмов работы на швейной машине и при пошиве фартука и ночной сорочки. Положительной стороной этой формы работы является то, что каждая из них, работая в коллективе, осваивает приёмы само- и взаимоконтроля, взаимопомощи и в тоже время выполняет изделие на себя или индивидуальную работу от начала до конца. При этом осваиваются все трудовые операции, каждый видит конкретный результат своей работы. Но в то же время каждый имеет индивидуальные особенности и различный уровень познавательных способностей, и это, в свою очередь, требует дифференциации трудовых знаний. Эту проблему я решаю, изменяя уровень сложности заданий для каждого учащегося. Например, более слабым учащимся при моделировании изделий на себя предлагаются варианты моделей невысокого уровня сложности, которые им будет легче раскроить и сшить. Более сильным - наоборот. При освоении приёмов работы на машине поступаю аналогичным образом - слабые выполняют самые простые швы, а сильным ребятам можно предложить и несложные узлы изделий. Главным и необходимым условием организации такой формы работы является то, что каждый учащийся должен быть обеспечен раздаточным материалом, оборудованием и инструментами.
Бригадно-звеньевая форма организации работы предполагает деление учащихся на отдельные группы (звенья или бригады). Каждой группе выдаётся отдельное задание. Внутри каждого звена учащиеся выполняют одно задание. При этом внутри звена или бригады происходит разделение труда, каждый член группы выполняет часть общей работы. При такой организации деятельности хорошо развиваются навыки взаимоконтроля, саморегуляции трудовой деятельности, ответственности за общее дело. Эта форма работы может применяться при изготовлении какого-то сложного изделия. Я её применяю при работе в старших классах при моделировании изделий или при изготовлении узлов лёгкого платья по инструкционным картам. Но такая форма чаще практикуется на уроках технического труда.
И ещё одна форма организации коллективной деятельности - это групповая работы над проектом. Конечно, чаще всего учащиеся выбирают индивидуальные проекты. Овладевая навыками работы в какой-либо области деятельности (вышивке, макраме, вязании или др.) девчонки выбирают изготовление изделий в одной из этих областей.
Следует отметить, что работать над таким проектом гораздо сложнее, и в группе обязательно должен быть лидер и организатор, должно быть творческое начало и огромное желание сделать что-то интересное и необычное. Каждый должен чувствовать ответственность за свою часть работы перед другими участниками группы и за общий результат и итог работы. Все члены группы обсуждают и планируют работу, каждый вносит свои предложения, замечания и все обсуждают и решают - принять их или отвергнуть. Предлагаются способы и средства изготовления и распределяются обязанности. Да, это сложно, но и интересно. Мотивация такой деятельности усиливается благодаря творческому характеру, самостоятельности, ответственности перед членами группы, возможности обосновать и выразить свою точку зрения на решение задачи. Если у вас есть такие творческие ребята в классе, предложите им эту форму проектной деятельности, немного помогите в организации работы на начальном этапе, и результат будет очень интересным, а опыт, который они приобретут, - очень полезным. [10]
Загородняя Елена Николаевна
Масштаб использования игровой деятельности в обучении достаточно велик – от включения в ткань учебного процесса отдельных игровых моментов до организации в игровой форме целого занятия. Например, чтобы повысить активность учащихся во время текущего опроса в 5-м классе, я использую простой прием. Задавая вопрос, бросаю мягкую игрушку любой ученице. Если ответ правильный, она задает свой вопрос и перебрасывает игрушку другой ученице, а если не верный, то возвращает ее мне.
Важной особенностью игр с картами и карточками является то, что, используя присущий им игровой принцип, можно широко разнообразить их тематику, при этом, естественно, учитывая возраст и уровень знаний учащихся. Взять хотя бы лото. Оно может быть использовано при изучении многих тем и разделов курса.
Лото – это игра на особых картах с номерами или картинками, которые закрываются фишками. В лото с удовольствием играют учащиеся 5 – 7-х классов, причем игру можно проводить как индивидуально, так и в бригадах. Однако для более полного выявление знаний школьников лучше каждому ребенку выдать отдельную карту.
Сказки и поныне обладают огромным обаянием для всех нас, детей и взрослых, и поныне мы их читаем, слушаем по радио, охотно смотрим фильмы, в том числе и мультфильмы, снятые по мотивам и сюжетам сказок, слушаем оперы, наслаждаемся балетами, и другими сказочными спектаклями. Поэтому учащимся 5-6-го классов я предлагаю придумать сказки, где главными действующими лицами являются те предметы или правила, которые они изучают на уроках технологии. Например, сложно запомнить первичную обработку хлопка или льна, но с помощью сказки она легко усваивается. Или правила безопасности – дети обычно не понимают важности их усвоения, но если в сказке ее герой попадает в сложные различные ситуации и спасти его может знание этих правил, то ученик надолго их запомнит.
Однако такое задание, как придумать сказку, да еще с определенными условиями, достаточно сложно: не у всех учащихся развиты фантазия, игра воображения, да и способность излагать свои мысли на бумаге. Поэтому я предлагаю такую работу не всем, а только по желанию. [13]
1.6.2. Опыт коллег по организации форм познавательной деятельности на уроках технологии в Ульяновском районе
Аверьянова Ольга Николаевна – учитель технологии МОУ Ишеевский лицей им. Н.К. Джорджадзе, руководитель МО Ульяновского района
На своих уроках Ольга Николаевна применяет групповые формы учебно-познавательной деятельности . Так на уроках кулинарии при знакомстве с крупами и макаронными изделиями дает задания для групп:
1 группа - «Крупы и первичная обработка»
2 группа – «Блюда из круп»
3 группа – «Макаронные изделия (виды)»
4 группа – «Технология приготовления блюд из макаронных изделий»овПри проверки знаний терминологии:
1группа – «Ручные работы»; 2 группа – « Машинные работы»; 3 группа – «ВТО»
Знакомство с видами отделки в 7 классе при изготовлении ночной сорочки. Работа проходит в группах (используют дети технологические словари)
1 группа – «Отделка изделия оборками»; 2 группа – «Что такое защипы»; 3 группа – «Где используют рюши». По итогам поисковой работы заполняется таблица «Виды отделки»
Виды отделки Раскрой Способ соединения с изделием
Кружева Оборка ЗащипыРюши Выводы по 1-й главе:
В первой главе выпускной работы исследуется теоретическая сторона данной проблемы, характеризуется самостоятельная работа учащихся, другие формы организации познавательной деятельности, раскрывается история развития форм обучения с древнейших времён до наших дней. Существуют три основные формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроке: индивидуальная (самостоятельная работа учащихся), фронтальная и групповая. Каждая форма имеет свои недостатки и преимущества, поэтому, планируя урок, учитель должен подбирать сочетание форм так, чтобы усилить сильные и нейтрализовать слабые стороны каждой формы.
Сочетание индивидуальной и коллективной работы в процессе изучения нового материала, опроса, повторения и закрепления, умение учитывать при этом индивидуальные особенности каждого учащегося, сильные и слабые стороны в их знаниях и навыках - также одна из наиболее важных, характерных черт качественного урока.
Глава 2. Опыт реализации применения различных форм познавательной деятельности на уроках технологии в 5 классе в МОУ Салмановской СОШ
2.1. Роль и место раздела программы «Кулинария» направления «Технология ведения дома» в технологическом образовании школьников в 5 классе
В соответствии с проектом ФГОС второго поколения и учетом требований стандарта в результате изучения технологии, в данном случае раздела «Кулинария» ученик получит возможность познакомиться с направлениями:
- назначение и устройство применяемых ручных инструментов, приспособлений, оборудования;
- виды и приемы, последовательность выполнения технологических операций, влияние различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека;
- профессии и специальности, связанные с обработкой материалов, получением продукции;
- значением здорового питания для сохранения своего здоровья.
Учащиеся должны выполнять по установленным нормативам трудовые операции:
- рационально организовывать рабочее место;
- находить необходимую информацию в различных источниках;
- применять технологическую документацию;
- выбирать сырье, инструменты и оборудование для выполнения работ;
- соблюдать безопасные приемы труда и правила пользования ручными инструментами, электрооборудованием;
- разрабатывать творческие проекты получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов;
- распределять работу при коллективной деятельности.
Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- формирования эстетической среды бытия;
- развития творческих способностей и достижения высоких результатов преобразующей творческой деятельности;
- организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности;
- выполнения безопасных приемов труда и правил электробезопасности, санитарии и гигиены. [5 c.31]
2.4. Требования охраны труда и техники безопасности при обучении раздела «Кулинария»
Охрана труда – система сохранения жизни и здоровья учащихся в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно – технические, санитарно - гигиенические, лечебно – профилактические, реабилитационные и иные мероприятия . Кабинет кулинарии оснащен электрооборудованием, поэтому относится к пожарному производству. Поэтому в образовательном учреждении должна быть система пожарной безопасности, т.е. комплекс мероприятий и технических средств на предотвращение пожара и ущерба от него. Мастерская оснащена первичными средствами пожаротушения: огнетушителями ОУ-2. Учащиеся должны соблюдать противопожарные меры безопасности. [25]
ИНСТРУКЦИЯ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ
ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ КУЛИНАРНЫХ РАБОТ
(ИТБ 09-10)
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. К выполнению кулинарных работ допускаются учащиеся с 5-го класса, прошедшие медицинский осмотр, изучившие правила безопасной работы и инструктаж по охране труда, имеющие знания выполняемого вида работ, одетые в рабочую форму или спецодежду.
1.2. Опасные производственные факторы:
- порезы рук ножом при неаккуратном обращении с ним;
- травмы пальцев рук при работе с мясорубкой и тёркой;
- ожоги горячей жидкостью или паром;
- поражение электрическим током при пользовании электроплитами и бытовыми электроприборами.
1.3. При выполнении кулинарных работ используется специальная одежда для учащихся: индивидуальный хлопчатобумажный халат или фартук с нарукавниками и головной убор (колпак или косынка).
1.4. При получении учащимися травмы, оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации образовательного учреждения, родителям пострадавшего, при необходимости отправить его в ближайшее лечебное учреждение.
1.5. После выполнения кулинарных работ тщательно вымыть руки.
2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТ
2.1. Надеть спецодежду, волосы заправить под косынку или колпак.
2.2. Проверить исправность кухонного инвентаря и его маркировку.
Основной задачей производственной санитарии является обеспечение в помещении кулинарии и на рабочих местах санитарно-гигиенических условий для сохранения здоровья учащихся и создание безопасных условий труда, содействующих повышению работоспособности человека.
Соответствие помещения кабинета кулинария санитарным нормам можно отразить в таблице
№п/п Наименование
показателей Показатели Сан ПинаРеальные
показатели Отклонение от нормы
1 Площадь помещения на одного учащегося 5,4м24 м2+
2 Температура воздуха помещения 16-180С 16-180С нет
3 Относительная влажность воздуха 40-60% 55% нет
4 Уровень шума 65дБ 60дБ нет
5 Скорость движения воздуха 0,2-0,3м/с0,2м/снет
6 Количества кислорода в воздухе 18% 18% нет
7 Освещённость помещения 300Лк 280Лк +
2.5. Методика эксперимента
Методические рекомендации по данной проблеме
Выбор формы зависит от многих факторов, но в большей степени от этапа в процессе обучения. Педагоги, которые занимаются этим вопросом, выявили некоторые закономерности и разработали рекомендации по выбору оптимального сочетания форм работы учеников на уроке.
При ознакомлении с новым материалом:
Специфика учебного материала Метод учебной работы Форма учебной работы
Материал лёгкий, доступный для самостоятельного обучения. работа с учебником, книгой. Самостоятельная
Материал труден некоторым учащимся или доступен , но велик по объёму. Объяснение, беседа,
самостоятельная работа.
Материал трудный или велик по объёму, или неполно освещён в учебнике. Объяснение, рассказ, лекции, демонстрация При закреплении и применении знаний:
Материал лёгкий, доступный для самостоятельного обучения. Самостоятельная работа, упражнения, лабораторная или практическая работа.
Материал представляет трудность для отдельных учеников. Самостоятельная работа, лаборатор., практические занятия.
Материал трудный, усвоение требует постоянного руководства учителя.
Упражнения с комментариями, объяснение.
Фронтальный опрос, общеклассная
При опросе и проверке знаний: Материал хорошо усвоен всеми учащимися класса. контрольная работа.
Материал недостаточно усвоен отдельными учениками. Самостоятельная работа по вариантам с учётом уровня знаний
Материал сложен, большой по объёму, требует глубокого осмысления, анализа, синтеза. Индивидуальный опрос с его коллективным обсуждением.
.
Конечно, эти рекомендации не являются идеальными для всех случаев, они требуют определённой корректировки и доработки в конкретных условиях, на конкретном уроке и предмете.
Заключение
Тема моей выпускной работы очень актуальна в современной педагогике, в частности при выборе форм познавательной деятельности на уроках. Примеряя данные формы работы на уроках к требованиям ФГОС второго поколения, убеждаемся в том, что для достижения поставленных свыше государством целей в сфере образования, а именно, направления в обучении и воспитании должны носить личностно-ориентированный характер, смело можно заявить о правильности наших дальнейших действий в плане выбранной проблемы. В работе приводились доводы о необходимости учителем на своих уроках применять основные формы познавательной деятельности: фронтальной, индивидуальной, групповой, а в лучшем случае, сочетая их. Но формирование УУД (учебных универсальных действий), в большей степени происходит при применении групповых и индивидуальных форм познавательной деятельности, поэтому в перспективе развития можно выделить первоначальные мероприятия в этом направлении: проведение педагогических исследований, мониторинга с последующими выводами.
Литература:
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования "http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588" http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588
Психология. Немов Р.С. Кн. 2. Психология образования. 1995, 2-е изд., 496с.
Выготский Л.В. Педагогическая психология. – М., 1996. –с. 84
Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. Для студ. высш.учеб. заведений: в 2 кн. - .: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.- Кн.1: Общие основы. Процесс обучения.-576 с.:ил.
Федеральный государственный стандарт общего образования второго поколения: деятельностный подход: методические рекомендации. В 3 ч.ч.3. Музыка, ИЗО, МХК. Технология. Физическая культура. ОБЖ./под общей ред. Т.Ф. Есенковой, В.В. Зарубиной-Ульяновск: УИПКПРО, 2010.-64с.
Атаулова О.В., Самсонова В.В., Халикова А.Р., Якимочева О.Г. Домашние учебные задания в технологическом образовании школьников: Учебно-методическое пособие. Часть 1: Теоритический аспект / Под редакцией О.В. Атауловой-Ульяновск: Ул. ГПУ, 2003
Крысько В. Г.
К 85 Психология и педагогика в схемах и таблицах. — Мн.:
Харвест, 1999. — 384 с. — (Библиотека практической психологии).
ISBN 985-433-498-8.
ЭльконинД.Б. Возрастные и индивидуальные
особенности младших подростков // Избр.
психол. тр. - М., 1989. - С. 265-267.
"http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/konspekt/74.php"
"mailto:i.parinowa@yandex.ru" 02.02.2012 1089
"http://pedsovet.su/"
"http://www.prodlenka.org/"
"http://knowledge.allbest.ru/cookery/2c0b65635b2ad68b5c43a88421216d
Журнал «Школа и производство» №4 2007 г. (занимательный урок «Горшочек каши» - авт. Мятина Н.П.).
http://festival.1september.ru/articles/583361/ Ирина Владимировна Коломойцева учитель технологии МОУ "Шайковская СОШ № 2", Кировский р-н, Калужская обл.
http://nsportal.ru/horunzheva-nataliya-ivanovna
http://murzim.ru/nauka/pedagogika/didaktika/26920-klassifikaciya-metodov-obucheniya-lerner-iya-skatkin-mn.html
http://rspu.edu.ru/university/publish/schools/3/6.html
http://priyatnogo-appetita.com/retsepty/itemlist/tag/.html
Тищенко А.Т. Технология: программа: 5-8 классы/ А.Т. Тищенко, Н.В. Синица.-М.: Вентана-Граф, 2012.-144с.
Синица Н.В. Технология. Технологии ведения дома: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/Н.В. Синица, В.Д. Симоненко.-М.: Вентана-Граф, 2012.=192 с.:ил Синица Н.В.Технология. Технологии ведения дома: 5 класс: рабочая тетрадь для учащихся для общеобразовательных учреждений/Н.В. Синица, Н.А. Буглаева.-М.: Вентана-Граф, 2013.-96 с.:ил.
Лутцева Е.А. «Структура уроков технологии разных типов» - статья, журнал «Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012.№2 с.15
"http://tehnologi.su/"
Масленников М.М. Правовые основы охраны труда.-Ульяновск: УИПКПРО.-2013-49 с.