Личностно-ориентированный проект Подари свою заботу
Исследовательский, личностно – ориентированный проект
«Подари свою заботу»
Семья - основа основ человеческого счастья, уверенности в своем будущем. У крепкой семьи – крепкие корни. Почтение, внимание и заботу к пожилым людям человек будет испытывать лишь в том случае, если в его сознание заложили это с раннего детства. Данный проект позволяет раскрыть в детях нравственные стороны взаимоотношений со старшим поколением. Возраст участников проекта: дети 6-7 лет, педагоги, семьи воспитанников.
Содержание проекта
Авторы – разработчики: Дудина Л.Л. – старший воспитатель МДОУ «Детский сад «Василек» общеразвивающего вида» Заинского Муниципального района Республики Татарстан.
Недошивина Е.В. – заведующий МДОУ «Детский сад «Василек» общеразвивающего вида» Заинского Муниципального района Республики Татарстан.
Тема пректа : «Подари свою заботу».
Вид проекта: исследовательский, личностно-ориентированный.
Актуальность проекта.
Проблема духовных ценностей, актуальная сегодня для всего российского общества. Традиционно основную роль в духовно-нравственном развитии ребенка играет семья. При этом каждый член семьи выполняет различные функции, которые дополняют друг друга.
Если три поколения хорошо сосуществуют друг с другом, в доме создается очень теплая и уютная атмосфера. Дети также выигрывают от чувства преемственности, неразрывности поколений, которое идет от присутствия в их жизни дедушек и бабушек.
Цель проекта:
показать участникам проекта необходимость приемственности поколений в духовно-нравственном воспитании детей;
формировать у воспитанников заботливое, внимательне отношения к старшему поколению.
Задачи проекта:
сформировать у детей представление о значимости семьи в жизни каждого человека;
развить интерес к изучению своей родословной;
раскрыть значимость семейных взаимоотношений в решении различных жизненных ситуаций.
Этапы реализации проекта.
Подготовительный – сбор информации, составление плана работы над проектом (приложение № 1)
Практический – реализация проекта.
Итоговый – подведение результатов, презентация работы над проектом (приложение № 2)
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, педагоги, семьи воспитанников.
Срок реализации проекта: 5 месяцев.
Предполагаемый результат: осознание роли приемственности поколений в формировании духовно - нравственного сознания ребенка.
Продукт проектной деятеьности: сочинения детей «Человек мой дорогой», книга «Бабушкина вкуснятина», генеологическое древо семей, фотовыставка «Вот какие мы помощники», выставка поделок «Моя частичка доброты», авторская игра «Семейный альбом».
Презентация проекта: праздничное мероприятие «Дарю тебе свое тепло!»
Приложение №1
План работы над проектом
месяц мероприятие примечание
июнь Сбор информации о семьях воспитанников.
Выявление у детей знаний о членах своей семьи. Анкетирование родителей;
опрос воспитанников
Фамилии, имена, отчества, возраст, место проживания, род занятий и др.
июль Беседа с детьми на тему «Моя семья».
Составление генеалогического древа семьи.
Сбор рецептов любимых блюд детей, приготовленных бабушками. семьи воспитанников
Беседа с детьми «Как я забочусь о членах моей семьи».
Оформление совместных сочинений детей и родителей «Человек мой дорогой».
Размещение информации для родителей «Когда мы вместе, то и душа на месте»
сочинения посвящены бабушкам и дедушкам
о внимательном отношении каждого члена семьи друг к другу
август Занятие с детьми «Я - помощник».
Консультация для родителей «Трудовое воспитание ребенка в семье – залог самостоятельности».
Организация совместного субботника с семьями воспитанников. сбор созревших семян, полив огорода, перекопка освободившейся земли; починка малых архитектурных форм на участке и др.
сентябрь Занятие ручным трудом
Сбор фотографий для оформления авторской игры «Семейный альбом».
Беседа с детьми «Если б я был волшебником…» изготовление поделок для бабушек и дедушек к празднику
выявить, что бы дети хотели сделать для своей семьи
октябрь Презентация проекта: праздничное мероприятие для родителей, бабушек и дедушек «Дарю тебе свое тепло!» оформление выставок продуктов проектной деятельности
Примечание. Педагоги систематически детей знакомят с пословицами и поговорками о труде, семье и дружбе; организуют игры; используют художественную литературу соответствующую теме проекта.
Еженедельно дети вместе с взрослыми рассказывают воспитателям на «посиделках» о хороших поступках совершенных ими дома и получают от него флажок или другой отличительный знак – символ старания.
Приложение № 2
Сценарий мероприятия «Дарю тебе свое тепло!»
Дети забегают в зал, встают полукругом и исполняют песню
«Праздник к нам пришел» муз. Р. Хисматуллиной
Ведущий. Дорогие ребята, уважаемые взрослые, мы рады приветствовать вас, разных по возрасту, но близких по духу, по крови людей.
Именно вы, уважаемые бабушки и дедушки, своей теплотой, любовью, лаской учите своих внучат быть добрыми и чуткими людьми.
Сегодня мы пригласили в наш уютный зал именно вас, наши дорогие, уважаемые и мудрые. Надеемся, что эта встреча, посвященная Дню семьи, запомнится вам надолго и принесет массу положительных эмоций.
Звучит красивая спокойная музыка
Особое, подчас необъяснимое чувство вызывают у нас люди, передавшие нам свои черты лица, цвет глаз, волос, рисунок рта и носа, достоинства и слабости.
А вот, что говорят о вас ваши внуки. Послушайте, пожалуйста.
Зачитываются отрывки из рассказов детей
Я живу с мамой, папой и бабулей. Она не работает и поэтому у нее много времени для меня. Я очень люблю с ней играть. Летом мы ходим с ней на детскую площадку, а зимой, по вечерам, играем в настольные игры. А еще когда мама с папой меня ругают, бабуля всегда меня жалеет и защищает. Бабуля учит меня говорить по-татарски, мне это очень нравится.
* * *
Мой дед катает меня на машине и покупает разные игрушки. Он меня никогда не ругает.
* * *
У меня есть прабабушка ей уже 82 года. Но, наша прабабушка только по годам старенькая – она полна сил и энергии. Наша прабабушка – рукодельница, она не может сидеть без дела или попусту болтать на лавочке, возле подъезда. Ее руки постоянно чем-то заняты – то она вяжет носки, то варежки, то мочалку для купания. А еще она печет пирожки, напечет целую гору с разной начинкой и угощает всех.
* * *
Мой дедушка веселый и умный. Он играет со мной в разные игры. Зимой мы с ним катаемся на лыжах; осенью ходим за грибами, а летом играем в футбол. Мне с ним очень весело! Я люблю своего дедулю. Он самый лучший!
* * *
У меня есть бабуля и деда. Я их очень люблю. Я с дедой играю в разные игры, с ним очень весело. А бабуля читает мне книжку «Как ослик мечтал стать бабочкой». Бабуля меня вкусно кормит. Я очень рад, что у меня есть такие бабуля и дедуля.
* * *
В выходные я остаюсь ночевать у бабушки и дедушки. У них есть тарелка на балконе и по телевизору можно смотреть «Теленяню». А с другой бабулей весной мы пускали кораблики. Было очень весело. Когда будет тепло, дед возьмет меня на рыбалку, даст стрельнуть из ружья и наполнит бассейн во дворе. А песочницу во дворе он уже сделал.
* * *
У меня самые лучшие бабушка и дедушка. Бабуля угощает всякими вкусностями, а дед катает меня на тракторе. Они меня почти никогда не ругают. Я их очень – очень люблю.
Думаем, вам очень приятно было услышать такие хорошие слова от своих внуков. А нам радостно за вас, потому что вы не одиноки, вас любят и, главное, в вас нуждаются!
Дети читают стихи о дедушке и бабушке.
Загадка про бабушку
Я вам загадаю загадку
А вы отгадайте ее.
Кто ставит на пятку заплатку?
Кто гладит и чинит белье?
Кто дом по утру прибирает?
Кто ставит большой самовар?
Кто с младшей сестренкой играет
И водит ее на бульвар?
Кем коврик бахромчатый вышит
(Сестренке, видать по всему)?
Кто письма подробные пишет
Солдату - отцу моему?
Чьи волосы снега белее
А руки желты и сухи?
Кого я люблю и жалею?
О ком сочинила стихи?
Е. Григорьева
* * *
Ой, дедуля!
Мой дедуля дорогой,
Мы гордимся все тобой!
И скажу я по секрету:
Лучше нет на свете деда!
Буду я всегда стараться
На тебя во всём равняться!
А. Чурбанова* * *
Лепешки.
Прошу вас:
Возьмите
Всего понемножку
И вы испечёте
Такую лепёшку!…
Соли, муки,
Молока и крахмала,
И простокваши,
Что долго стояла,
Корицы, сметаны,
Яиц и воды,
От манки и масла
Не будет беды!
Орехов, изюма,
Песка и варенья,
Смешайте, как следует
Всё без стесненья!…
А если хотите рецепт уточнить,
То бабушке надо моей позвонить...
М. Садовский
Дети исполняют песню «Без бабушки…»
слова Л.М. Квитко* * *
Очень бабушку люблю!
Ей я помогаю.
В магазине всё куплю,
В доме подметаю…
Прополю и огород,
Наношу водицы.
А когда луна взойдёт,
Сказка мне приснится.
Эту сказку у окна
Бабушка расскажет.
Засыпаю, а она
Мне носочки вяжет.
Чтоб морозною зимой
Не замёрзли ножки
У меня, её родной
И любимой крошки
Т. Маршалова
Ведущий. Ребята, я хочу узнать, какие вежливые слова вы говорите своим бабушкам и дедушкам когда благодарите их или обращаетесь с просьбой. Предлагаю поиграть в игру «Бусы для бабули».
Проводится игра «Бусы для бабули»
Правила игры: дети делятся на две команды, капитаны команд – взрослые. Каждая команда должна для своего капитана собрать бусы. Для этого они бегут по очереди в магазин, говорят продавцу вежливое слово и делают покупку (получают бусинку). Чья команда последней произнесет волшебное слово та и считается победителем, так как бусинок у этой команды будет большее, соответственно и бусы получатся длиннее.
Про бабушку.
Мы с бабулей очень дружим.
Мы друг другу помогаем.
Мне она … готовит ужин,
Для неё я … всё съедаю.
Я её вожу за ручку.
Не всегда поймёт прохожий,
То ли бабушка мне внучка,
То ли я ребёнок всё же.
Кто кого ведёт в «Молочный»?
Кто кого в «Игрушки» тащит?
Мы живём семьёю прочной,
Дружим дружбой настоящей!
Говорят нам папа с мамой:
- Рядом вы с утра до ночи.
Только спать ложиться рано
Что-то бабушка не хочет.
Не желает мерить лужи
И песок считает грязным!
В остальном – мы очень дружим,
Несмотря на возраст разный.
Т. Бокова
Ведущий. Наверное, многие узнали себя в этом стихотворении. А сейчас предлагаю посмотреть сценку, в которой многие дети узнали и себя и Вас.
Дети разыгрывают сценку «Бабушка Энциклопедия»
по стихотворению Натальи Ивановой
Бабушка - Энциклопедия
У бабули - внук и внучка -
Почемук и Почемучка.
Целый день свои вопросы
Задает народ курносый:
"Почему зеленый лист?
Почему поет артист?
Почему усы у кошки?
Почему у стула ножки?
Почему огонь горит?
Почему орел парит?
Почему растет трава?
Почему шумит листва?»
Бабушка весь день в очках
Проверяет в словарях,
Выясняет для внучат,
Почему ручьи журчат,
Почему зимой мороз,
Почему шипы у роз,
Почему ревет медведь,
Почему сверкает медь,
Почему бывает дождик,
Почему колючий ежик...
Ну и внучка! Ну и внук!
Бабушку они сумели
Сделать "доктором наук",
И всего за две недели!
Ведущий. Дети вас повеселили, а сейчас предлагаю Вам, уважаемые гости, показать свое умение в исполнении частушек.
Бабушки исполняют частушки на русском и татарском языках.
Начинаем петь частушки,
Просим не смеяться;
Тут народу очень много,
Можем растеряться!
Я в деревне живу,
Сушки, пряники жую.
Я частушек много знаю
И сейчас для вас спою.
Если б не было воды,
Не было б и кружки.
Если б не было девчат,
Кто бы пел частушки?
Мы не пишем, не читаем,
А частушки напеваем.
Приходите в гости к нам,
Мы еще и спляшем вам!
У частушки есть начало,
У частушки есть конец.
Кто частушки наши слушал,
Прямо скажем - молодец
Ведущий. Наши дети исполнят для вас песню на татарском языке.
«Бабочка» муз. Ф. ШаймордановойВедущий. Дорогие наши гости, приглашаем всех желающих поиграть с нами в татарскую народную игру «Тюбетейка»
Проводится татарская народная игра «Тюбетейка»
Правила игры: во время звучания музыки участники игры передают друг другу тюбетейку. Участник игры, у которого в руках окажется тюбетейка, после остановки музыки должен исполнить творческий номер по собственному желанию.
Ведущий. Семья для каждого из нас – самое главное, самое ценное в жизни. Если в доме царит взаимопонимание, доверие, тепло и уют, то это настоящее счастье. Семья - это основа мира, благополучия. О семье сложено много пословиц. Давайте вспомним некоторые из них.
Дети и взрослые вспоминают пословицы о семье.
Дом вести – не рукавом трясти.
Когда семья вместе, и сердце на месте.
Дом красив не углами, а пирогами.
Семейные нелады доведут до беды.
В родной семье и каша гуще.
Каков батюшка, таковы у него и детки.
Что в детстве воспитаешь, на то в старости и обопрешься.
Доброе слово – половина счастья.
Поверьте не стареющей примете: век плачут избалованные дети.
Кто без призора в колыбели, тот всю жизнь не при деле.
Ведущий. Сегодня мы ведем теплый, задушевный разговор, но говорят, что наиболее ярко наши чувства, мысли, эмоции передает музыка. Предлагаю вам отдохнуть и поиграть в игру «Угадай мелодию» (угадав мелодию, все дружно исполняют песню):
для детей звучит мелодия «Улыбка», «Голубой вагон» В.Шаинского,
для взрослых: «Оренбургский пуховый платок», Г. Пономаренко;
«От чего гармонь поет» А. Пахмутовой.
Ведущий. Чтобы все было в порядке,
Чтобы тонус нам поднять,
Всех зову на танцплощадку
Веселый танец станцевать.
Общий танец «Если нравится тебе, то делай так ...»
(песенка японских ребят)
Ведущий. Чьи руки добрые
так с детства нам знакомы,
Чей нежный взгляд с рождения знаком?
При ком всегда уют, порядок в доме,
Кто угостит нас сладким пирогом?
Кто утром заплетает нам косички,
Стихи читает, песенки поет?
Ведет кто в садик юную сестричку,
А старших в школу среднюю ведет?
Кто пожалеет, кто простит обиды,
Кто песни нам поет по вечерам,
А нашалим, то не подаст и виду,
Лишь улыбнется чуть устало нам?
Кому мы в праздник пишем поздравления,
Рисунки дарим, детские стишки?
Кто нам игрушки дарит в день рождения,
Тепло своей усталой чуть руки?
Кто эта фея, ангел в доме добрый,
Кому мы эти сроки посвятим?
Они святые, потому сегодня
Дети хором: «Спасибо» бабушкам своим мы говорим!
Ведущий. Вот и подходит к концу наш праздник. Мы рады, что Вы у нас есть. Благодаря Вам мы собрали богатый материал, который пополнил нашу копилку интересных идей. Надеемся на дальнейшее сотрудничество, только вместе с Вами мы сможем воспитать ответственных, целеустремленных, трудолюбивых и милосердных детей. Желаем, чтобы именно эти дети окружили Вас своей заботой и вниманием. И пусть из года в год их доброе отношение к Вам растет вместе с ними.
А сейчас дети хотят Вас пригласить на чай с пирогами.
Дети исполняют чайные частушки
Посидеть за самоваром,
Рады все наверняка
Ярким солнечным пожаром
У него горят бока.
Самовар поет, гудит,
Только с виду он сердит.
К потолку пускает пар,
Наш красавец самовар.
Самовар пыхтит, искрится,
Щедрый, круглый, золотой.
Озаряет наши лица
Он своею добротой.
Подавай мне чашку чая,
Ведь люблю я русский чай,
В чае я души не чаю,
Наливай, горячий чай.
Лучше доктора любого
Лечит скуку и тоску.
Чашка вкусного, крутого
Самоварного чайку.
Дети исполняют песню на татарском языке «Гости» муз. Ф. ШаймордановойВо время исполнения песни гости рассаживаются за накрытые столы.
Использованная литература:
1. Воспитание дошкольника в семье: Вопросы теории и методики/Под редакцией Т.А.Макаровой - М., 1979.
2. Как помочь ребенку войти в современный мир? /Под редакцией
Т.В.Антоновой. - М., 1995.
3. Кравцов Г.Г. Личность формируется в семье.//Дошкольное воспитание. - 1991. -№ 2.
4. Арнаутова Е.П., Иванова В.М. Общение с родителями. Зачем? Как? - М., 1993.
5. Антонова Т.В., Волкова Е.М., Мишина Н. Проблема и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей //Дошкольное воспитание. - 1998. - № 6.
В сценарии использованы стихи Е. Григорьевой, А. Чурбановой, М. Садовского, Т. Маршаловой, Т. Боковой, Н. Ивановой. Музыка Ф. Шаймордановой, В.Шаинского, Г. Пономаренко, А. Пахмутовой, Р. Хисматуллиной.