Методическая разработка:«Организация самостоятельной познавательной деятельности учащихся на уроках информатики «
ГБОУ НПО ПЛ №3 КК
Организация самостоятельной познавательной деятельности учащихся на уроках информатики
Выполнила:
преподаватель информатики и физики
ГБОУ НПО ПЛ №3
Хромовских Светлана Сергеевна
Содержание
1. Основные особенности организации разноуровневого обучения 3
2. Использование технологии разноуровневого обучения при изучении темы «Технология обработки текстовой информации» . .4
3. Анализ результатов применения в информатике разноуровневого обучения.6
4. Использованная литература .. 7
1. Основные особенности организации разноуровневого обучения.
Современное образование должно не только сформировать у учащихся определенный набор знаний, но и пробудить их стремление к самообразованию, реализации своих способностей. Необходимым, в развитии этих процессов, является создание на уроках таких условий, при которых формируется и удовлетворяется познавательная потребность обучаемых. В решении данной задачи важная роль отводится новым педагогическим и информационным технологиям, внедряемым в учебный процесс в целом, и информатику в частности.
Технология разноуровневого обучения, которая коренным образом отличается от обычной фронтальной методики, учитывает потребности сегодняшнего дня, обеспечивает не механическое усвоение готовых знаний в ходе учебных занятий, а создаёт наилучшие условия, направленные на самостоятельную активную познавательную деятельность каждого ученика с учетом его склонностей и способностей, приобретение им своего собственного практического опыта.
Цель технологии разноуровневого обучения: обеспечить усвоение учебного материала каждым учеником в зоне его ближайшего развития на основе особенностей его субъектного опыта.
Основные особенности организации разноуровневого обучения:
добровольный выбор каждым учеником уровня усвоения учебного материала (не ниже Госстандарта);
главный акцент в обучении делается на самостоятельную работу в индивидуальном темпе в сочетании с приемами взаимообучения и взаимопроверки;
на этапе усвоения новых знаний объяснение нового материала дается в емкой, компактной форме, обеспечивающей перевод на самостоятельную проработку учебной информации, с обязательной индивидуальной консультацией учителя по мере выполнения заданий;
приступая к изучению новой темы, учащимся сообщаются цели и объем обязательной и сверхнормативной частей работы, критерии оценивания на каждом учебном занятии;
в случае затруднений каждый получает помощь и этой помощью следует обязательно воспользоваться, чтобы не нарушать ритм совместной учебной работы;
по каждой укрупненной единице усвоения проводится итоговый контроль, для учащихся, не справившихся с ключевыми заданиями, организуется коррекционная работа до полного усвоения.
Целями любого урока является познание, систематизация ранее полученных знаний и их применение. А высокая эффективность урока невозможна без организации самостоятельной познавательной деятельности учеников. Для достижения наивысших результатов обучение должно проходить в индивидуальном темпе, стиле. Но это не означает, что ученикам нужно предоставлять возможность самостоятельно выбирать, что учить, когда учить и как учить. Для достижения целей обучения процесс обучения должен быть управляемым учителем.
Деятельность учителя при организации разноуровневого обучения состоит в следующем:
1) Условное деление учащихся на группы (по уровню знаний, интересам, способностям, по умениям работать на компьютере). Группы выделяются неявно, и внимание учащихся на них не акцентируется. Никаких списков групп «слабых», «средних», «сильных» не составляются.
В соответствии с педагогическими наблюдениями и выявленными способностями учащихся условно можно разделить класс на 3 группы:
учащиеся с низким темпом усвоения материала и, как правило, эти учащиеся имеют ограниченные умения при работе с ПК;
учащиеся со средним темпом усвоения материала и их умения работать на ПК достигли определённого уровня;
учащиеся с высоким темпом усвоения материала и обладающие высокими умениями и знаниями при работе на ПК.
Причём, затем в процессе обучения, при изучении разных тем курса, учащиеся могут условно попадать в разные группы, в зависимости от их знаний, умений, интересов и т.д.
2) Разработка учебного материала и подбор заданий в соответствии с выявленными уровнями знаний, интересами, способностями учащихся.
При разработке разноуровневого материала в первую очередь необходимо обратиться к стандарту образования по данному предмету (задания группы А) и определить параметры усложнения данного материала для групп В и С (дать дополнительный материал или усложнить задания).
Подбор заданий для индивидуального выполнения осуществляется с учетом:
требований государственного стандарта;
обязательных результатов обучения;
межпредметных связей;
практической направленности.
При подборе заданий для индивидуальной самостоятельной работы учитываются уровни усвоения знаний учащимися: репродуктивный, репродуктивно - творческий, творческий.
3) Организация индивидуальной самостоятельной работы школьников на различных уровнях - все, что учащиеся могут усвоить самостоятельно или с дозированной помощью, должно быть отдано им.
4) Сведение фронтальных или общегрупповых форм работы к необходимому и достаточному минимуму. Предпочтительными формами организации учебно-познавательного процесса являются индивидуальные, парные и групповые.
5) Оценивание деятельности учащихся.
При организации разноуровневого обучения необходимо сформулировать четкие требования к знаниям, умениям и навыкам по каждому разделу и теме программы для каждого уровня. Необходимо разработать критерии оценки эффективности достигаемых результатов на всех промежуточных этапах и итоговых результатов. Вся совокупность мероприятий по проверке знаний, умений и навыков должна быть приведена в систему, отдельные элементы которой взаимодействуют между собой.
2. Использование технологии разноуровневого обучения при изучении темы «Технология обработки текстовой информации»
Организация активной самостоятельной познавательной деятельности на уроках информатики с использованием данной технологии осуществляется мною через следующие этапы изучения темы «Технология обработки текстовой информации»:
2.1. В начале изучения каждого блока компьютерных информационных технологий проводится урок - лекция по теоретическому материалу изучаемой программы, выдвигаются цели изучения материала.
2.2. Вторым этапом изучения каждого блока является самостоятельное изучение теоретического материала и выполнение интерактивных заданий в обучающей программе (например «Учебник компьютерной грамотности»).
2.3. Следующим этапом изучения материала является выполнение разноуровневых практических работ. Методическим обеспечением самостоятельной познавательной деятельности учащихся на данном этапе служит учебно-методическое пособие «Текстовый редактор Word».
Учебно-методическое пособие начинается с краткого теоретического материала по изучаемой теме. Задания в сборнике основываются:
на индивидуально-дифференцированном подходе;
на самостоятельном выполнении заданий.
Задания в сборнике делятся на два типа:
Лабораторные работы (уровень А) – их выполнение учащимися осуществляется по подробно описанному алгоритму, при этом они поэтапно знакомятся с основными возможностями изучаемой программы. Иногда в этих работах дается несколько способов выполнения того или иного действия. В процессе выполнения данных работ учащиеся знакомятся также и с необходимым теоретическим материалом, исходя из целей работы, которые записаны в начале каждого задания. Данный вид работ является первой стадией практического изучения раздела той или иной темы, в процессе которой у школьника формируются знания, практические умения в общении с компьютером и по обработке информации. Правильное выполнение таких заданий оценивается на «3».
Практические работы (уровень В) – в таких работах даётся краткий алгоритм, который способствует успешному выполнению задания. Выполнение таких работ развивает и совершенствует практические умения и навыки учащихся, которые были ими получены при выполнении обучающихся заданий, и осуществляет пополнение новыми практическими элементами. Такие задания позволяют ученику выработать определенные умения по работе с компьютерными программными оболочками и применить их для выполнения заданий творческого плана. Выполнение заданий данной группы оценивается на «4», «5» в зависимости от сложности и качества выполнения.
При успешном усвоении первых двух уровней преподаватель может выдать Творческие работы (уровень С) – при их выполнении, учащиеся опираются на умения и навыки, полученные при выполнении предыдущих заданий или на свой индивидуальный опыт и знания. Порой при выполнении таких заданий они должны самостоятельно освоить некоторые возможности изучаемой программы, использовать дополнительную литературу, которая всегда в наличии в кабинете информатики. В заданиях творческого характера уже нет алгоритма или подсказки. Эти задания при правильном и полном выполнении оцениваются на «5».
Практические работы обучающего характера выполняют все учащиеся класса. А дальше каждый из них сам выбирает тот уровень, ту оценку, на которой он хочет остановиться и уже эта окончательная оценка выставляется в журнал. Оценки за выполненные работы могут заносится в «Лист выполнения практических работ», и ученик, желающий улучшить свою оценку за ту или иную практическую работу, имеет такую возможность, попробовав выполнить задание более высокого уровня. При таком самостоятельном изучении материала учителю необходимо постараться заинтересовать ученика на более высокий результат, стимулировать его познавательную деятельность.
Приходя на урок информатики, ученик начинает выполнять задания с того места, на котором остановился на предыдущем уроке и как только выполнит его целиком, сдаёт учителю на проверку. При проверке каждой работы учитель задаёт вопросы по ней, тем самым выявляя самостоятельность учащегося при её выполнении. На выполнение всех работ отводится определённое количество часов (согласно программы). Ученики, досрочно сдавшие все работы, выполняют дополнительные творческие задания из сборника.
По мере выполнения практических работ учеником учитель осуществляет контроль за его деятельностью и при необходимости помогает ему (только для заданий обучающегося и тренировочного характера). Педагог может судить о том, какие разделы темы учащийся усвоил хорошо, какие – плохо. Это позволит учителю осуществлять оперативную коррекцию возможных индивидуальных отклонений от планируемого качества усвоения.
Ученики, обладающие медлительным темпом работы, или пропустившие занятие по какой-либо причине, могут придти в свободное время (например, с другой группой, при наличии свободных компьютеров, или после уроков) и выполнить практическую работу.
2.3. Контроль учителем осуществляется, как отмечалось выше, после выполнения каждой практической работы учащимся. Итоговый контроль, после выполнения всех практических работ, включает с себя два этапа:
практический - на предпоследнем уроке проводится контрольная работа (с помощью методического пособия «Зачётные задания по теме», или индивидуального творческого контрольного задания), которые включают в себя весь практический материал изучаемой программы;
теоретический - в виде компьютерного теста или индивидуальной зачётной работы по вопросам, которые были даны учащимся в начале изучения темы.
3. Анализ результатов применения в информатике разноуровневого обучения.
Перед каждым учителем непременно возникают проблемы: как обеспечить успешность каждого учащегося в обучении, каким образом обеспечить не механическое усвоение суммы знаний, а приобретение каждым учащимся в ходе учебных занятий своего, собственного практического опыта. Ответом может стать принцип разноуровневого обучения, а значит учет индивидуальных особенностей ребенка при изучении нового материала и выбор того уровня его усвоения, который понятен и доступен ему.
Отбирая материал для изучения курса, учитывалась ещё одна из основных целей обучения – учащийся должен не только научиться выполнять избранные операции в избранных приложениях, но и овладеть умением самостоятельно отыскать и освоить незнакомую программу или приложение, знание которых ему потребуется на его жизненном пути.
Педагог, при таком нестандартном изучении материала стимулирует учащегося к саморазвитию, изучает его познавательные потребности, создает условия творческой деятельности и тем самым формирует познавательные интересы учащихся.
Обобщение результатов использования технологии разноуровневого обучения позволяет сделать следующие выводы:
1) Самостоятельная познавательная деятельность школьников при изучении нового материала на уроках информатики делает учебный труд учащихся рациональным, целенаправленным, творческим, интересным и увлекательным.
2) Использование разноуровневого обучения способствует повышению успеваемости и качества знаний (в особенности за счёт уменьшения неудовлетворительных оценок и увеличения количества хороших и отличных оценок).
3) Разноуровневая дифференцированная форма обучения развивает у учащихся устойчивый интерес к предмету, формирует умение самостоятельно работать, заметно развивает навыки работы с учебным программным средством.
4) В результате использования разноуровневого обучения в информатике повышается эмоциональный отклик школьников на процесс познания, мотивацию учебной деятельности, интерес на овладение новыми знаниями, умениями и практическом их применении по сравнению с традиционными методами обучения.
5) На таких уроках комфортно учащимся с разным уровнем подготовки. Ученикам, с высоким уровнем подготовки, особенно нравятся те задания, которые требуют применения их собственных знаний, которые дают дополнительную информацию. Учащиеся со слабым уровнем получают удовлетворение, у них создаётся «ситуация успеха», поскольку им приходится работать со значительно более доступным материалом, чем при традиционной форме организации урока.
4. Использованная литература
Есипова Н. Д. Дифференцированный подход в обучении информатике. - Информатика и образование, №6, 1996.
Замогильнова Л.В., Мальцева Л.Д. Дифференциация обучения на уроках информатики. - ИНФО № 1/1999.
Кларин В.М. Педагогические технологии в учебном процессе. - М.,1999
Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. Учеб. - метод. пособие. - М.: Пед. общество России, 2000.
Новые педагогические технологии в системе образования. Под ред. Е.С. Полат. – М.: Академия, 2000.
Селевко Г.К. Дифференциация учебного процесса на основе интересов детей. – Москва, 1996.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998.
13PAGE 15
13 PAGE 14715
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 615