Конспект урока Площадь геометрических фигур 
Урок математики в 3 классе
Тема: Площадь фигуры
 Деятельностная  цель: формирование способности учащихся к новому способу действия:  сравнение  площадей  фигур.
Образовательная цель:
 1. расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов: «площадь», «кв.сантиметр», «равные фигуры», «равновеликие фигуры»;
 2. сравнение площади фигур “на глаз”, путем наложения, с использованием различных мерок
 3. углубить и расширить представление детей о плоскостных фигурах;
 Планируемые результаты
Личностные УУД:
 - Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные: 
Регулятивные УУД
-уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
-проговаривать последовательность действий на уроке;
-уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
-оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки;
-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; 
-планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные УУД
 - уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
 -добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные УУД
 - уметь оформлять свои мысли в устной форме;
 -слушать и понимать речь
-учиться работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию.
Предметные:
 - уметь использовать в речи термины : «площадь», «кв.сантиметр», «равные фигуры», «равновеликие фигуры»;
- уметь сравнивать площади фигур “на глаз”, путем наложения, с использованием различных других мерок;
1.Мотивация  к  учебной деятельности (проблемная ситуация)
Диалог героев учебника: Маши, Миши, Кости Погодина.
Какое одинаковое слово  прозвучало в диалоге?
                                               ПЛОЩАДЬ
Одинаковый ли смысл  вкладывали ребята в это понятие?
 Определите, в каком значении  Маша  употребила  слово  «площадь», Миша?  А Костя Погодин?  
                                      Слайд №2
1. Площадь – это незастроенное большое ровное место в городе, селе от которого расходятся в разные стороны улицы (В архитектуре) 
Посмотрите, как выглядит Красная площадь. Это центральная площадь Москвы. Если бы площадь умела говорить, наверняка поведала бы нам много важного и интересного. Это были бы рассказы о героических сражениях и страшных казнях, народных гуляньях, о храбрых князьях, о мужестве простых людей и многом другом. В наше время на Красной площади проходят парады, праздники.
2.Площадь - это пространство, помещение, предназначенное для какой-нибудь цели. (Жилая площадь. Полезная площадь в доме) 
3.Площадь – это часть плоскости, ограниченная замкнутой ломаной или кривой линией.  (Площадь фигуры.)
2.Постановка темы и  цели урока
Предположите, в каком значении мы будем использовать это слово на уроке математики? 
                                     Слайд №3
Посмотрите на доску.
Чем похожи эти фигуры? (Квадраты)
Чем отличаются? (Цветом, размером)
Как вы считаете, какая фигура занимает  больше  места на плоскости  доски? (Жёлтый квадрат).
 В этом случае говорят, что  площадь  жёлтого  квадрата  больше   площади  синего квадрата.
Какая фигура занимает  меньше места на плоскости  доски?
 (Синий квадрат). Что мы можем сказать о площади этой фигуры?
Кто догадался, какова тема нашего урока? (Площадь)
Слова-опоры для формулировки цели урока:
1.
2.
3.
3. Проблемное объяснение нового знания
Ребята, в  геометрии  «площадь» - понятие неопределяемое. Можете  ли  вы сказать, что такое «точка»?
а) Работа с геометрическими фигурами.
*слайд №4 (красный квадрат и синий круг)
Сравните площади фигур. Обоснуйте свой ответ.
Как вы это установили?  (на глаз)
Значит, какой  ОТКРЫЛИ  способ  сравнения площадей?
(записываем в «Банк маленьких открытий»- «на глаз»)
Как это можно  проверить?  (наложением)
(дети получают модели  геометрических фигур и проверяют способом наложения)
Значит, какой  ОТКРЫЛИ  второй  способ  сравнения площадей?
(записываем в «Банк маленьких открытий» «наложением»)
            (у ребят  модели  двух  равных фигур: квадраты)
Используя способ наложения, определите, будут ли эти фигуры равные? 
       Докажите.      (При  наложении эти фигуры совпали)
*слайд №5 (различные  цветные  геометрические  фигуры) 
Предположите, есть ли среди них  равные фигуры .  Как это проверить? (наложением)
Вывод: две фигуры называют равными, если одну из них можно так   наложить на вторую, что эти фигуры совпадут.
 (записываем в «Банк маленьких открытий» - «равные фигуры»)
А что вы можете сказать о площади  равных фигур?(равны)
Вывод: у  равных фигур равные площади.
4. Практическая работа в  парах
 а) Сравните фигуры   №1, №2, №3,№4, №5, №6.
№
           Задание
   Ответ
  Проверка 
1.
Выберите  равные  фигуры
___________  ___________
_______             _______
2.
 Выберите фигуры                     с равной площадью
____________ ____________
_______            _______ 
б) Проверка  (сличение с образцом). 
Докажите, что фигура №4 равна   по площади фигурам №1, №5. (фигуры №1,№5 и №4 разбиты на одинаковое число квадратов)
(Создалась проблемная ситуация.  Учащиеся не могут объяснить, почему фигуры не равные, а площади их  равны)
Учитель: есть ещё  понятие в  математике – равновеликие  фигуры!
                  (Запишем это понятие в «Банк маленьких открытий»)
Значит, какой   нашли новый способ сравнения площадей? (Подсчёт кв.ед.)
5. Первичное закрепление.
Слайд №6 (на слайде 3 фигуры)
Как можно сравнить площади этих  фигур?  (Посчитать квадраты)
Назовите, чему равны площади фигур. (7 кв.ед, 7 кв.ед., 6 кв.ед.)                       Назовите равновеликие фигуры. (№1 и №2)
Так какими  3 способами научились  сравнивать  площади фигур? 
5. Работа  с геометрическими фигурами
а) Сравните площади жёлтого  и зелёного прямоугольника.
Площадь  жёлтого  -8 кв.ед.
Площадь зелёного – 12 кв.ед.
      Что мы увидим, если наложим один прямоугольник на другой? (Они   совпадут).
Проблемная ситуация: у равных фигур – равные площади!
Вывод: надо измерять одинаковой меркой!
Такая мерка существует. Достаньте из конверта  жёлтый квадрат. Измерьте его стороны.  
Квадрат со стороной 1 см называется квадратным сантиметром. Запишем в тетради 1 кв.см .
Можем ли мы теперь помочь Косте Погодину    измерить  площадь  фигур?
б) Самостоятельная работа.
 Ребята измеряют площадь фигур и записывают  результаты измерений.
   (Проверка  работы)
6. Итог урока. Рефлексия.