Воспитательная работа по теме Формирование у младших школьников культуры безопасного поведения на улице, дороге и в транспорте
Обобщение опыта работы по теме: формирование у младших школьников культуры безопасного поведения на улице, дороге и в транспорте
Воспитатель гпд Пруткова Татьяна Валериевна
МОУ СОШ «29»» г. Вологды
Актуальность и перспективность.
С каждым годом проблема детского травматизма на дорогах становится все острее. По статистике основной фактор дорожно-транспортных происшествий- человеческий. Около 80% всех ДТП происходит из-за нарушений водителями правил дорожного движения. Каждой десятой жертвой в них становится ребенок.У младших школьников нет предвидения возможности возникновения опасности в быстро изменяющейся дорожной обстановке. У них отсутствует защитная реакция, свойственная взрослым.
Поэтому они часто действуют необдуманно.Могут внезапно выскочить на дорогу перед близко идущим транспортом или неправильно выбрать место для перехода улицы,неосторожны при посадке и высадке из общественного транспорта. Причиной несчастных случаев и аварий с детьми является и езда на велосипедах, роликовых коньках, самокатных средствах по проезжей части дороги,игры на улицах,несоблюдение сигналов светофоров и требований дорожных знаков,хождение по проезжей части дороги при наличии тротуара или обочины.Оказавшись на улице,ребенок автоматически попадает в зону опасности,ему нужно найти быстрый и эффективный выход из сложной ситуации.
Именно поэтому детей необходимо не только обучать правилам дорожного движения, но и прививать им устойчивые навыки безопасного поведения в любой дорожной ситуации.Тогда у них сформируется умение прогнозировать опасность и ее последствия, способность правильно оценивать свои возможности.Это важно сделать как можно раньше, пока ребенок не перенял и не принял неправильных стереотипов поведения на дороге, к сожалению,на сегодняшний день, преобладающих во взрослой среде.Поэтому актуальность и практическая значимость обучения, воспитания и в целом профилактики детского дорожно- транспортного травматизма очевидна.
2. Опыт работы.
Мною выбрана тема «Формирование у младших школьников культуры безопасного поведения на улице, дороге и в транспорте». Учитывая особую значимость работы в данном направлении,я поставила перед собой такую цель:
Сохранить жизнь и здоровье детей,приучая их к установленному порядку в сфере дорожного движения.
Были поставлены следующие задачи:
1. Обучать детей безопасному поведению в дорожной среде.
2. Закреплять и совершенствовать систему знаний, умений и навыков безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте.
3. Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды.
4. . Познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах
5. Расширять словарный запас детей по дорожной лексике.
6. Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортном процессе.
7. Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей.
В основу моего опыта работы легли следующие принципы:
1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т.е. учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития.
2. Принцип взаимодействия «дети – дорожная среда». Чем меньше возраст школьника, тем легче формировать у него социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Пластичность нервной системы ребенка позволяет успешно решать многие воспитательные задачи.
3. Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия: дорожно-транспортного происшествия. Обучающие должны знать, какие последствия могут подстерегать их в дорожной среде. Однако нельзя чрезмерно акцентировать их внимание только на этом, т.к. внушая страх перед улицей и дорогой можно вызвать обратную реакцию (искушение рискнуть, перебегая дорогу или неуверенность, беспомощность и обычная ситуация на дороге покажется ребенку опасной).
4. Принцип возрастной безопасности.У младших школьников рано появляется стремление самостоятельно ходить в школу и гулять по улицам.Поэтому с раннего детства следует постоянно разъяснять детям суть явлений в дорожной среде, опасность движущихся объектов. Необходимо формировать, развивать и совершенствовать восприятия опасной дорожной среды, показывать конкретные безопасные действия выхода из опасной ситуации.
5. Принцип социальной безопасности. Дети должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Госавтоинспекция.ПДД нужно соблюдать для общей безопасности ,т.к. неправильные действия ребенка на улице и дороге опасны и для него самого, и для окружающих.
6. Принцип самоорганизации и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых, следовательно, необходимо воспитывать и родителей детей.
Над темой я работала 3 года. Возраст детей 7-8 лет.
Свою работу я начала с изучения литературы ,т. к правила дорожного движения совершенствуются и меняются, многие термины по дорожной лексике устаревают. Прошла курсы по ПДД.
Через опрос детей и родителей выяснила, что знания учеников недостаточны, некоторые неправильны.
Учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей, был составлен план работы.
Работа над темой осуществлялась по следующим направлениям:
1.Работа с детьми.
2.Взаимодействие с инспекторами ГБДД.
3.Работа с родителями.
4.Обмен опытом через проведение открытых занятий, консультаций,участие в конкурсах.
5.Выступление с применением ИКТ на педсовете.
Для реализации поставленных задач были созданы условия на ГПД:
- создание агитационного уголка по ПДД,
-приобретены атрибуты для подвижных игр (жезл, головной убор, руль,светофор.)
-собран материал по ПДД (дидактические настольные игры« Дорожное лото», «Подбери дорожный знак» и другие,наглядный материал, художественная литература, плакаты.)
Реализация задач по ПДД осуществлялась через занятия, беседы, физкультминутки, различные конкурсы(рисунков ,кроссвордов, загадок), викторины, досуговые мероприятия. разбор дорожных ситуаций, рассматривание иллюстраций, плакатов, чтение художественной литературы, экскурсии, встречи с инспекторами ГБДД, проектную деятельность. Усвоение знаний проще всего происходит в процессе игры. Поэтому в своей работе я использую подвижные игры, ролевые, игры по станциям, речевые игры и настольные.Большую роль в работе играет использование информационно-коммуникационных технологий.
В своей практике я использую компьютерные презентации для ознакомления детей с правилами дорожного движения в соответствии с возрастом. Мультимедийные презентации обеспечивают наглядность, которая способствует комплексному восприятию и лучшему запоминанию материала.
Ни один взрослый не сможет отрицать пристрастия детей к мультфильмам. Для систематизации знаний о правилах дорожного движения я демонстрирую детям обучающие мультфильмы:
- «Смешарики» изучают Правила дорожного движения»;
- «Про бабу Ягу и Правила дорожного движения».
- «Уроки тетушки Совы (Азбука безопасности на дороге)»;
Встреча с мультфильмами несет в себе заряд положительных эмоций, что усиливает эффективность образовательной деятельности. Кроме того, введение видеозаписей мультфильмов в структуру непосредственно образовательной деятельности способствует сокращению части с объяснением и показом.
При использовании информационно-коммуникационных технологий в воспитательно - образовательном процессе соблюдаются санитарно-гигиенические требования.
3.Работа с родителями.
Формирование у младших школьников устойчивых навыков безопасного поведения на дороге невозможно без тесного контакта с семьями воспитанников. Родители являются главными помощниками. С целью привлечения родителей к решению этой проблемы, я использую различные формы взаимодействия:
-приглашение специалистов на родительские собрания,
- индивидуальные консультации «Как развивать у ребенка интерес к изучению правил дорожного движения»;
-профилактическая работа с родителями, нарушающими ПДД.
- разработки памяток «Грамотный пешеход», «Наш друг – светофор»;
-Разработка рекомендаций родителям о различных приемах и методах формирования у детей специальных навыков и знаний правил дорожного движения.
-привлечение к участию в конкурсах, акциях по пдд(«Сам я маму научу!», «Стань заметней на дороге!»)
-привлечение к пополнению игрового уголка атрибутами.
Образцом поведения для детей на дороге являются родители. Если они правильно переходят дорогу, то и ребенок будет переходить дорогу правильно. Но, к сожалению, не все папы и мамы соблюдают правила дорожного движения. Они переходят дорогу не в положенном месте и останавливаются на автомобилях,привозя из дома и забирая детей из школы, не там , где положено. Поэтому ведется профилактическая работа с такими родителями.
4.Результаты работы:
При соответствующей воспитательной работе наблюдается положительная динамика отношения воспитанников к соблюдению ПДД.
Результаты диагностики детей методом опроса в начале года и анкетирования в конце года,позволяют сделать вывод об итогах работы:
-знания детей углубляются и совершенствуются,
- младшие школьники с желанием участвуют в игровых ситуациях по ориентированию в окружающем пространстве с применением правил дорожного движения,
- дети проявляют сознательное отношение к соблюдению правил безопасного движения,
- ученики могут ориентироваться в разных дорожных ситуациях.
Неплохие результаты показали воспитанники ГПД, участвуя во всероссийских конкурсах.
Сентябрь 2015 год Жуковский Лев 1 место во всероссийской олимпиаде «Дорожная азбука».
Апрель 2016 год Марков Родион 2 место во всероссийском конкурсе «Азбука безопасности».
Своим опытом работы я стараюсь делиться с другими педагогами. Так в апреле2014 года было показано открытое занятие по ПДД «Путешествие в страну Светофорных наук» для молодых специалистов с привлечением в роли артистов учениц старших классов.
В декабре показ сказки по пдд «Как зайчишка спешил в школу» первоклассникам с привлечением в роли артистов учеников 4 классов.
Проведение викторины « Азбука дороги» в 1 классах.
Так же свой опыт работы по данной тематике я стараюсь показывать, участвуя в педагогических конкурсах.
Апрель 2014 год Диплом победителя городского конкурса - акции по безопасности дорожного движения «Добрая дорога».
Февраль 2015 год Диплом за 3 место во Всероссийском творческом конкурсе «Талантоха»в номинации «Творческие работы и методические разработки педагогов».
Май 2015 год Диплом за 1 место в муниципальном конкурсе методических разработок по безопасности дорожного движения «Дорожная наука».
4.Заключение.
Безопасность школьников - это не просто сумма усвоенных детьми знаний, но и умение правильно вести себя в различных ситуациях.Поэтому основной задачей взрослых остается навсегда стимулирование развития у детей самостоятельности и ответственности за свою жизнь и здоровье.
Рассмотрено на заседании ШМО
эстетического цикла
______Милюкова О.С.
Протокол № ___
«____»______2012 г.
«Согласовано»
Зам. директора по УВР МОУ «Средняя общеобразовательная школа №16»
__________Н.И. Хавторина
«____»___________2012 г. «Утверждаю»
Директор МОУ «Средняя
общеобразовательная школа №16»
_________ Е.А. Кудряшова
Приказ №__________
«____»___________2012 г.
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
(кружок «Весёлый светофор»)
для 1 «А», 1 «Б» классов,
2 «А», 2 «Б» классов
в МОУ СОШ №16
Всего учебных часов: 32 часа – 1 класс; 34 часа – 2 класс
Период изучения: 2012-2013 учебный год
Педагог: Затравкина Елена Валерьевна
город Серпухов
Пояснительная записка
Из года в год увеличивается поток автомобилей на дорогах, что создаёт объективную реальность возникновения дорожно-транспортных происшествий. Причём, несчастные случаи всё чаще происходят не на больших транспортных магистралях, а на маленьких дорогах, рядом с остановками, а иногда и во дворе дома. И, к сожалению, зачастую причиной дорожно-транспортных происшествий бывают дети.
Это происходит потому, что учащиеся не знают правил дорожной безопасности или нарушают их, не осознавая опасных последствий своих действий.
Проблема детского дорожно-транспортного травматизма по-прежнему сохраняет свою актуальность. Необходимы все более разнообразные дифференцированные формы работы с детьми. Поэтому программа кружка«Весёлый светофор» предусматривает успешное усвоение учащимися правил дорожного движения, истории возникновения правил дорожного движения, способствует выработке умений и навыков ориентироваться в дорожных ситуациях, на практике применять свои знания. Работая над программой, я учитывала требования регионального стандарта, изучила рекомендации работников ГИББД, интересы детей, возрастные особенности. Я считаю, что ребенок – это тот живой «материал», на основе которого можно сформировать новый тип участника дорожного движения, в основе которого лежит дисциплина и ответственность. Поэтому программа по пропаганде правил безопасного движения на дорогах детей – это программа работы на перспективу. Чем раньше мы научим детей культуре поведения на дорогах и улицах, тем меньше будет неприятных происшествий на проезжей части улиц.
Данная программа является модифицированной, реализует социально-педагогическую направленность, предусматривает дополнительное обучение и воспитание детей во внеурочное время. Знания и навыки, полученные учащимися на первом году обучения, расширяются в последующие годы обучения. Даётся дополнительный материал, обучение связывается с наблюдениями самих учеников на примерах из повседневной жизни. Данные занятия помогут детям систематизировать, расширить и углубить знания по безопасности движения, сформируют у них уважение к общему закону дорог и улиц, воспитают дисциплинированных пешеходов, пассажиров, а возможно, и будущих водителей.
Аннотация. Детей младших классов трудно привлечь к предмету только тем, что им это нужно будет в дальнейшем для нормальной жизни в обществе. Эти перспективы для младшего школьника не играют ведущей роли. Поэтому программа нацелена на формирование целостной системы знаний, на обеспечение психологического и интеллектуального развития учащихся. Имея в виду, что в начальной школе закладывается образовательный базис, на котором в течение всей жизни человека будут основываться его знания о дорожном движении и умение обеспечить себе и окружающим безопасность на дороге, в младших классах изучаются Правила дорожного движения регулярно: одно занятие в неделю, всего 32 часа в год. Программа построена по принципу нарастания объема изучаемого материала. Это нарастание можно проследить в увеличении количества освоенных терминов, дорожных знаков и разметок, конструкций на дорогах и т.д. Учитель постоянно акцентирует внимание учащихся на том, что безоговорочное выполнение ПДД - это условие сохранения себе и окружающим жизни, а также показатель уровня воспитания и культуры взаимоотношений между участниками дорожного движения.Отдельные темы, включенные в программу, содержат теоретическую и практическую части. В теоретическую часть включены необходимые сведения по Правилам дорожного движения на заданную тему и беседы по основам безопасного поведения на дорогах в дни школьных каникул, в связи с сезонными изменениями дорожной обстановки или инфраструктуры населенного пункта и микрорайона. Практическая часть заключается в работе учащихся над дидактическими материалами по заданной теме, экскурсиях, прогулках по улицам и дорогам микрорайона, местам массового отдыха детей, а также в работе с сюжетно-ролевыми играми с использованием изготовленных учащимися имитационных и дидактических материалов по правилам безопасного поведения на улицах и дорогах, занятия в кабинете ОБЖ школы №16, имеющим оборудование для изучения ПДД.Учащийся должен иметь отдельную тетрадь, с которой он работает на уроке и дома: зарисовывает знаки и разметку, виды пешеходных переходов, записывает конкретные правила и т.д. Во время ответов дети должны не только рассказывать сами правила, но и приводить примеры использования этих правил при передвижении по улицам и дорогам.С первых занятий дети знакомятся с историей ПДД. Это помогает учащимся понять значение и важность того или иного правила. Практические занятия помогают детям увидеть наглядно, как выполняются правила дорожного движения водителями и пешеходами, познакомиться с работой сотрудников ГИБДД. Подготовка буклетов развивает у детей творческое мышление, самостоятельность и инициативность. Проведение КВНов и мероприятий позволяет вести пропаганду по предупреждению ДТП среди учащихся.
Цель Программы
Формирование у обучающихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих участников дорожного движения, расширение системы знаний и практических навыков безопасного поведения на дороге.
Задачи Программы
Обучающие (предметные)
изучение Правил дорожного движения, истории из создания в России и за рубежом;
изучение различных транспортных средств и их особенностей;
обучение детей навыкам безопасного поведения на дорогах;
изучение устройства велосипеда;
обучение практическим навыкам вождения велосипеда;
обучение приёмам оказания доврачебной помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях;
изучение форм пропаганды безопасности движения.
Развивающие
развитие творческих и мыслительных способностей детей;
развитие навыков ораторского искусства, артистических способностей;
развитие потребности активного участия в профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
Воспитательные
повышение общего уровня культуры участников дорожного движения;
воспитание чувства ответственности за себя и товарищей, дисциплинированности, находчивости, ловкости.
Личностными результатами обучения по данной программе являются:
- развитие личностных качеств, обеспечивающих защищённость жизненно важных интересов учащихся в различных дорожных ситуациях;
- формирование потребности соблюдать транспортную культуру, осознанно выполнять Правила дорожного движения;
- воспитание ответственного отношения к сохранению личного здоровья как к индивидуальной и общественной ценности.
Метапредметными результатами обучения по данной программе являются:
- овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности на улицах и дорогах; анализировать причины возникновения опасных ситуаций на дорогах; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;
- приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасного поведения на улицах и дорогах с использованием различных источников и новых информационных технологий;
- формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли на улицах и дорогах, в поездках на транспорте.
Дидактические принципы:- систематическое изучение правил дорожного движения,- осознанность в их усвоении,- постоянное наращивание количества изученного материала в соответствии с возрастными возможностями обучающихся.Направления программы:Данная программа – это действительно нетрадиционный подход в обучении младших школьников правилам дорожного движения. Программа предусматривает систематическую работу в трех направлениях: • знакомство с историей ПДД• развитие практических навыков • применение их в реальной жизни.
Сроки реализации программы - 4 года.
Ожидаемые результаты:1. Расширение представлений детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения.2. Сформированность навыков спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно-транспортной среде.3. Умения детей предвидеть опасные ситуации и обходить их.4. Повышение активности родителей и детей к обеспечению безопасности дорожного движения.
Основные направления работы с детьми: - диагностика (определение уровня умения и знания детей по правилам безопасности поведения на улице);- организованные формы обучения на занятиях;- совместная деятельность взрослого и ребенка;- самостоятельная деятельность ребенка;- экскурсии и наблюдения;- ознакомление с окружающим; - викторина, КВН по ПДД; - игра;- выступления агитбригады отряда ЮИД;- встречи с инспектором ГИБДД;- досуги и развлечения.
Учащиеся должны знать:- все безопасные места перехода проезжей части в микрорайоне школы;правила движения по загородной дороге;- все виды перекрёстков и правила перехода проезжей части на них;- все сигналы светофора и их значение;- правила перехода проезжей части;- правила посадки и высадки из автобуса, троллейбуса.Учащиеся должны уметь:- применять на практике основные правила перехода проезжей части;- перейти улицу, дорогу с односторонним движением;- выбрать наиболее безопасный маршрут к другу, в магазин, на спортивную площадку.Учащиеся 1-го класса должны уметь:- переходить улицы и дороги по сигналам светофора и пешеходным переходам, а также проезжую часть небольшой дороги (вне зоны видимости пешеходных переходов);- правильно вести себя во дворах, жилых зонах, на тротуаре, при движении группой, в транспорте, при езде на велосипеде.Учащиеся 2-го класса, кроме перечисленного выше, должны знать Правила:- перехода регулируемых и нерегулируемых перекрестков;- перехода проезжей части с односторонним и двусторонним движением транспорта и трамвайными путями.Учащиеся 2-го класса должны уметь:- переходить регулируемые и нерегулируемые перекрестки;- обращаться за помощью к взрослым в сложных дорожных условиях, при посадке и высадке из общественного транспорта;- ориентироваться в дорожной обстановке: не выходить из-за препятствий и сооружений; не стоять близко от углов перекрестка и края проезжей части и спиной к ней;- не создавать помех движению транспорта;- определять опасные и безопасные участки дорог и улиц;- дисциплинированно вести себя на посадочных площадках, при входе, выходе и в салоне общественного транспорта.Учащиеся 3-го класса, кроме перечисленного для 1-2-го класса, должны знать:- что такое остановочный и тормозной путь, как он изменяется и от каких факторов зависит;Правила:- перехода дорог с двусторонним и односторонним движением;- перехода улиц и дорог при высадке из общественного транспорта;- перехода железной дороги.Учащиеся 3-го (4-го) класса должны уметь:- ориентироваться в дорожной обстановке при переходе улиц и дорог с двусторонним и односторонним движением, наличием трамвайных путей;- переходить железнодорожные пути;- переходить регулируемые и нерегулируемые перекрестки;- осуществлять посадку и высадку из общественного транспорта.Формировать и развивать у учащихся 4-го классов:• устойчивые привычки дисциплинированного, осторожного и безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте;• познавательные психические процессы (восприятие, внимание, воображение, мышление, память, речь);• понимание, осмысление и осознание опасных и безопасных действий на улицах и дорогах, в транспорте; способность самостоятельно их анализировать и оценивать;• самоконтроль и самоорганизацию правопослушного и безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте.Вопросы итогового контроля знаний учащихся:1. Назови участников дорожного движения.2. Перечисли машины, которые можно отнести к общественному транспорту.3. Назови части городской (загородной) дороги.4. Продолжи предложение: «Улица с двусторонним движением – это улица, по которой …»5. Как называется место, где пересекаются улицы?6. Назовите типы перекрёстков.7. Какие бывают пешеходные переходы?8. Расскажи свой путь «Дом – школа»9. Перечисли обязанности пешеходов (пассажиров).10. Где следует ожидать общественный транспорт?11. Расскажите о правилах посадки в общественный транспорт.12. Расскажите о правилах выхода из общественного транспорта.13. Где безопаснее переходить дорогу после выхода из автобуса (троллейбуса, трамвая)?14. Что такое «зебра»?15. Что такое «островок безопасности»?16. Какими знаками обозначаются пешеходные переходы?17. Какие бывают пешеходные переходы?18. Как перейти улицу, где нет пешеходного перехода?19. Как найти и определить безопасный ближайший переход улицы (дороги)?20. Почему нельзя перебегать дорогу перед близко идущим транспортом?21. Где должны ходить пешеходы?22. Назови дорожные знаки, которые можно увидеть на переходах.23. Какие дорожные знаки тебе известны?24. Чем отличается регулируемый перекрёсток от нерегулируемого?25. Какие бывают светофоры?26. Что означает каждый сигнал светофора?27. Может ли после красного светофора сразу загореться зелёный?28. Чьи сигналы важнее: светофора или регулировщика?29. Какое движение называют правосторонним и почему?30. Что влияет на выбор безопасного пути к другу, в магазин, кинотеатр, библиотеку, на спортивную площадку?Диагностические материалы по теоретической части курса ПДД.Контрольные вопросы:1 класс.- Кого называют пешеходом?- Что такое транспорт?- Для чего предназначен тротуар?- Что такое перекресток?- Для чего служат ПДД?- Для чего служит проезжая часть?- Где надо переходить улицу?- Где нужно остановиться, если не успели закончить переход улицы?- Где можно играть?- Как нужно вести себя на улице?- Кому дает команды пешеходный светофор?- При каком сигнале светофора можно переходить улицу?- Что должен делать пешеход при красном сигнале светофора?- Зачем нужны дорожные знаки?- В каких местах устанавливается знак «Дети»?- Где можно кататься на велосипеде?- Почему опасно цепляться за автомобили?- Почему на санках нельзя кататься на улице?- Где нужно ожидать общественный транспорт?- Когда можно начинать посадку в общественный транспорт?- Как нужно себя вести в общественном транспорте?2 класс.- Почему нужно всегда соблюдать ПДД?- Как вы поступаете, когда нужно перейти улицу?- Какие дорожные знаки помогают пешеходу?- Для чего служит дорога?- Какие улицы называются улицами с односторонним движением?- Для чего предназначен тротуар?- Для чего служит проезжая часть?- Для чего нужна обочина на дороге?- Какие транспортные средства вы знаете?- Где и как ходить по улице, если нет тротуара?- Каковы особенности движения пешеходов?- Каковы правила движения пешеходов на загородных дорогах?- В какую сторону нужно посмотреть, дойдя до середины улицы?- Как нужно идти по пешеходному переходу?- Какие знаки устанавливаются на пешеходных переходах?- В каких местах можно переходить дорогу?- Можно ли переходить улицу при желтом сигнале светофора?- Кому дает команды пешеходный светофор?- При каком сигнале светофора можно переходить дорогу?- Что надо делать, если желтый сигнал светофора загорелся, когда ты дошел до середины улицы?3 класс. - Что понимается под улицей, и на какие части она делится?- Какие вы знаете элементы дороги? - Для чего служат тротуары и каков порядок движения по ним? - Пешеходы, двигаясь навстречу друг другу, должны в каждом направлении придерживаться правой стороны?- Где и для чего устанавливаются металлические ограждения тротуара?- Зачем нужны обочина и кювет?- Как отличить главную дорогу от второстепенной? - Что значит: улица односторонняя и двусторонняя? - Что нужно сделать пешеходу, прежде чем перейти дорогу?4 класс.- Для чего нужны дорожные знаки?- Где и как устанавливаются дорожные знаки?- На какие группы делятся все дорожные знаки?- Какие знаки для пешеходов есть в группе запрещающих знаков?- Какие знаки для пешеходов входят в группу информационно-указательных знаков?- Какие знаки для велосипедистов вы знаете, и к каким группам они относятся?- Какой знак для водителей устанавливается перед пешеходным переходом?- Какой знак для водителей устанавливается в районе школ, детских садов?
Ресурсное обеспечение программы: 1. Уголок “Дорожного движения”. 2 . Наглядный материал:- транспорт различного функционального назначения; - настольно-печатные игры; - дидактические игры по ПДД;- плакаты, иллюстрации, сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации; - атрибуты для сюжетно-ролевой игры “Транспорт”; - дорожные знаки.3. Учебно-тематические папки с документами и методическими материалами:
Занятия по ПДД.
Не хотите быть в беде – соблюдайте ПДД! (Материалы газеты «Добрая дорога детства»)
Документация: Единые профилактические дни по БДД, декадники «Внимание – дети!».
Документация: Единые профилактические дни по БДД, декадники «Внимание – дети!».
Положения об отряде Юных инспекторов движения.
Занимательный материал по ОБЖ.
Военно-спортивные игры на местности.
Игротека по Правилам дорожного движения.
Дорожные знаки.
Сценарии агитбригад по Правилам дорожного движения.
Сценарии агитбригад по правилам дорожного движения.
Билеты и вопросы для проверки знаний по ПДД.
Положения о конкурсах и соревнованиях по ПДД.
Вопросы по оказанию первой помощи пострадавшему.
Список литературы:
1. Изучаем ПДД. 1-4 классы. Тематические занятия, кл. часы и викторины А.В. Бармин, Е.А. Гальцов,
И.Ю. Клюев Волгоград, «Учитель» 2010 1
2. Конкурсы, викторины, праздники по ПДД для школьников Н.В. Ковалёва Ростов на Дону: «Феникс»
2005 1
3. Изучаем ПДД: разработки уроков и тематических занятий 1-4 кл. Е.Ю. Лавлинскова Волгоград, «Учитель» 2008 1
4. Игровой модульный курс по ПДД, или Школьник вышел на улицу 1-4 кл. В.И. Ковалько М., Вако 2008 1
5. Справочник классного руководителя: внеклассная работа по изучению ПДД в школе В.Е. Амелина М., Глобус 2006 1
6. Классные часы, беседы по ПДД 5-9 кл. Дубровская Е.Н. М.: Центр педагогического образования 2007 1
7. Профилактика детского дорожного транспортного травматизма. Система работы в ОУ Кузьмина Т.А.,
Шумилова В.В. Волгоград: Издательство «Учитель»
2007 1
8. Предметная неделя по правилам дорожного движения Поддубная Л.Б. Волгоград: Издательство «Корифей» 2008 1
9. Правила дорожного движения для школьников. Серия «Здравствуй, школа!» Дмитрук В.П. Ростов-на-Дону:
Издательство «Феникс» 2008 1
10. Методические рекомендации по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма Управление ГИБДД Московской области 2000 1
11. Правила дорожного движения для начальной школы Ростов-на-Дону, Издательство «Феникс» 2008
Гончарова Л.М. Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс» 2008 1
12. Часовые дорог Подмосковья Арнаутов Н., Ивакин Н. Москва: «Новатор» 1992 1
13. Дорожные знаки в картинках Издательство «Гном и Д» 2009 1
14. Журнал для детей «ПДД с инспектором Мигалкиным» №1 1
15. «Путешествие на зелёный свет. Я пешеход». №5 Познавательное пособие для младшего школьного возраста Издательство «Кедр» 1
16. «Путешествие на зелёный свет. «В лето на велосипеде». №6 Познавательное пособие для младшего школьного возраста Издательство «Кедр» 1
17. Безопасное поведение на улицах и дорогах. 1-4 класс. Пособие для учителя Ижевский П. В., Хренников Б.О., Александров И.В., Маслов М.В. М: «Просвещение» 2007 1
18. Методическое пособие для учителя по использованию УМК «Безопасность на дорогах». 5-9 класс:
- Для конструирования и анализа дорожных ситуаций
- По использованию электронных компонентов УМК Москва: «Уч.прибор» 2009 3
19. Экзаменационные билеты категории АВ Москва: Рецепт-Холдинг 2007 20. Брошюра «Водитель! Это важно знать!» Ежедневные новости Подмосковья 2008 3
21. «Дорожная грамота» для младшего школьного возраста Издательство «Кедр» 1
22. ДЭ познавательный журнал «За безопасность на дорогах» №8 2006 1
23. ДЭ познавательный журнал «Азбука дороги» №11 2007 1
24. «Безопасная дорога в школу». Познавательный журнал №4 5
25. Пособие для учителя
«Обучение ПДД» 1-4 класс Сюньков В.Я., Ижевский П.В., Хренников Б.О., Маслов М.В. М: «Просвещение» 2007 1
26. Методическое пособие для учителя по обучению ПДД. 5-9 класс Рыбин А.А. М: «Просвещение» 2008 1
27. Безопасность на дорогах. Комплект рабочих тетрадей для 5-9 классов Москва 2009 30
28. Брошюра «Дорожная азбука» для младшего школьного возраста. Основы правил безопасности на дорогах Ежедневные новости Подмосковья 2010 5
29. Помощник юного велосипедиста. Пособие для начинающего велосипедиста Издательство «Кедр» 2008 1