Методическая разработка внеклассного мероприятия «4 ноября – День единства и согласия»
Методическая разработка внеклассного мероприятия «4 ноября – День единства и согласия»1
Цель:1. Воспитание патриотизма, чувства гордости, любви к своему Отечеству.2. Дать ответ на вопрос: почему 4 ноября мы отмечаем «День единства и согласия».2
4 ноябряДень единства исогласия3
С 2005 года 4 ноября – государственный праздник День единства исогласияВо славу тех героевЖивём одной судьбой,Сегодня День единстваМы празднуем с тобой!4
История этого праздника имеет давние исторические корниКонец XVI и начало XVII вв. вошли в русскую историю как смутное время. Столкновение политических партий, ослабление и распад государства, гражданская война, интервенция поляков и шведов. 5
День народного единства1 6 1 2 6
В 1612 году 22 октября по старому стилю и 4 ноября по новому началось избавление Москвы от поляков. В это тяжёлое время копия (список) иконы Казанской Божьей Матери находилась у руководителя ополчения князя Д.М. Пожарского. Верующий народ связывал освобождение столицы от врага с молитвами перед этим чудотворным образом. 7
Икона Казанской Божьей Матери8
16 декабря 2004 Госдума РФ приняла одновременно в трех чтениях поправки в федеральный закон "О днях воинской славы" /Победных днях России/". Одной из поправок было введение нового праздника - День народного единства и фактическое перенесение государственного выходного дня с 7 ноября (День Согласия и Примирения) на 4 ноября. Основной причиной переноса, по мнению большинства наблюдателей, стало желание полностью снять ассоциации с годовщиной Октябрьской социалистической Революции (7 ноября 1917 года). 9
Инициатором введения нового праздника стала Русская Православная Церковь. По мнению митрополита Кирилла, историческая значимость этого дня состоит в том, что в 1612 году Россия могла бы прекратить свое существование как независимое православное государство, а «спасение пришло на волне духовного единения народа, главная идея которого была представлена православной верой». Этот праздник одинаково значим для представителей разных народов России, так как именно после победы 1612 года «Россия стала великой многонациональной державой». «Сегодня мы также нуждаемся, чтобы общество было сильным, для того, чтобы выйти из периода перемен великим государством» - отметил митрополит Кирилл. В то же время было подчеркнуто большое духовное значение нового праздника: "Минин и Пожарский выступили по призыву Церкви, и это пробудило наш народ от духовной спячки. Русские люди поняли, что им угрожает, и выступили на защиту своей православной веры". 10
11
Почти 4 столетия назад в начале ноября народное ополчение во главе с купцом Мининым и воеводой Пожарским прогнало польских интервентов из Москвы и положило начало конца так называемому Смутному времени.В Смуту как раз беспредельничали Лжедмитрии, не могли разделить властные полномочия между собой бояре все , а Речь Посполитая уже планировала, где и что на Руси возведет, когда приберет ее к рукам.Тянулось это долго, и если бы у польской шляхты осуществились планы, то не жить нам с вами ни в СССР, ни в России. Кто его знает, кем бы мы сейчас были?..Ополчение Минина и Пожарского уникально тем, что это единственный пример в русской истории, когда судьбу страны и государства решил сам народ, без участия власти как таковой. Она тогда оказалась конкретным банкротом. Народ скидывался на вооружение последними грошами и шел освобождать землю и наводить порядок в столице. Воевать шли не за царя – его не было. Рюрики закончились, Романовы еще не начались. Наши пра-пра-пра-пра-много раз пра-деды шли воевать за землю, и они победили. Тогда объединились все сословия, все национальности, деревни, города и метрополии.Этот день по праву называют Днем народного единства. Другого такого дня в русской истории не было.12
Почему именно 4 ноября? 4 ноября — по новому стилю. Применительно к XVII веку это 25 октября. Именно в этот день было достигнуто принципиальное соглашение о прекращении огня в Москве и капитуляции польского гарнизона, засевшего в Кремле, и выходе его из столицы, а ополченцы, казаки и москвичи получили возможность беспрепятственно провести богослужение в московских храмах. Таким образом, день 4 ноября можно по праву рассматривать как день Победы, день Военной Славы, день окончания военных действий и освобождения российской столицы от интервентов. 13
Впервые в истории России под русскими стягами, под идеей освобождения страны в рядах ополчения объединились представители уже тогда многочисленных народностей. То есть по сути 4 ноября — день национального единения перед лицом смертельной опасности. 14
В течение всей советской эпохи, историческое прошлое России до октября 1917 г. противопоставлялось времени «строительства социализма». Это породило в сознании многих людей ощущение разрыва времён. Прошлое переставало быть ценностью. Поэтому День народного единства призван осуществить связь времён, увидеть историю Родины как единое целое. 15
«Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно, не уважать оной есть постыдное малодушие, есть первый признак дикости и безнравственности». А.С. Пушкин День народного единства16
Проверь себя Знание своей истории равноценно знанию своего языка. Без этого никто не может называться гражданином своей страны. Этот нехитрый тест поможет проверить собственные знания об истории «Смутного времени» 1. Что мы празднуем 4 ноября? 1) День народного единства 2) День согласия и примирения 3) День конституцииДень железнодорожника 4) День «жэжиста» 2. Что произошло 4 ноября (22 октября по старому стилю) в 1612 году? 1) Ополчение Минина и Пожарского взяло Кремль 2) Ополчение Минина и Пожарского взяло Китай-город 3) Была введена в эксплуатацию Останкинская телебашня 4) Потонула атлантида 3. Кто возглавлял первое ополчение в 1611 году? 1) Ляпунов 2) Минин 3) Пожарский 4) Михаил Романов 5) Карл Маркс 17
4. Какое государство вмешивалось в дела России в Смутное время? 1) Польша 2) Соединенные штаты Америки 3) Речь Посполитая 4) Османская Империя 5. Чем Минин зарабатывал себе на хлеб до 1611 года? 1) Он не ел хлеб 2) Был князем и жил на доходы со своего имения 3) Преподавал в земских школах 4) Торговал скотом и рыбой 5) Был цирюльником 6. Кого называли «тушинским вором»? 1) Сигизмунда III 2) Лжедмитрия I 3) Лжедмитрия II 4) Сусанина18
19
20
Благодарим за внимание!21