Программа образования школьников средствами туристско-краеведческой деятельности

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа с. Загарье Юрьянского района Кировской области



Утверждаю
Директор школы Т. Л. Удалова






Программа образования школьников
средствами туристско-краеведческой деятельности

«Край родной, навек любимый»

на 2011-2015 гг.

Составитель программы
учитель географии Сергеева Л.Л.




Программа рассмотрена
на заседании
педагогического совета
от протокол №




с. Загарье
2011 г.

Паспорт Программы

Наименование Программы

Программа образования школьников
средствами туристско-краеведческой деятельности
«Край родной, навек любимый»


Реализация Программы

2011-2015 гг
Циклично


Разработчик Программы

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа с. Загарье Юрьянского района Кировской области


Цели и задачи Программы

Цель: обеспечить развитие творческого потенциала, формирование гражданских и патриотических качеств личности на основе изучения и исследования родного края.

Задачи:
– создание условий для дальнейшего развития мотиваций личности к познанию и творчеству;

- обеспечение доступности занятий краеведческой деятельности для учащихся;

-совершенствование методики и организации туристско-краеведческой работы;

– формирование культуры здорового и безопасного образа жизни средствами туристско-краеведческой деятельности.





Категория обучающихся
Учащиеся начальной, основной школы.





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа разработана на основе районной программы «Отечество – Земля Юрьянская», способствующей воспитанию подрастающего поколения на основе изучения родного края, направленной на воспитание патриотизма, гражданственности, любви к Отечеству и являющейся логическим продолжением «Областной программы образования школьников средствами туристско-краеведческой деятельности на 2011-2015 годы».

Краеведческий подход в образовании и воспитании дает уникальную возможность формирования личности через преемственность исторического и адаптационного опыта поколений, приобретает особое значение. Краеведческая деятельность – давно сложившееся и самостоятельно существующее направление учебно-воспитательной работы, имеющее полноценное научно-методическое обоснование, богатый опыт, кадры, организационные формы в общем и дополнительном образовании.
Краеведение способствует углублению межпредметных связей общеобразовательных знаний в процессе обучения, что позволяет учащимся лучше осмыслить явления окружающей жизни.
Программа намечает основные направления, тематику и ориентиры краеведческого поиска. Ведущая задача программы – создание оптимальных возможностей для творческого развития детей, их гражданского становления, удовлетворения их запросов, формирования профессиональных интересов в процессе краеведческой деятельности

Категория обучающихся: учащиеся начальной, основной школы.

Сроки реализации программы: циклично

Программа базируется на проверенном временем педагогическом опыте использования в образовательном процессе взаимосвязанных форм туристско-краеведческой работы и на понимании её как целостного явления, включающего обучение, воспитание, оздоровление и развитие детей и подростков.
Она состоит из нескольких самостоятельных проектов, предполагающих деятельность по различным направлениям туристско-краеведческой работы на период с 2011по 2015 г. и носит аналитико-проектировочный характер.









2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель: обеспечить развитие творческого потенциала, формирование гражданских и патриотических качеств личности на основе изучения и исследования родного края.

Задачи:
– создание условий для дальнейшего развития мотиваций личности к познанию и творчеству;

- обеспечение доступности занятий краеведческой деятельности для учащихся;

-совершенствование методики и организации туристско-краеведческой работы;

– формирование культуры здорового и безопасного образа жизни средствами туристско-краеведческой деятельности.


3.Структура программы
Программа состоит из пяти самостоятельных проектов, предполагающих деятельность по различным направлениям школьного туризма и краеведения:
«Изучаем свой край»;
«Моя малая Родина»;
«Интеллект будущего»;
«Туристское мастерство»;
«Школьные музеи»
Проекты взаимосвязаны и являются составными частями общей системы образования.

Проект «Изучаем свой край»

Творческий замысел проекта состоит в том, чтобы каждый ребенок знал свой край, где родился и вырос, а также его историческое и культурное наследие. Реализация проекта позволит создать благоприятные условия для максимального познания природы, истории, культуры села, посёлка, города, района, области и привлечь подрастающее поколение к активным социально-экономическим преобразованиям страны.
Назначение проекта: Концепция проекта направлена на расширение и углублений знаний и представлений детей об окружающем мире, направлена на интеграцию систем общего и дополнительного образования.
Цель проекта: Создание условий для успешной интеграции общего и дополнительного образования для реализации социально-образовательных потребностей личности и государства.
Задачи:
– духовно-нравственное воспитание и развитие личности школьников;
– получение дополнительных знаний каждым обучающимся I–IX класс о природе, географии, истории и культуре родного края, способствующих развитию познавательного интереса к краеведению;
– выявление форм взаимодействия общего и дополнительного образования детей.
Содержание деятельности:
изучение учащимися учебных дисциплин с использованием краеведческих материалов как школьного компонента уроков краеведения;
проведение уроков по предметам в классе и под открытым небом, уроков-экскурсий, уроков-игр;
использование во внеурочной деятельности с привлечением обязательных активных форм познания: экскурсии, походы, экспедиции по изучению родного края;
внеурочная деятельность: экскурсии, походы, экспедиции по изучению родного края;
работа объединений дополнительного образования на базе ЦДТ и ОУ;

1. Краеведческий компонент образовательных программ (Приложение №1)

2. Предметы краеведческой направленности (Приложение №2)

3. Внеурочная деятельность:
Класс
Экскурсии по своей местности

1
Экскурсия по школе

2
Экскурсия в с/библиотеку


3
Экскурсия в учебные кабинеты школы; знакомство со зданиями, где раньше располагалась школа


4
Экскурсия на почту


5
Экскурсия в амбулаторию


6
Экскурсия на животноводческий комплекс


7
Экскурсия по селу (прошлое и настоящее)


8
Экскурсия в ЖКХ


9
Экскурсия на завод



Работа объединений дополнительного образования на базе ЦДТ и ОУ:
- краеведческой направленности (Приложение №3),
- экологической направленности (Приложение №4)

Результат:
Организация в школе гарантированного, обязательного, обеспечиваемого образовательными программами, процесса получения, расширения и углубления знаний и представлений детей об окружающем мире, осуществляющееся непрерывно в учебной и внеучебной, внешкольной деятельности.
Интегрированность систем общего и дополнительного образования на основе комплексного изучения обучающимися родного края.
Получение каждым школьником оптимального объёма знаний о родном крае.

Проект «Моя малая Родина»

В каждом уголке России, в каждом населённом пункте есть свои природные особенности, специфические черты истории и культуры, составляющие тот феномен, который формирует в человеке привязанность к родному краю, воспитывает патриотические чувства, историческое сознание и социальную активность.
Назначение проекта: Тематическое изучение родного края, расширение и углубление знаний и представлений детей о той части окружающего мира, которая интересует лично его, интеграция систем общего и дополнительного образования; моделирование системы образования и воспитания школьников по выбору на основе коллективной туристско-краеведческой деятельности в школе, учреждении общего и дополнительного образования, районе. Помощь обучающимся в углублённом познании своего края, его особенностей и взаимосвязей с природой, историей и культурой страны в целом; содействие в развитии собственных способностей, привлечение к участию в созидательной деятельности.
Цель проекта: Создание оптимальных возможностей для творческого развития детей, их гражданского становления, удовлетворения их запросов, формирование профессиональных интересов в процессе туристско-краеведческой деятельности.
Задачи:
– выявление, уточнение, углубление, методологическое обоснование реальных возможностей предоставления по желанию обучающихся наиболее полной суммы знаний о родном крае;
– приобщение учащихся к краеведческой и поисково-исследовательской деятельности;
– сохранение исторической памяти;
– воспитание у школьников патриотизма, бережного отношения к природному и культурному наследию родного края;
– совершенствование нравственного и физического воспитания обучающихся.

Содержание деятельности:
Организуется поисково-исследовательская работа по направлениям краеведения, которые являются определяющими в организации поисково-исследовательской работы для школы, класса, отдельного школьника.
Поисковая работа в школе ведется по нескольким направлениям:
- родословие;
- родная школа;
- мое село;
- природа Вятского края;
- Вятская деревня;
- военная история;
- народное образование;
- профориентация.
Каждый класс – поисковый отряд.

Класс
Поисковая работа
Основные направления деятельности

1
РОДОСЛОВИЕ: Узнаю о себе

2
РОДОСЛОВИЕ: Моя родословная


3
РОДНАЯ ШКОЛА: Школа, ее традиции. Родители тоже были учениками. Школьные принадлежности, вышедшие из пользования


4
МОЕ СЕЛО: Мое село, моя улица, достопримечательности села, природа, предприятия, люди, профессии


5
ИСТОРИЯ СЕЛА: История социально-культурных учреждений села
Жители села

6
ПРИРОДА ВЯТСКОГО КРАЯ. Природа своей местности. Природа Вятского края. Охрана природы

7
ВЯТСКАЯ ДЕРЕВНЯ:
Старинные вещи школьного музея
История деревень

8
ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ КРАЯ: Материал о Великой Отечественной войне


9
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ: Профессии нашей области.

НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: История школы, детское движение



Результат:

разработка моделей коллективного педагогического и детского творчества применительно к условиям туристско-краеведческой деятельности,
подготовка и выполнение коллективных исследований родного края школьниками в составе различных объединений, впоследствии также и индивидуальных;
выявление в ходе коллективных исследований способных детей, склонных к научным краеведческим исследованиям, подготовка их к самостоятельной работе в условиях объединения;
выбор профессии как результат влияния на личность ее деятельности по изучению родного края;
пополнение фондов музея, формирование музейных экспозиций и выставок;
участие учащихся в школьной и районной краеведческой конференции.

Проект «Интеллект будущего»
Раскрытие способностей и талантов ребенка важно не только для него самого, но и для общества в целом. Качественный скачок в развитии новых технологий повлек за собой рост потребностей общества в людях с нестандартным мышлением, вносящих новое содержание в производственную и социальную жизнь, умеющих ставить и решать новые перспективные задачи.
Назначение проекта: Выявление в условиях туристско-краеведческой деятельности потенциально способных детей и создание для них специальных педагогических технологий, помогающих адаптироваться не только в предметной творческой деятельности, но и в конкретных ситуациях общения, способствующих развитию плодотворного отношения к учебе, к самому себе и к окружающим.
Цель проекта: Создание оптимальных условий для дальнейшего развития мотиваций личности к познанию и творчеству, обеспечивающих осознанный выбор вариантов и способов удовлетворения образовательных потребностей обучающихся с учётом их интересов, склонностей и способностей.
Задачи:
– консолидация учителей, педагогов дополнительного образования и общественность в деле воспитания и творческом развитии подрастающего поколения;
– развитие творчества детей и воспитание здорового образа жизни;
– создание системы массовых мероприятий, которые будут способствовать максимально возможному вовлечению детей и подростков в различные виды творческой деятельности: туристские походы, экскурсии, конкурсы исследователей родного края, научно-практические конференции, викторины по школьному краеведению;
– использование организационных и содержательных возможностей интеграции программ общего и дополнительного образования и программ детских общественных объединений на основе учебно-исследовательской и проектной деятельности.
Содержание деятельности: Проект реализуется в процессе индивидуальной творческой деятельности и предусматривает участие в конкурсах, конференциях по краеведению, научно-практических конференциях, в работе объединений школьников.
Под руководством педагогов образовательного учреждения школьники пишут творческие работы по избранной теме, участвуют в школьных и районных научно-практических конференциях, конкурсах.
Результат:
выявление способных школьников, склонных к учебным исследованиям, в т.ч. в краеведении;
ежегодное участие в районной краеведческой конференции;
участие в районном конкурсе исследовательских работ.
Проект «Туристское мастерство»
Социальные изменения конца ХХ века отразились на системе образования, в которой на передний план вышли такие ценности, как свобода, нравственность, гуманизм и здоровье. Туристские путешествия являются универсальным инструментом воспитания, обладают богатейшим педагогическим потенциалом. Активные занятия туризмом расширяют кругозор, прививают жизненно необходимые навыки, способствуют физическому и духовному развитию.
Цель проекта: обеспечение всестороннего развития подрастающего поколения, утверждение здорового образа жизни, создание условий для занятий туристско-краеведческой и экскурсионной деятельностью, профилактику заболеваний, вредных привычек и правонарушений, приобщение к ЗОЖ.
Задачи:
совершенствование спортивного мастерства юных туристов;
привлечение к активным занятиям туризмом учащихся всех возрастов;
укрепление здоровья, восстановление психофизических сил.
Содержание деятельности: Учащиеся совершают учебные, исследовательские и спортивные походы, приобретают необходимые навыки, приобщаются к коллективному труду, приобретают умение самостоятельно решать вопросы самообслуживания, оказания доврачебной помощи и организации быта в полевых условиях.
Туристские путешествия организуются с учетом возрастных особенностей школьников:
Класс
Туристское мастерство
Туристические походы

1
Правила поведения на экскурсии, в походе, ТБ во время похода.

Выход на природу

2
Разведение костра; ПМП при ушибах, порезах, ссадинах; ПП на природе; охрана природы
1дн. поход – район пруда

3
Правила подготовки к походу; правила укладки рюкзака; туристские обязанности
1дн. поход – сосна д. Подпоговская

4
Снаряжение и работа с ним; организация питания, бивачные работы
1дн. поход – д. Мыльниковы


5
Разработка маршрута однодневного похода; движение группы на маршруте; ведение путевого дневника
1дн. поход – береза д. Рубленки

2дн. поход – п. Мурыгино

6
Элементы топографии; организация лыжного похода; правила приготовления еды на костре
1дн. поход – д. Ожеговщина

2дн. поход – д. Ложкари

7
Элементы топографии и ориентирование; правила движения по пересеченной местности; установка палатки
1дн. поход – д. Сырченки

2дн. поход – п. Гирсово

8
Правила безопасности в многодневном походе; техническое описание похода; гигиенические требования к групповому снаряжению
1дн. поход – д. Замятино

2дн. поход – д. Подгорцы

9
Ориентирование на местности; составление сметы расходов; способы преодоления препятствия
1дн. поход – р. Медянка

2дн. поход – с. Медяны


Организацию походов осуществляют классные руководители.
Определенные навыки туристского мастерства и ЗОЖ формируются через уроки ОБЖ, воспитательную программу классного руководителя.

Проведение на базе школы мероприятий: День Здоровья,
Конкурса «Безопасное колесо»
Результат:
- Выполнение норм походов, предусмотренных Программой школы,
- участие школьников в Днях Здоровья, организуемых на базе ОУ,
- участие в районном конкурсе «Безопасное колесо».

Проект «Школьные музеи»
В последние годы усиливается интерес к истории родного края, разрабатываются и реализуются местные краеведческие программы. Школьники и педагоги совершают экскурсии, походы по родному краю и местам боевой славы земляков, ведут описания памятников природы, истории и культуры, собирают свидетельства о событиях местной истории и людях, в них участвовавших, поддерживают связи с ними, пропагандируют материалы поисково-исследовательской работы. Закономерным итогом краеведческой деятельности школьников и педагогов становятся создание школьных музеев, выставок, экспозиций по истории, культуре и природе родного края. Участие школьников в организации музея, в сборе и описании его коллекций, в оформлении экспозиций, использование материалов музея на занятиях по различным учебным дисциплинам и во внеурочной деятельности приучают детей приёмам самостоятельной исследовательской работы и воспитывают любовь и уважение к своему краю, своему народу.

Участие школьников в организации музея, в сборе и описании его коллекций, в оформлении экспозиций, использование материалов музея на занятиях по различным учебным дисциплинам и во внеурочной деятельности приучают детей приёмам самостоятельной исследовательской работы и воспитывают любовь и уважение к своему краю, своему народу.
Назначение проекта: Предоставление возможности обучающимся участвовать уже в школьном возрасте в реализации функций государства по выявлению, сбору, сохранению и охране объектов культурного и природного наследия родного края на основе овладения приёмами и навыками краеведческой, научно-исследовательской и музейной профессиональной деятельности.
Сохранение вещественных и документальных памятников, естественным образом собираемых в процессе обучения и воспитания детей, в специальных хранилищах музеях, создаваемых как структурные подразделения образовательных учреждений, для дальнейшего использования в ознакомлении новых поколений обучающихся с природой историей и культурой родного края.
Цель проекта: формирования у обучающихся уважения к памяти прошлых поколений земляков, бережного отношения к культурному и природному наследию, их воспитания в духе патриотизма.

Задачи:
анализ фактического состояния базы данных по своей местности, динамики и особенностей их пополнения;
подготовка экскурсоводов среди школьников;
выявление путей и средств повышения эффективности процесса получения каждым школьником I– I Xклассов дополнительных знаний о своём крае на базе музейной экспозиции
Содержание деятельности:
Организация поисково-собирательской деятельности, изучение и описание музейных предметов, создание новых краеведческих экспозиций; овладение школьниками формами и методами самостоятельной учебно-исследовательской работы; организация экскурсий, вечеров, конкурсов, конференций и других мероприятий; работа музейного ученического самоуправления.
Ведение кружка по учебно-исследовательской деятельности (на фондах музея).
Проведение плановых экскурсий для учащихся школы:
1 класс – Ознакомительная;
2 класс – «Родители тоже были учениками»;
3 класс – «История школы»;
4 класс – «История села»;
5 класс – «Интерьер избы»;
6 класс – «Источники изучения родного края»;
7 класс – «Экология и мы»;
8 класс – «Военная история»;
9 класс – «Предприятия села»;
«Детское движение».
Работа музея строится исходя из Положения о школьном краеведческом музее (Приложение №5)
Результат:
становление школьного музея как центра образовательно-воспитательного процесса в данном образовательном учреждении;
овладение школьниками различными приемами и навыками краеведческой, научно-исследовательской и музейной профессиональной деятельности (функции профессионального ориентирования);
использование краеведческого материала в учебном процессе и во внеурочной деятельности
- участие в районном конкурсе музеев.

4. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Первый этап (2011-2012 гг.)
На этом этапе предусмотрено проведение работ, связанных с разработкой основных направлений туристско-краеведческой деятельности школьников и способов её модернизации, их апробацией.
Доминирующим направлением изменений становится интеграция содержания общего и дополнительного образования средствами туристско-краеведческой деятельности, комплексное развитие научно-методической работы, внедрение Программы в учебно-воспитательный процесс образовательных учреждений.
Второй этап (2013-2014гг.)
Приоритет отдается проведению мероприятий, направленных на решение задач творческого развития обучающихся, формированию у них культуры здорового и безопасного образа жизни, через взаимосвязанные формы туристско-краеведческой деятельности, а также научно-методическое, кадровое, информационное обеспечение мероприятий Программы.
Третий этап (2015 г.)
На данном этапе предусмотрена реализация мероприятий, направленных для проведения анализа, детальной экспертизы, корректировки Программы в соответствии с полученными результатами, изменившимися объективными обстоятельствами, определение перспектив дальнейшего развития и переход на новый качественный уровень.

Сводная таблица мероприятий туристско-краеведческой деятельности (по классам, для классных руководителей)



Кл
Поисковая работа

Туристические походы
Туристское мастерство

Экскурсии по своей местности
Экскурсии по музею

1
РОДОСЛОВИЕ: Узнаю о себе
Выход на природу

Правила поведения на экскурсии, в походе

Экскурсия по школе
Общая экскурсия по музею «Знакомство с музеем. Почему музей называется краеведческим?»

2
РОДОСЛОВИЕ: Моя родословная

1дн п 1дн. поход– район пруда. Разведение костра; ПМП при ушибах, порезах, ссадинах; ПП на природе; охрана природы



Экскурсия в с/библиотеку
Родители-выпускники школы

3
РОДНАЯ ШКОЛА: Школа, ее традиции. Родители тоже были учениками. Школьные принадлежности, вышедшие из пользования

1дн. поход – сосна д.Подпоговская
Правила подготовки к походу; правила укладки рюкзака; туристские обязанности
Экскурсия в учебные кабинеты школы; знакомство со зданиями, где раньше располагалась школа
История школы, ее традиции

4
МОЕ СЕЛО: Мое село, моя улица, достопримечательности села, природа, предприятия, люди, профессии

1дн. поход – д. Мыльниковы
Снаряжение и работа с ним; организация питания, бивачные работы
Экскурсия на почту
История Загарья, его современное состояние

5
ИСТОРИЯ СЕЛА: История социально-культурных учреждений села
Жители села
1дн. поход – береза д. Рубленки

2дн. поход – п. Мурыгино
Разработка маршрута однодневного похода; движение группы на маршруте; ведение путевого дневника

Экскурсия в амбулаторию
Интерьер избы

6
ПРИРОДА ВЯТСКОГО КРАЯ. Природа своей местности. Природа Вятского края. Охрана природы
1дн. 1дн.поход – д.Ожеговщина

2дн. поход – д. Ложкари

Элементы топографии; организация лыжного похода; правила приготовления еды на костре
Экскурсия на животноводческий комплекс
Источники изучения родного края

7
ВЯТСКАЯ ДЕРЕВНЯ:
Старинные вещи школьного музея
История деревень
1дн. поход – д. Сырченки

2дн. поход – п. Гирсово

Элементы топографии и ориентирование; правила движения по пересеченной местности; установка палатки
Экскурсия по селу (прошлое и настоящее)
Экология и мы

8
ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ КРАЯ: Материал о Великой Отечественной войне

1дн. поход – д. Замятино

2дн. поход – д. Подгорцы
Правила безопасности
в многодн в многодневном походе;техническое описание похода; гигиенические требования к групповому снаряжению

Экскурсия на ЖКХ
Военная история края
Экскурсия по залу Боевой Славы: Служу Отчизне

9
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ: Профессии нашей области.

НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: История школы, детское движение
1дн. поход – р. Медянка

2дн. поход – с. Медяны

Ориентирование на местности; составление сметы расходов; способы преодоления препятствия
Экскурсия на завод
Предприятия и учреждения села
Экскурсия по комнате народного образования



Традиционные школьные мероприятия:

Урок России
1 сентября
Кл. руководители

Школьный турслет (День здоровья)
Октябрь, февраль
Педагог-организатор, кл. руководители

Рейд «Быт»
Сентябрь, октябрь
Педагог-организатор, кл. руководители

Операция «Забота»
В течение года
Педагог-организатор

Встреча с правоохранительными органами
В течение года
Кл. руководители

Месячник безопасности дорожного движения
Сентябрь
Сергеева Л.Л.

Праздник «День рождения школы»
Февраль
Педагог - организатор

Выполнение краеведческих заданий
Школьная краеведческая конференция
Октябрь - февраль

Февраль - март
Классные руководители

Сергеева Л.Л.



Соревнования «Безопасное колесо»
Апрель, май
Сергеева Л.Л.

Митинг 9 Мая
9 Мая
Педагог-организатор

Уроки Памяти
Май
Классные руководители



Участие в районных мероприятиях:

Название
дата
ответственный

Краеведческая конференция, конкурс исследовательских работ
март
Сергеева Л.Л.

Соревнования «Безопасное колесо»
Апрель-май
Сергеева Л.Л.


























Ресурсное обеспечение программы
Нормативно-правовое обеспечение: Положение о школьном музее.
Кадровое обеспечение. Ответственность за реализацию программы несет ВТГ учителей в составе:
замдиректора по УВР,
- заведующая музеем Сергеева Л.Л.,
а также классные руководители и учителя.

Материально-техническое обеспечение: помещение школьного музея, зал Боевой Славы, комната народного образования, спортзал, актовый зал, туристическое снаряжение, компьютерное обеспечение.
Научно-методическое обеспечение: семинары, курсовая подготовка, ВШК «Реализация программы туристско-краеведческой деятельности»

Ожидаемый результат
Наличие краеведческих знаний у обучающихся.
Осознание ими патриотизма как любви к своей малой родине, своей семье.
Знание и понимание духовно-нравственных ценностей в жизни человека и общества.
Бережное отношение к культурным ценностям и традициям народа, к природе.
Осознание себя гражданином своей страны, знание прав и обязанностей и уважительное отношение к ним.
Ответственное отношение к поручению, активное участие в общественной жизни класса, школы, страны.

Критерии результативности:
Повышение интереса к краеведческим знаниям (в рамках диагностики познавательного интереса).
Увеличение количества учащихся, принимающих участие в краеведческой деятельности (статистические данные в рамках проблемно-ориентированного анализа).
3. Участие в районных конкурсах.

Литература:
1. Патриотическое воспитание. Автор-составитель И.А.Пашкович.- Волгоград, 2006
2 Хрестоматия по истории Кировской области.- Киров, Волго-Вятское книжное издательство, 1982.
3. Экология своей местности.- Киров, 2000.
4. Энциклопедия земли Вятской.- Киров, 2002
Бердинских В.А. Занимательное краеведение: вятский сундук.- Киров, 1996.
Серов Б.Н. Поурочные разработки по курсу «Государственная символика».
Гимн.Герб. Флаг. –Москва, «ВАКО», 2005








13PAGE 15


13PAGE 141615




Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 415