Разработка Организация туристско-краеведческой работы
Муниципальное казенное учреждение
дополнительного образования
«Дом детского творчества» г. Нолинска
ОРГАНИЗАЦИЯ
ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ
(методические рекомендации)
Нолинск 2015
Методические рекомендации по организации туристско-краеведческой работы в образовательном учреждении 2015. – 46 с.
Составитель:
Рябов А.М. методист по ТКР МКУДО «ДДТ»
Учителю о школьном туризме
Туризм и краеведение в современном их понимании - это физическое развитие, оздоровление и познание окружающей действительности, формирование ценных духовных качеств личности. Теория физического воспитания рассматривает туризм как одно из средств воспитывающего воздействия на подрастающее поколение наряду с физической культурой и спортом.
Обычно небольшая часть детей в школе, независимо от подхода к туризму администрации и учителей, проявляет особый, повышенный интерес к туризму, и этот интерес школа не может оставить без внимания.
В школе должно быть два разных туризма:
обязательный для всех классов («классный туризм») - минимальный по объему;
для любителей путешествовать в виде занятий по интересам в кружках («кружковой туризм»).
Оба эти туризма в школе сильно различаются между собой по многим параметрам: объему перемещений, регулярности, сложности, формам мероприятий и по контингенту детей.
Понятие «школьный туризм» идентично выражению «туристско-краеведческая деятельность в школе» (ТКД), получившему распространение с 80-х гг. прошлого века.
Педагогический потенциал школьного туризма, если иметь в виду весь комплекс его форм и видов, и, прежде всего, походы, очень велик. Но коэффициент полезного педагогического действия туризма зависит от подхода к нему организаторов, от их умения и опыта, персональной концепции и профессиональной подготовки.
Не надо бояться школьного туризма. Пешком, на лыжах, на байдарках или на велосипедах готовьтесь отправиться с классом в путь. Поживите с ребятами интересной, самобытной, автономной, наполненной романтикой странствий общей жизнью. Станьте вместе со своими учениками-воспитанниками хоть ненадолго дружной походной семьей. Туристский поход - радикальное средство очеловечить педагогику, совершить крутой поворот в традиционной работе с классом, перейти с наезженной колеи авторитарной педагогики к сотрудничеству.
Из истории детского туризма
В России детский туризм возник в середине XIX в. и носил характер общеобразовательных экскурсий.
Еще до революции школьные программы рекомендовали для каждого класса разрабатывать планы и программы экскурсий, которые следовало проводить в учебные часы. Для дальних экскурсий рекомендовалось выделить несколько полных учебных дней в течение года.
Официально годом создания государственной системы детско-юношеского туризма считается 1918 год, когда по предложению Н.К. Крупской было создано Центральное бюро школьных экскурсий.
С 1924/25 учебного года началось широкое внедрение краеведения в школьную практику. Государственным ученым советом были разработаны комплексные программы (в отличие от традиционных, предметных). Этими программами пытались устранить существенный недостаток старой школы - разрыв между учебными школьными предметами. Весь объем знаний, намеченных к изучению в общеобразовательной школе, был представлен в виде единого комплекса сведений о природе, труде и обществе. Ярким примером обучения детей по комплексным программам ГУСа являются групповые школьные тетради Дрязгинской школы, которые хранятся в музее СОШ с. Октябрьское Усманского района.
Программы и указания Наркомпроса ставили перед школой задачу изучать местный край, вести работу по охране природы, чтобы «...привить питомцам школы полезные навыки в этом государственном деле».
В 1932 году Наркомпрос РСФСР принимает постановление, в котором отмечалось, что экскурсионно-туристская работа среди детей является одним из наиболее актуальных и необходимых приемов в деле максимального повышения качества работы школы, общеобразовательной и политехнической подготовки детей, ставилась задача каждой школе включить в учебный план минимум проведения местных экскурсий.
Дальнейшему развитию экскурсионно-туристской работы с детьми помешала Великая Отечественная война. Перед детским туризмом встали задачи военно-физической подготовки школьников, привития туристских навыков, имеющих оборонное значение, вовлечения школьников в общественно полезную работу в помощь фронту.
С 1946 года туристско-краеведческая работа школьников вновь активизируется: ЦДЭТС и газета «Пионерская правда» объявляют массовое путешествие пионеров и школьников по родному краю.
В 1952 году Министерство просвещения РСФСР опубликовало инструктивное письмо «Об организации туристских походов с учащимися семилетних и средних школ», регламентирующее порядок организации туристских групп, состав и возраст участников, обязанности руководителей групп, администрации учреждений, примерные нормы, разрядные требования по туризму, программы семинаров по подготовке руководителей туристских групп. Отделам образования рекомендовано разрабатывать тематику и маршруты походов, экскурсий и путешествий по родному краю, организовать в школах по окончании учебного года такие походы и экскурсии под руководством учителей и пионервожатых, по возможности с каждым классом, начиная с четвертого; в целях улучшения руководства утвердить в каждом рай(гор)ОНО ответственных лиц за проведение экскурсионно-туристской работы, во всех семилетних и средних школ выделить из числа учителей организаторов этой работы в школах.
К 1957 году во всех территориях России были созданы детские экскурсионно-туристские станции, которые подняли туристско-краеведческую работу на новый, более высокий уровень.
Концепция
туристско-краеведческой деятельности обучающихся
Концепция туристско-краеведческой деятельности была разработана авторским коллективом во главе с А.А. Остапцом-Свешниковым в 1986 году. [2, с.54]
Основные положения концепции:
освоение окружающего мира средствами туристско-краеведческой деятельности осуществляется по принципу расширяющейся и углубляющейся спирали: от своей семьи, дома - к родному краю и другим регионам Отечества; от созерцания-ознакомления - к научному исследованию действительности;
структурной основой любого туристско-краеведческого мероприятия является туристско-краеведческий цикл (подготовка, проведение и подведение итогов);
связанные между собой циклы создают круглогодичную систему этой деятельности;
на каждый туристско-краеведческий цикл ставится комплекс воспитательно-образовательно-оздоровительных задач, ориентированных на гармоничное развитие личности учащихся;
реализация принципа самодеятельности и самоуправления осуществляется через подсистему туристских и краеведческих постоянных и временных (дежурных) походных должностей, имеющих определенный функционал жизненно важных обязанностей;
функционирование подсистемы воспитательного воздействия: туристско-краеведческих традиций, законов, правил и норм, воспитание на истории, культуре и природе своей Родины;
открытость, гибкость, вариативность системы, демократичность ее построения {доступность любому учителю и ученику);
четкое понимание сущности концепции необходимо всем работникам школы и учреждений дополнительного образования, т.к. только при этом можно целесообразно, педагогически грамотно и с максимальной пользой применять различные формы и нормы туризма к разным контингентам детей.
Туризм или краеведение?
Туризм по своей природе всегда содержит элементы познания края. Невозможно путешествовать, ничего не узнавая. Но в спортивном туристском походе приоритетным является прохождение намеченного маршрута.
Простые поверхностные наблюдения всегда делаются в походах, но полное право на жизнь имеет в школе и серьезное глубокое краеведение. И нет необходимости такому научному краеведению навязывать спортивные нормы туризма - маршрут, километраж, преодоление естественных препятствий. Серьезную научную работу учащихся трудно соединить со спортивными целями.
Содержанием туристского краеведения являются изучение природы и истории края. Этим проблемам чаще всего посвящается общешкольная экспедиционная деятельность, а также работа класса, кружка.
Опыт краеведческой деятельности свидетельствует о следующем:
словесное, книжное краеведение педагогически неэффективно. Готовое знание - тормоз мышления, поэтому необходимо идти путем деятельностного изучения окружающей действительности, ее предметов и явлений.
для детей важна мотивация работы: зачем изучать.
Педагоги часто задают вопрос: «Можно ли вести краеведческую и туристскую работу порознь»?
Ответ однозначен: для педагогики лучше, если это будет туристско-краеведческая работа. Научная, исследовательская деятельность учащихся и занятия физической культурой, спортом вообще вполне сочетаемы и хорошо дополняют друг друга при условии, если они разнесены по времени.
Большую роль в развитии ТКД имеет интерес учителя и его физические возможности. Как показывает практика, краеведческой деятельностью в школе чаще всего занимаются женщины, которые по тем или иным причинам (возраст, здоровье, семейное положение) не могут ходить в походы, но в краеведении видят эффективное средство педагогического воздействия на учеников. Поэтому краеведение может быть самостоятельным занятием, может существовать как отдельный вид внеклассной учебно-воспитательной работы.
Необходимо стремиться к использованию в школе всего многообразия форм ТКД, т.к. только при этом можно максимально полно удовлетворить и разнообразные интересы детей.
Туристские походы во всем их собственном разнообразии составляют главное содержание школьного туризма, т.к. только в этой форме наиболее полно реализуется то, что может извлечь педагогика из детского туризма.
Содержание
туристско-краеведческой деятельности в школе
Содержание туристско-краеведческой деятельности в школе в настоящее время определяется программой туристско-краеведческого движения обучающихся «Отечество» [Приказ МО и ПО РФ № 653/19-15 от 07.12.1998 г.]. В программе перечислены разнообразные формы: экскурсии, прогулки, походы, многодневные путешествия и экспедиции, кружки, секции, клубы, конференции, викторины, конкурсы, слеты, туристский лагерь (стационарный или передвижной), учебно-тренировочный сборы, семинары, консультации, игры, смотры готовности, соревнования, выставки, музеи, уроки с использованием краеведческих материалов по предметам школьной программы.
Многообразие форм обеспечивает комплексный характер ТКД в обучении, воспитании, оздоровлении и профессиональной ориентации детей. Здесь заложены широкие возможности для всякой творческой детской самодеятельности - спортивной, научной, художественной, технической, социальной и даже педагогической. Но не все части целого, составляющие в школе ТКД, равнозначны между собой, есть более важные, основные, а есть менее важные, вторичные, неспецифические. Ю.С. Константинов и В.М. Куликов выделяют группу из шести элементов, наиболее важных: походы, прогулки, экскурсии, экспедиции, слеты, соревнования. [1,с.64] Они предлагают формулу туризма в школе, состоящую из этих основных элементов: ТКД = 2 (П+Э+С), где 2П - прогулки и походы, 2Э - экскурсии и экспедиции, 2С - слеты и соревнования.
Сущностью туристской работы, ее «главным звеном», тем зерном, без которого нет туризма, является поход.
Туризм нужен каждому ребенку, но в разной степени, по разной норме. В этом проявляется смысл деления школьного туризма на две ветви, на два рубежа - массовый и любительский. И обе ветви нужны школе:
«малый туризм» (массовый, «классный») - для большого числа учащихся;
«большой туризм» - (любительский, кружковой) - для малого числа учащихся.
Таблица
определения уровня развития ТКД в школе (массовый туризм)
Уровни
Среднее кол-во походов на класс
Участие классов
Охват детей походами
Туристские значки
Массовые туристские мероприятия
Низкий
Менее одного
Участвуют отдельные классы
Около 10%
Единицы
Нет
Средний
До 2-х
За редким исключением все классы один раз были в походе (на прогулке)
Около 30%
Около 5%
Один школьный турслет в году, туристский вечер
Высокий
3
Все классы провели по 2-3 похода
Менее 50%
20%
Турлагерь, слет с широкой программой соревнований, тур. кабинет
Высший
5
Все классы не менее 3-х походов и прогулок
Около 80%
Более 50 %
Лагерь зимой
и летом, 2 слета, турбаза, музей, тур. кабинет
Планирование
туристско-краеведческой деятельности в школе
План ТКД в школе - это сумма планов туристско-краеведческой работы классов плюс общешкольные дела, плюс мероприятия района, области.
Процесс составления общешкольного плана должен идти снизу вверх, от частного к общему. Сначала каждый класс (ни в коем случае не под диктовку классного руководителя!) намечает, что он хочет сделать в новом году по туризму. И пусть на обсуждение уйдет много времени - такое творческое планирование и есть воспитание.
После обсуждения и принятия общешкольного годового плана ТКД начинается планирование от общего к частному: каждый пункт каждого плана (школьного, классного, кружка, музея, лагеря, квартальный, месячный - любой) теперь становится предметом детального рассмотрения для подготовки и проведения дел, обозначенных этими пунктами. В составлении этих оперативных планов роль школьников должна быть еще больше.
Властная функция администрации (в том числе и классных руководителей) в вопросах планирования туристско-краеведческой работы должна быть урезана. Администрация школы не должна диктовать нормы ТКД классным руководителям, а они, в свою очередь, не должны диктовать детям свои установки. Должны быть расширены права каждого класса, самих детей в планировании своей туристско-краеведческой жизни.
Примерный план
туристско-краеведческой работы ОУ
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ РАБОТА
№ п/п
Содержание работы
Сроки выполнения
Назначить организатора ТКР с учащимися
сентябрь
Изучить и обсудить на педсовете итоги летних туристско-краеведческих мероприятий
сентябрь
Разработать и утвердить план участия школы в туристических мероприятиях на новый учебный год
сентябрь
Организовать работу туристских кружков, работу поисковых отрядов по заданиям организаций и учреждений
сентябрь
Разработать темы исследовательских работ
сентябрь
Разработать и утвердить маршруты походов, экскурсий, экспедиций
октябрь
Представить информацию в РУО и методисту по ТКР о работе за учебный год и летний период по туристско-краеведческому направлению
октябрь
Завершить обработку материалов, собранных во время летних походов, экспедиций, экскурсий, передать их в школьный музей.
ноябрь
Обсудить итоги ТКР на заседании педсовета
декабрь-май
Оформить документацию на получение участниками походов туристских значков и спортивных разрядов
август-сентябрь
Провести учет тур. снаряжения и инвентаря. Составить смету туристско-краеведческих мероприятий на год.
октябрь
Начать оформление новых экспозиций в школьном музее (на основе летних походов и экспедиций) или приступить к созданию музея.
декабрь
Заведующим предметными кабинетами и совету школьного музея разработать конкретные краеведческие задания по маршрутам походов
сентябрь-октябрь
Принять участие в районных и областных конкурсах.
по плану
ПОДГОТОВКА РУКОВОДИТЕЛЕЙ И АКТИВА
Провести семинар классных руководителей и собрание учащихся по туристско-краеведческому направлению
сентябрь
Организовать работу кружков.
сентябрь
Организовать занятия с учащимися (по классам) по овладению туристскими навыками.
Весь год
Принять участие в работе семинаров, курсов, организованных РУО, МОУДОд ДДТ.
по плану
МАССОВЫЕ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ
Провести походы с младшими школьниками (наблюдения за природой)
сентябрь, январь, апрель, май
Провести общешкольную неделю туризма
Сентябрь - октябрь-ноябрь
Провести школьную краеведческую конференцию и выставку
ноябрь
Принять участие в районной (городской) конференции.
по плану
Провести школьные соревнования по туристским навыкам
По плану
Принять участие в районных (областных) соревнованиях.
по плану
Организовать экскурсии и экскурсионные поездки
май
Провести школьный турслет
По плану
Подвести итоги соревнования на лучший класс по ТКД
май
Принять участие в районном турслете
июнь
Организовать работу школьного турлагеря
июнь
Учет туристской работы
Большое значение в развитии ТКД школы наряду с такими элементами как планирование, организация, стимулирование работы имеет учет, контроль и анализ её результатов. Еще он имеет функцию банка данных, статистики, откуда всегда легко получить нужные сведения, т.е. оглянуться на пройденный путь, заимствовать опыт работы. Контроль и анализ результатов работы подразумевает организацию четкого учета туристской работы школы в целом, отдельно каждого класса, туристской группы и каждого учащегося. Без учета и анализа текущих итогов работы невозможно проведение соревнований классов по ТКД - важнейшего стимула в развитии всякого дела.
Исходя из целей работы можно выделить несколько уровней учета туристско-краеведческой деятельности - уровень класса и уровень школы. Отдельный учет ведется в туристско-краеведческих кружках, в школьном музее, в лагере, по отдельным туристским мероприятиям школы. Особый раздел составляют спортивно-краеведческий, педагогический и финансовый учет и отчетность по многодневным туристским походам, экскурсиям, экспедициям.
Учет туристской работы в классе преследует цели привлечения каждого ученика к туризму, своевременного оформления туристских значков и разрядов. Учет позволяет классному руководителю, активу класса выделить школьников, активно участвующих в походах, выполняющих нормативы по туризму.
Из опыта работы школ мы можем рекомендовать наиболее простые формы учета, с тем, чтобы вести его могли сами ребята.
Турорганизатор класса ведет журнал - разлинованную тетрадь - включающий в себя такие три таблицы:
Таблица 1. Туристские походы класса
№ п/п
Номер маршрут-
ного листа
Маршрут
Дата проведения
Главная цель (тема)
Кило-
метраж
Кол-во участников
Таблица 2. Участие школьников в турпоходах
Фамилия, имя
Заключение врача
Участие в походах
Примечания
Таблица 3. Выполнение туристских нормативов
Фамилия, имя
Юный турист России
Турист России
Разряд
Большую роль в пропаганде туризма имеет наглядное оформление итогов работы. Для этого тоже нужен хорошо налаженный учет.
Контролировать, анализировать и обобщать туристскую работу классов, кружков, туристского актива, учителей и родительской общественности, подводить итоги соревнований по ТКД - все это возможно только на базе хорошо налаженного учета на общешкольном уровне.
Не реже одного раза в четверть следует подводить итоги туристской работы, анализировать работу каждого класса и школы в целом. Данные учета туристской работы дают необходимую информацию для корректировки работы в классах, работы кружков, регулярно сообщаются педагогическому совету школы, обсуждаются на Штабе, на административных совещаниях.
Организуя учет туристской работы в школе, следует помнить, что это также и форма учета участия учителей в туристских походах, экскурсиях, экспедициях. На основе учетных данных учитель-турорганизатор составляет таблицу занятости учителей в туристских мероприятиях:
Фамилия, имя, отчество_________________________
Количество дней в походах_______________________
Из них в выходные дни_____________________
Полагается отгулов__________________________
Эти данные передаются в профсоюзный комитет и администрацию школы, и в случае невозможности денежной компенсации эти данные со ссылкой на приказы по школе о проведении походов и других туристских мероприятий служат основанием для предоставления отгулов.
Поход – основа туристско-краеведческой деятельности
Основу массового туризма составляют одно-, двух- и трехдневные походы. Поход заключается в активном передвижении по маршруту - пешком, на лыжах, на велосипедах, на водных судах (байдарках, шлюпках, плотах, катамаранах). В зависимости от протяженности и сложности маршрута, количества дней, затрачиваемых на его прохождение, поход может быть степенным или категорийным (см. Приложение 5).
По целевым приоритетам все туристские походы можно подразделить на такие пять вариантов:
Походы спортивные (их иногда называют зачетными), главной целью которых является выполнение спортивно-туристских нормативов на значки и разряды.
Походы краеведческие (познавательные), в которых акцент делается на задачах знакомства с крупными краеведческими объектами. Но и такие походы проводятся при непременном условии спортивного прохождения несколько укороченного маршрута.
Учебно-тренировочные походы школьников, занимающихся туризмом «профессионально». Главная их цель - изучение основ туризма, совершенствование туристских навыков, техники туризма, ориентирования.
Походы со сдвоенной целью - одновременного выполнения общественно-полезной работы (задания) и спортивно-туристского норматива.
Походы контрольные - по неизвестному заранее участникам контрольному маршруту, во время прохождения которого группа должна на деле показать свои туристские способности [1, с. 13-14].
Подготовка и проведение похода
Планирование предстоящего путешествия - коллективный процесс, дело всей группы, а не только ее руководителя. Итогом такой работы должен стать план, форма которого представлена в таблице (Приложение № 7).
Юридическим основанием для проведения многодневного путешествия служит приказ директора образовательного учреждения о его проведении (Приложение № 6).
Важным моментом воспитательной работы в туристской группе является самоуправление. Между участниками похода распределяются обязанности и поручения с учетом подготовки, способностей и интересов каждого туриста. Это могут быть:
ответственный за маршрут (подбор литературы, подготовка материала о районе похода, составление графика похода);
командир группы (основной помощник руководителя);
ответственный за снаряжение (вопросы обеспечения и охраны снаряжения туристской группы);
ответственный за питание (подготовка перечня продуктов, распределение по рюкзакам, составление меню и т.д.);
санитар (контроль за выполнение санитарно-гигиенических норм);
казначей (составление сметы расходов, сбор денег (хранение денег у руководителя группы);
фотограф (изготовление фотографий и оформление фотогазеты);
физорг (организация спортивных мероприятий).
Могут вводиться и временные поручения: дежурный повар, костровой и др.
Самоуправление может быть эффективным при умелой его организации. Руководитель туристской группы должен быть советчиком, контролером, но, прежде всего, грамотным педагогом, способным в трудную минуту по-дружески поддержать учащегося, по-родительски позаботиться о каждом, не скупиться на поощрения и не забывать о мерах наказания.
Проведение походов и путешествий в рамках ТКД регламентируется «Инструкцией по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися, воспитанниками и студентами Российской Федерации», утвержденной Министерством образования Российской Федерации (Приказ № 293 от 13 июля 1992 г.) и являющейся основным документом при проведении туристских мероприятий с учащимися. В ней оговариваются требования к участникам и руководителям походов и путешествий, строго регламентируются вопросы безопасности, которые являются главными при организации и проведении мероприятий с детьми.
Даже беглое ознакомление с планом подготовки и подведения итогов многодневного (степенного или категорийного) похода позволяет увидеть колоссальный объем работы, который приходится выполнять руководителю группы для качественного проведения путешествия. К сожалению, такой труд редко получает необходимую поддержку администрации. Педагогу зачастую приходится бороться с формальными установками: «Поход - это просто», «Как отдохнули в походе?». Такое недальновидное отношение часто отбивает у молодых педагогов охоту руководить детскими объединениями. А ведь серьезный поход – кропотливый труд множества людей – тренеров, детского и родительского коллективов, который если и не оценивается государством материально, должен хотя бы заслуживать моральной поддержки и поощрения.
Перечень
обязательной походной документации:
Приказ проводящей организации о совершении туристского похода, экспедиции, экскурсии (путешествия) с указанием цели, сроков, маршрута похода, фамилии и должности руководителя и заместителя руководителя, списка участников. Оформляется в 2-х экземплярах: один остается в организации, второй выдается руководителю похода.
Смета расходов на проведение туристского похода, экспедиции, экскурсии (путешествия).
Командировочное удостоверение.
Журналы проведения инструктажа по технике безопасности:
журнал инструктажа руководителей;
журнал инструктажа учащихся.
Разрешения родителей на участие их детей в туристском походе, экспедиции, экскурсии (путешествии).
Маршрутная документация:
маршрутный лист (для походов выходного дня, степенных походов, дальних экскурсий (путешествий) или маршрутная книжка (для категорийных походов), заверенные печатью и подписью руководителя образовательного учреждения;
документы, подтверждающие туристскую квалификацию руководителей (справки о совершенных путешествиях, удостоверения о прохождении курсов повышения туристской квалификации) и туристский опыт участников (справки о совершенных путешествиях);
необходимый картографический материал с нанесенной на него активной частью маршрута.
При проведении многодневных походов и дальних экскурсий с ночлегом в населенном пункте – письменное согласие учреждения (организации), принимающего группу, или туристская путевка.
Разрешение соответствующих организаций на право посещения заповедников, заказников и других территорий с ограниченным режимом посещения.
Групповая заявка при пользовании железнодорожным транспортом.
Справки на учащихся из школы (для льготного проезда).
Приложение № 1
Должностная инструкция
ответственного за туристско-краеведческую работу в школе (туристского организатора)
На туристского организатора возлагается ответственность за:
осуществление анализа (оперативного и итогового) туристско-краеведческой деятельности школы;
планирование туристско-краеведческой деятельности в школе;
информационное обеспечение туристско-краеведческой деятельности;
организацию туристско-краеведческих мероприятий, музейной работы в течение учебного года и в каникулярное время;
организацию туристско-краеведческих кружков, секций, клубов и других объединений учащихся;
координацию работы коллегиальных органов управления школьным туризмом и краеведением;
координацию туристско-краеведческих кружков, секций, клубов и других объединений учащихся;
профильную туристско-краеведческую подготовку классных руководителей и учителей-предметников – непосредственных организаторов школьного туризма и краеведения;
выявление, изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта;
установление связей с учреждениями дополнительного образования туристско-краеведческого профиля;
установление связей установление связей общественными туристско-краеведческими объединениями (обществами краеведов, туристскими союзами и клубами, маршрутно-квалификационными комиссиями, комиссиями по туристским соревнованиям, комиссиями общественных туристских кадров), музеями;
организацию работы с родителями по проблемам туристско-краеведческой деятельности;
организацию системы учета и контроля туристско-краеведческой деятельности в школе, ведение туристской документации;
своевременное предоставление отчетности в МОУ ДОд ДДТ.
Туристский организатор школы имеет право:
Границы применения прав - по согласованию с педагогическим советом школы:
определять стратегию развития туристско-краеведческой деятельности в школе и методы ее включения в основной образовательный процесс;
использовать данные из статистической отчетности школы, материалы социологических и психолого-педагогических исследований для пополнения информационной базы туристско-краеведческой деятельности;
участвовать в работе коллегиальных органов управления школой;
делегировать полномочия по организации туристско-краеведческих мероприятий педагогам;
выходить с инициативой создания коллегиальных органов управления школьным туризмом (например, туристский совет школы, организационный комитет по проведению школьного туристского вечера, школьного слета и т.п.);
инструктировать педагогов по порядку подготовки, проведения и подведения итогов туристско-краеведческих мероприятий;
вносить директору предложения по использованию финансовых средств для организации туристско-краеведческих мероприятий и стимулирования кадров;
определять основные направления распространения передового педагогического опыта;
представлять интересы школы в учреждениях дополнительного образования туристско-краеведческого профиля и общественных туристско-краеведческих объединениях.
Заключать временные и постоянные договоры с общественными, частными организациями, государственными учреждениями о сотрудничестве по организации туристско-краеведческой деятельности в школе.
выходить с предложениями к директору школы и заместителю директора по административно-хозяйственной части по вопросам создания и совершенствования материальной базы школьного туризма и краеведения (помещения, инвентарь, оборудование, снаряжение).
Квалификационные требования: педагогическое образование (высшее или с/специальное). Опыт участия в категорийных походах. Опыт руководства массовыми, многодневными походами. Инструкторская квалификация не ниже «Инструктора школьного туризма». Опыт участия и судейства туристских соревнований.
Приложение № 2
Примерный тематический план
туристско-краеведческой работы в начальной школе
Педагогические основы
туристско-краеведческой деятельности учащихся
Значение туристско-краеведческой деятельности для развития личности учащегося:
что интересное можно увидеть на экскурсии в природу (по парку);
что интересное можно увидеть на экскурсии по своему микрорайону (ближайшему окружению школы);
планы нашей туристско-краеведческой деятельности.
Законы, правила и традиции юных туристов-краеведов.
Организация туристско-краеведческой работы:
подготовка экскурсии по микрорайону или в природу;
обязанности знатоков-краеведов;
обязанности знатоков-туристов;
проведение экскурсии;
подведение итогов экскурсии.
Безопасность на прогулке и экскурсии:
выполнение указаний взрослых и дисциплина - основа безопасности на прогулке и экскурсии;
знание главных правил уличного движения, их выполнение (правила для пешехода);
осторожность и внимательность на прогулке и экскурсии.
Туристско-краеведческие навыки и умения
Краеведческие навыки и умения:
учимся наблюдать окружающий мир;
учимся зарисовывать то, что увидели;
учимся рассказывать о том, что увидели и узнали;
учимся соблюдать чистоту на природе, беречь природу.
Туристские навыки и умения:
как правильно одеться па прогулку, экскурсию;
как правильно собрать и носить походную сумку, рюкзачок;
как правильно расположиться на привале;
как правильно ходить на прогулки и экскурсии.
Приложение № 3
Примерный тематический план
туристско-краеведческой работы в IV-VI классах
Педагогические основы
туристско-краеведческой деятельности
Значение туристско-краеведческой деятельности в развитии личности учащегося:
расширение кругозора учащегося в походах и путешествиях; воспитание высоких нравственных качеств;
физическое развитие и укрепление здоровья.
Законы, правила и традиции юных туристов-краеведов:
юный турист знает, любит и бережет свой родной край;
юный турист - хороший товарищ, он всегда готов прийти на помощь товарищу в школе, в походной обстановке, заботится об укреплении своего классного туристского коллектива;
юный турист любит искусство и литературу, старается правильно вести себя в коллективе, жить по законам красоты;
юный турист активно участвует во всех делах своею коллектива, ведет шефскую работу с младшими школьниками, помогает старшим;
юный турист соблюдает режим дня, регулярно занимается физической культурой, соблюдает гигиену и санитарию, выполняет нормы спортивных разрядов, нормы на значок «Турист России»;
юный турист регулярно занимается туристско-краеведческой работой, исследует свой родной край, помогает в работе туристско-краеведческого кружка, участвует в движении «Отечество».
Организация туристско-краеведческой работы (три части туристско-краеведческого цикла многодневного похода по родному краю):
первая часть - подготовка многодневного похода по родному краю; обязанности по туристским должностям, обязанности по краеведческим должностям,
вторая часть - проведение многодневного похода по родному краю; тренировочных походов;
третья часть - подведение итогов туристского мероприятия;
безопасность туристских многодневных походов: самодисциплина и самоорганизация туристской группы, страховка и самостраховка в туристском путешествии; внимательное отношение ко всем членам коллектива.
Туристско-краеведческие навыки, знания и умения
Туристские знания, навыки и умения:
снаряжение для туристского многодневного похода;
питание в туристском многодневном походе по родному краю;
техника преодоления естественных препятствий;
ориентирование на местности и топография;
привалы и ночлеги в многодневном походе по родному краю;
первая доврачебная медицинская помощь в походе;
туристские игры и культурная программа на привалах и дневках;
особенности зимнего туризма.
Краеведческие знания, умения и навыки:
как надо вести краеведческие наблюдения при исследовании своего родного края;
фиксирование краеведческих наблюдении при исследовании родного края;
охрана природы родного края, памятников истории и культуры в туристском походе;
изготовление экспозиции по результатам туристского похода для школьного краеведческого музея, подготовка выставки по итогам похода, оборудование туристского уголка и краеведческого музея;
подготовка письменного отчета о походе, выступление па вечере отчете по походу.
Приложение № 4
Примерный тематический план
туристско-краеведческой работы в VII-XI классах
Педагогические основы туристско-краеведческой деятельности
Значение туристско-краеведческой деятельности для развития личности учащегося:
нравственная закалка юного туриста в походах и экспедициях,
развитие творческих способностей учащихся в поисково-исследовательской деятельности;
гармоническое физическое развитие;
всестороннее развитие личности учащегося в туристско-краеведческой деятельности.
Законы, правила и традиции юных туристов-краеведов.
Организация туристско-краеведческой работы (три части туристско-краеведческой экспедиции по Родине:
первая часть - подготовка туристско-краеведческой экспедиции по стране, обязанности но туристским должностям, обязанности по основным краеведческим должностям;
вторая часть - проведение туристско-краеведческих экспедиций,
третья часть - подведение итогов туристско-краеведческого мероприятия; круглогодичная цикловая туристско-краеведческая деятельность кружка, секции, клуба: 3-4 ежегодные экспедиции и 10-12 тренировочных походов;
структура организации туристско-краеведческой работы в общеобразовательной школе, планирование.
Подготовка инструктора к учебно-воспитательной работе с учащимися:
основные принципы педагогики и их использование в учебно-воспитательном процессе;
содержание, формы и методы туристско-краеведческой работы с учащимися;
виды туризма;
руководящие документы по туристско-краеведческой работе с учащимися;
обзор литературы по туризму и краеведению (научной, методической, популярной);
практика младшего инструктора в туристско-краеведческом кружке;
права и обязанности младшего инструктора туризма.
Туристско-краеведческая техника
(знания, навыки и умения)
Туристские знания, умения, навыки:
снаряжение личное, групповое, специальное, ремонт, хранение снаряжения, изготовление туристских самоделок;
питание в туристском путешествии,
тактика в пешеходном путешествии;
преодоление естественных и искусственных препятствий в пешеходном путешествии;
характерные заболевания и травмы в туристском пешем путешествии, их профилактика и лечение;
топография и ориентирование на местности в пешем туристском путешествии.
Краеведческие знания, навыки и умения:
краеведческие наблюдения при исследовании различных регионов страны и туристско-краеведческой экспедиции;
фиксирование наблюдений при исследовании различных регионов страны в туристско-краеведческой экспедиции;
создание экспозиции для школьного краеведческого музея:
подготовка выставки по итогам;
оборудование туристско-краеведческого уголка и краеведческого музея.
Безопасность в туристско-краеведческих экспедициях:
самодисциплина, высокая самоорганизованность, взаимопомощь, взаимодействие, внимательное заботливое отношение к товарищам;
ответственное отношение к своим обязанностям, подчинение руководству туристской группы - основа безопасности в категорийных дальних путешествиях;
страховка и самостраховка в туристских пеших и лыжных категорийных путешествиях.
Приложение № 5
Классификация туристских походов
Показатель сложности
Виды походов
Протяженность км (не менее)
Продолжит-ть,
дней (не менее)
Минималь-ный возраст
лет
I степень
Пешеходные, лыжные
30
3-4
11
Пешеходные
в горах
25
11
Велосипедные
50
14
Водные
25
12
II степень
Пешеходные, лыжные
50
4-6
12
Пешеходные
в горах
40
12
14
Велосипедные
80
13
Водные
40
13
III степень
Пешеходные, лыжные
75
6-8
13
Пешеходные в горах
60
13
Велосипедные
120
14
Водные
60
14
I категория
Пешеходные, лыжные
130
6
13
Пешеходные
в горах
100
Велосипедные
400
Водные
150
II категория
Пешеходные, лыжные
160
8
14
Пешеходные
в горах
120
14
Велосипедные
500
14
Водные
160
14
III
категория
Пешеходные, водные, лыжные
190
10
15
Пешеходные
в горах
140
15
Велосипедные
650
15
Водные
170
15
Приложение № 6
Форма приказа о проведении
степенного (категорийного) туристского похода
ПРИКАЗ
№____ дата______
О проведении туристского похода
С целью закрепления на практике знаний и умений по программе дополнительного образования____________________
_______________________________(название программы), повышения спортивного мастерства для членов туристского объединения ________года обучения
ПРИКАЗЫВАЮ:
В период с «___» _________по «____»___________200_г.
организовать туристский поход __ сложности по маршруту: ____________________________(нитка маршрута).
Утвердить состав туристской группы в количестве ___ человек (список прилагается).
Назначить руководителем туристской группы____________________(должность)_________(Ф.И.О.)______(разряд).
Возложить на __________(Ф.И.О. руководителя группы) ответственность за жизнь и здоровье детей.
Назначить заместителем руководителя группы _______________(должность)________________(Ф.И.О., разряд).
___________________________(Ф.И.О. руководителя группы) в соответствии с «Инструкцией по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися, воспитанниками и студентами РФ» (Приложение 1 к приказу Минобразования РФ от 13 июля 1992 г. № 293):
Провести с участниками инструктаж по правилам безопасности в туристском походе (Приложение 7), в том числе на воде (Приложение 8), и правилам пожарной безопасности.
Назначить______________________(ФИО руководителя группы) материально ответственным за получение денег на проведение похода в бухгалтерии и сдачу авансового отчета в трехдневный срок по окончании похода.
Директор
С приказом ознакомлены
«_____»______________200_г.
Приложение № 7
Форма плана подготовки и подведения итогов
многодневного (степенного или категорийного)
туристского похода
Содержание деятельности
Форма
Сроки
Ответственный
Определение состава туристской группы, обсуждение целей и плана подготовки похода. Распределение обязанностей между участниками похода
Собрание туристской группы
Руководитель группы
Информирование родителей о целях похода и необходимой денежной сумме (взносе), сбор заявлений родителей об участии их ребенка в походе
Родительское собрание
Руководитель группы
Контроль состояния здоровья участников похода. Визирование списка участников туристской группы
Анализ медицинских карт и личный осмотр
Медицинский работник школы (лечебного учреждения)
Физическая, маршевая, техническая подготовка участников похода
Учебно-тренировочные походы, практические подготовительные занятия
Руководитель группы
Изучение маршрута похода, краеведческих объектов
Разработка маршрута похода
Руководитель группы. Командиры бригад. Топограф
Изучение членами группы туристской, краеведческой литературы и отчетов других групп
Командир группы. Топограф. Краевед
Консультации со специалистами по району похода
Руководитель группы
Приобретение, копирование и тиражирование картографического материала
Руководитель группы, Топограф
Оформление туристской документации
Издание приказа о проведении похода
Директор ОУ, рук. группы
Подготовка заявочной документации, ее утверждение в маршрутно-квалификационной комиссии (МКК) (для категорийных походов)
Руководитель группы, командир
Подготовка формы ТУР-6 для поисково-спасательной службы (для категорийных походов)
Рук. группы
Подготовка писем о приеме групп в пунктах маршрута
Рук. группы
Финансирование и материально-техническое обеспечение похода
Составление сметы на поход
Рук. группы
Финансовое и материально-техническое обеспечение похода
Составление сметы на поход в бухгалтерию
Рук. группы
Прием родительских взносов
Рук. группы
Подготовка документации для получения финансовых средств от бухгалтерии: заявка, смета, список участников, приказ, ведомости сбора средств родителей и руководителей, договор на материальную ответственность рук. группы
Рук. группы
Получение денег в бухгалтерии
Рук. группы
Составление меню, списка продуктов, приобретение и фасовка продуктов
Завхоз группы
Составление плана выдачи продуктов для равномерной разгрузки участников. Распределение продуктов и группового снаряжения по рюкзакам
Заведующий снаряжением, ремонтник
Приобретение билетов
Рук. группы
Профилактика безопасности похода
Смотр готовности туристской группы. Проверка личного и группового снаряжения. Проведение инструктажа участников по правилам безопасности в туристском походе с регистрацией в «Журнале учета проведенных инструктажей»
Рук. группы
Оформление финансового отчета
Подготовка авансового отчета, утверждение его у директора, представление отчета в бухгалтерию
Рук. группы
Оформление туристских документов и материалов по итогам похода
Составление отчета о мероприятии: отзывы участников, дневники-газеты, «временная лента» и техническое описание маршрута, краеведческий отчет, фотолетопись (сдача, получение, оформление), видеофильм (монтаж, копирование)
Рук. группы, командир
Утверждение отчета в МКК (для категорийных походов), получение справок о совершенном путешествии, оформление протоколов и разрядных книжек о присвоении спортивных разрядов
Рук. группы, командир
Предоставление в учебные кабинеты материалов наблюдений и исследований в походе, коллекционного, краеведческого материала, собранного на маршруте
Рук. группы, командир
Обсуждение итогов похода в туристской группе
Собрание группы
Рук. группы
Отчет туристской группы о совершенном путешествии в ОУ
Туристский вечер
Рук. группы, командир
Приложение № 8
Форма журнала учета
маршрутных листов, выданных на совершение походов
Номера по порядку
Кому выдан (класс)
Номера маршрутных листов
Руководитель, его помощник, инструктор (фамилии)
Дата проведения похода (намеченные даты начала и окончания похода), в скобках - количество дней.
Вид туризма, сложность похода (ПВД/ степень/ категория)
Сроки проведения похода (начало/ окончание)
Намеченный маршрут похода.
Его протяженность
Главная цель похода (тема).
Отметка о сдаче отчета о походе
Номер приказа по школе о проведении похода.
Отметка о проведении похода, примечания.
Приложение № 9
Правила безопасности в туристском походе
Соблюдение правил безопасности – первое и главное требование к каждому участнику похода. Каждый участник похода обязан выполнять следующие правила безопасности:
Точно исполнять все распоряжения руководителя.
О всякой замеченной опасности немедленно сообщать руководителю.
Во время следования по железной дороге:
выходить из вагона только с разрешения руководителя;
в тамбурах не стоять;
на ходу поезда дверей не открывать, из вагона не высовываться;
входить в поезд и выходить из него на платформу только при полной остановке поезда.
Не использовать попутный автотранспорт, пользоваться только оборудованными машинами и автобусами.
Строго соблюдать правила уличного движения:
при движении вдоль дороги из строя не выходить.
движение проводить по левой обочине, навстречу движущемуся транспорту;
переходить дорогу только на зеленый сигнал светофора, при отсутствии светофора по команде руководителя переходить дорогу одновременно шеренгой, обозначив края шеренги красными флажками; быть предельно внимательным, не мешать при этом движению членов группы.
Перед выходом на маршрут проверить исправность снаряжения. Выходить на маршрут строго в той форме и с тем снаряжением, которое указано руководителем.
Соблюдать установленный интервал движения, разрывов строя не допускать. Движение участника вне строя запрещается.
При движении без тропы по высокотравью, густому подлеску, глубокому снежному покрову соблюдать осторожность, так как не видны потенциальные опасности (острые сучья и коряги, корни деревьев, скользкие, мокрые и обледеневшие бревна, палки, бытовой мусор - битое стекло, банки, металлические прутья, колючая проволока и др.).
В ветреную, холодную погоду привалов на открытых местах не устраивать.
На привалах за территорию лагеря без разрешения руководителя не уходить. При передвижении находиться в составе группы.
Без разрешения руководителя воду из колодцев, рек и водоемов не пить, строго соблюдать питьевой режим. Снег не есть.
О малейших признаках заболевания, утомления и т.д. немедленно сообщать руководителю. Потертостей не допускать. О появлении потертостей немедленно информировать руководителя.
Трав и кореньев в рот не брать, незнакомых ягод и грибов не есть.
Без разрешения руководителя не купаться, переправ не устраивать.
В лесу горящих спичек не бросать, костров без разрешения руководителе не разводить, горящих костров без присмотра не оставлять.
Свечи и спички в палатках не зажигать.
Порубок деревьев не проводить. При порубке сучьев под деревьями не стоять. Под наклоненными деревьями не проходить.
На деревья без разрешения руководителя не залезать.
Тяжелых бревен и камней не переносить.
Строго соблюдать правила страховки и самостраховки.
Аккуратно обращаться с огнем и кипятком. Емкости с горячей водой и пищей ставить или у самого костра, или далеко от костра в специально отведенном месте.
Дежурным у костра находиться в головных уборах и хлопчатобумажной одежде, полностью прикрывающей тело. Для работы у костра, заготовки и переноски дров иметь рукавицы.
Топоры, пилы, другие колющие и режущие предметы упаковывать в чехлы и переносить внутри рюкзака.
При обнаружении оружия или боеприпасов немедленно сообщить об этом руководителю. Самим найденные вещи не трогать. О найденных боеприпасах проинформировать органы милиции, военкоматы или местные административные органы.
Рекомендации по организации купания в походе
Купание в туристском походе требует от руководителя и участников особого внимания и ответственности. Каждое купание проводится с разрешения руководителя группы и только в его присутствии. Для наблюдения и оказания своевременной помощи руководитель должен находиться на берегу. Если в группе имеются пловцы-разрядники, следует привлечь их к дежурству в помощь руководителю, но нельзя им перепоручать руководство купанием.
В походе купание преследует не спортивные, а гигиенические и оздоровительные цели: смыть пот, освежиться, снять усталость.
В населенных пунктах купание проводится на оборудованных пляжах, снабженных ограждениями, дежурными спасательными шлюпками. Когда оборудованных пляжей нет, руководитель обязан лично проверить глубину и безопасность места, выбранного для купания (отсутствие старых свай, выходов грунтовых вод с низкой температурой, резко выраженных водоворотов, воронок, и др.). Дно водоема должно быть ровным, плотным, свободным от ила, тины, водорослей, коряг, острых камней; пляж и берег - отлогими, без обрывов и ям; течение - спокойным. При промере глубины места купания нельзя ограничиваться прохождением по прямой от берега. Нужно несколько раз пройти выбранный участок по всем направлениям. Глубина места купания должна быть не выше уровня груди купающихся.
На берегу должны находиться спасательные средства и аптечка первой доврачебной помощи. Руководитель должен заранее выявить детей, не умеющих плавать.
Перед началом купания необходимо провести инструктаж участников группы:
объяснить, что участники группы во время купания обязаны точно и быстро выполнять все распоряжения руководителя;
показать границы места купания;
рассказать о правилах поведения на воде (не кричать: «крик - сигнал о помощи», не нырять, не толкать друг друга, не брызгаться).
Перед входом в воду и по выходе из нее руководитель группы проверяет наличие детей. Разрешается пребывание в воде одновременно не более 5 детей.
Температура воды должна быть не ниже 18 °С.
Не разрешается ныряние в воду с мостиков, лодок, обрывистого берега; купание в сумерки и ночное время; купание натощак, после еды в течение 1,5 ч; разгоряченным, сразу после перехода или физических упражнений с большой мышечной нагрузкой.
Приложение № 10
Инструкция о паспортизации школьных музеев
Паспортизация школьных музеев в Российской Федерации проводится с 1974 года. В ходе паспортизации музея образовательных учреждений вручают номерные свидетельства установленного образца.
Цели и задачи паспортизации:
выявление сети школьных музеев и присвоение им звания «Школьный музей»;
совершенствование деятельности школьных музеев в деле воспитание и образования; выявление в школьных музеях материалов, представляющих научную, историческую или иную ценность;
укрепление контактов школьных музеев с государственными музеями, архивами, библиотеками, другими учреждениями и организациями.
Для проведения паспортизации школьных музеев создаются комиссии по паспортизации, в которые включаются представители органов образования, культуры, государственных музеев, научных и общественных организаций. Республиканские (краевые, областные) комиссии осуществляют общее руководство, оказывают методическую и иную помощь подведомственным регионам. Подобные комиссии создаются на местах. В их функции входят непосредственная практическая работа со всеми музеями и музейными формированиями на местах.
Комиссии планомерно знакомятся со школьными музеями с целью присвоения им звания «Школьный музей». Одновременно комиссии оказывают музеям, краеведческим объединениям методическую и практическую помощь.
Звание «Школьный музей» может быть присвоено в случае выполнения следующих условий:
наличие собранных и зарегистрированных в инвентарной книге музея музейных предметов;
наличие приспособленного помещения и оборудования для хранения и экспонирования музейной коллекции;
наличие музейной экспозиции;
наличие музейного актива из числа школьников и педагогов, а при необходимости - общественности;
наличие устава (положения) музея, утвержденного учредителями данного музея.
После знакомства со школьным музеем на основании вышеизложенных критериев комиссия решает в коллегиальном порядке вопрос о присвоении звания «Школьный музей». Свое заключение комиссия фиксирует в акте обследования. В этом документе дается краткая характеристика музея, указываются конкретные замечания по устранению недостатков (если они обнаружены), принимается решение о присвоении данному музею звания «Школьный музей». В случае положительного заключения комиссии одновременно заполняется паспорт школьного музея и два экземпляра учетной карточки. Паспорт и экземпляр акта обследования музея хранится в школе. По одному экземпляру учетной карточки и акта обследования направляются соответственно в республиканский (областной, краевой) Центр детского и юношеского туризма и краеведения и в Центр детско-юношеского туризма и краеведения МО России. (109033, Москва, ул. Волочаевская, 38а)
В ЦДЮТиК РФ музей регистрируется, ему дается номерное свидетельство установленного образца.
В случае отрицательного решения комиссии в акте обследования указывается аргументированная мотивировка этого решения. Процесс присвоения звания «Школьный музей» в этом случае отказывается до ликвидации недостатков. При этом документы в федеральный центр не направляются. После ликвидации недостатков музей может вновь повторить процедуру и оформить получение свидетельства.
Приложение № 10
Примерное положение о музее образовательного учреждения
(приложение к письму МО РФ от 12.03.2003 г. № 28-51-181/16)
1. Общие положения
1.1.Школьный музей (далее - музей) - обобщающее название музеев, являющихся структурными подразделениями образовательных учреждений Российской Федерации независимо от формы собственности и действующих на основании Закона Российской Федерации «Об образовании», а в части учета и хранения фондов - Федерального закона «О Музейном фонде и музеях Российской Федерации».
1.2. Музей организуется в целях воспитания, обучения, развития и социализации обучающихся.
1.3. Профиль и функции музея определяются задачами образовательного учреждения.
2. Основные понятия
2.1. Профиль музея - специализация музейного собрания и деятельности музея, обусловленная его связью с конкретной профильной дисциплиной, областью науки или искусства.
2.2. Музейный предмет - памятник материальной или духовной культуры, объект природы, поступивший в музей и зафиксированный в инвентарной книге.
2.3. Музейное собрание - научно организованная совокупность музейных предметов и научно-вспомогательных материалов.
2.4. Комплектование музейных фондов - деятельность музея по выявлению, сбору, учету и описанию музейных предметов.
2.5. Книга поступлений - основной документ учета музейных предметов.
2.6. Экспозиция - выставленные на обозрение в определённой системе музейные предмет (экспонаты).
3. Организация и деятельность школьного музея
3.1. Организация музея в образовательном учреждении является, как правило, результатом краеведческой работы обучающихся и педагогов. Создаётся музей по инициативе педагогов, обучающихся, родителей, общественности.
3.2. Учредителем школьного музея является образовательное учреждение, в котором организуется музей. Учредительным документом музея является приказ о его организации, издаваемый руководителем образовательного учреждения, в котором находится музей.
3.3. Деятельность музея регламентируется уставом (положением), утверждаемым руководителем данного образовательного учреждения.
3.4. Обязательные условия для создания школьного музея: музейный актив из числа обучающихся и педагогов;
собранные и зарегистрированные в книге поступлений музейные предметы; помещения и оборудование для хранения и экспонирования музейных предметов; музейная экспозиция; устав (положение), музея, утвержденный руководителем образовательного учреждения.
3.5. Учет и регистрация музеев осуществляются в соответствии с инструкцией о паспортизации музеев образовательных учреждений, утверждаемой Министерством образования Российской Федерации.
4. Функции музея
4.1. Основными функциями музея являются: - документирование природы, истории и культуры родного края; осуществление музейными средствами деятельности по воспитанию, обучению, развитию, социализации обучающихся; организация культурно-просветительской, методической, информационной и иной деятельности, разрешённой законом; развитие детского самоуправления.
5. Учет и обеспечение сохранности фондов школьного музея
5.1. Учёт музейных предметов собрания музея осуществляется раздельно по основному и научно-вспомогательному фондам:
учёт музейных предметов основного фонда (подлинных памятников материальной и духовной культуры, объектов природы) осуществляется в книге поступлений музея;
учёт научно-вспомогательных материалов (копий, макетов, диаграмм и т.п.) осуществляется в книге учёта научно-вспомогательного фонда.
5.2. Закрепление музейных предметов и музейных коллекций в собственность образовательного учреждения производится собственником в соответствии с законодательством Российской Федерации на праве оперативного управления.
5.3. Ответственность за сохранность фондов музея несет руководитель образовательного
учреждения.
5.4.Хранение в музеях взрывоопасных и иных предметов, угрожающих жизни и безопасности людей, категорически запрещается.
5.5. Хранение огнестрельного и холодного оружия, предметов из драгоценных металлов и камней осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
5.6. Музейные предметы, сохранность которых не может быть обеспечена музеем, должны быть переданы на хранение в ближайший или профильный государственный музей, архив.
6. Руководство деятельностью школьного музея
6.1. Общее руководство деятельностью музея осуществляет руководитель образовательного учреждения.
6.2. Непосредственное руководство практической деятельностью музея осуществляет руководитель музея, назначенный приказом по образовательному учреждению.
6.3. Текущую работу музея осуществляет совет музея.
6.4. В целях оказания помощи школьному музею может быть организован совет содействия или попечительский совет.
7. Реорганизация (ликвидация) школьного музея
Вопрос о реорганизации (ликвидации) музея, а также о судьбе его коллекций решается учредителем по согласованию с вышестоящим органом управления образованием.
Приложение № 11
Список нормативных документов
по туристско-краеведческой работе с обучающимися образовательных учреждений РФ:
приказ МО РФ от 28.04.1995 г. № 223 «Об активизации туристско-краеведческой деятельности с обучающимися и подготовке летнего отдыха»;
«Положение о маршрутно-квалификационных комиссиях образовательных учреждений РФ» (Приложение 2 к приказу № 223);
письмо МО РФ от 13.07.1992 г. № 293 «Об утверждении нормативных документов по туристско-краеведческой деятельности»;
инструкция по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися, воспитанниками и студентами РФ» (Приложение 2 к приказу № 293);
письмо МО РФ от 11.01.1993 г. № 9/32-Ф «О нормах расходов на питание в туристских мероприятиях»;
инструктивное письмо МО и ПО РФ от 10.06.1997 г. № 21-54-33/03 «Инструкция о порядке учета средств и составления отчетности по туристским многодневным походам, экскурсиям, экспедициям и туристским лагерям обучающихся»;
приказ МО и ПО РФ № 653/19-15 от 07.12.1998 г. «О программе туристско-краеведческого движения «Отечество»;
письмо МО и ПО РФ от 07.12.1998 г. № 654/19-15 «Об организации учебно-тематических экскурсий и дальних экскурсионных поездок учащихся образовательных учреждений России»;
приказ МО и ПО РФ от 23.03.1998 г. № 769 «О развитии системы подготовки кадров детско-юношеского туризма»;
положение об инструкторе детско-юношеского туризма (Приложение 1 к приказу № 769);
примерное положение о музее образовательного учреждения (школьном музее) (приложение к письму МО РФ от 12.03.2003 г. № 28-51-181/16).
Использованная литература:
Константинов Ю.С., Куликов В.М. Педагогика школьного туризма. - М., 2002
Остапец А.А. Педагогика и психология туристско-краеведческой деятельности учащихся. - М., 2001
Козлова Ю.В., Ярошенко В.В. Туристский клуб школьников. – М., 2004
Детский туризм в России. Очерки истории 1918-1998 г. /Под ред. Ю.С. Константинова. - М.: ЦДЮТур МО РФ, 1998.
Сборник официальных документов по детско-юношескому туризму, краеведению, организации отдыха детей и молодежи. – М., 1999.
Персин А.И. Краеведение и школьные музеи. – М., 2006.
Дрогов И.А. Подготовка инструкторов детско-юношеского туризма. - М., 2004.
13PAGE 15
13PAGE 144615
Заголовок 315