ФАКУЛЬТАТИВ КАК ФОРМА ВНЕУРОЧНОЙ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ГЕОГРАФИИ В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ
ФАКУЛЬТАТИВ КАК ФОРМА ВНЕУРОЧНОЙ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ГЕОГРАФИИ
В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ
В статье рассматриваются современные подходы к организации внеурочной туристско-краеведческой деятельности в условиях сельской школы на примере факультативного курса «Сибирь туристическая».
Ключевые слова: внеурочная деятельность школьников, туристско-краеведческая деятельность, факультативное занятие.
Согласно ФГОС ООО, внеурочная деятельность является обязательным элементом современного образования [5]. Для реализации в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности: игровая, познавательная, досугово-развлекательная, трудовая, спортивно-оздоровительная и др. Самым доступным видом внеурочной деятельности для сельской школы является туристско-краеведческая деятельность. Большими возможностями для ее осуществления располагает школьная география.
Географическая туристско-краеведческая деятельность школьников может быть организована как в форме регулярных кружковых, факультативных и музейных занятий, так и в форме нерегулярных краеведческих экскурсий, походов выходного дня, многодневных оздоровительных походов, спортивных категорийных походов, краеведческих экскурсий, полевых лагерей, слетов и соревнований, краеведческих олимпиад и викторин, работы в библиотеках, архивах, встреч и переписки с интересными людьми и т.п. [1, с. 107]. В рамках любой из перечисленных выше форм возможно достижение результатов первого уровня приобретения школьниками географических и социальных знаний, понимание социальной реальности. Достижение результатов второго уровня – формирование позитивного отношения школьников к базовым ценностям, важнейшими из которых являются «патриотизм», «природа», «труд», «гражданственность», «наука», осуществляется благодаря специальным формам внеурочной деятельности [3]. В методике обучения географии школьной практике представлен опыт организации внеурочной краеведческой работы [4, 2, 6, 7]. В нашем опыте таким примером туристско-краеведческой деятельности может служить факультатив «Сибирь туристическая», для учащихся 8 классов, занятия, в котором сочетаются с работой туристического кружка для учащихся 5–10 классов.
Основной целью программы курса «Сибирь туристическая» является развитие интереса учащихся к учебному предмету «география» посредством междисциплинарного взаимодействия и установление межпредметных связей с предметами «физическая культура», «основы безопасности жизнедеятельности», «биология».
Образовательные задачи курса: обучающие: обучение знаниям, умениям, навыкам по туризму; формирование представления о возможностях Новосибирской области и своей местности в развитии экологического и спортивного туризма; знакомство с профессиями, связанными с туризмом и краеведением; обучение умению организации личной и коллективной деятельности; развивающие: развитие навыков самостоятельной исследовательской работы; развитие навыков безопасного поведения в природе; воспитывающие: стимулирование проявления патриотических чувств, при изучении уникальности природы своей Малой родины; воспитание чувства коллективизма, взаимопомощи в походах и экскурсиях.
Личностные результаты: осознавать ценности человеческой жизни и здоровья; понимать других людей, сочувствовать, помогать в случае необходимости; владеть практическими навыками выживания в природе.
Метапредметные результаты: регулятивные УУД: определять и формулировать цель своей деятельности; учиться высказывать своё предположение на основе работы с краеведческим материалом; учиться работать по предложенному плану и самостоятельно; познавательные УУД: находить ответы на поставленные вопросы в различных источниках; преобразовывать информацию из одной формы в другую; делать выводы; коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме; договариваться с одноклассниками о правилах поведения и общения; работать в паре, группе; выполнять различные роли.
Педагогические принципы, реализуемые в программе:
природосообразности в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями учащихся;
гуманизации на полном признании гражданских прав воспитанника и уважении к нему;
демократизации предоставление свободы для саморазвития, саморегуляции, самоопределения, самообучения, самовоспитания;
доступности – соответствие излагаемого материала уровню подготовки школьников;
междисциплинарности реализация межпредметных связей;
профессиональной ориентации формирования важных качеств, знаний и умений, необходимых для профессий связанных с туризмом и краеведением.
Ценности:
любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине;
свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
здоровье, уважение к старшим, забота о младших;
уважение к труду, целеустремлённость и настойчивость;
ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
красота, гармония, эстетическое развитие, этическое развитие;
Методы обучения и организации деятельности:
поисково-исследовательский: выполнение заданий, выбор самостоятельной темы для оформления проекта, реферата, отчета о проделанной работе в походах и на экскурсиях;
самореализации, самоуправления через различные творческие дела, учас-тие в соревнованиях, походах, туристических слётах и экскурсиях;
контроля: врачебный, самоконтроль, роста динамики достижений;
комплексного подхода к образованию и воспитанию, предполагающего единство нравственного, физического, эстетического и других форм воспитания.
Логика подачи материала в программе курса – от теории к практике. Это связано с тем, что теоретические знания, полученные на лекционных занятиях, необходимо обязательно уметь применять на практике.
Виды деятельности:
традиционные: работа с учебной, научно-познавательной литературой; показ учебных видеофильмов;
интерактивные: выполнение электронных тестов, работа с Интернетом; семинары, собеседования, проектирование; участие в творческих конкурсах, защита проектов;
внеаудиторные: работа с туристским снаряжением; ориентирование на местности; разведение костра; подготовка и проведение походов. Учебно-тематический план
№ Название тем курса
Всего
часов В том числе Форма контроля
теорети-ческиепракти-ческие1 Введение 1 1 2 География туризма Новосибирской области 5 1 4 Самостоятельная работа, участие
в семинаре
3 Возможности своего населенного пункта в развитии туризма 4 1 3 Самостоятельная работа, участие
в семинаре
4 Итоговый поход игра 5 5 Защита своей профессии
5 Участие в конкурсах проектов 2 2 Публичная защита проекта
Итого: 17 3 14 Содержание программы
Введение. Туризм глазами географа
Знакомство учащихся с общей структурой курса, его содержанием, с формами, видами работ. Критерии оценивания самостоятельных работ. Техника безопасности в походах и на занятиях. Правила поведения в группе.
Тема 1. География туризма Новосибирской области (5 ч.)
Состояние туризма в Новосибирской области. Виды туризма (Выживание в экстремальных условиях).
Практические занятия
1. Архитектурные памятники Новосибирска: архитектурные ансамбли, храмы, театры (Снаряжение в походе).
2. Места отдыха: парки, набережная, гостиницы (Обязанности в походе).
3. Заповедные места Новосибирской области: Кирзинский, Барабинский и др. (Укладка рюкзака).
4. Санатории Новосибирской области (Установка палатки).
Тема 2. Возможности своего населенного пункта в развитии туризма.
История Здвинского района и села Верх-УрюмПрактические занятия:
1. Здвинский заказник (Первая медицинская помощь в походе).
2. Озерный край: оз. Урюм, оз. Саргуль, оз. Соленое (Спасательное снаряжение).
3. Чичабург. Чулымский рыбопитомник (Составление маршрута похода).
Итоговый поход игра «Защити свою профессию». Участники похода должны доказать важность профессий, связанных с географией и важных в туризме. Это топограф, метеоролог, почвовед, геоботаник, эколог, спасатель, инструктор по туризму, экскурсовод. В походе проверяются практические навыки по туризму.
Участие в школьном и районном конкурсах защиты проектов «Новый взгляд на школьный предмет». Защита экологических, туристических проектов.
Критериями успешности прохождения данного курса будет умение применить полученные теоретические знания на практике.
Методика дифференцированного обучения в процессе внеурочной туристско-краеведческой деятельности обладает эффективностью. Это проявляется в повышенном уровне мотивации и интересе учеников к обучению, в позитивной динамике сформированности социальных компетенций учащихся. В течение 2005–2015 гг. участники туристического кружка с интересом к предметам «физическая культура», «основы безопасности жизнедеятельности», «биология», принимают участие в районных и областных туристических и военно-спортивных соревнованиях, конкурсах проектов и занимают призовые места. Школьники, интересующиеся географией, экологией и туризмом участвуют в областных туристических сменах, интеллектуальных дистанционных конкурсах и олимпиадах. Ежегодно выпускники выбирают учебные заведения для продолжения профессионального обучения по профилю «география».
Список использованных источников
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. – М.: Просвещение, 2011
Черных Д.К. Краеведение как форма воспитания ценностного отношения к Родине // География в школе XXI века. 2015. № 2. С. 49–54, с. 107–140.
Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2011. С. 18–19.
Шмакова Г.В. Краеведение: учебно-методический комплекс. Новосибирск: Изд. НГПУ, 2010.
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. – М.: Просвещение, 2011. С. 230–266.
Методические аспекты изучения регионального компонента географического образования в школе: учебно-методический комплекс / авт.-сост. Ю.В. Митрофанова. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2007. С. 162–173.
Погодина В.Л. Организация и проведение географических экскурсий для школьников // Современные технологии в обучении географии: коллективная монография. – СПб: Изд. РГПУ им. А.И. Герцена, 2007. С. 188–203.