Тема:Труд людей осенью Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе.
ТРУД ЛЮДЕЙ ОСЕНЬЮ
учитель начальных классов Областной специальной
коррекционной школы-интернат № 2
г.Атбасар -
Гульбиани Наталья Николаевна
Задачи:
1. Закреплять знания детей о сезонных измененияхв природе.2.Обобщить жизненные наблюдения детей о труделюдей осенью в саду, огороде.3.Продолжить усвоение правил безопасной работы всаду и огороде, формирование навыков классифицировать предметы по группам посущественным признакам.4. Развивать речевые умения.5.Учить видеть красоту в труде человека.7.Воспитывать желание трудиться, приноситьпользу окружающим людям.
Оборудование:
Муляжи фруктов, овощей колоски пшеницы, иллюстрации, видеофильм «Труд комбайнёра». Мультимедийная презентация урока.
Ход урока
Организационный момент:
Психологический настрой:
Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет вам радость общения друг с другом. Сядьте удобно, закройте глаза, и повторяйте за мной: «Я в школе. Я на уроке. Я радуюсь этому. Внимание моё растет. Я как разведчик, все замечу. Память моя крепка. Голова мыслит ясно. Я хочу учиться. Я готов к работе. Я работаю».
Слайд 1(Картинка для релаксации)
Дети:
Учимся старательно. Слушаем внимательно. За природой наблюдаем. Беречь её мы обещаем. Только вместе, только дружно изучать природу нужно.
II Актуализация ЗУН:
Подскажите, о каком времени года я сейчас расскажу.
- Несу я урожаи, поля вновь засеваю.
Птиц к югу отправляю.
Но не касаюсь ёлочек и сосен.
Потому что я – осень.
Слайд 2, 3, 4, 5 (все месяца осени).
Отгадывание загадок об осенних месяцах.
Учитель читает стих:
-Посмотри, мой милый друг
Что находится вокруг?
Небо светло- голубое,
Солнце светит золотое.
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса
Человек и время года-
Это все вокруг …(ПРИРОДА)
- На какие 2 группы можно разделить предметы или тела, которые прозвучали в стихотворении. (живая и неживая природа)
Слайд 6 (Живая и неживая природа)
Игра «Живое, неживое» (если живое нужно поднять зеленую карточку, если неживое поднять голубую карточку).
Загадки с ответами: гриб, радуга, туча, рыбка, дерево) Слайды 7,8,9,10,11. (Изображения предметов(отгадок).)
Почему рыбка, гриб, дерево относится к живой природе? (Ответ: растут, развиваются, питаются, дышат, размножаются, стареют и умирают).
Слайд 12(Признаки живой природы)
III. Работа над новым материалом:
1. Двигательно-речевая миниатюра «Хорошо»
2. Наш Казахстан славится людьми труда, и именно людьми сельской местности и малых городов, где почти не развито промышленное хозяйство.
И сегодня мы с вами ответим на вопрос «Чем занимаются люди осенью?»
3. Краткие комментарии к известным репродукциям Васнецова, изображающим человека в труде, преподавателем изобразительного искусства О.И.Фроловой.
Слайды 13,14,15.(Репродукции Васнецова.)
Огород
4. Физминутка «Чучело»
- О каком овоще идет речь? (горох)
- Какие овощи вы еще можете назвать? (ответы детей)
- Где они растут?
Пальчиковая гимнастика (овощи)
Слайд 16(Изображения овощей)
5. Чтение стихотворения наизусть.
Осень добрая к нам приходит.
Урожай богатый нам приносит. Помидоры красны, огурцы зелены. А капусты кочаны и белы и сочны.
6. Работа по учебнику.
- Чем заняты дети? (Сбор помидоров)
Сад
Слайд 17(Осенний сад)
7. Прогулка по осеннему саду.
Осень предлагает нам погулять по осеннему саду. В какой сад мы пойдём? (В осенний сад.) Какую одежду наденем? (Осеннюю одежду) Какие сапоги? (Осенние сапоги.) Какую шапку? (Осеннюю шапку.) В путь! По какой дороге мы поедем? (По осенней дороге.) Чтобы не замёрзнуть нужно разогреться. Потрём руками ушную раковину, нажмём пальцами на волшебные точки.
Дыхательные упражнения.( Поочерёдное втягивание воздуха то через правую, то через левую ноздри. Выдох через рот.)Пальчиковая гимнастика «На базар ходим мы».
-О чём вам рассказали пальчики? ( Дети называют фрукты)
Слайд 18 (Сбор яблок и груш)
8. Беседа по картинке. (Что растёт в саду? Чем заняты взрослые? Как называется профессия людей, которые трудятся в саду?)9. Рассказ учителя о труде садовода.
Слайд 19 (Садовый инвентарь)
- Назовите предметы, которые вы видите (лопата, грабли, ведро и т.д. )-Для чего нужны эти предметы?
-Как назовем эти предметы? (инструменты)
-Какие вы знаете правила безопасного труда с этими инструментами?
Музыкальная физминутка «Движенье –жизнь»
10. Игра «Овощи-фрукты» (в 2 корзины нужно распределить овощи и фрукты).
---ПОЛЕ---
Учитель:
Вырос в поле колосок.
На столе лежит кусок. (хлеб)
И следующая страничка нашего урока «Труд осенью на полях».
Слайд 20(Комбайны в поле)
«Хлеб всему голова» - говорят у нас в народе. Есть хлеб – будет песня. Хлеб всегда был важнейшим продуктом, мерилом всех ценностей. Люди вырвались в космос, покоряют реки, моря, океаны, о хлеб остается хлебом.
Слава миру на земле!
Слава хлебу на столе!
Видеофильм «Труд комбайнера»
- Что узнали о труде комбайнера?
-Результат труда комбайнера – это собранный урожай с полей.
-А вот результат собранного урожая. (бурсаки)
IV. Итог.
- Объяснить смысл пословицы «Кто земле кланяется, того она и кормит».
- Какие заготовки делают осенью в ваших семьях?
- Как вы помогаете взрослым в саду, огороде?
-Угощение бурсаками.
Слайд 21- 22 Итоги.(Труд людей осенью) Спасибо за урок!
Домашнее задание:
И задание на самоподготовку – раскрасить изображения овощей и фруктов.