Музейный урок 7 класс по теме: Наш край в глубокой древности
Муниципальное общеобразовательное учреждение
МОУ Красненская сош имени М.И Светличной
Методическая разработка
музейного урока по теме:
«Родной край в древности»
Подготовил Мамонов Владимир Иванович
учитель истории и обществознания
с. Красное – 2014г.
Тема музейного урока: «Родной край в древности»
Цели урока:
Образовательные:
- познакомить учащихся с древнейшей историей родного края;
- доказать, что в наших местах в период каменного, бронзового и железного веков жили люди;
-продемонстрировать музейные экспонаты, свидетельствующие о пребывании людей в нашем крае.
Развивающие:
- развивать познавательную активность учащихся, способствовать развитию интереса к истории Отечества и родного края;
- способствовать развитию у детей творческого воображения;
Воспитательные:
- воспитывать чувство патриотизма, любви к своей малой Родине;
- воспитывать любовь и уважение к культурному наследию своего края.
Форма проведения: Путешествие в прошлое родного края: «Стоянка первобытного человека», «Скифы», «Седые курганы».
Методы и приёмы, используемые на уроке:
словесный: рассказ, беседа, объяснение, «погружение в прошлое»;
наглядный: демонстрация имеющихся музейных экспонатов, иллюстраций, рисунков, работа с исторической картой;
технические средства обучения: мультимедийный проектор, компьютер.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, музейные экспонаты, рисунки, историческая карта.
Ход урока:
Организационный момент.
Здравствуйте ребята! Я рад приветствовать вас на нашем уроке. В течение года мы с вами изучали историю древнего мира, знакомились с местоположением, основными занятиями, образом жизни, политическим устройством, культурой древних государств. Сегодня у нас не обычный урок, а – музейный, будем использовать экспонаты из краеведческого музея.
Сегодня мы с вами совершим путешествие в далёкое прошлое нашего родного края.
Для этого мы должны будем переместиться во времени на 100 тысяч лет назад, на момент появления первого человека на территории нашего края. Поможет нам машина времени. Закройте глазки, мысленно представьте себе машину времени, которая мчит нас на 100 тысяч лет назад, и мы оказываемся на «Стоянке первобытного человека». Ребята, что мы увидели?
2. Проверка домашнего задания. «Жизнь первобытных людей».
Ребята, что представляли собой стоянки первобытных людей?
Чем занимались первобытные люди?
Как и из какого материала изготавливали одежду женщины?
Считалось, что мамонт был самой большой добычей. Согласны вы с этим утверждением? Почему?
В нашем краеведческом музее хранится интересный экспонат - окаменевший зуб и часть бивня мамонта.
(Демонстрация музейных экспонатов). Экспонаты очень древние, от того и очень ценные.
Основная часть.
1. Изучение нового материала: Ребята продолжим наше путешествие - обратимся к линии времени. Учёные начальную историю человечества делят на века. Каменный, бронзовый, железный. Как вы думаете, какой принцип положен в основу такого деления?
Верно - материал, из которого изготавливали основные орудия труда.
Как свидетельствуют учёные – историки, первобытные люди в нашем крае появились более 100 тысяч лет назад, в период раннего палеолита – древнего каменного века. Это были неандертальцы. Название дано по ранней находке ископаемого человека в долине Неандерталь, в Германии. Неандертальцы были среднего роста, имели крепкое телосложение, развитую мускулатуру, массивные, ограниченные в движении кисти рук. Согласитесь, они отличались от нас с вами как внешним видом, так и уровнем интеллекта. Об этом свидетельствуют остатки очень древнего поселения, которое обнаружил известный учёный Замятнин у села Шубного, близ границы нашего края с Воронежским.
Территория современного Красненского района была богата таким полезным ископаемым как кремний. Этот камень находил широкое применение, так как хорошо кололся. От него можно сделать легко отколы и получится острое орудие труда – скребок, для разделки туши, выделки шкур животных. (Демонстрация музейных экспонатов).
Много кремния находили в долине реки Оскол, где сооружались целые мастерские. На территории нашего района находили россыпи кремния.
Почти на всей территории области обнаружены материалы среднекаменного века – мезолита. К ним относят первые примитивные наконечники стрел, (Демонстрация экспонатов) свидетельствующие об изобретении лука. Эти предметы были найдены на территории нашего поселения и переданы жителями в музей.
Активное заселение нашего края началось в начале неолита – нового каменного века 7- 6 тысячелетия до н. э. Основные орудия по-прежнему изготовляли из камня, но его научились шлифовать, сверлить. Появились массивные каменные орудия – главный из которых топор. Происходит переход от присваивающего типа хозяйства к производящему. В это время появляются зачатки земледелия и скотоводства. Появляется новый материал - керамика. Человек создаёт себе посуду ленточным способом, т.е. изделие лепилось из пластов подготовленной глины, затем скреплялась и сглаживалась руками. Обломки, посуды находят повсеместно. А у меня в руках фрагмент греческой амфоры, которая была найдена на территории нашего края (Демонстрация музейных экспонатов).
К концу 4-3 тысячелетия до н.э. на территории Белгородского края наступает бронзовый век. Кроме камня люди используют медь, бронзу.
Бронза – сплав олова и меди. Для бронзового века отмечены 2 крупные археологические культуры:
Ямная культура – названа по способу захоронения. Могила была в виде прямоугольной ямы, со ступеньками, где укладывались жертвенные предметы. У людей было развито представление о загробной жизни.
Катакомбная культура на территорию нашего края пришла с северо-запада и вытеснила ямную на восток. Название тоже происходит по способу захоронения людей. Использовались вертикальные шахты, людей хоронили в сидячей позе.
Физкультурная минутка.
Ребята обратите внимание на даты, которые развешены по классу, сравните их с лентой времени.
Скажите, даты какого периода нет на табличке?
К сожалению, ребята и в нашем краеведческом музее нет ни одного экспоната бронзового века. Ребята, Как вы думаете почему?
Это задание остаётся вам на дом, привлекайте своих родителей для решения этой задачки.
Медь встречалась у нас очень редко, поэтому свидетельств в нашем музее нет.
Продолжаем наше путешествие во времени и следующая наша остановка «Скифы». Железный век для Белгородчины характеризуется расцветом скифской культуры. К концу 2 началу 1 тысячелетия до нашей эры эта культура насчитывала очень большое количество скифских племён.
Гидом на этой остановке будет Титова Настя
Выступление ученика:
Я провела исследование по теме: «Кочевники – скифы».
Цель исследования: познакомиться с образом жизни, основными занятиями, культурой скифов.
Работая над исследованием, я изучила литературу о скифах, при подготовке презентации использовала материалы сети интернет.
В ходе исследования я выяснила, что жизнь скифов описывали в своих трудах древнегреческий историк Геродот, а Римский историк Трог подробно описывает быт и нравы скифов: «Скифы не занимаются земледелием, у них нет ни домов, ни других жилищ. Они постоянно пасли стада скота по невозделанным степям».
Скифы – ираноязычный народ.
Историки насчитывают несколько разновидностей этой культуры:
Скифы – кочевники (дикие скифы). Они вели самый простой образ жизни скотоводов-кочевников. Мужчины ездили на выносливых низкорослых лошадях. Жён и детей они возили с собой на повозках, которые покрывали кожами для защиты от дождей и холодов, иногда привязывая к ней двухколёсную тележку, куда загружали свои пожитки. Семьи их жили в изящно украшенных шатрах, которые разбивали прямо на земле. Пол устилали войлочными коврами.
Как отмечает Геродот скифы были отважными воинами. Происходили частые войны между племенами. Но перед внешней угрозой все объединялись. Бросаясь в бой, они осыпали противника градом стрел. За секунду до столкновения они резко поворачивали назад и, обернувшись, выпускали последний самый опасный выстрел – Парфянский залп. Этому свидетельствуют захоронения с боевыми конями, доспехами, украшениями.
2.Оседлые земледельцы – будины – гелоны, создали сильное царство между реками Потудань и Тихая Сосна. Оно просуществовало несколько столетий с 4 по 1 века до нашей эры. Следы этой культуры были обнаружены при раскопках курганов-могильников.
Вывод: в ходе исследования я выяснила, что железный век для Белгородчины характеризуется расцветом скифской культуры. Скифы - кочевники занимались скотоводством, в поисках новых пастбищ переезжали с места на место. Жили в шатрах, устланных войлочными коврами. Главным оружием был лук со стрелами. Благодаря быстрой коннице могли внезапно нападать и быстро покидать поле боя.
Оседлые земледельцы – будины – гелоны жили крупными поселениями, освоили выплавку железа, строили укрепления.
Для искусства скифов характерно изображение животных. Они придавали им магический смысл.
Любимым занятием была охота и пиры с песнями и плясками.
Учитель: Учёные насчитывают три культуры скифов: «дикие скифы» - скифы-кочевники, царские скифы и оседлые скифы – будины-гелоны. Следы скифов сохранились на территории нашего края..
Из 23 зарегистрированных курганов-могильников основная часть (19) была расположена в треугольнике, образованном сёлами Репенка, Вербное, хутором Киров. «Тайны седых курганов» нам приоткроет Ануфриева Юлия.
Тема моей исследовательской работы: «Тайны седых курганов».
Цель: выяснить, какие находки были сделаны учёными в ходе археологических раскопок, каково их значение для исторической науки.
В ходе исследовательской деятельности я изучила газетные публикации о проводимых раскопках, познакомилась с архивами краеведческого музея.
Эта культура характеризуется курганным типом захоронения. Большинство курганов могильников было разграблено в дореволюционные времена. Курганы возводились в священных местах насыпным способом до 10 метров в высоту и хоронили там царей или жрецов. Землю приносили со всей прилегающей территории племенного союза. Чем выше ранг, тем выше курган. Захоронения представляли собой могилы площадью 30 квадратных метров и глубиной 1,5 метра от уровня земли. Внутри могил обнаружены следы мощного деревянного сооружения из 9 столбов. В одном из курганов сохранились останки мужского и женского захоронений. Трудно сказать была это жена царя или наложница. Трупы лежали на спине с вытянутыми вдоль туловища руками. Одежду царя украшали сотни золотых нашивок, при нём было дорогое оружие, котёл для приготовления пищи, снаряжение для боевого коня, железные дротики, железные мечи. Изделия из золота и серебра. Особого внимания заслуживает серебряный ритон – сосуд для питья в форме рога и амфоры греческой работы для хранения вина, который сейчас хранится в Московском краеведческом музее.
У села Вербное с 1964 по 1989 год под руководством доктора исторических наук, профессора Петра Дмитриевича Либерова группа московских археологов проводила раскопки.
Вывод: в ходе раскопок выяснили, что в эпоху раннего железного века в нашем крае жили люди, которые установили тесные торговые связи с греческими колониями Причерноморья, и археологические находки об этом свидетельствуют.
Учитель: У меня в руках фрагмент греческой амфоры.
(Демонстрация фрагмента амфоры)
Ребята, как вы думаете, как и с чем могла попасть в наши края греческая амфора?
В нашем краеведческом музее хранятся несколько экспонатов, найденных в курганах-могильниках села Вербное:
(Демонстрация музейных экспонатов)
Ребята, мы с вами много времени путешествовали, но пришло время возвращаться домой. Давайте снова закроем глазки, вспомним всё, с чем познакомились на уроке, представим машину времени и будем возвращаться домой в 21 век. Начинаем обратный отсчёт 3,2,1. Мы снова оказались в классе.
2. Закрепление. А сейчас мы с вами выясним, кто был внимателен на уроке.
1. Когда появились первые люди в наших краях? Как их называли?
2. Как добывали себе пищу люди каменного века?
3. Какими культурами отмечен бронзовый век в нашем крае?
Отчего произошли названия этих культур?
Домашнее задание.
Ребята, я вижу, вы проявили интерес к истории нашего края, я предлагаю вам воспользоваться сетью интернет, выйти на сайты Белгородского и Московского краеведческих музеев и подготовить презентацию или слайды по культуре скифов и выполнить тест.
Поговорите со своими бабушками и дедушками, узнайте у них, что им известно о проводимых раскопках на территории нашего края, а может быть кто-то из них был непосредственным участником этих событий.
5. Рефлексия.
Что нового узнали на музейном уроке?
Что запомнилось больше всего?
Какое задание на уроке выполняли с большим интересом?
С какими трудностями встретились?
Ребята, спасибо, мне было очень приятно с вами работать.
6. Итог урока. Подвести итог работы мы попросим наших гостей.
15