Разработка музейного урока по теме Как наши прабабушки кашу варили (6 класс)
Курсы повышения квалификации
«Роль педагога в реализации концепции патриотического воспитания школьников в образовательном процессе в свете ФГОС»
Контрольная работа по модулю 7
«Функционирование системы патриотического воспитания. Методы диагностики»
Конспект музейного урока для учащихся 6 класса.
«Как наши прабабушки кашу варили»
Автор разработки – Чаланова Мария Борисовна, учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ» с.Усть-Кулом (Республика Коми).
2017 год.
Пояснительная записка.
Музейный урок «Как наши прабабушки кашу варили» можно связать с изучением темы «Наше наследие» (раздел «Человек в мире культуры», курс обществознания за 6 класс). Учащиеся знакомятся с понятиями материальная и духовная культура, традиции, обряды, национальная одежда и национальная кухня. Просветительская направленность музейного урока состоит в знакомстве с традиционной культурой коми народа. Воспитательные задачи урока: формировать уважительное отношение к памятникам материальной и духовной культуры, к историческому прошлому своего народа.
1-й этап. В ходе посещения школьного музея учащиеся знакомятся с этнографической частью экспозиции. Особое внимание обращается на сельскохозяйственные орудия труда и предметы быта (посуду, утварь). Предлагается тема музейного урока – «Как наши прабабушки кашу варили».
Учащиеся распределяются по группам, каждой из которых предлагается своя тема творческого проекта. Например: «Наши прабабушки», «Откуда бралась крупа для каши?», «Всё о каше». Продуктами проектов могут быть рассказы, инсценировки, стенгазеты, мультимедийные презентации и др.
2-й этап. В школьном музее проводится защита творческих проектов групп. Начать музейный урок можно с представления проекта «Наши прабабушки» (учащиеся могут представить фотографии, рассказать кратко о жизненном пути своих предков). На карте Республики Коми отмечаются населённые пункты, в которых жили прабабушки и прадедушки учащихся. В большинстве своём это сельские поселения, их жители – коми крестьяне.
Группа, работавшая над проектом «Откуда бралась крупа для каши?» рассказывает о жизни коми деревни в конце XIX – начале XX века. Основным занятием жителей было земледелие. В лесном крае с суровым климатом это требовало значительных усилий. Из зерновых культур выращивали рожь, ячмень и овёс. Посевы пшеницы были небольшими по площади, пшеничный хлеб пекли только по праздникам. Пахали землю СОХОЙ, убирали урожай – жали СЕРПОМ, обмолачивали ЦЕПАМИ и закладывали зерно в амбары. Из цельных ядер ячменя получали перловую крупу. Чтобы получить крупу помельче (ячневую), зёрна ячменя нужно было толочь в деревянной СТУПЕ ПЕСТОМ. РУЧНЫЕ ЖЕРНОВА использовались для получения муки - ржаной или ячменной.
Третья группа представляет проект «Всё о каше» (история каши, происхождение названия, виды каш, значение в повседневной жизни и обрядности). Описание процесса приготовления каши сопровождается демонстрацией музейных экспонатов: ГЛИНЯНЫЕ ГОРШКИ, ЧУГУНОК, УХВАТЫ.
На этапе рефлексии группам предлагается составить «Слово о крестьянском труде» от имени одного из экспонатов, использовавшихся в ходе урока.
3-й этап. Самостоятельная творческая работа в форме сочинения, фотовыставки, выставки рисунков, статьи для школьной газеты.
Использованная литература:
Я познаю мир. История / Составители Н.В.Чудакова, А.В.Громов. М., ТКО «АСТ», 1997.
Атлас Республики Коми. / Под ред. Э.А.Савельевой. М., ООО «ДИК», 2001.