Музейный урок Музей в стареньком портфеле
Методическая разработка музейного урока для 1 класса
«Музей в стареньком портфеле»
Литовченко Алла Ивановна
учитель начальных классов
Ровеньки 2016
Тема: «Музей в стареньком портфеле»
Основная возрастная категория: обучающиеся 1 класса
Время проведения музейного урока: 35 минут
Цель: использование возможностей школьного историко-краеведческого музея для организации воспитывающей среды, содержания и форм взаимодействия учащихся и педагогов в рамках образовательного процесса.
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:
Продолжать изучение истории родного края;
Приобщать учащихся к поисково-исследовательской деятельности по бытовой тематике;
Развивать навыки поисково-исследовательской работы, умение самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в потоке научной и политической информации;
Формировать историческое сознание, музейную культуру учащихся.
Воспитывать патриотизм и сопричастность к системе культурных ценностей, истории малой Родины и традициям родного края;
Приобщать школьников к социальному опыту, духовным и нравственным ценностям человечества.
Прогнозируемый результат
В процессе личностно-значимой деятельности учащиеся приобретут позитивный опыт, который позволит им овладеть нравственными ценностями, необходимыми для жизни в современном обществе.
Форма проведения занятия – музейный урок
Методы и приемы: демонстрационный метод (показ музейных экспонатов), приём диалога, ролевая игра, метод погружения в прошлое, метод театрализации, практический метод.
Оборудование и материалы: мультимедийный проектор, компьютер, диск со сказкой «Золотой ключик или приключения Буратино», музейные экспонаты: портфель, счеты, чернильница, перо
Предварительная работа: для подготовки мотивационного этапа необходимо сварить пшеничную кашу, провести подготовительную работу со старшеклассницей, исполняющей роль девушки в национальном костюме.
Расширение словарного запаса: счёты, чернила, чернильница, перо.
Ход урока
1. Мотивационный этап.
Раздаётся стук в дверь. На пороге появляется старшеклассница в белгородском народном костюме, в руках у неё чугунок с кашей и деревянные ложки.
- Здравствуйте, ребятишки! Ох, и трудное дело науку постигать, устали, наверное. Да ничего, поработаешь до поту – так и поешь в охоту! Угощение я вам принесла – кашу пшеничную. Каждый учебный год в старину начинался с совместной трапезы учеников – все вместе из одного котла ели кашу. Оттуда и пошло слово однокашник.
Ребята, взяв деревянные ложки, едят кашу из чугунка. Благодарят гостью.
- Ну, вот передохнули, подкрепились, можно и за учебу. До свидания, не смею мешать.
Просмотр отрывка из сказки «Золотой ключик или приключения Буратино», где Мальвина проводит урок с Буратино.
- Правильно ли выполнил задание Буратино?
- В чем состояла трудность для ученика?
- Приходилось ли вам на уроках писать пером и чернилами?
- Перо и чернильница – это предметы современного мира или прошлого времени?
- Где хранятся предметы, рассказывающие нам о прошлом?
2. Содержательно-операционный этап
- Сегодня музейные экспонаты – школьные принадлежности – гости нашего урока.
- Что бы вам хотелось узнать о школе прошлого?
- Сегодня мы поговорим о школьных принадлежностях ваших бабушек и прабабушек, дедушек и прадедушек. А назовем мы наш урок «Музей в стареньком портфеле».
Перед вами портфель, с которым ходили в школу ученики лет 60 назад.
Слово « портфель» пришло к нам из французского языка. В дословном переводе – «носить листы».
О том, с каким нетерпением ребята ждали покупки портфеля, расскажет наша гостья Лункина Лидия Лаврентьевна, которая была первоклассницей 60 лет назад: «Портфель для нас, детей того времени, был показателем самостоятельности и взрослости. Мы, первоклассники, очень ждали дня, когда родители принесут из магазина новенький портфель, потом старались поскорее заполнить его школьными принадлежностями. Портфели были сделаны из необычного материала: и не кожа, и не заменитель ее. На сгибах и изломах видна бумага. Их изготавливали из коленкора».
-Что же это за материал? Обратимся к словарям.
Коленкор – это покровный переплетный материал на тканевой основе со специальным слоем, который закрывает фактуру ткани, делает ее жесткой, а из-за невысокой прочности на изломе быстро появляются трещины.
- Хотите заглянуть внутрь портфеля? Что же лежало в портфеле наших предков такого, чего в наших портфелях найти нельзя? Отгадайте загадку.
По десятку на шесточкеСели умные кружочкиИ считают громко вслух,Только слышно: стук да стук!
Счёты механическое [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], которое очень просто устроено, но было незаменимо для произведения [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] примеров. Счёты – это [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] с нанизанными на спицы [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] по 10 штук на каждой. Рассмотрите счеты из нашего портфеля. Ребята в школе учились считать, передвигая по спицам костяшки, при сложении костяшки придвигали, при вычитании – убирали. Давайте попробуем решить несколько математических выражений из нашего учебника математики с помощью счет.
3 + 4 6 + 3 5 + 1 10 – 5
· 7 – 2
В настоящее время счеты заменил более удобный прибор:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Физминутка
Утром в школу мы идемИ портфель с собой несем. Книжки, ручку, карандашМы в портфель положим наш.Будем мы считать, писать...И учиться все на пять. Прослушав отрывок из рассказа Е. Пермяка, вы догадаетесь, какие экспонаты мы достанем из старенького портфеля.
Перо и чернильница
· Скажи, дедушка,
· как-то спросил Сережа,
· откуда ты сказки берешь?
· Из чернильницы, мой дружок, из чернильницы.
· А как ты их оттуда достаешь, дедушка?
· Ручкой с перышком, милый внук, ручкой с перышком.
· Как рыбу удочкой?
· Да нет, мой маленький, так сказку не выудишь,
· говорит дедушка.
· Сперва из чернильницы нужно добыть палочки да научиться их в тетрадку переносить. А потом
· крючки. А потом
· буквы. А потом
· слова. А потом и сказка может зацепиться.
Поступил Сережа в школу. Стал из чернильницы сказку добывать. Сначала палочки. Потом крючки. Потом буквы. А потом и слова. Много тетрадок исписал Сережа, а сказка не зацепляется.
· Почему это, дедушка, так? Может быть, чернила у меня жидкие, или чернильница мелкая, или перо тупое?...
Что же за экспонаты еще припрятаны в портфеле?
Учитель достает чернильницу с чернилами и перья.
Те, ручки, которыми пишете вы, называются шариковыми, до того, как они появились в школах, а это было лет 40-45 назад, ваши бабушки и дедушки писали деревянными ручками со стальным наконечником, в который вставлялось специальное пёрышко. В партах были вырезаны желобки для перьевых ручек, а посредине парты находилось углубление для переносной чернильницы-непроливайки. Школьная чернильницанепроливайка из прошлого, очень похожа на баночки-непроливайки для рисования. Если ее перевернуть ни капли не прольется.
Первоклассники очень старались, выводя пером свои первые буквы, а уроки чистописания становилось для некоторых особо увлекательным занятием, особенно когда учитель хвалил за аккуратное письмо. Сначала ребята легонько обмакивали перо в чернильницу-непроливайку, затем стряхивали лишние чернила, и не спеша записывали за учителем. Иногда чернила становились густыми, и ученик боится поставить кляксу в свою тетрадку. Тогда учитель подходил и подливал свежих чернил в школьную чернильницу. После написания свежий текст надо было промокнуть, чтобы он не расплылся специальной бумагой, которая называлась промокашка. Достаем следующий экспонат из нашего «музея».
Хоть сама и пострадает,Грязь текучую впитает,Чтоб в тетрадке было чисто,Улыбались вы лучисто.Что за дивная бумажка?Этот листик – ...
Существует версия, что промокательная бумага была изобретена случайно. На английской бумажной фабрике забывчивый мастер не добавил клей в бумажную смесь. Готовая бумага получилась шершавой, рыхлой, и непригодной для письма. Инженер стал ругать мастера за некачественный продукт, затем он решил доказать, что и писать на такой бумаге нельзя. Жирная чернильная линия, проведённая пером, моментально впиталась. Таким образом, для того, чтобы записать текст или слово ученикам были нужны чернильница со свежими чернилами, перо и промокашка.
Сейчас вам наша гостья, Лидия Лаврентьевна, покажет, как она писала чернилами и пером, когда училась в школе, а потом вы сами попытаетесь написать пером предложение: «Даёт корова молоко» и сравните комфортность работы шариковой ручкой и пером.
Дети пишут чернилами предложение.
Сравните, чем удобнее писать шариковой ручкой или пером?
Послушайте стихотворение С. Михалкова «Чистописание», которое прочитает ваша одноклассница.
ЧИСТОПИСАНИЕ
Писать красиво не легко:
«Да-ет ко-ро-ва мо-ло-ко».
За буквой буква,
к слогу слог.
Ну хоть бы кто-нибудь помог!
Сначала «да», потом уж «ет».
Уже написано «дает»,
Уже написано «дает»,
Но тут перо бумагу рвет.
Опять испорчена тетрадь
Страничку надо вырывать!
Страничка вырвана, и вот:
«Ко-ро-ва мо-ло-ко да-ет».
«Корова молоко дает»,
А нужно все наоборот:
«Дает корова молоко»!
Вздохнем сначала глубоко,
Вздохнем, строку перечеркнем
И дело заново начнем.
«Да-ет ко-ро-ва мо-ло-ко».
Перо цепляется за «ко»,
И клякса черная, как жук,
С конца пера сползает вдруг.
Одной секунды не прошло,
Как скрылись «ко», и «мо», и «ло»...
Еще одну страничку вон!
А за окном со всех сторон:
И стук мяча, и лай щенка,
И звон какого-то звонка,
А я сижу, в тетрадь гляжу
За буквой букву вывожу:
«Да-ет ко-ро-ва мо-ло-ко»...
Да! Стать ученым не легко!
3. Рефлексивно-оценочный этап
- Сегодня мы совершили путешествие в прошлое, познакомились с экспонатами необычного музея – старенького ученического портфеля.
-О каких принадлежностях учеников первой половины прошлого века вы узнали?
-Как вы думаете, что общего находилось в портфелях бывших и нынешних учеников?
- Хотелось бы вам провести еще музейные уроки? Какие музейные предметы вызывают у вас наибольший интерес?
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ровеньская средняя общеобразовательная школа №2 Ровеньского района Белгородской области»
Рисунок 1