Конспект устного журнала 900 блокадных дней

Конспект устного журнала
«900 блокадных дней»
Цель: Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ. Содействие воспитанию патриотизма и сопричастности к истории родного края посредством «погружения» участников мероприятия в события блокадного периода жизни ленинградцев.
Задачи:
Познакомить со страшным периодом в жизни нашей страны на основе поэтического творчества;
Пробудить в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны с помощью музыкальных произведений и поэтической литературы.
Дополнить знания учащихся о блокаде Ленинграда и героизме его жителей;
- Развивать навыки выразительного чтения;
Способствовать воспитанию уважительного отношения к
памяти погибших и пережившим блокаду ленинградцам и чувства гордости за своих земляков.

Реквизит: печка – буржуйка, лампа - коптилка, котелок, миски, кружки, хлебные карточки, кусочки хлеба,

Оформление: действие происходит в зале: на стене - изображение панорамы блокадного Ленинграда; на окнах - имитация маскировки; в центре комнаты - имитация разведенного костра, над ним – кипяток в котелке, рядом - дрова, старые газеты на растопку, брошенная кукла; в углу - детская машинка, лоскутное одеяло.
Особое значение имеет использование музейных экспонатов.
Оборудование:
мебель: стол, стулья, табуреты,
техническое обеспечение: медиапроектор, музыкальный центр, компьютер, колонки.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
1-я страница «Как всё начиналось
Ведущий 1: Внимание! Внимание! Внимание! Памяти защитников Ленинграда посвящается! ( Звучит песня “Священная война” один куплет и припев) (музыка А.В.Александрова, слова В.И. Лебедева-Кумача) Ведущий 2: Российское правительство 27 января объявило Днем воинской славы России. В этот день в 1944 г. была снята блокада города Ленинграда (ныне Санкт-Петербурга). Подвигу советских людей в Великой Отечественной войне против фашистских захватчиков посвящается наш классный час. Почти 70 лет отделяют нас от суровых и грозных лет войны. Но время никогда не изгладит из памяти народа Великую Отечественную войну 1941-1945 годов, самую тяжелую и жестокую из всех войн в истории нашей страны. Ученик: Война, война, пришла проклятая! Сынов, ты, лучших забрала И сколько горя, слез, отчаянья Стране, народу принесла. Ведущий 3: 22 июня 1941 года в 4 часа утра без объявления войны фашисты напали на нашу страну, а в сентябре они уже были под стенами Ленинграда. Вторжение врага было внезапным и сильным. (слайды презентации, которые дополняют текст) Ведущий 4: Сражения на дальних и ближних подступах к Ленинграду носили исключительно ожесточенный характер. Весь сентябрь у стен города шли кровопролитные бои. Немецкие бронированные полчища яростно штурмовали позиции наших войск, оборонявших Невскую твердыню. Ведущий 5: Не сумев захватить Ленинград штурмом, гитлеровское командование решило взять город измором, удушить голодом. В новогоднем приказе 1942 года Гитлер благодарил войска за создание “ невиданной в истории человечества блокады”. Цинично и нагло заявил, что он будет теперь “спокойно выжидать”, пока Ленинград, сдавленный голодом, “как спелый плод, сам упадёт к его ногам”, “что город выжрет самого себя” и падёт голодной смертью. Ведущий 1: Город был блокирован. Со всех сторон Ленинград был окружен немецкими войсками, отрезан от советской территории. Началась 900 дневная блокада ... Началась самая героическая страница в истории города длинною в 900 дней и ночей. (слайды презентации) Ведущий 2: Положение блокадного города было невероятно трудным. В домах отсутствовало тепло, электричество, керосин не выдавался. Начиная со 2 сентября, пришлось 5 раз снижать нормы выдачи хлеба населению и трижды войскам. Взрослым давали 250, а детям 150 граммов хлеба в день, да и хлебом-то он только назывался. На самом деле он состоял из 10% воды, 10% целлюлозной муки и 30% суррогатов. Ленинградцы размачивали ремни и варили суп, добавляя жмых, отруби, даже пробовали варить суп из обойного клея. А он был ужасно не вкусным, но помогал хоть немного сберечь силы. В городе не было паники, ленинградцы держались. 2-я страница «Ужасы и героизм блокадного Ленинграда» Ведущий 1: "Началась блокада: Всего только несколько месяцев прошло с начала войны, а город уже голодал. Все меньше и меньше продуктов стали выдавать по карточкам. 20 ноября 1941 г. рацион хлеба дошел до 125 граммов иждивенцам и 250 граммов рабочим. Крупы выдавали 300 г, масла - 100 г в месяц. Потом пришло время, когда уже не выдавали ничего, кроме хлеба. Да и эти 125 г, от которых зависела жизнь, были не хлебом, а липким черным месивом, сделанном из мучных отходов, мокрым и расплывающимся в руках. Каждый растягивал свой кусок насколько мог: Надвигался голод! Ведущий 2: Развивалась своеобразная ленинградская кулинария: люди научились делать пышки из горчицы, суп из дрожжей, котлеты из хрена, кисель из столярного клея. Хлеб - это совсем маленький кусочек: тяжелый, липкий, сырой. Хлеб содержал всякую дрянь и лишь немного муки. Почти все ленинградцы стали дистрофиками. Одни распухли и блестели, как будто покрытые лаком. Это первая степень дистрофии. Другие - высохли - вторая степень. В конце декабря хлебная пайка стала почти вдвое тяжелее - к этому времени значительная часть населения погибла. Многие от слабости падали и умирали прямо на улицах. Весной 1942 года при таянии снега на улицах и площадях нашли около 13 тысяч трупов. Ученик
На салазках кокон пряменький
Спеленав, везёт
Мать заплаканная, в валенках, А метель метёт.
Старушонка лезет в очередь,
Охает, крестясь:
«У моей, вот тоже, дочери
Схоронен вчерась.
Бог прибрал, и слава Господу,
Легче им и нам.
Я сама-то скоро с ног спаду
С этих со ста грамм».
Ведущий 3: Хоронить было трудно. Транспорт не работал. Обледеневшие, покрытые снегом стоят трамвай. Вдоль проспектов причудливыми нитями свисали провода, окутанные инеем.
Ведущий 4: Умерших хоронили без гробов, обернутых простынёй или одеялом.
Только за первую блокадную зиму голод унёс в Ленинграде 252 тыс. человек.
Ведущий 5: В осажденном городе работали 39 школ. Местом учебы стали и некоторые бомбоубежища жилых зданий. Даже в жутких условиях блокадной жизни, когда не хватало еды, воды, дров, теплой одежды, многие дети учились. А. Фадеев писали: "И самый великий подвиг школьников Ленинграда в том, что учились. Учились ни смотря, ни на что". Опасен и тяжел был путь в школу. Ведь на улицах часто рвались снаряды, и идти приходилось через снежные заносы. Ведущий 1: В школах и бомбоубежищах стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках и рукавицах. Руки мерзли, а мел выскакивал из пальцев. Дети шатались от голода. У всех была общая болезнь - дистрофия. А к ней еще прибавилась цинга. Дети умирали не только дома, на улице по дороге в школу, но случалось - и прямо в классе.

Ученик
Девчонка руки протянула
И головой –
На край стола
Сначала думали –
Уснула,
А оказалось –
Умерла.
Ее из школы на носилках
Домой
Ребята понесли.
В ресницах у подруг
Слезинки
То исчезали,
То росли.
Никто
Не обронил ни слова.
Лишь хрипло,
Сквозь метельный стон,
Учитель выдавил,
Что снова Занятья после похорон.
Ведущий 5: Ленинградцы умирали, но как? Они оставались героями до последнего вздоха, их смерть призывала живых к настойчивой неукротимой борьбе. От малого до старого – все испытывали голод. Но трудились и жили с надеждой в торжестве победы. Это чувство поднимало кузнеца, инженера, бухгалтера, учёного на героические дела. Это же чувство руководило артистами, когда они пели, играли, развлекали голодных и усталых людей, хотя у них у самих подкашивались ноги и кружились головы.
Ученик
Я к ним подойду, одеялом укрою,
О чем-то скажу, но они не услышат.
Спрошу – не ответят
А в комнате – трое.
Нас в комнате трое,
Но двое не дышат.
Я знаю не встанут,
Я все понимаю
Зачем же я хлеб
На три части ломаю. Ведущий 1: Но город жил и боролся. Заводы продолжали выпускать военную продукцию. Голодные измученные люди находили в себе силы работать. Мужчины, женщины и подростки стояли у станков.
Ученик Враг бешенный на нас пошел войной. Жестокий враг на наше счастье поднял руки, Враг топчет мирные луга, Он сеет смерть над нашим краем, Иди смелее в бой, рази врага, Жестокий дай отпор кровавым хищным стаям. Ученик Как дом, в котором ты живешь. Оберегай страны просторы. Завод родной, сады, леса и рожь, И воздух наш, и степь широкую, как море. Храни, как дом, в котором ты живешь! Ведущий 2: Жители не выключали радио круглые сутки. Стук метронома напоминал им ритмичные удары сердца города - звучит радио, значит, город живет и борется. На защиту города поднялись все его жители. В короткий срок был превращен в город - крепость. Ведущий 3: 21 октября 1941 года молодежная газета: "Смена" опубликовала такой наказ: "Юные участники обороны Ленинграда! Будьте достойны своих дедов и отцов, сестер и братьев, ушедших на фронт": Ведущий 4: Делами ответили юные ленинградцы. Они вместе со взрослыми рыли окопы, делали светомаскировку, собирали цветной металл, работали на заводах и фабриках. Ведущий 5: Ленинградские ученые придумали горячую смесь для поджога вражеских танков. Бутылки с такой смесью при ударе загорались. Школьники за 1 неделю собрали более 1 миллиона бутылок. Ребята дежурили в госпиталях, выполняли разные просьбы раненых, читали им газеты и книги, писали письма домой, помогали врачам и медсестрам. Ведущий 1: Чтобы поднять настроение раненых бойцов и развлечь их, юные ленинградцы выступали перед ними концертами. Ведущий 2: Ленинградцы переживали величайшую трагедию, какой не переживал ни один город мира. Но город жил и боролся: заводы продолжали выпускать военную продукцию, Подростки - рабочие вместе с взрослыми работали на военных заводах, в тяжелых, порой невыносимых условиях, голодные, изнеможенные, они по 12-14 часов не выходили из промерзших цехов и вносили свой вклад в разгром врага. Все то время, когда шла блокада, не замолкало ленинградское радио, где выступали поэты и писатели и как пульс города звучал знаменитый ленинградский метроном (звук метронома). Если был сигнал воздушной тревоги, он бился быстрее, если все было спокойно – медленнее.
Ведущий 3: 2 июля 1942 года с Урала доставили партитуру 7-й симфонии Дмитрия Шостаковича, которая 9 августа 1942 была исполнена оркестром Радиокомитета в осажденном немцами Ленинграде (звучит фрагмент симфонии)
Ученик И каждый, защищавший Ленинград, Вложивший руку в пламенные раны, Не просто горожанин, а солдат, По мужеству подобный ветерану. Но тот, кто не жил с нами, - не поверит, Что в сотни раз почетней и трудней - В блокаде, в окруженье плачей - Не превратиться в оборотня, в зверя (О. Берггольц, из поэмы “Февральский дневник”, 1942г Ведущий 4: За доблестный труд многие ленинградские мальчишки и девчонки были награждены орденами и медалями. Ученик А город был в дремучий убран иней. Уездные сугробы. Тишина: Не отыскать в снегах трамвайных линий, Одних полозьев жалобы слышны. Скрипят, скрипят по Невскому полозья. На детских санках узеньких, смешных В кастрюлях воду голубую возят, Дрова и скарб, умерших и больных. Вот женщина везет куда-то мужа Серая полумаска на лице. В руках бидончик - это суп и ужин. Свистят снаряды, свирепеет стужа,- Товарищи мы в огневом кольце: А девушка с лицом заиндевелым, Упрямо стиснув почерневший рот, Завернутое в одеяло тело, На охтинское кладбище везет. Везет, качаясь, к вечеру добраться б: Глаза бесстрастно смотрят в темноту. Скинь шапку, гражданин! Провозят Ленинградца, Погибшего на боевом посту. Скрипят полозья в городе, скрипят: Как многих нам уже не досчитаться! Но мы не плачем: правду говорят, Что слезы вымерзли у ленинградцев. Ведущий 5: Все эти нечеловеческие тяготы и лишения наравне с взрослыми переносили дети и подростки.
Учитель:
Ребята, в одной моей руке буханка хлеба, которая весит 600 грамм и стоит 25 рублей, ее вы не задумываясь несете домой из магазина, а в другой руке - маленький кусочек хлеба – 125 грамм, а цена ему жизнь. Задумайтесь над этим!
Ученица:
- Кусочек этот бы тогда
И сына я б не потеряла
Кусочек этот бы тогда
Кусочек этот бы тогда!
Детей голодные глаза,
С застывшим ужасом в слезах
Священный Ленинградский Хлеб –
125 бесценных граммов,
Лежит в музее под стеклом –
Свидетель мужества и славы!
Учитель:
И в это время ленинградские дети, которые потушили за годы блокады не одну тысячу зажигалок, сброшенных с немецких самолетов, потушили не один пожар в городе, дежурили морозными ночами на вышках, носили своим обессиленным родным воду из проруби на Неве, ловили шпионов, совершили свой большой подвиг – они учились.
Скажите мне, ребята, смогли бы вы встать утром в холодной квартире, уйти в школу, ничего не поев, идти темными улицами, что бы учиться в больших, темных, освещенных одной лишь лампадой, школьных классах? (ответы учащихся) 3-я страница «Дневники детей Ленинграда» Ведущий 1: Многие знают печальную историю 11-летней ленинградской школьницы Тани Савичевой. Кто же они, Савичевы, жившие на 2-ой линии Васильевского острова в доме № 13? Женя, старшая сестра Тани, работала в конструкторском бюро на Невском машиностроительном заводе. Лека, то есть Леонид, брат Тани, работал строгальщиком на судостроительном заводе. Дядя Вася и дядя Леша, братья Таниного отца, работали в книжном магазине. Мать Тани Мария Игнатьевна и бабушка Евдокия Григорьевна домовничали. Большая дружная семья Савичевых погибла на Васильевском острове. Блокада отняла у девочки родных и сиротой. В те же дни Таня сделала в записной книжке 9 коротких трагических записей. Ведущий 2: "Женя умерла 28 декабря в 12.00 ч. утра 1941 года" "Бабушка умерла 25 января в 3 ч. дня 1942 года» "Лека умер 17 марта в 5 ч. утра 1942 года" "Дядя Вася умер в 2 ч. ночи 14 апреля 1942 года" "Дядя Леша умер 10 мая в 4 ч. дня 1942 года" "Мама умерла 13 мая в 7 ч. 30 мин. утра 1942 года" "Савичевы умерли" "Умерли все" "Осталась одна Таня" Ведущий 1: При первой же возможности Таня Савичеву вывезли с детским домом в Горьковскую область. Но истощение и стресс сломали ее, и она вскоре умерла. 19 мая на могиле Тани был поставлен памятник. Ученик. Этот дневник на процессе Нюрнбергском Был документом страшным и веским, Плакали люди, строчки читая. Плакали люди, фашизм проклиная. Танин дневник - это боль Ленинграда, Но прочитать его каждому надо. Словно кричит за страницей страница. "Вновь не должно это все повториться". Ведущий 2: А вот дневник Юры Рябинкина, твоего сверстника: Сентябрь 1941 года: “Занятия в школе не состоялись. Неизвестно, когда будут. Продукты продают только по карточкам, даже спички и соль. Настает голод...” Октябрь: “От голода так и скребет в животе. А ведь я сегодня все-таки пообедал. Сказывается отсутствие хлеба...” Ноябрь: “Теперь я мало забочусь о себе. Как бы я поел сейчас хлеба, хлеба, хлеба” 3 января 1942 года: “ Я хочу так страстно жить, веровать, чувствовать. Но смерть прямо в глаза...” Ведущий 3: Последняя запись в дневнике Юры сделана 6 января: “ Я почти не могу ходить. Почти не могу ходить. Почти полное отсутствие сил... силы уходят, уходят, плывут. И сейчас я, я, я...” Нет, Юра не умер, это был очередной голодный обморок. Ведущий 4: Такие голодные обмороки испытывал каждый ленинградец, многие погибли от недоедания. Те, кто выжил, на всю жизнь запомнили слово “блокада” и тот страх, который каждый день испытывали за жизнь своих близких. Ведущий 5: Ожесточенная борьба шла не только на подступах к городу. Существовал другой фронт – невидимый, он проходил в душе каждого ленинградца, и каждый ленинградец вел свой счет побед и поражений. Побед над собой над голодом, над страхом, а значит и над врагом. Здесь шел бой силы духа со смертью. Такой народ невозможно было победить.
4-я страница «Дорога ЖИЗНИ» Ведущий 1. (слайд) Но вот в декабре 1941 – январе 1942 года начинает действовать ледовая «Дорога жизни» ледовой дороги по Ладожскому озеру, зимой после достижения толщины льда, допускается транспортировка грузов любого веса. Дорога жизни, фактически, была единственным средством сообщения Ленинграда с Большой землей. В Ленинград поступает полноценная ржаная и пшеничная мука.
К марту 1942 года уже имелась возможность выпекать полноценный ржаной хлеб, даже с применением пшеничной муки. Ведущий 2: Вся страна помогала Ленинграду в его героической борьбе. С Большой Земли в осажденный город доставляли продукты питания и топливо. Не перерезанной осталась лишь узкая полоска воды Ладожского озера. Но поздней осенью полоска замерзла и эта единственная ниточка, связывающая город со страной, оборвалась. Ведущий 3: Тогда по Ладожскому льду проложили автомобильную трассу. 22 ноября 1941 года по еще неокрепшему льду пошли первые грузовики с мукой: Этот день стал днем рождения знаменитой Ладожской военно-автомобильной магистрали, с которой были связаны жизнь и судьба ленинградцев, боеспособность войск фронта, их неодолимая вера в победу над врагом. С этого дня и в течение пяти зимних месяцев, в пургу и лютый мороз, невзирая на жестокий огонь врага, ни на минуту не затихало движение на дороге. В осажденный город шел транспорт с бесценным грузом – хлебом для ленинградцев. Поэтому неслучайно эту трассу они называли “Дорогой жизни”. Ученик. "Дорогой жизни шел к нам хлеб, Дорогой жизни многих к многим. Еще не знают на земле Страшней и радостней дороги".
Ученик.
Герои, опаленные войною
Построили под грохот канонад
Дорогу Жизни, что со всей страною
Соединяла гордый Ленинград
Ученик.
Казалось, что конец земли
Но сквозь остывшую планету
На Ленинград машины шли
Он жив еще. Он рядом где-то.
Ученик.
О, мы познали в декабре: Не зря "священным даром" назван Обычный хлеб и тяжкий грех Хотя бы крошку бросить наземь. Ведущий 1: Вплоть до 23 апреля 1942 года по Ладожскому озеру непрерывно двигались автоколонны, доставляя Ленинграду продукты, а из города на большую землю вывозили детей, раненных, ослабленных людей. Вплоть до 23 апреля 1942 года по Ладожскому озеру непрерывно двигались автоколонны, доставляя Ленинграду продукты, а из города на большую землю вывозили детей, раненных, ослабленных людей. Ведущий 2. Наконец наступила весна 1942 года. Но вместе с весной пришли новые заботы. Зимой город не очищался. Людям угрожала эпидемия. Голодные и изнеможенные приводили в порядок дворы, улицы. Активно помогали школьники. Город был очищен - еще одна победа Ленинграда.

Учитель: Все, что было за кольцом блокады, называли Большой землей. Ребята, если бы вы оказались в то время на Большой земле, что бы вы написали детям осажденного города, какие бы слова нашли, что бы их поддержать? Скажите, ребята, какими словами можно охарактеризовать подвиг маленьких жителей города, какие слова к ним больше подойдут. (Выдаются ручки и листы бумаги, на которых предстоит написать послание, лучшие письма зачитываются, затем все они прикрепляются на заранее приготовленную ширму)

5-я страница «Никто не забыт и ничто не забыто»
Ведущий 3: В январе 1943 года блокада Ленинграда была прорвана, 27 января 1944 года ленинградцы отмечали великий праздник. Немецкие полчища были отогнаны от стен города. Прекратилась блокада, которая длилась 900 дней и ночей. Битва за Ленинград закончилась. Ни голод и холод, ни авиационные бомбардировки и артиллерийские обстрелы не сломили славных защитников города. Родина высоко оценила заслуги города-героя. 26 января 1945 года он был награжден орденом Ленина. Более 930 тыс. человек удостоились медали "За оборону Ленинграда". И город, действительно выжил.
И Ленинградцы снова смогли услышать долгожданные слова Юрия Левитана –
«Город Ленина полностью освобожден от вражеской блокады и от варварских артиллерийских обстрелов».
26 января 1944 года Москва салютовала Ленинграду. А 27 ноября 1944 года дожившие до этого дня ленинградцы услышали январский гром с Марсова поля, Петроградской стороны, со стороны стрелки Васильевского острова в небо поднимались тысячи ракет, небо было озарено победным фейерверком. Ведущий 4: Чтобы увековечить доблесть воинов Ленинградского фронта и моряков Балтийского Флота, отстоявших город на Неве, а также подвиг его жителей 22 декабря 1942 года была учреждена медаль "За оборону Ленинграда". Когда представляли к награждению этой медалью около полутора миллионов ленинградцев, не были забыты и дети, внесшие свой вклад в оборону города. 15249 юных защитников города удостоены уникальной награды! Ведущий 5: Войска Ленинградского и Волховского фронтов получили приказ - в январе 1943 года прорвать блокаду. 12 января началось сражение. Но час окончательного освобождения пробил через год. 14 января 1944 начали операции по ликвидации вражеской группировки. За 2 недели они разгромили 18-ую немецкую армию, отбросили оккупантов на 65-100 километров от Ленинграда, освободив более 800 городов и населенных пунктов. Город был полностью освобожден от врагов. Ведущий 1: Ленинградцы показали себя истинными патриотами. Они несли огромные жертвы, но ни минуты не сомневались в победе. В суровые дни блокады умерло от голода более 600 тыс. человек.  Многие из них похоронены на Пискаревском кладбище, где к 15-летней годовщине Победы советского народа над фашистской Германией - 9 мая 1960 года был торжественно открыт мемориал. За фигурой Родины-матери на гранитной стене - строки Ольги Берггольц: Ученик. Их имен благородных мы здесь перечислить не сможем, Так их много под вечной охраной гранита, Но знай, внимающей этой памяти Никто не забыт и ничто не забыто. (О. Берггольц, 1942) Ведущий 2: О тех далеких трагических днях напоминают братские могилы на Пискаревском кладбище. 490 000 человек в 180 могилах на Пискарёвском кладбище. 3 могилы = 130 000 март 1942. Ученик: Здесь лежат ленинградцы. Здесь горожане - мужчины, женщины, дети. Рядом с ними солдаты-красноармейцы. Всею жизнью своею Они защищали тебя, Ленинград, Колыбель революции. Ученик: Полгорода лежит в земле сырой. Неугасима память поколений. И память тех, кого так свято чтим, Давайте, люди, встанем на мгновенье, И в скорби постоим и помолчим
Ведущий 3. Мы никогда не сможем почувствовать ужасы тех военных лет. Как всё минувшее, чем мы не были ни свидетелями, ни участниками, та Великая война вызывает нас не воспоминания, а мысли (слайд) Ведущий 4: Мы не вспомним поросшие бурьяном и ржавчиной поля, пресный вкус кирпичной пыли на руинах городов и деревень, запах смерти – не символический, а реальный. Мы не можем это вспомнить и заново пережить, потому что это было не с нами. 27 млн. наших людей – мужчин, женщин, детей – унесла война. В Ленинграде за время блокады погибло более 700000 человек. Ведущий 5. Но мы должны о них помнить! И мы помним о них! (просмотр слайдов)
Ученик . (слайд)
Помните! Через века, через года- Помните! О тех, кто уже не придёт  никогда Помните! Не плачьте! В горле задержите стоны, Горькие стоны. Памяти павших Будьте  достойны! Вечно достойны! Ученик . (слайд) В сердцах наших жить будут вечно Герои минувшей войны. Нам память о них дорога бесконечно, И ею с тобой мы сильны. Ведущий 1: Давайте почтим светлую память жителей Ленинграда, отстоявших его и не доживших до наших дней, минутой молчания. (все встают).









13PAGE 15


13PAGE 14115