Материалы по истории города Дзержинска

Материалы по краеведению. Учитель Петрищенко Н.С.
История дзержинского цирка.
Развитие циркового искусства в России началось сравнительно поздно, и в течение нескольких столетий шло лишь по одной ветви развития. Истоки русского цирка находятся в выступлениях странствующих артистов-скоморохов, известных с 11в. Наряду с жонглированием, акробатикой, дрессировкой и звукоподражанием, эти выступления включали в себя злободневные сатирические сценки, которые положили начало жанру цирковой клоунады.
В начале 19 в. цирковые представления проводятся в манеже графа Завадовского; строится и специальное здание для конных выступлений на Крестовском острове.
В 1849 в Петербурге открывается казенный императорский цирк со специальным отделением для подготовки цирковых кадров. В 1853 строится стационарный цирк и в Москве на Петровке. Так начался новый, современный этап развития российского цирка. В настоящее время стационарные цирки есть практически во всех областных и крупных городах России. Цирковые представления стали одним из любимейших зрелищ и россиян. Многие едут на представления, преодолевая большие расстояния. Нашему городу повезло, в относительно провинциальном городе появился цирк. И хотя он самодеятельный, он достиг высокого профессионального уровня. Многие дзержинцы помнят и любят наш цирк и воспринимают его как одно из достижений культурной жизни города. До сих пор существуют цирковые коллективы в ДК культуры им.Свердлова и ДКХ. Их выступления с восторгом принимают дзержинцы, особенно дети, знают о нем и далеко за пределами нашего города.

История создания цирковой студии в ДКХ
В 1966 году во Дворце культуры химиков был открыт первый в городе цирковой кружок. Его основателем и руководителем с 1966 по 1995 г.г. был мастер спорта по акробатике Анатолий Николаевич Грачев.
В 1974 году цирковому коллективу было присвоено звание «Народный коллектив». С 2004 года коллектив возглавляет ученица А.Н. Грачева, выпускница Московского государственного института физической культуры Римма Викторовна Видманова. Под ее руководством был сформирован дружный коллектив, участвующий в большинстве мероприятий, проводимых Дворцом и конкурсах циркового искусства в стране и за рубежом.
Воспитанники Народного цирка не только получают специальные знания, умения и навыки, но и активно участвуют в изготовлении реквизита, разработке эскизов костюмов. Многие воспитанники Народного цирка работают сейчас на профессиональной сцене в России и за рубежом, имеют почетные звания «Заслуженный артист России». Традиции продолжаются. 
В 2008 году воспитанницы народного цирка Татьяна Бычкова и Екатерина Печерская поступили в Московское государственное училище циркового и эстрадного искусства им. Румянцева. Народный цирк является участником многих фестивалей и конкурсов:

«Золотой» юбилей Народного цирка Дворца культуры химиков отметят в Дзержинске.
25 ноября в ДКХ состоялось Торжественное мероприятие, посвященное 50-летнему юбилею Народного цирка ДКХ.
В 17:30 в колонном зале Дворца состоялась игровая развлекательная программа для детей с участием клоунов, где каждый ребенок смог почувствовать себя в роли циркового артиста, оставить юбилейную открытку-поздравление, а также сделать памятные фотографии. Для гостей была представлена выставкапродажа цирковых париков, шляп, светящихся сувениров, а также было организовано угощение сладкой ватой.
В 18:00 в театральном зале Дворца культуры химиков гостей ожидало праздничное открытие юбилейной концертной программы с участием юных артистов Народного цирка ДКХ.
Почётным гостем юбилейной программы стал народный артист России, дрессировщик, художественный руководитель Нижегородского цирка Михаил Багдасаров.
Ведущий программы Заслуженный артист России, артист цирка г. Санкт-Петербурга, выпускник Народного цирка ДКХ Николай Лебедев. В концертной программе приняли участие мастера иллюзии артисты Московского цирка, выпускники Народного цирка ДКХ Галина и Виталий Прусаковы.


«Цирк это искусство удивлять Цирковые миниатюры

«Цирк - это искусство удивлять» - говорит руководитель народного коллектива «Цирк миниатюры» в ДКХ Римма Викторовна Видманова. Моим учителем и наставником был Анатолий Николаевич Грачев. В 1966 году был открыт первый цирковой кружок в городе и именно Анатолий Николаевич, мастер спорта по акробатике, стал его руководителем. Он был в течении 30 лет художественным руководителем, постановщиком номеров и режиссером программ. Когда я пришла в цирковой кружок, мне было 12 лет. В 1974 году там занималось 80 человек, как дети, так и взрослые. За время его руководства Народный цирк объездил много городов России и собрал большое количество наград. Более 50 воспитанников студии стали профессиональными артистами. Его выпускники работают в известных цирковых коллективах страны и за рубежом. Например, Николай Александрович Басов работал в Росгосцирке, а сейчас живет в Мексике. Галина и Виталий Прусаковы сейчас работают в Московском цирке. Николай Лебедев стал заслуженным артистом России. Сейчас в цирковой студии обучается 40 ребят, возраст: от 4 до 16 лет. У нас работают замечательные педагоги: Оксана Кузнецова, Андрей Сорокин, Анастасия Чернова. У ребят яркая, насыщенная жизнь, но она далеко не легкая, тренировки проходят 5 раз в неделю. Дети пробуют себя в разных жанрах, они выступают на разных городских мероприятиях как в городе, так и в других городах, в том числе в Санкт-Петербурге, Москве, Нижнем Новгороде, Иванове и др.»
Неудивительно поэтому, что Народный цирк добился больших успехов.
Вот результаты участия коллектива в различных конкурса:
Лауреат Всероссийских смотров-конкурсов циркового искусства 2005, 2007 г.г.;
Дипломант Областного фестиваля «Народное творчество» - 100-летие профсоюзов, г. Нижний Новгород, 2005 г.;
Дипломант I степени Всероссийского детского фестиваля-конкурса «Веснушка-Авиа 2007», г. Нижний Новгород;
Лауреат Областного фестиваля циркового искусства «Арзамасские встречи», г. Арзамас, 2007 г.;
Лауреат I степени Всероссийского фестиваля детско-юношеских цирковых коллективов «Хрустальный круг манежа», г. Гусь-Хрустальный, 2007г. ;
Дипломант Московского фестиваля детских цирковых самодеятельных коллективов, посвященного 860-летию г. Москвы, 2007г.;
Лауреат II степени Международного детского и юношеского фестиваля-конкурса «Озорная весна», г. Нижний Новгород, 2008 г.;
Участник Международного фестиваля «CoolSummerFestival» (страна Катар, г. Доха), 2008г.;
Открытый фестиваль юмора и эстрады «Цирковое искусство», г. Нижний Новгород, 2009г.;
Лауреат II степени фестиваля детско-юношеского циркового творчества «Алмазные грани», г. Тула,2001 г.

«Цирк друзей» в ДК Свердлова.
Видимо, цирк в ДКХ был настолько популярен, что в нашем городе появилась еще одна цирковая студия в другом Дворце культуры, вДК
Свердлова. В феврале 2011 года ему исполнилось 35 лет. По этому поводу во Дворце также проходили торжества. Жители поселка Свердлова очень любят свой цирк, но его хорошо знают и в городе. Первым руководителем его был Николай Бровкин. Более 20 лет «Цирк друзей» работает на профессиональной основе. Он так же носит почетное звание Народный.
За всю историю коллектива сменилось несколько поколений участников, несколько руководителей, да и зритель сейчас уже другой. Но всё с тем же удовольствием смотрит выступления любимого народного коллектива.
В стенах Дворца культуры состоялся праздник в честь 35 летия 25 февраля 2011 года. «Цирк друзей» широко отметил свой юбилей. На сцене и совсем юные цирковые артисты и те, кто себя уже не мыслит без цирка. Евгений Устимов пришел в цирк друзей 8-летним мальчишкой, жизнь его прочно связала с этим искусством. Он уже давно руководит коллективом и до сих пор выступает на сцене.
Евгений Устимов, руководитель Народного циркового коллектива "Цирк друзей" Дворца Культуры ФКП «Завод им Я.М. Свердлова»: «Для коллектива это очень большая дата. Это серьёзное подведение итогов. И мы сегодня перед зрителем отчитываемся, перед заводом и перед городом, в котором работаем»- сказал он в интервью.
И за отчет этот явно не стыдно. «Цирку друзей» есть чем гордиться. Он многократно становился обладателем наград разных фестивалей: от областных до международных. Больше 20 человек за историю существования коллектива ушли работать на профессиональный манеж. «Цирк друзей» сейчас это успешное сочетание традиций с новыми современными элементами. Это больше 40 человек от 5 до 45 лет. Это поистине народный коллектив.
Евгений Устимов, руководитель Народного циркового коллектива "Цирк друзей" Дворца Культуры ФКП «Завод им Я.М. Свердлова»: «Работаем-то для народа, поэтому и народный коллектив. Нас любят и мы любим то дело, которое мы посвящаем нашим зрителям».
В зале были только почетные гости, здесь и самый дорогой зритель родители, и просто любители этого яркого искусства, и даже первый руководитель «Цирка друзей» - Николай Бровкин, ему и цветы и аплодисменты. А вот новое поколение «Цирка друзей». Сестры Сорокины в коллективе уже восьмой год ( в 2011г.) Младшая Настя - помимо эквилибристики ещё и воздушной гимнастикой занимается. До сих пор, признается девушка, помнит свои ощущения, когда впервые взмыла в воздух.
Анастасия Сорокина, участница Народного циркового коллектива "Цирк друзей": «Было очень страшно, даже до слёз страшно. А сейчас нет, привыкла уже».
Мария Сорокина, участница Народного циркового коллектива "Цирк друзей": «Пришли мы сюда спонтанно. Нас привела в цирк бабушка. Она увидела объявление и решила привести Настю в цирк. А я занималась спортивной гимнастикой и мне некогда было ходить. Но я пришла попробовала, и теперь я здесь каждый день это мой второй дом. Мне здесь хорошо, комфортно. Я люблю цирк и он меня затянул даже больше, чем гимнастика».
Несмотря на то, что цирк принято считать главной обителью смеха, это, считают участники коллектива - серьёзное искусство. Для многих из них оно стало делом жизни, а для кого-то цирк - и есть жизнь.




Творческий коллектив завода им. Свердлова "Цирк друзей" занял I место на международном фестивале в Израиле
Дзержинск. 2 апреля 2008г НТА-Приволжье – Творческий коллектив завода им. Свердлова "Цирк друзей" (Дзержинск, Нижегородская область) занял первое место на международном фестивале в Израиле. Об этом агентству "НТА-Приволжье" сообщили в пресс-службе предприятия. Россию на израильском фестивале "Маленькие звезды. Большой мир" представляли 50 артистов, занимающихся цирковым и эстрадным искусством. Из них четверо приехали из Дзержинска: художественный руководитель "Цирка друзей" Евгений Устимов и артисты цирка Любовь Мокина (15 лет), Наталья Егорькова (10 лет), Евгения Симазялина (10 лет). Все они представили сложные, оригинальные акробатические номера. Подводя итоги конкурса, жюри отметило прекрасную подготовку дзержинских артистов и присудило им четыре диплома первой степени за каждый конкурс. Пятый диплом дали всему коллективу за первое место.



"Цирк друзей" вернулся в Дзержинск с очередной большой победой!
На днях творческий коллектив Дворца культуры завода имени Свердлова «Цирк друзей» вернулся в Дзержинск с очередной большой победой.
В начале июля руководство коллектива получило приглашение принять участие в международном детско-юношеском фестивале «Мир полон чудес» в Риге. Пройдя заочно отборочный тур, шесть человек из «Цирка друзей» во главе с руководителем коллектива Евгением Устимовым отправились на фестиваль в латвийский город. В Риге в одном из старейших цирков дзержинцы успешно выступили в программе фестиваля с тремя своими номерами.
Наташа Егорькова и Арина Шустова представили членам жюри акробатическое выступление. Настя Сорокина и Яна Мурашова исполнили эквилибр на катушках «Веселые повара». А сам Евгений Устимов с самой юной участницей фестиваля 8-летней Настей Шевяковой, для которой это выступление за пределами Дворца культуры первое в жизни, показали номер «Бродячие акробаты».
Борьба за призы на фестивале «Мир полон чудес» была нешуточной. К участию в заключительном этапе конкурса были допущены одиннадцать самых сильных циркачей Украины, Белоруссии, стран Прибалтики, России (кроме артистов дзержинского «Цирка друзей» на манеж вышли известные цирковые группы из Санкт-Петербурга и Перми). И все-таки три победы в международном фестивале достались именно нашим землякам.
Акробатический дуэт Наташи и Арины занял первое место в номинации «Акробатические номера». Девочки получили в награду вазу с символикой фестиваля и диплом победителей. Веселые поварята Настя и Яна стали третьими в номинации «Эквилибристика». Евгений Устимов и Настя Шевякова своим акробатическим номером не только понравились, но и растрогали всех зрителей фестиваля, за что и получили приз зрительских симпатий, а Настя - еще и специальный приз администрации цирка.
Когда же у дзержинских артистов осталось немного свободного времени до отъезда, организаторы фестиваля снабдили их билетами в аквапарк и посоветовали также посетить все знаковые места старой части Риги.
«Впечатлений от поездки очень много. Девочки вернулись с фестиваля довольными. А я доволен, что, завоевывая различные призовые места на международных конкурсах, они не теряют голову от успехов, а продолжают усиленно работать и совершенствоваться, готовясь к новым достижениям», - говорит Евгений Устимов.
Теперь, когда весь его коллектив, а это пятьдесят артистов «Цирка друзей», ушел до середины августа на летние каникулы, ему придется подыскивать в помещении новое место для дипломов, ведь эти награды, привезенные из Риги, уже не помещаются на стены кабинетов цирка.
С середины же августа «Цирк друзей» вновь соберет всех своих участников на сцене Дворца культуры завода имени Свердлова, чтобы начать подготовку к новому творческому сезону и выступить в нем перед своими поклонниками с не менее яркими, веселыми, профессионально поставленными творческими номерами.
"Дзержинские Ведомости" 15 июля 2011г.

Коллектив продолжает жить и работать. Пожелаем же им дальнейших успехов.














История дзержинского трамвая
Трамваи появились более 160 лет назад. Первым трамваем, предшественником электрического трамвая была конка. Этот трамвай ездил с помощью 2 лошадей (чаще всего это были тяжеловозы) . Первые в мире городские конки появились в США: в Балтиморе в 1828 году. Они стали популярны, когда в 1852 году Aльфонс Лоубат изобрёл рельсы. Трамвай и троллейбус можно назвать братьями. Только трамвай появился гораздо раньше. Но объединяет их одно: они оба едут с помощью электричества Трамвай, по-моему, очень удобный вид транспорта, но не в каждом городе он существует. В нашем же городе трамвай появился. Дзержинский трамвай был открыт 7 ноября 1933 года. Жители с восторгом встретили это событие. Трамвай был настоящим спасением, ведь раньше дзержинцы на работу ходили пешком. Но первая ветка была не очень длинной. Она проходила от ПО»Корунд» до площади Дзержинского. Постепенно трамвайная линия становилась длиннее и не без помощи самих дзержинцев, они выходили на субботники и воскресники, чтобы быстрее пустить все новые и новые линии. Всего за 10 месяцев удлинили линию от пл.Дзержинского до завода имени Свердлова. Настоящий расцвет дзержинского трамвая наступил в 70-х годах прошлого столетия. Маршрут №1 протянулся на 20 км, было уже 46 исправных вагонов. Появились новые маршруты, которые опоясали весь город.7 ноября 2015 года Дзержинский трамвай отметил 82 года своей работы. Через несколько дней 18 декабря 2015 года трамваи перестали ходить по улицам Дзержинска. До сих пор жители города не могут смириться с потерей трамвая, очень болезненно переживала это и моя бабушка. Я задалась вопросом – а правильно ли сделало руководство нашего города, что утратило трамвайное движение?
Дзержинцы и отмена трамвайного движения в городе.
Жители г.Дзержинска уже давно не слышат мелодичного перезвона и стука колес по рельсам. С улиц города исчезли трамваи, пути постепенно зарастают травой. Для многих это стало полной неожиданностью. Несмотря на то, что велись разговоры о закрытии трамвайного движения, мало кто верил, что власти решатся на этот шаг. Хотя, как я узнала, вопрос этот поднимался и в 2006году, и в 2009. Более того администрация города могла купить в Иваново за полцены недостающие трамваи, но она этого не сделал.Дзержинск был уникальным городом, в нем были все виды транспорта, а трамвай и вовсе был недорогим и удобным видом транспорта.
Конечно, с появлением большого количества личного транспорта у дзержинцев, для кого-то эта потеря не была трагедией, но нельзабывать, что в нашем городе много предприятий и работающим на них людям стало намного труднее туда добираться. К тому же много у нас и пенсионерам, которые также ощутили на себе исчезновение трамвая. Есть и другие категории дзержинцев для которых это принесло существенное неудобство.
Нельзя не признать, что были и отрицательные моменты. Например, несмотря на то, что некоторые трамваи красили, размещали на них рекламу, внутри трамваи давно перестали соответствовать современным требованиям удобства. К тому же жители домов вдоль линии по проспекту Ленина так же были недовольны постоянным шумом от трамвая ( но это опять же из-за неправильной технологии рельс, как мне кажется) Я ездила в Нижнем Новгороде на трамвае, так они так не грохочут. Но опять же существующая информация свидетельствует о том, что ежегодная прибыль от электро -транспорта составляла 130 миллионов рублей и,наверное можно было изыскать средства на покупку новых трамваев. Это, конечно, мое мнение, но какие варианты транспортного сообщения взамен отмененным трамвайным маршрутам видели дзержинцы. Опросы дзержинцев показали, что также думают 50,7% опрошенных, которые предлагали приобрести новые современные трамваи. Другие, и таких 28,1% , предлагали заменить их ПАЗиками, а третьи хотели бы ездить на тролейбусах – 21,2% опрошенных.Все это должно было продублировать утерянный электрический транспорт. На приведенной ниже диаграмме видно, что большинство (я думаю это те люди, которые трамваем пользовались) были против отмены трамвайного движения. И их опасения подтвердились. Вот, например, высказывание инженера Павла Шептунова: «Трамвай проходил через весь город, его путь пролегал через важные точки:детскую поликлинику№10, взрослую поликлинику №4 и др.Взамен пустили маршрутку №24, но она не дублирует прежний маршрут и многим пожилым людям теперь приходится

проходить пешком солдидное расстояние.» Или дугая жительница города дизайнер Анна Генкина сообщает, низкопольные трамваи позволяли родителям загрузиться в транспорт и с детьми, и с калясками, и с санками-теперь в маршрутку не влезешь» И таких высказываний предостаточно.
Итак, несмотря на мнение большинства11 декабря 2015 года жителям города преподнесли новогодний подарок- электротранспорт исключили из «Реестра муниципальных маршрутов городского пассажирского транспорта электротранспорта г.Дзержинска раздел «Маршруты трамваев». Дзержинцы долго не могли смириться со значительной потерей муниципальной собственности. Была создана инициативная группа «Дзержинцы за общественный транспорт». Группа проводила митинги и организовала подписи под петицией самому президенту РФ Путину Владимиру Владимировичу. Они придерживаются мнения, что за ликвидацией транспорта стоят интересы владельцев транспорта и бензина.
Мнение СМИ волнует происходящее в Дзержинске.
«Остановить движение трамвая пришлось из-за критического износа путей и подвижного состава»

15 декабря 2015 года Автор: Сергей Ухов
Остановить движение трамваев пришлось из-за критического износа путей и подвижного состава.Соображения экономической целесообразности городской администрации Дзержинска завершили судьбу трамвайного сообщения в городе. Во втором по численности населения городе Нижегородской области – Дзержинске вскоре будет полностью ликвидировано трамвайное сообщение. Раздел «Маршруты трамваев» исключен из реестра муниципальных маршрутов городского пассажирского электротранспорта на 2016 год. Об этом сообщается на сайте администрации Дзержинска. На протяжении последнего десятилетия город химиков не мог позволить себе выделять достаточные средства на ремонт и своевременную модернизацию трамваев и необходимых для их бесперебойного движения коммуникаций. В результате, к 2015 году трамвайные пути и контактная сеть в Дзержинске, по оценкам экспертов, износились на 100%. Средний возраст подвижного состава превысил 20 лет, а в числе действующих осталось всего 16 трамваев. Эти причины, а также невозможность изыскания необходимых на ремонт и модернизацию трамваев 800 млн рублей вынудили администрацию города принять решение о закрытии трамвайного движения в Дзержинске. Соответствующее постановление было подписано 10 декабря.Пассажиропоток возьмут на себя муниципальные и частные автобусы. Сотрудники расформированного подразделения МУП «Экспресс» войдут в число участников специальной программы социальной адаптации.
( из газеты нижегородских предпринимателей «Биржа» )



А вот еще одна статья из другой газеты

№23 (30374) 4-7 марта 2016г.

Кому мешает трамвай
Сегодня он стал символом некомпетентности местных властей в вопросах транспорта. Трамвайное движение в Дзержинске было открыто на волне первых пятилеток в 1933 году, и, просуществовав 82 года, оно в одночасье было остановлено 18 декабря 2015 года современными городскими менеджерами.В ДАЛЁКОМ 1933 ГОДУ и города еще не было как такового. Но наши предшественники мыслили на перспективу. Для надежного транспортного обеспечения динамично развивающегося социалистического города был пущен трамвай. Именно трамваю Дзержинск во многом обязан своими трудовыми и военными подвигами. В годы Великой Отечественной войны его движение не прекращалось ни на день! Однако в настоящее мирное время дзержинский трамвай пал жертвой финансовых аппетитов городской правящей группировки, которая намерена в прямом смысле распилить великое наследие индустриализации. Вместо вместительного трамвая горожанам предложили "пазики". Теперь дзержинцам придется платить на 2 рубля больше за каждую поездку. Это во-первых. Во-вторых, теперь нет льгот, которые предоставлял трамвай. В маршрутке нельзя воспользоваться студенческим или ученическим билетом, использовать проездной. В-третьих, интервалы движения "пазиков" на маршруте составляют 15 - 30 минут, в то время как у трамвая они были 8 - 9 минут. В-четвертых, ухудшилось качество самих поездок. В тесных автобусах постоянная давка, в них невозможно ездить с детской коляской, крупным багажом или лыжами. Пострадали молодые мамы, которым теперь значительно труднее добираться до детской поликлиники. Ученики двух городских школ оказались отрезанными от лыжной тренировочной базы. Осложнилась жизнь пожилых горожан, которым стало труднее добираться до поликлиники.
В результате сомнительной транспортной политики управления транспорта и связи города и его начальника Д.В. Волокушина ухудшилось транспортное обслуживание населения микрорайонов численностью более 100 тысяч человек. С ликвидацией трамвайных маршрутов завод имени Я.М. Свердлова и поселок возле него оказались в транспортной блокаде. Крупнейшее в стране оборонное предприятие практически отрезано от города. Вследствие уничтожения трамвая происходят ухудшение экологической обстановки (и так не самой благополучной), увеличение шума на дорогах, рост аварийности. Кстати, попытка снятия трамвая в 2008 году только с одной из улиц Дзержинска привела к тому, что количество ДТП возросло на 96%, а число пострадавших и погибших - на 143%. Тот факт, что в Дзержинске трамвай отправили в отставку, вызвал широкий общественный резонанс. Городская власть всячески пытается заставить замолчать местные СМИ. С сайта местной телекомпании был удален видеорепортаж, рассказывающий о последствиях закрытия трамвайного движения. Однако инициативной группе "Дзержинцы за общественный транспорт" удалось разыскать этот ролик и обнародовать его в свободном доступе. В РЕЗУЛЬТАТЕ ЗАКРЫТИЯ трамвайных маршрутов под сокращение попали 268 человек. Большинство из них вынуждены искать новую работу. Недовольство работников трамвайного парка и горожан вылилось на улицы. Под флагами инициативной группы "Дзержинцы за общественный транспорт" трамвайщики и их вчерашние пассажиры организовали в декабре пикет и митинг. Под его резолюцией было собрано 7143 подписи. Однако пока власти не намерены возобновлять движение трамвая. Напротив, они приступили к спешной утилизации вагонов, демонтажу рельсов, вывозу из трамвайного депо металла. Работники депо и общественные активисты пресекли попытку хищения тяговых электродвигателей и написали заявление в полицию. По фактам остановки трамвайного движения, демонтажа рельсов, снятия проводов направлены заявления в городскую и областную прокуратуры. В действиях администрации г. Дзержинска налицо нарушение норм Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ". Кроме того, упразднение трамвайных маршрутов нарушило условия трехстороннего соглашения "О взаимодействии в области социально-трудовых отношений между администрацией городского округа г. Дзержинск Нижегородской области, координационным советом профсоюзных организаций г. Дзержинска и объединением работодателей "Дзержинскхимрегиона", где администрация города брала на себя обязательства развивать трамвайное сообщение. Трамвайные перевозки приносили предприятию годовую выручку в размере почти 130 миллионов рублей. На эту сумму можно приобретать новые трамвайные вагоны и ремонтировать пути. Однако городские чиновники отказались даже от бывшихв употреблении московских трамваев модели 71-608КМ и начисто отмели возможность их бесплатного приобретения. Горожане считают, что власти попросту лоббируют интересы частных перевозчиков. Так, уже упоминавшийся г-н Д.В. Волокушин являлся директором ряда предприятий, учрежденных депутатом городской Думы П.М. Ворониным (например, ООО "Городская служба механизации"), а тот, в свою очередь, был соучредителем ООО "ДЛМ-Недвижимость" - предприятия, которое располагается в бывшем административном здании трамвайного депо. Не меньший интерес представляет связь первого заместителя главы администрации А.В. Слизова с владельцами частных автобусных компаний. Город химиков все больше погружается в пучину пробок, и пассажиры, привыкшие ценить свое время, все больше отдавали предпочтение трамваю, который в Дзержинске везде и всегда следовал по выделенным линиям. Трамвай - это серьезный конкурент маршрутке, надежный и удобный транспорт для каждого горожанина. Мы будем бороться за его возвращение. ( Без автора)











Вот эти фотографии говорят сами за себя и особенно изречение под ними «Самое страшное безумие-видеть жизнь такой, какая

она есть, забывая о том, какой она должна быть» (Мигель Сервантес).
Да, жители пытались изменить судьбу своего города, но до сих пор их голос не был услышан. Я помню, что в 70-80 –е годы наш город был одним из самых чистых и зеленых среди 200 городов Советского Союза такого же значения и масштаба. Сегодняшние дзержинцы тоже любят свой город, но возможно они менее активны. Хочется надеятся, что дзержинцы все-таки будут решать жизненно важные вопросы для города такие, как транспорт или фонтан у центрального универмага

Рисунок 415