Урок Политическая система и политический режим


КОНСПЕКТ
урока по обществознанию
«Политическая система и политический режим»)« Мир сорвался с орбиты»
(о политических репрессиях в СССР)
10 класс
Тип урока:
урок комплексного применения знаний
Форма урока:
видеоурок – размышление
Цели урока:
- осознать тяжелые последствия репрессивной политики и ее разрушительного воздействия на личность и общество
- формировать собственное отношение к репрессиям
-осознать необходимость критического отношения к происходящим событиям
-развивать умение систематизировать социальную информацию, анализировать, делать выводы
-уметь высказывать свое мнение, работать с видеодокументами
- способствовать выработке гражданской позиции учащихся
Методы и технологии обучения:
Технология развития критического мышления, рефлексивные методы, мультиперспективный подход; исследовательские и проблемные задания, оценка исторических процессов, самостоятельная и групповая работа с видеоисточниками, локализация исторических явлений в пространстве и времени; метод релаксации – юмористическая пауза; составление кластера, синквейнаФорма организации учебной деятельности: индивидуальная и групповая
Оборудование урока:
компьютерная презентация, видеофрагменты
Эпиграф к уроку:
« Эпоха великих фальсификаций. Фальсифицируют историю…науку…искусство, чувства и мысли. Мы потеряли критерий для различения действительного от иллюзорного».
Анна Баркова
Стадия вызова.
Учитель:
В 2007 г наша ученица 11 класса Ксения Никифорова (ныне преподаватель философии ИГХТУ ф-та культурологии) после урока по праву написала такие строчки:
Слайд 2
Продиктованное вождями братство
Уже не роднило людей,
Приговоренных к ожиданию счастья,
Детищ чумных лагерей.
Растоптали, распяли их веру,
Взамен дали лживых богов,
И чтобы сказать: « Не верю»…
Уже не хватало слов.
Выступали чеканным шагом
Те, с кем рядом кумач.
Впереди под красным флагом
То ли вождь, то ли палач.
Подаренная народу идея
Вела вслепую вперед.
И, возражать не смея,
Терпел и страдал народ.
Равенства, великого братства оковы
Завладели великой страной.
Стальные жизни законы –
Под сильной вождя рукой…
Учитель: слайд 3
-Вчитайтесь внимательно: что вы почувствовали и увидели в этих строчках?!
( учащиеся высказываются: вполне возможно предположить, что это наша трагическая история, связана она с советским периодом – «…впереди под красным флагом то ли вождь, то ли палач…» Если будет необходимо – вопрос учителя: « О чем строки: «…стальные жизни законы под сильной вождя рукой»? Возможно, кто – то назовет имя Сталина.)Учитель: (словарная работа) слайд 4
- Как называется политический режим, при котором все и вся контролирует власть и законы «служат» этой власти? ( Тоталитарный политический режим) Право в таком государстве – это право власти.
- Что значит понятие « репрессии»? ( лат. – подавление, угнетение)
- А что же называют политическими репрессиями? (слушаем представления детей)
Слайд 5
- В законе РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» от 18.10.1991г:
П.Р. – это меры принуждения, применяемые исходя из политических мотивов… к лицам, которые признаются социально опасными или неблагонадежными по классовым, социальным, национальным, религиозным или иным признакам.
Политические репрессии были в разных странах в разные периоды истории. Нам с вами трудно представить, сколько наших сограждан было репрессировано за годы советской власти! Миллионы! Огромную работу по восстановлению фамилий репрессированных советских граждан осуществляет Музей и общественный центр имени Андрея Сахарова. Около 2тыс. документов с фотографиями репрессированных хранится в этом небольшом музее!
Слайд 6
Созданы электронные базы данных, написаны книги, организуются выставки, лектории, встречи… В музее работают удивительно честные, умные, неравнодушные к чужому несчастью люди, не боящиеся вступать в диалог с властью, как бы сложно он не складывался! Они делают общее наше дело – пробуждают сознание граждан к новой жизни, к новым отношениям в нашем обществе, а еще сохраняют не искаженно, не ретушировано историческую память.
Слайд 7
Что собой представляет право власти не в теории, а в реальной жизни нашего народа, истории трагической, так как подавляющая часть народа в трех поколениях не знала других условий жизни и принимала их как должное (« Мы первыми в мире строим новое светлое будущее – коммунизм»), а советская власть была жесткой, последовательной, принципиальной противницей интеллектуальной, экономической и политической свободы для всех граждан страны? Это очень тяжелая правда, но правда, осознать которую трудно даже взрослому поколению, потому что в тот период у ваших бабушек и дедушек, пап и мам были и радость, и счастье, и гордость за свой народ, и святая, наивная вера в справедливость власти. Да, так было. Но… было в той жизни и другое, страшное, злое, от чего у любого здравомыслящего человека возникает один и тот же вопрос: неужели так было?
II. Стадия осмысления.
Учитель: слайд 8
- О том, что далеко не все знают правду о сталинском периоде нашей истории, о политических репрессиях в, СССР свидетельствует мини - опрос, проведенный группой старшеклассников среди учащихся 9 – 11 классов. С данными социологического опроса знакомят ученики - предварительное задание . (32% учащихся старших классов практически не владеют информацией по данному вопросу; отношение к репрессиям в СССР разное: 66% - отрицательно, 5% - положительно!? 11% - равнодушны; свидетели этих страшных событий есть у 26% учащихся).
Учитель:
- Еще Ш. Монтескье сказал: «Самая жестокая тирания – та, которая выступает под сенью законности, под флагом справедливости». Давайте сделаем попытку разобраться в хитросплетениях действий власти, облекающей их в красивые идеологические обертки, правовые нормы для обеспечения «законности мер». ( Как, например, Конституция 1936 )Вам нужно на время представить себя учеными – историками, которым для исследования представлены удивительные документы – видеосвидетельства очевидцев тех лет, а если более верно, то прямых участников того лихолетья, пострадавших под катком машины власти, но выживших (их так мало осталось!).
Работая в группах, вы будете видеть, слышать, понимать и анализировать данные источники.
1 видеофрагмент
Вопросы к 1 видеофрагменту:
а) О какой категории советских людей идет речь?
б) Кто такие лишенцы?
в) Составьте кластер «Права лишенцев»
г) Какие выводы вы можете сделать?(слушаем ответы по группам)
2 видеофрагмент
Вопросы к 2 видеофрагменту:
а) За что осудили Анастасию Казак?
б) Где она жила? А в какой лагерь попала?
в) Какие работы выполняли осужденные женщины?
г) Каковы условия жизни заключенных?
д) Ваши выводы (слушаем ответы по группам)
3 и 4 видеофрагменты
Вопросы к 3-4 видеофрагментам:
а) За что и на какой срок был осужден Мордехай Браун?
б) Кто осуществлял следствие и суд?
в) Какие условия жизни были на лесоповале в Унжлаге?
г) Что вас поразило в организации работы на золотых приисках на Колыме?
д) Куда и на сколько лет перевели Мордехая в 1948 г?
е) О какой трагедии при освобождении после окончания срока заключения говорит свидетель?
ж) Ваши выводы (слушаем ответы по группам)
Учитель: слайд 13 (беседа)
- А теперь давайте обобщим все сегодняшние видеодокументы. Какое время вы почувствовали?
-В чем провинились перед советской властью представленные в видеосюжетах люди? Можно назвать их преступниками?
- Ваши выводы, эмоции заложите, пожалуйста, в синквейн. Он может быть составлен по всей теме, а может по конкретному событию, конкретному лицу. (может быть представлена как индивидуальная, так и работа в парах, а также может быть групповая работа – на выбор учащихся)
Пример:
Воркута
Холодная, голодная
Били, унижали, уничтожали
Что имеем - не храним, потерявши – плачем
Утрата человеческих ценностей
Учитель: слайд 15
- Тем из вас, кто захочет больше узнать по теме, которую мы сегодня обсуждаем, можно прочитать следующие книги:
А. Рыбаков «Дети Арбата»; А. Солженицын «Архипелаг ГУЛАГ»; А. Приставкин «Ночевала тучка золотая»; рассказы В. Шаламова, «Восемь глав безумия» А. Барковой , А.Жигулин «Полвека боли и любви», Е. Керсновская «Оазис в аду», «Инородное тело» и др.
Слайд 16
Можно выйти на сайт Музея и общественного центра им. Андрея Сахарова www.sakharov-center.ru или через поисковик «Политические репрессии» найти много дополнительной информации.
Учитель: Слайд 17
-«Мир выжил, потому что смеялся», - это напрямую связано и с трагическими периодами в нашей отечественной истории. В 20 – 30–е годы 20 века очень популярным видом народного острословия было шутливое расшифровывание новоявленных советских аббревиатур, например:
ВЧК – всякому человеку капут,
НКВД – не знаем, когда вернемся домой,
СССР – смерть Сталина спасет Россию
Анекдот того периода:
Разговор в тюрьме:
- Ты за что сидишь?
- Я - за то, что ругал Иванова.
- Я – за то, что хвалил Иванова.
- А я сам Иванов.
Журнал «Родина» 10/1999, с. 60 – 64
Физиогномический тренинг:
Слайды 18 - 19
-На экране 1 коллаж из фотографий наших соотечественников, живших в 20 – 40 г.г. 20 века, 2 коллаж - из фотографий родителей наших учеников, когда они были маленькими, и фотографий сегодняшних учеников.
Учитель:
-Можно ли увидеть «печать времени» на лицах родителей, когда они были маленькими, и на ваших лицах?
(Возможные варианты ответов: на лицах родителей–детей – недетская серьезность, сосредоточенность, ожидание чуда…)
Учитель:
-А ваши глаза озорные, лукавые, смешливые, доверчивые… Вы другие, потому что живете в другое время. Сейчас тоже много всяких проблем, но нет страха – чувства, которое убивает и плоть, и душу человека, с которым долгие годы жил наш народ в сталинский период власти, строя «светлое будущее» под названием коммунизм. Уже в этом заключен огромный парадокс времени: ждем светлое будущее, но ежесекундно боимся! Ребята, а есть что – то общее на лицах наших граждан, живших в 20 – 40 г.г. 20 века? (слушаем высказывания детей).
-Сколько их, безвестных и известных, ни за что ни про что власть объявила «врагами народа» (пресловутая 58 статья) и кого сломала, кого уничтожила… Сколько прошло лет с той поры…Уходят из жизни те, кто выжил в тех нечеловеческих условиях…Но связь поколений тем и сильна, что мы храним память как о хорошем, так и о трагическом в истории нашего народа. Так должно быть.
Слайды 20-23 И подтверждением этому - около 2 тысяч памятников тем, кто был репрессирован в советский период, в том числе и у нас, в Иванове и Ивановской области. Посмотрите на карту на слайде, а также фотографии памятников и памятных знаков - это всенародная скорбь по невинно загубленным душам.
30 октября – День памяти жертв политических репрессий.
III. Стадия рефлексии.
Учитель:
-Подумайте, обсудите в группах и скажите, зачем сегодняшнему поколению молодых память о трагедии нашего народа, связанная с политическими репрессиями советского периода?
(Возможные варианты ответов: чтобы знать и понимать историю своей страны и мировую историю, чтобы это не повторилось, чтобы осмыслить свою жизнь, жить честно, с достоинством…)
Домашнее задание: на выбор – стихи, рисунки, коллажи по теме сегодняшнего урока, эссе «Как тяжко дается свобода, как счастье не связано с ней!» Л. Тобольская