Рабочая программа по Основам социологии и политологии
КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
Областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Свободинский аграрно-технический техникум им. К.К. Рокоссовского»
ПРИНЯТО Утверждаю
на заседании ПЦ МК Директор ОБПОУ «САТТ
преподавателей учебных предметовим. К.К. Рокоссовского»
общеобразовательного цикла
________________/_____________/ _________________ Е.А. Громаков«___»_________________2015 г. «___»____________2015 г.
Протокол № ____________
Согласовано Приказ от «____»___________ 2015 г.
Заместитель директора по УР № ___________
_______________ Г.П. Гусева
Рабочая программа
по учебной дисциплине
ОУП.10Основы социологии и политологии
по профессии
23.01.03 «Автомеханик», технический профиль
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы социологии и политологии» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессии 23.01.03 «Автомеханик» в ОБПОУ ««Свободинский аграрно-технический техникум им.К.К.Рокоссовского» Ушаковский филиал
Организация-разработчик: ОБПОУ ««Свободинский аграрно-технический техникум им.К.К.Рокоссовского» Ушаковский филиал
Разработчики: Шишлянникова Татьяна Васильевна - преподаватель истории и обществознания 1 квалификационной категории ОБПОУ ««Свободинский аграрно-технический техникум им.К.К.Рокоссовского» Ушаковский филиал
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
тематический план
6
7
13
условия реализации учебной дисциплины
19
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
15
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИИ И ПОЛИТОЛОГИИ
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы социологии и политологии» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии 23.01.03 «Автомеханик» в ОБПОУ ««Свободинский аграрно-технический техникум им.К.К.Рокоссовского» Ушаковский филиал
Составлена на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по обществознанию (базовый уровень) и примерной программы учебной дисциплины «основы социологии и политологии» ФГУ «ФИРО» Минобрнауки России.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
Учебная дисциплина «Основы социологии иполитологии» относится к циклу: общеобразовательная подготовка.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины.
Цели освоения дисциплины: дать современно представление о роли политологии и социологии в жизни общества и человека, определить функции и структуру политологического и социологического знания; рассмотреть классические и современные концепции политической науки в контексте актуальных проблем российского политического процесса; социокультурные аспекты политики.
Задачи изучения дисциплины.
1. Обучение студентов основным законам политологии:
- законы взаимосвязи и взаимодействия внутренней и внешней политики;
- дифференциация и усложнение политической жизни;
- возрастание роли политики в жизни общества;
- демократизация политики;
- гуманизация политики и возрастания в ней места и роли личности;
- интернациализация и глобализация политики;
- роста политической культуры.
2. Усвоение студентами основных политических понятий, категорий и подходов к главным проблемам политического развития.
3. Обеспечение студентов теоретическим фундаментом для овладения с определёнными гуманитарными дисциплинами (философией, историей, социологией, логикой, теорией государства и права).
4. Развитие у студентов логического мышления.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
1) разбираться во взаимоотношениях различных субъектов политики, в соотношении федеральных и региональных центров принятия решения, специфике административно – территориального устройства РФ;
2) анализировать высказывания, работы выдающихся представителей политической мысли;
3) выделять теоретические и прикладные, аксиологические и инструментальные компоненты политологического знания;
4) определить место политологии в системе социальных наук;
5) быть толерантным, научиться признавать право каждого на политический и идеологический выбор;
6) аргументированно отстаивать свои политические идеалы и ценности, понимать необходимость овладения демократической, политической культурой.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
1) понятийно - категориальный аппарат, методологию, структуру политической науки;
2) основные разновидности современных систем и режимов;
3) основные парадигмы политологии;
4) методологию познания политической реальности;
5) социокультурные аспекты политики;
6) сущность политических отношений и процессов;
7) типологию, основные источники возникновения и развития массовых социальных движений, формы социальных взаимодействий, факторы социального развития, типы и структуры социальных организаций и уметь их анализировать;
8) теоретические модели, объясняющие факты и явления политической жизни.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 247 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 168 часов;
самостоятельной работы обучающегося 79 часов.
2. СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 247
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 168
в том числе: лекции 164
практические занятия -
контрольные работы 2
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 79
в том числе: 79
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета 2
2.2. Содержание учебной дисциплины:
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) )Объем часов Уровень освоения
1 Введение. 3 4
Раздел 1.ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИИ
69 Тема 1.1. Социология как наука.
Содержание учебного материала 7 Зарождение и становление социологии как науки. Основоположники социологии. Современные социологические теории. Понятие об объекте, предмете и методах социологического исследования Категория "социальное" в предметной области социологии. Основные функции социологии. Методика конкретно-социологических исследований.
ознакомительный
Самостоятельная работа обучающихся:
Развитие социологии как науки.
Структура и функции. Категории и законы.
Основные направления современной социологии.
10 Тема 1. 2. Социологические концепции личности.
Содержание учебного материала 13 Понятия индивид и личность в социологии. Личность как субъект и объект общественных отношений.Социальный статус личности. Виды социальных статусов личности. Престиж. Авторитет.Социальные роли личности как механизм взаимодействия личности и общества. Статусный и ролевой набор. Статусная идентификация и дистанцирование.Социализация личности. Агенты и институты социализации.Социальное поведение и социальный контроль. Конформное и девиантное поведение. Элементы социального контроля. Социальные нормы. Социальные санкции. Самоконтроль.
репродуктивный
продуктивный
Самостоятельная работа обучающихся:
Социологическое понятие личности
Социальные общности.
Периодизация понятия.
Социально-ролевой конфликт.
10 Тема 1. 3. Базисные элементы социальной жизни.
Содержание учебного материала 11
Активность и деятельность. Социальное действие, его критерии. Мотивация социального действия. Типы мотивации.Социальная связь, ее признаки и структура. Виды социальной связи: социальный контакт и социальное взаимодействие (интеракция). Социальное взаимодействие как система обменов. Основные формы социального взаимодействия: адаптация, сотрудничество (кооперация), конкуренция, конфликт. Причины, функции и типология конфликтов, их последствия. Факторы, влияющие на урегулирование социальных конфликтов.
ознакомительный
продуктивный
Самостоятельная работа обучающихся:
Институализация и развитие социальных институтов.
6 Тема 1.4. Социальные институты Содержание учебного материала 13 Понятие социального института. Институционализация. Типология и функции социальных институтов. Семья как социальный институт. Социальные функции семьи.Образование как социальный институт. Проблемы образования в современном информационно-техническом мире. Религиозный социальный институт и его функции.Собственность как социальный институт. Государство и его основные социальные функции.Социальные функции культуры.
репродуктивный
продуктивный
Самостоятельная работа обучающихся:
Развитие и механизмы распространения культуры.
Культурные универсалии.
Роль инфраструктуры в развитии культуры.
7 Тема 1. 5. Общество как социальная система
Содержание учебного материала 25
1 Общее понятие и признаки общества. Общество - как социокультурный феномен. Социальный процесс, его основные формы. Типология обществ. Концепция информационного общества.Социальная структура общества. Социальные общности и группы, их отличительные признаки. Этносы. Социальные и этнонациональные отношения.Теория социальной стратификации - теория социального неравенства.
Основные типы стратификационных систем.
Понятие социальной мобильности, ее причины, основные виды. Вертикальная мобильность как главный индекс открытости общества. Гражданское общество и правовое государство.
Контрольная работа № 1 по разделу «Основы социологии»
репродуктивный
ознакомительный
Самостоятельная работа обучающихся.
Стратификация современного российского общества.
Виды социальных изменений.
7 Раздел 2.ОСНОВЫ ПОЛИТОЛОГИИ
96 Тема 2. 1. Политология как наука.
Содержание учебного материала 6 Основные факторы появления политологии. Подходы к определению предмета политологии. Методы изучения политической жизни общества. Функции политологии.История становления и развития политической мысли. Российская политология: история и современность.
репродуктивный
ознакомительный
Самостоятельная работа обучающихся:
Политика как общественное явление.
Понятия и сущность политики.
Политика и мораль.
Цели и средства в политике.
7 Тема 2. 2. Власть и политика как общественные явления.
Содержание учебного материала 12 Политика как социальное явление. Взаимоотношения политики с другими сферами общественной жизни. Структура политики: субъекты политики, политический интерес, политическое сознание, политическая деятельность, политические отношения, политическая организация. Функции политики. Политика и мораль.Власть как центральный элемент политики.Природа власти: власть как сущность и власть как отношение субъекта и объекта. Власть как доминирование-антагонизм доминирование-партнерство. Ресурсы и виды власти. Власть и господство. Легитимность власти и ее типы. Признаки падения легитимности власти.
репродуктивный
ознакомительный
Самостоятельная работа обучающихся:
Гражданское общество и правовое государство.
Глобальная система и процессы глобализации.
6 Тема 2. 3. Политическая система и политический режим.
Содержание учебного материала 14 Понятие политической системы общества. Основные элементы политической системы. Механизм функционирования политической системы. Функции политической системы.Политический режим как система методов осуществления политической
власти. Элементы политического режима. Типы политических режимов: тоталитаризм, авторитаризм, демократия. Политический плюрализм.Избирательные системы. Значение избирательных систем и их типология.
Составление сравнительной таблицы политических режимов по следующим критериям: степень политической свободы, наличие и гарантии прав и свобод; степень принуждения и насилия; принципы организации и степень концентрации власти; место и роль государства; 5) зрелость гражданского общества; 6) наличие инакомыслия, оппозиции; 7) существующая партийная система.
репродуктивный
продуктивный
Самостоятельная работа обучающихся:
Институциональное измерение политики.
Федеративное устройство России. 7 Тема 2. 4. Политические институты.
Содержание учебного материала 14
Понятие политического института. Государство как фундаментальный институт политической системы. Происхождение, сущность и основные признаки государства. Функции государства. Типы и формы государства. Соотношение правового государства и гражданского общества. Тенденции развития современного государства.Политическая партия как основной институт политической системы. Основные признаки и функции политической партии. Типология современных политических партий. Партийные системы. Типология общественно-политических организаций и движений.
репродуктивный
ознакомительный
Самостоятельная работа обучающихся:
Типология общественно-политических организаций и движений.
7 Тема 2. 5. Личность и политика.
Содержание учебного материала 25 Личность как первичный субъект и объект политики.
Политическая социализация. Содержание процесса политической социализации. Типы политической социализации. Характерные черты и основные функции политической культуры. Структура политической культуры: культура политического сознания, культура политического поведения, культура функционирования политических институтов. Формы и типы политического поведения. Политическая активность и политическая иммобильность.Типы политической культуры. Политические права и свободы личности.Понятие политической идеологии. Свойства идеологии и ее функции. Типы идеологий. Составление таблицы "Конституционные права и свободы человека и гражданина" (статьи 17-64 Конституции Российской Федерации).
репродуктивный
продуктивный
Самостоятельная работа обучающихся:
Политическая культура и социализация.
Основные идеологические течения в современном мире.
7 Раздел 3. МИРОВОЕ СООБЩЕСТВО И РОССИЯ.
26 Тема 3. 1. Социально-политические процессы в России.
Содержание учебного материала 12 Общая социологическая характеристика современного российского общества.Эволюция политической системы России. Государственное устройство и государственные символы России.Партийная и избирательная системы в России: особенности формирования и функционирования. Особенности российской политической культуры и политической социализации. Подготовка устного сообщения по теме учебной конференции: "Российское общество: основные направления реформирования и стратегия развития".
репродуктивный
ознакомительный
Самостоятельная работа обучающихся:
Мировая политика и международные отношения
5 Тема 3. 2. Тенденции развития мирового сообщества.
Содержание учебного материала 13
1
Глобальный уровень общества.Внешняя политика. Мировой политический процесс. Международные политические отношения. Тенденции развития мирового сообщества. Глобальные проблемы социально-политического характера.
Мир как отношение между народами и государствами.Россия в системе международных отношений. Глобальные проблемы современности и пути их решения.
Контрольная работа №2 по разделу «Основы политологии»
репродуктивный
ознакомительный
Самостоятельная работа обучающихся:
Международные конфликты и безопасность.
Дифференцированный зачёт 2 ВСЕГО: 168 Тематический план
по учебной дисциплине ОУП.10. «Обществознание»
для подготовки обучающихся по профессии 23.01.03 «Автомеханик»
на базе основного общего образования
Срок обучения 2 года 10 месяцев
Наименование разделов и тем Количество
часов
168
1. Введение 1
Раздел 1. ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИИ 69
Тема 1.1.Социология как наука. 7
2. Зарождение и становление социологии как науки. 1
3. Основоположники социологии. 1
4. Современные социологические теории. 1
5. Понятие об объекте, предмете и методах социологического исследования. 1
6. Категория "социальное" в предметной области социологии. 1
7. Основные функции социологии. 1
8. Методика конкретно-социологических исследований. 1
Самостоятельная работа обучающихся:
Развитие социологии как науки.
Структура и функции. Категории и законы.
Основные направления современной социологии.
10
Тема 1.2. Социологические концепции личности 13
9. Понятия индивид и личность в социологии. 1
10. Личность как субъект и объект общественных отношений. 1
11. Социальный статус личности. 1
12. Виды социальных статусов личности. 1
13. Социальные роли личности как механизм взаимодействия личности и общества. 1
14. Статусный и ролевой набор. 1
15. Статусная идентификация и дистанцирование. 1
16. Социализация личности. Агенты и институты социализации. 1
17. Социальное поведение. 1
18. Социальный контроль. Элементы социального контроля. 1
19. Самоконтроль. 1
20. Конформное и девиантное поведение. 1
21. Социальные санкции. 1
Самостоятельная работа обучающихся:
Социологическое понятие личности
Социальные общности.
Периодизация понятия.
Социально-ролевой конфликт.
10
Тема 1.3. Базисные элементы социальной жизни 11
22. Активность и деятельность. 1
23. Социальное действие, его критерии. 1
24. Мотивация социального действия. 1
25. Типы мотивации. 1
26. Социальная связь, ее признаки и структура. 1
27. Виды социальной связи: социальный контакт. 1
28. Виды социальной связи: социальное взаимодействие. 1
29. Социальное взаимодействие как система обменов. 1
30. Основные формы социального взаимодействия. 1
31. Причины, функции и типология конфликтов, их последствия. 1
32. Факторы, влияющие на урегулирование социальных конфликтов. 1
Самостоятельная работа обучающихся:
Институализация и развитие социальных институтов
6
Тема 1.4. Социальные институты. 13
33. Понятие социального института. Институционализация. 1
34. Типология и функции социальных институтов. 1
35. Семья как социальный институт. 1
36. Социальные функции семьи. 1
37. Образование как социальный институт. 1
38. Проблемы образования в современном информационно-техническом мире. 1
39. Престижность профессионального образования. 1
40. Религиозный социальный институт и его функции..1
41. Мировые религии. 1
42. Роль религии в современном обществе. 1
43. Собственность как социальный институт. 1
44. Государство и его основные социальные функции. 1
45. Социальные функции культуры 1
Самостоятельная работа обучающихся:
Развитие и механизмы распространения культуры.
Культурные универсалии.
Роль инфраструктуры в развитии культуры.
7
Тема 1.5. Общество как социальная система 25
46. Общее понятие и признаки общества. 1
47. Общество - как социокультурный феномен. 1
48. Духовная культура личности и общества, ее значение в общественной жизни. 1
49. Культура общения, труда, учебы, поведения в обществе. Этикет. 1
50. Социальный процесс, его основные формы. 1
51. Типология обществ. 1
52. Общество и природа .1
53. Общество и культура. 1
54. Искусство и его роль в жизни людей. 1
55. Виды искусств. 1
56. Концепция информационного общества. 1
57. Социальная структура общества. 1
58. Социальные общности и группы, их отличительные признаки. 1
59. Молодежь как социальная группа. 1
60. Особенности молодежной политики в РФ. 1
61. Этические общности. 1
62. Социальные и этнонациональные отношения 1
63. Теория социальной стратификации - теория социального неравенства. 1
64. Основные типы стратификационных систем. 1
65. Понятие социальной мобильности, ее причины, основные виды. 1
66. Социальная роль. 1
67. Социальный статус. 1
68. Гражданское общество и правовое государство. 1
69. Становление институтов гражданского общества и их деятельность в РФ 1
70. Контрольная работа №1 по разделу «Основы социологии» 1
Самостоятельная работа обучающихся.
Стратификация современного российского общества.
Виды социальных изменений.
7
Раздел 2. Основы политологии. 96
Тема 2.1. Основы политологии 6
71. Основные факторы появления политологии. 1
72. Подходы к определению предмета политологии. 1
73. Методы изучения политической жизни общества. 1
74. Функции политологии. 1
75. История становления и развития политической мысли. 1
76. Российская политология: история и современность. 1
Самостоятельная работа обучающихся:
Политика как общественное явление.
Понятия и сущность политики.
Политика и мораль.
Цели и средства в политике.
7
Тема 2.2. Власть и политика как общественные явления.12
77. Политика как социальное явление. 1
78. Взаимоотношения политики с другими сферами общественной жизни. 1
79. Структура политики. 1
80. Функции политики. 1
81. Политика и мораль. 1
82. Власть как центральный элемент политики. 1
83. Природа власти: власть как сущность и власть как отношение субъекта и объекта. 1
84. Власть как доминирование-антагонизм доминирование-партнерство. 1
85. Ресурсы и виды власти. 1
86. Власть и господство. 1
87. Легитимность власти и ее типы. 1
88. Признаки падения легитимности власти. 1
Самостоятельная работа обучающихся:
Гражданское общество и правовое государство.
Глобальная система и процессы глобализации.
6
Тема 2.3. Политическая система и политический режим.14
89. Понятие политической системы общества. 1
90. Основные элементы политической системы. 1
91. Механизм функционирования политической системы. 1
92. Функции политической системы. 1
93. Политический режим как система методов осуществления политической власти 1
94. Элементы политического режима. 1
95. Типы политических режимов. 1
96. Тоталитаризм. 1
97. Авторитаризм. 1
98. Демократия. 1
99. Политический плюрализм. 1
100. Избирательные системы. 1
101. Значение избирательных систем и их типология. 1
102. Выборы в демократическом обществе. 1
Самостоятельная работа обучающихся:
Институциональное измерение политики.
Федеративное устройство России.
7
Тема 2.4.Политические институты.14
103. Понятие политического института. 1
104. Государство как фундаментальный институт политической системы. 1
105. Происхождение, сущность и основные признаки государства. 1
106. Функции государства. 1
107. Типы и формы государства. 1
108. Правовое государство 1
109. Соотношение правового государства и гражданского общества 1
110. Тенденции развития современного государства. 1
111. Политическая партия как основной институт политической системы. 1
112. Основные признаки и функции политической партии. 1
113. Типология современных политических партий. 1
114. Партийные системы. 1
115. Законодательное регулирование деятельности партий в РФ. 1
116. Типология общественно-политических организаций и движений. 1
Самостоятельная работа обучающихся:
Типология общественно-политических организаций и движений.
7
Тема 2.5. Личность и политика.25
117. Личность как первичный субъект и объект политики. 1
118. Личность и государство. 1
119. Политический статус личности. 1
120. Лидеры и ведомые. 1
121. Политическая элита. 1
122. Политическая социализация. 1
123. Содержание процесса политической социализации. 1
124. Типы политической социализации. 1
125. Характерные черты и основные функции политической культуры. 1
126. Структура политической культуры. 1
127. Формы и типы политического поведения. 1
128. Политическая активность и политическая иммобильность. 1
129. Типы политической культуры. 1
130. Политические права и свободы личности. 1
131. Частное и публичное право. 1
132. Основные конституционные права и обязанности граждан РФ. 1
133. Право граждан участвовать в управлении делами государства. 1
134. Обязанность защиты Отечества. 1
135. Право на интеллектуальную собственность. 1
136. Личные неимущественные права граждан. 1
137. Понятие политической идеологии. 1
138. Свойства идеологии и ее функции. 1
139. Типы идеологий. 1
140. Роль СМИ в политической жизни общества. 1
141. Характер информации, распространяемой по каналам СМИ. 1
Самостоятельная работа обучающихся:
Политическая культура и социализация.
Основные идеологические течения в современном мире.
7
Раздел 3. Мировое сообщество и Россия. 26
Тема 3.1. Социально-политические процессы в России.12
142. Общая социологическая характеристика современного российского общества. 1
143. Эволюция политической системы России. 1
144. Государственное устройство и государственные символы России. 1
145. Система государственных органов РФ. 1
146. Местное самоуправление. 1
147. Правоохранительные органы РФ. 1
148. Партийная система в России. 1
149. Избирательная система в России. 1
150. Особенности российской политической культуры. 1
151. Особенности российской политической социализации. 1
152. Российское общество: основные направления реформирования и стратегия развития. 1
153. Мировая политика и международные отношения. 1
Самостоятельная работа обучающихся:
Мировая политика и международные отношения
5
Тема 3.2. Тенденции развития мирового сообщества.13
154. Глобальный уровень общества. 1
155. Внешняя политика. 1
156. Мировой политический процесс. 1
157. Тенденции развития мирового сообщества 1
158. Глобальные проблемы социально-политического характера. 1
159. Мир как отношение между народами и государствами 1
160. Россия в системе международных отношений 1
161. Международное гуманитарное право. 1
162. Международная защита прав человека. 1
163. Глобальные проблемы современности и пути их решения. 1
164. Терроризм как важнейшая международная угроза обществу. 1
165. Международные конфликты и безопасность. 1
166. Контрольная работа №2 по разделу «Основы политологии» 1
Самостоятельная работа обучающихся:
Международные конфликты и безопасность. 2
167
168 Дифференцированный зачёт. 2
Итого 168
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины происходит в учебном кабинете (аудитории).
Оборудование учебного кабинета: cтандартные оборудованные лекционные аудитории, аудитории для проведения интерактивных лекций.
Технические средства обучения: мультимедийные установки, экран.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:
1.Боровик В.С., Креиов Б.И. Основы политологии и социологии. Учеб. пособ. для средн. профес. учеб. заведений.- М.: Высш. шк,. 2001.
2.Кравченко А.И. Социология.-СПб.:Питер,2007.-432с.
3. Касьянов В.В. Социология. Ростов-Н-/Д:МарТ,2006.-512с.
4.Социология/под ред.В.Н. Лавриненко.- М.: ИНТИ-ДАНА,2005.-407с.
5.Радугин А.А. Социология /П.С.Емшин.-СПб.:2006.-400с.
6.Политология. Бабков В.А./Браш Н.Н.:2000.-348с.
7. Грязнова А. Г. Политология.-3-е изд., перераб. и доп.-М.: ИНФРА-М, 2010.-396с.
8. Козырев Г. И. Политология.- М.: ФОРУМ; ИНФРА-М, 2010.-368с.
Дополнительные источники:
1.Губаева Г.А. Социология. М.:МАЭП, ИИК, Калита, Собрание, 2006.-304с.
2.Тщенко Ж.Т. Социология: - М.: Прометей, Юрай,2007.-511с.
3.Кравченко А.И. Социология: хрестоматия. - Екатеринбург: Деловая книга,2008.-368с.
4.Мостовая И.В. Зачёт по социологии в кармане.- Ростов-Н-/Д: Феникс,2004.-320с.
5.Хьелл Л., Зиглер Д. Психология личности. - СПб.: Питер,2006.-607с.
6. Политология. Курс лекций, Сирота Н.М. - СПб: Питер, 2006 г.
7. Политология: Учебник для Вузов, Мухаев Р.Т., М.:, Юнити-Дана, 2005г.
8. Политология: Учебное пособие д/Вузов, Воробьев К.А. - М.:,Академ.Проект, 2005 г.
Интернет-ресурсы:
1.www.nhtk-edu.ru/…i/osnovi-sotsiologii-i-politologii2. www.collegemvd.by/sgd_materials_oso.html3. www.mkgt.ru/…06 Основысоциологиииполитологии.pdf4. volhonchino2008.narod.ru/soc.docx4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контрольи оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Раздел 1. Основы социологии.Тема 1.1. Социология как наука.
Студенты должны:иметь представление:
- об основных этапах становления социологии как науки;
- о специфике предмета социологии;
- о функциях социологии;
- о методах социального познания и методике конкретно-социологических исследований;
знать:содержание понятий: "социальное", "предмет социологии", "методы социологии";
Тема 1.2. Социологические концепции личности.
Студенты должны:иметь представление:
- о специфике социологического подхода к изучению взаимодействия личности и общества;
- о процессе социализации личности;
знать:
- общие положения ролевой теории личности;
- общее понятие о механизме регуляции социального поведения;
- социальные нормы, типы санкций;- содержание категорий "личность", "социальный статус", "социальная роль", "социализация", "социальный контроль", "социальные нормы", "социальные санкции", "девиация", "конформное поведение"; Тема 1.3. Базисные элементы социальной жизни.
Студенты должны:иметь представление:
- о специфике социологического подхода к изучению солидарных и конфликтных взаимодействий;
- о различных типах мотивации (по М. Веберу);
знать:
- основные формы социального взаимодействия;
- основы регуляции социального взаимодействия;
- общие положения о причинах, функциях, типологии социальных конфликтов и способах их разрешения; -содержание понятий: "социальное действие", "мотивы и мотивация социального действия", "социальная связь", "социальный контакт", "социальное взаимодействие", "интеракция", "адаптация", "сотрудничество (кооперация)", "соперничество (конкуренция)", "социальный конфликт";
уметь:конструировать модель управления конфликтом.
Тема 1.4. Социальные институты.
Студенты должны:иметь представление:
- о специфике и функциях основных социальных институтов: семьи, образования, религии, собственности, государства, культуры;
знать:
- основные признаки и элементы социального института;
- содержание понятий: "социальная потребность", "социальный институт", "институционализация", "образование", "религия", "церковь", "сакрализация", "секуляризация", "культура", "ценности"; Тема 1.5. Общество как социальная система.
Студенты должны:иметь представление:
- о специфике социологического подхода к изучению общества, социальных общностей и групп;
- о теории социальной стратификации и основных типах стратификационных систем;
- о видах социальной мобильности;
знать:
- признаки общества как социокультурной системы;
- формы социального процесса;
- отличительные признаки социальной общности и социальной группы;
- особенности социальных и этнонацинальных отношений;
- содержание категорий: "общество", "социальный процесс",, "прогресс", "эволюция", "этносы", "нация", "класс", "страт", "стратификация", "социальная мобильность", "социальные движения". Раздел 2. Основы политологии.Тема 2.1. Политология как наука.
Студенты должны:иметь представление:
- об основных этапах формирования политологии как науки;
- о предмете и методах политологии;
- о функциях политологии;
- о месте политологии в системе наук об обществе;
знать:содержание понятий: "политология", "политика";
уметь:составлять аннотации к публикациям и рефератам.
Тема 2.2. Власть и политика как общественные явления.
Студенты должны:иметь представление:
- о происхождении, сущности и значении политики;
- о типах легитимности власти;
знать:
- структуру политики;
- ресурсы и элементы власти;
- содержание понятий: "политика", "субъекты политики", "политическая элита", "политическая бюрократия", "политическое сознание", "власть", "ресурс власти", "господство", "легитимность"; уметь:самостоятельно определять проявление политических отношений;
Тема 2.3. Политическая система и политический режим.
Студенты должны:иметь представление:о механизме функционирования политической системы;
знать:
- основные типы политических режимов;-основные типы избирательных систем; - содержание понятий: "политическая система", "политический режим", "тоталитаризм", "авторитаризм", "демократия", "политический плюрализм", "избирательная система", "мажоритарная избирательная система", "пропорциональная избирательная система", "электорат".
уметь:
- определять тип политического режима по его характерным признакам;- определять тип избирательной системы по способу определения результатов выборов.
Тема 2.4. Политические институты.
Студенты должны:иметь представление:
- об основных теориях происхождения государства;
- о тенденциях развития современного государства;
- о правовом государстве и гражданском обществе;
знать:
- признаки государства;
- формы и функции современного государства;
- основные признаки политической партии;
- типы современных политических партий и партийных систем;
- типы современных социальных и политических движений;
- содержание понятий: "государство", "суверенитет", "монархия", "республика", "парламентская республика", "президентская республика", "федерация", "конфедерация", "политическая партия", "латентность", "лобби", "клиентелы", "партийная система", "социально-политическое движение". уметь: определять тип государства по его характерным признакам;
Тема 2.5. Личность и политика.
Студенты должны:иметь представление:
- о содержании процесса и типах политической социализации личности;
- об основных типах политической культуры;
- об основных типах идеологии;
знать:
- характерные черты, функции и структуру политической культуры;- содержание понятий: "политическая социализация", "политическое участие", "политическая деятельность"; "политическая активность", "политическая иммобильность", "политическая культура", "политическая идеология";
- основные формы политического поведения;
- содержание основных политических прав и свобод личности;
Раздел 3. Мировое сообщество и Россия.Тема 3.1. Социально-политические процессы в России.
Студенты должны:иметь представление:
- о содержании и тенденциях социально-политических процессов в России;
- об особенностях российской партийной системы и общественно-политических движений России;
- об особенностях политической культуры в современной России;
- об особенностях политической социализации в России;
знать:государственное устройство и государственную символику России;
Тема 3.2. Тенденции развития мирового сообщества.
Студенты должны:иметь представление:
- о структуре, противоречиях и тенденциях развития мирового сообщества;
- о месте России в системе международных отношений.
знать:содержание понятий: "международные отношения", "внешняя политика", "безопасность", "терроризм". Фронтальный опрос.
Зачет в конце семестра.
Индивидуальный опрос.
Зачет в конце семестра.
Фронтальный опрос.
Зачет в конце семестра.
Написание реферативных сообщений.
Зачет в конце семестра.
Индивидуальный опрос.
Зачет в конце семестра.
Коллоквиум.
Зачет в конце семестра.
Фронтальный опрос.
Зачет в конце семестра.
Фронтальный опрос.
Зачет в конце семестра.
Фронтальный опрос.
Зачет в конце семестра.
Творческая работа по теме: «Глобальные проблемы и пути их решения».
Зачет в конце семестра.
Итоговое тестирование.
Дифференцированный зачет в конце семестра.
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы социологии и политологии» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессии 19.01.17 «Повар, кондитер»в ОБПОУ ««Свободинский аграрно-технический техникум им.К.К.Рокоссовского» Ушаковский филиал
Организация-разработчик: ОБПОУ ««Свободинский аграрно-технический техникум им.К.К.Рокоссовского» Ушаковский филиал
Разработчики:Шишлянникова Татьяна Васильевна - преподаватель истории и обществознания 1 категории.
Рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного учреждения Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО)
Заключение Экспертного совета №____________ от «____»__________20__ г.
номер
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ: 6
7
условия реализации учебной дисциплины
12
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
15
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИИ И ПОЛИТОЛОГИИ
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы социологии и политологии» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии 19.01.17 «Повар, кондитер»в ОБПОУ ««Свободинский аграрно-технический техникум им.К.К.Рокоссовского» Ушаковский филиал
Составлена на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по обществознанию (базовый уровень) и примерной программы учебной дисциплины «основы социологии и политологии» ФГУ «ФИРО» Минобрнауки России.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
Учебная дисциплина «Основы социологии иполитологии» относится к циклу: общеобразовательная подготовка.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины.
Цели освоения дисциплины: дать современно представление о роли политологии и социологии в жизни общества и человека, определить функции и структуру политологического и социологического знания; рассмотреть классические и современные концепции политической науки в контексте актуальных проблем российского политического процесса; социокультурные аспекты политики.
Задачи изучения дисциплины.
1. Обучение студентов основным законам политологии:
- законы взаимосвязи и взаимодействия внутренней и внешней политики;
- дифференциация и усложнение политической жизни;
- возрастание роли политики в жизни общества;
- демократизация политики;
- гуманизация политики и возрастания в ней места и роли личности;
- интернациализация и глобализация политики;
- роста политической культуры.
2. Усвоение студентами основных политических понятий, категорий и подходов к главным проблемам политического развития.
3. Обеспечение студентов теоретическим фундаментом для овладения с определёнными гуманитарными дисциплинами (философией, историей, социологией, логикой, теорией государства и права).
4. Развитие у студентов логического мышления.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
1) разбираться во взаимоотношениях различных субъектов политики, в соотношении федеральных и региональных центров принятия решения, специфике административно – территориального устройства РФ;
2) анализировать высказывания, работы выдающихся представителей политической мысли;
3) выделять теоретические и прикладные, аксиологические и инструментальные компоненты политологического знания;
4) определить место политологии в системе социальных наук;
5) быть толерантным, научиться признавать право каждого на политический и идеологический выбор;
6) аргументированно отстаивать свои политические идеалы и ценности, понимать необходимость овладения демократической, политической культурой.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать: 1)понятийно - категориальный аппарат, методологию, структуру политической науки;
2) основные разновидности современных систем и режимов;
3)основные парадигмы политологии;
4) методологию познания политической реальности;
5)социокультурные аспекты политики;
6)сущность политических отношений и процессов;
7) типологию, основные источники возникновения и развития массовых социальных движений, формы социальных взаимодействий, факторы социального развития, типы и структуры социальных организаций и уметь их анализировать;
8) теоретические модели, объясняющие факты и явления политической жизни.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 247 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 168 часов;
самостоятельной работы обучающегося 79 часов.
2. СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 247
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 168
в том числе: лекции практические занятия контрольные работы курсовая работа (проект) (если предусмотрено) Самостоятельная работа обучающегося (всего) 79
в том числе: Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
2.2. Содержание учебной дисциплины:
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) )Объем часов Уровень освоения
1 Введение. 3 4
Раздел 1. ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИИ
69 Тема 1.1. Социология как наука.
Содержание учебного материала 7 Зарождение и становление социологии как науки. Основоположники социологии. Современные социологические теории. Понятие об объекте, предмете и методах социологического исследования Категория "социальное" в предметной области социологии. Основные функции социологии. Методика конкретно-социологических исследований.
ознакомительный
Самостоятельная работа обучающихся:
Развитие социологии как науки.
Структура и функции. Категории и законы.
Основные направления современной социологии.
10 Тема 1. 2. Социологические концепции личности.
Содержание учебного материала 13 Понятия индивид и личность в социологии. Личность как субъект и объект общественных отношений.Социальный статус личности. Виды социальных статусов личности. Престиж. Авторитет.Социальные роли личности как механизм взаимодействия личности и общества. Статусный и ролевой набор. Статусная идентификация и дистанцирование.Социализация личности. Агенты и институты социализации.Социальное поведение и социальный контроль. Конформное и девиантное поведение. Элементы социального контроля. Социальные нормы. Социальные санкции. Самоконтроль.
репродуктивный
продуктивный
Самостоятельная работа обучающихся:
Социологическое понятие личности
Социальные общности.
Периодизация понятия.
Социально-ролевой конфликт.
10 Тема 1. 3. Базисные элементы социальной жизни.
Содержание учебного материала 11
Активность и деятельность. Социальное действие, его критерии. Мотивация социального действия. Типы мотивации.Социальная связь, ее признаки и структура. Виды социальной связи: социальный контакт и социальное взаимодействие (интеракция). Социальное взаимодействие как система обменов. Основные формы социального взаимодействия: адаптация, сотрудничество (кооперация), конкуренция, конфликт. Причины, функции и типология конфликтов, их последствия. Факторы, влияющие на урегулирование социальных конфликтов.
ознакомительный
продуктивный
Самостоятельная работа обучающихся:
Институализация и развитие социальных институтов.
6 Тема 1.4. Социальные институты Содержание учебного материала 13 Понятие социального института. Институционализация. Типология и функции социальных институтов. Семья как социальный институт. Социальные функции семьи.Образование как социальный институт. Проблемы образования в современном информационно-техническом мире. Религиозный социальный институт и его функции.Собственность как социальный институт. Государство и его основные социальные функции.Социальные функции культуры.
репродуктивный
продуктивный
Самостоятельная работа обучающихся:
Развитие и механизмы распространения культуры.
Культурные универсалии.
Роль инфраструктуры в развитии культуры.
7 Тема 1. 5. Общество как социальная система
Содержание учебного материала 25
1 Общее понятие и признаки общества. Общество - как социокультурный феномен. Социальный процесс, его основные формы. Типология обществ. Концепция информационного общества.Социальная структура общества. Социальные общности и группы, их отличительные признаки. Этносы. Социальные и этнонациональные отношения.Теория социальной стратификации - теория социального неравенства. Основные типы стратификационных систем.Понятие социальной мобильности, ее причины, основные виды. Вертикальная мобильность как главный индекс открытости общества. Гражданское общество и правовое государство.
Контрольная работа № 1 по разделу «Основы социологии»
репродуктивный
ознакомительный
Самостоятельная работа обучающихся.
Стратификация современного российского общества.
Виды социальных изменений.
7 Раздел 2. ОСНОВЫ ПОЛИТОЛОГИИ
96 Тема 2. 1. Политология как наука.
Содержание учебного материала 6 Основные факторы появления политологии. Подходы к определению предмета политологии. Методы изучения политической жизни общества. Функции политологии.История становления и развития политической мысли. Российская политология: история и современность. репродуктивный
ознакомительный
Самостоятельная работа обучающихся:
Политика как общественное явление.
Понятия и сущность политики.
Политика и мораль.
Цели и средства в политике.
7 Тема 2. 2. Власть и политика как общественные явления.
Содержание учебного материала 12 Политика как социальное явление. Взаимоотношения политики с другими сферами общественной жизни. Структура политики: субъекты политики, политический интерес, политическое сознание, политическая деятельность, политические отношения, политическая организация. Функции политики. Политика и мораль.Власть как центральный элемент политики.Природа власти: власть как сущность и власть как отношение субъекта и объекта. Власть как доминирование-антагонизм доминирование-партнерство. Ресурсы и виды власти. Власть и господство. Легитимность власти и ее типы. Признаки падения легитимности власти.
репродуктивный
ознакомительный
Самостоятельная работа обучающихся:
Гражданское общество и правовое государство.
Глобальная система и процессы глобализации.
6 Тема 2. 3. Политическая система и политический режим.
Содержание учебного материала 14 Понятие политической системы общества. Основные элементы политической системы. Механизм функционирования политической системы. Функции политической системы.Политический режим как система методов осуществления политической власти. Элементы политического режима. Типы политических режимов: тоталитаризм, авторитаризм, демократия. Политический плюрализм.Избирательные системы. Значение избирательных систем и их типология.
Составление сравнительной таблицы политических режимов по следующим критериям: степень политической свободы, наличие и гарантии прав и свобод; степень принуждения и насилия; принципы организации и степень концентрации власти; место и роль государства; 5) зрелость гражданского общества; 6) наличие инакомыслия, оппозиции; 7) существующая партийная система.
репродуктивный
продуктивный
Самостоятельная работа обучающихся:
Институциональное измерение политики.
Федеративное устройство России. 7 Тема 2. 4. Политические институты.
Содержание учебного материала 14
Понятие политического института. Государство как фундаментальный институт политической системы. Происхождение, сущность и основные признаки государства. Функции государства. Типы и формы государства. Соотношение правового государства и гражданского общества. Тенденции развития современного государства.Политическая партия как основной институт политической системы. Основные признаки и функции политической партии. Типология современных политических партий. Партийные системы. Типология общественно-политических организаций и движений.
репродуктивный
ознакомительный
Самостоятельная работа обучающихся:
Типология общественно-политических организаций и движений.
7 Тема 2. 5. Личность и политика.
Содержание учебного материала 25 Личность как первичный субъект и объект политики. Политическая социализация. Содержание процесса политической социализации. Типы политической социализации. Характерные черты и основные функции политической культуры. Структура политической культуры: культура политического сознания, культура политического поведения, культура функционирования политических институтов. Формы и типы политического поведения. Политическая активность и политическая иммобильность.Типы политической культуры. Политические права и свободы личности.Понятие политической идеологии. Свойства идеологии и ее функции. Типы идеологий. Составление таблицы "Конституционные права и свободы человека и гражданина" (статьи 17-64 Конституции Российской Федерации).
репродуктивный
продуктивный
Самостоятельная работа обучающихся:
Политическая культура и социализация.
Основные идеологические течения в современном мире.
7 Раздел 3.МИРОВОЕ СООБЩЕСТВО И РОССИЯ.
26 Тема 3. 1. Социально-политические процессы в России.
Содержание учебного материала 12 Общая социологическая характеристика современного российского общества.Эволюция политической системы России. Государственное устройство и государственные символы России.Партийная и избирательная системы в России: особенности формирования и функционирования. Особенности российской политической культуры и политической социализации. Подготовка устного сообщения по теме учебной конференции: "Российское общество: основные направления реформирования и стратегия развития".
репродуктивный
ознакомительный
Самостоятельная работа обучающихся:
Мировая политика и международные отношения
5 Тема 3. 2. Тенденции развития мирового сообщества.
Содержание учебного материала 13
1
Глобальный уровень общества.Внешняя политика. Мировой политический процесс. Международные политические отношения. Тенденции развития мирового сообщества. Глобальные проблемы социально-политического характера. Мир как отношение между народами и государствами.Россия в системе международных отношений. Глобальные проблемы современности и пути их решения.
Контрольная работа №1 по разделу «Основы политологии»
репродуктивный
ознакомительный
Самостоятельная работа обучающихся:
Международные конфликты и безопасность. Дифференцированный зачёт 2 ВСЕГО: 168 Тематический план
по учебной дисциплине ОУП.10. «Основы социологии и политологии»
для подготовки обучающихся по профессии 19.01.17 «Повар, кондитер»
на базе основного общего образования
Срок обучения 2 года 10 месяцев
Наименование разделов и тем Количество
часов
168
1. Введение 1
Раздел 1. ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИИ 69
Тема 1.1.Социология как наука. 7
2. Зарождение и становление социологии как науки. 1
3. Основоположники социологии. 1
4. Современные социологические теории. 1
5. Понятие об объекте, предмете и методах социологического исследования. 1
6. Категория "социальное" в предметной области социологии. 1
7. Основные функции социологии. 1
8. Методика конкретно-социологических исследований. 1
Самостоятельная работа обучающихся:
Развитие социологии как науки.
Структура и функции. Категории и законы.
Основные направления современной социологии.
10
Тема 1.2. Социологические концепции личности 13
9. Понятия индивид и личность в социологии. 1
10. Личность как субъект и объект общественных отношений. 1
11. Социальный статус личности. 1
12. Виды социальных статусов личности. 1
13. Социальные роли личности как механизм взаимодействия личности и общества. 1
14. Статусный и ролевой набор. 1
15. Статусная идентификация и дистанцирование. 1
16. Социализация личности. Агенты и институты социализации. 1
17. Социальное поведение. 1
18. Социальный контроль. Элементы социального контроля. 1
19. Самоконтроль. 1
20. Конформное и девиантное поведение. 1
21. Социальные санкции. 1
Самостоятельная работа обучающихся:
Социологическое понятие личности
Социальные общности.
Периодизация понятия.
Социально-ролевой конфликт.
10
Тема 1.3. Базисные элементы социальной жизни 11
22. Активность и деятельность. 1
23. Социальное действие, его критерии. 1
24. Мотивация социального действия. 1
25. Типы мотивации. 1
26. Социальная связь, ее признаки и структура. 1
27. Виды социальной связи: социальный контакт. 1
28. Виды социальной связи: социальное взаимодействие. 1
29. Социальное взаимодействие как система обменов. 1
30. Основные формы социального взаимодействия. 1
31. Причины, функции и типология конфликтов, их последствия. 1
32. Факторы, влияющие на урегулирование социальных конфликтов. 1
Самостоятельная работа обучающихся:
Институализация и развитие социальных институтов
6
Тема 1.4. Социальные институты. 13
33. Понятие социального института. Институционализация. 1
34. Типология и функции социальных институтов. 1
35. Семья как социальный институт. 1
36. Социальные функции семьи. 1
37. Образование как социальный институт. 1
38. Проблемы образования в современном информационно-техническом мире. 1
39. Престижность профессионального образования. 1
40. Религиозный социальный институт и его функции..1
41. Мировые религии. 1
42. Роль религии в современном обществе. 1
43. Собственность как социальный институт. 1
44. Государство и его основные социальные функции. 1
45. Социальные функции культуры 1
Самостоятельная работа обучающихся:
Развитие и механизмы распространения культуры.
Культурные универсалии.
Роль инфраструктуры в развитии культуры.
7
Тема 1.5. Общество как социальная система 25
46. Общее понятие и признаки общества. 1
47. Общество - как социокультурный феномен. 1
48. Духовная культура личности и общества, ее значение в общественной жизни. 1
49. Культура общения, труда, учебы, поведения в обществе. Этикет. 1
50. Социальный процесс, его основные формы. 1
51. Типология обществ. 1
52. Общество и природа .1
53. Общество и культура. 1
54. Искусство и его роль в жизни людей. 1
55. Виды искусств. 1
56. Концепция информационного общества. 1
57. Социальная структура общества. 1
58. Социальные общности и группы, их отличительные признаки. 1
59. Молодежь как социальная группа. 1
60. Особенности молодежной политики в РФ. 1
61. Этические общности. 1
62. Социальные и этнонациональные отношения 1
63. Теория социальной стратификации - теория социального неравенства. 1
64. Основные типы стратификационных систем. 1
65. Понятие социальной мобильности, ее причины, основные виды. 1
66. Социальная роль. 1
67. Социальный статус. 1
68. Гражданское общество и правовое государство. 1
69. Становление институтов гражданского общества и их деятельность в РФ 1
70. Контрольная работа №1 по разделу «Основы социологии» 1
Самостоятельная работа обучающихся.
Стратификация современного российского общества.
Виды социальных изменений.
7
Раздел 2. Основы политологии. 96
Тема 2.1. Основы политологии 6
71. Основные факторы появления политологии. 1
72. Подходы к определению предмета политологии. 1
73. Методы изучения политической жизни общества. 1
74. Функции политологии. 1
75. История становления и развития политической мысли. 1
76. Российская политология: история и современность. 1
Самостоятельная работа обучающихся:
Политика как общественное явление.
Понятия и сущность политики.
Политика и мораль.
Цели и средства в политике.
7
Тема 2.2. Власть и политика как общественные явления. 12
77. Политика как социальное явление. 1
78. Взаимоотношения политики с другими сферами общественной жизни. 1
79. Структура политики. 1
80. Функции политики. 1
81. Политика и мораль. 1
82. Власть как центральный элемент политики. 1
83. Природа власти: власть как сущность и власть как отношение субъекта и объекта. 1
84. Власть как доминирование-антагонизм доминирование-партнерство. 1
85. Ресурсы и виды власти. 1
86. Власть и господство. 1
87. Легитимность власти и ее типы. 1
88. Признаки падения легитимности власти. 1
Самостоятельная работа обучающихся:
Гражданское общество и правовое государство.
Глобальная система и процессы глобализации.
6
Тема 2.3. Политическая система и политический режим. 14
89. Понятие политической системы общества. 1
90. Основные элементы политической системы. 1
91. Механизм функционирования политической системы. 1
92. Функции политической системы. 1
93. Политический режим как система методов осуществления политической власти 1
94. Элементы политического режима. 1
95. Типы политических режимов. 1
96. Тоталитаризм. 1
97. Авторитаризм. 1
98. Демократия. 1
99. Политический плюрализм. 1
100. Избирательные системы. 1
101. Значение избирательных систем и их типология. 1
102. Выборы в демократическом обществе. 1
Самостоятельная работа обучающихся:
Институциональное измерение политики.
Федеративное устройство России.
7
Тема 2.4.Политические институты. 14
103. Понятие политического института. 1
104. Государство как фундаментальный институт политической системы. 1
105. Происхождение, сущность и основные признаки государства. 1
106. Функции государства. 1
107. Типы и формы государства. 1
108. Правовое государство 1
109. Соотношение правового государства и гражданского общества 1
110. Тенденции развития современного государства. 1
111. Политическая партия как основной институт политической системы. 1
112. Основные признаки и функции политической партии. 1
113. Типология современных политических партий. 1
114. Партийные системы. 1
115. Законодательное регулирование деятельности партий в РФ. 1
116. Типология общественно-политических организаций и движений. 1
Самостоятельная работа обучающихся:
Типология общественно-политических организаций и движений.
7
Тема 2.5. Личность и политика. 25
117. Личность как первичный субъект и объект политики. 1
118. Личность и государство. 1
119. Политический статус личности. 1
120. Лидеры и ведомые. 1
121. Политическая элита. 1
122. Политическая социализация. 1
123. Содержание процесса политической социализации. 1
124. Типы политической социализации. 1
125. Характерные черты и основные функции политической культуры. 1
126. Структура политической культуры. 1
127. Формы и типы политического поведения. 1
128. Политическая активность и политическая иммобильность. 1
129. Типы политической культуры. 1
130. Политические права и свободы личности. 1
131. Частное и публичное право. 1
132. Основные конституционные права и обязанности граждан РФ. 1
133. Право граждан участвовать в управлении делами государства. 1
134. Обязанность защиты Отечества. 1
135. Право на интеллектуальную собственность. 1
136. Личные неимущественные права граждан. 1
137. Понятие политической идеологии. 1
138. Свойства идеологии и ее функции. 1
139. Типы идеологий. 1
140. Роль СМИ в политической жизни общества. 1
141. Характер информации, распространяемой по каналам СМИ. 1
Самостоятельная работа обучающихся:
Политическая культура и социализация.
Основные идеологические течения в современном мире.
7
Раздел 3. Мировое сообщество и Россия. 26
Тема 3.1. Социально-политические процессы в России. 12
142. Общая социологическая характеристика современного российского общества. 1
143. Эволюция политической системы России. 1
144. Государственное устройство и государственные символы России. 1
145. Система государственных органов РФ. 1
146. Местное самоуправление. 1
147. Правоохранительные органы РФ. 1
148. Партийная система в России. 1
149. Избирательная система в России. 1
150. Особенности российской политической культуры. 1
151. Особенности российской политической социализации. 1
152. Российское общество: основные направления реформирования и стратегия развития. 1
153. Мировая политика и международные отношения. 1
Самостоятельная работа обучающихся:
Мировая политика и международные отношения
5
Тема 3.2. Тенденции развития мирового сообщества. 13
154. Глобальный уровень общества. 1
155. Внешняя политика. 1
156. Мировой политический процесс. 1
157. Тенденции развития мирового сообщества 1
158. Глобальные проблемы социально-политического характера. 1
159. Мир как отношение между народами и государствами 1
160. Россия в системе международных отношений 1
161. Международное гуманитарное право. 1
162. Международная защита прав человека. 1
163. Глобальные проблемы современности и пути их решения. 1
164. Терроризм как важнейшая международная угроза обществу. 1
165. Международные конфликты и безопасность. 1
166. Контрольная работа №2 по разделу «Основы политологии» 1
Самостоятельная работа обучающихся:
Международные конфликты и безопасность. 2
167-
168 Дифференцированный зачёт. 2
Итого 168
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины происходит в учебном кабинете (аудитории).
Оборудование учебного кабинета: cтандартные оборудованные лекционные аудитории, аудитории для проведения интерактивных лекций.
Технические средства обучения: мультимедийные установки, экран.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:
1.Боровик В.С., Креиов Б.И. Основы политологии и социологии. Учеб. пособ. для средн. профес. учеб. заведений.- М.: Высш. шк,. 2001.
2.Кравченко А.И. Социология.-СПб.:Питер,2007.-432с.
3. Касьянов В.В. Социология. Ростов-Н-/Д:МарТ,2006.-512с.
4.Социология/под ред.В.Н. Лавриненко.- М.: ИНТИ-ДАНА,2005.-407с.
5.Радугин А.А. Социология /П.С.Емшин.-СПб.:2006.-400с.
6.Политология. Бабков В.А./Браш Н.Н.:2000.-348с.
7. Грязнова А. Г. Политология.-3-е изд., перераб. и доп.-М.: ИНФРА-М, 2010.-396с.
8. Козырев Г. И. Политология.- М.: ФОРУМ; ИНФРА-М, 2010.-368с.
Дополнительные источники:
1.Губаева Г.А. Социология. М.:МАЭП, ИИК, Калита, Собрание, 2006.-304с.
2.Тщенко Ж.Т. Социология: - М.: Прометей, Юрай,2007.-511с.
3.Кравченко А.И. Социология: хрестоматия. - Екатеринбург: Деловая книга,2008.-368с.
4.Мостовая И.В. Зачёт по социологии в кармане.- Ростов-Н-/Д: Феникс,2004.-320с.
5.Хьелл Л., Зиглер Д. Психология личности. - СПб.: Питер,2006.-607с.
6. Политология. Курс лекций, Сирота Н.М. - СПб: Питер, 2006 г.
7. Политология: Учебник для Вузов, Мухаев Р.Т., М.:, Юнити-Дана, 2005г.
8. Политология: Учебное пособие д/Вузов, Воробьев К.А. - М.:,Академ.Проект, 2005 г.
Интернет-ресурсы:
1.www.nhtk-edu.ru/…i/osnovi-sotsiologii-i-politologii2. www.collegemvd.by/sgd_materials_oso.html3. www.mkgt.ru/…06 Основысоциологиииполитологии.pdf4. volhonchino2008.narod.ru/soc.docx4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контрольи оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Раздел 1. Основы социологии.Тема 1.1. Социология как наука.
Студенты должны:иметь представление:
- об основных этапах становления социологии как науки;
- о специфике предмета социологии;
- о функциях социологии;
- о методах социального познания и методике конкретно-социологических исследований;
знать:содержание понятий: "социальное", "предмет социологии", "методы социологии";
Тема 1.2. Социологические концепции личности.
Студенты должны:иметь представление:
- о специфике социологического подхода к изучению взаимодействия личности и общества;
- о процессе социализации личности;
знать:
- общие положения ролевой теории личности;
- общее понятие о механизме регуляции социального поведения;
- социальные нормы, типы санкций;- содержание категорий "личность", "социальный статус", "социальная роль", "социализация", "социальный контроль", "социальные нормы", "социальные санкции", "девиация", "конформное поведение"; Тема 1.3. Базисные элементы социальной жизни.
Студенты должны:иметь представление:
- о специфике социологического подхода к изучению солидарных и конфликтных взаимодействий;
- о различных типах мотивации (по М. Веберу);
знать:
- основные формы социального взаимодействия;
- основы регуляции социального взаимодействия;
- общие положения о причинах, функциях, типологии социальных конфликтов и способах их разрешения; -содержание понятий: "социальное действие", "мотивы и мотивация социального действия", "социальная связь", "социальный контакт", "социальное взаимодействие", "интеракция", "адаптация", "сотрудничество (кооперация)", "соперничество (конкуренция)", "социальный конфликт";
уметь:конструировать модель управления конфликтом.
Тема 1.4. Социальные институты.
Студенты должны:иметь представление:
- о специфике и функциях основных социальных институтов: семьи, образования, религии, собственности, государства, культуры;
знать:
- основные признаки и элементы социального института;
- содержание понятий: "социальная потребность", "социальный институт", "институционализация", "образование", "религия", "церковь", "сакрализация", "секуляризация", "культура", "ценности";
Тема 1.5. Общество как социальная система.
Студенты должны:иметь представление:
- о специфике социологического подхода к изучению общества, социальных общностей и групп;
- о теории социальной стратификации и основных типах стратификационных систем;
- о видах социальной мобильности;
знать:
- признаки общества как социокультурной системы;
- формы социального процесса;
- отличительные признаки социальной общности и социальной группы;
- особенности социальных и этнонацинальных отношений;
- содержание категорий: "общество", "социальный процесс",, "прогресс", "эволюция", "этносы", "нация", "класс", "страт", "стратификация", "социальная мобильность", "социальные движения". Раздел 2. Основы политологии.Тема 2.1. Политология как наука.
Студенты должны:иметь представление:
- об основных этапах формирования политологии как науки;
- о предмете и методах политологии;
- о функциях политологии;
- о месте политологии в системе наук об обществе;
знать:содержание понятий: "политология", "политика";
уметь:составлять аннотации к публикациям и рефератам.
Тема 2.2. Власть и политика как общественные явления.
Студенты должны:иметь представление:
- о происхождении, сущности и значении политики;
- о типах легитимности власти;
знать:
- структуру политики;
- ресурсы и элементы власти;
- содержание понятий: "политика", "субъекты политики", "политическая элита", "политическая бюрократия", "политическое сознание", "власть", "ресурс власти", "господство", "легитимность";
уметь:самостоятельно определять проявление политических отношений;
Тема 2.3. Политическая система и политический режим.
Студенты должны:иметь представление:о механизме функционирования политической системы;
знать:
- основные типы политических режимов;-основные типы избирательных систем; - содержание понятий: "политическая система", "политический режим", "тоталитаризм", "авторитаризм", "демократия", "политический плюрализм", "избирательная система", "мажоритарная избирательная система", "пропорциональная избирательная система", "электорат".
уметь:
- определять тип политического режима по его характерным признакам;- определять тип избирательной системы по способу определения результатов выборов.
Тема 2.4. Политические институты.
Студенты должны:иметь представление:
- об основных теориях происхождения государства;
- о тенденциях развития современного государства;
- о правовом государстве и гражданском обществе;
знать:
- признаки государства;
- формы и функции современного государства;
- основные признаки политической партии;
- типы современных политических партий и партийных систем;
- типы современных социальных и политических движений;
- содержание понятий: "государство", "суверенитет", "монархия", "республика", "парламентская республика", "президентская республика", "федерация", "конфедерация", "политическая партия", "латентность", "лобби", "клиентелы", "партийная система", "социально-политическое движение".
уметь: определять тип государства по его характерным признакам;
Тема 2.5. Личность и политика.
Студенты должны:иметь представление:
- о содержании процесса и типах политической социализации личности;
- об основных типах политической культуры;
- об основных типах идеологии;
знать:
- характерные черты, функции и структуру политической культуры;- содержание понятий: "политическая социализация", "политическое участие", "политическая деятельность"; "политическая активность", "политическая иммобильность", "политическая культура", "политическая идеология";
- основные формы политического поведения;
- содержание основных политических прав и свобод личности;
Раздел 3. Мировое сообщество и Россия.Тема 3.1. Социально-политические процессы в России.
Студенты должны:иметь представление:
- о содержании и тенденциях социально-политических процессов в России;
- об особенностях российской партийной системы и общественно-политических движений России;
- об особенностях политической культуры в современной России;
- об особенностях политической социализации в России;
знать:государственное устройство и государственную символику России;
Тема 3.2. Тенденции развития мирового сообщества.
Студенты должны:иметь представление:
- о структуре, противоречиях и тенденциях развития мирового сообщества;
- о месте России в системе международных отношений.
знать:содержание понятий: "международные отношения", "внешняя политика", "безопасность", "терроризм". Фронтальный опрос.
Зачет в конце семестра.
Индивидуальный опрос.
Зачет в конце семестра.
Фронтальный опрос.
Зачет в конце семестра.
Написание реферативных сообщений.
Зачет в конце семестра.
Индивидуальный опрос.
Зачет в конце семестра.
Коллоквиум.
Зачет в конце семестра.
Фронтальный опрос.
Зачет в конце семестра.
Фронтальный опрос.
Зачет в конце семестра.
Фронтальный опрос.
Зачет в конце семестра.
Творческая работа по теме: «Глобальные проблемы и пути их решения».
Зачет в конце семестра.
Итоговое тестирование.
Дифференцированный зачет в конце семестра.
Разработчики:
ОБПОУ «САТТ им.Рокоссовского
Ушаковский филиал преподаватель Т.В.Шишлянникова (место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
___________________ _________________ _____________________
Эксперты:
____________________ ___________________ _________________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)