Психологический тренинг для молодых семей «О семейных ценностях»
Средняя общеобразовательная школа им. С. ЖаксыгуловаПсихологический тренинг для молодых семей
«О семейных ценностях»
Подготовила:
педагог – психолог
Мухтарова Айжан Амангельдыевна.
2014-2015 учебный годПсихологический тренинг для молодых семей:
«О Семейных ценностях».
Цель: актуализация ценности семьи, особенности семей.
Задачи:
создание в группе доброжелательной, доверительной атмосферы в группе,
вызвать интерес у участников и настроить их на работу в группе,
предоставить участникам возможность лучше узнать друг друга,
формирование умения слушать и давать обратную связь,
способствовать формированию целостности семьи,
актуализация жизненных ценностей семьи.
Ожидаемый результат:
развитие рефлексивных особенностей,
снятие напряжения,
развитие эмпатии,
выявление семейных ценностей,
сплочение членов семьи.
Форма проведения: тренинг.
Участники: группа не более 16 – 18 человек.
Необходимые материалы и оборудование: листы бумаги писчей, скотч, листы бумаги на каждого участника, карандаши цветные и простые, ластики, фломастеры, 2 газеты, ножницы, интерактивная доска, ноутбук, фотоаппарат, камера, конфеты, заготовки «Дерева семейных ценностей», музыкальная фонограмма.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:
1. Приветствие. Время: 2 мин
Здравствуйте! Очень приятно Вас видеть здесь таких заботливых, таких внимательных и таких любящих!
У каждого человека есть безусловные ценности, то есть то, что при любых обстоятельствах он будет хранить, защищать, отстаивать.
В разные времена у разных народов эти ценности могут быть разными, но есть одна ценность, которая значима для любого народа в любое время. Это семья. Ученые считают, что человек стал настоящим человеком, когда сформировалась семья. Именно в семье человек получает любовь и заботу, первые уроки доброты и ответственности, именно семья становится для человека, потерявшего себя опорой и надеждой на возрождение.
Сегодня наша встреча посвящена отношениям в семье.
Вместе с вами мы раскроем секреты счастливой семейной жизни.
2. Представление участников.
Цель: знакомство, раскрепощение участников.
Каждый участник называет свое имя и говорит несколько слов о своей семье.
3. Упражнение «Локотки». Время: 5 мин.
Цель: создать благоприятный климат и доверительную обстановку в группе, развивать у участников тренинга навык взаимодействия.
Участникам предлагается встать в шеренгу и рассчитаться на первый, второй, третий. Задача участников - поздороваться с каждым из группы, но не просто так, а особенным способом: нужно прикоснуться друг к другу локтями, посмотреть в глаза и сказать что-нибудь приятное. При этом, участники под номером один кладут руки за голову, под номером два - на талию, под номером три - на колени.
При обсуждении упражнения выясняется, как было легче общаться. Участники должны прийти к выводу, что наиболее приятно, легко и эффективно общаться «на равных».
4. Упражнение «Продолжить фразу…» Время: 5 мин.
Участники по кругу продолжают фразу, заданную ведущим:
«Я не люблю когда…..»
«Я люблю когда…..»
«Мне радостно, когда...»
«Мне грустно, когда...»
«Я сержусь, когда…»
“Я горжусь собой, когда…”
«Я мечтаю о том, что …». Каждый член группы рассказывает о том, какие мечты появляются у него чаще всего и с чем они связаны. Рассказ идет по кругу.
«Самые счастливые события в жизни»
Участникам группы предлагается вспомнить самые счастливые события в жизни
и перечислить их.
5. Упражнение «Идеальный муж и идеальная жена»
(музыкальное сопровождение). Время: 15 мин: (работа 2-х групп: муж -жена)
Мужья отдельно от жен составляют список, который характеризует идеальную жену.
Жены, объединившись, составляют свой список характеристик идеального мужа.
После этого списки зачитываются. Участникам предлагается обсудить являются ли они таковыми, что из списка им бы хотелось взять в первую очередь, чтобы приблизиться к образу «Идеального мужа, либо идеальной жены».
Вывод: ИДЕАЛА в мире нет, и недостатки есть у всех, но от этого мужья не перестают любить жен, а жены мужей.
Упражнение заканчивается тем, что составленные списки разрываются, а пары (муж - жена) обнимаются.
6. Упражнение «Рисуем герб семьи». Время: 15 мин.
Участники должны создать герб своей семьи. Герб надо красиво оформить.
Геральдика - наука о гербах - одна из вспомогательных исторических наук. Возникла она в Германии, и у нее есть свои законы. Например, грифон - символ могущества и власти - на гербе Севастополя должен быть только серебряного цвета, так как серебро символизирует невинность и доброту. А красный цвет поля – символ храбростиС давних пор люди составляют гербы своей семьи из разных символов, которые отражают главную ценность семьи. Участникам в парах “родитель – ребёнок” предлагается нарисовать свой герб, это не обязательно должно быть что-то конкретное, может быть сочетание цветов, геометрических фигур, цветовых пятен и др.
Пришло время нам придумать герб и разместить их на своём листе бумаги. Ведущий раздает участникам игры бумагу формата А4, которая играет роль щитов, цветные карандаши, мелки и фломастеры.
Рисование должно быть совместным.
Мы держим в руках могучие средство защиты, источники силы и вдохновения – ваши гербы. В них – мудрость и прозорливость, личный опыт и опыт предыдущих поколений. В этих гербах отражены высота устремлений и жизненно важные ценности.
Рефлексия. При этом необходимо спросить участников об их чувствах во время рассказа о своём гербе (когда все участники выскажутся, группе предложить – если есть желание, что-то изменить в своём гербе).
каковы ваши впечатления от этого упражнения?
о чем побудило задуматься создание герба?
7. Игра «Угадай, у кого конфета», «Кого затронули»
(или: «Кто съел конфету»). (музыкальное сопровождение). Время: 8 мин.
Просим вас закрыть глаза и сложить ладони «лодочкой», затем он проходит и вкладывает в ладони трех-четырех участников мелкие конфетки. После того как их положили в ладошки, играющим надо быстро засунуть их за щеку и вести себя так, чтобы другие не заметили «сладкое» выражение лица. В таком варианте отпадает необходимость в призах, а участникам легче выполнять задачу, так как не надо следить за руками, чтобы их случайно не расцепить.
Когда по команде все откроют глаза, каждый может высказать не больше трех подозрений по отношению к другим участникам.
Такая игра хорошо сближает участников и способствует развитию коммуникаций в группе.
8. Упражнение «Мы такие разные». Время: 8 мин.
Итак, перед вами пять фигур: круг, квадрат, треугольник, зигзаг, прямоугольник.
- Посмотрите на них внимательно и выберите для себя ту фигуру, которая вам больше всего нравится, нарисуйте её у себя на листочках. Не страшно, если фигуры получатся не совсем, такими как у меня, ведь мы все разные, и рисунки наши тоже могут быть не похожи.
Презентация «Геометрический тест»
9. Упражнение «Дерево семейных ценностей». Время 8 мин.
Цель: определение и ранжирование семейных ценностей.
Упражнение выполняется в парах (муж - жена). Каждая пара получает заготовку «Дерева семейных ценностей» и примерный перечень возможных ценностей (чтобы участникам было легче сориентироваться).
Задача участников – ранжировать ценности:
– в корневую систему помещают самые важные, от которых не откажутся ни при каких условиях.
- в ствол – важные, но от которых в некоторых случаях можно отказаться.
- в крону – желаемые, но не обязательные ценности.
Участникам объясняется, что они могут воспользоваться подсказкой из перечня, могут что – то добавить свое.
Перечень возможных семейных ценностей.
Уважение, забота о каждом члене семьи, семейное проведение праздников, финансовая обеспеченность, здоровье, любовь, взаимопонимание, общие цели, семейные традиции, общее хобби, образование, связь поколений, совместное проведение выходных, праздничных дней, комфортабельное жилье, дети, занятия спортом, высокооплачиваемая работа, наличие общих друзей, совместные путешествия, знания, преданность, достоинство, творчество, честь, красота, счастье, развлечения, физическая сила, совместный труд, принципы, магистратура, верность, карьерный рост, доверие.
Представление результатов работы. Сравнение разных деревьев, выявление сходств.
10. Я думаю, наши верные спутницы заслужили звание Прекрасной Дамы, и вам, дорогие супруги, предоставляется право подарить своим Прекрасным Дамам комплимент. Мужчины, прошу вас, думайте, пока звучит песня.Звучит песня «Давайте говорить друг другу комплименты».
11. Интерактивное общение «Только ты…» (Во время красивой романтичной мелодии или песен о любви, пары дополняют фразы, написанные на листиках)
ТОЛЬКО ТЫ …
… можешь быть любящим настолько...
... можешь говорить "люблю" так, что я…
…можешь смотреть на меня с таким теплом, что я...... можешь смущаться тогда, когда я...…можешь тратить время на то, чтобы…
... можешь любить меня, не смотря на то, что я…
... можешь любоваться тем…
… можешь оставлять силы на то, чтобы…
... можешь держать мою руку так…
... можешь быть таким теплым, что…
... можешь смотреть на меня так, что…
... можешь любить с такой силой…
12. Презентация «19 правил счастья»
13. Рефлексия. Время: 10 мин.
- Чем полезна именно для вас данная встреча?
- Что является самым важным из того, чему вы научились в группе?
- Ваши пожелания.
«Дарите радость людям!» - хороший секрет счастливой жизни любого человека.
А какой же секрет семейной жизни?
Все так же очень просто: ДАРИТЬ ДРУГ ДРУГУ РАДОСТЬ!
Для чего люди создают семью?
Ведь если задуматься – ответ-то на поверхности: чтобы жизнь была полная, радостная, самая счастливая, более осмысленная для каждого!
14. Ритуал прощания.
Мы завершаем наше тренинговое занятие. Спасибо, мне было приятно с Вами заниматься