Технологическая карта урокалитературы М.А.Булгаков Белая Гвардия
Технологическая карта урока по литературе. 12 класс.
Тип урока:новый материал.
Технология: Система преподавания литературы как предмета, формирующего человека на основе личностной ориентации педагогического процесса.
Тема: Первое знакомство с книгой. (Встреча с романом «Белая гвардия» и ее автором.)
Цели:
формировать культуру работы с книгой художественной литературы;
учить применять теоретико-литературные понятия при анализе текстов литературного произведения (ключевые слова, тема, проблема, сюжет, герои);
формировать универсальные учебные действия (УУД): познавательные, личностно-ориентированные, коммуникативные, регулятивные;
формировать представление о духовно-нравственных законах мира;
учить проводить самооценку и рефлексию, высказываться в устной и письменной форме.
№ Этапы урока. Деятельность учителя Деятельность ученика Формируемые УУД.
1 Организационный момент (самоопределение к деятельности). Подготовка класса к работе.
Знакомство. (слайд1.)
Мотивация.
1.Организует вступление-беседу, работу со словом «встреча». (слайд 2).
2.Задает проблемные вопросы классу и работает с ИК (слайд 3):
-с чего начинается встреча?
-как может развиваться?
-на что мы волей-неволей обращаем внимание, знакомясь с человеком? Подготовка к работе.
Читают слайд, обдумывают, высказывают свое мнение.
Отвечают на вопросы, просматривают ИК.
Познавательные:
логические – анализ объектов с целью выделения признаков;
решение проблемы поискового характера.
Личностно-ориентированные:
умение вести диалог на основе равноправных отношений; умение использовать личный опыт для решения учебной задачи.
Коммуникативные:
Следить за обсуждением вопроса, формулировать собственное мнение.
2
3 Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
Формулировка учебной задачи и ее рассмотрение.
1.Предлагает сформулировать тему.
-Можно сказать, что если все это увидеть, понять в человеке, то встреча состоялась?
-Итак, мы не прошли мимо… А дальше нам решать: хотим мы еще встреч или нет, а если вынуждены встречаться, то как себя вести.
Вот позвольте проверить вашу внимательности. Разговор наш идет уже довольно долго, а мы не записали на рабоч. Листках тему урока. Ваши предложения…
2.Осуществляет переход от общих рассуждений по теме к теме урока литературы. Чтение – диалог – встреча(слайд 4).
-У нас урок литературы, где главное – чтение. Чтение книг.
- Можно ли получившуюся у нас ИК применить в случае встречи с книгой? (слайд 5).
3.Учебная задача.
-У вас болен друг, подруга, попросили книгу почитать, чтобы она была жизненная, ну и как-то пересекалась с современностью. Вы зашли в библиотеку или к друзьям, взяли первую попавшуюся книгу с полки. -И ваша цель - …?
(слайд 6)
Ваши действия, чтобы быстро составить представление о книге – общее впечатление?
-Обведите кружочком, чтобы вы стали делать с книгой. Формулируют тему, записывают, уточняют.
Анализируют слайд «Встреча», проводят аналогии.
Анализируют ИК. Высказывают предположения.
Формулируют цель, записывают в рабочий листок. (узнать о чем… познакомиться с книгой и автором)
Анализ таблицы. Личностные:
Умение вести диалог на основе равноправных отношений; понимание связи личной жизни человека и круга его чтения;
Регулятивные:
Определять тему, цели урока. Планировать пути решения задачи.
Коммуникативные:
Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем
Познавательные: выбирать и применять способы работы с книгой.
3 Рассмотрение
способов решения учебной задачи. 1.Предлагает выбрать оптимальные способы решения задачи из предложенных в раб. листе.
2.Предлагает книгу. (роман «Белая гвардия» М.А. Булгакова. (Слайд 7). Самостоятельно выбирают этапы решения, обводят в кружок.
Уточняют и записывают тему урока Регулятивные:
логические – анализ объектов с целью выделения признаков;
решение проблемы поискового характера; уточнение темы и цели.
4 Решение первой учебной задачи – анализ фрагментов текста. 1.Организует работу индивидуальную и в парах (самостоятельно), а также фронтальную работу.
- У вас на парте макет книги. Только макет с несколькими страничками и иллюстрации.
-Посмотрим, действительно ли достаточно тех действий, которые вы указали, чтобы определить
-о чем?(тема) Кто?( Герои) Где и что? (сюжет, место, время) Как? (Язык). С какой целью(проблема, авторская позиция). (Слайд 8)
Начнем вместе. Далее самостоятельно.
Работа с названием по ИК и первой страницей по таблице совместная (фронтальная). Записи на рабочих листках.
Самостоятельная работа по пунктам.
Познавательные: Анализ объектов, установление причинно-следственных связей,
исторических и литературных процессов;
применение историко-литературных знаний в анализе художественного текста;
выстраивание аналогии между темами и проблемами разных литературных произведений; применение теоретико-литературных понятий для анализа фрагментов произведения;
работа с эпиграфом произведения; анализ фрагмента текста;
определение ключевых слов и слов-образов текста произведения и на основе анализа определение темы и проблемы художественного произведения; выявление авторского отношения к изображаемым событиям и авторской позиции в тексте.
Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации
5 Самооценка. -Достаточно того, что выбрали из предложенного изначально или же лучше все, чтобы составить представление о книге?
-Оцените свое первое предложение.Запишите в графе «Ваша оценка».
Представление эталона.
Показывает пирамидку, комментирует как итог совместной работы. Оценивают себя. Заполняют таблицу.
Сравнивают со своим результатом. Регулятивные:
оценивание результатов деятельности (своей – чужой), анализ собственную работу.
Коммуникативные:
Сотрудничество с учителем в процессе оценивания своей работы.
Личностные: умение критически относится к выполненной работе, быть готовым видеть недостатки идостоинства выбора личного пути.
6 Решение второй учебной задачи. 1.Слово учителя:
-Часто приходится слышать о книгах: «зачем… когда это было… старо…»
2.Постановка задачи:
-Актуален ли роман сегодня?
3.Организует просмотр оживших иллюстраций.
4.Помогает тем, кто затрудняется в письменном ответе.
Вступают в беседу.
Слушают вопрос.
Смотрят видео по роману.
Оформляют развернутый письменный ответ на вопрос. Личностные: действия смыслообразования
( потребность в самовыражении и самореализации).
Коммуникативные: формулирование собственного мнения и позиции; с точностью и достаточной полнотой выражение своих мыслей.
Познавательные: формулирование выводов по прочитанному тексту;
оформление письменного развернутого ответа на вопрос; осмысление содержания:
7 Рефлексия. 1.Беседа:
- захотелось ли вам познакомиться поближе с романом, а с фильмом?
- Можете ли вы сказать, что каждй человек подобен книге, и вы теперь понимаете, как знакомиться с человеком, с автором, с книгой.
2.Предлагает отметить в рабочем листке в последнем задании те ответы, которые имеют отношение личности отвечающего ученика. Участвуют во фронтальной беседе.
2.Работают с заданием по рефлексии.
Познавательные:
установление связей с различными областями знаний человека и наук.
Личностные:
осмысление полученых знаний и приемов работы.
Роман М. Булгакова «Белая гвардия» может дать мне (поставь галочку):
умение видеть уроки истории и оценивать события современности,
знание по истории,
знание психологии человеческих отношений,
возможность лучше понимать людей, выстраивать отношения и общение с окружающими,
знание духовно-нравственных законов этого мира,
возможность понимать себя и формировать свои жизненные принципы,
возможность общения с интересным, умным человеком,
умение различать прекрасное и безобразное, добро и зло.