Развитие воображение и речи по словесному образу через рисунок на уроках литературного чтения


Развитие воображения и речи по словесному образу
через рисунок на уроках литературного чтения
Пивоварова Наталья Дмитриевна, учитель начальных классов
МКОУ «СШ № 7 городского округа город Михайловка Волгоградской области»
В рамках нового Федерального государственного образовательного стандарта разработана Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и определен современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Литература, как ни какой другой предмет, является основой нравственного воспитания ребенка. Одной из задач предмета «литературное чтение» это формирование навыков анализа художественных текстов разных родов и жанров и нравственных представлений учащихся через осмысление общечеловеческих и национальных основ нравственности.
В развивающей системе Л.В.Занкова есть возможность выбора учебника литературного чтения. Мой выбор остановился на учебнике «Литературное чтение» Лазаревой Валерии Алексеевны, в котором прослеживается система нравственного развития ребенка на ценностях русского народа, уделяется углубленное внимание эстетическому и нравственному развитию наших детей, что отвечает новым государственным стандартам, где главным в образовании является системно-деятельностный подход.
Автор учебника Лазаревой Валерии Алексеевны, в своих лекциях приводит слова методиста Марии Александровны Рыбниковой: «Литература – это вид искусства, поэтому на уроке литературы надо работать на уровне искусства и по возможности его методами». Литература – вид искусства, а в основе искусства лежит художественный образ. Само слово образование – отглагольное существительное с корнем образ- , оно содержит информацию о процессе, в основе которого формируется образ человека, с его родовыми человеческими качествами: доброта, сострадание, трудолюбие и другие. Это определяет содержание современного урока литературного чтения: творческая деятельность по анализу художественного произведения.
Методы работы современного урока литературного чтения должны быть продуктивными: исследовательскими, поисковыми, эвристическими.
В ходе анализа художественного произведения происходит освоение эмоционально-образной информации и присвоение нравственных ценностей. Поэтому содержание и методы современного урока определяют и формы организации учебной деятельности учащихся. Одной из таких форм является рисунок – как один из видов творческой деятельности. Этот методический прием традиционно используется в начальной школе как «устное словесное рисование». Но гораздо лучше рисовать по-настоящему, карандашами, красками. Потому что рисование, по мнению Л.С.Выготского, является ведущим видом творчества в детстве, это особый вид речи. Рисование зрительных образов, возникающих при чтении текста, это перевод авторского образа на свой язык. Дети любят рисовать, а некоторым проще нарисовать, чем сказать словами. По моему опыту, и по словам родителей, учащиеся с медленным темпом чтения, застенчивые, стеснительные с удовольствием, выполняют такие творческие задания. А чтобы правильно и хорошо нарисовать, надо внимательно слушать, читать и перечитывать текст(!).
Технологически место этого приема – при повторном чтении, для уточнения первоначального читательского восприятия. Именно через рисунки учитель получает очень важную информацию о том, как ученик-читатель представляет авторский образ, как ребенок вчитывается в текст, видит художественные детали, вычитывает и извлекает эмоционально–образную информацию.
Рисунок – это средство формирования универсальных учебных действий: видение информации, умение добывать ее и работать с ней.С помощью рисунка мы запускаем воображения наших учеников, но важно уточнить, что когда дети рисуют сами – это творческое воображение, а когда рисуют образ, созданный автором, это воссоздающее воображение.
Самый большой дефект восприятия художественного текста, когда читатель подменяет авторский образ своим. Например, рисунок к произведению В.Драгунского «Девочка на шаре». У автора читаем: «…И вдруг на арену выбежала маленькая девочка. Я таких маленьких и красивых никогда не видел. У неё были синие-синие глаза, и вокруг них были длинные ресницы. Она была в серебряном платье с воздушным плащом, и у неё были длинные руки, она ими взмахнула, как птица, и вскочила на этот огромный голубой шар, который для неё выкатили…». Когда начинаем анализировать рисунки, то особенно страдает наряд девочки. Предлагаю иллюстрацию из книги. Что вы можете сказать об извлечении эмоционального-образного восприятия авторского текста?
Это показатель того, что читатель не вошел в художественное пространство произведения и не смог вызвать работу своего воображения, представить авторский образ.
Предлагаю проследить работу данного приема – рисования – на примере работы над рассказами-миниатюрами Г.М.Цыферова «Как лягушки пили чай» во 2 классе. После знакомства с писателем и названиями его произведений, была проведена парная работа с цепочками слов. Далее в ходе постановки цели урока определена проблема невнимательного чтения текста. Через анализ «неправильного» рисунка включаем воображения детей и пытаемся в ходе работы над аппликацией создать удивительный образ чаяпития лягушек, придуманного Геннадием Цыферовым.
Работа над поставленной проблемой продолжается в работе в группах с другими художественными образами Цыферова. Ребята работают с текстами по ранее выработанному алгоритму, распределив обязанности.
Алгоритм работы с текстом:
Прочитай текст.
Подумай над сюжетом.
Определи героев.
Подумай над деталями образа, определи «рисующие» слова.
Выполни рисунок.
Подумай над названием.
Приступаем к обсуждению выполненных работ по плану:
1. чтение истории
2. рисунок, его детали
3. название
Учитель включается в обсуждение дополнительными вопросами.
1)Покраснел помидорчик на один бок. Теперь - как маленький светофорчик: там, где солнышко взойдёт, бок красный; где луна – зелёный.
- Что делает помидорчик таким необычным? Почему светофорчик?
2)Вышел звёздной ночью гулять ослик. Увидел в небе месяц. Удивился: «А где же ещё половинка?» Пошёл её искать. В кусты заглянул, под лопухами пошарил. Нашёл её в саду в маленькой лужице. Посмотрел и тронул ножкой – живая.
- В чем необычность текста? (автор оживил месяц)
- Как вы представили, что половинка месяца живая?
- Как ослик относится к своей находке?
- О чем же эта история? Перечитаем историю и отметим действия ослика. (О наблюдательности и любознательности, и бережном отношении к окружающему миру)
Выполняем физминутку, изображая действия ослика.
3) Весна уже, а ночами холодно. Мороз студит. Показала верба почки-пальчики и надела на них меховые варежки.
- Как автор оживил вербочку?
- Что вас удивило в этой истории?
Подводим итог групповой работе.
- Какую проблему мы озвучили в начале урока?
- Какие задачи мы ставили на уроке?
На протяжении всего урока, после каждого этапа, дети оценивали свою работу по шкале успешности.
Следующий этап урока – ресурсный круг. Дети встают по кругу. Это можно сделать по группам и отвечают на вопросы по выбору:
- Выскажите свое мнение, чем для вас интересны эти истории?
- В чем необычность этих текстов, того мира, который увидел автор?
- Что удивительного вы узнали, почувствовали на уроке?
Домашнее задание детям предлагается по выбору:
- чтение другие истории из книги «Как лягушки чай пили» на страницах 87-88 учебника;
- найти и прочитать другие истории из этой книги Геннадия Цыферова;
- нарисовать рисунки к историям;
- придумать продолжения рассказов Геннадия Михайловича;
- сочинить свою удивительную историю про самые обычные предметы.
Данный опыт показывает возможность формирования представлений учащихся о способности автора изобразить «внутренний мир» героев. Создание учащимися рисунков «правильных» и «неправильных» к произведениям позволяет внимательно вчитываться в текст, даёт возможность вызвать удивление самыми обыкновенными вещами, помогают увидеть красоту там, где ее обычно не замечают. С помощью рисунка как методического приема развиваем воображение и речь ребят, можно выявить точность и глубину понимания учениками-читателями главной мысли и идейного смысла произведения.